Сообщение значимость изучения силы природы

Обновлено: 04.07.2024

Введение
1.Теоретическое обоснование физических сил в природе.
1.1. История открытия и понятие силы тяжести.
1.2.История открытия и понятие силы трения.
1.3.История открытия и понятие силы Архимеда.
1.4.Значение сил в жизни человека.
2. Эксперименты с силами
2.1. Опыты и результаты исследования
Заключение
Список литературы
Приложение

В рамках индивидуального проекта по физике изучены теоретические сведения и практические опыты по силе трения, силе тяжести и силе Архимеда, дано их понятие и определено значение физических сил в жизни человека, рассмотрены факторы, влияющие на величину силы тяжести, силы трения, силы Архимеда.

Силы в природе имеют огромное значение в жизни человека. Необходимо знать силы природы, чтобы совершать какие-либо открытия или создавать новые механизмы. Мы постоянно сталкиваемся с силами в природе и чаще всего не обращаем на это внимание. Для людей они выглядят привычными и понятными.

Поэтому поводу возникает проблема: от чего зависят силы в природе?

Цель: исследовать факторы в природе, влияющие на значение силы тяжести, силы трения, сила Архимеда.

Объект: сила тяжести, сила трения, сила Архимеда.

Предмет: факторы, влияющие на величину силы тяжести, силы трения, силы Архимеда.

Гипотеза: опытным путем доказать или опровергнуть то, что сила тяжести зависит от массы тела, сила трения зависит от силы нормального давления ирода соприкасающихся поверхностей, а сила Архимеда от плотности жидкости и объема тела.

1. Подбор литературы по проблеме

2. Изучение, анализ, обобщение литературы по проблеме

3. Изучение влияния факторов в природе на значение силы тяжести, силы трения, сила Архимеда

4. Методы исследования

5. Анализ полученных результатов

6. Создание проектного продукта - презентации

В процессе работы применялись методы исследования:

1. Теоретические (изучение, анализ, обобщение литературы)

2. Эмпирические (наблюдения, беседы, измерения)

3. Интерпретационные (количественная и качественная обработка результатов)

Описание проекта: исследовательская работа по физике .

Новизной работы является постановка простейших опытов, позволяющих изучить факторы, влияющие на значение силы тяжести, силы трения, сила Архимеда.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты проделанных опытов, дают возможность более наглядно раскрыть значение величины силы тяжести, силы трения, силы Архимеда и определить важность данных сил в жизни человека.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы,4 рисунка, приложения.

История открытия и понятие силы тяжести

С давних времен явления и закономерности в природе вызывали интерес у талантливых людей, занимающихся изучением наук естествознания. Исследование причин возникновения сил и их взаимодействия рассматривали и изучали многие ученые : Аристотель, Леонардо да Винчи, Галилео Галилей, Исаак Ньютон, Шарль Кулон, Джеймс Джоуль и другие .


Исаак Ньютон, британский физик, проявлял большой интерес к взаимодействию тел, он является одним из основных создателей классической физики. Исследования ученого помогли объяснить ряд явлений, причину возникновения которых никто ранее не мог раскрыть. Ньютон упорядочил все познания о движении и силе. Результатом его работы является открытие известных законов механики и закона всемирного тяготения.

По легенде, наблюдая за падающим с дерева яблоком, ученый пришел к мысли об открытии закона тяготения. Его всегда интересовало явление падения яблока именно вниз, а не в другое направление. Решение данной задачи пришло намного позже. Исаак установил, что все предметы при движении подчиняются общему закону всемирного тяготения, который действует между всеми телами. Им была выведена формула, позволяющая рассчитать силу гравитации между двумя телами.

Ученым было установлено, что сила притяжения между телами зависит от массы этих тел и расстояния между ними: чем большей массой обладают тела, тем больше сила притяжения. Если увеличивается расстояние между телами, то сила притяжения уменьшается.

Сила тяжести возникает при взаимодействии всех тел с Землей, она их притягивает к себе.

Сила тяжести имеет точку приложения - центр тела и ее вектор направлен вниз.

Формула имеет вид: Fтяж = m*g, где m – масса тела, g – ускорение свободного падения, равно 9,8 Н/кг. Существует вид движения, который называется свободным падением, происходящий в связи с притяжением Земли.

Сила имеет направление и ее можно измерить по величине вектора. Она представляет собой меру взаимодействия тел. Движение всех тел происходит путем воздействия на них сил. По причине взаимодействия между телами могут возникать деформации тел.

При воздействии силы на тело, необходимо учитывать: значении, точку приложения и направление действия.

Существует Международная система единиц (СИ), в которой под единицей силы принимают величину в 1 Ньютон. 1Н =1кг* 1 м/с2,это когда телу массой один килограмм придают данное ускорение, при этом тело движется в сторону приложенной силы.

Прибор для измерения силы – динамометр (от греч. динамис -сила, метрио-измеряю). Существует разновидности динамометров: медицинские , ручные , тяговые и т.д.

История открытия и понятие силы трения


Великого Леонардо да Винчи в свое давнее время очень интересовала сила трения: от чего же она зависит и что собой представляет?

Ему приходилось ставить необычные эксперименты, которые удивляли его учеников, они недоумевали от поведения их учителя, наблюдая, как гениальный ученый волочет по земле веревку, то вытянутую по всей длине, то крутосмотанную. В 1519 году, проводя ряд подобных экспериментов ,позже, Леонардо все же смог определить конечный результат и понять, что интересующая его сила, возникающая между двумя контактными поверхностями, зависит напрямую от нагрузки (силе прижатия), никак не зависит от площади взаимодействующих поверхностей и направлена против основного движения.

Спустя много лет, талантливые ученые , Шарль Кулон и Гильом Амонтон, в своих трудах сумели дать окончательную формулировку действиям своего предшественника. Степень важности работ двух этих ученых состояла в том, что они утвердили физическую постоянную величину, как коэффициент трения, вывели формулу, с помощью которой можно рассчитать , чему равна сила трения для определенной пары взаимодействующих материалов.

Сила трения , возникает продвижением тел по поверхности относительно друг друга в направлении от основного движения.

Выделяют следующие виды трения: покоя; скольжения ; качения.

Трение покоя проявляется посредством взаимодействия неподвижных твёрдых тел, когда одно из них стремятся переместить относительно другого . Причиной возникновения данного вида трения является сцепление неровных поверхностей.

Трение скольжения проявляется при взаимодействии двух твердых тел по поверхностям при скольжении.

Fтр. скольж = μ* N= μ*m*g, где N=m*g – сила нормального давления, μскольж– коэффициент трения скольжения.

Величина коэффициента зависит от свойства соединяющихся поверхностей - вещества и качества их обработки.

Можно уменьшить значение μскольж путем шлифовки поверхностей.

Трение качения проявляется при условии взаимодействия двух твердых тел по поверхностям, одно из которых должно быть обязательно круглым.

Основными условиями появления силы трения становятся: неровности поверхностей взаимодействующих тел и межмолекулярное притяжение между ними.

С помощью определенных приемов и способов можно либо уменьшить , либо увеличить силу трения.

История открытия и понятие силы Архимеда

Великий ученый, геометр, выдающийся инженер Архимед занимался исследованием действия жидкости на погруженное в нее тело.

Архимед занялся взвешиванием короны, но решение было не убедительным, необходимо было еще вычислить объем данного тела, для расчета плотности металла, и тогда только можно было бы определить - чистое ли это золото.

Далее, по легенде, Архимед, озадаченный думами по определению объема представленного ему предмета , принимая водные процедуры в ванной , заметил подъем воды до крайнего уровня. И тут его озарило–по вытесненному объему воды, он понял ,что объем его тела равен столько же, значит, и корона, при погружении в заполненную до самого верха емкость, вытеснит, равный ее объему воду. Ответ был получен!

Воздействие, которому подвергается тело, опущенное в жидкости, называется выталкивающей силой, т.к. направлена вверх. Основные характеристики, от которых зависит эта сила были определены великим ученым Архимедом. Действие силы распространяется не только на любую жидкость, но и на газы. В последствии , для всего человечества открытие данного закона имело огромное значение.

Формула имеет вид: Fарх = pж*g* Vт , и когда производят расчет силы , учитывают только утонувшую часть тела.

Условия плавания тел: (сравниваем силы и плотности)

· Fарх>Fтяж ; pж >pтела- всплывает

· Fарх= Fтяж ; pж = pтела - плавает внутри жидкости

· Fарх Значение сил в жизни человека

Осваивая законы природы и используя их в своей жизнедеятельности, человек способен ускорять научно-технический прогресс.

В силу того, что существует сила притяжения к Земле можно объяснить и подтвердить рядя явлений: все тела падают вниз; человек подпрыгнув опускается на землю; движется вода в реках. Благодаря изучению законов гравитации появилась возможность исследовать космическое пространство.

Зная причины возникновения силы трения ,у человека появилась возможность использовать ее как в природе, так и в технике. Иногда трение может быть полезным , для этого его стараются увеличить (посыпают песком ледяные дорожки) , в другом моменте трение может быть вредным, и тогда его стремятся уменьшить ( в технике , можно ввести смазку между соприкасающимися поверхностями, а для вращающихся валов машин и станков их опирают на подшипники).

Держать предметы в руках, удерживаться на поверхности земли людям и животным невозможно было бы без силы трения.

Знания законов физики и факторов, отвечающих за действие силы Архимеда позволили людям подниматься в воздух и опускаться на дно океанов и морей, конструировать мощные корабли для тяжелых грузоперевозок на большие расстояния; с помощью подводных лодок и батискафов погружаться в водяные пучины; подниматься в небо на самолетах, дирижаблях, воздушных шарах; созданы новые устройства, такие как управляемые с земли аэростаты и квадракопторы для изучения воздушных течений ,для географических и медико-биологических исследований в нижних слоях атмосферы.

Все силы природы, которые человек открыл и покорил, должны быть направлены только во благо, надо помнить, что человек есть часть природы.

Опыты и результаты исследования по силам в природе

Пластмассовый шар подвешен на нити и укреплен на штативе. При перерезании нити шар падает вниз, что подтверждает закон всемирного тяготения.

Опыт 2. (прямое измерение)

На штативе закреплены динамометры, к динамометрам подвешаны грузы разной массы (m1= 0,1 кг , m2= 0,3 кг ), сила тяжести на первом = 1Н , на втором =3Н , это подтверждает то , что сила тяжести прямо пропорциональна массе: чем больше масса, тем больше сила тяжести.

Опыт 3.(косвенное измерение)

В медицинском кабинете школы, на электронных весах, определили массу двух тел : m1=38 кг, m2 =77 кг.

При расчете силы тяжести, действующей на тела разной массы выяснили:

F1 =m1*g= 38кг* 9,8н/кг = 372,4 Н

F2 = m2*g = 77кг * 9,8н/кг = 754,6 Н

Сила тяжести напрямую зависит от массы тела.

Масса первого тела примерно в два раза меньше массы второго тела, тогда и сила тяжести действующая на первое тело соответственно меньше примерно в два раза. Поэтому можно сказать : первое тело легче чем второе, а второе – тяжелее , чем первое.


На снежной горке, определив точку отсчета, спустился на санках вниз(m1=38 кг(мальчик) ; m2=3,5 кг(санки) ; m=m1+m2=38+3,5=41,5 кг).

Используя измерительный прибор рулетку определили длину пройденного пути (S), Путь S = 29 м.Из справочника взяли данные коэффициента трения(μ) железо - лед равен 0,02 ; рассчитали силу трения скольжения по формуле Fтр. скольж = μ* N= μ*m*g, где N=m*g – сила нормального давления.

Fтр. скольж =0,02*41,5*9,8=8,1 Н

Затем увеличили нагрузку на санки( сели вдвоем,m3=35 кг) m+m3=41,5+ 35=76,5 кг .Провели измерения : S= 23,5м

Fтр. скольж =0,02*76,5*9,8=14,9 Н

Сравнивая два опыта, пришли к выводу, что с увеличением нагрузки сила трения скольжения увеличивается, путь уменьшается.

Для проведения этого опыта на горку насыпали песок, для увеличения силы трения скольжения, и спустились на санках по горке от данной точки отсчета. И опять измерили пройденный путь S= 25м.Длина пути уменьшились по сравнению с результатом (опыт 1) с 29 м до 25 м.

В данном эксперименте необходимо было установить, как зависит сила трения скольжения от двух взаимодействующих сторон. Т.к. коэффициент трения у соприкасающихся поверхностей в двух случаях различный, то соответственно и сама сила трения имеет разное значение.

По табличным данным коэффициент трения (μ) железо -лед равен 0,02.

Коэффициент трения (μ) железо - песок рассчитал самостоятельно, проведя лабораторный опыт: использовал лед, насыпал песка негусто, два скрепленных бруска прикрепил к динамометру и определил силу трения, она равна 0,3 Н. Сила тяжести равна 0,9 Н ,так же с помощью динамометра. Из формулы трения рассчитал коэффициент трения - он равен 0,3 Н.

m1=38 кг(мальчик);m2=3,5 кг(санки) ; m=m1+m2=38+3,5=41,5 кг

Fтр= 0,02*41,5*9,8 = 8,1 Н ( в первом случае)

Fтр= 0,3* 41,5*9,8 = 122 Н (во втором случае)

Соответственно сила трения во втором случае будет намного больше, т.к коэффициент трения имеет большее значение, при изменении соприкасающихся поверхностей , что подтверждается экспериментом.


Эксперимент 3.

Для данного исследования проведены два опыта:

В стакан с обычной водой опустили вареное яйцо – оно утонуло, т.к Fтяж >Fарх.

Сила тяжести: Fтяж=m*g , сила Архимеда Fарх = pж*g*Vт

В другой стакан налили насыщенный раствор соли и поместили вареное яйцо- оно всплыло ,т.к. Fтяж

Плотность соленой воды p = 1030кг/м3,

Плотность чистой воды p = 1000кг/м3, соответственно выталкивающая сила в соленой воде будет больше. Если жидкость плотнее, то больше выталкивающая сила.

Из пластилина вылепил шарик и погрузил в емкость с водой, предварительно отметив начальный уровень воды маркером ( отметка 1).

После погружения уровень воды в стакане поднялся (отметка 2 ).

Вынув пластилин из стаканчика, слепил из него лодочку и погрузили в воду. Погруженная часть лодочки вытеснила воды больше, чем при погружении шарика из этого же куска пластилина (отметка 3)

Оказывается,что лодочка имеет больший объем за счет воздуха наполняющего ее, соответственно часть тела, находящаяся в воде – больше, и тогда выталкивающая сила тоже становится больше, поэтому лодочка не тонет.

Сила Архимеда Fарх = pж*g*Vт имеет прямую зависимость от плотности жидкости и объема тела, но при расчете учитывается только погруженная в жидкость часть тела. Независящими факторами при вычислении являются : форма тела, его плотности и глубина погружения.

· сила тяжести напрямую зависит от массы тела. Точкой приложения является центр тела, направление вектора - вниз. Надо отметить, что силы притяжения тела с Землей и наоборот, взаимны.

· сила трения возникает при неподвижном взаимодействии твердых тел или при движении одного тела по поверхности другого , вектор всегда направлен против движения. Выделяют несколько видов сухого трения. Экспериментально был рассмотрен один из видов - трение скольжение, определены факторы, влияющие на ее изменение: увеличение силы давления на скользящее тело (санки); разновидность трущихся поверхностей. Сила становится значительно больше, если увеличивается нагрузка и неровность хотя бы одной из двух поверхностей, при этом в большую сторону изменяется и коэффициент трения скольжения.

· сила Архимеда исследуемая в данной работе действует на тело помещенное в воду ,вектор силы направлен вверх, величина выталкивающей силы напрямую зависит от плотности жидкости и от объема тела, или той части, которая полностью погружена в жидкость.

· В природе, в жизни человека, в технике знание законов и взаимодействия тел и сил имеет огромное значение. Использование этих знаний приведет к новым открытиям в различных областях науки.

Я думаю, что я решил проблему своего проекта (от чего зависят силы в природе), так как в ходе исследований моя гипотеза полностью подтвердилась.

1. Балашов М. М. О природе [Текст]: Кн. для учащихся 7 кл. – М.: Просвещение, 1991. - 64 с.

3. Колтун М.М. Мир физики [Текст]: Научно-художественная лит-ра. - М.: Дет. лит.,1984.-271 с.

4. Пёрышкин А. В. Физика. 7кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2013. – 192 с.

Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты

Силы в природе


Подробнее о работе:


В рамках индивидуального проекта по физике изучены теоретические сведения и практические опыты по силе трения, силе тяжести и силе Архимеда, дано их понятие и определено значение физических сил в жизни человека, рассмотрены факторы, влияющие на величину силы тяжести, силы трения, силы Архимеда.

Оглавление

Введение
1.Теоретическое обоснование физических сил в природе.
1.1. История открытия и понятие силы тяжести.
1.2.История открытия и понятие силы трения.
1.3.История открытия и понятие силы Архимеда.
1.4.Значение сил в жизни человека.
2. Эксперименты с силами
2.1. Опыты и результаты исследования
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение

Силы в природе имеют огромное значение в жизни человека. Необходимо знать силы природы, чтобы совершать какие-либо открытия или создавать новые механизмы. Мы постоянно сталкиваемся с силами в природе и чаще всего не обращаем на это внимание. Для людей они выглядят привычными и понятными.

Поэтому поводу возникает проблема: от чего зависят силы в природе?

Цель: исследовать факторы в природе, влияющие на значение силы тяжести, силы трения, сила Архимеда.

Объект: сила тяжести, сила трения, сила Архимеда.

Предмет: факторы, влияющие на величину силы тяжести, силы трения, силы Архимеда.

Гипотеза: опытным путем доказать или опровергнуть то, что сила тяжести зависит от массы тела, сила трения зависит от силы нормального давления ирода соприкасающихся поверхностей, а сила Архимеда от плотности жидкости и объема тела.

  1. Подбор литературы по проблеме
  2. Изучение, анализ, обобщение литературы по проблеме
  3. Изучение влияния факторов в природе на значение силы тяжести, силы трения, сила Архимеда
  4. Методы исследования
  5. Анализ полученных результатов
  6. Создание проектного продукта - презентации

В процессе работы применялись методыисследования:

  1. Теоретические (изучение, анализ, обобщение литературы)
  2. Эмпирические (наблюдения, беседы, измерения)
  3. Интерпретационные (количественная и качественная обработка результатов)

Описание проекта: исследовательская работа по физике .

Новизной работы является постановка простейших опытов, позволяющих изучить факторы, влияющие на значение силы тяжести, силы трения, сила Архимеда.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты проделанных опытов, дают возможность более наглядно раскрыть значение величины силы тяжести, силы трения, силы Архимеда и определить важность данных сил в жизни человека.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы,4 рисунка, приложения.

Что бы ни происходило вокруг нас, за все отвечают четырые фундаментальные силы природы:

1. Сила тяжести

2. Слабое ядерное взаимодействие

3. Электромагнетизм

4. Сильное ядерное взаимодействие

Давайте вкратце рассмотрим все четыре. Что они из себя представляют и за что отвечают.

1. Сила тяжести или гравитация

Гравитация - притяжение между двумя объектами, обладающие массой или энергией.

Это - вероятно самая интуитивно понятная из фундаментальных сил, но она же и самая сложная для объяснения.

Исаак Ньютон был первым, кто предложил идею гравитации. Он описал ее как буквальное притяжение между двумя объектами.

Спустя столетия, Альберт Эйнштейн в своей общей теории относительности предположил, что гравитация не является притяжением или силой. Вместо этого, он предположил, что она является следствием искривления пространства-времени вокруг объекта.

Хотя гравитация удерживает планеты, звезды, системы и даже галактики вместе, она оказывается самой слабой из фундаментальных сил, особенно в молекулярном и атомном масштабах. Подумайте сами, тяжело ли Вам отрывать ноги от земли или пнуть мяч? Все эти действия противодействуют гравитации целой планеты. А на молекулярном уровне, гравитация и вовсе практически не влияет на фундаментальные силы.

2. Слабое ядерное взаимодействие или слабая сила

Слабая сила имеет решающее значение для реакций ядерного синтеза, которые приводят в движение Солнце и производят энергию, необходимую для большинства форм жизни на Земле. Вот крупный план солнечной вспышки класса M7.6, которая вспыхнула на Солнца 23 июля 2016 года

Слабая сила имеет решающее значение для реакций ядерного синтеза, которые приводят в движение Солнце и производят энергию, необходимую для большинства форм жизни на Земле. Вот крупный план солнечной вспышки класса M7.6, которая вспыхнула на Солнца 23 июля 2016 года

Слабая сила или слабое ядерное взаимодействие ответственно за распад частиц. Это прямое изменение одного типа субатомной частицы в другое.

Физики описывают это взаимодействие посредством обмена несущими силу частицами, называемыми бозонами . Конкретные виды бозонов ответственны за слабую силу, электромагнитную и сильную.

В слабой силе бозоны - это заряженные частицы, называемые W и Z - бозонами .

Протоны, нейтроны и электроны, находясь в пределах 0,1% диаметра протона друг от друга, могут обмениваться этими бозонами. В результате субатомные частицы распадаются на новые.

Слабая сила имеет решающее значение для реакций ядерного синтеза, которая приводит в движение реакции на Солнце и производит необходимую для большинства форм жизни энергию. Она также помогает археологам определять возраст находок по скорости распада.

3. Электромагнетизм

Электромагнитная сила или Сила Лоренца , действует между заряженными частицами. Противоположные заряды притягивают друг друга, а подобные отталкивают. Чем больше заряд, тем больше сила. И так же как с гравитацией, ее можно почувствовать с очень большого расстояния, хотя она и будет очень слаба.

Как видно из названия, электромагнитная сила состоит из электрической силы и магнитной. Сначала, физики описывали их отдельно друг от друга, но позже поняли, что они являются компонентами единого целого.

Как только заряженные частицы приводятся в движение, они создают магнитное поле. Поэтому, когда электроны бегут по проводу, чтобы зарядить Ваш смартфон или включить компьютер, провод становится магнитным.

Электромагнитная сила ответственна за некоторые физические явления: трение, упругость, сила, удерживающая твердые тела в заданной форме .

4. Сильная ядерная сила или сильное ядерное взаимодействие

Она является самой сильной из фундаментальных сил природы. Сильнее силы тяжести в 6х10^39 раз ( 6 и 39 нулей после). И это потому что она связывает фундаментальные частицы материи вместе, для формирования более крупных частиц.

Она удерживает вместе кварки, которые составляют протоны и нейтроны, и часть этой силы удерживает вместе протоны и нейтроны ядра атома.

Сильная сила действует только когда субатомные частицы находятся очень близко друг к другу, примерно на расстоянии диаметра протона.

Сильная сила очень странная. Она тем сильнее, чем дальше друг от друга субатомные частицы. В пределах досягаемости само собой.

Оказавшись на достаточном расстоянии, безмассовые заряженные бозоны, называемые глюонами, передают сильную силу между кварками и удерживают их склеенными вместе. Небольшая часть сильной силы, называемая остаточной, действует между протонами и нейтронами. Протоны в ядре отталкиваются друг от друга из-за одинакового заряда, но остаточная сильная сила может преодолеть это отталкивание, из-за чего частицы остаются связанными в ядре атома.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Естественные силы природы (солнечные лучи, воздух, вода) являются важным средством укрепления здоровья и повышения работоспособности.

В физической культуре естественные силы могут быть использованы в двух направлениях:

во-первых, как сопутствующие условия занятий физическими упражнениями, когда естественные факторы среды дополняют, усиливают и оптимизируют воздействие физических упражнений (пр., занятия физическими упражнениями на свежем воздухе, при облучении солнечными лучами, в воде и т.п.).

во-вторых, для закаливания организма человека. В этом случае естественные силы природы используются в виде специальных процедур (воздушные и солнечные ванны, купание и др.), в ходе которых воздействие естественных факторов дозируется определённым образом.

ЗНАЧЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ СИЛ ПРИРОДЫ В РАЗВИТИИ

Бондаренко О.А.

Мақалада дені сау ағзаның қалыптасуына табиғаттың табиғи күштерінің әсері қарастырылған.

Effect of nature power to human health development is considered in this article.

Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия,а не только отсутствие болезней.

Известно, что движение является основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. При недостатке движений наблюдается, как правило, ослабление физиологических функции, понижается тонус и жизнедеятельность организма.

Доказано, что систематические занятия физическими упражнениями также оказывают положительное воздействие на психические функции,формируют умственную и эмоциональную устойчивость к выполнению напраженной интеллектуальной деятельности.

Физические нагрузки оказывают разностороннее влияние на организм человека, повышают его устойчивость к неблагоприятным воздействиями окружающей среды.

Такие природные факторы, как солнечная радиация, свойства воздушной и водной среды, также смогут служить немаловажными средствами укрепления здоровья, закаливание и повышение работоспособности человека. Их общее значение в качестве жизненной среды хорошо известно. Достаточно сказать, что проблема сохранения ее является одной из актуальных общечеловеческих проблем.

В процессе физического воспитания названные оздоровительные силы природы используются в двух направлениях:

1. Как сопутствующие условия занятий физическими упражнениями, когда естественные факторы среды дополняют, усиливают и оптимизируют воздействие физических упражнений.

2. При организации специальных процессов, в ходе которых воздействие этих естественных факторов дозируется определенным образом, как относительно самостоятельное средство закаливания и оздоровления.

Одним из основных результатов целесообразного использования естесвенных факторов среды в процессе физического воспитания является закаливание человека.

Сочетая физические упражнения с естественными факторами закаливания, можно повысит общую устойчивость организма к ряду неблагоприятных воздействий, с которыми приходится сталкиваться человеку, такими как вибрация, укачивание,перегрузки при ускорениях и другие [3].

В результате закаливание повышается устойчивость человека к таким погодным факторам, как холод, жара, сырость и другие, которые при длительном влиянии могут привести к различным заболеваниям. Процесс закаливания является специфичным, то есть холодовые процедуры повышают устойчивость к холоду, а высокие температуры - к жаре.

Систематическое закаливание - испытанное и надежное оздоровительное средство! Однако большого прока не будет если при проведении закаливающих процедур пренебрегать теми принципами, которые выработаны практическим опытом и подкреплены медико-биологическими исследованиями.

Наиболее важные из них - систематичность, постепенность и последовательность, учет индивидуальных особенностей, сочетание общих и местных процедур, активный режим,разнообразие средств и форм, самоконтроль.

От простого к сложному! Именно этим девизом рекомендую руководствоваться постоянно в любое время года!Для достижения высокой степени закаленности необходимо постоянно повторять воздействия того или иного метерологического фактора.Итак, первое условие: процедуры проводятся не от случая к случаю, а систематически, каждый день!Повторность воздействия того или того или иного метеорологического фактора обязательна. Иначе добиться желаемого закаливающего эффекта невозможно.

Систематические закаливающие процедуры повышают способность нервной системы приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды.Стало быть, закаливание следует проводить ежедневно!Организм,как доказано, привыкает к холоду быстрее, если охлаждение производиться ежедневно по 5 мин, а не в течение 10 мин. через день, Длительные же перерывы ведут к ослаблению или полной утрате приобретенных защитных реакций.Обычно уже спустя 2-3 недели после прекращения процедур наблюдается понижение устойчивости организма.

Свою закалку можно сохранить лишь путем непрерывного выполнения необходимых закаливающих процедур - невзирая ни на возраст, ни на время года.Если перерыв будет вынужденным, то закаливание возобновляется как бы от исходной точки: начинают с мягких процедур, затем постепенно переходят к более сильным.

Другое обязательное условие правильного закаливания – постепенное и последовательное увелечение дозировки процедур.

Высокий закаливающий эффект дает применение контрастных процедур, когда согревание организма быстро сменяется охлаждением и наоборот, но к такому режиму закаливания надо себя подготовить.

Эффективность закаливания намного повышается, если его проводить в активном режиме, т.е. выполнять во время процедур, скажем, физические упражнения либо какую-нибудь мышечную работу.Так, доказано, что физические упражнения при закаливании холодом дают возможность покрывать вызванную охлаждением усиленную теплоотдачу за счет более усиленной теплопродукции.Занятия такими видами спорта, как лыжный и конькобежный, фигурное катание, легкая атлетика, плавание, гребля, парусный спорт, альпинизм и туризм с точки зрения закаливания особенно благоприятны.Разнообразие средств и форм процедур обеспечивает всестороннее закаливание.Вызвано это тем, что устойчивость организма повышается только к тому раздражителю, воздействию которого он многократно подвергался. Так,повторное действие холода вызывает повышение устойчивости к холоду,повторное же действие тепла, наоборот,только к теплу.

Так же немаловажно закаливание воздухом.Оно повышает обменные процессы организма, укрепляет сосуды и нервы кожи,возбуждает мозговую деятельность, улучшает работу сердца,повышает общии тонус организма.

Воздух, действуя непосредственно на наше тело, вызывает ряд биохимических изменений в клетках и тканях путем раздражения кожныхрецепторов нервной системы. Температура воздуха, как правило, ниже температуры тела человека, что и вызывает раздражение кожной поверхности, слизистых оболочек дыхательных путей и заложенных в них нервных аппаратов. Закаливающие свойства воздуха зависят не только от температуры и влажности, но и от скорости его движения.Чтобы предотвратить переохлаждение организма,необходимо увеличить выработку тепла во время воздушных ванн физическими упражнениями [4]. Ветер быстрее охлаждает организм, чем безветрие. И чем больше его скорость, тем сильнее теплоотдача организма. При низких температурах сильный ветер оказывает неблагоприятное влияние,затрудняет дыхание, раздражает нервную систему, утомляет: легкий ветер, особенно прохладный, бодрит, оказывает стимулирующее влияние.

Прием воздушных масс следует начинать в предварительно проветренном помещении. По мере закаливания их переносят на открытый воздух. Лучшее место для процедур - затененные участки с зелеными насаждениями, удаленные от источников возможного загрязнения атмосферы пылью, дымом, вредными газами.

Это имеет немаловажное значение. Когда-то мы радовались развитию индустрии, пуску новых предприятий. Теперь же проблемы экологии стали одним из насущных.Оказывается, на нашей планете ежегодно сжигаются миллиарды тонн условного топлива.В атмосферу при этом выбрасывается еще больше тонн углекислого газа, воздух загрязняется окисями азота, сероводорода и др.Загрязнение воздуха неуклонно ведет к ухудшению условий существования человека, животных, растений, приводят к увеличению заболеваний. В нашей стране действуют специальные законы об охране природы, ведется санитарный надзор за состояние воздушного бассейна.Оздоровление окружащего нас воздушного океана-одна из важнейших задач современного градостроительства и коммунального хозяйства. Любителям закаливания об этом важно знать для того, чтобы подбирать для своих воздушных процедур подходящие места - такие, где можно без страха и сомнения полной грудью вдохнуть глоток чистого воздуха [5].

Закаливание холодным воздухом способствует тренировке и совершенствованию механизмов терморегуляции, повышению устойчивости организма к охлаждению, оказывает положительное психоэмоциональное воздействие.В результате нормализуется реактивность организма, его способность сохранять равновесие при постоянно изменяющихся условиях внешней среды, в результате чего в несколько раз сокращается число простудных заболеваний. Характерно, что у людей круглосуточно находящихся на открытом воздухе в период эпидемии гриппа совсем не отмечалось случаев заболевания. В тоже время те, кто распологался в здании, почти все переболели гриппом [6].

Вместе с воздушными ваннами значение имеет солнечное излучение.

Люди с незапамятных времен знали, что солнечный свет - и целитель, и надежный союзник в борьбе с болезнями. Широко использовали лучи солнца как укрепляющее средство в Древней Элладе.Крупнейшие спортивные сореврования древности – Олимпийские игры – проводились, как правило, в самые знойные летние месяцы. Ровно в полдень, когда нестерпимо жгло солнце, выходили на старт загорелые атлеты. Они выступали обнаженными и не имели права покрывать для защиты от палящих лучей солнца голову.

Еще большее распространение закаливание солнцем получило в Древнем Риме. Как показали раскопки римских городов, буквально всюду: на крышах домов, в банях, в гладиаторских школах - устраивались солярии – места для приема солнечных ванн. В Римской империи создавались специальные климатические станции, предназначавшиеся для солнцелеения. В те далекие времена люди не могли объяснить чудесной силы солнечных лучей. Сейчас же нам хорошо известно, почему и каим образом солнечная энергия благотворно влияет на организм человека. Оказалось, что солнечный свет состоит из видимых и невидых лучей. Видимая часть спектра неоднородна, состоит из красных, оранжевых, желтых, зеленых, голубых, синих и фиолетовых цветных пучков, которые хорошо заметны после грозы, когда на небе радуга. Невидимые лучи располагаются по обеим стороном солнечного спектра. Одни из них примыкают к его красной части и называются инфракрасными, другие же находятся за фиолетовым концом и поэтому именуются ультрафиолетовыми. Действие волшебных ультрафиолетовых лучей на организм неодинаково и зависит от длины волны. Одни из них оказывают витаминообразующее действие - способствует образованию в коже витамина D, недостаточность, которого вызывает нарушение фосфорно-кальциевого обмена в организме, приводит к заболеванию детей рахитом. Другие оказывают так называемое эритемное и пигментное действие, т. е. вызывают на коже образование эритемы (покраснение) и пигмента, обусловливающего загар. Наиболее короткие ультрафиолетовые лучи оказывают бактерицидное, убивающее микробы действие.

Солнце находится в столь же неразрывной связи с нашей природой, как кровь с нашим телом. Если по каким-либо причинам человеческий организм лишается возможности широко пользоваться солнечным светом, то в организме возникают многочисленные нарушения физиологических функций. Выражается оно в снижении тонуса центральной нервной системы и защитных сил организма, нарушении обменных процессов.

В данной работе рассматриваются такие специальные закаливающие процедуры, как воздушные, солнечные и водные ванны. Наибольший эффект наблюдается от контрасного закаливания, которое включает ножные ванны, обтирание, душ, сауну, русскую баню. Для усиления воздействия предлагается проводить контрастное закаливание с настоем различных трав [7].

В механизме закаливания лежит общии адаптационный синдром. Плюсы заключаются в том, что человек получает возможность жить в условиях, ранее несовместимых с жизнью и решать задачи, прежде неразрешимых. Повышается устойчивость к заболеваниям.Закаливание благоприятно действует на весь организм: повышает тонус нервной системы, улучшает кравообращение и обмен веществ, при облучении поверхности тела в организме возникает ряд фотохимических реакций, влекущих за собой сложные физико-химические превращения в тканях и органах (эти реакции обуславливают благоприятное действие на весь организм). Абсолютно у всех людей закаливание повышает устойчивость организма к простудным заболеваниям; повышает неспецифическую устойчивость к инфекционным заболеваниям; усиливает иммунные реакции. Закаливание обеспечивает тренировку и успешное функционирование терморегуляторных механизмов, приводят к повышению общей и специфической устойчивости организма к неблагоприятным внешним воздействиями.

1.Колгушкин А.Н., Короткова Л.И. Лекарства от простуды // Физкультура и

спорт. -1989.- № 2. – С.95-168.

2.Дубровский В.И. Движения для здоровья // Физкультура и спорт. – 1989.-№

3.Физическая культура: Учеб. пособие для студентов сред. спец. учеб.заведений / Н.В.Решетников,Ю.Л. Кислицын. –М., 1988. -70 с.

4.Теория и методика физического воспитания / Под общ. Ред. А.Д. Новикова,

Л.П. Матвеева. Т.1.-М.: Физкультура и спорт, 1967. – 526 с.

5.Козырёва Т.В. Физиологическая тренировка и холодовая чувствительность человека /// Дошкольное воспитание . – 1994. - № 10.- С.6-9.

6.Физиология человека / Под общ. ред. проф., докт. мед.наук Н.В. Зимкина. –

Читайте также: