Сообщение жанр трагикомедии в русской драматургии

Обновлено: 08.07.2024

Драма (от греч. dráma – действие) – это обобщенное название произведений, предназначенных для постановки на сцене. В центре драмы всегда стоит конфликт между персонажами, преобладают монологи и диалоги персонажей – как в прозе, так и в стихах.

Авторская речь в драме минимальна и сводится к спискам действующих лиц, к их кратким характеристикам, обозначению времени и места действия; описанию сценической обстановки в начале актов, к комментариям к отдельным репликам героев, указаниям на их движения, жесты, мимику, интонации (ремарки).

В драме происходящее показывается не через внутренние размышления, а через внешнее действие. Причем все события происходят в настоящем времени.

Также определенные ограничения накладываются на объем произведения, т.к. оно должно быть представлено на сцене в рамках отведенного времени (максимум до 3-4 часов).

Требования драмы, как сценического искусства, накладывают свою печать на поведение, жесты, слова героев, которые часто гиперболизируются. То, что не может произойти в жизни за несколько часов, в драме очень даже может. При этом аудитория не удивится условности, неправдоподобию, т.к. этот жанр изначально в определенной степени допускает их.

Во времена дорогой и недоступной для многих книги, драма (как публичная постановка) была ведущей формой художественного воспроизведения жизни. Однако с развитием печатных технологий уступила первенство эпическим жанрам. Тем не менее и сегодня драматические произведения остаются востребованными у общества. Основная аудитория драмы, это, конечно же, театралы и кинозрители. Причем число последних превышает число читателей.

В зависимости от способа постановки, драматические произведения могут быть в форме пьесы и сценарии. Все драматические произведения, предназначенные для исполнения с театральной сцены, называют пьесами (франц. pi è ce ). Драматические произведения, по которым снимают фильмы, – сценариями. И пьесы, и сценарии содержат авторские ремарки для обозначения время и места действия, указания на возраст, внешний вид героев и т.д.

Структура пьесы или сценария соответствует структуре истории. Обычно части пьесы обозначают как акт (действие), явление, эпизод, картина.

Основные жанры драматических произведений:

Драма

Драма – это литературное произведение, изображающее серьезный конфликт между действующими лицами или между действующими лицами и обществом. Отношения между героями (героями и обществом) сочинениями этого жанра всегда полны драматизма. По ходу развития сюжета идет напряженная борьба как внутри отдельных персонажей, так и между ними.

Хотя в драме конфликт весьма серьезен, он тем не менее может быть разрешен. Этим обстоятельством объясняется интрига, напряженное ожидание аудитории: удастся герою (героям) выпутаться из ситуации или нет.

Выделяют такие типы драмы, как историческая, социальная, философская. Разновидностью драмы является мелодрама. В ней действующи е л ица четко делятся на положительных и отрицательных.

Трагедия

Конфликт трагедии обычно очень глубокий, имеющий общечеловеческое значение и может быть символичным. Главный герой, как правило, глубоко страдает (в том числе от безысходности), судьба его несчастна.

Текст трагедии нередко звучит патетично. Многие трагедии написаны стихами.

Комедия

Обычно комедия представляет все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает общественные или бытовые пороки.

Комедию подразделяют на комедию масок, положений, характеров. Также к этому жанру относят фарс, водевиль, интермедию, скетч.

Комедия положений (комедия ситуаций, ситуационная комедия) – это драматическое комедийное произведение, в котором источником смешного являются события и обстоятельства.

Комедия характеров (комедия нравов) – это драматическое комедийное произведение, в котором источником смешного является внутренняя суть характеров (нравов), смешная и уродливая однобокость, гипертрофированная черта или страсть (порок, недостаток).
Фарс – это легкая комедия, использующая простые комические приемы и рассчитанная на грубый вкус. Обычно фарс используется в цирково й к лоунаде.

Интермедия – это небольшая комическая сценка, которую разыгрывают между действиями основного спектакля или представления.

Трагикомедия

Трагикомедия – это литературное драматическое произведение, в котором трагический сюжет изображен в комическом виде или представляет собой беспорядочное нагромождение трагичных и комичных элементов. В трагикомедии серьезные эпизоды сочетаются со смешными, возвышенные характеры оттеняются комическими персонажами. Основным приемом трагикомедии является гротеск.

Не редко в нашей жизни встречаются печальные, но вместе с тем и смешные случаи. Я думаю, что у каждого из вас найдет такое происшествие и даже не одно. Именно, сочетание трагического и комического и есть объект сегодняшнего нашего обсуждения.

Трагикомедия – драматическое произведение, в котором сочетаются элементы трагедии и комедии. Данный жанр отражает относительность наших определений явлений действительности.

• Отсутствие акцента на одной из сторон: комической или трагической

• В произведении не поднимается нравственный вопрос напрямую, как и не дается на него ответ, который зрителя должны искать за пределами авторских мыслей

• Все сюжетные повороты – многозначны и вариативны

• Проблема, основная тема произведения, подается зрителю в нестандартном виде, развевая стереотипное мышление

• Юмор чаще всего выражен сатирой, сарказмом или иронией, а не высмеиванием или обличением

Как жанр, трагикомедия, получила большое распространение еще в Древнем Риме и Греции, так например свойственные ей черты можно обнаружить и у Еврипида.

Но трагикомедия была надолго забыта. Предстать перед публикой вновь она смогла лишь на исходе эпохи Ренессанса.

На рубеже XIX-XX веков, трагикомедия принимает известный нам вид.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Характерными для жанра трагикомедии являются персонажи как из низших, так и высших слоев общества; события разворачиваются так, что герою грозит катастрофа, но он остается жив; типичным является стилистическое смешение высокого и низкого и иронический взгляд на мир. По мнению Г.В.Ф.Гегеля, в трагикомедии трагическая и комическая составляющие взаимно нейтрализуются: комическая субъективность наполняется серьезностью более прочных отношений и устойчивых характеров, а трагическое смягчается в примирении индивидов. Этот принцип Гегель считал распространным в современной ему драматургии.

Слово трагикомедия произошло от греческого tragodia — песня козлов и komodia, что в переводе означает — песня веселой процессии.


2. Кильмухаметов Т. Драматургия и драматурги. – Уфа: Башк. кн. изд-во,1986. – 296 с. – C. 32 (на башк. яз.).

3. Полонский Г. Лекарство от смерти, мед и горечь его // Современная драматургия. – 1993. – № 1. – С.100.

Творческий диапазон Ф. Булякова широк, характеризуется многообразием драматургических форм, среди которых значительное место занимает трагикомедия. Первые успешные опыты автора в этом жанре привлекли внимание зрителя, принесли ему известность среди специалистов и театральной общественности России.

Пьесы Ф. Булякова написаны в этом же жанрово-стилевом ключе трагикомедии. При этом отличительной чертой его произведений является опора на ассоциативное восприятие и представление реальной действительности, что сближает его пьесы с притчей. Однако данное свойство никак не снижает комического пафоса пьес, драматургической напряженности действия и развития характеров персонажей.

Наблюдая за их милыми улыбками, вслушиваясь в диалоги, порождающие смех сквозь слезы, мы вдруг ясно понимаем, что за внешне комической ситуацией проглядывают сердечные муки, вся боль души, осознание неправедности всего того, во что человек так верил и что считал единственно правильным, безупречным всю свою жизнь.

Экстремальная ситуация, в которую попали герои пьесы, резко ускоряет действие, стремительно ведет его к финалу и, периодически возвращая персонажей к экспозиции, показывает трагическую безысходность всего их существования. Стремление героев даже в таких условиях воплотить свои мечты в жизнь, конечно же, комический абсурд. Таким образом, Абдулла и Фатима оказываются трагикомическими персонажами, а произведение - трагикомедией.

За время, отведенное Смертью, мы узнаем и хорошие, и плохие стороны жизни Абдуллы и Фатимы. Отрицательные моменты в их жизни автор показывает через воспоминания героев. В то время, как стремление выполнять требование Смерти, показаны драматургом с использованием комедийных средств. Пальма первенства, разумеется, принадлежит Абдулле. По его собственным словам, он чего только не сделает и не придумает, чтобы заполучить дополнительные десять лет жизни. Поначалу, не найдя ничего подходящего, он решает, что самым достойным будет свою единственную козу и самовар отдать одинокой старухе. Когда же Фатима не согласилась с таким решением, хотел, было, уже деньги, что собрали себе на саван, раздать как милостыню. Однако оказалось, что в сундуке лежали. ваучеры.

И это не случайная деталь, а художественный прием для более полного раскрытия характера Абдуллы. В экстремальные моменты проявляются такие свойства натуры героя, которые скрыты от поверхностного взгляда. Автор принципиально стремится выявлять и открыто показать противоречия в характере Абдуллы и дает ему возможность избавиться от своих недостатков. Бездетная Фатима, например, несколько раз призывает мужа быть к ней внимательнее, уважительнее. Но Абдулла не обращает внимания на слова жены, не придает значения ее горестям и бедам. Есть еще жизнь впереди, думает, и себя, и ее ограничивает обещаниями да пожеланиями. И не замечает, что жизнь-то прошла.

Рядом с Абдуллой Фатима кажется немногословной, излишне покладистой, даже безмолвной. И это делает ее несколько странной. И странность ее образа в том, что она живет только настоящим и в настоящем, т.е. эта старая женщина оказалась между прошлым и будущим. И если прошлое для нее еще живо в воспоминаниях, то будущее связано с мечтой и с возможностью ее воплощения.

Фатиму нельзя представлять ни тенью Абдуллы, ни ангелом. Ее сомнения, замкнутость в своих мечтаниях - вполне естественная психологическая реакция женщины, обделенной вниманием и лаской, которая так и не смогла услышать тех слов любви и ласки, что были обещаны ей.

Отец с матерью посвятили всю свою жизнь ребенку и остались без него. В итоге они не смогли найти лекарство и от смерти. К тому же, оказались перед необходимостью отнести собранный для собственного сына мед другим детям. Но и этого они не смогли сделать. Все это и определяет трагикомичность судьбы Абдуллы и Фатимы.

Неопределенность ответа на вопрос Абдрахмана указывает на композиционный мотив трагикомедии. Это - трагический мотив. Будучи конструктивным приемом, он объединяет в единую цепь все события, мысли и чувства героя как в его реальной жизни, так в мечтах и размышлениях.

Влюбленность полностью переменила жизнь Абдрахмана, перевернула ее вверх дном, обновила все его чувства и душу. Встреча с давней своей мечтой пробуждает в пастухе множество мыслей и вопросов о прожитой жизни, совершенно неожиданных для его жены, односельчан, представителей местных властей.

Пьеса построена, как указывает автор, на фантасмагории, смешении яви и вымысла. Абдрахман не чувствует разницы между сном и явью, для него естественен переход из одного мира в другой. Однако Абдрахман не отрывается от окружающей его действительности. Вымышленный мир помогает ему глубже понять происходящее в мире реальном. Сложное переплетение трагического, комического и драматического начал, эзопов язык, лиризм и тонкий юмор имеют в основе своей особенности ассоциативного мышления автора.

Чувство любви, возникшее после первой встречи с Бибинур, объяснение в любви остаются для Абдрахмана только в мечтах. Он и сам не очень верит в то, что так раскрыл душу.

Абдрахман так и не получил ответа на мучившие его вопросы. Его лишили самого драгоценного дара, которым может обладать человек, - любви, счастья, сердечных мук. Выступление Абдрахмана против утомительно-серого однообразия жизни, двуличия, законов, уничтожающих в человеке все человеческое, лишающих его подлинно духовного существования, не дали ни ему, ни его жене в полной мере вкусить радостей жизни. Это вызвано трагическим конфликтом пьесы, который, в свою очередь, получил воплощение в виде фарса.

В пьесах Ф. Булякова события и ситуации, вызывающие смех сквозь слезы, поведение и речь персонажей выстраиваются и достигаются применением трагикомических приемов и средств. Трагикомический эффект как эстетический феномен достигнут благодаря подчинению действия раскрытию нелегкой судьбы людей старшего поколения, их устремлений и помыслов, надежд и разочарований, образа жизни, радостей и бед, поданных в момент предельного напряжения и перелома.

Одной из отличительных особенностей пьес Ф. Булякова можно назвать взаимодействие комических и драматических событий и ситуаций, в которых перемежаются реальность и вымысел. Использование фольклорных принципов развития действия, применение неожиданных поворотов в развитии сюжета ставит героя в положение между явью и сном. Такая необходимость сравнивать свое нынешнее положение с давно прошедшим подается в органическом единстве.

Пьесы Ф. Булякова напоминают театр абсурда. Его герои попадают и в смешные, и в ужасающие ситуации. Порой даже кажется, что они лишены полностью возможностей воздействовать на события. Но каждый раз они находят в себе силы оценить происходящее с юмором, иронически, оказываются способны проявить гражданское мужество. Показываемые в пьесах судьбы людей подаются не холодно отстраненно, мы чувствуем тепло авторского сердца в его доброжелательном отношении и к героям, и к зрителям, в той особой лирической интонации, которая так характерна для произведений Ф. Булякова.

Тема любви занимает в творчестве драматурга одно из главных мест. Чувства героев к родной земле, народу, женщине, матери проявляются в драматических и трагических коллизиях и поворотах действия, поданных в то же время в комическом ракурсе.

Метафорическое мышление автора, гибкая структура его пьес, напряженность психологического состояния персонажей также направлены на раскрытие основ трагикомизма. В одних случаях автор находит их в жизни народа, национальной почве, в других - раскрывает в тесной связи с общечеловеческими, глобальными проблемами.

Несмотря на то, что трагикомедия как жанр явление в башкирской драматургии новое, появившееся меж двух столетий, она заняла свое достойное место в современном башкирском искусстве слова. Благодаря труду и таланту Ф. Булякова.

Рецензенты:

Читайте также: