Сообщение железные дороги россии
Обновлено: 07.07.2024
Железнодорожный транспорт в России - одна из крупнейших железнодорожных сетей мира, существущая с 1837 года и насчитывающая более 86 тысяч километров железнодорожных путей, из которых более половины - электрифицированные.
Содержание
История
История железных дорог в России начинается с 1830-х годов. В 1834 году по приглашению горного ведомства в Россию прибыл австрийский инженер Франц фон Герстнер, который внёс императору Николаю I предложение о строительстве железнодородной линии. В 1836 году император обнародовал указ о сооружении Царскосельской железной дороги. За несколько месяцев был построен пусковой участок от Кузьмино до Павловска, на котором к концу года было запущено движение, а официальное открытие дороги состоялось в конце 1837 года [1] .
Ранее в России также существовал ряд других железных дорог, впоследствии оказавшихся на территории других государств, либо включённые в состав других железных дорог России:
Управление железными дорогами
В состав РАО РЖД на правах филиалов входят 17 железных дорог:
Другие железнодорожные компании России
Примечания
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Железные дороги России" в других словарях:
Действующие узкоколейные железные дороги России — В этой статье приводится список узкоколейных железных дорог (УЖД) на территории России, где сохраняется движение, а также тех, где движение приостановлено, но может быть возобновлено (такие отмечены в примечаниях) [1]. В список не включены:… … Википедия
Железные дороги — I I. История развития железных дорог. Ж. дорога, в том виде, в каком она существует теперь, изобретена не сразу. Три элемента, ее составляющие, рельсовый путь, перевозочные средства и двигательная сила прошли каждый отдельную стадию развития,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Железные дороги — Макет головного вагона поезда Siemens Velaro RUS на Московском вокзале Санкт Петербурга Железнодорожный транспорт вид транспорта перевозка грузов и пассажиров на котором, осуществляется по рельсовым путям. Содержание 1 Железная дорога … Википедия
Железные дороги в военном отношении — (военно полевые и крепостные) Значение Ж. дорог для подготовки государственной обороны, передвижения армий в относительно короткие сроки (стратегическое сосредоточение армий на театрах войны) и постоянного, в течение всей кампании, подвоза им… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Железные дороги Китая — Логотип железных дорог Китая … Википедия
Железные дороги — С середины XIX века железные дороги быстро вошли в быт русского народа и получили отражение в литературных произведениях. Строительству первой протяженной железной дороги между Петербургом и Москвой Некрасов посвятил свое известное… … Энциклопедия русского быта XIX века
Железные дороги (дополнение к статье) — В России (см. соотв. статью) в течение 1899 1904 гг. построено и открыто для правильного движения жел. дорожных линий 13977 вер. и ветвей (кроме служ. и частн. польз.) 392 вер., а всего 14369 вер. По годам означенная цифра распределяется так: в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Первая пассажирская железная дорога, соединившая Санкт-Петербург и Царское Село, появилась в России в 1837 году. Первой железнодорожной магистралью стала Николаевская железная дорога, построенная в 1851 году и связавшая Санкт-Петербург и Москву. Железнодорожный транспорт быстро развивался всю вторую половину XIX века, в начале XX века и в годы советской власти.
В 1912 году была построена самая длинная в мире Транссибирская магистраль, соединившая европейскую часть России с Дальним Востоком. За годы советской власти были построены такие крупнейшие магистрали, как Турксиб (Западная Сибирь — Средняя Азия), Приволжская (Казань — Астрахань), Печорская (Коноша — Воркута — Лабытнанги), Байкало-Амурская (Усть-Кут — Ванино) и другие.
Общая протяжённость всех железных дорог России составляет около 128 тысяч км, и по этому показателю Россия занимает 2 место в мире, уступая только США (на 2012 год). По длине электрифицированных железных дорог Россия также занимает 2 место в мире, уступая Китаю (на 2013 год). Российский железнодорожный транспорт отличается самыми высокими в мире показателями грузо- и пассажиронапряжённости. Например, при длине около 7% от мировой российский железнодорожный транспорт обеспечивает 35% мирового грузооборота и около 20% пассажирооборота железнодорожного транспорта мира.
По себестоимости перевозок железнодорожный транспорт является одним из самых дешёвых видов транспорта.
Решили построить сначала небольшую линию и посмотреть, как железная дорога перенесет русские зимы. Это и была знаменитая Царскосельская, в 1836 году. Первый поезд на паровой тяге первые несколько дней до Царского села и обратно в Петербург водил сам инженер фон Герстнер.
Колея европейских дорог повторяет ширину еще римских повозок. В России решили не повторяться, сделать колею шире — так можно перевезти больше грузов, да и пассажирам ехать удобнее. В 1845 году в России уже строились свои паровозы, а второй половине XIX века и вовсе начался железнодорожный бум. Для строительства железных дорог привлекли частные компании. На деньги, вырученные от продажи Аляски, был образован специальный фонд, который выдавал кредиты под строительство жд магистралей. Строились и мосты через крупные реки.
Развитие железных дорог связано с именами П.П. Мельникова и С.Ю. Витте. При Мельникове строились самые дешевые дороги, а Витте предложит сделать государственную монополию на железнодорожные тарифы и ввести принцип, которым до сих пор определяется цена на железнодорожные билеты: чем дальше, тем дешевле.
Строительство дорог не прекращалось и во время Великой Отечественной войны: проложили Северо-Печорскую дорогу до Воркуты, а это — уголь для металлургии, построили Волжскую рокаду, обеспечившую всем необходимым Сталинградский фронт, дорогу по ледовой переправе от Шлиссельбурга, по которой шли грузы в блокадный Ленинград. Если собрать все военные эшелоны в один состав, то им можно обмотать Землю по экватору четыре раза.
Направления развития транспортной инфраструктуры России
В силу естественных географических факторов российский транспорт является одной из системообразующих отраслей экономики, обеспечивающих территориальную целостность государства и единство экономического пространства страны.
Карта железных дорог России
Восточно-Сибирская железная дорога
Дорога пролегает по территории Иркутской и Читинской областей и республик Бурятия и Саха-Якутия.
Протяженность магистрали составляет 3848 км.
Горьковская железная дорога
Дорога проходит по двум параллельным широтным направлениям: Москва – Нижний Новгород – Киров и Москва – Казань – Екатеринбург, которые связаны между собой рокадами.
Дорога связывает Центральный, Северо-Западный и Северный районы России с Поволжьем, Уралом и Сибирью. Горьковская дорога граничит с железными дорогами: Московской (ст.Петушки и Черусти), Свердловской (ст.
Чепца, Дружинино), Северной (ст. Новки, Сусоловка, Свеча), Куйбышевской (ст. Красный Узел, Цильна). Общая развернутая длина дороги составляет 12066 км. Протяженность главных железнодорожных путей — 7987 км.
Дальневосточная железная дорога
Ж/д проходит по территории пяти субъектов Российской Федерации — Приморскому и Хабаровскому краям, Амурской и Еврейской автономной областям, Республике Саха (Якутия).
В зоне ее обслуживания находятся также Магаданская, Сахалинская, Камчатская области и Чукотка — свыше 40% территории России.
Эксплуатационная длина – 5986 км.
Забайкальская железная дорога
Забайкальская железная дорога пролегает на юго-востоке России, по территории Забайкальского края и Амурской области, расположена рядом с границей КНР и имеет единственный в России прямой сухопутный пограничный железнодорожный переход через станцию Забайкальск. Эксплуатационная длина – 3370 км.
Западно-Сибирская железная дорога
Западно-Сибирская железная дорога проходит по территории Омской, Новосибирской, Кемеровской, Томской областей, Алтайского края и частично Республики Казахстан.
Развернутая длина главных путей магистрали составляет 8986 км, эксплуатационная — 5602 километра.
Калининградская железная дорога
Дорога работает в особых геополитических условиях.
Через Калининград пролегает кратчайший путь из центра России в страны Западной Европы. Дорога не имеет общих границ с Российскими железными дорогами. Развернутая длина магистрали составляет 1100 км, длина главных путей — свыше 900 километров.
Красноярская железная дорога
Магистраль проходит через четыре крупных региона – Кемеровскую область, Хакасию, Иркутскую область и Красноярский край, связывая Транссибирскую и Южносибирскую магистрали.
Образно говоря — это мост между европейской частью России, ее Дальним Востоком и Азией. Эксплуатационная длина Красноярской дороги составляет 3160 км. Общая протяженность – 4544 километров.
Куйбышевская железная дорога
Ж/д протянулась от Подмосковья до Уральских предгорий, связывая центр и запад Российской Федерации с крупными социально-экономическими регионами Урала, Сибири, Казахстана и Средней Азии.
Дорога представляет собой две почти параллельные линии, пролегающие с Запада на Восток: Кустаревка — Инза — Ульяновск и Ряжск — Самара, которые на станции Чишмы соединяются, образуя двухпутную линию, заканчивающуюся у отрогов Уральских гор.
Две другие линии дороги Рузаевка — Пенза — Ртищево и Ульяновск — Сызрань — Саратов проходят с Севера на Юг.
Московская железная дорога
В текущих границах Московская ж/д организована в 1959 году в результате полного и частичного объединения шести дорог: Московско-Рязанской, Московско-Курской-Донбасской, Московско-Окружной, Московско-Киевской, Калининской и Северной. Развернутая длина — это 13000 км, эксплуатационная длина 8800 км.
Октябрьская железная дорога
Октябрьская магистраль проходит по территории одиннадцати субъектов Российской Федерации — Ленинградской, Псковской, Новгородской, Вологодской, Мурманской, Тверской, Московской, Ярославской областей, городов Москва и Санкт-Петербург и Республики Карелия.
Эксплуатационная длина — 10143 км.
Приволжская железная дорога
Приволжская (Рязано-Уральская) железная дорога расположена на юго-востоке европейской части России в районе Нижней Волги и среднего течения Дона и охватывает территории Саратовской, Волгоградской и Астраханской областей, а также несколько станций, находящихся в пределах Ростовской, Самарской областей и Казахстана.
Протяженность дороги составляет 4191 км.
Свердловская железная дорога
Магистраль соединяет европейскую и азиатскую части России, с запада на восток тянется на полторы тысячи километров и в северном направлении пересекает Полярный круг. Проходит через Нижний Тагил, Пермь, Екатеринбург, Сургут, Тюмень. Обслуживает также Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.
Эксплуатационная длина – 7154 км. Развернутая длина — 13 853 км.
Северная железная дорога
Магистраль берет начало в центре России и простирается далеко на север страны. Большая часть Северной магистрали эксплуатируется в суровых условиях Крайнего Севера и Заполярья. Развернутая длина — 8500 километров.
Северо-Кавказская железная дорога
В зоне обслуживания дороги располагаются 11 субъектов Российской Федерации Южного федерального округа, она непосредственно граничит с Украиной, Грузией и Азербайджаном.
Эксплуатационная длина магистрали составляет 6358 км.
![]()
Юго-Восточная железная дорога
Юго-Восточная железная дорога занимает центральное положение по сети железных дорог и связывает восточные районы и Урал с Центром, а также районы Севера, Северо-Запада и Центра с Северным Кавказом, Украиной и государствами Закавказья.
Юго-Восточная дорога граничит с Московской, Куйбышевской, Северо-Кавказской, Южной железной дорогой Украины. Эксплуатационная длина – 4189 км.
Южно-Уральская железная дорога
Южно-Уральская железная дорога расположена в двух частях света – на стыке Европы и Азии. В ее состав входят Челябинское, Курганское, Оренбургское и Карталинское отделения. Несколько железнодорожных линий магистрали проходят по территории Казахстана.
Юго-Восточная дорога граничит с Московской, Куйбышевской, Северо-Кавказской, Южной железной дорогой Украины. Эксплуатационная длина – 4189 км. Развернутая длина свыше 8000 км.
Основные виды транспорта РФ
В хозяйственной системе любой страны транспорт имеет очень важное значение: с его помощью осуществляется связь между отдельными отраслями хозяйства страны, внутриэкономических районов и между ними, формируются межгосударственные связи.
На транспорте в России занято около 8,5% общего числа ЭАН, его доля в ВВП страны 10,5%.
Все данные по транспорту за 2007 год.
Основные виды транспорта РФ — ж/д, морской, автомобильный, речной, воздушный, трубопроводный. Они образуют единую транспортную сеть страны.
Формирование транспортной сети определяется:
— развитием и размещением хозяйства;
— размещением городских поселений;
— направлением и мощностью основных транспортно-экономи-ческих связей;
— расположением крупных курортных и туристических объектов.
Густота основных транспортных линей на 1000 км2: железнодорожных — 8,9 км, внутренних судоходных — 49 км, автомобильных с твердым покрытием — 281 км, магистральных трубопроводов — 12,3 км.
Значение каждого вида транспорта определяется его долей в общем грузо- и пассажирообороте.
Железнодорожный транспорт: по общей протяженности железных дорог — 85,0 тыс. км РФ занимает 2 место в мире, после США, это примерно 7,6% железных дорог мира. 50,6% из них электрифицировано.
Наибольший уровень развития и густота линий этого вида транспорта характерны для европейской части, где они имеют радиальный характер с центром схождения в Москве.
5 самых длинных железных дорог России
В азиатской части железнодорожная сеть менее развита и ее конфигурация имеет широтное направление:
Транссибирская магистраль — от Челябинска до Владивостока; Южно-Сибирская; Средне-Сибирская; Байкало-Амурская (от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре, общая длина почти 3145 км); единственная меридиональная магистраль — Уренгой-Нижневартовск-Сургут-Тобольск-Тюмень, соединяет нефтяные промыслы Западной Сибири с Транссибирской магистралью.
Железнодорожный — самый важный вид транспорта в России, его доля в грузообороте около 42,4% (2 место) и в пассажирообороте — 41,8% (1 место).
Морской транспорт: доля в грузообороте — 2,2% (3 место), но в пассажирообороте — 0,06%.
После распада СССР в России осталось 8 судоходных компаний, 37 портов, общей мощностью более 210 млн т, при потребности не менее 270 млн т/год. Существующие порты могут пропускать лишь 62% российских грузов (95% каботажных и 60% международных), поэтому Россия использует порты сопредельных морских государств — Украины, Литвы, Латвии, Эстонии.
Это ведет к ежегодным потерям примерно в $900,0 млн.
Средний возраст судов — 17 лет, 60% из них не имеют права по экологическим причинам заходить в крупные международные порты, 60% российских портов мелководны и не могут принимать крупные морские суда.
Основные морские бассейны страны и их важнейшие порты:
- Балтийский: С-П, Выборг, Калининград, Балтийск;
- Дальневосточный: Ванино, Находка, Владивосток;
- Азово-Черноморский: Новороссийск (единственный нефтеналивной порт), Туапсе, Сочи;
- Каспийский: Астрахань, Махачкала;
- Северный: Мурманск (за полярным кругом, но не замерзает весь год).
Речной транспорт: внутренние судоходные пути имеют длину около 102,0 тыс. км. Удельный вес в грузообороте — 1,0%, в пассажирообороте — 0,04%.
40% грузооборота речного флота приходится на Волжско-Камский бассейн. В европейской части существует единая водная система, благодаря каналам: Волго-Донскому, Волго-Балтскому, Беломоро-Балтийскому, поэтому, находясь в центре материковой части, Москва является портом 5 морей.
Важными транспортными реками европейской части являются: Сухона, Северная Двина, ее притоки — Нева и Онега.
Исключительное значение имеют реки азиатской части, т.к. часто являются вообще единственным транспортным путем, но они замерзают на 6-7 месяцев в году. Важнейшие транспортные артерии здесь — Амур, Обь, Лена, Енисей. Порты на Енисее — Дудинка и Игарка доступны даже для морских судов.
Автомобильный транспорт: длина автомобильных дорог — 746 тыс. км (с твердым покрытием — 623 тыс. км). Для минимального удовлетворения социально-экономических потребностей страны необходимо не менее 1,5 млн км дорог.
Доля в грузообороте — 0,9%, в пассажирообороте — 35,0%. По уровню обеспеченности автодорогами территорию страны можно разделить на 3 зоны:
- Европейская зона — с относительно развитой сетью, плотность дорог — 100 км на 1000 км или 1 м на 1 га;
- Южная зона — с неразвитой и локальной сетью, плотность около 40 км на каждую 1000 км2;
- Северная зона — Сибирь и Дальний Восток, зона сплошного бездорожья, автомобильный транспорт представлен вездеходами, которые в дорогах не нуждаются.
Трубопроводный транспорт: лидер в грузоперевозках, на него приходится 54,3% грузооборота. Первый нефтепровод появился в 1947 году. Теперь общая длинна магистральных трубопроводов около 226 тыс. км.
Быстрому развитию этого вида транспорта способствует целый ряд преимуществ, которыми он обладает по сравнению с другими видами транспорта:
— возможности проложения трасс без учета особенностей рельефа, следовательно, по кратчайшим расстояниям;
— независимость работы от климатических условий;
— минимальная себестоимость перевозок;
— минимальные потери при транспортировке;
Но в работе трубопроводов есть и некоторые минусы:
— невозможность переориентации на перевозку другой продукции в случае иссекания потоков нефти или природного газа;
— сложность в обнаружении аварий, они становятся очевидны, как правило, при значительных масштабах выбросов, когда на ликвидацию экологических последствий необходимы огромные денежные средства.
Трубопроводным транспортом — пульпопроводами, перевозятся дробленый уголь, зерно.
Авиационный транспорт: доля в грузообороте 0,4%, в пассажирообороте — 22,2%.
Самый быстрый, но и наиболее дорогой вид транспорта. Первая линия Москва-Новгород была открыта в 1923 году. Сегодня в стране функционирует около 845 аэропортов, 49 из них имеют статус международных. Главный узел — Москва: Внуково, Домодедово, Шереметьево, Быково и др.
Среди важнейших проблем транспортного комплекса следует выделить:
— увеличение тарифных ставок на перевозки;
— снижение технологических и экономических показателей: в аварийном состоянии находятся 26% главных ж/д; 10% ж/д стрелок; 1/3 автодорог с твердым покрытием.
Это приводит к увеличению себестоимости перевозок почти на 25%, ухудшает экологическую обстановку близ транспортных линий. Ежегодные потери РФ от плохого состояния дорог оцениваются примерно в 120 млрд. рублей;
— сокращение выпуска транспортных средств, что сильно замедляет обновление транспортного парка, более 60% подвижного состава работает свыше 25 лет.
Пассажирооборот по видам транспорта в 2011-2012 годах (млрд. пассажиро-километров)
2011 г. | 2012 г. | 2012 г. в % 2011 г. | |
Транспорт отраслей Минтранса России | 500,7 | 531,7 | 106,2 |
в том числе: | |||
трамвайный | 6,4 | 6,2 | 96,9 |
троллейбусный | 6,9 | 6,7 | 97,1 |
метрополитенный | 43,2 | 45,1 | 104,4 |
автомобильный (автобусный) | 136,9 | 132,8 | 97,0 |
внутренний водный | 0,684 | 0,627 | 91,7 |
воздушный | 166,8 | 195,7 | 117,3 |
железнодорожный | 139,8 | 144,6 | 103,4 |
По объемам пассажирооборота на первом месте находится воздушный транспорт, а на втором месте железнодорожный транспорт.
Объем грузооборота в 2012 году составил 144,6 млрд. пасс-км.
Доля железнодорожного транспорта в общем пассажирообороте
К пассажирским транспортным компаниям относят компании, которые осуществляют свою деятельность в сегменте пассажирских перевозок.
Объемы услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при пассажирских перевозках в 2011 году
Логотип компании РЖД
История Российских железных дорог
Царскосельская железная дорога – первый поезд в России
С 1845 года в стране было налажено производство собственных паровозов, а со второй половины XIX века, в России начался железнодорожный бум: железные дороги активно строились в основном на деньги, вырученные от продажи Аляски.
Сегодня Российские железные дороги идут в ногу со временем: открываются скоростные магистрали, применяются новые технологии. Так, например, пассажирам доступна такая услуга, как покупка ЖД билета онлайн.
Сфера деятельности компании РЖД
Маршрутная сеть РЖД
Региональные подразделения компании РЖД:
- Восточно-Сибирская железная дорога
- Горьковская железная дорога
- Дальневосточная железная дорога
- Забайкальская железная дорога
- Западно-Сибирская железная дорога
- Калининградская железная дорога
- Красноярская железная дорога
- Крымская железная дорога
- Куйбышевская железная дорога
- Московская железная дорога
- Октябрьская железная дорога
- Приволжская железная дорога
- Свердловская железная дорога
- Северная железная дорога
- Северо-Кавказская железная дорога
- Юго-Восточная железная дорога
- Южно-Уральская железная дорога
Карта Российских железных дорог
ФПК – Федеральная пассажирская компания
- пассажирские перевозки в дальнем следовании внутри страны (здесь ФПК является монополистом на подавляющем большинстве направлений);
- международная перевозка пассажиров в дальнем следовании;
- грузоперевозки в дальнем следовании;
- обслуживание пассажиров;
- ремонт и техобслуживание подвижного состава.
Популярные поезда РЖД
В последние годы компания РЖД активно обновляет свои пассажирские поезда. Среди большого количества пассажирских и фирменных поездов выделяются несколько “топовых” продуктов РЖД, пользующихся особой популярностью у пассажиров:
-
из Москвы в Санкт-Петербург и Нижний Новгород; из Москвы в Нижний Новгород и Берлин; из Санкт-Петербурга в Хельсинки; для коротких маршрутов с большим пассажиропотоком; для самых высокозагруженных маршрутов.
Самым амбициозным проектом компании РЖД сегодня является разработка высокоскоростной магистрали Москва-Казань, которая затем должна стать частью проекта “Шелковый путь”.
Стандарты сервиса РЖД/ФПК
В последние годы компания РЖД/ФПК постоянно обновляет подвижной состав, улучшает комфортность своих вагонов и внедряет современные технологии обслуживания пассажиров.
Современные вагоны фирменного поезда компании РЖД
Расписание и билеты на поезда РЖД
Получить информацию об актуальном расписании, наличии мест, а также совершить покупку билета можно на официальном сайте или по телефону единой справочной службы РЖД, в городских или привокзальных железнодорожных кассах, а также в Интернете на сайте агентов по продаже билетов РЖД.
Контакты РЖД
Почтовый адрес компании РЖД:
107174, Москва, ул. Новая Басманная, дом 2
Телефон – единая справочная РЖД:
8 (800) 775-00-00 (бесплатно для всех регионов РФ);
Читайте также: