Сообщение про поликлета кратко

Обновлено: 04.07.2024

Понятие канона Поликлета известно тем, кто интересуется искусством. Гармония пропорций и соразмерность частей как основа прекрасного были установлены древнегреческим скульптором много столетий назад, и по сей день этот закон в сфере эстетики остается непререкаемым.

Происхождение

В наследие от скульптора остались десятки статуй, ставших образцом классической красоты, а вот сведения о его биографии по большей части смутные и неопределенные. Его звали Поликлетом из Аргоса, а потому можно предположить, что родился он на северо-востоке Пелопоннеса. Дату рождения грека вычисляют при помощи диалогов Платона, где упоминается его имя, и предполагается, что тот появился на свет около 480 года до н. э. По другой версии, родиной скульптора был древнегреческий город Сикион, стоящий в глубине Коринфского залива.

Личная жизнь

О личной жизни Поликлета известно не больше, чем о его происхождении. Он всецело посвятил себя творчеству, а потому немудрено, что уделять время семье попросту не мог. При этом Древняя Греция подарила миру других творцов с тем же именем, которых исследователи считают ближайшими родственниками скульптора. Например, Поликлет Младший — архитектор, творивший в середине 4-го века до н. э., считается племянником или братом старшего тезки. Упоминается и другой Поликлет Младший, тоже скульптор, работавший в первой половине 4-го века до н. э.

Творчество

Мастерство юноша постигал у Агелада — древнегреческого ваятеля, возглавлявшего аргосскую школу. Работы учителя не сохранились, но полагают, что тот был автором статуи Посейдона, обнаруженной в Эгейском море.

Однако о мастерстве наставника судят по успехам учеников, среди которых, как предполагается, были Фидий и Мирон. Именно они вкупе с Поликлетом считаются лучшими представителями классического периода искусства Древней Греции.

И, пожалуй, только Фидий обошел Поликлета в славе и признании у современников. Их восхваляли и почитали как тончайших мастеров, чье творчество могло только отпугнуть других от занятий скульптурой: слишком недосягаемым было совершенство статуй ваятелей.

Борис Орлов о статуе Дорифора (Копьеносец) скульптора Поликлета

Смерть

Дата и причина смерти скульптора покрыты пылью времен. Он умер в 5-м веке до н. э. и оставил после себя богатейшее наследие и плеяду учеников, которые стали продолжать традиции, заложенные мастером. Школа грека просуществовала до начала 3-го века до н. э. Из нее вышли десятки последователей, к наиболее прославленным относятся Навкид, Патрокл и Диномен.

Бронзовые оригиналы работ Поликлета не сохранились, и произведения восстанавливаются по древнеримским копиям из мрамора. Реплики его статуй украшают коллекции лучших музеев планеты.

Поликлет (Polykleitos; V век до н. э.) — знаменитый древнегреческий скульптор и теоретик изобразительного искусства V века до нашей эры. Поликлет считается одним из величайших скульпторов классической античности, его творчество на протяжении многих тысячелетий было источником вдохновения для художников последующих исторических эпох. К сожалению, большинство фактов из биографии гениального мастера, как и все его оригинальные скульптуры, навсегда утрачены для потомков. Оценить величие древнего гения мы можем лишь по искусным римским копиям, изготовленным через несколько столетий.

Поликлет был ярким представителем скульптурного искусства Греции периода высокой классики (вторая половина V века до нашей эры). В своих работах он стремился отобразить гармонию неподвижного человеческого тела, наполненного дыханием жизни. Большинство произведений мастера представляют собой скульптурные изображения обнаженной мужской натуры.

Биография Поликлета

Поликлет, по мнению большинства историков, родился в начале V века до нашей эры в городе Аргос, неподалеку от Афин. Другие источники утверждают, что местом рождения мастера был древнегреческий полис Сикион. Никаких достоверных данных о его родителях до наших дней не сохранилось.

Учителем Поликлета, скорее всего, был глава аргосской школы искусств Агелад (Ageládas), хотя многие современные историки оспаривают эту точку зрения. Период активного творчества мастера пришелся на 460-420 годы до нашей эры. Эта датировка установлена учеными по древним письменным свидетельствам и сохранившимся надписям на римских копиях скульптур автора.

Подавляющее большинство своих работ Поликлет изготовил из аргосской бронзы. Хотя он и не был первооткрывателем технологии литья статуй из металла, но по мнению древнеримского писателя Плиния (Plinius), именно Поликлет довел ее до совершенства. Героями произведений мастера чаще всего были олимпийские атлеты, герои мифов и антропоморфные греческие божества. Выдающийся художник был основателем первой в Греции специализированной скульптурной школы, которая просуществовала более 100 лет. Древнеримские историки в своих трудах упоминают более 20 имен учеников, хотя ни один из них не превзошел учителя по славе и мастерству.

Вероятным родственником скульптора является архитектор IV века до нашей эры — Поликлет младший, по мнению многих историков он является внуком великого мастера. О дате и месте смерти скульптора никаких достоверных сведений в наши дни не имеется.

Величайшей заслугой Поликлета в сфере искусства большинством специалистов признается изобретение контрапоста — особого приема изображения фигуры неподвижного человека, при котором тяжесть тела героя перенесена на одну опорную ногу. Контрапост помогает искусно продемонстрировать зрителям одновременно и напряжение неподвижной фигуры, и гармонию тела.

Самые известные работы Поликлета

Оригинальные произведения великого мастера были утрачены для потомков еще в античные времена. Но, к счастью, художники Древнего Рима умели делать искусные мраморные копии греческих бронзовых статуй. Именно благодаря их стараниям наши современники имеют возможность видеть вживую самые известные работы Поликлета:

Поликлет — великий скульптор периода расцвета высокого классицизма древнегреческого искусства. Даже копии его шедевров потрясают зрителя гармоничностью и великолепной эстетикой форм. Поэтому он навсегда останется в памяти потомков гениальным мастером изображения красоты человеческого тела.


Поликле́т Ста́рший (Πολύκλειτος) — древнегреческий скульптор и теоретик искусства, работавший в Аргосе во 2-й половине V века до нашей эры.

Содержание

Творчество

Поликлет любил изображать атлетов в состоянии покоя, специализировался на изображении спортсменов, олимпийских победителей.

Как пишет Плиний, Поликлет первым додумался придавать фигурам такую постановку, чтобы они опирались на нижнюю часть лишь одной ноги. (Ранний пример классического контрапоста — Дорифор). Поликлет умел показывать человеческое тело в состоянии равновесия — его человеческая фигура в покое или медленном шаге кажется подвижной и оживленной благодаря тому, что горизонтальные оси не параллельны . (см. Хиазм)

Канон Поликлета

Произведения

Скульптуры были утрачены и известны по сохранившимся древнеримским копиям.





Поликлет Старший

Скульптор, сотворивший статую, о которой пойдет речь в статье, жил в конце V века до нашей эры (предположительно 480-420-е годы до нашей эры). Точное место рождения Поликлета остается неизвестным. Согласно древнегреческим авторам, это мог быть Аргос или Сикион, города, являвшиеся центрами художественной культуры того времени. Свое мастерство Поликлет нарабатывал под началом скульптора Агелара. Вместе с ним учился и другой известный древнегреческий художник, Мирон.

Творчество Поликлета отличается неустанным поиском идеала. Создавая скульптуры, он стремился достичь совершенства в передачи позы, выражения лица. Его герои далеки от суеты, они спокойны и мудры. Гармония была свойственна не только фигуре, но и внутреннему содержанию образа.

Любимые герои

Скульптуры

Подлинников статуй автора не сохранилось. Многие работы остались лишь в виде описаний современников, некоторые дошли до нас благодаря римским копиям. Так, любовь скульпторов священной империи к повторению древнегреческих работ позволила искусствоведам нашего времени увидеть одно из самых ранних произведений Поликлета. Мастер запечатлел победителя Олимпийских игр в момент, когда тот увенчивал свою голову. А вот о статуях Пифокла и Аристона, а также Геракла и Гермеса мы знаем только благодаря письменным источникам.


В конце жизненного пути



Неуловимое движение и постановка корпуса — вот чем выделяется статуя, которую создал Поликлет. Дорифор-копьеносец стоит, опершись на одну ногу, вторая лишь поддерживает фигуру — он будто вот-вот сделает шаг. Правая рука юноши опущена, в левой он держит копье. Легко заметить, что часть тела находится в покое, а другая напряжена. Это сочетание выглядит настолько естественным, что копьеносец кажется живым. Статуя выгодно отличалась от статических изображений, характерных для предшествующего периода в искусстве.

Канон


Основа композиции — перекрестная неравномерность движения тела. Справа опущенная рука и опорная нога статичны, но напряжены. Слева соответствующие части тела расслаблены, но при этом находятся в движении. С помощью такого противопоставления Поликлету удалось передать внутреннее спокойствие героя и одновременную готовность к любым испытаниям.

Золотое сечение


расстояние от темени до подбородка в 7 раз меньше высоты копьеносца;

от глаз до подбородка — в 16;

высота лица — в 10.

Правило золотого сечения и пропорциональные соотношения Поликлет соблюдал во всех работах. Отказывался от них мастер только в случае, если они начинали противоречить естественным параметрам человеческого тела в конкретной скульптуре.

Контрапост


Поликлет одним из первых начал использовать прием контрапоста, позже ставший классическим. Выражается он как раз в перекрестном напряжении в руках и ногах. Прием позволяет сделать позу более естественной, передать заложенное в ней движение. Статуи, созданные с применением контрапоста, выгодно отличаются от статичных скульптур древности. Они изображают живых людей, но не застывшие копии божеств.

Работая над скульптурами, Поликлет наблюдал за людьми. Он подметил, что всегда движение одно части тела вызывает изменение положения и другой. Он не являлся первым, кто увидел эту особенность, но лучше других смог ее передать. Как и некоторые его предшественники, он понял, что для передачи движения необходимо выдвигать вперед левую ногу и правую руку или же правую ногу и левую руку. Это и есть перекрестное положение частей тела, которое вылилось в принцип контрапоста.

Читайте также: