Сообщение жанры фольклора ханты и манси

Обновлено: 05.07.2024

Особенности национального фольклора народов крайнего севера

Музыка народов ханты, манси - искусство устных традиций. Оно предаётся от поколения к поколению лишь по памяти… Сохранившиеся предания, сказаний поистине драгоценны, поскольку лишь они доносят историю далекого прошлого этих народа. Именно фольклер-является единственный документом, отражающим историческую правду о жизни, труде, обычаях этих людей. Эти повествования и составляют основу этнического знания малочисленных народов севера.

Отличительной чертой этого сборника является аккомпанемент. Ведь большинство песен у ненцев и хантов существует только в вокальной форме и исполняется без инструментального сопровождения. И только бубен может дополнять вокальную партию. Так фортепианный аккомпанемент выполняет несколько функций

1.выполняет роль бубна
2. обогащает музыку гармонически
3.способствует созданию художественного образа

Так же, нужно сказать, что всюду в аккомпанементе присутствует четкий пульсирующий ритм выписанный группой шестнадцатых и восьмых нот. В сопровождении характерны повторы ритмических групп-это обусловлено обращением к эпическим импровизациям, песням-сказанием, легендам северных народов.

Шаман мог разговаривать с духами при помощи пения и бубна, исполняя длинные фрагменты ритмизованной прозы, построенной на повторениях ритмического рисунка, как бы настаивая на своих высказываниях…..

Важная роль в этой музыки отдаётся ритму, ритмической организации и национальному инструменту бубен.

Таким образом, создаются особая монотонность, ощущение бесконечности, неизбывность, свобода в высказываниях, что подчеркивает особый уклад жизни, самобытность народа, суровую природу этого северного края.

Следующий сборник фольклорных песен Народов севера в обработке Нелли Лебедевой представляет собой уникальный материал. До сих пор в округе создать в обработке для хора ненецкий фольклор не предпринималось. Все песни данного сборника написаны без сопровождения, для голоса 1и2 сопрано и альта. Знатоки утверждают, что хоровое пение не характерно для культуры народов севера. Но речитативное пение имеет место в эпических песнях. Достаточно разнообразно используются музыкальные приемы голосоведения. Первый голос начинает свое повествование, построенное на повторяющихся мотивах, остальные голоса, как бы вторят ему. Используются элементы подголосочной полифонии, выдержанные звуки, сначала у альтов затем у сопрано сочетаются с мелодией.

Обычно вторящий голос имеет более низкий регистр и тембр, Три голоса звучат как узор. Таким образом, достигаются контрасты голосов в изложении партий.

Еще можно охарактеризовать это как игру цвета, игру красок … Фактура наполняется, насыщается яркими оттенками, или становится прозрачной, и светится как северное сияние. Таким образом, простой напев обогащается на фоне других голосов, мелодическая линия становится ярче, преображают образ в песне. В хоровых партиях часто используется такие интервалы как кварты и кварты. Известно, что квинта напоминает по-своему звучанию бескрайние просторы, бесконечность, что очень точно передает пространственное ощущение бескрайних просторов тундры. Поразительно, как автор украсил новыми красками первоначальный, исходный материал, не нарушая ни мелодии, ни ее лад, ни ритм. Есть в бытующих песнях особый, сугубо национальный колорит. Он создаётся с помощью опевания терцовых тонов в вокальной интонации в секундовом соотношении. Появляется ощущение высотной неустойчивости. В гармонии преобладают диатонические лады с пентатонической основой. Песни написаны в простых размерах две, четыре три четверти, однако нельзя сказать, что ритмическое изложение мелодии является простым. Изобилие синкоп, пунктирного ритма, залигованных нот, глиссандо и т.д. Все это говорит о национальном колорите Ханты-мансийских песен. Стоит сказать о динамическом плане. Автор использует f и p или mf mp. Я сделала свой вывод. Что бы исполнять песни народов севера нужно знать культуру и традиции этого народа, и не просто знать, а соприкоснуться с ней в реальной жизни, так сказать воочию, увидеть и услышать шаманские обряды, национальные праздники познать быт и духовный мир этих людей.

В коротких небольших по объему музыкальных высказываниях автору удается выразить красоту природы Севера, мудрость народа, создать яркий образ героев песен. Все песни очень разные по образу и характеру, но объединяет их простота, чистота бесконечное движение, подобно реке Обь, и естественное стремление к слиянию и уединению с природой.

1. Священные сказки — мифы (ма унтум ялпы).

2. Героические песни-сказания (тэрнын эргыт) — это исторические обрядовые произведения, сочинённые в стихах и прозе. Их исполняют мужчины. Они же представляют духов-покровителей (предков) на Медвежьем празднике в той иерархической последовательности, в какой они исторически прожили жизнь (людьми). На Медвежьем празднике исполняют и героический эпос. В нём прославляются жизнь и славные дела предков, отличившихся при жизни перед своим народом, сделавших для него что-либо значительное: защитивших его от врагов, спасших от голодной смерти в тяжёлые зимы или давших жизнь сильному потомству. Потомки верят, что если помнить своих предков, почитать их, то они помогают и после смерти.

3. Призывные песни, речи (кaстыл, нaй oтыр кaстыл, кай сов — призывная мелодия). Это тоже обрядовые произведения, сочинены в основном в стихах. Их исполняют шаманы-мужчины или женщины (няйт хoтпа) при строгом соблюдении обряда. Каждая песня посвящена определенному духу-покровителю и имеет свою призывную мелодию. Обряд проводится в присутствии людей, нуждающихся в помощи со стороны духа-покровителя. В эту же группу следует включить текстовые речи.

4. Клятвоприношения (нюлтыл лaтын).

5. Заклинания (сaтыл лaтын). Эти два обряда может проделать человек в одиночестве или со знатоком обряда, если тот согласен помочь.

9. Воспевание ребёнка (Няврам улылап) — песни матерей о своих детях. В них мечта о будущем своего ребёнка. Эти песни широко не оглашаются.

10. Загадки (амсит). У народа манси много загадок, в которых говорится о человеке, предметах его труда и промысла, о доме, посуде, о животных, птицах, окружающей природе и т.д. Все загадки строятся образно, по типу аналогии, уподобления, сравнения. В загадке доминирует метафора, большую роль играют эпитеты.

Мифы, героические песни, медвежьи песни, песни-представления на Медвежьем празднике — это репертуар только мужчин, чисто женским фольклорным жанром являются сказки для детей. Остальные жанры доступны как мужчинам, так и женщинам. В прошлом в каждой деревне были именитые дома, где в зимнее время регулярно слушали сказки по вечерам, играли в загадки или пели. В настоящее время их нет.

Главное меню

Каталог ресурсов

Электронная библиотека

Почта

Вы здесь

Фольклор

У народа манси не было письменности до 30-х годов XX века. История народа, его прошлое отразилось в устном народном творчестве – в преданиях, сказаниях, героическом эпосе, в обрядах и обычаях. Устное народное творчество играло большую роль в быту и служило, можно сказать, школой жизни, прививало понятие о нравственных ценностях и этике, воссоздавало картину исторического прошлого. Фольклор отражает духовность народа, его мудрый ум, национальный дух, его мировоззрение, нравы, обычаи. Устное народное творчество народа манси чрезвычайно богато и разнообразно.

В настоящее время функционирует не только бытовой, но и обрядовый фольклор. Сказки, загадки, пословицы, поговорки, приметы никогда не уходили из культуры народа. Обрядовый фольклор сохранился частично благодаря тому, что он исполнялся на медвежьих праздниках.

Наиболее полную классификацию мансийского фольклора, на основании текстов венгерских и финских учёных, даёт Е.И. Ромбандеева:

1) древние рассказы (йис потры, или пс потрыт);
2) древние вести (йис лӈхыт);
3) героические песни, сказания (рг-ōтырт йис потырыт, лӈхыт), сочинены в стихах и прозе. Часть из них относится к обрядовым произведениям, другие сказываются как воспоминания о прошлом предков. Это делается иногда на медвежьем празднике.
4) сказки (мōйтыт), которые подразделяются на священные (ялпыӈ мōйтыт) и несвященные (нас мōйтыт);

а) В свою очередь, священные сказки относятся к мифам - сказкам, и содержат в себе:

  • космогонические мифы - сказки о сотворении Вселенной (м тлум ялпыӈ мōйтыт),
  • этимологические мифы - сказки о создании жизни на земле, появлении живых существ и растительности (м ӯнтум ялпыӈ мōйтыт).

б) Несвященные сказки являются собственно сказками и делятся на:

  • сказки для взрослых (яныг хōтпа мōйтыт),
  • детские сказки (нврам мōйтыт), особого рода произведения, знакомящие детей с окружающим миром, с явлениями природы и глубинными связями, существующими между ними, на простых примерах, на понятном языке.
  • женские сказки (ква мойтыт). К таким сказкам мужчины относятся пренебрежительно, не берутся рассказывать, а порой и не знают их содержания. Женские сказки, по мнению Е. И. Ромбандеевой. относятся к наиболее древнему пласту устного творчества манси, они архаичны по сюжету, по упоминаемым в них предметам материальной культуры, описанию женского труда, употребляемой лексике.

Следует отметить, что в многотомных изданиях Б. Мункачи и А. Каннисто – М. Лиимола, женских сказок не зафиксировано.

Мансийские сказки имели сезонный характер исполнения. Они были распространённым и любимым жанром. Несвященные сказки могут рассказывать как старые, так и молодые, как женщины, так и мужчины. Священные же сказки знали немногие люди, и рассказывали их редко, и только мужчины при соблюдении определённого ритуала и в отсутствии чужих людей, прежде всего, людей другой национальности.

5) призывные песни, посвящённые духам-предкам (кстыл лтыӈ), клятвенные речи (нюлтыл), заклинания, аналогичные жанру проклятий (сатыл лтыӈ). Все они имеют обрядовую значимость.
Их исполняют при строгом соблюдении особых условий, и только те люди, которые посвятили себя этому делу (нйт хōтпа человек, способный шаманить);
6) песни, посвящённые воспеванию медведя, сильному зверю, хозяину леса (ӯй-ргыт). Это обрядовые произведения в стихотворной форме со своим мелодическим рисунком.
7) сатирические, юмористические песни (тулыглап ргыт), высмеивают недостатки людей. Они исполняются в масках и только на медвежьем празднике.
8) лирические песни;

а) личные песни, или "песни судьбы" (ргыт), прославляющие человека. Поются в течение всего года и в хорошем, и в плохом настроении, во время отдыха и труда. Сочинённые людьми о себе, о других, об окружающем мире, они могут быть и серьёзными, и шуточными, и насмешливыми. Песни о судьбе поются и после смерти человека, они сохраняются как память о нём и его делах.
б) песня - плач (люньсьтап);
в) колыбельная песня (нврам ӯлылап);

9) рассказы о событиях и встречах человека в лесу, на охоте, рыбалке с невидимыми существами (ōлыглам накыт), которые можно соотнести с русскими бывальщинами.

К малым жанрам в мансийском фольклоре относятся:

10) загадки (мысь), в котором отражён весь окружающий мир;
11) пословицы и поговорки (ханисьтан лтӈыт, или иначе ханисьтан потрыт);
12) нравоучения и запреты (ялпыӈ хӯлтуп, или, рōвтлут хӯлтуп), сводимые в итоге к сохранению здоровья человека, продолжению человеческого рода, охране окружающей среды;
13) игровые считалочки (ёнгил ловиньтапыт);
14) сновидения (ӯлм ӯлмаянкве, или ӯлм врункве), составляют особый жанр.

Литература

Гемуев И.Н Мифология манси. Новосибирск, Изд-во ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2001.

Герасимова Д.В. Мифы народа манси (вогулов) по материалам А. Регули и Б. Мункачи // Сохранение традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера и проблемы устойчивого развития: сборник материалов международной научной конференции. М., 2004, С. 351-359.

Мифы, предания, сказки хантов и манси / Сост. предисл. и примеч. Н.В. Лукиной. М., 1990. 568 с.

Лукина Н.В. Фольклор в культуре обских угров // Народы Северо-Западной Сибири. Вып. 9. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. С. 54-125.

Мальцева Э.И. История изучения мансийского фольклора отечественными исследователями. Ханты-Мансийск, 2000.

Цель исследования: выявить своеобразие поэтики Ю.Н.Шесталова.

Задачи исследования:

Выявить особенности художественного стиля и поэтической техники;

Рассмотреть основные темы творчества поэта.

Методы:

Глава I.

Культура народов Манси

Кто же такие Манси?

Ма́нси (меньдси, моансь; устаревшее — вогу́лы, вогуличи) — это малочисленный народ , коренное население. Близкие родственники хантов.Говорят на мансийском языке, но вследствие активной ассимиляции около 60 % используют в речи русский язык. Общая численность 12269 человек

Язык и письменность

Мансийский язык принадлежит к обско-угорской группе уральской языковой семьи. Диалекты: сосьвинский, верхнее-лозьвинский,тавдинский, одна кондинский, пелымский, вагильский,. Средне-лозьвинский, нижнее-лозьвинский.

Мансийская письменность существует с 1931 года – на основе латинского:

A, B, D, E, F, G, H, I, J, K, L, Ļ, M, N, Ņ, Ŋ, O, P, R, S, S̷, T, Ţ, U, V, Z, Ь

С 1937 года – на основе русского алфавита:

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, Ӈ, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я

Литературный язык основан на диалекте.

Происхождение и история.

Как этнос манси сложились в результате слияния местных племен уральской неолитической культуры и угорских племён, двигавшихся с юга через степи и лесостепи Западной сибири и Северного Казахстана. Хотелось бы отметить, что двухкомпонентность ( сочетание культур таёжных охотников и рыболовов и степных кочевников-скотоводов) в культуре народа сохраняется и поныне.

Еще в начале манси жили на Урале и на его западных склонах, но Русские и Коми в XI – XIV веках вытеснили их в Зауралье. Также наиболее ранние контакты с русскими, в первую очередь с Новгородцами, относятся к XI веку. С присоединением Сибири к Российскому государству в конце XVI века русская колонизация усилилась, и уже в конце XVII века численность русских превысила численность коренного населения. Манси постепенно вытеснялись на север и восток, и частично ассимилировались, в XVIII веке были обращены в христианство. На этническое формирование манси повлияли различные народы.

Были обнаружены следы пребывания вогулов в Чаньвенской (Вогульской) пещере, которая располагалась вблизи поселка Всеволодо-Вильва в Пермском крае.Краеведы считали,что пещера была Капищем ( языческим святилищем) манси, где проводились ритуальные обряды.

В пещере были найдены медвежьи черепа со следами ударов каменных топоров и копий, костяные и железные наконечники стрел черепки керамических сосудов, бронзовые бляшки пермского звериного стиля с изображнием человека-лося, стоящего на ящере, серебряные и бронзовые украшения

Культура и традиции

Верующие – православные, однако сохраняются традицонный шаманизм, культ духов-покровителей, предков,медведя (медвежьи праздники). Богатый фольклор, развитая мифология.

Манси подразделяются на две экзогамные фратрии: Пор и Мось, которые исторически различаются происхождением, а также обычаями.Браки заключались только между представителями противоположных фратрий: мужчины Мось женились на женщинах Пор и наоборот. Фратрию Пор составляли потомки аборигенов-уральцев, а фратрию Мось — потомки угров. Предком фратрии Пор считается медведь, а фратрии Мось — женщина Калтащ, которая могла представать в образе гуся, зайчихи или бабочки. Судя по археологическим находкам, о которых сказано будет ниже, манси активно участвовали в боевых действиях наряду с соседними народами, знали тактику. У них выделялись и сословия князей (воевод), богатырей, дружинников. Все это отражено и в фольклоре.

В народном искусстве основное место занимает орнамент, мотивы которого сходны с мотивами родственных хантов и селькупов. Это — геометрические фигуры в виде оленьих рогов, ромбов, волнистые линии, меандр типа греческого, зигзагообразные линии, расположенные чаще в виде полосы. Среди бронзового литья чаще попадаются изображения животных, орла, медведя.

Быт

Традиционные занятия — охота, рыболовство, оленеводство, земледелие, скотоводство. Рыболовство распространено на Оби и Северной Сосьве. В верховьях Лозьвы, Ляпины, Северной Сосьвы — оленеводство, оно заимствовано у хантов в XIII —XIV веках. Земледелие заимствовано у русских в XVI —XVII веках. Из скота разводят лошадей, коров, овец, птиц. Из промысловых рыб ловили хариуса, язя, щуку, плотву, налима, карася, осётра, стерлядь, нельму, муксуна, щокура, пыжьяна, сырка, а в Северной Сосьве водилась и пресноводная сельдь , изысканный деликатес. Орудия ловли рыбы: остроги, сети. Ловили рыбу, перегораживая ручьи запрудами. Огромное значение в быту имел сибирский кедр, с которого собирали большой урожай кедровых орехов. Помимо того,из плетёного кедрового корня изготовлялись предметы быта посуда, ящики, коробки, корзины (так называемые корневатики). Также были распространены изделия из берёсты, коробки, туеса, деревянная посуда, ложки, корыта, ковши, а также простейшая мебель. Использовались гончарные изделия. В районе Приобья археологи обнаружили большое количество наконечников стрел, копий, мечи, топоры, шлемы, бронзовое литьё. Известны были им и доспехи. Манси и соседние народы достигли также определённых успехов в обработке железа, но наибольшее их мастерство проявилось в обработке дерева. Из археологических находок большой интерес представляют серебряные блюда иранского и византийского происхождения. Для передвижения манси уже в древности использовали лодки-долблёнки, лыжи, нарты (с собачьей, оленьей или конной упряжкой). Из оружия им были известны луки и стрелы, рогатины, различного типа клинки. Для охоты использовались различные ловушки (чирканы) и самострелы .

Поселения постоянные (зимние) и сезонные (весенние, летние, осенние) на местах промысла. Посёлок обычно населяли несколько больших или малых, в основном родственных семей. Традиционное жилище зимой — прямоугольные срубные дома, нередко с земляной крышей, у южных групп — избы русского типа, летом — конические берестяные или четырёхугольные каркасные постройки из жердей, крытых берёстой, у оленеводов — крытые оленьими шкурами чумы. Жилище отапливалось и освещалось чувалом — открытым очагом из жердей, обмазанных глиной. Хлеб пекли в отдельных печах.

Одежда у женщин состояла из платья, распашного халата, суконного или сатинового, двойной оленьей шубы (ягушка, сах), платка и большого количества украшений (кольца, бисерные бусы и т. д.). Мужчины носили штаны и рубаху, глухую одежду с капюшоном из сукна, у оленеводов — из оленьей шкуры (малица, гусь), или суконную одежду с капюшоном и незашитыми боками (лузан).

Пища — рыба, мясо (вяленое, сушёное, жареное, мороженое), ягоды. Грибы не употребляли, считая их нечистыми.

Быт манси за годы советской власти заметно изменился, 45 % живут в городах.

1.2 Национальная литература народов Манси

Понятие о фольклоре народа манси

До возникновения письменности словесное творчество народов Крайнего Севера бытовало только в устной, т.е. фольклорной форме. Мансийский фольклор является весьма интересным и богатым с точки зрения его жанровой структуры. Приведем сводную классификацию его жанров, составленную на основе семи различных классификаций — Б. Мункачи, А.Н. Баландина, И.И. Авдеева, В.Н. Чернецова (у него их две), Н.В. Лукиной, Е.И. Ромбандеевой — и дополненную жанром шаманских сказок, ранее не выделявшимся в мансийском фольклоре. Вот эта классификация:

Песни (эрыг)

Героические песни (эрыг отырт, тэрнын эрыг).

Призывные песни, посвященные духам-предкам (кастыл латын).

Клятвенные речи (нюлтыл).

Заклинания (сатыл латын).

Песни, воспевающие медведя (уй эрыг), исполняются только на медвежьем празднике.

Сатирические песни (тулыглап эрыг), исполняются только на медвежьем празднике.

Лирические песни (эрыг).

Сказки (мойт).

Священные сказки (ялпынг мойт). Сюда входят мифы о происхождении Земли, небесных светил, о происхождении героев и превращении их в духов-покровителей. Это самые древние сказки.

Героические сказания, военные сказки (тэрнын мойт). Это богатырский эпос народа о прошлых военных столкновениях, междоусобных войнах.

Бытовые сказки (мойт). В бытовых сказках повествуется об обыденных ситуациях и реальных событиях, оставивших след в памяти народа. Фантастика здесь уступает место реальному изображению жизненных ситуаций. Герои сказок обычно проявляют ум, находчивость, смекалку и отвагу, то есть умственное и физическое превосходство над врагами.

Заимствованные сказки (рущь мойт) — русские сказки, в них неизменно присутствуют цари и солдаты.

Детские сказки (няврам мойт) — особого рода произведения, знакомящие детей с действительностью окружающего мира, с взаимосвязью явлений природы на простых примерах, на четком, понятном языке.

Афористические виды фольклора.

Загадки (амысь).

Пословицы и поговорки (ханисьтап латныт-потрыт).

Нравоучения и запреты (ялпынг ровталут хултуп).

Рассуждая о происхождении и исконных функциях фольклорных произведений, попробуем задаться некоторыми вполне естественными вопросами. Как зародилось УНТ, от каких потребностей людей? Чего этим людям больше хотелось? Поразвлечься? Преподнести назидание детям? Выразить свои личностные переживания? Наверное, все эти функции фольклора и соответствующие им жанры (бытовые сказки, загадки, пословицы, лирические песни и т.п.) были все-таки вторичными. А первичным было желание сохранить жизнь себе и близким, обеспечить успешный промысел, унять непогоду. За все это, по традиционным представлениям, отвечали боги и духи. Следовательно, необходимо было как-то наладить с этими духами контакт и передать потомкам сведения о них, чтобы потомки не забыли богов и не подвергли себя опасности. И первые, древнейшие фольклорные произведения посвящены именно этому. Мифы — память о богах. Героические сказания в большинстве случаев — память о богах и шаманах. Заклинания и другие обрядовые тексты — обращения к богам и духам, способные спровоцировать с их стороны нужное людям поведение.

Приведем примеры произведений, относящихся к наиболее интересным жанрам мансийского фольклора.

Из приведенных материалов видно, что манси имели весьма богатый и интересный фольклор.

Читайте также: