Сообщение знакомство с видами растений и животных в доу
Обновлено: 04.07.2024
Автор: Ткаченко Наталия Николаевна
Организация: ГБОУ ЛНР УВК №14
Населенный пункт: Луганская область, г. Стаханов
Тип проекта: краткосрочный, творческий.
Цель проекта: воспитание экологической культуры дошкольников посредством ознакомления с животным миром родного края.
Задачи проекта:
- расширить представления детей о жизни диких животных в естественных природных условиях и приспособлении к своей среде обитания: как передвигаются, спасаются от врагов, чем питаются, как приспосабливаются к жизни;
- дать знания о характерных повадках и образе жизни зверей, о том как, они готовятся к зиме;
- развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде;
- развивать любознательность, наблюдательность, память, логическое мышление;
- воспитывать любовь к природе, желание оберегать природу;
- вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие .
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- развитие ребёнка по всем направлениям образовательных областей;
- элементарные представления детей о жизни диких животных в лесу, о том, как они готовятся к зиме, об особенностях их существования, внешнем виде, характерных повадках, интересные необычные факты о жизни животных;
- создание предметной среды, способствующей развитию у детей экологической культуры.
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители.
Сроки проведения: 2 недели (с 21сентября по 02 октября)
Актуальность темы:
Помощь детей становится более структурированной. Они учатся поливать растения в группе детского сада из мелко сетчатой лейки, опрыскивать из пульверизатора, очищать опущенные листья сухой кисточкой, а листья – влажной тряпочкой или щеткой с зазубринами. Дошкольники уже в силах самостоятельно определить, нуждается ли растение в поливе или нет, исходя из цвета земли (если земля сухая – нужно полить, если земля темная – растение в поливе не нуждается).
К разнообразию растительных видов из прошлогодней группы, добавляются: алоэ или агава, бегония рекс, душистая герань, зональная герань, аспаргус.
В Программе предписано:
● Продолжать знакомить с комнатными растениями.
● Учить ухаживать за растениями.
● Рассказать о способах вегетативного размножения растений.
Знания детей становятся более углубленными. Дошкольникам рассказывают, что нужно для роста растения, что может привести к его гибели. Дети учатся определять, как ухаживать за растениями, основываясь на внешнем виде стебля и листьев. Новая тема – размножение растений вегетативно, с помощью стеблевых черенков.
Пять лет – этот тот возраст, в котором ребенок может ухаживать за растениями самостоятельно, без подсказки воспитателя.
Часть растений с прошлого года раздается родителям или отдается в более младшую группу. При этом их место могут занять растения с разнообразными стеблями (стелющиеся, вьющиеся), имеющие луковицы: традесканции, вьющийся плющ, кактус, цикламен, примула, амараллис, кливия, комнатный виноград.
● Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений.
● Знакомить со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами).
● Учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды.
● Знакомить с лекарственными растениями (подорожник, крапива и другими).
Детям рассказывают о сезонности растений, об основных этапах их роста и развития, о закономерностях размножения с помощью листкового черенкования.
Задачи, стоящие перед воспитателем по ознакомлению детей с окружающим миром:
1.Формирование у детей элементарной системы знаний.
Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними.
2. Формирование у детей трудовых навыков и умений.
Трудовые навыки и умения, приобретенные в детстве, не разрушаются — в дальнейшем они совершенствуются, превращаясь в более сложные виды труда.
3.Формирование у детей любви к природе.
Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, умение отличать его от объектов неживой природы.
Содержание знаний, умений и навыков при ознакомлении детей с окружающим миром.
В младшей группе важно, чтобы у детей шло накопление знаний, то есть конкретных представлений, об отдельных объектах природы: о природном материале (песок, вода, снег, лед) и его свойствах, о строении растений (стебель, лист, цветок) и их потребностях во влаге, о внешнем виде животных (рыбы, птицы, млекопитающие и их способах передвижения, питании. Детей знакомят с детенышами некоторых животных. Им дают первые знания об отличительных признаках сезонов.
В средней группе представления детей о свойствах и качествах предметов неживой природы расширяются и конкретизируются (например, вода — прозрачная жидкость, которая течет; одни предметы плавают в воде, другие — тонут; снег и вода меняют свои свойства в зависимости от температуры воздуха).
В старшей группе основной становится задача формирования у детей знаний о связях и отношениях, существующих в природе: о потребностях растений и животных в зависимости от условий жизни и состояния, о связях между некоторыми органами и их функциями.
В подготовительной к школе группе основной задачей является уточнение и расширение знаний о закономерных изменениях явлений неживой природы, дальнейшая их систематизация и обобщение. Необходимо сформировать представления о смене сезонов, о нарастании (или уменьшении) продолжительности дня и ночи, о закономерных изменениях температуры воздуха, характера осадков.
Таким образом, к концу дошкольного возраста дети усваивают элементарную систему знаний о природе, что способствует развитию умственной деятельности и формированию стойкого положительного отношения к природе. Сложность и многообразие задач требуют от педагога умения использовать разнообразные методы и формы работы с детьми, которые обусловлены рядом требований, особенностями организации в разных возрастных группах.
Формы ознакомлению дошкольников с природой: занятия, экскурсии прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке .
Методы ознакомления дошкольников с природой их 3 Наглядные, практические, словесные.
1.К наглядным относятся: наблюдение, иллюстративный материал, технические средства или учебный экран. Наблюдение – это целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвует восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание.
В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдений. Наблюдение организуется при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, они проводятся на занятиях и на экскурсиях, на прогулках и в уголке природы. В начале наблюдения, особенно если оно проводится впервые, не стоит спешить с постановкой перед детьми вопроса или задания. Воспитатель в процессе руководства наблюдением использует разнообразные приёмы – вопросы, загадки, обследование предмета, сравнение, игровые и трудовые действия. Только после проделанной работы необходимо сделать вывод, прийти к какому-то решению.
Иллюстративный материал– картины, плакаты, карточки, схемы дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы.
При ознакомлении детей с природой используются дидактические, предметные, а также художественные картины Учебный экран - при ознакомлении детей с природой в детском саду используются мультфильмы, презентации, интерактивные игры. С их помощью воспитатель формирует у детей представления о динамике явлений природы – росте и развитии растений и животных, о труде взрослых, показывая явления, которые протекают в природе длительное время.
2. Практические методы
Дидактические игры - в дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. используются игры – с мячом, игры с листьями, семенами, цветами, фруктами и овощами.
Широко используются настольно-печатные игры, которые дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы
Подвижные игры природоведческого характера - связаны с подражанием, повадкам животных, их образу жизни.
Труд в природе – организуют в форме индивидуальных и коллективных поручений.
Индивидуальные поручения дают возможность более тщательно руководить действиями детей, коллективный труд даёт возможность формировать трудовые умения и навыки одновременно у всех детей группы.
Элементарные опыты - это наблюдение, проводимое в специальных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной целью. Опыт используют как способ решения познавательной задачи. Решение познавательной задачи требует специального процесса: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных.
3. Словесные методы
Рассказ воспитателя – рассказывать детям можно с разными целями: для расширения знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях, для ознакомления с новыми явлениями и фактами. Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом – фотографиями, картинами, диафильмами.
Беседа – выделяют два вида: итоговую и предварительную. Цель предварительной – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения со знаниями. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение.
Чтение художественной литературы – детская природоведческая книга используется педагогом, прежде всего в воспитательных целях. Книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности и любознательности.
Применяемые технологии по ознакомлению с природой.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования, которые определяют новые средства, формы, методы, используемые в практике педагогики.
- Это подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы.
- Это подбор дополнительного познавательного материала к занятиям (презентации, мультфильмы и пр.)
- Это и обмен опытом (создала сайты в сети Интернет, сайт детского сада), знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
- Это интерактивные игры
Технология проектной деятельности. Эта технология имеет ряд преимуществ: возможность углубленно изучать какую-либо тему живой и неживой природы и получение практических результатов. Метод проектной деятельности особенно успешно реализуется в работе со старшими дошкольниками.
Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.
Классификация проектов по ознакомлению с окружающим миром:
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к познавательной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций в разных формах непосредственно образовательной деятельности происходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи
- познавательная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебно-наглядный материал используется в качестве ее средства, в познавательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
В нее включаются следующие игры и упражнения:
• игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
• группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
• группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
• группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Технология исследовательской деятельности Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности
1. Опыты (экспериментирование) Состояние и превращение вещества. Движение воздуха, воды. Свойства почвы и минералов. Условия жизни растений.
2. Коллекционирование (классификационная работа) Виды растений. Виды животных. Виды профессий.
3. Путешествие по карте Стороны света. Рельефы местности. Природные ландшафты и их обитатели.
Личностно - ориентированная технология Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ. Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.
Технология портфолио дошкольника. Портфолио— это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятель¬ности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобраз¬ный маршрут развития ребенка.
Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов за-полняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.
В портфолио можно включить ряд разделов направленные на ознакомление детьми с природой:
Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
- Чудова Светлана Владимировна
- 6 октября 2019
- 4183
- 1
Получайте бонусные рубли за вашу активность!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
Рассматриваемые в процессе ее изучения проблемы занимают особое место в дошкольном образовании, а сам процесс обучения направлен на становление у детей в детском саду основ культуры безопасности жизнедеятельности и ответственного отношения к природным экосистемам и обитающим в них представителям флоры и фауны.
Характеристика занятий
- рационального природопользования;
- регулирования процессов, оказывающих негативное воздействие на различные экосистемы и способных спровоцировать развитие экологически опасных явлений.
Рекомендации Министерства образования РФ определяют под основной целью дисциплины — формирование у детей в возрасте от 4-х до 7-ми нового типа экологического мышления, позволяющего осознавать последствия своих негативных действий в отношении окружающей среды и обучение гармоничному взаимодействию с природой.
Педагоги и экологи отмечают, что из-за отсутствия необходимых знаний маленькие дети не способны выбрать правильную линию поведения, что косвенно определяет основные задачи педагогической работы, направленные на обучение их правильному поведению на природе.
В соответствии с рекомендациями Министерства образования РФ проводимая воспитательная работа должна быть незаметной для дошкольников, что требует от педагогов и работающих с детьми экологов сделать выбор в пользу игровой формы занятий, являющейся наиболее естественным для маленьких детей видом деятельности, оказывающим влияние на формирование их характера.
Работа педагога, занимающегося проблемами экологической безопасности, должна быть направлена на:
- формирование у дошкольников основ экологической безопасности;
- становление у них представлений о взаимоотношениях человека с окружающей природой;
- определения системы экологических ценностей;
- развитие эмоционального, ответственного, бережного отношения к природе, представителям растительного и животного мира;
- становления деятельностного подхода к защите, охране и восстановлению природы;
- получение знаний об экологической безопасности и принимаемых для ее осуществления, мерах.
- правильного понятия и представления об окружающем мире;
- умения выстраивать простейшие причинно-следственные связи;
- знания о правильном поведении на природе;
- способности к самостоятельной деятельности.
- внимательность, способность видеть характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;
- активную речь, логическое и ассоциативное мышление, произвольное внимание;
- индивидуальные способности и познавательный интерес;
- творческое воображение;
- умение понимать задание и точно выполнять его.
- культуры поведения на улицах города, уважительного отношения к природе;
- доброжелательных взаимоотношений между сверстниками в процессе решения общей познавательной задачи;
- умения договариваться, помогать друг другу.
Упражнения
Исследования, проведенные рядом российских и проживающих в странах СНГ ученых, дали возможность предположить необходимость формирования у дошкольников в ходе изучения курса знаний:
- о здоровье, как основной ценности человека;
- о взаимосвязи всех природных объектов;
- о планете Земля, определяемой в качестве общего места обитания для всех живых существ и человека, как части природы;
- о деятельности, оказывающей загрязняющее действие на окружающую природу;
- о возможном ухудшении состояния мировых экосистем и мерах, применяемых для восстановления окружающей среды;
- о способах рачительного взаимодействия с природой;
- об опасных представителях животного и растительного мира;
- о правилах безопасного поведения в лесополосе и на улицах городов;
- о культуре бытового потребления, ресурсосбережении.
В младшей группе
Экологическая безопасность для дошкольников направлена на становление у детей 4-5-летнего возраста правильного представления об окружающем их мире. Проводимые игровые занятия призваны показать малышам многообразие флоры и фауны, а также обучить способам правильного и безопасного взаимодействия с ними.
Ознакомительное занятие направлено на получение детьми представления:
- о ядовитых представителях растительного мира, произрастающих в умеренном климатическом поясе и негативных последствиях, возникающих при их употреблении в пищу;
- о лекарственных растениях, их свойствах и способах применения в народной медицине;
- об опасности, подстерегающей людей при взаимодействии с хищниками, месте их обитания и способах возможной зашиты;
- о классификации и особенностях жизни птиц;
- о домашних питомцах и приносимой ими пользе для человека.
Важной целью занятия так же является формирование у детей уважительного отношения ко всем представителям фауны и людям, работающим с ними.
Используемый при занятии дидактический материал:
- книги о растительном и животном мире России.
- фотоматериал, изображающий представителей флоры и фауны;
- гербарий;
- плакат, демонстрирующий правила поведения детей при посещении зоопарка.
Занятия включают в себя:
Занятие направлено на развитие и последующее умение детей классифицировать представителей растительного и животного мира по месту их обитания, развитие внимательности.
Целью игры является заполнение игрового поля.
Используемые при занятии материалы:
Ход игрового процесса:
- Перед началом занятия воспитатель дает характеристику различным экосистемам, а затем делит малышей на 5 команд, каждой из которых достается определенное игровое поле.
- Ведущий-воспитатель перемешивает карточки и, доставая по одной, озвучивает изображенное на ней животное, насекомое или растение.
- Члены команд должны внимательно слушать педагога и забирать персонажей, соответствующих их экосистемам.
- Побеждает в соревновании команда, первой заполнившая всю игровую зону.
Проведение занятия помогает расширить представления воспитанников детского сада о многообразии животного мира:
- среде их обитания;
- рационе питания и методах добывания пищи;
- подготовке к зимней спячке.
Во время занятия педагогу могут понадобиться карточки, изображающие диких животных.
Ход игрового процесса:
- Начиная занятие, воспитатель дает характеристику многообразию животного мира, демонстрируя некоторых из них и сопровождая процесс рассказом об особенностях того или иного животного.
- После завершения вводной части педагог по очереди вытаскивает карточки с дикими животными и просит рассказать детей все, что они знают о том или ином представителе фауны. Во время опроса воспитатель может задавать детям наводящие вопросы:
- Кто изображен на рисунке?
- Где (в лесу, в водоеме, на поле, в пустыне) обитает?
- Чем питается животное?
- Спит ли зимой и как подготавливается к зимней спячке?
- После каждого опроса воспитатель обобщает полученные сведения.
В средней группе
Экологическая безопасность для дошкольников направлена на формирование у них в 5-6-летнем возрасте первичных знаний о правильном взаимодействии с природой, месте человека в экосистеме и его деятельности, негативно сказывающейся на существовании растительного и животного мира.
Занятие имеет под собой цель – знакомство с редкими представителями флоры и фауны, занесенными в Красную книгу РФ.
Используемые для работы инструменты:
Ход игрового процесса:
Активно-познавательная игра помогает расширить взгляд ребенка на целостность и уникальность природных сообществ, а также способы их питания.
Материал, используемый для занятия: карточки с ленточками, изображающие обитающих на территории выбранной экосистемы животных и растения.
Игра основана на примере нескольких экологических систем (луг, лес, водоем, поле), населенных различными представителями животного и растительного мира, образующими определенные пищеварительные цепочки, например, береза — заяц — лиса, овес — лошадь — волк.
Ход игрового процесса:
Занятие направлено на:
- усвоение детьми правил поведения в природе;
- развитие у них логического мышления, заключающего в способности из отдельных частей составить общую сюжетную картину;
- активизацию речи и расширение словарного запаса.
Необходимый для работы материал:
- видеофильм, ознакомляющий с правилами поведения человека в живой природе;
- набор пазлов (не менее 10 шт.).
Ход игрового процесса:
- В начале занятия педагог вместе с детьми просматривает видеофильм, сопровождая действия на экране комментариями, рассказывающими о правилах поведения человека в живой природе.
- Вторая часть занятия состоит в сборе детьми пазлов, демонстрирующих взаимодействие человека и окружающей среды, и последующее обсуждение возникших сюжетных картинок.
Для старшей группы
Экологическая безопасность для старшего дошкольного возраста имеет под собой цель закрепление основ правильного и культурного поведения на территории лесополосы и обобщение ранее полученных знаний о безопасной, для окружающей среды, деятельности человека.
Настольная игра-бродилка, направленная на повторение и усвоение правил поведения в природе, а также имеющая под собой цель:
- развитие памяти и творческого потенциала детей;
- развитие кругозора и любви к природе родного края;
- формирование бережного отношения и определение потребности в защите окружающей среды;
- активизацию речи детей.
Используемое оборудование:
- игровое поле с несколькими дорожками;
- кубик с цифрами, обозначающий количество ходов;
- фишки разных цветов.
Ход игрового процесса:
Игровое занятие, призванное научить детей уважительному отношению к природе и культурному поведению на улицах города.
В задачу игрового процесса входит:
- уточнение знаний детей о необходимости соблюдения чистоты на улицах города;
- информирование их о видах и способах сортировки мусора, а также способах его утилизации;
- развитие речевых навыков и закрепление способности выражать свои мысли законченными предложениями.
Необходимый для игры инвентарь:
- карточки, изображающие разные виды бытового и промышленного мусора;
- пластиковые контейнеры (кармашки), предназначенные для сбора различных отходов с соответствующим изображением на крышке.
Ход игрового процесса:
Игровое занятие позволит детям закрепить правила поведения в лесополосе и включает в себя упражнение по распознаванию экологических знаков.
Под задачей занятия подразумевается:
- становление у детей бережного отношения к окружающей их природе;
- развитие представлений о действиях, вредящих окружающему миру;
- расширение словарного запаса.
Для проведения занятия воспитатели могут воспользоваться карточками, с изображениями разнообразных лесных объектов (муравейника, мухомора, костра, паутины).
Ход игрового процесса:
Проводимые в форме беседы, наглядной демонстрации или в виде игры занятия помогают сформировать у детей понятие о роли человека в окружающем его мире, необходимости рационального потребления и защиты природной среды от всевозможных видов загрязнений, являющихся основной причиной экологической катастрофы.
Видео об экологическом воспитании дошкольников
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста: технологии и методы:
Читайте также: