Составьте устное сообщение о частице как служебной части речи опираясь на вопросный план

Обновлено: 18.05.2024

Служебные части речи – это слова, служащие для связи слов и частей предложения либо передающие эмоциональные и смысловые оттенки.

У них нет форм, к ним нельзя задать вопросы, и они не являются членами предложения. Это неизменяемые части речи. К служебным частям речи относят предлоги, союзы и частицы.

Предлоги

Предлоги – слова, которые выражают зависимость существительных, прилагательных и местоимений от других слов в словосочетаниях и предложениях.

По составу предлоги могут быть простыми (за, наподобие), сложными (из-за, по-над) и составными (во время, по отношению к). По происхождению предлоги делятся на непроизводные и производные (образованные от других частей речи).

Производные предлоги – это слова других частей речи, утратившие лексическое значение и грамматические признаки.

Виды производных предлогов по происхождению

1. От существительного: ввиду, вследствие, в течение, вместо, вроде, насчёт, по мере, по поводу;

2. От наречия: возле, вокруг, около, позади, после, мимо, напротив, навстречу вопреки;

3. От деепричастия: благодаря, включая, несмотря на, спустя, исключая, начиная, не считая.

Следует отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи, на которые они похожи:

Благодаря брату я избежал проблем. (предлог!)

Благодаря брата за помощь, я не смог сдержать слёз. (что делая? деепричастие!)

Непроизводные предлоги – это предлоги, которые не образованы от других частей речи. Непроизводные предлоги появились очень давно и не имеют аналогов в других частях речи.

Примеры: в, на, под, к, по, из-за, над, с, без, у, до, за, от, из, о, об, пред, при, про, через

Непроизводные предлоги могут выражать:

  • временное значение (придет в среду);
  • причинное значение ( не пойти из-за болезни);
  • объективное значение (узнать о предательстве);
  • целевое значение (приобрести для ремонта).

Типичные ошибки в употреблении предлогов в речи

Данные предлоги используются для выражения пространственных отношений.

  • Положить на верхнюю полку;
  • Спать на кровати;
  • Скакать верхом на лошади.
  • Поехал в Москву – вернулся из Москвы (а не с Москвы);
  • Пошел в школу – пришел из школы (а не с школы);
  • Отдыхали на море – привезли с моря (а не из моря);
  • Ехать в Крым – возвращаться из Крыма (а не с Крыма).

Данные предлоги употребляются только с именами существительными (местоимениями) в форме дательного падежа:

  • Благодаря отзывчивости, вниманию, таланту;
  • Согласно условию, инструкции, указу, договору;
  • Вопреки предсказанию, желанию, ожиданиям;
  • Наперекор судьбе, рассудку, желаниям;

Правописание производных предлогов

Слитно Раздельно
вследствие (грозы) насчет (работы) вместо (пробежки) наподобие (шара) вроде (него) ввиду (болезни) напротив (парка) вдоль (улице) свыше (километра) поперек (дороги) навстречу (матери) согласно (правилам) вопреки (принципам) наперекор (судьбе) несмотря на (холод) невзирая на (боль) благодаря (поддержке) спустя (год) включая (всех) исключая (всех) в течение (дня) в продолжение (вечера) в заключение (выступления) в виде (исключения) в целях (улучшения) в случае (опасности) в силу (обстоятельств) в связи с (ситуацией) за счет (родителей) по мере (поступления) по поводу (поведения) по причине (неудачи)

Союзы

Союзы – слова, которые соединяют однородные члены или части сложных предложений.

Союзы делятся на две большие группы: сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы служат для связи однородных членов в простом предложении и простых предложений в составе сложносочиненных предложений. Подчинительные союзы служат для связи простых предложений в составе сложноподчиненного предложения.

По строению союзы могут быть простыми и составными. Простые союзы состоят из одного слова (и, а, но, да), а составные – из двух и более (как …, так и, для того чтобы).

В роли подчинительных союзов могут выступать относительные местоимения и наречия, в таком случае их называют союзными словами.

Союзы Разряд Примеры
сочинительные соединительные и, да=и, также, тоже, не только …, но и
противительные а, но, да=но, зато, однако
разделительные или, либо, ни …, ни , то ли …, то ли, не то …, не то
подчинительные изъяснительные что, чтобы, как, будто
определительные который, какой, где
временные когда, лишь, едва, пока, как только
целевые чтобы, для того чтобы, с тем чтобы
причинные потому что, оттого что, так как, ибо, ввиду того
условные если, раз, если бы, ежели, когда
уступительные хотя, несмотря на то что, как ни, сколько ни
сравнительные как, как будто, словно, точно
следствия так что вследствие чего

Частицы

Частицы – это слова, добавляющие различные оттенки к значению самостоятельных слов.

По составу частицы делятся на простые (даже, только), сложные (всё-таки, просто-напросто) и составные (хоть бы, того и жди). По значению и функциям частицы подразделяются на две группы – смысловые (выражают оттенки значения) и формообразующие (для образования форм слова), внутри которых выделяются отдельные разряды.

2.постоянные признаки - совершенный вид; непереходный; 1 спряжение; непостоянные признаки - изъянительное наклонение; прошедшое время; множеств.число; 3 лицо.

1.(что делают? )клубятся.начальн.форма-клубиться.

2.постоянные признаки-совершенный вид; непереходный; 2 спряжение; непостоянные признаки - изъяснительное наклонение; настоящее время; множественное число; 3 лицо.

3.пары(что делают? ) клубятся.

1.(что делают? )поют.начальная форма-петь.

2.постоянные признаки-совершенный вид; непереходный; 1 спряжение; постоянные признаки - изъяснительное наклонение; настоящее время; множественной число; 3 лицо.

3.жаворонки(что делают? )поют.

1.(что сделал? )подул.начальная форма-дуть.

2.постоянные признаки-совершенный вид; непереходный; 1 спряжение; постоянные признаки - изъяснительное наклонение; настоящее время; единственное число; 2 лицо.

3.ветер(что сделал? )подул.

1.(что делает? )подул.начальная форма-всплывать.2.постоянные признаки-несовершенный вид; непереходный; 1 спряжение; постоянные признаки - изъяснительное наклонение; настоящее время; единственное число; 2 лицо.3.солнце(что делает? )всплывается.

остальные глаголы,а именно хлынет,встрепенётся,едете,поднимается,будет славная, разберёте по-моему образцу.

афанасий афанасьевич фет- талантливый писатель, поэт. творчество фета характеризуется стремлением уйти от повседневной действительности в "свтлое царство мечты". он много писал о любви и природе. фет- представитель чистой и душевной поэзии. я думаю, что это человек который прожил нелёгкую жизнь и стрмился сделать её, как можно лучше. он особенно мастерски передавал нюансы чувств , смутные , беглые или едва настроения. фета можно назвать певцом природы.

частицы — служебные слова, которые дополнительные различные оттенки значения или членам предложения, или всему предложению в целом или служат для образования форм слова. например: 1. даже малейшая грубость, неделикатно сказанное слово волнуют меня. частица даже, стоящая перед словом малейшая, усиливает его значение. 2. метель не утихала, небо не прояснялось. частица не, стоящая перед сказуемыми, придает обоим предложениям отрицательное значение.

по значению частицы делятся на три разряда: формообразующие, модальные и отрицательные.

формообразующие: бы, пусть, пускай, да, давай, -ка служат для образования форм наклонения глаголов.

частица бы, присоединяясь к форме глаголов, образует условное наклонение, например: нашел — нашел бы.

частицы пусть, пускай и да, присоединяясь к формам глагола 3-го лица, образуют повелительное наклонение: 1. пусть сильнее грянет буря! 2. музы, да разум!

частицы давай, давайте, присоединяясь к форме 1-го лица мн. ч. буд. вр., образуют повелительное наклонение со значением приглашения к совместному действию, например: давай улетим!

частица -ка, присоединяясь к формам повелительного наклонения, смягчает приказание, например: останьтесь-ка вы здесь.

модальныечастицы выражают различные смысловые оттенки, которые говорящий придает своему высказыванию. эти частицы делятся на следующие разряды:

вопросительные: разве, неужели, ли, например: разве вы не любите заниматься спортом?

восклицательные: что за, как, например: что за уха! да как жирна!

ограничительные: только, лишь, например: только вода тихо и ласково звенела.

указательные: вот, вон, например: вот темный, темный сад.

усилительные: даже, же, ведь, уж, все-таки, -то, ни, например: вы даже защитить себя не сумеете! мы не сказали друг другу ни слова. как мне горько-то, горько-то в ту пору было!

к отрицательным частицам относятся частицы не, далеко не, вовсе не, отнюдь не, а также частица ни. например: не спится мне душными ночами. работа была далеко не легкая.

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка будет полезна учителям русского языка, работающим по УМК Быстровой Е.А.

Форма урока: исследование

дать понятие о частице как служебной части речи

показать сходство частиц с другими служебными частями речи и отличие от них;

рассмотреть роль частиц в предложении и в образовании форм глагольных наклонений.

познакомить с разрядами частиц; показать роль формообразующих частиц

развить способности логически рассуждать

формировать умение отличать частицу от других частей речи.

формировать регулятивные УУД: целеполагание, планирование, само – и взаимоконтроль, оценка, коррекция, волевая регуляция в ситуации затруднения.

способствовать развитию коммуникативных компетенций

Планируемые результаты:

знают функции частицы как служебной части речи

выбирают наиболее эффективные способы решения проблемы, поставленной на уроке.

осуществляют коммуникативные действия – участвуют в коллективном обсуждении проблемы, излагают свое мнение, аргументируют свою точку зрения.

Виды работы на уроке: индивидуальная, коллективная, групповая, самостоятельная.

Материалы к уроку: кластер, сигнальные карточки, карточки с самостоятельной работой.

Структура урока

1.Организационный момент 2 мин

2. Постановка темы и целей урока 2 мин

3. Актуализация знаний 5 мин

4. Получение новых знаний 10 мин

5. Применение новых знаний. Исследовательская работа 15 мин

6. Получение новых знаний

7. Самостоятельная работа на карточках 3 мин

8. Итог урока. 2 мин

9. Домашнее задание 1 мин

1.Организационный момент.

В этот замечательный весенний день я хочу пожелать вам хорошего настроения, позитивных эмоций, успехов на сегодняшнем уроке.

Запишите сегодняшнее число, классная работа.

2. постановка темы и целей урока:

Для того, чтобы определить тему сегодняшнего урока, мы проведем с вами лексическую работу.

Вспомните, кто автор этих строк?

(запись на доске)

1) Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. УЖ - ЧАСТИЦА

2) Лишь были б желуди: ведь я от них жирею ЛИШЬ - ЧАСТИЦА

3) Не видишь разве ты? Покойник — был дурак! РАЗВЕ – ЧАСТИЦА

В предложениях выделены слова, я уверена что вы вспомните какой они части речи. (Частицы)

Как вы думаете, какой теме мы посвятим наш урок? (предположения)

Записали тему урока « Частица как служебная часть речи.

На доске записаны вопросы, на которые нам сегодня нужно дать ответ

- Что такое частица?

-Какова роль частиц в предложении и в речи?

-Важны ли частицы в речи?

-Имеет ли частица грамматические признаки?

-Выполняет ли она синтаксическую роль в предложении?

3. Актуализация знаний:

Слышал я :в одной стране

Люди там живут радивы

И казисты всем на диво.

Хоть работы впроворот,

Вмоготу им спать весь год.

А вдомек,что это гоже,

А на улицах все тоже.

Чаянно толкнут любого

И взначай пихают снова.

А чтоб было вам повадно,

Обругать вас могут щадно.

Если ж встретятся друзья,

То друзьям подраться льзя.

Вот такие все там вежды.

Что касается одежды-

Очень ряшлива, приглядна

И поэтому нарядна.

И довольны все вполне

- о какой частице идет речь в стихотворении?

-На прошлых уроках вы получили уже знания о служебных частях речи, в том числе в ознакомительном плане и о частице. Что вы уже знаете об этой части речи?


Получение новых знаний

Чтение параграфа 37, п.1,2,3

Скажите, возникли ли у вас вопросы? А есть ли в материале § новая для вас информация?

(проговариваем ранее полученную и новую информацию)

Дополните кластер новой информацией.

-вносят различные оттенки значения и служат для образования форм слова.

5. применение новых знаний. Исследовательская работа

Предлагаю вам провести исследование. Найдите частицы в предложениях.

1) Пусть сильнее грянет буря! (пусть) 2) Моросит ли за окном грустный осенний дождь? (Ли) 3) Вон в той школе я учился. (вон) 4) Пускай Иванов встанет на ворота. (Пускай)

Запишите предложения в тетрадь, выделите частицы.

6. Получение новых знаний

Частицы различны по составу. Они делятся

Состоят из одного слова

Пишутся через дефис

Состоят из двух или более отдельных слов

Бы, ли, же, вот, как, ведь, вон, даже, ага, неужели, только, себе, было, хотя и др.

Ну-ка, точь-в-точь, все-таки, всего-навсего, таки-таки и др.

Вот те на, как раз, отнюдь не, как не, далеко не, как бы, вряд ли, что если и др.

7. Самостоятельная работа на карточках

Найдите частицы, выделите их, выделите грамматическую основу предложений.

(Именно) у птиц забавные встречаются имена. (Едва ли) поверишь, что водится птица поганка. Поганка (да еще и) рогатая. (Ведь) и птичка завирушка есть. Или (просто) юла.

Выполняем взаимопроверку, устно читая предложения, выделяя частицы.

8. Итог урока.

С какой частью речи мы начали знакомство? Что такое частица? Что мы узнали о частице? Приведите примеры частиц.

Оценка за сегодняшний урок всем одна: Молодцы! Спасибо

Оцените себя по следующим критериям:

5 и более ошибок – “2”

Сегодня на уроке я узнал…_______________________________________

Сегодня на уроке я научился… ____________________________________

Сегодня на уроке мне было сложно…________________________________

Сегодня на уроке мне было легко…_________________________________

Сегодня на уроке мне понравилось…________________________________

9. Домашнее задание

1) сочинить лингвистическую сказку про частицу.

Всем: выучить теорию параграфа 37, составить памятку в папку по материалам параграфа.

Екатерина Анатольевна Пречистенская

ВложениеРазмер
kryukov_sluzhebnye_chasti_rechi.docx 15.41 КБ

Предварительный просмотр:

Служебные части речи

Служебные части речи отличаются от знаменательных (самостоятельных) тем, что не имеют конкретного лексического или грамматического значения. Между тем около 25% речи составляют именно служебные слова и части речи.

Человек поделил все части речи на главные и второстепенные. Теперь первые – считаются главными и на них обращают больше внимания, а вторые остаются на заднем плане. хочется.К ним относятся незаметные союзы, частицы и предлоги. Эти коротенькие слова даже не являются членами предложения. Но именно они станут связующим или наоборот разделяющим звеном, когда требуется грамотно построить предложение.

Читайте также: