Сообщение взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов

Обновлено: 05.07.2024

Взаимодействие анализаторов проявляется, прежде всего, в том, что поступление сигнала по одному каналу или изменение состояния отдельного анализатора под влиянием внешних факторов приводят к изменению характеристик других анализаторов.

Так, чувствительность зрительного анализатора может изменяться под влиянием целого ряда факторов. Многие запахи, вкус сладкого, удобное сидячее положение приводят к повышению чувствительности периферического зрения. Громкие звуки, вкус горького, стоячее положение, повышение атмосферного давления, облучение кожи различными лучами понижают чувствительность периферического зрения. Чувствительность центрального зрения изменяется под влиянием громких звуков. Имеются данные по изменению и других характеристик зрительного анализатора.

Взаимодействие анализаторов необходимо учитывать также при предъявлении человеку полимодальных сигналов, т.е. сигналов, адресованных различным анализаторам. Один из видов полимодальных сигналов - дублирование одного сигнала в разных модальностях, другими словами, одновременная посылка его разным анализаторам. В ряде случаев дублирование сигналов является средством повышения надежности передачи информации человеку, его особенно целесообразно применять при передаче сигналов о маловероятных событиях. Дублирование сигналов является также одним из способов увеличения объема кратковременной памяти человека,

Другим способом использования полимодальных сигналов является распределение поступающей к человеку информации между различными анализаторами. Поскольку большую часть информации оператор получает с помощью зрения, то распределение информации является одним из способов предотвращения перегрузки зрительного анализатора. Однако при этом нужно учитывать возможности каждого из анализаторов.

Слух имеет преимущества в приеме непрерывных сигналов, зрение - в приеме дискретных.

Время реакции на слух короче, чем на свет, однако самая короткая реакция на тактильный (кожный) раздражитель. Это свойство осязания можно использовать для подачи сигналов, требующих экстренных действий (например, сигналов опасности). Слуховой и зрительный анализаторы принимают информацию находясь на расстоянии от источника, а тактильный - при непосредственном воздействии (прикосновении). Распределение информации является основой для построения полисенсорных (полимодальных) информационных моделей.

Исследованиями установлено, что распределение информации является хорошим средством повышения эффективности ее приема. Это обусловлено двумя причинами: во-первых, за счет повышения общего функционального состояния анализаторов и активизации нервной системы, так как полимодальная система приема информации позволяет подавать (в сумме) сигналы большей интенсивности, чем мономодальная; во-вторых, вследствие повышения информационной пропускной способности человека, поскольку он во многих случаях способен одновременно (параллельно) перерабатывать информацию, поступающую к разным анализаторам. И хотя при этом пропускная способность каждого из анализаторов несколько снижается по сравнению с приемом мономодальных сигналов, общая пропускная способность всей анализаторной системы увеличивается. Так, при распределении информации одновременно между тремя анализаторами (зрение, слух, осязание) возможно почти двукратное увеличение пропускной способности по сравнению с мономодальным предъявлением.

И, наконец, еще одним из способов использования полимодальных сигналов является их переключение с одной модальности на другую. В отличие от предыдущего в данном случае различные анализаторные системы работают не параллельно, а последовательно. Данный способ может применяться для борьбы с развивающимся утомлением (зрительным или слуховым), возникающим в результате длительной или напряженной работы. При таком переключении показатели функций, активных в данной деятельности, понижаются, а неактивных, наоборот, повышаются. Переключение модальности сигналов следует производить при первых признаках утомления работающего анализатора.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Презентация урока «Органы чувств и анализаторы, их взаимодействие и взаимозам.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Презентация урока «Органы чувств и анализаторы, их взаимодействие и взаимозам.

Эпиграф: Психический акт не может явиться в сознании без внешнего чувственно.

Эпиграф: Психический акт не может явиться в сознании без внешнего чувственного возбуждения И.М. Сеченов

- Один говорит, двое глядят, двое слушают. - Два братца глядятся – Друг друга.

- Один говорит, двое глядят, двое слушают. - Два братца глядятся – Друг друга не видят. Рядом два колодца, а между ними – одна перегородка. Плосконька досочка: по краям обшивочка, а в серёдке – дырочка. Между двух светил я – один. Два брата живут рядом, а сойтись не могут.

Органы чувств и анализаторы, их взаимодействие и взаимозаменяемость

Органы чувств и анализаторы, их взаимодействие и взаимозаменяемость

Практическая работа Цель: показать необходимость взаимодействия анализаторов.

Практическая работа Цель: показать необходимость взаимодействия анализаторов для полной характеристики предмета. Объект исследования: предмет (карандаш, ластик и т.д.) Выполняется в паре: Лист наблюдения заполняется наблюдателем Испытуемый выполняет указания наблюдателя. Совместно делают выводы. Вопросы для формулирования вывода: Какие анализаторы участвовали в различении и узнавании предмета? С помощью какого анализатора вы получили большее представление о предмете? Лист наблюдения. в начало Действия испытуемогоНаблюдения Закройте глаза. Возьмите предмет из рук наблюдателя и опишите его. Не открывая глаз, задайте уточняющие вопросы об объекте исследования. Откройте глаза. Правильно ли вы определили предмет? Что вы еще можете о нем рассказать?

Известно, что… При простудных заболеваниях, когда нос заложен, еда кажется бе.

Известно, что… При простудных заболеваниях, когда нос заложен, еда кажется безвкусной, т.к… Воспалительные заболевания носоглотки могут вызвать воспаление среднего уха и привести к глухоте, т.к. … Сильные звуки могут вызвать нарушение слуха, а поэтому при взрывах рекомендуют закрывать уши и открывать рот, т.к. … Задание: закончите предложения и, на основе этих фактов, сделайте вывод.

Взаимодействие анализаторов

Полное вкусовое чувство возникает в результате сложного взаимодействия вкусо.

Полное вкусовое чувство возникает в результате сложного взаимодействия вкусовых, обонятельных, температурных, осязательных рецепторов, расположенных в слизистой оболочке ротовой полости, и соответствующих анализаторов, поэтому при насморке еда кажется безвкусной.

Полость среднего уха (барабанная полость) продолжается в слуховую трубу, кото.

Полость среднего уха (барабанная полость) продолжается в слуховую трубу, которая открывается в глотку, поэтому при воспалительных заболеваниях носоглотки, микроорганизмы могут попасть в полость среднего уха и вызвать его воспаление.

И совсем понятно, почему при сильных резких звуках и, тем более, взрывах, нео.

И совсем понятно, почему при сильных резких звуках и, тем более, взрывах, необходимо открывать рот, ведь при этом выравнивается давление в полости уха с атмосферным, и, тем самым, предотвращается повреждение барабанной перепонки.

Окружающий мир мы воспринимаем как целое, не выделяя какой-то один вид ощущен.

Окружающий мир мы воспринимаем как целое, не выделяя какой-то один вид ощущений. Формирующиеся у нас образы внешних предметов и явлений – это результат объединенной работы многих анализаторов. Взаимодействие отдельных ощущений происходит в коре головного мозга, куда сходится сигнализация от всех анализаторов.

Ощущение. Что это? Это психическое состояние, возникающее непосредственно пр.

Ощущение. Что это? Это психическое состояние, возникающее непосредственно при действии раздражителей на органы чувств, составляющая часть восприятия Взаимодействие ощущений – непременное условие полноценной трудовой деятельности. Например, когда токарь работает на станке, то у него действуют все анализаторы. Зрением он контролирует основные операции на станке, слухом – скорость вращения, осязанием – качество выточки детали, кожным и мышечным чувством – положение собственного тела у станка.

Восприятие. Что это? Это осознание состояния окружающей среды, возникающее бл.

Восприятие. Что это? Это осознание состояния окружающей среды, возникающее благодаря анализу ощущений, получаемых от органов чувств, сопоставлению их с имеющимися данными прошлого опыта и опознаванию предмета или явления. Восприятие представляет собой процесс формирования психического образа, основанный на анализе ощущений и интерпретации их в свете опыта. Богатство восприятия мира обеспечивается согласованной работой всех анализаторов.

Какой анализатор изображён на рисунках? 1 – объект, 2 - рецептор, 3 – провод.

Какой анализатор изображён на рисунках? 1 – объект, 2 - рецептор, 3 – проводящий путь, 4 – участок коры

Взаимозаменяемость анализаторов Если по какой-либо причине, один или нескольк.

Взаимозаменяемость анализаторов Если по какой-либо причине, один или несколько органов чувств (анализаторов) пропадает, то другой усиливается. Например, глухонемые люди лучше видят. А у людей, лишенных зрения и слуха, осязание — основной источник информации о внешнем мире. Глаза Руки Уши

при потере зрения обостряется слух, обоняние и осязание слепоглухонемые по з.

при потере зрения обостряется слух, обоняние и осязание слепоглухонемые по запаху определяют людей и даже названия газет, могут “слушать” музыку поверхностью тела, улавливая вибрацию воздуха это доказывает, что повреждение одного из органов чувств компенсируется за счет других, ТО ЕСТЬ

Восприятие окружающего мира обеспечивается согласованной работой всех анализа.

Восприятие окружающего мира обеспечивается согласованной работой всех анализаторов! Повреждение одной из частей анализатора приводит к невозможности различать раздражители! Повреждение одних органов чувств компенсируется за счёт усиления функций других анализаторов! Взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов (сенсорных систем) свидетельствует о неисчерпаемых и до конца неизученных возможностях организма.

Проверим свои знания Задание 1: в группе терминов зачеркните лишнее понятие.

Проверим свои знания Задание 1: в группе терминов зачеркните лишнее понятие, выделите ключевое и дайте ему определение. 1 вариант: 2 вариант: рецепторы вкус нервы обоняние зона коры полушарий выделение анализаторы осязание рефлекс ощущение

Задание 2 1. Какой орган чувств изображен на рисунке? 2. Назовите части этого.

Задание 2 1. Какой орган чувств изображен на рисунке? 2. Назовите части этого анализатора. 3. С какими анализаторами он связан? 4.При каких условиях наиболее чувствительны рецепторы данного органа чувств? 1 вариант 2 вариант

Оценим друг друга Задание 1. Правильно зачёркнуто лишнее понятие - 1балл. выд.

Кроссворд Придумайте вопросы к кроссворду н а к о в а л ь н я э н д о л и м.

Кроссворд Придумайте вопросы к кроссворду наковальня эндолимфа радужка улитка ресницы зрение осязание сетчатка роговица хрусталик

1. Повторить материал об анализаторах; 2. Творческое задание: к следующему ур.

Спасибо за внимание Учебник: авт. Н.И.Сонин, М.П.Сапин « Биология. Человек. 8.

Краткое описание документа:

Презентация по теме: " Органы чувств и анализаторы, их взаимодействие и взаимозаменяемость " содержит в себе информацию об органах чувств, загадки, практические работы, задания для учащихся 8 класса. Множественные красочные рисунки несут в себе большой объем информации о взаимодействиях органов чувств, что легко воспринимается детьми. Строение рганов чувств трудно усваивается детьми, поэтому наглядные, яркие рисунки помогают достичь желаемого результата. Проверка знаний дает возможность еще раз закрепить пройденный материал и понять насколько ребята усвоили данную тему.

Эпиграф:
Психический акт не может явиться в сознании
без внешнего чувственного возбуждения
И.М. Сеченов

- Один говорит, двое глядят, двое слушают.
- Два братца глядятся –
Друг друга не видят.
-
Рядом два колодца, а между ними – одна перегородка.
-
Плосконька досочка: по краям обшивочка,
а в серёдке – дырочка.
-
Между двух светил я – один.
-
Два брата живут рядом, а сойтись не могут.

4. Органы чувств и анализаторы, их взаимодействие и взаимозаменяемость

5. Практическая работа

в начало
Практическая работа
Лист наблюдения.
Цель: показать необходимость
взаимодействия анализаторов для
полной характеристики предмета.
Объект исследования: предмет
(карандаш, ластик и т.д.)
Выполняется в паре:
Лист наблюдения заполняется
наблюдателем
Испытуемый выполняет указания
наблюдателя.
Совместно делают выводы.
Вопросы для формулирования вывода:
Какие анализаторы участвовали в
различении и узнавании предмета?
С помощью какого анализатора вы
получили большее представление о
предмете?
Действия испытуемого
1)
2)
3)
Закройте глаза.
Возьмите
предмет из рук
наблюдателя и
опишите его.
Не открывая
глаз, задайте
уточняющие
вопросы об
объекте
исследования.
Откройте глаза.
Правильно ли вы
определили
предмет? Что вы
еще можете о
нем рассказать?
Наблюдения

6. Известно, что…

• При простудных заболеваниях, когда нос заложен, еда
кажется безвкусной, т.к…
• Воспалительные заболевания носоглотки могут вызвать
воспаление среднего уха и привести к глухоте, т.к. …
• Сильные звуки могут вызвать нарушение слуха, а поэтому
при взрывах рекомендуют закрывать уши и открывать
рот, т.к. …
Задание: закончите предложения и, на основе этих
фактов, сделайте вывод.

7. Взаимодействие анализаторов

Полное вкусовое чувство
возникает в результате
сложного взаимодействия
вкусовых, обонятельных,
температурных,
осязательных рецепторов,
расположенных в слизистой
оболочке ротовой полости, и
соответствующих
анализаторов, поэтому при
насморке еда кажется
безвкусной.

Полость среднего уха
(барабанная полость)
продолжается в
слуховую трубу, которая
открывается в глотку,
поэтому при
воспалительных
заболеваниях
носоглотки,
микроорганизмы могут
попасть в полость
среднего уха и вызвать
его воспаление.

И совсем понятно, почему при сильных резких звуках и, тем более,
взрывах, необходимо открывать рот, ведь при этом выравнивается
давление в полости уха с атмосферным, и, тем самым,
предотвращается повреждение барабанной перепонки.

Окружающий мир мы
воспринимаем как целое, не
выделяя какой-то
один вид ощущений.
Формирующиеся у нас образы
внешних предметов
и явлений – это результат
объединенной работы многих
анализаторов.
Взаимодействие отдельных
ощущений происходит в коре
головного мозга, куда сходится
сигнализация от всех
анализаторов.

12. Ощущение. Что это?

Это психическое состояние, возникающее непосредственно при
действии раздражителей на органы чувств, составляющая часть
восприятия
Взаимодействие ощущений – непременное условие полноценной
трудовой деятельности. Например, когда токарь работает на станке, то
у него действуют все анализаторы. Зрением он контролирует основные
операции на станке, слухом – скорость вращения, осязанием – качество
выточки детали, кожным и мышечным чувством – положение
собственного тела у станка.

13. Восприятие. Что это?

Это осознание состояния окружающей среды,
возникающее благодаря анализу ощущений, получаемых
от органов чувств, сопоставлению их с имеющимися
данными прошлого опыта и опознаванию предмета или
явления. Восприятие представляет собой процесс
формирования психического образа, основанный на
анализе ощущений и интерпретации их в свете опыта.
Богатство восприятия мира обеспечивается
согласованной работой всех анализаторов.

14. Какой анализатор изображён на рисунках?

15. Взаимозаменяемость анализаторов

Если по какой-либо причине, один или несколько органов
чувств (анализаторов) пропадает, то другой усиливается.
Например, глухонемые люди лучше видят. А у людей,
лишенных зрения и слуха, осязание — основной источник
информации о внешнем мире.
Глаза
Руки
Уши

при потере зрения обостряется слух, обоняние и осязание
слепоглухонемые по запаху определяют людей и даже
названия газет, могут “слушать” музыку поверхностью
тела, улавливая вибрацию воздуха
это доказывает, что повреждение одного из органов
чувств компенсируется за счет других, ТО ЕСТЬ

Восприятие окружающего мира обеспечивается согласованной
работой всех анализаторов!
Повреждение одной из частей анализатора приводит к
невозможности различать раздражители!
Повреждение одних органов чувств компенсируется за счёт
усиления функций других анализаторов!
Взаимодействие и взаимозаменяемость
анализаторов (сенсорных систем) свидетельствует
о неисчерпаемых и до конца неизученных
возможностях организма.

18. Выберите любой вариант

Задание 1: в группе терминов зачеркните лишнее понятие,
выделите ключевое и дайте ему определение.
1 вариант:
рецепторы
нервы
зона коры полушарий
анализаторы
рефлекс
2 вариант:
вкус
обоняние
выделение
осязание
ощущение

19. Задание 2

1. Какой орган чувств изображен на рисунке?
2. Назовите части этого анализатора.
3. С какими анализаторами он связан?
4.При каких условиях наиболее чувствительны рецепторы
данного органа чувств?
1 вариант
2 вариант

20. Кроссворд

н
э
Придумайте вопросы к
р
кроссворду
у
р е с н
о с я з
с е
р
х
а
н
а
л
и
з
а
т
о
р
к
д
д
и
ц
р
н
ч
г
у
о в а
о л и
у жк
т к а
ы
е ни
и е
а т к
о в и
с т а
л ь н я
мфа
а
е
а
ц а
л ик

Одновременное возбуждение разных анализаторов вызывает их взаимодействие, проявляющееся во взаимном повышении и понижении возбудимости.

Возбудимость осязательных рецепторов кожи конечностей под влиянием освещения дневным светом повышается (Н. Е. Введенский, 1879). Солнечный свет изменяет возбудимость рецепторов кожи, органов обоняния, вкуса и слуха (И. В. Годнев, 1882).

Возбудимость палочек сетчатки снижается при действии шумов средней и большой громкости, например во время очень сильного шума авиационного мотора возбудимость к действию света палочкового аппарата сумеречного зрения уменьшалась на 20%, по сравнению с исходной в условиях тишины (С. В. Кравков, 1947). Обтирание кожи холодной водой повышает сумеречное зрение, а теплой водой — понижает. Освещение кожи ультрафиолетовым светом понижает возбудимость палочек сетчатки. Возбудимость палочек изменяется и при действии условных раздражителей. Острота зрения возрастает при раздражении рецепторов кожи холодной водой. Возбудимость темноадаптированного глаза к зелено-синим лучам при действии тонов и шумов повышается, а к оранжево-красным — понижается.

Раздражение рецепторов осязания, проприоцепторов, органов обоняния и вкуса также отражается на возбудимости зрительного анализатора. Например, вкус сахара снижает частоту слияния мельканий для зелено-синих лучей и повышает ее для оранжево-красных. Освещение глаз заметно увеличивает громкость слышимого звука (П. П. Лазарев, 1904). Возбудимость слухового анализатора в темноте снижается.

Возбудимость слухового анализатора изменяется при раздражении рецепторов кожи, органов обоняния и других, а рецепторов вкуса — при одновременном раздражении пищей температурных рецепторов слизистой оболочки ротовой полости.

Кинестезический анализатор изменяет свою возбудимость при раздражении зрительного, слухового и других анализаторов.

У большинства людей интенсивный шум громкостью до 116 до (децибел) подавляет ощущение зубной боли и вызванные ею болевые двигательные и вегетативные реакции, особенно отчетливо боль подавляется, когда отсутствует беспокойство или напряжение по поводу предстоящей боли. Включение шума до появления боли действует более эффективно, чем во время уже имеющегося болевого ощущения. После подавления боли слуховое обезболивание можно поддерживать более слабым звуком, чем ют, который применялся первоначально. Интенсивность шума, устраняющего боль, у разных людей неодинакова. В некоторых случаях световое раздражение подавляет зубную боль лучше, чем звуковое. Болевые раздражения кожи влияют на возбудимость слухового анализатора, заметно уменьшая разборчивость речи. Боль влияет также на возбудимость зрительного анализатора: критическая частота слияния мельканий при болевых раздражениях понижается. Возбудимость обонятельного анализатора при кратковременных болевых раздражениях повышается, а при длительных — сначала увеличивается, а затем уменьшается.

Изменение возбудимости рецепторов и органов чувств при их взаимодействии осуществляется посредством вегетативной нервной системы, ретикулярной формации, ядер промежуточного мозга и лимбической системы.

Взаимодействие анализаторов проявляется также в существовании соощущений, или синестезий. Например, при действии определенных звуков у некоторых людей возникают определенные зрительные образы (фотизмы), а при действии зрительных раздражений — слуховые образы (фонизмы). Существуют также осязательные, температурные, обонятельные и вкусовые синестезии. Например, звуковые раздражения у некоторых людей вызывают одновременно вкусовые и осязательно-температурные ощущения.

Описанные случаи взаимодействия анализаторов могут быть обусловлены переходом возбуждения с афферентных путей одного анализатора на афферентные пути другого анализатора. Например, в области четверохолмий и коленчатых тел возможна иррадиация возбуждения со зрительных путей на слуховые, и наоборот. Однако взаимодействие осуществляется главным образом в больших полушариях, в мозговых отделах анализаторов.

Благодаря одновременному раздражению разных анализаторов осуществляется их взаимный контроль. Например, раздражение рецепторов осязания позволяет контролировать зрительные восприятия.

Конвергенция афферентных систем

Существенная роль во взаимодействии афферентных систем и в передаче афферентных импульсов на моторные нейроны принадлежит конвергенции, в результате которой импульсы с разных рецепторов передаются на один и тот же нейрон или ограниченную группу нейронов. Например, на моторные нейроны спинного мозга конвергируют афферентные импульсы из рецепторов кожи, проприоцепторов и интероцепторов. Особенно велика конвергенция в образованиях мозгового ствола: ретикулярной формации среднего мозга, красном ядре, срединном центре промежуточного мозга, хвостатом ядре и др. Например, на нейрон хвостатого ядра конвергируют зрительные, слуховые и проприоцептивные импульсы. На ассоциационные зоны коры больших полушарий и на моторные нейроны лобных долей больших полушарий конвергируют афферентные импульсы из всех рецепторов и органов чувств. На одиночные нейроны зрительной области больших полушарий конвергируют афферентные импульсы из сетчатки глаза, вестибулярного аппарата и ретикулярной формации зрительных бугров.

Конвергенция афферентных импульсов на определенные нейроны и группы нейронов обусловлена вставочными тормозными нейронами, задерживающими передачу импульсов на другие образования.

Компенсаторное повышение возбудимости анализаторов у слепых и глухих

У слепых вследствие упражнения значительно усиливаются временные нервные связи кожного (осязание), слухового и других анализаторов.

Слепые способны воспринимать пространство и определять положение тела благодаря функции вестибулярных аппаратов и проприоцепторов и синтезу осязательных и слуховых восприятий.

Особенно велика у слепых роль осязания и проприоцепции. Точечная азбука, вследствие осязаемой выпуклости точек, дает возможность слепым овладевать письменной речью. Расстояние между точками, входящими в состав букв этой азбуки, равно 2,5 мм, что соответствует нормально развитому осязанию.

У слепых осязание, проприоцепция и слух такие же, как у зрячих, и большая их тонкость — результат совместного их упражнения и приспособления.

У слепоглухонемых основное значение в обучении принадлежит осязанию и проприоцепции. Слепоглухонемые пользуются, кроме того, вибрационным ощущением, обонянием, вкусом и другими функциями нормально действующих анализаторов. Образование новых временных связей между функционирующими анализаторами позволяет и при отсутствии зрения и слуха составить правильное и объективное представление об окружающем мире.

У глухих и глухонемых также усилены временные нервные связи органов осязания и проприоцепторов и, кроме того, в обучении большую роль играет зрение. У глухонемых полностью или в значительной мере нарушена функция слухового анализатора, имеющего основное значение в восприятии чужой речи и контроле над собственной речью. Поэтому процесс обучения речи основан у них на зрении, на наблюдении движений органов речи окружающих лиц в сочетании с осязанием и кинестезическими импульсами из собственных органов речи.

Влияние условий жизни на развитие анализаторов

Развитие анализаторов определяется условиями жизни. У животных в зависимости от условий существования некоторые анализаторы достигают высокой степени развития, тогда как другие малоразвиты. Так, например, у собаки особенно тонко развита функция обонятельного анализатора в отношении органических веществ животного происхождения, а зрительный анализатор функционирует слабо, у орла, наоборот, хорошо функционирует зрительный анализатор. Возбудимость анализаторов может быть значительно повышена путем упражнения.

Условия жизни домашних животных привели к значительным изменениям в строении и деятельности их анализаторов по сравнению с дикими животными. Существенная роль в изменении анализаторов у домашних животных принадлежит условным рефлексам, которые вырабатываются у них на протяжении многих поколений.

Натуральные и искусственные условные рефлексы наблюдаются у сельскохозяйственных животных в естественных условиях жизни. Вид корма, стук ведра или кормушки заранее, до поступления пищи в ротовую полость вызывают работу пищеварительного канала. Окрики обслуживающего персонала, лай собаки и другие сигналы изменяют повеление сельскохозяйственных животных.

В птицеводческих хозяйствах условные рефлексы на кормление вырабатываются у разных пород птиц с момента появления на свет, что значительно облегчает кормление в определенной очередности. Например, для раздельного кормления гусят и утят применяются разные звуковые сигналы.

У людей в процессе общественно-трудовой деятельности особенного развития достигли воспринимающие области анализаторов в больших полушариях головного мозга.

Читайте также: