Составить сообщение административный проступок

Обновлено: 21.05.2024

Административные правонарушения являются одними из самых распространенных преступлений. Они совершаются в различных сферах жизни и труда человека. С понятием административного правонарушения необходимо ознакомиться для того, чтобы знать, какие действия закон назовет противоправными и какое наказание за это последует.

Что такое административное правонарушение

Административные правонарушения обладают отличительными признаками и видами. Они строго контролируются законом и должны наказываться в обязательном порядке. Административное правонарушение - это поступок, который нарушает закон. В Российской Федерации наказание за такие проступки определяет “Кодекс РФ об административных правонарушениях” (КоАП РФ), а также другие законы, действующие на территории отдельных субъектов страны.

Важно! К административной ответственности могут привлекаться все граждане и жители РФ, а также различные фирмы, компании и некоммерческие организации, решающие социальные проблемы на территории России. Вид наказания может зависеть от формы субъекта.

Когда человек или группа лиц совершают какое-то незаконное действие, органы безопасности и судебные комиссии определяют характер проступка. Если действие нарушает общественный порядок, но не причиняет сильный урон жизни и здоровью граждан, его могут назвать административным. В противном случае преступление будет называться уголовным, и за него назначат гораздо более строгое наказание.

Рис. 1. Административное правонарушение

Виды и примеры административного правонарушения

  1. Посягательство на гражданские права человека - препятствование честным выборам, нарушение правил предвыборной агитации, наказание работников за проведение забастовки в рамках закона, предоставление ложной информации;
  2. Нарушение родительских прав - ненадлежащий уход за несовершеннолетним ребенком, невыполнение родительских обязательств;
  3. Причинение вреда здоровью - пропаганда наркотических средств, нарушение санитарных требований на пищевых предприятиях, прием сильнодействующих лекарств без рецепта врача;
  4. Посягательство на общественную и государственную собственность - незаконное владение участком земли, пользование электричеством и газом без согласованного подключения к сети, вандализм по отношению к памятникам культуры и общественным зданиям;
  5. Посягательство на личную собственность - мелкие кражи, повреждение чужих вещей и предметов собственности;
  6. Причинение вреда окружающей среде - выброс мусора в непредназначенных для этого местах, нарушение правил пожарной безопасности в лесу, незаконная вырубка деревьев;
  7. Несоблюдений правил на производствах - нарушения в технических процессах производства, отсутствие нормативной документации, пренебрежение к требованиям общей безопасности на предприятии;
  8. Нарушение правил дорожного движения - несоблюдение правил разметки и дорожных знаков, вождение автомобиля в нетрезвом виде, отсутствие документов на право вождения автомобилем.

Важно! Эти нарушения считаются административными до тех пор, пока не будет нанесен сильный урон здоровью и жизни людей. Тогда их определят как уголовно наказуемые. Бездействие также может считаться правонарушением. Если человек понимал, что здоровью людей может быть нанесен ущерб, но не принял соответствующие меры, этот поступок также может быть наказан в рамках закона.

Рис. 2. Состав административного правонарушения

Структура административной ответственности

Административная ответственность обладает специфической структурой и строго регулируется законами РФ. Существуют отличительные черты для определения противоправности действий, которые называются признаками и элементами.

Признаки административного правонарушения

  • Противоправность. Означает, что действия или бездействия нарушили закон и нанесли вред гражданам или материальным объектам.
  • Виновность. Подразумевает, что на момент совершения преступления человек осознавал потенциальный вред от своего проступка. Виновностью также называют игнорирование законов и пренебрежение правилами безопасности.
  • Наличие преступника. Без доказанной вины человека невозможно выносить приговор. К административной ответственности могут быть привлечены лица старше шестнадцати лет.
  • Наказуемость. Проступок не должен оставаться без наказания. В зависимости от тяжести деяния, определяется степень наказания.

Элементы административной ответственности

  • Основание, на котором определяется факт нарушения закона;
  • Лица и предметы, задействованные в совершении противоправного деяния;
  • Условия, влияющие на будущее наказание;
  • Определение формы наказания;
  • Процесс отбытия наказания правонарушителем.

Важно! Полное название основного закона, который регулирует все аспекты административной ответственности - “Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях” от 30.12.2001 N 195-ФЗ. Он относится к тем документам, с которыми стоит ознакомиться каждому жителю страны. Кодекс периодически редактируется, чтобы учитывать все возможные формы преступлений. В законе указывается дата последней редакции, которая определяет начало действия новых поправок. Существуют специальные сокращенные версии этого закона, которые кратко предоставляют самую важную информацию о видах проступков и наказаний.

Без принятия во внимание всех компонентов административного права нельзя выносить решение о виновности человека. Опираясь на признаки, правоохранительные органы должны выявить факт совершения преступного деяния и назначить наказание в соответствии с законами страны.

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).

Признаки административного правонарушения

Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 КоАП РФ, можно выделить следующие его признаки.

1. Противоправность действия (бездействия). Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения;

2. Виновное действие (бездействие). Вина в совершении правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью (формой вины).

Определение понятий умысла и неосторожности содержится в статье 2.2 КоАП РФ:

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

3. Субъект правонарушения. К административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо.

Возраст. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (статья 2.3 КоАП РФ).

Иностранные граждане. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (статья 2.6 КоАП РФ).

4. Наказуемость деяния: за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.

Для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие признака, указанного в п. 1 (противоправность – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие), но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.

Из указанного следует, что недопустимо привлечение к административной ответственности за противоправное (незаконное) деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность ни кодексом РФ об административных правонарушениях, ни законами субъектов Федерации.

Состав административного правонарушения

Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всегда может являться административным правонарушением, поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения.

Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

Состав административного правонарушения - это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.
Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

1) Объект административного правонарушения - это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится вред.

Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.

Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.

Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.

Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.

2) Объективная сторона административного правонарушения - это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.

Устанавливать причинно-следственную связь необходимо для определения обстоятельств наступления негативных последствий, т.е. для определения действительности наступления таких последствий в результате противоправного деяния, а не по иным причинам. Например, для привлечения к административной ответственности по статье 12.24 КоАП РФ ("Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего") не достаточна констатация того обстоятельства, что после ДТП потерпевший месяц провел в больнице. Следует установить, мог ли водитель, соблюдая правила дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных действий самого потерпевшего. Кроме того, необходимо установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Указанные обстоятельства могут устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.

Материальный состав правонарушения

Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица. Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч. Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.

Формальный состав правонарушения

Однако большинство составов правонарушений является формальным. Это означает, что для наступления административной ответственности лица не требуется наступления какого-либо вредного материального последствия. Поэтому нет нужды устанавливать и причинно-следственные связи. Вредные последствия административного правонарушения с материальным составом состоят, по мнению законодателя, по сути, в общественной опасности самого деяния. Например, в главе 12 КоАП РФ:

Факультативные признаки объективной стороны состава административного правонарушения

К факультативным признакам традиционно относятся время, способ, место, повторность, систематичность, злостность, неоднократность деяния, характер его совершения.
Например, состав мелкого хулиганства образуют действия, именно выражающее явное неуважение к обществу (признак "характер совершения"), и именно в общественных местах (признак "место").

3) Субъект административного правонарушения - физическое или юридическое лицо. Физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если оно достигло 16-летнего возраста на момент совершения административного правонарушения и отвечает признаку вменяемости, т.е. отсутствием признаков психического нездоровья в момент совершения правонарушения.

Общие субъекты правонарушения - любые вменяемые лица, достигшие 16 лет.

Специальные субъекты правонарушения - должностные лица, несовершеннолетние, водители транспортных средств и проч.

Особые субъекты правонарушения - военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица.

4) Субъективная сторона административного правонарушения - это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется прежде всего виной, т.е. особым осознанно-волевым отношением субъекта правонарушения к совершаемому деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности, о чем указывалось выше.

Факультативными признаками субъективной стороны могут являться цель совершения правонарушения (представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится) и мотив (побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения).

  • Например, статьей 5.22 КоАП РФ предусмотрено наказание за получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя..; предусмотрено наказание за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными…; содержит санкцию за вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения. предусматривает ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций. Мотивы действий следует учитывать при оценке вины правонарушителя. Такие мотивы должны быть обусловлены именно экстремистскими направленностями в понимании Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности".

Виды административных наказаний по КоАП РФ

Статья 3.2 КоАП содержит исчерпывающий перечень наказаний за совершение административных правонарушений. Самым распространенным наказанием является штраф, размеры которого разняться в зависимости от объекта посягательства и совершившего правонарушение субъекта. Самым мягким видом наказания является предупреждение, наиболее суровым – административный арест. Неприятным для бизнеса видом наказания остается административное приостановление деятельности, а для автолюбителей - лишение специального права, предоставленного физическому лицу (т.е. лишение прав управления транспортным средством).

Ответственность физического и юридического лица за одно и то же правонарушение

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (см. статью 2.1 КоАП РФ с комментариями).


Задание 9 № 18

Административный проступок; Кодекс РФ об административных правонарушениях; виды наказаний; возраст наступления административной ответственности; суд; обстоятельства, смягчающие наказания.

Правильный ответ должен содержать краткий (из 5–7 предложений) рассказ об уголовной ответственности в РФ с использованием шести предложенных понятий, например:

Административным проступком называют общественно опасное деяние, запрещённое Кодексом РФ об административных правонарушениях под угрозой наказания. Кодексом РФ об административных правонарушениях определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются

административными проступками, и устанавливает виды наказаний. Выделяют такие виды административных наказаний как административный арест, административный штраф, предупреждение и т. д.

Возраст наступления административной ответственности — 16 лет.

Кодексом РФ об административных правонарушениях определяет обстоятельства, смягчающие наказание, например: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения; совершение административного правонарушения несовершеннолетним.

Фактическим основанием административной ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности является административное правонарушение или проступок. Понятие административного правонарушения сформулировано в ст.9 КУоАП.

Административное правонарушение (проступок) – противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы человека и гражданина, на установленный порядок управления, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Деяния, предусмотренные как административные правонарушения, и ответственность за них устанавливаются исключительно законами Украины. Административная ответственность наступает, если правонарушение по своему характеру не влечёт за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Признаки административного правонарушения:

1) Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не только к административному, но и другим отраслям права: конституционного, финансового, гражданского, трудового и др. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Так, при безбилетном проезде нарушается договор перевозки, при уклонении от уплаты налога - нормы финансового права. Деяние, не являющееся противоправным, не может образовать административного правонарушения и повлечь административную ответственность. Т.е., действие или бездействие признается административным проступком только тогда, когда оно прямо нарушает конкретную норму админис­тративного законодательства.

2) Антиобщественный характер. Административ­ный про ступок либо наносит реальный ущерб личности, обществу, государству, либо создает угрозу нанесения такого вреда.

3) Виновность. Наличие вины - обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе, при его формальной противоправности. Вина - психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям. Вина существует в формах умысла и неосторожности. Например, невменяемый гражданин нарушает правила перехода проезжей части дороги.

4) Административная ответственность (наказуемость). Административное законодатель­ство устанавливает вид и меру взыскания за соверше­ние административного проступка.

Исходным в характеристике указанных признаков является понятие деяние – акт волевого поведения. Административный проступок может быть совершен в форме действия активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушение запрета (например, распитие спиртных на­питков на производстве, нарушение правил охоты, не остановка транспортного средства по требованию должностного лица ГАИ и т.д.) либо бездействия пассивное невыполнение обязанности (невыполнение правил пожарной безопасности; невыполне­ние родителями или лицами, их заменяющими, обязан­ностей по воспитанию детей и т.д.).

Часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием (например, нарушение правил охраны водных ресурсов).

При наличии всех признаков может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает возможность привлечения к административной ответственности. Например, нарушение правил дорожного движения лицом, не достигшим 16-летнего возраста, формально означает совершение им деяния, подпадающего под признаки административного правонарушения, но это лицо не подлежит административной ответственности, поскольку его действие не образует состава административного правонарушения, так как будет отсутствовать один из элементов юридического состава – субъект административного правонарушения. Субъектом административного правонарушения признаются лица, достигшие к моменту совершения админпроступка 16 лет. Понимание состава административного правонарушения необходимо для его отграничения от смежных (частично совпадающих) с ним преступлений.




Состав административного правонарушения - совокупность закреплённых нормативно-правовыми актами признаков (элементов), при наличии которых то или иное деяние можно квалифицировать как административное правонарушение.

Элементами состава административного правонарушения являются:

2. Объективная сторона;

4. Субъективная сторона.

Объектом являются общественные отношения, возникающие в сфе­ре административно-организационной деятельности и порядка управления, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности на которые посягает субъект. Практически в качестве объекта выступают конкретные нормы, предписания, законные требования, запреты.

Объективная сторона само противоправное деяние, его последствия и причинная связь между деянием и результатом это система предусмотренных административно-правовой нормой признаков, характеризующих внешнюю сторону проступка.

Она, прежде всего, включает в себя такие признаки, как:

- само противоправное деяние - действие или бездействие.

- вредные последствия деяния;

- причинная связь между противоправным деянием и вредными последствиями, которые наступили;

- время, место, условия, способы и средства совершения проступка.

Субъектом административных правонарушений может быть деликтоспособное физическое и, в некоторых случаях, юридическое лицо, совершившее административные правонарушения.

Среди субъектов законодатель отдельно выделяет долж­ностных лиц, возлагая на них повышенную по сравне­нию с другими гражданами ответственность, если нару­шение ими общеобязательных правил одновременно яв­ляется нарушением служебных обязанностей.

Под физическими лицами здесь следует понимать – вменяемых лиц, достигших 16-летнего возраста, как граждан Украины, так и иностранцев, лиц без гражданства.

Под юридическими лицами здесь понимаются различные организации независимо от форм собственности, подлежащие административной юрисдикции Украины.

Субъективная сторона – характеризует внутреннее (психическое) отношение субъекта правонарушения к совершённому им деянию и его негативным последствиям.

Субъективная сторона включает признаки, которые характеризуют:

- вину (основной, обязательный признак субъективной стороны);

- мотивы и цель (факультативные признаки).

Субъективную сторону административного право ­ нарушения определяет вина лица, цель и мотивы его противоправного поведения. Центральное место занимает оценка вины, то есть психического отношения лица к совершенному им деянию. Цель и мотив являются фа­культативными (не обязательными) признаками субъективной стороны.

Виды административных правонарушений:

- в зависимости от субъекта проступка различают личные (частные) и служебные (должностные) правонарушения;

- в зависимости от характера вреда – материальные (вредные следствия) и формальные (нарушение правил);

- по структуре состава – однозначные и альтернативные (варианты признаков правонарушения).

Фактическим основанием административной ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности является административное правонарушение или проступок. Понятие административного правонарушения сформулировано в ст.9 КУоАП.

Административное правонарушение (проступок) – противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы человека и гражданина, на установленный порядок управления, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Деяния, предусмотренные как административные правонарушения, и ответственность за них устанавливаются исключительно законами Украины. Административная ответственность наступает, если правонарушение по своему характеру не влечёт за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Признаки административного правонарушения:

1) Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не только к административному, но и другим отраслям права: конституционного, финансового, гражданского, трудового и др. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Так, при безбилетном проезде нарушается договор перевозки, при уклонении от уплаты налога - нормы финансового права. Деяние, не являющееся противоправным, не может образовать административного правонарушения и повлечь административную ответственность. Т.е., действие или бездействие признается административным проступком только тогда, когда оно прямо нарушает конкретную норму админис­тративного законодательства.

2) Антиобщественный характер. Административ­ный про ступок либо наносит реальный ущерб личности, обществу, государству, либо создает угрозу нанесения такого вреда.

3) Виновность. Наличие вины - обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе, при его формальной противоправности. Вина - психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям. Вина существует в формах умысла и неосторожности. Например, невменяемый гражданин нарушает правила перехода проезжей части дороги.

4) Административная ответственность (наказуемость). Административное законодатель­ство устанавливает вид и меру взыскания за соверше­ние административного проступка.

Исходным в характеристике указанных признаков является понятие деяние – акт волевого поведения. Административный проступок может быть совершен в форме действия активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушение запрета (например, распитие спиртных на­питков на производстве, нарушение правил охоты, не остановка транспортного средства по требованию должностного лица ГАИ и т.д.) либо бездействия пассивное невыполнение обязанности (невыполнение правил пожарной безопасности; невыполне­ние родителями или лицами, их заменяющими, обязан­ностей по воспитанию детей и т.д.).

Часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием (например, нарушение правил охраны водных ресурсов).

При наличии всех признаков может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает возможность привлечения к административной ответственности. Например, нарушение правил дорожного движения лицом, не достигшим 16-летнего возраста, формально означает совершение им деяния, подпадающего под признаки административного правонарушения, но это лицо не подлежит административной ответственности, поскольку его действие не образует состава административного правонарушения, так как будет отсутствовать один из элементов юридического состава – субъект административного правонарушения. Субъектом административного правонарушения признаются лица, достигшие к моменту совершения админпроступка 16 лет. Понимание состава административного правонарушения необходимо для его отграничения от смежных (частично совпадающих) с ним преступлений.

Состав административного правонарушения - совокупность закреплённых нормативно-правовыми актами признаков (элементов), при наличии которых то или иное деяние можно квалифицировать как административное правонарушение.

Элементами состава административного правонарушения являются:

2. Объективная сторона;

4. Субъективная сторона.

Объектом являются общественные отношения, возникающие в сфе­ре административно-организационной деятельности и порядка управления, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности на которые посягает субъект. Практически в качестве объекта выступают конкретные нормы, предписания, законные требования, запреты.

Объективная сторона само противоправное деяние, его последствия и причинная связь между деянием и результатом это система предусмотренных административно-правовой нормой признаков, характеризующих внешнюю сторону проступка.

Она, прежде всего, включает в себя такие признаки, как:

- само противоправное деяние - действие или бездействие.

- вредные последствия деяния;

- причинная связь между противоправным деянием и вредными последствиями, которые наступили;

- время, место, условия, способы и средства совершения проступка.

Субъектом административных правонарушений может быть деликтоспособное физическое и, в некоторых случаях, юридическое лицо, совершившее административные правонарушения.

Среди субъектов законодатель отдельно выделяет долж­ностных лиц, возлагая на них повышенную по сравне­нию с другими гражданами ответственность, если нару­шение ими общеобязательных правил одновременно яв­ляется нарушением служебных обязанностей.

Под физическими лицами здесь следует понимать – вменяемых лиц, достигших 16-летнего возраста, как граждан Украины, так и иностранцев, лиц без гражданства.

Под юридическими лицами здесь понимаются различные организации независимо от форм собственности, подлежащие административной юрисдикции Украины.

Субъективная сторона – характеризует внутреннее (психическое) отношение субъекта правонарушения к совершённому им деянию и его негативным последствиям.

Субъективная сторона включает признаки, которые характеризуют:

- вину (основной, обязательный признак субъективной стороны);

- мотивы и цель (факультативные признаки).

Субъективную сторону административного право ­ нарушения определяет вина лица, цель и мотивы его противоправного поведения. Центральное место занимает оценка вины, то есть психического отношения лица к совершенному им деянию. Цель и мотив являются фа­культативными (не обязательными) признаками субъективной стороны.

Виды административных правонарушений:

- в зависимости от субъекта проступка различают личные (частные) и служебные (должностные) правонарушения;

- в зависимости от характера вреда – материальные (вредные следствия) и формальные (нарушение правил);

- по структуре состава – однозначные и альтернативные (варианты признаков правонарушения).


По степени общественной опасности все действия против права разделяют на преступления и проступки. Давайте вместе подготовимся к школьной проверочной и разберемся в этих понятиях.

О чем эта статья:

Понятие правонарушения

Для начала разберемся, что такое правонарушение.

Правонарушение — это общественно опасное виновное де­яние (действие или бездействие), которое противоречит нормам права и влечет за собой юридическую ответственность.

В рамках определения правонарушения важно понимать еще два важных термина:

Действие — активное поведение субъекта, которое приводит к нарушению общественных правовых норм. Например: убийство, клевета.

Бездействие — пассивное поведение субъекта, неиспользование возможности и неисполнение своих обязанностей. Пример: неоказание помощи больному.

Как мы уже сказали, есть два вида правонарушений — проступок и преступление.

Проступок — это противоправное действие, которое имеет малую степень тяжести. Виды проступков:

  • дисциплинарные,
  • процессуальные,
  • международные,
  • административные,
  • гражданские.

Преступление — общественно опасное винов­ное действие, ответственность за которое предусмотрен­а уголовным законода­тельством.

Преступления различаются по степени тяжести — подробнее об этом поговорим дальше, а сейчас давайте узнаем, каковы признаки правонарушения.

Признаки правонарушений

Всего выделяют шесть признаков правонарушений:

Внешнее поведение человека, которое может выражаться в действии или бездействии. При этом нельзя считать правонару­шением мысли, чувства, политические и религиозные воз­зрения, которые не выражены в действиях.

Противоправное деяние (действие или бездействие) совершается только людьми, а не природой или животными.

Виновное деяние — когда субъект правонарушения осознает, что действует противоправно (умышленно или по неосторожности) и наносит своим действием (бездействием) ущерб общественным интересам.

Общественно опасное деяние ставит под угрозу нормальное развитие и функционирование происходящих в рамках конкретного общества отношений.

Наносит ущерб — когда деяние носит общественно опасный характер, то есть несет вредоносные последствия для личности, собственности, государства или в целом общества.

Правонарушение наказуемо — каждое правонарушение влечет за собой юридическую ответственность, так как ставит под угрозу стабильное развитие общественных отношений и их функционирование.

Готовьтесь к ЕГЭ по обществознанию на курсах от Skysmart — увлекательно и эффективно!

Виды проступков

Гражданский проступок

Гражданско-правовой проступок — правонарушение, которое выражается в причинении вреда личности или имуществу гражданина, а также организации. Чаще всего влечет за собой имущественную ответственность.

Например: неисполнение договорных обязательств, нарушение прав собственника, заключение противозаконной сделки.

Административный проступок

Административный проступок — правонарушение, которое влияет на общественный порядок, права и свободы граждан. Это посягательство на установленный законом общественный порядок, а также на отношения в сфере исполнительной и распорядительной власти.

Например: мелкое хулиганство, распитие алкогольных напитков в общественных местах.

Дисциплинарный проступок

Дисциплинарный проступок — правонарушение, которое совершили в трудовой сфере (нарушение производственной, служебной, воинской, учебной, финансовой дисциплины, внутреннего трудового распорядка организации). Влечет за собой ответственность в дисциплинарном порядке.

Например: прогул, игнорирование распоряжений начальства, халатное исполнение служебных обязанностей

Материальный проступок

Материальный проступок — правонарушение, к которому относится причинение работником или служащим материального ущерба своей организации, фирме.

Например: порча техники компании, недостача материальных ценностей.

Процессуальный проступок

Процессуальный проступок — правонарушение в области установленной законом процедуры осуществления правосудия. Влечет за собой ужесточение предполагаемой меры наказания.

Например: неявка в суд, на допрос.

Виды преступлений

Преступления различаются по степени тяжести, и в зависимости от этого УК РФ устанавливает разные наказания:

  • Преступления небольшой тяжести. Наказание — до 2 лет лишения свободы. Примеры: побои (ст. 116 УК РФ), кража (ст. 158 УК РФ).
  • Преступления средней тяжести. Наказание — до 5 лет лишения свободы. Примеры: похищение (ст. 126 УК РФ), непредоставление помощи больному (ст. 124 УК РФ).
  • Тяжкие преступления. Наказание — лишение свободы сроком до 10 лет. Примеры: грабеж (ст. 161 УК РФ), вымогательство (ст. 163).
  • Особо тяжкие преступления. Наказание — лишение свободы сроком более 10 лет. Примеры: убийство (ст. 105 УК РФ), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ).

Однако важно знать, что степень тяжести преступления по одной и той же статье может быть разной — обстоятельства, которые влияют на степень тяжести и наказание, описаны в отдельных частях статей Уголовного кодекса.

Причины совершения правонарушений

Причиной правонарушений являются внешние условия, например, отрицательные обстоятельства в социальной жизни. Рассмотрим самые частые причины совершения противоправных поступков.

Материальное положение

Социальное и материальное положение в обществе — важный аспект в преступных деяниях. Так, например, у человека из неблагополучной семьи и без хорошего дохода есть больше мотивов совершить правонарушение, чем у работающего и обеспеченного человека.

Правовая культура

Правовая культура — это объективное отношение общества к праву, совокупность знаний правовых норм, убеждений и установок. Она формируется под влиянием системы культурного и правового воспитания и является компонентом духовной культуры.

Выделяют три вида правовой культуры:

Правовая культура общества — часть общей культуры, которая представляет из себя систему ценностей, которые человечество накопило в сфере права.

Правовая культура личности — степень и характер прогрессивно-правового развития личности. Это не только знание и понимание правовых норм, но и суждение о них как о социальной ценности.

Правовая культура группы — это уровень и степень правовой образованности определенной социальной группы.

Низкая правовая культура может стать причиной совершения правонарушения. Проявляться низкая правовая культура может по-разному — в незнании норм права, пренебрежении этими нормами и даже в использовании лазеек в законодательстве в противоправных целях.

Например, нецензурная брань в общественном месте — это административный проступок, за который предусмотрено наказание ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ, но не все об этом знают. Однако незнание правовой нормы не освобождает от ответственности за нее — человек, который ругается в общественном месте, рискует получить штраф или даже 15 суток ареста.

Кризис морали

Моральный кризис — это разрушение нравственных ценностей, их переоценка, потеря смысла жизни.

Мораль общества основана на двух принципах:

У всех людей равные права.

Разрешено все, что не нарушает прав другого человека.

В отдельные периоды мораль общества может быть подорвана экономическими и социальными переменами, катастрофами и другими тяжелыми событиями. Так, послевоенный голод в СССР привел к росту случаев хищения хлеба в 1946–1947 годах.

Алкоголизм, наркомания

Алкоголизм — болезнь, при которой вырабатывается психическая и физическая зависимость к алкоголю.

Потеря контроля над выпитым.

Привыкание к алкоголю, постоянное увеличение дозы выпитого.

Провалы в памяти во время опьянения.

Физическое поражение внутренних органов.

Наркомания — болезнь, которая сопровождается влечением к наркотическим веществам. Наркомания — это одна из форм девиантного поведения (отклонение от общепринятых норм).

Статистика показывает, что употребление алкоголя и наркотиков часто приводит к правонарушениям. Так, авторы одного российского исследования проанализировали судебные решения за 2012 год и подсчитали, что 82% убийств было совершено в состоянии алкогольного опьянения.

Несовершенство законодательства

Ничто в мире не идеально, свод законов в том числе, из-за чего преступники находят пути и схемы обхода.

Сейчас законодательство не справляется с преступностью малолетних. В уголовном законодательстве закреплены лишь 20 особо тяжких преступлений из 90, по которым могут привлечь гражданина, не достигшего 16 лет. Также на несовершеннолетних не распространяется административная ответственность, несмотря на то, что есть порядка 50 правонарушений, которые совершают граждане до 16 лет. Из шести видов наказаний для несовершеннолетних применяется только одна — лишение свободы.

Неэффективная работа правоохранительных органов

Правоохранительные органы не всегда справляются с объемом задач, отчего уровень преступности может оставаться тем же либо расти. Представители органов власти также могут выступать в качестве правонарушителей, если применяют физическую силу на допросе, фабрикуют уголовные дела и совершают другие противоправные деяния.

Читайте также: