Сообщение забайкальское казачество на страже русских рубежей

Обновлено: 05.07.2024

На страже восточных рубежей России.Как создавалось Забайкальское казачье войско.


fbf819d6d4838c32528eb3d42a096536.jpg


Переезд по наледи по тракту в Охотск, Иван Булычев, 1856 год.


Поэтому даже после того, как были сформированы бурятские и тунгусские полки, которые должны были охранять границу Российской империи вплоть до 40-х годов XIX века, казаки из числа бурят и тунгусов ружей не получали, оставаясь вооруженными луками, копьями, саблями и ножами.

Миссия графа Рагузинского

И бурят, и тунгусов к охране границы нерчинские и селенгинские воеводы стали привлекать ещё в XVII веке. Более того, тунгусы князя Гантимурова участвовали в обороне Нерчинска во время переговоров, закончившихся подписанием в 1689 году Нерчинского договора.

Но принципиальный поворот в деле формирования бурятских и тунгусских полков произошёл в период, последовавший за переговорами, которые в 1727 году вёл с представителями Цинской империи граф Савва Лукич Владиславич (Рагузинский) — сербский купец, состоявший на русской дипломатической службе. Граф начал вести переговоры в 1725 году, но лишь к 1727 году необходимые и согласованные с правительствами тексты договоров были готовы. И 20 августа (30-го по новому стилю) 1727 года был подписан Буринский трактат (на реке Буре в Северной Монголии), впервые закрепивший разделение границы между двумя империями. 21 октября (1 ноября но новому стилю) того же года им же был подписан Кяхтинский договор, подтвердивший действие Нерчинского (1689) договора и Буринского трактата.

Помимо вопросов определения границы и организации торговли Кяхтинский договор возлагал на пограничных администраторов двух стран урегулирование местных пограничных споров, определил порядок приёма посольств и юрисдикцию в отношении нарушителей границы.

После заключения Кяхтинского договора остро стал вопрос о необходимости охраны границы.

Когда буряты и тунгусы стали казаками

Граница была поделена на несколько отделов, каждый из которых находился под начальством дозорщика, действовавшего на основании инструкции, составленной лично графом Владиславичем (Рагузинским) в том же 1727 году.

Гарнизоны пограничных крепостей (Селенгинской, Троицкосавской, Цурухайтуйской, Горбиченской и других) состояли преимущественно из русских солдат и казаков. А вот на самой границе были расположены караулы (прообразы будущих пограничных застав), в которых находились бурятские и тунгусские воины.

В каждом карауле находилось от 5 до 10 юрт у бурят и примерно столько же чумов у тунгуссов. Если первые несли службу преимущественно в степных и лесостепных районах, то вторые охраняли границу тоже преимущественно в лесостепных, а также чисто таёжных местах.

В 1764 году были сформированы четыре бурятских полка, имевшие по шесть сотен в каждом: Ашехабатский, Сартолов, Цонголов, Атаганов. Сначала зачисление в эти полки считалось добровольным. Желающих зачислиться в казаки оказалось больше, чем было нужно по штату. Это объяснялось стремлением освободиться от уплаты ясака и желанием защищать свои земли от вражеских набегов. Добровольное зачисление в бурятские казачьи полки перешло в дальнейшем в воинскую повинность. Служба производилась с перерывами: 1 год службы — 3 года льготных. Оружием и лошадьми казаки снабжались от своих обществ за счет специальных денежных сборов. Военная служба считалась обязательной для всех бурят, причисленных к казачьему сословью, но фактически богатые и зажиточные могли освободиться от нее, они нанимали неимущих к несению службы вместо себя.

Во главе бурятского казачьего войска стояли выборные начальники: атаман, четыре полковых есаула, сотники, пятидесятники и десятники. Все они подчинялись пограничному начальству. Фактически главные командные должности сосредотачивались в руках бурятского нойонства. Первым атаманом был зайсан ашехабатского рода Бадулаев. После его увольнения в отставку в 1802 году атаманом стал его сын Гомбо Церенов. В дальнейшем главные атаманы назначались по наследству. Бурятские и тунгусские казачьи полки как особые воинские единицы просуществовали до 50-х годов XIX века, а затем были включены в состав Забайкальского казачьего войска.

В боях необъявленной войны

Середина XVIII века на российско-китайской границе выдалось очень неспокойной. В 1755-1759 годах у самой границы развернулась так называемая третья ойратско-маньчжурская война. Маньчжурские войска, подавляя восстания и ойратов, а затем и восставших монголов, действовали с традиционной для них жестокостью. В итоге к границам России потянулись беженцы.

Но в 1750-е годы позиция Пекина резко изменилась. Китайцы требовали возвращения беженцев домой, где многих ждала неминуемая казнь. Но вплоть до 1758 года, пока правительство Цинов наконец-то не смягчило свою позицию по отношению к беженцам, они шли в Россию. Ситуацию усугубила тяжёлая зима 1755-1756 годов, суровые морозы и глубокий снег которой вызвали массовый падёж скота, за которым последовали голод и эпидемии.

В целях предотвращения набегов харацириков местные забайкальские власти с 1756 года спешно перебрасывали к границе на помощь бурятам и тунгусам отряды казаков из городов и острогов.

Положение изменилось после того, когда победившие в третьей ойратско-маньчжурской войне власти Китая бросили большие воинские силы на очищение границы от банд харацириков со своей стороны границы. И с 1759 года крупные набеги в Забайкалье прекратились.

Но история охраны российско-китайской границы на этом не завершилась. И казаки трёх основных народов Забайкалья ещё не раз вступали в настоящие сражения с бандитами, пытавшимися нарушить рубежи Российской империи.

Главную войну, войну против большевиков, казаки проиграли. Поэтому вынуждены были покинуть родные земли и перебраться в Китай, Австралию и Северную Америку.

Заселение Забайкалья

В самом конце 30-х годов XVII века до далеких Забайкальских земель добрались первые поселенцы. Это были енисейские и прочие сибирские казаки. Они проводили разведку путей из Предбайкалья до берегов Амура, искали серебряные рудники, а также налаживали контакты с местными аборигенами. Поэтому постепенно на той территории стали появляться зимовья и остроги.


Одним из главных первопроходцев стал атаман Петр Иванович Бекетов. Это он основал Якутск, Нерчинск и Читу. По большому счету Бекетов продолжил дело, начатое еще Еналеем Бахтеяровым, Василием Поярковым и Ерофеем Хабаровым.

Основанный Петром Ивановичем Читинский острог вскоре стал столицей всего разношерстного Забайкальского казачьего войска. Оттуда русские первопроходцы отправлялись в далекие, еще неизведанные земли.

Интересно то, что пограничное казачье войско было сформировано лишь во второй половине XVIII века. Вскоре для его усиления специально начали создавать бурятские полки. Дело в том, что в то время официальной границы с Монголией как таковой не существовало. Постоянно исходила угроза из Маньчжурских земель. Все эти факторы требовали наличия в Забайкалье полноценного и сильного войска, способного при необходимости дать отпор неприятелю. Поэтому кроме бурятских полков началось формирование и тунгусских.


К 1764 году казаков-бурятов насчитывалось немногим менее двух с половиной тысяч человек (они служили в 6 полках). Численность тунгусов была значительно скромнее — всего пятьсот.

Любопытно вот еще что: русские казаки являлись православными, а большинство бурятов — исповедовали буддизм. Но никаких разногласий и столкновений на религиозной почве не происходило.

Пограничная жизнь

Официально оно появилось лишь в середине марта 1851 года по распоряжению императора Николая I. К этому его подтолкнула рекомендация генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Николаевича Муравьева-Амурского. Так на Забайкальской земле появилось сильное и, что важно, мобильное войско. Ему поручили важную и сложную задачу — нести службу на границе с Китаем.

Численность войска превышала 48 тысяч человек. Однако большую половину солдат составляли горнозаводские крестьяне. Службу они начинали в 17 лет, а в отставку — в 58. В 1866 срок службы был сокращен до 22 лет.

Забайкальских казаков в темно-зеленых мундирах с желтыми лампасами знали и боялись. Особенно, жители Маньчжурии и Японии. Самураи во время войны и вовсе отказывались вступать в бой с казаками даже при большом перевесе сил в свою пользу.

Трудный выбор

К моменту Гражданской войны забайкальское казачество представляло из себя серьезную силу. Оно объединяло 12 станиц, около 70 хуторов и 15 выселок, где жило около 260 тысяч людей. А на постоянной военной службе числилось порядка 15 тысяч солдат.

Как и большинство казаков в Гражданской войне, забайкальские не предали царя и воевали на его стороне. Лидерами сопротивления стали атаман Григорий Михайлович Семенов и барон Роман Федорович (Роберт-Николай-Максимилиан) Унгерн-Штернберг. Но некоторые, конечно, поддержали и красных.

1.jpg

Памятник основателю Читы Бекетову.

Несогласные с этими решение казаки вместе с семьями перебрались в хорошо им знакомую Маньчжурию, возведя там свои станицы. Другие эмигрировали в Австралию, третьи — в США и Канаду.

Вернуться на Родину некоторые казаки отважились лишь в 60-х годах прошлого столетия. Их поселили в Казахстане.

…Несколько лет назад в бывшей столице забайкальского казачества — Чите, открыли памятник Петру Бекетову. Этот монумент является напоминанием для потомков — территория нашей страны приумножалась благодаря храбрости и героизму сибирских казаков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель настоящей работы заключается в изучении особенностей религиозного и социального развития Забайкальского казачества накануне русско-японской войны, роль Забайкальского казачества в этой войне. Актуальность данной работы состоит в том, что проблема определения места казачества в современном обществе тесно связана с его многовековой историей, опыт установления православной религии в Восточной Сибири и социального развития Забайкальского казачества может быть полезен современному российскому обществу в современных условиях.

Цель настоящей работы заключается в изучении особенностей религиозного и социального развития Забайкальского казачества накануне русско-японской войны, роль Забайкальского казачества в этой войне. Актуальность данной работы состоит в том, что проблема определения места казачества в современном обществе тесно связана с его многовековой историей, опыт установления православной религии в Восточной Сибири и социального развития Забайкальского казачества может быть полезен современному российскому обществу в современных условиях. Особый интерес в современных условиях реформирования местного самоуправления вызывает опыт религиозного и социального развития казачьего войска, который в царской России имел широкое распространение и был достаточно эффективен при организации защиты границ империи.

Социальное положение забайкальского казачества

17 марта 1851 года Николаем I был утвержден проект о создании Забайкальского казачьего войска. В это же время Иркутская епархия делится на Иркутскую и Забайкальскую духовные миссии 1 . Духовные и военные преобразования в Восточной Сибири развивались параллельно и были нацелены на закрепление восточных границ России.

Исходя из штата строевых частей возможно провести анализ социального и религиозного состояния данных подразделений: в четырех русских (вместе с тунгусами) полках должно было состоять 3504 человека, в двух бурятских – 1726 человек; всего конных военнослужащих - 5230 человек. 2 Кроме того, в войске было 12 пеших русских батальонов – 12486 человек, всего в войске насчитывалось 17716 человек.

Управление Забайкальского казачества было представлено: высшее звено - наказным атаманом, войсковым правлением, войскового дежурства, особой канцелярией при наказном атамане. Затем шло среднее звено управления, состоящее из шести бригадных управлений. Низшее звено управления было представлено в конном войске 36-ю сотенными управлениями. Пешее войско имело двенадцать батальонных управлений 3 . Такая система позволяла точнее регулировать военную подготовку казаков и уровень их обеспечения.

В мирное время не было необходимости держать в строевых частях все 11000 казаков служилого разряда, поэтому 2/3 пользовались временной отсрочкой (по семейному положению, состоянию здоровья, учебе и т.п.).

Добровольцы на военную службу, вытянувшие жребий на 1 год освобождались от натуральных повинностей. С 1872 года по 1893 год внутренняя жизнь казачьего войска управлялось общественным станичным управлением, совместно со священником, которые создавались в каждой станице Восточной Сибири и России. Станичным управлением заправлял атаман (выборная должность). В Национальном Архиве Республики Бурятия хранятся фонды Боргойского, Верхнеудинского, Никольского и Янгажинского станичных правлений, анализ которых подробнее рисует религиозный и социальный уровень жизни казаков региона . 10

Каждый год составлялись мобилизационные списки и льготные списки казаков. Каждая станица вела подробный учет рожденных мальчиков и девочек, православные станичные храмы также вели учет рожденных и умерших, вопросы усыновления регистрировались в 1-ом военном отделе Забайкальского казачьего войска зачастую под патронатом церкви.

Одним из состоятельных казачьих станичных правлений в 90-х годах XIX века было Боргойское. Это станичное правление имело 3 экономических магазина – Боргойский, Темнинский, Ацульский (через эти населенные пункты на запад по Кяхтинско-Байкальскому тракту гоняли для продажи скот). Боргойское станичное правление построило одноклассное приходское училище и ремесленную мастерскую, а также фельдшерский пункт с 1 фельдшером на службе. 13

Одним из последних было основано Янгожинское станичное правление в 1884 году. Его резиденция находилась в городе Троицкосавске (г. Кяхта). Станица Янгожинская имела 54 двора, кроме того ей подчинялось 4 урочища: Гильбиринское – 62 двора, Оронгойское – 31 двор, Иволгинское – 70 дворов, Сутойское – 34 двора. 14 Атаманы урочищ подчинялись станичному атаману. Янгожинское станичное правление тоже имело одно приходское училище. Медицинское обслуживание Забайкальского казачьего войска, по сравнению с прочим населением края, было хорошо развито; обслуживание велось в 4 войсковых больницах и пяти приемных покоях.

В то же время уровень социального обеспечения казачества был значительно выше чем у крестьян. С военной точки зрения Забайкальские казаки идеально отвечали предъявляемым требованиям, но отсутствие государственной финансовой поддержки сдерживало их социальное развитие либо разоряло их хозяйства в случае войны.

Читайте также: