Совет безопасности оон сообщение

Обновлено: 01.06.2024

ТАСС-ДОСЬЕ. Совет Безопасности (СБ) - один из пяти главных органов Организации Объединенных Наций. Он несет ответственность за поддержание международного мира и безопасности, правомочен вводить санкции и предпринимать действия, связанные с применением вооруженной силы, направлять в зону конфликта посредников, наблюдателей, миссии, учреждать специальные суды для наказания виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечности, утверждать кандидатуру на должность генерального секретаря, давать рекомендации о приеме новых членов.

Совбез состоит из 15 членов: пяти постоянных и десяти непостоянных. Постоянные члены - Китай, Россия, Великобритания, США и Франция.

Непостоянные члены избираются Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок, пять из них подлежат переизбранию ежегодно. Чтобы быть избранным, необходимо получить 2/3 голосов присутствовавших делегатов Генассамблеи. В настоящее время непостоянными членами СБ являются Ангола, Венесуэла, Иордания, Испания, Литва, Малайзия, Нигерия, Новая Зеландия, Чад, Чили.

Деятельность Совбеза организована так, чтобы он мог функционировать непрерывно, поэтому государства-члены СБ имеют постоянных представителей. При обсуждении особо важных вопросов заседания могут проходить на уровне министров иностранных дел.

Постоянные члены обладают правом вето, непостоянные члены принимают участие в голосованиях при принятии решений, но не могут их блокировать. Решение по любому вопросу, кроме процедурного, считается принятым, если за него подано не менее девяти голосов, включая совпадающие голоса всех пяти постоянных членов Совета (принцип единогласия). Решения оформляются в виде резолюций или заявлений от лица председателя СБ. Резолюции имеют силу закона. Заявления не имеют обязательной силы, однако для их принятия также требуется согласие всех 15 членов Совета (консенсус).

Функции председателя поочередно в течение месяца исполняют постоянные представители стран-членов СБ. Они сменяются согласно списку государств-членов СБ, расположенных в английском алфавитном порядке. Председатель СБ наделен организационными полномочиями.

1 сентября 2015 г. председательство в Совете Безопасности ООН переходит к России.

Центральным мероприятием месяца в Совете Безопасности станет открытое министерское заседание по теме "Поддержание международного мира и безопасности: урегулирование конфликтов на Ближнем Востоке и в Северной Африке и борьба с террористической угрозой". По итогам этого заседания, запланированного на 30 сентября, предполагается принять заявление председателя СБ.

Кроме того, Совбез ООН в ходе председательства России обсудит ситуацию в Ливии, санкционный режим в отношении этой страны и продление мандата Миссии ООН по поддержки Ливии.

Продолжится работа по сирийскому "химическому досье", намечено обсуждение гуманитарных аспектов конфликта в Сирии.

Среди других тем - положение в Афганистане, на Ближнем Востоке, в Южном Судане, деятельность Временных сил ООН в Абьее (Судан), а также стабилизация обстановки в Либерии, продлении мандата Миссии ООН и изменение санкционного режима в отношении этой страны.

Совбез ООН заслушает доклад председателя Комитета СБ по санкциям в отношении Ирана и проведет обзор деятельности Регионального центра ООН по превентивной дипломатии в Центральной Азии.

Фото Совет безопасности ООН - это. Совбез ООН и его постоянные члены

Что такое Совбез ООН?

Совет Безопасности ООН - это специальный орган внутри Организации Объединенных Наций, который занимается определением, расследованием и урегулированием любых ситуаций, угрожающих миру на земле. Совет имеет право применять меры к государствам, которые нарушают какие-либо конвенции ООН: например, могут применить экономические санкции или даже одобрить военное вмешательство. Каждый член ООН (то есть - почти каждая страна) обязан следовать указаниям Совбеза.

Кто входит в Совбез ООН? Постоянные члены СБ

В Совет Безопасности входят представители 15 стран: 5 постоянных членов и 10 избранных. Постоянные члены - это Россия , США , Великобритания , Франция и Китай , У этих стран есть право вето на любое решение Совбеза. Остальные десять стран избираются по географическому принципу: пять от Азии и Африки, две от Западной Европы, две от Латинской Америки, и одна - от Восточной Европы.


Зачем нужен Совет Безопасности?


Миротворческая миссия ООН

В 1956 году миротворцы были направлены в район Суэцкого канала, чтобы следить за соблюдением режима прекращения огня. В пустыне, особенно во время песчаных бурь, им надо было как-то выделяться на фоне враждующих сторон. Тогда командование миротворческой миссией и покрасило каски своих солдат в синий - официальный цвет ООН. С тех пор синие каски и береты стали частью формы миротворцев по всему миру, а также их неофициальным прозвищем.


Совбез ООН во время холодной войны

Первые годы существования Совета Безопасности ООН совпали с разгаром холодной войны между СССР и США - государствами, имеющими право вето в организации. В результате, любая резолюция, имеющая какое-то отношение к сферам влияния супердержав оказывалась заблокирована, и деятельность Совбеза сводилась к местным конфликтам, не связанным с международной политикой.

В 1948 году ООН в первый раз отправила миротворцев в современный Израиль, через 8 лет - к Суэцкому каналу. Контингент ООН был отправлен в Демократическую Республику Конго, смог прекратить войну на Кипре, но ни Карибский кризис, ни войну во Вьетнаме, ни вторжение СССР в Венгрию Совбез остановить не смог - конфликты обсуждались Москвой и Вашингтоном напрямую.


Совбез ООН в наши дни

Lana Zaki Nusseibeh, Permanent Representative of United Arab Emirates to the United Nations and President of the Security Council for the month of March. (UN Photo/Eskinder Debebe)

Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Совет Безопасности состоит из пятнадцати членов Организации. Каждый член Совета Безопасности имеет один голос. Члены Организации соглашаются, в соответствии с настоящим Уставом, подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их.

Совет Безопасности играет ведущую роль в определении наличия угрозы миру или акта агрессии. Он призывает стороны в споре урегулировать его мирным путем, и рекомендует методы урегулирования или условия урегулирования. В некоторых случаях Совет Безопасности может прибегать к санкциям или даже санкционировать применение силы в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности.


Содержание

Состав

В состав Совета входят 15 государств-членов — 5 постоянных и 10 непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 каждый год. Соответствующие поправки в Устав ООН были внесены 17 декабря 1963 года резолюцией ГА ООН 1995 (XVIII) (до этого в Совет входило лишь 6 непостоянных членов). Согласно указанной резолюции, 10 непостоянных членов Совета Безопасности избираются по географическому принципу, а именно:

  • пять — от государств Африки и Азии;
  • один — от государств Восточной Европы;
  • два — от государств Латинской Америки;
  • два — от государств Западной Европы и других государств [1] .

Председатели Совета [2] сменяются ежемесячно согласно списку его государств-членов, расположенных в порядке латинского алфавита.

Постоянные члены

Непостоянные члены

В настоящее время непостоянными членами СБ ООН являются:

В исторической ретроспективе чаще других непостоянными членами СБ избирались:

    , Япония — по 20 лет в качестве члена СБ; — 16; , Колумбия — по 13; , Канада, Пакистан — по 12.
  • Бразилия, Япония — по 8;
  • Аргентина, Германия — по 6; , Италия, Испания, Колумбия, Коста-Рика, Мексика, Нигерия, Пакистан, Португалия, Чили, ЮАР — по 4.

Полномочия

На практике деятельность СБ по поддержанию мира и безопасности заключается в определении тех или иных санкций против государств-нарушителей (включая военные операции против них); введении миротворческих формирований в зоны конфликта; организации постконфликтного урегулирования, включая введение международной администрации в зоне конфликта.

Принятие решений

Решения СБ (кроме процедурных) требуют 9 голосов из 15, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. Это означает, что каждому из пяти постоянных членов СБ принадлежит право вето в отношении решений Совета. При этом воздержание постоянного члена от голосования не считается препятствием к принятию решения.

Как правило, решения СБ оформляются в виде резолюций.

Исторические решения Совета Безопасности

Предложения по реформированию Совета Безопасности

В марте 2003 года министр иностранных дел РФ Игорь Иванов заявил, что "Россия неоднократно подчеркивала, что, как любой живой организм, ООН и ее Совет Безопасности нуждается в реформировании в соответствии с теми изменениями, которые в ходе второй половины прошлого века произошли в мире с тем, чтобы отразить реальную расстановку сил в мире и повысить эффективность СБ и ООН в целом" [6] .

15 сентября 2004 занимавший пост Генерального секретаря ООН Кофи Аннан сделал заявление о необходимости реформирования Совета Безопасности ООН. Это привело к настоящей битве за статус постоянных членов Совбеза.

Также на место в совете безопасности претендуют Северная Корея и Израиль. [источник не указан 241 день]

Бразилия, Германия, Индия и Япония уже с середины 1990-х годов настаивают на реформе ООН и расширении Совета Безопасности. В мае 2005 они предложили Генеральной Ассамблее ООН проект резолюции, увеличивающей число членов Совета безопасности с 15 до 25, а количество стран, заседающих в нём постоянно, — с пяти до 11. Кроме самих инициаторов реформы, на постоянное членство рассчитывают два африканских государства. Наиболее вероятные кандидаты — Египет, Нигерия и ЮАР.

Против расширения СБ выступают Китай, США, Россия, Франция и Великобритания. Вашингтон в принципе возражает против увеличения числа членов Совбеза [7] , так как это затруднит процесс принятия решений.

По состоянию на 2010 год, реформирования СБ ООН не произошло.

Критика

Совет безопасности часто подвергается критике из-за права вето его постоянных членов. Любое важное решение, наносящее какой-либо ущерб стране-постоянному члену, может быть заблокировано, а другие члены помешать этому не могут.

Во время геноцида в Руанде в 1994 году в течение нескольких недель были убиты сотни тысяч человек. В адрес Совбеза были высказаны обвинения в том, что он не справился с ситуацией и его санкции оказались без результата.

Почти десять лет спустя, при Дарфурском конфликте, обсуждение проблемы в Совбезе было заблокировано Китаем из-за интересов страны в нефтяном секторе Судана; США блокировали передачу дела в Международный уголовный суд, потому что его не признают. Нарушения прав человека в Судане тем временем продолжались. Только в марте 2005 года Совет безопасности принял решение, чтобы Международный уголовный суд исследовал военные преступления в регионе. Китай и США воздержались при принятии этой резолюции. До этого США добились того, что при рассмотрении дела граждане США, работающие в регионе по поручению ООН, получили иммунитет.

Повторная критика Совбеза возникла в связи с нарушением прав человека во время мирных протестов в Мьянме. Китай не хотел критиковать военную хунту. Имел место конфликт интересов — страна, которая обвиняется в нарушении прав человека, должна наказать другую за такое же нарушение или может предотвратить наказание блокировкой решения в Совбезе.

Читайте также: