Сообщение здесь пел мицкевич вдохновенный

Обновлено: 05.07.2024

София Николаевна Анисимова

старший научный сотрудник дома - музея Адама Мицкевича в г. Новогрудке (республика Беларусь)

Во все времена человеческое общение имело особую ценность. А когда общаются люди творческие, такие, как Мицкевич и Пушкин, то характер этих отношений, перерастающий во взаимопонимание, представляет огромный интерес. Значение дружбы таких художников трудно оценить до конца.

С момента знакомства Мицкевича и Пушкина и их последующих встреч в течение двух с половиной лет, прошло около двух столетий, за это время произошло множество исторических событий, а интерес к жизни и творчеству Мицкевича и Пушкина не ослабевает.

Два великих поэта были почти ровесниками. Мицкевич родился на пять месяцев раньше. Родились в одном в то время государстве – огромной Российской империи.

И видно самим Господом было определено им стать первыми Поэтами своих народов и встреча их, конечно, не была случайной.

Сегодня трудно сказать можно только предположить, как сложилась бы судьба Мицкевича – Поэта, не попади он в Россию в начале своего творческого пути. Его великий дар, как проклюнувшееся семя, упал в необычайно духовно плодородную почву России времен Пушкина и его окружения.

О встречах поэтов сохранилось немало свидетельств. Их беседы, переводы творений друг друга, близкие или контрастные мотивы и образцы в их произведениях, привлекали и будут привлекать исследователей, ведь здесь речь идет о диалоге и взаимообогащении культур двух народов, о чуде великой Поэзии, победившей пространство и время.

В чем же причины интереса к жизни и творчеству двух великих Поэтов, и к тому, как они относились друг к другу, насколько понимали друг друга?

Прежде всего, в масштабе их личности, в глубине и силе их творческих дарований, неповторимости их индивидуальности.

Каково сегодня их место в литературе и обществе?

Без Пушкина России нет!

А без нее Поэт не состоялся.

Как с полевых цветов букет,

Коль поля нет, откуда бы он взялся?

В своей Литве, среди дубрав,

От Бога искру в дар вобрав,

Чтоб от нее излился свет

Родился будущий Поэт.

Оказавшись в России, как политический изгнанник, Мицкевич знакомится с выдающимися представителями российской культуры, крупнейшей фигурой которой был Пушкин. Личное знакомство состоялось осенью 1826года в Москве, куда вернулся Пушкин из ссылки в село Михайловское.

Позже последовало более близкое знакомство. Говорили о будущем, о том измерении, которое, как и прошлое, присутствует в человеческих расчетах и грезах.

Воображенья край священны,

С Атридом спорил там Пилат.

Там закололся Митридат.

Там пел Мицкевич вдохновенный

И посреди прибрежных скал

Свою Литву воспоминал.

Трагические события большой истории вторглись во взаимоотношения двух Поэтов.

Политические события польского восстания 1830 года разъединили двух поэтов.

Но есть более высокие ценности, чем политическая борьба. Тему возвышенности Поэзии, тему союза Поэтов они рассматривали так:

Издревле сладостный союз

Поэтов меж собой связует.

Они жрецы единых муз,

Единый пламень их волнует.

Друг другу чужды по судьбе,

Они родня по вдохновенью…

Шел дождь. Укрывшись под одним плащом

Стояли двое в сумраке ночном.

Один, гонимый царским произволом,

Сын Запада, безвестный был пришелец.

Другой был русский, вольности певец,

Будивший Север пламенным глаголом.

Хоть встретились немного дней назад,

Идут века, а сила гениального поэтического слова Адама Мицкевича и Александра Пушкина удивительным образом растет.

Наши поэты учат дружить, любить, ценить Красоту, стремиться к совершенству. Они и сегодня отвечают на вопросы, волнующие наших современников.

Поэты победили и время, и пространство, так как всю свою недолгую жизнь служили Музе Добра, Красоты и Правды.

Купаюсь, милые друзья.

41 Левшин, автор многих сочинений по части хозяйственной.

Дороги наши — сад для глаз:

Деревья, с дерном вал, канавы;

Работы много, много славы,

Да жаль, проезда нет подчас.

С деревьев, на часах стоящих,

Проезжим мало барыша;

Дорога, скажешь, хороша —

И вспомнишь стих: для проходящих!

Свободна русская езда

В двух только случаях: когда

Наш Мак-Адам или Мак-Ева

Зима свершит, треща от гнева,

Путь окует чугуном льдистым,

И запорошит ранний снег

Следы ее песком пушистым.

Или когда поля проймет

Такая знойная засуха,

Что через лужу может вброд

Пройти, глаза зажмуря, муха.

43 Сравнение, заимствованное у К**, столь известного игривостию воображения. К. рассказывал, что, будучи однажды послан курьером от князя Потемкина к императрице, он ехал так скоро, что шпага его, высунувшись концом из тележки, стучала по верстам, как по частоколу.

44 Rout, вечернее собрание без танцев, собственно значит толпа.

ОТРЫВКИ ИЗ ПУТЕШЕСТВИЯ ОНЕГИНА

«Пропущенные строфы подавали неоднократно повод к порицанию и насмешкам (впрочем, весьма справедливым и остроумным). Автор чистосердечно признается, что он выпустил из своего романа целую главу, в коей описано было путешествие Онегина по России. От него зависело означить сию выпущенную главу точками или цыфром; но во избежание соблазна решился он лучше выставить, вместо девятого нумера, осьмой над последней главою Евгения Онегина, и пожертвовать одною из окончательных строф:

П. А. Катенин (коему прекрасный поэтический талант не мешает быть и тонким критиком) заметил нам, что сие исключение, может быть и выгодное для читателей, вредит, однако ж, плану целого сочинения; ибо чрез то переход от Татьяны, уездной барышни, к Татьяне, знатной даме, становится слишком неожиданным и необъясненным. — Замечание, обличающее опытного художника. Автор сам чувствовал справедливость оного, но решился выпустить эту главу по причинам, важным для него, а не для публики. Некоторые отрывки были напечатаны; мы здесь их помещаем, присовокупив к ним еще несколько строф.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Бужор Е.М., учитель русского языка и литературы

Харьковской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней № 22

Харьковского городского совета Харьковской области

Тема урока: А. С. Пушкин и А. Мицкевич о Крыме.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Не правда ли, созвучные высказывания? Что же дало основание замечательным поэтам так восхищённо отозваться о крымской земле?

Ещё в древних легендах Крым изображался как удивительная земля, где живут суровые и нежные тавры, таинственные и коварные листригоны, куда стремят свои корабли любознательные греки и предприимчивые генуэзские купцы, где живописные горы окаймляют морское побережье, а тихие долины пьянят буйством красок и ароматов…

Под сенью Тавриды отдалённой

Певец Литвы в размер его стеснённый

Свои мечты мгновенно заключал.

Уже то, что Пушкин включил Мицкевича в ряд величайших мастеров, говорит о его высокой оценке творчества польского поэта.

3. Выступление учащегося, получившего индивидуальное задание.

Пушкина и Мицкевича многое связывало: оба были молоды (Мицкевич родился годом раньше Пушкина), оба – поэты, наделённые замечательным талантом, оба отдали дань романтизму, обоим пришлось пережить изгнание.

А.С. Пушкин был выслан в 1820 году из Петербурга за свои вольнолюбивые стихи на юг, подальше от столицы, герой Отечественной войны 1812 года генерал Н. Н. Раевский и его семья привезли юного поэта в Крым.

Адам Мицкевич в 1823 году был арестован за участие в тайной студенческой организации, мечтавшей о независимости Польши, просидел полгода в тюрьме, затем был выслан из Польши в Россию, но в Одессе, куда его направили, в лицее Ришелье ему не нашлось места преподавателя, дороги скитальца и изгнанника в 1825 году привели его в Крым.

Будь он здесь пятью годами раньше , может быть, на какой-нибудь из горных троп он столкнулся бы с Пушкиным, потому что многие их дороги в Крыму пересеклись: Байдары, Ялта, Алушта, Аюдаг, Симеиз, Бахчисарай, Симферополь…

(Учащийся показывает эти места на карте Крыма, отмеченные заранее условными значками)

Но поэтам было суждено встретиться и познакомиться позднее, уже в Москве, в 1826 году, в салоне Зинаиды Волконской.

4. Слово учителя.

Какой же увидели крымскую землю русский и польский изгнанники? Какие чувства вызвала она в их душах, о чём заставила размышлять?

Попробуем почувствовать и понять это, обратившись к крымским страницам их творчества. В процессе работы мы, возможно, встретим непонятные слова, имена, попробуем их объяснить и составить словарик.

5. Выразительное чтение стихотворений подготовленными учениками.

- Есть ли какое-то сходство между этими произведениями? Чего ждут от новых краёв поэты? Какие чувства их переполняют?

- Каков определяющий, ведущий образ в стихотворении каждого поэта?

- Есть ли между ними какое-то сходство? Какую символику несут эти образы?

- Мицкевичу же , наоборот, хочется постоять? Почему?

7. Слово учителя.

Мы всегда ждём от неизвестных дорог нового, может быть, бежим по ним от чего-то, кого-то или самих себя, может, ищем открытий, друзей.

- Чем так поразил Чатырдаг поэта? Каким он его увидел?

- Какие художественные средства помогли создать Мицкевичу образ вселенской горы?

- В чём произведение созвучно предыдущему сонету?

- С помощью чего создаётся восточный колорит стихотворения?

10. Слово учителя.

Но по-настоящему очарование Крыма открывается странникам на его Южном берегу. Оба поэта замирают перед его красотой, но и у восхищения бывают различные оттенки. Вглядимся в Крым глазами разных поэтов, хоть и схожих во многом, но всё-таки разных.

- Что общего в восприятии Крыма поэтами? Найдите созвучные образы, настроения, мысли.

- Какой образ вам кажется главным у Пушкина, какой – у Мицкевича?

- Почему такая разница?

12. Слово учителя.

- Какие картины возникают в вашем воображении при чтении каждого произведения?

- Если бы вы были художниками, то к какому из произведений вы бы сделали иллюстрацию маслом, а к какому – акварелью и почему?

- Что дарит поэтам крымская земля?

14. Слово учителя.

Южная ночь…Кто бывал на юге, тот знает её непреодолимое обаяние, когда бархатная тьма как-то мгновенно опускается на землю, ароматы сгущаются, звонче становится песня неутомимых цикад, а шум моря – нежнее и призывнее… Одна за другой зажигаются звёзды, и с каждым мгновением их свет разгорается всё ярче и ярче и приближается к земле, так что, кажется, до звёзд рукой подать. Невозможно устоять перед обаянием южной ночи.

Не могла она оставить равнодушными и молодых поэтов…

Послушайте, как они описали её в стихах.

- Что сближает эти стихотворения?

- Какой эта ночь предстаёт у Пушкина? У Мицкевича?

- Какой образ в стихотворении каждого поэта вам кажется главным?

- Какое они создают настроение?

17. Слово учителя.

- Чем же так взволновал Бахчисарай Пушкина и Мицкевича?

- Что привлекло, покорило в нём молодых поэтов?

18. Подготовленный учащийся рассказывает легенду о любви хана Гирея к молодой пленнице Марии Потоцкой.

20. Слово учителя.

- Какие мысли и чувства теснятся в душе польского поэта, стоящего перед гробницей Потоцкой?

Два поэта, две судьбы – два взгляда. Изгнанники на благодатной земле, овеянной легендами, обоих она волнует и вдохновляет на творчество. Но один пленён любовью и сам влюблён в эту землю. Другой и среди крымских красот не может забыть родину. Разница взглядов ощущается даже в том, как называет себя Пушкин и Мицкевич в своих крымских стихах.

- Как же называет себя Пушкин? А как Мицкевич?

- Что придаёт особое очарование Крыму в глазах Пушкина? А в глазах Мицкевича?

22. Итоговое слово учителя.

Каждый видит в Крыме своё, близкое, волнующее, созвучное. Благо он, как драгоценный ларец, хранит под своим синим небом осколки самых разных культур, следы тысячелетней истории, тихо спрятанные среди буйных трав и цветов, в глубинах пещер и на дне морском. И два взгляда двух прекрасных поэтов, обращённые почти два века назад на эту древнюю землю, тоже стали его сокровищами, которыми он гордится.

Величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, по-праву рассматривающийся как создатель современного русского литературного языка. Ещё при жизни поэта именовали гением, а вокруг его личности среди читателей сложился настоящий культ.

  • Александр Пушкин ~ Гонимы вешними лучами… (+ Анализ) - 26.02.2022
  • Александр Пушкин ~ Еще дуют холодные ветры… (+ Анализ) - 26.02.2022
  • Александр Пушкин ~ Они хранили в жизни мирной…(Евгений ОнегинГлава IIСтрофа XXXV) - 24.02.2022

Александр Пушкин

ОТРЫВКИ ИЗ ПУТЕШЕСТВИЯ ОНЕГИНА

«Пропущенные строфы подавали неоднократно повод к порицанию и насмешкам (впрочем, весьма справедливым и остроумным). Автор чистосердечно признается, что он выпустил из своего романа целую главу, в коей описано было путешествие Онегина по России. От него зависело означить сию выпущенную главу точками или цифром; но во избежание соблазна решился он лучше выставить, вместо девятого нумера, осьмой над последней главою Евгения Онегина, и пожертвовать одною из окончательных строф:

П. А. Катенин (коему прекрасный поэтический талант не мешает быть и тонким критиком) заметил нам, что сие исключение, может быть и выгодное для читателей, вредит, однако ж, плану целого сочинения; ибо чрез то переход от Татьяны, уездной барышни, к Татьяне, знатной даме, становится слишком неожиданным и необъясненным.— Замечание, обличающее опытного художника. Автор сам чувствовал справедливость оного, но решился выпустить эту главу по причинам, важным для него, а не для публики. Некоторые отрывки были напечатаны; мы здесь их помещаем, присовокупив к ним еще несколько строф.

Читайте также: