Сорнай музыкальный инструмент сообщение

Обновлено: 05.07.2024


СОРНАЙ (һорнай), баш. духовой муз. инструмент. Различают С. язычковый (близок к гобою; представляет собой одно- или двуствольную дер. или метал. трубку дл. ок. 400 мм с 4—6 отверстиями, в верх. конец к‑рой встроен тростниковый пищик, в ниж. — раструб из рога) и мундштучный (изготавливается из рога, с 1—2 отверстиями или без них). Звук извлекается при вдувании воздуха в инструмент с одновр. нажатием подушечками пальцев на отверстия. Диапазон язычкового С. достигает октавы.

Один из древних инструментов. С. мундштучный использовался как сигнальный инструмент во время воен. походов, охоты, С. язычковый часто применялся пастухами. Упоминания о С. содержатся в эпосе “Заятуляк менэн Хыухылу”, сб. “Труды музыкально-этнографической комиссии, императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии” (1911), воспоминаниях Т.Л.Сухотиной‑Толстой (дочь Л.Н.Толстого). С. применяется как ансамблевый и оркестровый инструмент. В нач. 90‑х гг. 20 в. мастер Б.А.Исянчурин реконструировал инструмент, изготовив мундштучные С. из рога и меди. Соч. с партией для С. — пьеса для оркестра баш. нар. инструментов “Кубаир” А.М.Кубагушева. Распространён среди народов Азии, Кавказа, Китая, России.

Лит.: Кубагушев А.М. Традиционные башкирские народные инструменты. Уфа, 1997.

Башкирские народные музыкальные инструменты

Курай У башкир издавна известен музыкальный инструмент – курай

Курай У башкир издавна известен музыкальный инструмент – курай

У башкир издавна известен музыкальный инструмент – курай. Этот инструмент считается одним из национальных символов башкирского народа. Стилизованное соцветие курая, состоящего из семи лепестков, изображено на гербе и флаге Республики Башкортостан.

Курай – это самый древний и самобытный инструмент

Курай – это самый древний и самобытный инструмент

Кубыз Кубыз (зубанка) – инструмент небольшого размера с еле слышным звуком

Кубыз Кубыз (зубанка) – инструмент небольшого размера с еле слышным звуком

Кубыз (зубанка) – инструмент небольшого размера с еле слышным звуком. Благодаря этому он был в прошлом инструментом башкирской женщины. Башкирская женщина не имела права громко говорить и петь, а кубыз давал ей возможности, выражать свои чувства в музыке. Тихое и нежное звучание кубыза едва слышно: под его звуки можно тихо петь и танцевать. С другой стороны, кубыз настолько мал, что хранение его не представляла трудностей.

Думбыра. Думбыра — башкирский струнный щипковый музыкальный инструмент

Думбыра. Думбыра — башкирский струнный щипковый музыкальный инструмент

Думбыра — башкирский струнный щипковый музыкальный инструмент.
Думбыра — традиционный инструмент сэсэнов — башкирских сказителей. Под её аккомпанемент исполнялись эпические сказания и кубаиры, а также песни.

Мандолина Мандолина и скрипка являются неотъемлемой частью башкирского этномузицирования

Мандолина Мандолина и скрипка являются неотъемлемой частью башкирского этномузицирования

Мандолина и скрипка являются неотъемлемой частью башкирского этномузицирования. На них играют повсеместно: на праздниках, в быту, на самодеятельной сцене и даже на уроках музыки в национальных средних школах. Профессионального обучения на мандолине нет, данный инструмент – яркий представитель устного инструментального творчества.

Баян Исследования показали, что фольклорное исполнительство на баяне всецело принадлежит молодежи

Баян Исследования показали, что фольклорное исполнительство на баяне всецело принадлежит молодежи

Исследования показали, что фольклорное исполнительство на баяне всецело принадлежит молодежи. Отмечена интересная деталь – все национальные исполнители предпочитают играть на "кнопочных аккордеонах" – инструментах зарубежных фирм и их отечественных аналогах.

Кыл-Кубыз смычковый музыкальный инструмент башкир и удмуртов

Кыл-Кубыз смычковый музыкальный инструмент башкир и удмуртов

смычковый музыкальный инструмент башкир и удмуртов

Кыл-кубыз – является древним родственником скрипки

Кыл-кубыз – является древним родственником скрипки

Кыл-кубыз – является древним родственником скрипки. Только при игре он не прикладывается к плечу, а ставится на колени вертикально.

Башкирские народные музыкальные инструменты

Башкирские народные музыкальные инструменты

Хорнай (Сорнай) Труба (возможно – рог) с мундштуком на которой можно было извлекать звуки натурального звукоряда;

Хорнай (Сорнай) Труба (возможно – рог) с мундштуком на которой можно было извлекать звуки натурального звукоряда;

Труба (возможно – рог) с мундштуком на которой можно было извлекать звуки натурального звукоряда; Сигнальный мундштучный, язычковый охотничий инструмент из рога животного, с 2-4 пальцевыми отверстиями.

Башкирские народные музыкальные инструменты

Башкирские народные музыкальные инструменты

Дунгур Ударный инструмент, напоминающий бубен

Дунгур Ударный инструмент, напоминающий бубен

Ударный инструмент, напоминающий бубен. Деревянный обруч обтягивающийся кожей с одной или с двух сторон. К основе прикреплялись парные серебряные монеты. По дунгуру ударяли пальцами и ладонью.


Национальные башкирские музыкальные инструменты – это часть культуры и истории народа. Как и другие древние инструменты, они отражают особенности, темперамент и менталитет башкир, условия их формирования как этноса. Любой внимательный и думающий слушатель за прослушиванием народной музыки будто раскрывает для себя душу народа со всеми самыми сокровенными и глубинными секретами. Так и с башкирской народной музыкой. Разнообразие, богатое звучание, необычный узор мелодии - все это создают башкирские музыкальные инструменты.

Башкирская музыкальная культура

Каждая древняя музыкальная культура имеет свои истоки в древних обрядах. Башкирская народная музыка не стала исключением. Пением сопровождались языческие и мистические таинства, праздники и торжественные события, бытовые и повседневные обряды, такие как охота, заготовка урожая и многое другое, в том числе военные походы. В этом история башкирской музыкальной культуры мало чем отличается от истории любого другого народа.

Другое дело в том, что башкирские музыкальные инструменты, как и национальные техники голосового исполнения довольно уникальны и самобытны. Многоголосным пением и мелодией древних инструментов всегда сопровождались сказания народных приданий и притч.

Музыка очень прочно вошла в культуру башкирского народа, придав ей особенный характер и красоту. Тот неуловимый и характерный национальный оттенок, по которому можно безошибочно определить – вот звучит традиционный башкирский музыкальный инструмент.

Аналогичных и в чем-то схожих по звучанию инструментов существует немало и в других этнических культурах. Но традиционным музыкальным инструментам присущ некий неуловимый отличительный голос, будто доносящийся из глубин истории. Именно поэтому мы с вами отличаем, скажем, китайский эрху от индийского ситара. Ведь по национальным инструментам можно судить о голосе души человека, принадлежащего определенному этносу.

Башкирские народные музыкальные инструменты

Хотя современные башкиры – народ, сложившийся и выделившийся как этнос сравнительно недавно – его музыкальная культура имеет немало особенностей. Звучание народных инструментов обладает специфическим музыкальным рисунком и голосом, выделяющим музыкальные инструменты башкирского народа среди прочих этнических групп, селившихся издревле на Урале и в Поволжье.

национальные инструменты

Это объясняется тем, что башкиры всегда отдавали предпочтение мелодичным музыкальным инструментам, позволяющим исполнять разветвленную богатую мелодию в широком диапазоне. Звучание башкирской национальной мелодии, раз услышав, уже трудно с чем-либо спутать. Хотя список башкирских музыкальных инструментов насчитывает порядка пятидесяти разновидностей, остановиться стоит на самых характерных и древних.

Кубыз

Один из наиболее древних башкирских музыкальных инструментов – кубыз. Несмотря на свою продолжительную историю, инструмент остается весьма популярным и в наши дни. Кубыз по внешнему виду и по звучанию очень напоминает варган. Он также относится к язычково-щипковым типам инструментов. Это значит, что звук создается при помощи металлического язычка, который заставляет вибрировать исполнитель.

При помощи особых пощипывающих движений пальцами рождается неповторимый звук кубыза. Многое зависит от мастерства исполнителя. Всю полноту и богатство звучания инструмент приобретает еще и благодаря особым дыхательным техникам и работе артикуляционного аппарата.

башкирский кубыз

Кубыз до начала XX века был очень популярен среди женского населения Башкирии. Он компактен, его звук деликатен и негромок. Кроме того, при продолжительной практике музицирования женщины легко осваивали технику, при которой для игры на кубызе вообще не требовались руки. А что может быть лучше для женщины, чем иметь возможность совмещать приятное с полезным.

Глубокий бархатный звук этого инструмента имеет поистине магические свойства: он успокаивает нервную систему, погружает в состояние приятной расслабленности. Считается даже, что маленькие дети от этих звуков способны быстро успокаиваться и засыпать. Даже коровы дают больше молока, когда слушают кубыз. Чем, кстати, к своей выгоде пользуются многие алтайские домохозяйки.

Курай

Не менее древний и именитый башкирский музыкальный инструмент курай. Исследователи склонны заявлять, что своей историей этот духовой инструмент уходит в глубины каменного века. Неудивительно, что башкиры так им гордятся. Изображение курая украшает герб республики, а его звучание можно расслышать даже в национальном гимне Башкирии.

Курай - дальний и древний родственник флейты. Он издревле изготавливался из стебля растения тростникового типа, который произрастает именно на Урале. Поэтому, несмотря на то, что подобных духовых инструментов существует немало в разных культурах, курай имеет свой особенный голос, легко отличимый от прочих.

башкирский курай

Наилучшим образом курай звучит на открытом пространстве – его звук приобретает особую глубину и его слышно на очень большие расстояния. Именно поэтому инструмент во все времена был популярен у башкирского народа, жившего скотоводством и охотой. Курай и сегодня самый частый гость на любых национальных праздниках. На нем можно играть как сольно, так и в составе ансамбля.

О происхождении и видах курая

Во многих народных башкирских эпосах идет речь о происхождении курая. Наиболее популярная притча повествует историю о том, как главный герой, гуляя в долине реки, был привлечен красивыми мелодичными звуками. Когда юноша стал искать источник мелодии, то выяснилось, что это стебли растения поют на ветру. Тогда он срезал этот стебель и сделал из него первый курай.


Курай часто классифицируется по материалу, из которого изготавливается инструмент. Так, существует медный курай, который напоминает трубочку наподобие флейты из латуни и имеет семь отверстий. Встречается даже серебряный курай, частично или полностью изготавливаемый из серебра. Он популярен как дорогой сувенир и часто украшается затейливым орнаментом. Агач-курай изготавливается из древесины клена, орешника или калины.

Историю этого инструмента и его повсеместное распространение подтверждает и тот факт, что вот уже не одну сотню лет существует, например, курай из соломки. Он попросту делается из злаковых стеблей. Длина такого башкирского музыкального инструмента не могла быть эталонной. Выбирался стебель подлиннее - в среднем 160-180 мм, и делалось несколько отверстий для игры. Для нехитрых мелодий после окончания трудового дня в поле этого было вполне достаточно.

Или еще одна подобная разновидность инструмента, который трудно назвать музыкальным в абсолютном понимании – сор-курай. Аналогично изготавливался из подходящего стебля любой степной травы. Он использовался в основном при охоте или в походах для подачи сигналов.

Надо отметить, что классический курай имеет длину от 600 до 800 мм. Аналогичную длину имеет еще один вид курая – казанский, с той лишь разницей, что он изготавливается из металлических трубок. А вот ногайский бывает чуть покороче, до 700 мм, и имеет лишь два игровых отверстия. Этот инструмент считается женским.

Думбыра

Подобные инструменты широко распространены среди народов, имеющих тюркские корни: у казахов, узбеков, киргизов и, конечно, у башкир. Больше всего думбыра напоминает казахскую домбру, но в отличие от упомянутой, имеет меньшее количество струн – всего три, а также обладает укороченным грифом.

Думбыра сыграла свою важную историческую роль в судьбе многих поколений башкир, поэтому может по праву считаться музыкальным инструментом башкирского народа. Дело в том, что более всего, так уж повелось, этот инструмент был в чести у бродячих сказителей, так называемых сэсэнов. Они выступали на базарах, ходили по дворам и, наигрывая на трех струнах думбыры, рассказывали притчи, пели песни.

башкирская думбыра

Как это часто бывает, такие сказители были народным голосом и высказывали те мысли и идеи, которые волновали в тот момент массы населения. Так, в XVIII веке они подверглись жестоким гонениям со стороны императорской власти за пропаганду идей освобождения и независимости башкирского народа. Вместе с сэсэнами ушла в историю и национальная думбыра. Сейчас этот инструмент сложно найти в обиходе. В начале XX века ей на смену пришла мандолина серийного производства.

Отрадно, что благодаря изысканиям и стараниям музыкантов и мастеров старшего поколения думбыра сегодня переживает второе рождение. Опираясь на письменные источники древних мастеров, эти энтузиасты воссоздают прежний облик национального инструмента и продолжают его популяризировать.

Зурна

Еще один башкирский музыкальный инструмент, название которого похоже на название специи или национальной одежды. На самом же деле это духовой инструмент, во многом схожий с дудуком или балабаном. Зурна широко распространена не только в Башкирии, но еще на Кавказе, Ближнем Востоке и на Балканах. Однако везде у инструмента есть своя специфика и свои секреты изготовления. В Башкирии его принято называть сорнай.

башкирская зурна

Сорнай традиционно изготавливается из рогов животных, преимущественно рогатого скота, поэтому имеет относительно небольшую длину – не более 400 мм. Встречается зурна мундштучного и язычкового типа. Отличаются они наличием пищика и количеством отверстий. Известно, что зурна мундштучного типа повсеместно использовалась не только для музицирования, но и для подачи сигналов во время охоты и войн. Язычковый же аналог был особенно любим мирными жителями - пастухами и скотоводами.

Дунгур

Дунгур или донгор – инструмент ударный. Хотя считается, что в башкирской музыке ритмичные и ударные звуки чаще всего отходили на второй план, уступая первенство мелодичности. Однако для задавания ритма чаще всего использовали именно дунгур.

С древнейших времен в качестве ударных инструментов башкиры использовали всевозможные бытовые предметы: ведра, щиты или подносы. Как ни крути, а ритмичность мелодии, особенно праздничной веселой, играет важную роль. Из одного из таких бытовых приспособлений и родился в свое время дунгур. Он изготавливался из древесных обрезков, согнутых в кольцо и обтянутых кожей.

башкирский дунгур

Башкирские народные музыкальные инструменты традиционно отдают предпочтение звучности и мелодичности. Ведь дунгур, пожалуй, единственный из них, относящийся к классу мембранофонов. Однако не следует забывать и о важной роли всевозможных языческих обрядов, неизменно сопровождавшихся ритмичными звуками с нарастающим темпом. Предположительно, для камлания шаманами в этой местности использовался именно дунгур.

Голосовые техники

Нельзя ограничивать культуру музицирования лишь музыкальными инструментами Башкирии. Ведь этот народ умеет и любит использовать в музыке и возможности человеческого голоса. Во время исполнения традиционных мелодий мастера различных голосовых техник способны настолько мастерски вплетать свой голос в узор мелодии, что отвлеченный слушатель оказывается буквально загипнотизирован, не сразу понимая, что этот инопланетный звук создается человеческим голосом.

Одна из наиболее распространенных в Башкирии техник пения получила название узляу. И несправедливо было бы, говоря о музыкальной культуре этого народа, обойти эту тему стороной. Узляю называется техника сольного горлового пения, как правило исполняемого в диапазоне ниже рабочего. Хотя существуют и разновидности высокого пения в такой технике.

горловое пение

Традиционно именно извлечение горлом необычайно низких глубоких звуков сопровождает национальные мелодии, в частности игру на курае, если говорить о музыкальной культуре Башкирии. Мастерство горлового пения с древних времен передавалось в коренном народе из поколения в поколение. У каждого мастера были свои секреты сродни магическим обрядам. Вообще, в такой технике звукоизвлечения есть немало магического. Неслучайно пение узляю неизменно сопровождало магические ритуалы шаманов.

Инструменты, популярные в Башкирии

Помимо башкирских музыкальных инструментов, фото с которыми неизменно сопровождают любую статью о музыкальной культуре этой республики, здесь ценятся и пользуются популярностью и другие оригинальные инструменты. Справедливости ради стоит отметить, что культура использования иноземных инструментов очень молода в сравнении с игрой на аутентичных инструментах. Так, примерно в конце XIX века башкиры узнали и полюбили русскую гармонь. Хотя характер и строение музыки, исполняемой на гармони, довольно далек от традиционного башкирского этнического музицирования, ее появление в рядах популярных музыкальных инструментов произвело настоящую революцию.

На гармони традиционно исполнялись простые задорные напевы, призванные развлечь публику и поднять настроение. Распространенная в других областях России разновидность гармоник – баян. Он тоже пришел в Башкирию сравнительно поздно, уже в двадцатом веке. И несмотря на то, что местная школа игры на этом инструменте и аккордеоне относительно молода, она уже славится по всей стране и даже за ее пределами.


Повсеместное распространение в Башкирии получили и струнные, и смычковые инструменты. Однако более всего - мандолина и скрипка. Эти инструменты составляют зачастую отличные ансамбли с традиционными башкирскими, такими как курай или кубыз. На мандолине чаще всего исполняется репертуар исторического содержания. В то время как скрипка часто заменяет кубыз класса смычковых, так называемый кыл-кубыл, и аккомпанирует в ансамблях с мелодическим репертуаром, имеющим мистический характер.

После знакомства с богатой историей и завидным разнообразием башкирских музыкальных инструментов к нам приходит осознание тесной связи музыкальной культуры народа с ее историей, характером и условиями формирования национальных особенностей. Башкирская этническая музыка мелодична, но в то же время сложна как для исполнения, так и для слушания. Для полного и глубокого знакомства с ней необходимо быть открытым для древнего знания и быть достаточно мудрым для его принятия.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Башкирские народные музыкальные инструменты

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Башкирские народные музыкальные инструменты

Башкирские народные музыкальные инструменты

Курай У башкир издавна известен музыкальный инструмент – курай. Этот инструме.

Курай У башкир издавна известен музыкальный инструмент – курай. Этот инструмент считается одним из национальных символов башкирского народа. Стилизованное соцветие курая, состоящего из семи лепестков, изображено на гербе и флаге Республики Башкортостан.

Курай – это самый древний и самобытный инструмент. Он легко изготовляется сам.

Кубыз Кубыз (зубанка) – инструмент небольшого размера с еле слышным звуком. Б.

Кубыз Кубыз (зубанка) – инструмент небольшого размера с еле слышным звуком. Благодаря этому он был в прошлом инструментом башкирской женщины. Башкирская женщина не имела права громко говорить и петь, а кубыз давал ей возможности, выражать свои чувства в музыке. Тихое и нежное звучание кубыза едва слышно: под его звуки можно тихо петь и танцевать. С другой стороны, кубыз настолько мал, что хранение его не представляла трудностей.

Думбыра. Думбыра — башкирский струнный щипковый музыкальный инструмент. Думбы.

Думбыра. Думбыра — башкирский струнный щипковый музыкальный инструмент. Думбыра — традиционный инструмент сэсэнов — башкирских сказителей. Под её аккомпанемент исполнялись эпические сказания и кубаиры, а также песни.

Мандолина Мандолина и скрипка являются неотъемлемой частью башкирского этному.

Мандолина Мандолина и скрипка являются неотъемлемой частью башкирского этномузицирования. На них играют повсеместно: на праздниках, в быту, на самодеятельной сцене и даже на уроках музыки в национальных средних школах. Профессионального обучения на мандолине нет, данный инструмент – яркий представитель устного инструментального творчества.

Баян Исследования показали, что фольклорное исполнительство на баяне всецело.

Баян Исследования показали, что фольклорное исполнительство на баяне всецело принадлежит молодежи. Отмечена интересная деталь – все национальные исполнители предпочитают играть на "кнопочных аккордеонах" – инструментах зарубежных фирм и их отечественных аналогах.

Кыл-Кубыз смычковый музыкальный инструмент башкир и удмуртов

Кыл-Кубыз смычковый музыкальный инструмент башкир и удмуртов

Кыл-кубыз – является древним родственником скрипки. Только при игре он не пр.

Кыл-кубыз – является древним родственником скрипки. Только при игре он не прикладывается к плечу, а ставится на колени вертикально.


Хорнай (Сорнай) Труба (возможно – рог) с мундштуком на которой можно было изв.

Хорнай (Сорнай) Труба (возможно – рог) с мундштуком на которой можно было извлекать звуки натурального звукоряда; Сигнальный мундштучный, язычковый охотничий инструмент из рога животного, с 2-4 пальцевыми отверстиями.


Дунгур Ударный инструмент, напоминающий бубен. Деревянный обруч обтягивающийс.

Дунгур Ударный инструмент, напоминающий бубен. Деревянный обруч обтягивающийся кожей с одной или с двух сторон. К основе прикреплялись парные серебряные монеты. По дунгуру ударяли пальцами и ладонью.

Дунгур

Сорнай труба (возможно – рог) с мундштуком.

Сорнай труба (возможно – рог) с мундштуком.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2941 человек из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 227 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 26.05.2020 1923
  • PPTX 4.6 мбайт
  • 78 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ишбулатова Расиля Рахметовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Лишь немногие татарские народные музыкальные инструменты используются в наше время. Гораздо большей популярностью обладают инструменты европейского происхождения, проникшие в татарский быт в конце XIX века (мандолина, скрипка, тальянка, гитара). Однако и сегодня невозможно себе представить татарские праздники без курая, кубыза или думбыры.

К татарским народным инструментам относят гусли (гөслә) – древнейший инструмент, известный ещё со времён Болгарии Великой, курай– старинный духовой инструмент, похожий на продольную флейту, кубыз (варган) – самозвучащий язычковый музыкальный инструмент, думбыра (тамбур) – струнный музыкальный инструмент, относящийся к классу хордофонов, сорнай– духовой инструмент традиционно изготавливающийся из рога, дэф– ударный национальный инструмент.

Многие татарские народные музыкальные инструменты были утрачены и сегодня переживают новое рождение. Сорнаи, кураи, думбыры, мандолины, народные скрипки, татарские гусли выставлены в Государственном национальном музее Татарстана, музеях Казани, Альметьевска, Москвы, Санкт-Петербурга и др.

На думбыре в давние времена играли сказители-чәчәны, которые прославляли подвиги батыров, воспевали красоту родной земли, бичевали царских прислужников, призывали к борьбе против социального и колониального гнёта, поэтому они подвергались гонениям, что и явилось одной из причин исчезновения домбры на территории Татарстана и Башкортостана в начале XX в.

Национальные башкирские музыкальные инструменты – это часть культуры и истории народа. Как и другие древние инструменты, они отражают особенности, темперамент и менталитет башкир, условия их формирования как этноса.

Любой внимательный и думающий слушатель за прослушиванием народной музыки будто раскрывает для себя душу народа со всеми самыми сокровенными и глубинными секретами. Так и с башкирской народной музыкой.

Разнообразие, богатое звучание, необычный узор мелодии — все это создают башкирские музыкальные инструменты.

Каждая древняя музыкальная культура имеет свои истоки в древних обрядах. Башкирская народная музыка не стала исключением.


Пением сопровождались языческие и мистические таинства, праздники и торжественные события, бытовые и повседневные обряды, такие как охота, заготовка урожая и многое другое, в том числе военные походы.

В этом история башкирской музыкальной культуры мало чем отличается от истории любого другого народа.

Музыка очень прочно вошла в культуру башкирского народа, придав ей особенный характер и красоту. Тот неуловимый и характерный национальный оттенок, по которому можно безошибочно определить – вот звучит традиционный башкирский музыкальный инструмент.

Аналогичных и в чем-то схожих по звучанию инструментов существует немало и в других этнических культурах.

Но традиционным музыкальным инструментам присущ некий неуловимый отличительный голос, будто доносящийся из глубин истории. Именно поэтому мы с вами отличаем, скажем, китайский эрху от индийского ситара.

Хотя современные башкиры – народ, сложившийся и выделившийся как этнос сравнительно недавно, – его музыкальная культура имеет немало особенностей. Звучание народных инструментов обладает специфическим музыкальным рисунком и голосом, выделяющим музыкальные инструменты башкирского народа среди прочих этнических групп, селившихся издревле на Урале и в Поволжье.

Это объясняется тем, что башкиры всегда отдавали предпочтение мелодичным музыкальным инструментам, позволяющим исполнять разветвленную богатую мелодию в широком диапазоне.

Народная музыкальная культура татар весьма самобытна. В основе её лежат восточные интонации, с которыми гармонично сочетается влияние музыки финно-угорских народов Поволжья.



Во второй половине XIX века в татарский музыкальный быт вошли такие инструменты как тальянгармун, гитара, скрипка, мандолина. Но существуют и исконно татарские музыкальные инструменты.



Самый известный из татарских духовых инструментов – курай. Своё название он получил от татарского названия реброплодника уральского – растения из семейства зонтичных, из стебля которого его первоначально изготавливали. Курай представляет собой продольную флейту длиной до 1 м с 4 отверстиями на одной стороне и одним – на другой. Диапазон курая достигает 3 октав. Звучит он очень мягко, а исполнитель сопровождает игру на курае горловым звуком. Курай может выступать и в ансамбле, и как сольный инструмент.
Наряду с классическим кураем существует копше-курай с 2 отверстиями.

Другой инструмент – сорнай, распространён не только у татар, но и у башкир. Традиционно его изготавливали из рога и первоначально использовали на охоте. Играли на сорнае и пастухи.


Кубыз – язычковый инструмент, напоминающий варган. Это металлическая дуга с язычком посередине. Изменяя объём и форму ротовой полости, музыкант извлекает звуки обертонового ряда. Возможно, этот инструмент позаимствован татарами у угров. По археологическим данным, он был известен еще в X веке.
Существует у татар и национальный ударный инструмент. Он носит название дэф и напоминает бубен.

Гусли - татарский струнный музыкальный инструмент. Татарские гусли, в отличие от родственных аналогов, имеют широкое ладовое разнообразие и настраиваются в пентатоники, что отражает ладовую структуру татарской народной музыки.

Кроме того, выделяют целую группу духовых, самозвучащих, ударных и струнных татарских инструментов, разных по форме, размеру и материалу: ташсыбызгы (или окарина – глиняная свистулька в форме зверей, птиц), курай (ногайский курай, казанский курай), сыбызгы (свисток из камыша), сурнай (язычковый инструмент с резким звуком), быргы (труба из жести), кубыз (металлический и деревянный варган), колотушки, трещетки и др.

Читайте также: