Сообщение времена года на севере

Обновлено: 01.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Гуляева Валентина Ивановна учитель начальных классов

г. Северодвинск

показать красоту нашего северного края: в художественных произведениях Ф. Абрамова, фото и видеоматериалах.

Воспитательные:
Создать условия для формирования эстетического отношения к природе родного края через произведения искусства.

Образовательные:
1. Обобщить и систематизировать знания о зимних явлениях природы.

2. Создать условия для знакомства с природным явлением – северное сияние с опорой на зрительные и вербальные образы.

Развивающие:
Развивать познавательный интерес, инициативу, любознательность, творчество; умение сравнивать, обобщать, анализировать, развивать ассоциативное мышление.

регулятивные: следовать установленным правилам - принимать и сохранять цель познавательной деятельности, осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, сотрудничать с одноклассниками в ходе совместной деятельности;

предметные: понимать текст о природе, называть характерные признаки зимы, группировать объекты природы по различным признакам; извлекать информацию о природе из дополнительных источников.

2. Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах / науч. ред. Э. И. Николаева; сост., отв. ред. И. Ф. Полякова. - 3-е изд. перераб. и доп. - Архангельск: ГОУ " АО ИППК РО", 2010.

3. Морянка: Рабочая тетрадь для 2-х классов общеобразовательных учебных заведений / Под общей ред. И. Ф. Поляковой. – Архангельск, 2010

5. Видеозапись северного сияния.

6. Слайды зимних явлений природы (оттепель, гололедица, снегопад, метель, изморозь).

7. Слайды (фотографии) северного зимнего пейзажа.

9. Снежинки, вырезанные из бумаги, со словами, обозначающие явления природы (оттепель, гололедица, снегопад, метель, изморозь).

10. Материалы (полоски из цветной бумаги) для выполнения аппликации северного сияния.

1,2 этап Мотивация. Актуализация знаний.

Учитель: Мне хочется начать наше занятие с интерактивной разминки. (Интерактивная разминка – это приём, позволяющий провести повторение изученного материала при участии каждого ученика)

Если вы думаете, что главный город Архангельской области – Москва-

Как называется наш областной центр?

Если вы уверены, что людей, которые живут по берегу Белого моря, называют поморы-

- хлопните в ладоши!

Если вы считаете, что ловят у нас на Севере: сигов, сёмгу, треску, навагу-

4) Если вы согласны, что северные ягоды : брусника, клюква, черника, морошка-

5) Если вы утверждаете, что, жанры устного народного творчество это: колыбельные песни, прибаутки, загадки, заклички

- положите руки за голову!

6) Если вы думаете, что северные писатели и поэты это: Б. Шергин, Н. Рубцов, С. Есенин,

- поднимите руки вверх.

-Что не так? Почему?

7) Если вы согласны, что Ломоносов М.В. - великий русский учёный, наш земляк -

8) Если вы зимой гуляете на свежем воздухе, катаетесь на лыжах, коньках, санках, играете в хоккей-

-Молодцы, вы были внимательны, показали свои знания и что отрадно ведёте здоровый образ жизни!

-Вам понравилась разминка? Чем? ( Учащиеся отмечают, что вопросы помогли вспомнить изученный материал, было интересно, весело и разнообразно).

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с природой нашего края.

3этап. Постановка учебной задачи.

Учитель: Северяне любят свою северную землю в любое время года и не перестают удивляться её красоте. Поэты слагают стихи, художники пишут картины. Сейчас я предлагаю вам прочитать в тетради загадку нашей северной поэтессы Антонины Зязиной. Подумайте, какое слово пропущено.

(Чтение про себя).

- Прочитайте загадку вслух.

-О чём будем говорить на занятии?

-Поставьте учебную задачу! (Познакомиться с особенностями зимы в нашем крае)

Прочитайте дальше задание.

-Подумайте: зима какая? Что делает? (устные высказывания)

-Допишите свои слова или понравившиеся.

Снег пушистый, серебристый,

Такой новенький, зернистый

Покрыл землю и дома,

Пришла матушка – зима.

морозная снежная

заметает студит кружит взбивает

Прочтите, что у вас получилось?

Учитель. Мы составили синквейн.

2. Работа над предложением о зиме

Учитель:- Составьте предложение о зиме.

Учитель показывает картины зимней природы на слайдах в музыкальном сопровождении.

Слайды на фоне музыки. (Приложение 1, 2)

Учащиеся говорят свои предложения. Учитель предлагает записать своё или понравившееся предложение о зиме. (если ребёнок затрудняется в составлении предложения, предлагаю карточки с опорными словами, с которыми можно составить предложение)

3. Обобщение знаний о явлениях природы.

Учитель. В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то светит солнце, то идёт снег. Но природа и сама великая художница.

-Посмотрите на снежинки, которые находятся перед вами. (на столах у учащихся лежит набор разноцветных снежинок, на которых написаны слова: оттепель (на розовых снежинках), изморозь (на голубых снежинках), гололедица (на сиреневых снежинках), снегопад (на белых снежинках), метель(на синих снежинках), ).

-Прочитайте слова, которые написаны на снежинках. (оттепель, изморозь, гололедица, снегопад, метель)

-Что их объединяет? (зимние явления природы)

Учитель предлагает задание в парах.

Я буду читать текст, вы должны угадать о каком явлении природы идёт речь, обсудить и поднять соответствующую снежинку.

Зимой обычно стоит морозная погода. Снег в это время сухой, сыпучий. Но бывает зимой такое интересное явление природы, которое вы все очень любите, когда снег подтаивает, легко лепится. Вот тогда ребятишки и лепят снежные бабы, замки, крепости. Это – (оттепель)

Появившаяся во время оттепели вода и подтаявшийснег замерзают. В это время на дорогах надо быть особенно осторожным, чтобы не получить травм. Это-(гололедица)

3) Очень интересно наблюдать ещё за одним зимним явлением природы. В безветренные дни снег падает на землю спокойно, медленно, покрывая землю ровным слоем. Это - (снегопад)

4) При сильном ветре мы можем наблюдать _____. Снег кружится, летает, несётся по воздуху и по земле. У домов, заборов, деревьев вырастают снежные сугробы. (метель)

Довольно часто зимой на деревьях, проводах образуется пушистая, зимняя бахрома. В это время всё вокруг становится удивительно красивым. Особенно красиво в лесу и парке ( изморозь). (Приложение 3)

4 этап. Открытие нового знания.

1.Работа в рабочей тетради.

Ещё об одном зимнем явлении природы прочитаем загадку.

Цветная занавеска ночное небо закрывает.

Это ненецкая загадка. Кто такие ненцы прочитаем в Словаре.

2. Работа со словарём. Учащиеся ищут в словаре и объясняют значение.

(ненцы – народ, живущий на севере Архангельской области в Ненецком автономном округе).

-Прочитайте загадку вслух.

-Назовите отгадку, запишите.

5этап. Первичное закрепление.

1. Работа с Хрестоматией.

-Как вы будете искать загадку? (учащиеся ищут загадку по оглавлению)

- Как вы догадались, что именно эта загадка?

-Кто из вас видел это удивительное явление природы? Опишите его (учащиеся делятся своими впечатлениями)

- Посмотрите, как выглядит это природное явление. (Приложение 4)

(Видеозапись северного сияния.) В это время учитель комментирует:

Северное сияние - самое красочное световое явление в природе. Это свечение мельчайших частиц воздуха. По форме они бывают и разнообразные дуги, тянущиеся через всё небо, ленты и пучки лучей, нечто вроде занавесей или театральных кулис. Оно непрерывно меняет формы: колышется, извивается, вспыхивает и гаснет.

После просмотра видеозаписи учащиеся делятся своими впечатлениями об увиденном.

-Что вас удивило?

Вот это удивительное природное явление – северное сияние удалось объяснить великому учёному, нашему земляку М. В. Ломоносову.

По сугробам мы шагаем,

И на лыжах мы бежим.

На коньках по льду летим

И снегурку лепим мы

Гостью – зиму любим мы.

6 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-Прочитаем, как описывает это явление Ф. Абрамов

Чтение текста учителем.

-Прочитайте текст про себя.

Далее учащиеся самостоятельно выполняют задание в тетради.

- Прочитайте вопрос в тетради

-Каким словом, близким по значению, автор называет это природное явление?

(Сполохи - это народное название северного сияния, его так называют люди, живущие на Севере)

-Найдите и запишите слова-действия, которые использует Ф.Абрамов при описании северного сияния.

-Проверим, какие вы записали слова? (пляшут, переливаются)

7 этап. Рефлексия учебной деятельности.

- Вспомните, какая была учебная задача? (Учащиеся называют учебную задачу - познакомиться с особенностями зимы в нашем крае.

- Что нового узнали?

Учитель. Самое красивое зимнее явление природы – северное сияние.

- Вот какое стихотворение сочинила мурманчанка Олеся:

Полярное сияние увидишь в небе ты-

И, кажется, что сбудутся все, все твои мечты!

Оно то вроде хмурится, то будто слёзы льёт

То улыбнётся, кажется, и вдруг - совсем уйдёт.

Оно прекрасней радости, красивей, чем мечты

Оно – сестрёнка радуги и дочка темноты.

Гуляя по улицам города, вглядывайтесь в зимнее небо, и однажды в зимний морозный вечер может, вы и увидите это удивительное чудо.

Постараемся и мы изобразить это необычное, уникальное природное явление своими руками! (Коллективное составление аппликации северного сияния. Каждый учащийся приклеивает цветную полоску бумаги на синий лист ватмана, в результате получается аппликация северного сияния)

Цель: показать красоту нашего северного края: в художественных произведениях Ф. Абрамова, фото и видеоматериалах.

Задачи:

Воспитательные: Создать условия для формирования эстетического отношения к природе родного края через произведения искусства.

  1. Обобщить и систематизировать знания о зимних явлениях природы.
  2. Создать условия для знакомства с природным явлением – северное сияние с опорой на зрительные и вербальные образы.

Развивающие: Развивать познавательный интерес, инициативу, любознательность, творчество; умение сравнивать, обобщать, анализировать, развивать ассоциативное мышление.

Оборудование занятия:

1. Программа по краеведению “Морянка” для учащихся 2-4 классов.

2. Хрестоматия о русском Севере “Морянка”.

3. Рабочая тетрадь для учащихся 2 класса.

4. Словарь – справочник для младших школьников Архангельской области.

5. Видеозапись северного сияния.

6. Слайды зимних явлений природы.

7. Слайды (фотографии) северного зимнего пейзажа.

8. Музыка: песня “Приезжайте к нам на север” в исполнении Академического северного русского народного хора.

9. Снежинки со словами, обозначающие явления природы.

10. Макет северного сияния.

Ход урока

1, 2 этап Мотивация. Актуализация знаний.

Мне хочется начать наше занятие с интерактивной разминки:

1) Если вы думаете, что главный город Архангельской области – Москва-

А как называется наш областной центр?

2) Если вы уверены, что людей, которые живут по берегу Белого моря, называют поморы-

- хлопните в ладоши!

3) Если вы считаете, что ловят у нас на Севере: сигов, сёмгу, треску, навагу-

4) Если вы согласны, что северные ягоды : брусника, клюква, черника, морошка-

5) Если вы утверждаете, что, жанры устного народного творчество это: колыбельные песни, прибаутки, загадки, заклички

- положите руки за голову!

6) Если вы думаете, что северные писатели и поэты это: Б. Шергин, Н. Рубцов, С. Есенин, Ф. Абрамов –

- поднимите руки вверх.

7) Если вы согласны, что Ломоносов М.В. - великий русский учёный, наш земляк - улыбнитесь!

8) Если вы зимой гуляете на свежем воздухе, катаетесь на лыжах, коньках, санках, играете в хоккей-

Молодцы, вы были внимательны, показали свои знания и что отрадно ведёте здоровый образ жизни!

- Вам понравилась разминка? А чем?

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство.

3 этап. Постановка учебной задачи.

У. Северяне любят свою северную землю в любое время года и не перестают удивляться её красоте. Поэты слагают стихи, художники пишут картины. Сейчас я предлагаю вам прочитать загадку нашей северной поэтессы Антонины Зязиной. Подумайте, какое слово пропущено.

1. Чтение про себя.

- Прочитайте загадку вслух.

- О чём будем говорить на занятии?

- Поставьте учебную задачу! (зима в нашем крае )

Прочитайте дальше задание.

- Подумайте: зима какая? что делает? (устные высказывания)

- Допишите свои слова или понравившиеся.

Прочтите, что у вас получилось?

2. Работа над предложением о зиме

Чтоб составить предложение о зиме, можно использовать слова, которые вы подбирали, посмотреть фотографии северного зимнего пейзажа и послушать песню в исполнении Государственного Академического Северного русского народного хора “Приезжайте к нам на Север”.

- Кто составил предложение? (устно 4-5 чел,)

- А сейчас запишите своё или понравившееся красивое предложение о зиме.

(слабым учащимся предлагаю карточки, из слов надо составить предложение)

3. Обобщение знаний о явлениях природы.

У. В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то светит солнце, то идёт снег. Но природа и сама великая художница.

- Посмотрите на снежинки, которые находятся перед вами.

- Прочитайте слова, которые написаны на снежинках.

- Что их объединяет? (зимние явления природы)

На доске: Зимние явления природы

Работать нужно в паре. Я буду читать текст, вы должны угадать о каком явлении природы идёт речь, обсудить и поднять соответствующую снежинку.

1) Зимой обычно стоит морозная погода. Снег в это время сухой, сыпучий. Но бывает зимой такое интересное явление природы, которое вы все очень любите, когда снег подтаивает, легко лепится. Вот тогда ребятишки и лепят снежные бабы, замки, крепости. Это – (оттепель)

2) Появившаяся во время оттепели вода и подтаявшийснег замерзают. В это время на дорогах надо быть особенно осторожным, чтобы не получить травм. Это - (гололедица)

3 ) Очень интересно наблюдать ещё за одним зимним явлением природы. В безветряные дни снег падает на землю спокойно,медленно, покрывая землю ровным слоем . Это - (снегопад)

4) А при сильном ветре мы можем наблюдать _____.Снег кружится, летает, несётся по воздуху и по земле.У домов, заборов, деревьев вырастают снежные сугробы.

Довольно часто зимой на деревьях, проводах образуется пушистая, зимняя бахрома. В это время всё вокруг становится удивительно красивым. Особенно красиво в лесу и парке. (Приложение 3)

- А какие ещё вы знаете явления природы? (радуга, листопад, гроза. )

4 этап. Открытие нового знания.

4. Работа в тетради.

Ещё об одном зимнем явлении природы прочитаем загадку.

Это ненецкая загадка . А кто такие ненцы прочитаем в Словаре.

5. Работа со словарём.

(ненцы – народ, живущий на севере Арх.обл. в Ненецком автономном округе).

- Прочитайте загадку вслух.

- Назовите отгадку, запишите.

5 этап. Первичное закрепление.

6. Работа со сборником Морянка.

Найдите загадку об этом явлении природы в сборнике Морянка.

Как вы будете искать загадку?

- А как вы догадались, что именно эта загадка?

А может кто-то из вас видел это удивительное явление природы? Опишите его.

- Посмотрите, как выглядит это природное явление. (Приложение 4)

Видеозапись северного сияния

Комментарии

Северное сияние - самое красочное световое явление в природе. Это свечение мельчайших частиц воздуха. По форме они бывают и разнообразные дуги, тянущиеся через всё небо, ленты и пучки лучей, нечто вроде занавесей или театральных кулис. Оно непрерывно меняет формы: колышется, извивается, вспыхивает и гаснет.

- Что вас удивило?

Вот это удивительное природное явление – северное сияние удалось объяснить великому учёному, нашему земляку М.В. Ломоносову.

Физминутка

Мы зимой в снежки играем, (движения лепим снежки)
По сугробам мы шагаем,
И на лыжах мы бежим.
На коньках по льду летим
И снегурку лепим мы
Гость – зиму любим мы.

6 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

б) Работа с текстом Ф.Абрамова “Северное сияние”

Прочитаем, как описывает это явление Ф.Абрамов

Чтение текста Учителем

- Прочитайте про себя текст.

- Прочитайте вопрос в тетради

(Сполохи - это народное название северного сияния, его так называют люди, живущие на Севере)

- Найдите и запишите слова-действия

- Проверим, какие вы записали слова?

7 этап. Рефлексия учебной деятельности.

- Какая была учебная задача?

- Что нового узнали?

- Вот какое стихотворение сочинила мурманчанка Олеся:

Полярное сияние увидишь в небе ты -
И кажется, что сбудутся все, все твои мечты!
Оно то вроде хмурится, то будто слёзы льёт
То улыбнётся, кажется, и вдруг - совсем уйдёт.
Оно прекрасней радости, красивей, чем мечты
Оно – сестрёнка радуги и дочка темноты.

Гуляя по улицам города, вглядывайтесь в зимнее небо, и однажды в зимний морозный вечер может, вы и увидите это удивительное чудо.

Постараемся и мы изобразить это необычное, уникальное природное явление своими руками!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентацию можно использовать на уроках окружающего мира для реализации регионального компонента.

Времена года на Севере.

Времена года на Севере.

Отчего происходит смена времён года?

Отчего происходит смена времён года?

Через Двину по ледяному насту Она, совсем нежданная, пришла И, спящий город злобно заграбастав, Ударила во все колокола.

Через Двину по ледяному насту Она, совсем нежданная, пришла И, спящий город злобно заграбастав, Ударила во все колокола.

Зима – самый длинный период года на Севере. Суровость морозов связана с высокой влажностью воздуха и сильными ветрами, вьюгами и снегопадами. Всю зиму – ночь…

Зима – самый длинный период года на Севере. Суровость морозов связана с высокой влажностью воздуха и сильными ветрами, вьюгами и снегопадами.

Всю зиму – ночь…

Всходит солнце над землёю С каждым днём всё выше…

Всходит солнце над землёю С каждым днём всё выше…

Всё лето – день…

Всё лето – день…


Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. Осень невидимкой на землю сошла, Сизо-серой дымкой небо облекла.

Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья.

Осень невидимкой на землю сошла,

Сизо-серой дымкой небо облекла.

Проверь себя

Проверь себя

Выбери характерные признаки зимы на Севере Суровая зима Частые снегопады Туманы Ветра Оттепели Ураганы Полярные ночи Метели, вьюги Чаще температура около 0 градусов Северное сияние Гололёд

Выбери характерные признаки зимы на Севере

Признаки северного лета

Зима и осень, Лето и весна… Что мне из них милей, - Гадать напрасно: Пора любая для меня красна, Ведь каждая По–своему прекрасна!


Ненецкий округ

Что посмотреть

Туры

Полезности

Перед поездкой

О центре

Времена года, погода и климат

Главная / Ненецкий округ / Времена года, погода и климат

Ненецкий автономный округ относится к районам Крайнего Севера. Это район Арктической территории.

Климат Ненецкого округа в основном субарктический, континентальный. Он определяется наличием многолетней мерзлоты, близостью холодного Карского моря, обилием заливов, рек, болот и озёр. В целом для округа характерна длительная зима, короткое лето, сильные ветра и небольшая величина снежного покрова.

Ненецкий округ подвержен систематическому вторжению атлантических и арктических воздушных масс. Частая смена воздушных масс — причина постоянной изменчивости погоды. В любой из летних месяцев возможны заморозки, а в любой из зимних — оттепели.

Зимой и осенью преобладают ветра с южной составляющей, а летом — северные и северо–восточные, обусловленные вторжением холодного арктического воздуха на нагретый материк.

Как и во всем мире в Округе 4 времени года, но они сильно отличаются, скажем, от средней полосы России.

ЗИМА


Зима (автор фотографии — Алина Выучейская)

Зима за полярным кругом длится в среднем 220–240 дней. Погода переходит на зимний режим уже в конце сентября – начале октября. Среднегодовая температура воздуха на всей территории округа отрицательная, от –1 °C на юго–западе до –9 °C на северо–востоке. Средняя температура января до –22 °C. Впрочем в отдельные годы температура воздуха зимой понижается до –40 °C и ниже.

Зимой примерно с конца ноября и до середины января по всему Ненецкому округу стоит полярная ночь. Полярная ночь — это период, когда Солнце более суток не появляется из–за горизонта. Идешь на работу — ночь, идешь домой — опять ночь, и кажется, что это никогда не закончится, но в феврале солнце начинает показываться из–за горизонта, а в марте разгорается ослепительным светом! Зима становится сияюще белой, сверкает снег тысячами разных цветов и оттенков и можно радоваться удивительной зимней радуге — Гало.

Что бы северный народ не унывал зимой, она дарит ему удивительное природное явление — Северное сияние. Когда наблюдаешь северное сияние, кажется, что ты на краю мира и что можно приподнять завесу тайны бесконечной Вселенной, частичкой которой мы являемся.

Объяснить суть северного сияния на бытовом уровне очень просто. Сияние появляется ночью, когда небо темное и чистое. На небосклоне "танцуют" огни зеленого, розового и фиолетового цветов, напоминающие салют. Можно сколько угодно любоваться фотографиями, просматривать видеоролики, слушать истории, но испытать ту божественную магию, которой обладает волшебное сияние, вы сможете, только лично став его свидетелем. В Заполярье можно наблюдать полярное сияние до 200 ночей в году.

Зима в Ненецком автономном округе — суровое, но вместе с тем и удивительное время года. Почувствовать себя в Арктике и испытать стойкость и выносливость своего характера можно только зимой.

ВЕСНА


Весна, половодье (автор фотографии — Катерина Лудникова)

Весна на крайнем севере совсем короткая и не выразительная, но очень долгожданная.

Метеорологическая весна считается наступившей, когда среднесуточная температура начинает превышать 0 градусов по Цельсию. В НАО это происходит примерно в середине мая. Средняя температура мая 0,6 °C. Но к концу мая опять наступает минусовая температура с сильным ветром, холодным дождем и все знают что "лед идет". Ледоход — это движение льда по течению реки во время таяния. Потихоньку реки и озера начинают вскрываться. Жители региона наблюдают за шумным движением льда, любуются ледяными торосами цвета весеннего неба, и ждут тепла и солнца. Ждут короткого сурового северного Лета.

ЛЕТО


Лето (автор фотографии — Алексей Бажуков)

Когда в июне в центральной России зеленеют луга и вовсю цветут цветы, а в июле изнемогают от жары, жители заполярья не убирают далеко зимние куртки. Средняя температура июля в НАО +6 °C на севере и +16 °C на юге. Число жарких дней с температурой более 0 °C составляет 6–15 на побережье и 6–20 на юге и в центральной части региона. Кстати, северный загар самый стойкий!

В июне начинают цвести первые северные цветы и ягоды. Фиалки, заржицы, колокольчики, купальницы радую глаз внимательного наблюдателя. Прилетают птицы — начинается сезон охоты. В июле появляются первые грибы и ягоды, а в августе город и деревни пустеют, все жители отправляются на "тихую охоту" в тундру собирать северные дары и делать запасы на зиму.

ОСЕНЬ


Осень, морошка

Первые заморозки начинаются уже в конце августа, а в сентябре жителей округа природа балует "бабьем летом". Погожие деньки в сентябре — это последний шанс насладиться теплом и припекающим солнцем. В октябре реки и озера покрываются льдом, и ненецкая земля снова засыпает.

В таких неблагоприятных климатических условиях человеку трудно находиться даже непродолжительное время. Но в Ненецком автономном округе люди живут, работают, учатся, растят детей, невзирая на все погодные катаклизмы. Ведь самое главное — это тепло сердец!

Календарь событий

Попав в Ненецкий автономный округ, вы окунетесь в затерянный мир, сохранивший свой уникальный колорит. Самыми привлекательными для туристов местами в НАО являются Тиманский кряж с его минералами и скалами выветривания, остров Вайгач — ненецкое святилище, и удивительной красоты ландшафты со скалистыми обрывами, каменными россыпями, обширными болотами, чистыми озерами и реками, красивейшими водопадами.

Читайте также: