Составить текст сообщение 2 класс

Обновлено: 05.07.2024

Проверка домашнего задания. Выслушать ответы на вопросы к тексту. Подвести ребят к выводу о том, что на вопрос лучше отвечать несколькими предложениями, тогда текст будет понятнее, интереснее, ярче.

Что такое текст? (Ответы детей)

Дидактическая игра "Продолжи" (составление текста на тему "Школа")

Работа в тетради.

Минутка чистописания: Г, Р.

Словарь: весело. Задание: придумай предложение со словом, подбери антоним.

- Ребята, мы с вами счастливые люди, потому что умеем и любим читать. У нас множество молчаливых, но добрых и умных друзей. Эти друзья окружают нас дома, мы радовались встрече с ними в детской библиотеке, они ждут своего часа в нашей классной библиотеке. Вы, конечно, догадались, о чем речь. Друзья эти - книги.

Сегодня у нас в гостях папки - подборки "Для вас, любознательные" и "Про моря и океаны". Все эти книги разные, они выглядят по-разному и материал в них изложен по-разному. Почему? Давайте попробуем разобраться.

  • Много по осени грибов уродилось. Да какие молодцы - одни другого краше!
  • Под темными елками деды-боровики стоят. У них кафтаны белые, на головах - шляпы богатые: снизу из зеленого бархата, сверху коричневого. Загляденье!
  • Под светлыми осинками отцы-подосиновики стоят. Все в мохнатых серых курточках, на головах красные шапки. Тоже красота!
  • Под ольховыми кустами сестрицы-сыроежки хороводы водят. Каждая в светлом сарафанчике, голова цветным платочком повязана. Как хороши!

-Это текст? (Ответы детей)

- Прочитав его мы четко представили этих красавчиков (показываю муляжи грибов). Что нам помогло? - (Точное описание грибов писателем)

Какие слова помогли нам представить грибы? (Ответы детей)

-На какие вопросы отвечают эти слова? (Ответы детей)

- Вывод: текст, в котором описывается предмет, называется текстом-описанием.

(На доске делаю схему).

- А теперь, ребята, послушайте рассказ одной пятиклассницы:

Ходили мы за грибами. Я набрала полную корзину и поставила ее под дерево. Только наклонилась, чтоб масленок срезать, глядь: к моей корзине белка скачет! Подскочила, боровичок схватила - и на дерево! Забралась высоко - высоко, почти на самую макушку. Держит мой грибок и смотрит на меня лукаво. Вот хитрюга!

- Это текст? (Ответы детей):

- О чем он? (Ответы детей)

(продолжаю схему на доске).

- А вот сочинение моей бывшей ученицы Саши:

Однажды в деревне я наблюдала за купанием гусей в пруду. Рады были они воде. Одни плавали, другие весело гоготали, умывались, то и дело, опуская свои головы в воду. Вышли гуси из воды, а перышки все сухие. Почему гуси из воды сухими выходят?

Мама мне объяснила. Оказывается, перышки гуся смазаны жиром, который выделяется специальной железой на хвосте. Когда гусь чистит перышки, он клювом этот жир по всем перышкам разносит. Вода как бы скатывается с них, не намачивая перышки.

Вот почему гусь из воды сухим выходит.

- Это текст? (Ответы детей)

- Чем он отличается от остальных? (Ответы детей)

- Правильно. В нем Саша ищет ответ, на какой-то вопрос, старается найти объяснение. Она рассуждает. В этом тексте есть интересные слова-связки: почему? оказывается. Такой текст называется текст-рассуждение. (продолжаю схему на доске).

Поговорим на очень узкую и в то же время очень актуальную тему для учителей начальной школы — как научить ребят создавать текст-описание при написании сочинений.

В примерной основной образовательной программе начального общего образования от 2009 года, которой мы руководствуемся, пока не вступили в силу новые ФГОС, упоминается:

Знакомство с основными видами сочинений: полные, выборочные и изложения с элементами сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.

Вопрос, связанный с сочинениями, актуален и для курса литературного чтения:

Но при этом все-таки есть один нюанс: написание сочинений не является планируемым результатом, который дети должны достигнуть к концу 4-го класса.

Конечно, прежде чем приступить к написанию сочинений-описаний мы сначала должны представить, что такое текст и что такое текст-описание. И неважно, по какому учебнику вы преподаете, ведь и у В. П. Канакиной, и у Л. Ф. Климановой и у С. В. Иванова определения этих понятий можно найти.

В течение довольно долгого времени с ребятами важно рассмотреть теорию — все, что связано с понятиями текста-описания, и только потом начинать учить создавать высказывание.

Новый методический аппарат учебников ориентирует детей на формирование важнейших учебных действий: читать выразительно, делить текст на части, выделять главную мысль, озаглавливать, пересказывать текст, составлять план и т.д. Многие задания ориентированы на коммуникативное взаимодействие учеников, на развитие у них способности к сотрудничеству при чтении и обсуждении литературных произведений.

Как создавать высказывание?

  1. Осознавать предмет речи, то есть, то, как развивать мысль: о чем собираются говорить (тема) — об осени, об осенних листочках, о маме.

  2. Осознавать то главное, что хочу сказать (главную мысль, идею) — как красиво осенью, какой сильный характер у этого человека.

  3. Отбирать сведения с учетом темы и главной мысли.

  4. Систематизировать материал, то есть планировать, как развить мысль: с чего начать (главная мысль), о чем и что сказать дальше (описание объекта), чем закончить (вывод — подтверждение, главная мысль).

Этот план может быть записан на доске. К нему можно дать опорные слова, мысли, а дальше их можно вычеркивать в случае несоответствия или корректировать. И здесь, конечно, должна быть проведена орфографическая подготовка.



При написании сочинения мы будем опираться на авторский текст. И, конечно же, если автор пишет об осени, то наш текст тоже должен описывать это необыкновенное время года. Текст автора послужит нам отправной точкой — здесь и тематика, и те слова, которые нам нужно будет использовать в нашем сочинении-описании.

Учимся составлять текст-описание

Для начала мы будем рассматривать рисунки и фотографии и на их основе создавать описания.


Осеннее утро
М. Пришвин

Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой — мотыльком, какой — винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками.

Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь.

И так-то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь тихонько:

— Летите, летите!

Так долго день пробуждается, что, когда солнце выйдет, у нас уже и обед. Мы радуемся хорошему тёплому дню, но уже больше не ждём летящей паутинки бабьего лета: все разлетелись, и вот-вот журавли полетят, а там гуси, грачи — и всё кончится.

Наш строительный материал для сочинения — опорные слова из текста. Ищем их вместе с классом, задавая наводящие вопросы (выпишите их на доску):

1. Какое выражение указывает на время дня?

4. Какие признаки осеннего утра описывает автор? Подчеркни в тексте.

5. Найди в тексте слова, которые описывают чувства автора, когда он видит улетающих птиц. Подчеркни.

6. Какие чувства испытываешь ты, глядя на природу, увядающую осенью? Продолжи предложения. Если трудно, воспользуйся Словариком. Мне _________, потому что_____________ . Я чувствую ________, потому что________ Словарик. Грусть, тоска, уныние, спокойствие, радость, восторг, восхищение, удивление.

7. Какое осеннее утро помог увидеть тебе писатель? Запиши. Если трудно, воспользуйся Словариком. Я увидел _____________________________

8. А какое осеннее утро любишь ты? Запиши. Если трудно, воспользуйся Словариком. ______________________________________

Словарик

Безветренное, ветреное, грустное, дождливое, мрачное, ненастное, пасмурное, прохладное, радостное, свежее, серое, синее, солнечное, теплое, тихое, туманное, хмурое, холодное, яркое, ясное.

В 4-м классе, почти в самом начале года, когда вы будете проводить 12-15 урок, такая работа может стать стартовой для курса русского языка.

Сочинения — описания:

Приметы золотой осени. Первая тема: о приметах золотой осени; главная мысль: какие они – приметы золотой осени?

Как красива осенняя березка! Вторая тема: об осенней берёзке; главная мысль: как красива осенняя березка.

После того, как мы определились, о чем мы будем говорить, мы должны будем поискать приметы в открытых интернет-источниках:

Приметы о природе в октябре

В какие цвета наряжаются деревья?

Багряный, алый, оранжевый, золотой, тёмно — коричневый, солнечный, салатовый, багровый, яичный, горчичный. Осина — багряный; ель — ярко — зелёный, клён — оранжевый, солнечный, березка — жёлтая.

Обязательно напишите вспомогательные слова на доске, пользуйтесь словарем синонимов, чтобы облегчить слабым детям задачу и помочь написать красивый связный текст-описание.

Как красива осенняя березка!

Художественный текст: подбираем слова.

Листва: жёлтая, солнечная; ствол: белоствольная, белая, в чёрных отметинах.

Ветки: коричневые Словно девушка, нарядная, красавица сказочная.

Как красива берёза осенью! Тонкая талия — белый ствол с чёрными бархатными отметинами. Лебяжьи руки — гибкие длинные ветки ярко — коричневого цвета. Одет на ней нарядный жёлтый сарафан из листьев! Похожа она на девушку — красавицу. Глаз не оторвать!

Описание - это текст, в котором происходит описание кого-то или чего-то (людей, растений, животных, разных предметов и явлений природы).

К такому тексту можно задать вопросы: какой? какая? какое? как выглядит? в чём его особенность?

На камне греется ящерица.

Ящерка небольшая, сантиметров десять от острой головки до кончика хвоста. Спинка оливкового цвета с рисунком из разноцветных пестринок. Лапки более коричневого оттенка. А шейка светлая, почти белая.

Рассуждение - это текст, который объясняет причину какого-то явления или события.

К такому тексту можно поставить вопросы: почему? что из этого следует?

В тексте-рассуждении можно выделить три части:

  1. мысль, требующая доказательства;
  2. доказательство (оно может состоять из нескольких абзацев);
  3. вывод.

Не спешите брать птенцов домой!

Почему нельзя брать птенчика домой?

Во-первых, многие из этих птенцов на самом деле не выпали из гнезда, а покинули гнездо, не научившись летать. Такое происходит, чтобы хищники не разорили всё гнездо целиком. Птенчики прячутся в укромных уголках и ждут, пока родители их покормят.

Во-вторых, несведущий человек не сможет выкормить птенца в домашних условиях. Такое занятие требует многих знаний, терпения и ответственности.

Поэтому не стоит спешить и брать птенцов домой.

Повествование - это текст, в котором идёт рассказ о чём-то, ком-то, о каких-то событиях.

К такому тексту можно поставить вопросы: кто? что? что случилось? что происходит? когда это произошло? что будет потом?

Рано утром мы с сестрой пошли в лес за ягодами. Тропинка вела нас всё дальше и дальше в зелёный загадочный лес. На опушке мы разбрелись в разные стороны, чтобы набрать ягод.

Собирая ягодку за ягодкой, я поднял голову и увидел в кустах маленького лисёнка. Я замер с вытянутой рукой и старался рассмотреть его получше. Никогда раньше я не видел лисёнка в живую! Редкий гость тоже смотрел на меня бусинками своих глаз. Не знаю, сколько мы смотрели друг на друга, но вдруг сестра окликнула меня. Лисёнок тут же исчез в зарослях, как будто его и не было.

ВложениеРазмер
urok_russk._yazyka_voloshina.doc 82 КБ
prezentatsiya_k_uroku.ppt 2.93 МБ
kartochki_s_zadaniyami.docx 15.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Энгельсского муниципального района Саратовской области.

Конспект урока по русскому языку

учитель начальных классов

Волошина Людмила Алексеевна

Учебный предмет - русский язык

Тип урока: урок открытия нового знания.

- закреплять умение работать с текстом;

- учить кратко излагать текст, выделяя ключевые слова, и составлять свой текст с предложенным заголовком и ключевыми словами;

-уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- осуществлять синтез как составление целого из частей

-развивать умения устно выражать свои мысли,

-развивать умения добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

-развивать мыслительную деятельность, культуру речи, воображение;

- формулировать собственное мнение и позицию

-воспитывать любовь к родному языку, природе,

-побудить учащихся задуматься о том, что нельзя просто так вторгаться в мир природы;

- воспитывать нравственно-эстетические основы гражданственности и человечности.

Формирование УУД на уроке:

Познавательные (П): формировать умение составлять текст по опорным словам, готовить к работе над планом текста;

Личностные (Л): содействовать сознанию ценностей изучаемого предмета; наличие мотивации к бережному отношению к природе, высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

Коммуникативные (К): использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогового общения

Регулятивные (Р): определять цель деятельности на уроке с помощью учителя ; формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности.

Методы обучения: словесный, иллюстративный и практический

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

- ИКТ: мультимедийный проектор, презентация к уроку.

- карточки для индивидуальной работы (№1 и №2)

-творческие работы учащихся

Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Доброе утро, ребята!
Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым. И разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. - Вот с таким настроением мы и начнем нашу работу.

Читайте также: