Сообщение юность как этап социализации

Обновлено: 04.07.2024

Об авторе
1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ
2. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
3. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ: КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
О. Конт и создание социологической науки
Социология Г. Спенсера | "Социальная биология"
Эмиль Дюркгейм — создатель французской социологической школы
Понимающая социология М. Вебера
Формальная социология Г. Зиммеля
Социологическая теория марксизма
Основные направления и школы американской социологии
Современные социологические теории
4. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ. ИСТОРИЯ ЕЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
5. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
6. СТРУКТУРА, ТИПОЛОГИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ, ЛИЧНОСТЬ МЕНЕДЖЕРА
7. ГЕНДЕР И МЕНЕДЖМЕНТ
8. ПРИМЕРЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ РОЛЬ В ПРОЦЕССАХ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
9. ЛИЧНОСТЬ В СОЦИОЛОГИИ, ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
10. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС
11. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ
12. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
13. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ
- ЭТАПЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
17. ПОНЯТИЕ МОБИЛЬНОСТИ И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
18. ГЕНДЕР И СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
19. ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СТЕПЕНЬ ЕГО ТЯЖЕСТИ
20. ТЕОРИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
21. ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
22. ТИПЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
23. АЛКОГОЛИЗМ
25. НАРКОМАНИЯ как социальная проблема
26. СУИЦИД как социальная проблема
27. ПРОСТИТУЦИЯ
28. ГОМОСЕКСУАЛИЗМ
29. ГЕНИАЛЬНОСТЬ И ТАЛАНТ
30. ГЕРОИ И ГЕРОИЗМ К ВИД ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
31. ДРУГИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ
32. СЕМЬЯ И БРАК
33. ПРОБЛЕМА СТАБИЛЬНОСТИ СЕМЬИ: РАЗВОДЫ
34. ЭКОНОМИКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
35. РАБОТА И ТРУД
36. БУДУЩЕЕ РАБОТЫ
37. ПОНЯТИЕ, РЕСУРСЫ, СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЛИГИИ, ЕЕ ЭТИКА
38. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЛИГИИ
39. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ. ЕЕ ЭВОЛЮЦИЯ
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
41. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
42. СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ ИЛИ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
42. ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
43. ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
44. ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА, НАУЧНЫЕ ТЕОРИИ ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
45. ОСНОВНЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ И МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВ
46. ПОНЯТИЕ И КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ
47. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ
48. СТРАТИФИКАЦИЯ В РОССИИ
49. БОГАТСТВО
50. СРЕДНИЙ КЛАСС
51. БЕДНОСТЬ
52. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ КОНФЛИКТОВ
53. ТЕОРИИ КОНФЛИКТОВ
54. КЛАССИФИКАЦИИ КОНФЛИКТОВ
СЛОВАРЬ по социологии

Процесс ресоциализации беспризорных и безнадзорных детей. Задачи учреждений первичного звена по реабилитации безнадзорных детей и подростков. Этапы социальной работы с безнадзорными детьми из приюта. Взаимодействие педагога с безнадзорными детьми.

Понятие "Социализация личности". Фазы и этапы социализации личности. Детство. Подростковый возраст. Ранняя зрелость или молодость. Средний возраст или зрелость. Пожилой возраст или старость. Смерть. Формирование социальных качеств.

Понятие социализации, агенты, этапы социализации и ее проблемы. Особенности социальной мобильности в открытых и закрытых общностях. Социология О. Конта как самостоятельная и целостная наука об обществе. Политический процесс и политическая идеология.

Суть и понятие социальной работы. Организация социальной работы в тюрьмах и ее эффективность. Этапы социальной работы в пенитенциарных учреждениях. Направления социальной работы в пенитенциарном учреждении. Состояние социальной работы в тюрьмах РФ.

Понятие социологии и ее место в системе наук, основные функции и назначение в обществе. Методы и этапы социологического исследования. Предпосылки и процесс развития гражданского общества, его структура и основные компоненты, отличия от "негражданского".

Цели, виды и этапы социологического исследования; теоретико-методологический и эмпирический уровни социологического знания. Программа и рабочий план социологического исследования, их подготовка и разработка. Применение выборочного метода исследования.

Функции социологии. Структура социологического знания. Происхождение социологии. Конт и Спенсер. История социологии в Западной Европе и в США. Социология в СССР. Современная российская социология. Виды и этапы социологического исследования.

Социальная диагностика как важнейший компонент технологии социальной работы. Типичные задачи социальной диагностики. Постановка диагноза проблем социального развития. Принципы, методы и основные этапы социальной диагностики, их сущность и характеристика.

Роль социологических исследований в изучении социально-правовых проблем. Этапы социолого-правового исследования. Конкретные методы сбора эмпирической информации в социологии права. Создание экспериментального фактора, нейтральность постановки вопроса.

Понятие, объект, предмет социологии. Развитие социологии в России. Программа и этапы социологического исследования. Понятие и виды социальных институтов. Социальная стратификация и ее типы. Глобальные проблемы современности. Социальные общности и группы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Юность как этап социализации 10 класс Обществознание, учебник Кравченко А.И.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Юность как этап социализации 10 класс Обществознание, учебник Кравченко А.И.

Юность как этап социализации

Юность как этап социализации

Юность как этап социализации

Юность как этап социализации

Юность как этап социализации

Юность как этап социализации

Первичная социализация

Юность как этап социализации

Юность как этап социализации

Юность как этап социализации

Юность как этап социализации

Что такое юность? Юность завершает активный период социализации. Молодые люди.

Что такое юность? Юность завершает активный период социализации. Молодые люди (юноши и девушки) от 13 до 19 лет считаются юными подростками –тинейджерами


Что такое юность? В этом возрасте происходят физиологические изменения ( поло.

Что такое юность? В этом возрасте происходят физиологические изменения ( половая зрелость) и психологические сдвиги: тяга к противоположному полу, агрессивность, склонность к риску, неумение оценить опасность и отсюда склонность к суициду, стремление к независимости.

Общение со сверстниками

Общение со сверстниками

Трудности юношеской социализации Психологические изменения влияют на ход и со.

Трудности юношеской социализации У подростка появляется параллельная система.

Трудности юношеской социализации Подростки сконцентрированы на самих себе, но.

Трудности юношеской социализации Подростки сконцентрированы на самих себе, но они способны к проявлениям АЛЬТРУИЗМА, то есть бескорыстной заботе о благе других людей, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. Внимание подростков может легко переключаться с одного предмета на другой. Но подросток может иногда часами сосредотачиваться на том, что ему интересно.

Трудности юношеской социализации Подростки могут быть бесчувственными, жесток.

Главные трудности социализации в юности Несовпадение между высоким уровнем пр.

Главные трудности социализации в юности Несовпадение между высоким уровнем притязаний и низким социальным статусом ( желание стать героем, прославиться и т.д.) Несовпадение старого стиля родительства и новых потенциальных возможностей (для родителей подросток – по прежнему ребенок, а подросток хочет вырваться из -под этой опеки).

Главные трудности социализации в юности Противоречие между усилившейся ориент.

Главные трудности социализации в юности А последствия этих ошибок: наркотики.

Главные трудности социализации в юности А последствия этих ошибок: наркотики, алкоголизм, половая распущенность, преступления, насилие, жестокость и т.д. Эти ошибки – попытка подростков играть во взрослых и, как следствие, уход из школы, где их считают детьми.

Почему подростки начинают курить?

Почему подростки начинают курить?

Главные трудности социализации в юности Современная молодежь разбивается на н.

Главные трудности социализации в юности Современная молодежь разбивается на несколько поколений, где нормы поведения и ценности одного поколения не соответствуют нормам и ценностям другого. У подростка 14 – 16 лет свой ролевой набор: ребенок, мужчина, женщина, гражданин, ученик, покупатель и т.д.

Группа сверстников Социальную защиту и эмоциональную привязанность ребенок п.

Группа сверстников Социальную защиту и эмоциональную привязанность ребенок получает в семье, но, вырастая, он стремится выйти за эти рамки, приобретая свободу действий. Группа сверстников включает людей одного возраста, где они выступают судьями поступков других. Подросток смотрит на себя глазами других. Вся взрослая жизнь проходит в окружении множества групп: на работе, в быту, на досуге.

Стать взрослыми В возрасте 15 – 17 лет формируется собственное мировоззрение.

Стать взрослыми Но объективной взрослости еще нет. Она проявляется в развитии.

Стать взрослыми Но объективной взрослости еще нет. Она проявляется в развитии чувства взрослости и тенденции к взрослости: Эмансипация от родителей; Новое отношение к учению; Романтические отношения с другим полом; Внешний облик и манера одеваться.

Сегодня наблюдается тенденция: ускорение психофизического развития детей и з.

Сегодня наблюдается тенденция: ускорение психофизического развития детей и замедление их нравственного развития. Первый процесс –АКСЕЛЕРАЦИЯ; второй – ВЗРОСЛЕНИЕ. Акселерация и взросление

Акселерация и взросление Акселерация – ускорение физиологического созревания.

Акселерация и взросление Акселерация – ускорение физиологического созревания детей и подростков, их умственного развития по сравнению с предшествующими поколениями. Она особенно видна за последние 100 – 150 лет: более высокий рост, половая зрелость в более раннем возрасте.

Самостоятельность Подросток тянется к самостоятельности и независимости. Соци.

Самостоятельность Подросток тянется к самостоятельности и независимости. Социологическим критерием разграничения молодежного и зрелого периодов служит экономическая, социальная и политическая самостоятельность.

Чтобы претендовать на статус взрослого, молодой человек должен: обеспечивать.

Чтобы претендовать на статус взрослого, молодой человек должен: обеспечивать себя средствами к существованию; распоряжаться деньгами независимо от других; - быть самостоятельным в выборе образа жизни; проживать отдельно от родителей, быть независимым от них; быть способным отвечать перед законом; иметь право участвовать в голосовании на выборах; - вступать в брак.

Самостоятельность

Самостоятельность Подростки сравнивают то, что есть, с тем, что могло бы быть.

Самостоятельность Подростки сравнивают то, что есть, с тем, что могло бы быть, и превращаются в бунтарей –идеалистов.

Юность как этап социализации

Юность как этап социализации

Фалес, древнегреческий философ, в VI веке до н.э. сказал: «Помните, что дети.

Юность как этап социализации

Юность как этап социализации

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов


Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 1041 человек из 82 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 606 420 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 26.02.2017 6030
  • PPTX 3 мбайт
  • 34 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Шувалова Любовь Поликарповна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


В статье рассматривается период юношества с точки зрения развития личности. Обозначены основные закономерности развития, итоги социализации и индивидуализации в изучаемом возрастном периоде.

Ключевые слова: юность, развитие, развитие личности, социализация, индивидуализация.

Период становления взрослого человека проходит несколько стадий, захватывая и отрочество и юношество. На каждом из возрастных этапов есть свои новообразования, социальная ситуация развития, задачи развития и прочее. Особого внимания заслуживает период юности, так как именно в этот период начинает происходить осознанное самоопределение, обособление от взрослого, формирование мировоззрения и ценностей и так далее. Многие из исследователей говорят о том, что ведущей деятельностью в ранней юности является профессиональное самоопределение. Психологическую базу для самоопределения в ранней юности составляет потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире. Д. И. Фельдштейн справедливо считает, что в юношеском возрасте процесс развития определяется трудом и учением. А также являются основным видом деятельности [4].

Мухина В. С. считает, что в период юношества перед человеком возникает проблема выбора жизненных ценностей. Происходит формирование внутренней позиции по отношению к себе, к другим людям и к моральным ценностям. Безусловно, это является сложной и трудной духовной работой. Данное явление происходит путем принятия или отклонения исторически обусловленных норм и правил, ценностей, которые предшествовали развитию в период отрочества. Это достигается с помощью анализа и сопоставления общих норм и ценностей, и своих, собственных ценностных ориентаций. Таким образом, юноша выбирает для себя единственную приемлемую и верную для него жизненную позицию [1].

Помимо этого к периоду поздней юности человек начинает овладевать своими защитными механизмами, которые не только укрепляют его, но и защищают. Также в данном возрастном этапе имеет место быть рефлексия, которая позволяет предугадать возможное поведение другого человека и подготовить встречные действия. Не стоит забывать и о том, что юность в некоторых периодизациях является и ранней молодостью. Это связано с процессом социализации, то есть человек, пройдя путь онтогенетической идентификации с другими людьми, перенимает наиболее важные и необходимые для зрелой личности социальные качества, а также правила поведения в обществе.

А также в юношеский период немного по-иному развивается механизм идентификации — обособления как противоположных тенденций социализации личности. Это можно обозначить с двух противоположных сторон. То есть в первом случае, способность переживать любые эмоциональные переживания, будь они своими или других людей, находится в стадии обострения. Результатом этого является процесс идентификации ее последствия, то есть идентификация делает человека не только богаче духовно, но и ранимее. Во втором случае, в стадии обострения находится потребность к обособлению. Это проявляется в стремлении сохранить свою индивидуальность и реализовать свои притязания на признание в обществе [2].

Следует отметить, что процесс идентификации — обособления имеет некоторые особенности. Так как в юности человек одновременно эмоциональнее и рациональнее, чем в других возрастных периодах. Возникает конфликт между стремлениями к социальности и индивидуальности. Его результатом является приобретение черт зрелой личности. К ним можно отнести следующие: независимость и понимание необходимости некоторой конформности, ответственность.

Фельдштейн Д. И. в своих известных трудах говорит о том, что юношеский период подразумевает под собой такое состояние, сущностью которого является процесс интеграции молодого человека в социальный строй общества, что предусматривает приобретение качеств зрелой личности. Само взросление, то есть переход от детства к взрослости, через юность, определяется реализацией освоения социального опыта, положительного или отрицательного. Человек выступает тут как активно действующий субъект, который в процессе овладевает культурой и нормами в отношениях, в взаимодействии, при этом объективно воспроизводя социальное. Следует отметить, что уровень, характер, степень присвоения этого социального, безусловно, зависят от достижений человечества и особенностей развития, функционирования конкретно-исторического общества, представителем которого является данный субъект, а также особенности этого субъекта [3].

Социальное в его проявлении в индивидуальном представляет собой сублимацию. Человек, осознавая себя личностью, испытывает потребность реализации этой сублимированной сущности, пропуская её через себя и формируя свою собственную позицию — индивидуализируясь.

Таким образом, в процессе социализации и индивидуализации происходит осознание, присвоение и реализация социальных норм, принципов, отношений. Помимо этого происходит и присвоение и реализация нового уровня самосознания, тем самым человек воспроизводит в своей деятельности присвоенное социальное и обеспечивает соответствующие возможности в этом воспроизводстве и формировании новой социальной позиции. Благодаря этому и протекает социальное взросление и проявляется степень социальной зрелости личности.

Л. Кольберг говорит о том, что в юношеском возрасте преобладает групповой уровень идентичности, то есть оценивание поступка происходит исходя из мировоззренческих и поведенческих установок референтной группы, помимо этого юноши и девушки переходят на постконвенциальный уровень морального развития. Данный уровень характеризуется одновременной выраженностью индивидуально-личностного и общечеловеческого уровней идентичности [2].

Поливанова К. Н. выделяет два варианта соотношения процессов социализации и индивидуализации в юношеском возрасте. Первый случай характеризуется отказом личности от принятия собственных самостоятельных решений, ориентируясь на значимое социальное окружение. Причинами такого может служить давление социума, стремление быть лучшим для кого-то, несоответствие ожиданиям, доверие авторитетному окружению, низкая значимость важнейших жизненных выборов. Второй вариант характеризуется отвержением норм, правил и оценок социума, негативным отношение к нему, переживанием своей собственной исключительности, отказом от поиска собственного самоопределения, профессионального определения, борьбой с существующим мировоззрением и мироустройством [5].

Таким образом, подводя итог всему сказанному, следует отметить, что процессы социализации и индивидуализации являются основополагающими и развитии личности. Развитие личности в таком случае заключается в освоении социального и воспроизведение его в собственном индивидуальном опыте, формировании собственной позиции, реализация нового уровня самосознания.

Гост

ГОСТ

Понятие социализации

Прежде всего, при рассмотрении вопроса об этапах социализации определимся с понятием социализации.

Социализация – это процесс усвоения личностью социальных норм и ценностей, системы знаний, существующей в обществе, правил поведения, психологических установок.

Социализация носит интегративный характер и включает в себя обучение, воспитание, приспособление к обществу, результатом чего и является усвоение человеком норм и ценностей общества.

Общество не является статичным, а потому человеку приходится усваивать и приспосабливаться к изменениям в обществе, а обществу - к человеку. Таким образом, можно говорить о том, что социализация личности происходит на протяжении всей человеческой жизни.

Этапы социализации

Принимая во внимание, что процесс социализации длительный, можно выделить некоторые этапы социализации.

Следует выделять первичную и вторичную социализацию.

Первичная социализация начинается с рождением человека до становления взрослого человека. Основным институтом социализации в этот период является семья, школа, сверстники.

Вторичная социализация происходит на протяжении всей жизни человека и характеризуется разрушением ранее усвоенных норм и усвоением новых.

Этапы социализации связаны с возрастными периодами развития человека. Рассмотрим особенности этапов в каждый из периодов.

Подростковый период. Данному этапу также можно отвести одну из ключевых ролей, поскольку в данный период происходят значительные физиологические и психологические изменения.

Готовые работы на аналогичную тему

Зрелость. Связана с сознательным выбором своего окружения, профессиональной деятельности и т.д Старость. Характеризуется угасанием физических возможностей и необходимостью приспособления к новому этапу своей жизни.

Более детально возрастные этапы социализации были предложены Эриксоном. Рассмотрим их.

Также, в зависимости от форм социализации, можно выделить следующие этапы социализации: дотрудовой – детство, юность; трудовой – зрелость; послетрудовой – старость.

Каждый последующий этап социализации предполагает расширение форм взаимодействия человека и общества.

Для дотрудового этапа, приходящегося на период детства и юности, характерна пассивная форма социализации, при которой человек обучается, не подвергая сомнению существующие социальные нормы и опыт, стремиться интегрироваться в общество.

На трудовом этапе в период зрелости человек сочетает пассивную форму усвоения социального опыта и активную форму, характеризующуюся началом профессиональной деятельности.

Для завершающего послетрудового периода, периода старости, характерны аккумуляция и сохранение приобретенного опыта с последующей передачей его следующему поколению.

Этапы социализации по А.В. Петровскому

С точки зрения субъект-объектных общественных отношений Петровским А.В. выделялись следующие этапы социализации:

  • Адаптация. Период адаптации приходится на период детства. В этот период человек выступает объектом отношений, подвергающимся действию таких агентов социализации как семья, школа, сверстники и т.д. В этот период человек активно обучается, формирует свою личность.
  • Индивидуализация. На данном этапе человек выступает субъектом общественных отношений. Ведущей деятельностью становится не усвоение социальных норм, а их воспроизведение, что позволяет человеку проявить свою личность, индивидуализироваться, отличиться от других людей.
  • Интеграция. На данном этапе человек выступает одновременно и как объект, и как субъект общественных отношений. Данный этап характеризуется достижением оптимального положения человека в обществе, позволяющего ему самореализоваться и гармонично существовать в обществе.

Этапы социализации по Колбергу

Собственную периодизацию социализации предложил Колберг. Особенностью его периодизации является отсутствие связи с возрастом и связь с формированием тех или иных когнитивных навыков. Им были выделены следующие этапы:

Таким образом, в зависимости от приобретения тех или иных навыков, некоторые люди могут завершить процесс социализации, пройдя все этапы в молодости, а некоторые не завершают процесс социализации на протяжении всей жизни.

Самым влиятельным фактором социализации является семья: социальное положение, род занятий, уровень образованности, материальный уровень родителей, состав семьи, стиль взаимоотношений в значительной мере являются определяющими. Так, успеваемость детей, чьи родители имеют; высшее образование, в три раза выше, чем у других детей. Установлены следующие механизмы семейной социализации:

2. идентификация — отождествление юношеского поведения с родительским на основе подражания;

3. понимание — родители формируют самосознание, коммуникативные качества и черты характера, опираясь на систему потребностей своих детей, на их психологические особенности;

5. психологическое противодействие (выходящее за рамки возрастного негативизма) — опекаемый юноша может выработать мощную тягу к самостоятельности, воспитывавшийся в жестких дисциплинарных рамках может стать непокорным бунтарем. Таким образом, конкретные психологические особенности родительской семьи оказывают как непосредственное, так и опосредованное влияние на личностное развитие юношей. Но особенно важными в этом процессе становятся эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.

Однако следует помнить, что пик родительского влияния приходится на первые годы жизни. При всей важности семьи как средства социализации юность — период автономизации от родителей. Автономизация может быть как полной так и парциальной. Кроме того, различают следующие виды автономизации:

— эмоциональная(проявляется как ослабление эмоционального контакта с родителями);

— поведенческая(культивируются собственные манеры и правила поведения);

— нормативная(устанавливается собственная, отличная от родительской система ценностей и правил взаимоотношений).

Наибольшая автономия от родителей устанавливается в сфере досуга, развлечений, потребительских ориентации.

В целом степень идентификации с родителями в юности меньше, чем в детстве. И родители, и дети часто неверно представляют себе самооценки и оценки друг друга. Как правило, каждая сторона ожидает от другой завышенных требований, и следовательно, более низкой внешней оценки собственных действий. Со стороны сверстников юноши рассчитывают получить подтверждение своих достоинств. Значимость родителей и сверстников принципиально неодинакова в разных сферах деятельности.

Юношеская дружба функционально моделируется от проведения времени до исполнения психотерапевтической функции. И в этом ее главная особенность — она носит исповедальный характер. Для юношей типична идеализация друзей и самой дружбы. Психологическая близость с друзьями в юности максимальна, от их оценок юноша ждет максимального сходства с его самооценкой (ачаще — превышения). Заметим, что от родителей и одноклассников ждут критических оценок. Это означает, что юношеская дружба призвана выполнять функцию поддержания самоуважения. В дружбе сохраняются и ее подростковые функции. Она остается каналом информации, специфическим видом деятельности и видом эмоциональных контактов. Юношеская дружба уникальна еще и потому, что, как первая самостоятельно выбранная привязанность, часто включает любовь. Велика и почти ненасыщаема юношеская потребность в любви. Порой, в ученическом классе она приобретает характер эпидемии — все влюбляются в одного. Психология юношеской группы тесно связана с личностными особенностями ее членов. Значимы половозрастные различия проявления юношеской любви. Так, потребность в интимной дружбе у девочек возникает примерно на два года раньше, девичьи критерии дружбы тоньше, девочки имеют меньше друзей своего пола и возраста, они ориентированы на более взрослых. Дуализм любви и секса проявляется резче у мальчиков. С одной стороны, юношеская мечта любви и образ идеальной возлюбленной предельно десексуализированы, с другой — они находятся во власти сильного диффузного эротизма. Для мальчиков характерна фаза так называемой гиперсеку-альности (начинается в подростничестве и длится еще два-три года после завершения пубертата). Этот период характеризуется повышенной половой возбудимостью и ростом эротических интересов.

Женская сексуальность отличается психологически: соотношение чувственности и нежности иное. Вначале появляется потребность в психологической близости, а на ее основе — эротические чувства. Возможно социальное объяснение этих различий: в большинстве европейских культур проявление сексуальности у мужчин поощрялось, женщине же отводилась пассивная роль.

Краткое содержание и выводы

■ Подростковый возраст — остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной

стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, ?олее разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми, взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как к члену социума. Все стороны развития в подростничестве подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки.

■ Подростковый возраст признан одним из самых трудных детских возрастов, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности.

В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.

■ У подростков ярко выражена неустойчивость нервной системы, которая не всегда способна выдержать сильные или длительные раздражители, что вызывает состояние крайнего возбуждения или торможения, ведет к вспыльчивости, апатии и т. п. Изменяется характер отношений со старшими: в них подросток ориентирован на мораль равенства. Довольно часто в этом возрасте происходит временная психологическая автономизация подростка от родителей и педагогов, их влияние на подростка снижается, при усилении влияния сверстников. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где к нему относятся с уважением.

■ Таким образом, к числу типичных особенностей подросткового возраста могут быть отнесены: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.

■ Юность — промежуточный этап развития человека между детств'ом и взрослостью. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, формирования мировоззрения, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь.

Читайте также: