Сообщение языковой портрет ученика нашей школы

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Языковой портрет ученика нашей школы Авторы: Мрясова Алена и Какарова Елена у.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Языковой портрет ученика нашей школы Авторы: Мрясова Алена и Какарова Елена у.

Актуальность: в 21 веке остро встал вопрос воспитания подрастающего поколени.

Актуальность: в 21 веке остро встал вопрос воспитания подрастающего поколения страны. Прежде всего, это обусловлено тем, что современная молодежь характеризуется низким уровнем гражданской ответственности, снижением интереса к историческому прошлому своей страны. Все эти факторы породили негативные изменения в русском языке.

«Общая деградация нас как нации сказалась на языке, прежде всего… Важнейший с.

Цель работы – показать сущность подросткового сленга как социального и языков.

Цель работы – показать сущность подросткового сленга как социального и языкового явления; исследовать сленг в нашей школе. Задачи: 1. Исследовать литературу по данной теме. 2. Выявить источники и причины возникновения молодёжного сленга. 3. Разобраться в происхождении и способе образования сленговых слов через их классификацию. 4. Выявить сленговые слова в чувашской речи и определить их место в речевой культуре подростков. 5.Провести анкетирование среди обучающихся нашей школы

Новизна избранной темы очевидна и определяется тем, что необходимо собрать ме.

Новизна избранной темы очевидна и определяется тем, что необходимо собрать местный материал о жаргонизмах в русской и чувашской речи обучающихся школы. В контексте этого пласта лексики данный материал не изучен. Практическая значимость работы: Данная работа может быть полезна в качестве источника примеров к урокам русского и родного языка, на факультативных занятиях и при проведении внеклассных мероприятий и классных тематических часов о культуре речи современного человека.

Сленг Сленг – слова, живущие в современном языке полноценной жизнью, но счит.

Сленг Сленг – слова, живущие в современном языке полноценной жизнью, но считающиеся нежелательными к употреблению в литературном языке. Разновидности молодежного сленга: Эмоциональные слова и выражения Слова и выражения с эмоциональным значением Слова с эмоциональным компонентом значения Эмоциональные речения

История развития молодежного сленга. 20-е годы. Первая волна связана с появле.

Компьютерный сленг Образование компьютерного сленга 1. Прямая транслитерация.

Анкета 1.Сколько книг прочитали за 2016-2017 учебный год? 2.Для чего вы их у.

Анкета 1.Сколько книг прочитали за 2016-2017 учебный год? 2.Для чего вы их употребляете в своей речи? А) модно, современно Б) для связи слов В) делают речь понятнее Г) что-то другое 3.Могли ли вы обойтись без них? А) да Б) нет В) не думал об этом 4.Стараетесь ли вы обойтись без них? А) да Б) нет В) не думал об этом 5.Как вы считаете, нужны ли жаргонизмы в речи? А) да Б) нет В) не думал об этом 6. В каком кругу вы используете жаргонную лексику? А) в кругу друзей Б) с родителями В) с учителями Г) что-то другое (пояснить) 7. Источники пополнения речи жаргонизмами А) ТВ Б) Интернет В) Газеты, журналы Г) Сверстники




Распространённые жаргонизмы в русской речи учащихся нашей школы: 1) существит.

Распространённые жаргонизмы в русской речи учащихся нашей школы: 1) существительные: лох, дискач, домашка, прикол, комп, литра, облом, чмо, тормоз, бабки, базар, телик, хата, хавчик, халява, училка, шпора, капец; 2) глаголы: отвали, гонишь, хавать, влипнуть,задолбал, обломать, лыбиться, обалдеть, пантоваться, прикинь, отвянь; 3) наречия: ништяк, клёво, потрясно, офигенно, лафа, сто пудово, отстойно, стремно, слабо, нереально, отстойно; 4) устойчивые словосочетания и выражения: базара нет; я не в курсах; ё-моё; все пучком; я чё, лысый; флаг в руки; крыша поехала; не в кайф; ни фига себе; фильтруй базар; ну блин – даёшь; сто пудов.

Тематические группы русских жаргонизмов Наименование по родству Сеструха, бра.

Тематические группы русских жаргонизмов Наименование по родству Сеструха, братан, предки,маман, пахан, кореш Наименование по профессии Училка, классуха, водила, мент, историк, математичка Бытовая техника Телик,мобила,видик, комп,сидишка Обозначение людей по личным качествам Лох, стукач, овца, лось, олень, редиска, чмо, шестерка, жмот, кобыла, крыса Состояние, оценка Потрясно, клёво, угарно,вкайф, крутизна, супер-пупер, лафа, лажа,ништяк,офигенно Деньги Лимон,лям, косарь, штука,чирик


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ УЧАЩИХСЯ 8 – А КЛАССА


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Я решила прислушаться, как говорят современные дети. Но сначала попробую описать сегодняшнего школьника. Это молодой человек с неизменным телефоном в руках, который имеет отрывочные научные знания, мало читает, часто смотрит те телевизионные передачи, которые так возмущают родителей, и, кроме того, активный пользователь Интернета. Современные школьники хотят выделиться из толпы, оригинальнее себя преподнести. Это касается не только стиля в одежде, в языке, но и в речевом этикете.

Так что же собой представляет речь современного школьника? На этот вопрос не так-то просто ответить.

Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, я решила понаблюдать за речью своих одноклассников, узнать, из какой лексики состоит их речь, читают ли книги мои одноклассники.

Отсюда и гипотеза, которую я выдвинула. Предположим, что языковой портрет школьника, в частности восьмиклассника, в большей степени состоит из жаргонной лексики и молодежного сленга, которые разрушают речевую культуру современного подростка.

Вид работы: практическое исследование.

Объект исследования: коллективный речевой портрет формирующейся языковой личности школьника 13-14 лет, отражающий особенности его речи, речевого поведения.

Цель работы: изучить речевую культуру учащихся 8 "А" класса нашей школы и составить языковой портрет школьника - восьмиклассника.

Исходя из поставленной цели, я определила следующие задачи:

1. Определить степень влияния различных факторов на речь школьников.

2. Найти положительные и отрицательные стороны в "языковом" портрете учащихся.

3. Установить причины употребления жаргонных слов и выражений.

4. Выяснить, как Интернет влияет на языковую культуру школьника.

5. Выявить, что предпринять, чтобы повысить речевую культуру.

МЕТОДЫ:

1. Анкетирование учащихся 8 "А" школы №105 и их родителей.

2. Анализ, обработка, обобщение языкового фактического материала.

3. Изучение научной литературы по данной проблеме.

ПЛАН РАБОТЫ:

1. Изучить литературу по проблеме молодежного жаргона.

2. Анкетировать учащихся класса.

3. Анкетировать родителей с целью выявления отношения к жаргонной лексике детей, чтению литературы.

4. Посещение городской библиотеки с целью выявления активной категории читателей и наиболее популярной литературы среди подростков.

5. Составление языкового портрета школьника.

Основная часть

Мною было проведено анкетирование учащихся 8 – А класса. В анкетировании участвовало 20 человек.

Цель данного анкетирования:

1) Выяснить, каково значение книги в жизни современного подростка.

2) Какие конкуренты существуют сегодня у книги.

3) Как относятся к жаргонным и нецензурным словам мои сверстники.

4) Как они относятся к употреблению в речи жаргонной лексики.

5) Откуда узнают жаргонные слова.

6) Употребляют ли они нецензурные слова.

Вопросы анкеты:

1) Значение книги в жизни современного подростка?

2) Какие конкуренты сегодня у книги?

3) Как относятся к жаргонным и нецензурным словам мои сверстники?

4) Как вы относитесь к употреблению жаргонной лексики?

5) Почему употребляете жаргонные слова?

6) Откуда узнаете жаргонные слова?

7) Употребляете ли вы нецензурные слова?

8) Какой источник информации вы предпочитаете?

9) Любите ли вы читать?

10) Сколько времени в день вы читаете?

11) Назовите любимого писателя, поэта, произведение.

12 Что для вас интереснее: просмотр телевизора, компьютерные игры, чтение книг?

13) По вашему мнению, книга - хороший подарок?

14) Количество книг, прочитанных в 2017 году?

15) Какие передачи вы любите смотреть по телевидению?

Я проанализировала данные анкеты, обработала их и обобщила. Получилась не очень радостная картина.

1) Значение книги в жизни современного подростка?

а) никакого - 2 (10%)

б) небольшую - 5 (25%)

в) для кого как - 4 (20%)

г) большое значение, книга нужна для получения информации; помогает учиться на ошибках героев; но не всегда хочется читать - 9 (45%)

2) Какие конкуренты сегодня у книги?

Интернет, телевидение, электронная книга - 20 (100%)

3) Как относятся к жаргонным и нецензурным словам мои сверстники?

Нормально - 20 (100%)

4) Как вы относитесь к употреблению жаргонной лексики?

Нормально - 20 (100%)

5)Почему употребляете жаргонные слова?

а) употребляем каждый день, привыкли - 4 (20%)

б) для упрощения речи - 1 (5%)

в) когда выводят из себя - 2 (10%)

г) для того, чтобы казаться круче - 1 (5%)

6) Откуда узнаете жаргонные слова?

От друзей, из Интернета - 20 (100%)

7) Употребляете ли вы нецензурные слова?

а) иногда - 17 (85%)

в) когда выводят из себя - 1 (5%)

8) Какой источник информации вы предпочитаете?

а) Интернет - 18 (90%)

б) телевидение - 14 (70%)

9) Любите ли вы читать?

б) не очень - 10 (50%)

10) Сколько времени в день вы читаете?

а) нисколько - 2 (10%)

в) 15-30 минут - 3 (15%)

г) 2-3 часа - 3 (15%)

д) 3-4 часа - 5 (25%)

11) Назовите любимого писателя, поэта, произведение.

а) Нет любимых - 5 (25%)

б) В числе любимых писателей - Пушкин, Гоголь, Толстой.

в) Любимые произведения: ''Капитанская дочка'', ''Сказки'', ''Я помню чудное мгновение'' – Пушкина, ''Ревизор'' - Гоголя; ''Робинзон Крузо'' - Дефо; ''Тихий Дон'' - Шолохова; произведения Дюма; ''Волшебники изумрудного города''.

12 Что для вас интереснее: просмотр телевизора, компьютерные игры, чтение книг?

а) телевизор - 3 (15%)

б) чтение книг - 5 (25%)

в) компьютерные игры - 10 (50%)

13) По вашему мнению, книга - хороший подарок?

14) Количество книг, прочитанных в 2017 году?

15) Какие передачи вы любите смотреть по телевидению?

Сериалы, "Давай поженимся", мультфильмы, биатлон, "Пусть говорят", "Орёл и Решка", "КВН", "Comedy club", "Универ", "Интерны", "Битва экстрасенсов", "Поле чудес".

(Графически данные анкеты представлены в приложении)

Вывод: жаргонные и нецензурные слова активно используются в речи одноклассников, что разрушает культуру речи.

Книга занимает не последнее место в повседневной жизни школьников; 65% одноклассников не любят читать; 35% предпочитают книгу как источник информации; только___25%____читают в свободное время; лишь 20% считают книгу хорошим подарком. 75% одноклассников уделяют чтению книг от 1 до 3 часов в день; у 75% есть любимые авторы; 65% прочитали от 3 до 35 книг в этом году. Наше поколение не любит читать. Гораздо проще вынуть информацию из Интернета, чем искать нужное в книге. Если школьники читают, то есть надежда, что их речь может стать лучше. В прошлых веках в дворянских семьях вечерние семейные чтения вслух были незыблемой традицией, наверное, поэтому и выросла огромная плеяда людей, прогрессивных, думающих, вошедших в историю! А сейчас семейные чтения далеко-далеко в прошлом. Поневоле задумаешься.

Проанализировав отношение одноклассников к книге и к жаргонной лексике, я попросила родителей учащихся 8 – А класса ответить на вопросы анкеты.

В анкетировании приняло участие 10 родителей.

Вопросы анкеты для родителей:

1) Считаете ли Вы свою семью читающей?

2) Читаете ли Вы сейчас? Что именно читаете?

3) По вашему мнению, Интернет влияет на речевую культуру вашего ребенка?

4) Ваше отношение к жаргонной лексике, употребляемой в речи детей?

5) Ваши предложения по привлечению детей к чтению?

6) Оценка по пятибалльной шкале уровня речевой культуры детей?

Вот такие данные у меня получились после обработки анкеты для родителей.

1) Считаете ли вы свою семью читающей?

б) немного - 2 (20%)

2) Читаете ли вы сейчас?

3) Как Интернет влияет на речевую культуру вашего ребёнка?

а) нормально (без изменений) - 4 (40%)

в) в лучшую сторону - 3 (30%)

4) Ваше отношение к жаргонной лексике?

б) нормальное - 5 (50%)

5) Ваши предложения по привлечению детей к чтению?

а) нет предложений - 4 (40%)

б) ставить дополнительные оценки - 1 (10%)

в) сократить время на Интернет и (или) телевизор - 3 (30%)

г) внеклассное чтение - 1 (10%)

д) интересная литература - 1 (10%)

Вывод:родители учащихся ещё читают книги (60%), но вся семья нет (50%); в основном родители относятся к жаргонной лексике нейтрально (50%); мы прочитали много предложений для привлечения детей к чтению, например:

1) Дополнительные оценки(10%)

2)Внеклассное чтение (10%)

3) Интересная литература (10%)

4) Сократить время на Интернет и (или) телевизор (30%).

Также мы попросили родителей оценить речевую культуру их ребёнка, и мы выяснили, что в основном родители учащихся оценили их речевую культуру от 3 баллов до 5 (по пятибалльной шкале).

6) Уровень речевой культуры вашего ребенка?

(Графически данные анкеты представлены в приложении)

Следующий этап моего исследования – посещение городской библиотеки.

Цель: выяснить, читают или не читают мои одноклассники, если читают, то какую литературу предпочитают.

Мониторинг посещение городской библиотеки учащимися 8 ”А" класса.

Заключение

Речевой портрет учащихся 8 "А" класса:

35% употребляют жаргоны; 100% относятся ''нормально'' к использованию жаргонных слов; 95% употребляют нецензурные слова; 15% не любят читать; 80% не считают книгу хорошим подарком.

Гипотеза подтвердилась: речевой портрет школьника в большей степени состоит из жаргонной лексики и молодежного сленга, которые разрушают речевую культуру современного подростка.

Наукой доказано, что человек, активно и серьезно читающий, является более успешным и конкурентоспособным. Медики утверждают, что для нормального функционирования человеческого мозга каждый человек должен прочитывать 20-25 страниц художественного текста. Читающий человек - думающий человек, вооруженный знаниями, способный разрешать конфликты. Д. Дидро был убеждён в том, что ''люди перестают мыслить, когда перестают читать''. "Общая деградация нас как нации сказалась на языке, прежде всего. Если бесстыдство быта переходит в язык, то бесстыдство языка создаёт ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело. Важнейший способ узнать человека - прислушаться к тому, как он говорит. Язык человека - это его мировоззрение и его поведение, как говорит, так, следовательно, и думает. ", считал Д. С. Лихачёв.

Список использованной литературы

Никитина Т. Г. Так говорит молодежь: словарь молодежного сленга.- М.: ФПб, 1998 г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последние годы активно обновляется лексика языка, его фразеология, появилось много заимствованных слов. Русский язык засоряется разнообразными сленговыми выражениями, просторечными словами, табуированной лексикой. Школьники – это возрастная группа, которая наиболее открыта изменениям. Их речь содержит большое количество собственно подростковых слов.

Языковой портрет современного школьника

Научный руководитель – учитель русского языка и литературы Королькова Светлана Дмитриевна

Актуальность

  • Я считаю, что в последние годы активно обновляется лексика языка, его фразеология, появилось много заимствованных слов. Русский язык засоряется разнообразными сленговыми выражениями, просторечными словами, табуированной лексикой. Школьники – это возрастная группа, которая наиболее открыта изменениям. Их речь содержит большое количество собственно подростковых слов.

Составить языковой портрет современного школьника на примере нашей школы. Определить, какое место занимает необщеупотребительная лексика в речи учащихся.

Определить понятия "жаргон" и "сленг".

Проанализировать речь современных школьников

Теоретическая часть

Общая характеристика сленга.

Жаргонизмы употребляет большая часть населения. Особенно широко используется жаргонизмы в речи молодёжи.

Факторы, влияющие на формирование молодежного сленга.

Факторы, влияющие на формирование молодежного сленга.

  • Молодёжный сленг — социальный диалект людей в возрасте 13 — 30 лет, возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе, и отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской

Причины возникновения

  • Развитие сотовой телефонной связи, компьютерных технологий. Интернет, его широкие возможности, быстро развивающиеся компьютерные технологии всегда привлекали молодых людей. В связи с этим появляется много новых жаргонизмов.
  • 2. Современная музыкальная культура. Одно из увлечений школьников – музыка. Она является частью их жизни. Жаргонизмы, относящиеся к сфере музыки, содержат названия различных музыкальных стилей.
  • 3. Хобби и увлечения молодых людей. Во все времена среди школьников популярным остаётся футбол, и в связи с этим тоже не обойтись без жаргонных слов

Для чего современный ученик употребляет сленг?

  • Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной.

2. Сленг служит опознавательным знаком того, что этот человек принадлежит к данной социальной среде.

Практическая часть Для решения поставленных задач мною было проведено анкетирование учащихся 7 –ого класса. Целью проведения анкетирования послужило следующее: определить круг наиболее часто употребляемых слов молодёжного сленга; определить мотивы употребления; определить отношения учащихся к молодёжному лексикону и выявить наличие или отсутствие стремления обойтись без него. Для этого в анкету были включены следующие вопросы: 1) Какие сленговые выражения вы чаще всего употребляете в речи? 2) Для чего употребляют учащиеся в своей речи сленг? 3) Можно ли обойтись без сленга?

Практическая часть

Для решения поставленных задач мною было проведено анкетирование учащихся 7 –ого класса.

Целью проведения анкетирования послужило следующее:

определить круг наиболее часто употребляемых слов молодёжного сленга;

определить мотивы употребления;

определить отношения учащихся к молодёжному лексикону и выявить наличие или отсутствие стремления обойтись без него.

Для этого в анкету были включены следующие вопросы:

1) Какие сленговые выражения вы чаще всего употребляете в речи?

2) Для чего употребляют учащиеся в своей речи сленг?

3) Можно ли обойтись без сленга?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа "Речевой портрет старшеклассника".

Речевой портрет старшеклассника

учащаяся 11 класса

Павлова Лидия

Руководитель:

Салимгареева Лейсан Ахнафовна

учитель русского языка и литературы

Культура речи - духовный мир человека 5

Нормы современного русского литературного языка 6

Изменения в речевой сфере подростка 9

Речь подростков и нравственность 11

Об иноязычных заимствованиях 13

О жаргонизмах 14

Приложение 1 22

Приложение 2 22

Приложение 3 23

Приложение 4 23

Язык не выбирают, и нет нашей заслуги в том, что русский язык действительно великий, могучий и свободный. Это наша гордость, это наша слава. И наша обязанность – с ответственностью относиться к родному языку.

Так что же делать? Как быть с собственным речевым портретом? Нет другого пути, кроме как бережно выращивать его, избегая примитивизма, избавляясь от слов-сорняков, ошибок и речевой небрежности, обогащая собственный арсенал выразительности.

Предметом нашего исследования является языковая личность школьника-старшеклассника.

Объект нашего исследования – речевой портрет формирующейся языковой личности школьника 14-17 лет, отражающий его речь, речевое поведение.

Цели и задачи исследования

Данная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

рассмотреть основные аспекты изучения подростковой речи

выявить характерные черты речи подростков

определить степень влияния различных факторов на речь школьников

описать основные этапы формирования языковой личности школьника

сформулировать правила хорошей речи

Культура речи - духовный мир человека.

“Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения“

Антуан де Сент Экзюпери

Человек должен быть культурным во всех отношениях. Ему необходимо стремиться к овладению духовными богатствами, в том числе – к правильному использованию фонда национального языка. Что понимать под культурой речи? Какую речь можно считать культурной? Какие требования предъявляют к хорошей речи? Какие признаки её характеризуют?

Учёные выделили 10 основных признаков культурной речи.

Правильность речи – это её соответствие принятым в определённую эпоху литературно-языковым нормам.

Точность речи – это её соответствие мыслям пишущего или говорящего.

Ясность речи – это её доступность пониманию слушающего или читающего.

Логическая речь – это её соответствие законам логики.

Небрежность языка обуславливается нечёткостью мышления.

Простота речи – это её естественность, отсутствие вычурности слога.

Богатство речи – это разнообразие используемых языковых средств.

Сжатость речи – это отсутствие лишних слов, повторов.

Чистота речи – это отсутствие в ней диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных слов, а также слов иноязычного происхождения, если в их использовании нет никакой надобности.

Живность речи – это её выразительность, образность, эмоциональность.

Благозвучие речи – это её соответствие требованиям приятного для слуха звучания, т.е. подбор слов с учётом их звуковой стороны.

О, бедный мой язык родной,

О, прелесть русской речи чистой!

Кто не глумится над тобой –

шпана, чиновники, лингвисты…

Кто бедолагу не ломал,

Не выворачивал, не мучил:

«ОблЕгчиь, нАчать, взАд, принЯл,

Ну, ладно б жулик или вор,

Иль алкаши и наркоманы,

Но педагог, но прокурор,

Но дикторы с телеэкрана!

Рабочий и интеллигент

Родную речь, как шавку лупят:

«ОсУжденный и инциНдент

Ну, ладно б только бюрократ –

Кувшинное тупое рыло.

Но журналист, но депутат

Язык недавно исказили.

От сердца я хочу воззвать

Ко всем, кто сын России верный:

Пора не нАчать, а начАть

Язык наш очищать от скверны.

Друзья, следите за собой,

Когда по-русски говорите.

Ведь это наш язык родной –

Его для внуков сохраните!

Нормы современного русского литературного языка

Язык, которым говорит народ и в котором

есть звуки для выражения всего,

что только может сказать поэт, мне мил.

…Захоти сказать лишнее, напыщенное,

болезненное – язык не позволит.

Норма – это образец, которому надо следовать.

Изучая родной язык, мы знакомимся с разными нормами: орфоэпическими, орфографическими, пунктуационными, грамматическими, лексическими, а также нормами построения текста.

Орфоэпические нормы устанавливают правила словесного ударения и правильного произношения звуков в словах.

Орфографические нормы регулируют правильное написание слов, а пунктуационные нормы – правила постановки знаков препинания.

Грамматические нормы – это правила образования форм слова. Словосочетаний и предложений.

Лексические нормы регулируют правильное употребление слов в речи в соответствии с их лексическим значением и стилистическими признаками.

Нормы построения текста – это требования к содержанию, логической последовательности и речевому оформлению устного и письменного текста.(см. прил. №1)

Опираясь на эту информацию, мы провели исследование в 10-11 классах нашей школы. В эксперименте участвовало 19 человек, нужно было выявить количество нарушений грамматических, синтаксических, орфоэпических норм. Нарушили

орфоэпические нормы-5 человек

грамматические нормы-2 человека

Также я проверила свои знания орфоэпических норм.

Результат оказался не столь плачевным. Из 245 слов я допустила 42 ошибки. Это довольно-таки неплохо.

Хотелось бы порекомендовать для запоминания правильного ударения в словах следующие стихи:

Не влезаешь в шорты?

В бухгалтерии аврал:

Чтобы вдруг не вышел спор,

Весь мир велик, огромен,

Но каждый в нём фенОмен.

Модный с головы до ног,

Знать, листает каталОг.

Холостяк свои носки

Изменения в речевой сфере подростка

Обращаться с языком кое-как – значит

мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно“

В подростковом возрасте развитие речи идет, с одной стороны, за счет расширения богатства словаря, с другой - за счет усвоения множества значений, которые способен закодировать словарь родного языка.

Подросток подходит к открытию того, что язык, будучи знаковой системой, позволяет, во-первых, отражать окружающую действительность и, во-вторых, фиксировать определённый взгляд на мир. Именно в отрочестве человек начинает понимать, что развитие речи определяет познавательное развитие.

Подростку впервые открывается во всей полноте символическая сторона речи, недоступная ему в дошкольном и младшем школьном возрасте. Он становится способен не только к пониманию символически изложенных текстов, но и к созданию собственных сложных символов. Подростка интересуют правила употребления таких форм и оборотов речи, которые наиболее затрудняют письменную и устную речь – как правильно писать?, как лучше сказать? Реально в письменной и устной речи большинство подростков испытывает явные затруднения.

Речь подростка в значительной мере строится на основе языковых норм данной возрастной группы. Эта мысль подтверждает с особой прозрачностью характер общения неформальных подростковых и молодёжных групп. В таких объединениях подростки пользуются сленгом. Сленг в подростковых объединениях – это языковая символическая игра,

В подростковом возрасте слово зачастую ещё не несёт на себе обязательства точного соответствия смыслу и действию молодых людей. Отсюда вытекает многословность подростков, особенно при попытке описания своих состояний или потребностей. Подросткам ещё трудно отслеживать точные соответствия значений произносимым словам и нести полную ответственность за произнесенные слова.

На основе наблюдений мною были выявлены характерные черты речи подростков, которые определяются психологическими особенностями подросткового возраста, такими как повышенная эмоциональность, развивающееся чувство взрослости, стремление к освобождению от зависимости взрослых, стремление к самоутверждению в среде сверстников. С одной стороны это позитивные изменения:

соблюдение языковых норм

обогащение речи выразительными средствами языка

владение голосом и интонацией

богатство словарного состава

А с другой стороны, негативные:

стремление к свободе речевого поведения, не регламентированного взрослыми

использование специфической лексики, включающей сленг, жаргон, частично арго

активное употребление невербальных средств общения ( мимики и жестов, заменяющих нецензурные слова и выражения)

Речь подростков и нравственность

И мы сохраним тебя, русская речь. Великое русское слово“

Все беды русского языка отражаются прежде всего на подростках. Многие из них никогда не задумывались над тем, как прекрасен родной язык. Лексикон их крайне беден, а вот сквернословят они на каждом шагу.

Спросите кого хотите, откуда взялась нецензурная брань? Большинство людей с уверенностью ответит, что его занесли на нашу землю татаро-монгольские орды. Это мнение широко распространено в народе, хотя и ошибочно. Ученые убедительно доказывали, что сквернословие русским людям никто не навязывал, но их усилия всегда разбивались о стереотип: все пакостное нам принесли извне.

Сквернословие — язык-оборотень; как обезьяна, он прыгает с ветки на ветку социальной иерархии, каждый раз оказываясь в новой роли: то пугает, то смешит. Нет такой меры, которая бы могла объединить матерные величины в одном центре.

Подростки, как правило, употребляют жаргон в основном для выхода эмоций или в анекдотах. Он исчерпывает себя, т.к. перестает удовлетворять культурные потребности ребенка.
Издревле считали, что мат-это не оскорбление , а защита. Поэтому подростки так сильно ругаются матом. Для них мир еще слишком враждебен, и они, как могут, пытаются от него защититься, а лучший способ защиты, как известно - нападение. За изощренной бранью подростки пытаются скрыть свои слабости и казаться сильнее, жёстче и неприступнее. С точки зрения психологии, агрессия является необходимым звеном духовной эволюции, поэтому прохождение данного этапа развития является хорошим знаком того, что ребенок развивается нормально. Детям, не выплеснувшим подростковую агрессию и не прошедшим данный этап развития, это грозит проблемами в будущем. Из таких детей вырастают тираны и диктаторы. Так что будет гораздо лучше, если ребенок наругается и выплеснет агрессию в этом возрасте, тогда он будет расти и развиваться дальше, узнавая, что можно, а что нельзя, и мат постепенно изживет себя.

Употребление ненормативной лексики зависит также от успеваемости учащихся: чем лучше занимается ученик, тем меньше он употребляет бранных слов.(см. прил.№3)

Об иноязычных заимствованиях

И.С. Тургенев

Озабоченность вызывает и проникновение в нашу речь неоправданно большого количества иностранных слов и выражений.

А вот во Франции закон запрещает употребление иностранных слов и выражений в СМИ, если их можно заменить соответствующими французскими словами. За нарушение взимают штраф. Русские же слова как будто затерялись среди англо-американских терминов, слов и словечек. Возникает справедливый вопрос: доколе? Корифеи русского языка взывают к нам из глубины веков.

Русская речь подается в несвойственной ей манере. Иноязычные интонации, воровская поспешность в произношении фраз противопоказаны природной степенности русской речи. Искажается свойственный русской речи темпоритм. Очень часто уже не говорят, а тараторят. Это далеко не безвредно, ибо мелодика составляет существенную часть любой национальной речи. Чужезвучание обедняет и повреждает живую речь. Чужие слова в неупорядоченной и неограниченной массе возбуждают агрессивность, затемняют смысл и, главное и самое опасное, – прививают иную ментальность, чужеродный взгляд на мир. Тут недалеко до зомбирования, лингвокодирования, антиязыковой диверсии. А, значит, воспитание словом непременно перерастает в историческое, нравственное, духовное воспитание деятельного и образованного гражданина Отечества. Среда влияет на язык, приводит к его спаду, снижению, но и язык высокий, нравственный может и должен, в свою очередь, влиять на формирование и улучшение среды, духовное ее наполнение и преображение.

Следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов.“

Страдает русский язык и от жаргонизмов. Эти слова не менее вредоносны: разборка, тусовка, совок, ломка, оттянуться, ловить кайф, сидеть на игле, крыша поехала – вряд ли они украшают газеты, радиопередачи и нашу повседневную речь. Детская, подростковая периодика тоже пестрит жаргонизмами. Конечно, это не от хорошей жизни.

Интернет-жаргон - это новая разновидность социального диалекта, появившаяся в российской языковой ситуации на рубеже двух последних веков в результате мощной компьютеризации. Он имеет все признаки

С одной стороны, нарушение норм русского языка, особенно, словообразовательных, нарушение сознательное, осознанное и бессознательное. Но такова природа любого жаргона, хотим мы того или не хотим. С другой стороны, намеренное искажение словообразования, нарушение других норм не несет нам разрушения языковых устоев.

В связи с этим одно из моих исследований было направленно на выявление уровня жаргонизации речи учащихся нашей школы. Опрошено было 43 ученика. Нам необходимо было выяснить, какие жаргонизмы употребляют в своей речи современные старшеклассники и какова реакция на их речь взрослых. Для этого мы провели анкетирование.

Читайте также: