Сообщение вера как источник мужества христианина

Обновлено: 02.07.2024

Извечному конфликту отцов и детей столько же лет, сколько и самому человечеству. В традиционной ценностной системе координат принято считать, что в поколенческих конфликтах правы именно отцы. В то время как нигилисты и ранние циники всех веков сражались против "устаревшей морали", для каждого христианина незыблема пятая заповедь о почитании родителей. И какими бы ни были наши разногласия с представителями старшего поколения, мы должны с почтением относиться к этим людям. Даже если абсолютно уверены в том, что они заблуждаются.

Но есть одно очень важное исключение, которое в истории христианства массово проявлялось лишь дважды: в годы языческих гонений первых веков от Рождества Христова и в новейшей истории. Как во времена неронов и диоклетианов, так и в последние десятилетия мы нередко можем встретить детей, верных Христу, и родителей, противодействующих этому духовному выбору. Одним из самых ярких и трагических примеров этого в истории раннего христианства является Житие великомученицы Варвары, дочери знатного язычника Диоскора из Илиополя Финикийского, принявшей мученическую смерть в 306 году от Рождества Христова.

Чтобы скрыть от посторонних глаз юную Варвару, отличавшуюся удивительной красотой, отец запер дочь в башне. Именно в долгие дни заключения девушка пришла к мысли о том, что у всего мира есть единый Создатель. Вот как об этом рассказывает Житие святой Варвары:

"С башни открывался вид горнего и дольнего мира Божиего. Днем можно было смотреть на лесистые горы, на быстротекущие реки, на равнины, покрытые пестрым ковром цветов; ночью согласный и величавый хор светил являл зрелище невыразимой красоты. Вскоре девушка стала задавать себе вопрос о Причине и Создателе столь гармоничного и прекрасного мира. Постепенно она укрепилась в мысли, что бездушные идолы – творение рук человеческих, которым поклоняются ее отец и учителя, не могли столь мудро и великолепно устроить окружающий мир".

То, что произошло позже, достойно страниц самой жуткой криминальной хроники. Диоскор решил выдать дочь замуж, для чего разрешил ей выходить из башни. Вскоре Варвара познакомилась с местной христианской общиной и приняла крещение. Узнав об этом, обезумевший от гнева отец подверг родную дочь изуверским пыткам. С побоями отведя ее к городскому правителю, Диоскур отрекся от дочери: "Я отрекаюсь от нее, потому что она отвергает богов моих, и если не обратится к ним снова, то не будет мне дочерью. Мучай ее, державный правитель, как будет угодно твоей воле".

После долгих истязаний Варвару отправили в темницу. И ночью, во время молитвы, мученице явился Сам Господь, сказав: "Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою. Я взираю на подвиг твой и облегчаю твои болезни. Претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царстве Моем".

На следующий день свершилось чудо: на теле Варвары, которую накануне бичевали воловьими жилами, а раны растирали власяницей, не осталось и следа истязаний. Увидев это, одна тайная христианка по имени Иулиания открыла свою веру и пожелала также пострадать за Христа. Обеих мучениц раздели и стали водить нагими по городу. А затем – долго пытали, терзали железными крючьями, жгли свечами и избивали молотком. Но и на это Варвара и Иулиания ответили решительным отказом отречься от Христа. Это привело наблюдавшего за мучениями дочери Диоскора в полное исступление, и он лично обезглавил Варвару мечом.

Казнь великомученицы Варвары

Казалось бы, девушка могла слукавить, предать веру лишь на словах, сохранив ее в сердце. Но то, что допустимо во многих других конфессиях, в христианстве издревле считается страшным грехом. И именно поэтому юная, но духовно несгибаемая Варвара решилась пойти на страшные страдания. Несмотря, в том числе, и на то, что практически все окружающие считали правым ее отца. Чьи изуверства оправдывались лишь тем, что он сохранял языческие традиции отцов, в которых пытался воспитать свою дочь.

И очень точно по этому поводу прозвучали слова Святейшего Патриарха Кирилла, который в своей проповеди в день великомученицы Варвары 17 декабря 2011 года произнес:

"Святая великомученица Варвара, молодая девушка, оказалась способной ради истины, ради правды, которая была для нее высочайшей ценностью, пойти на страдания и смерть и принять их от рук родного отца, для которого ее правда не была правдой. Но Церковь свидетельствует нам, через подвиг святой Варвары, что именно ее правда и была правдой Божией, а не человеческой правдой с маленькой буквы. Ведь и отец ее шел на некие страдания – не в радость же ему было притеснять свою родную дочь, которую он любил! Так до какой степени безумства нужно было дойти во имя своей маленькой человеческой правды, чтобы поднять руку на дочь, на любимую дочь! А Варвара, оставаясь верной правде Божией, мужественно приняла мучения во имя высочайшей ценности – хранить веру, иметь надежду на спасение".

Вот уже более полутора тысячелетий христиане нисколько не сомневаются: именно подвиг первых христианских мучеников привел к тому, что уже в 313 году от Рождества Христова соправители Римской империи Константин Великий и Лициний издали свой знаменитый Миланский эдикт. Указ, в котором на территории всей империи была провозглашена веротерпимость и вплоть до XX столетия прекращены массовые репрессии против христиан.

Мощи св. Варвары в Киеве

В том же IV веке почитание святой Варвары распространилось по всему христианскому миру. А два столетия спустя ее святые мощи были торжественно перенесены в Константинополь, откуда в XII веке попали на Русь, будучи переданы в дар Киеву от Царьграда. Увы, сегодня эта святыня пребывает в захваченном украинскими раскольниками-националистами киевском Владимирском соборе. Но православные христиане искренне верят в то, что подлинная святыня "поругаема не бывает", как и в то, что сейчас великомученица Варвара молится обо всех нас у Престола Божия. В том числе – об исцелении раскола некогда единой Православной Руси.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Можно ли мужество считать добродетелью? Что поможет преодолеть страхи и страхования? Когда особенно нужна стойкость не поддаваться панике и унынию? Не противоречит ли мужество смирению? Объясняет протоиерей Олег Стеняев.

Мы живем в такое время, когда многие испытывают страх перед будущим, но разве наше будущее не находится в руках Бога, как и наше настоящее и наше прошлое? По сути дела человек, который переживает страх за себя, бросает вызов Божественному Промыслу и не выказывает доверия к нему. Мы, как христиане, знаем, что без воли Отца Небесного даже волос с нашей головы не может упасть. Бог контролирует всё происходящее в этом мире – и добро, и зло. Бог никогда не попустит нам испытание сверх наших сил, как пишут святые апостолы, но в самом испытании так или иначе сообщит нам некое облегчение для нас.

Мученичество святого Александра

Мученичество святого Александра

В смертный час особенно надо проявить мужество веры и уповать на милосердие Христа Спасителя

Итак, это очевидная истина: мужество есть состояние религиозной души, которая имеет всецелое упование на Создателя. Мужество – это религиозная добродетель.

И да поможет нам Бог преодолевать любые трудности мужественно, с полным упованием на Божественный Промысл и Божественное покровительство.

Герои веры показали свое мужество и стойкость не только в том, что противостояли дьяволу, вели духовную борьбу, отрекались от греха.

Есть два главных признака, свидетельствующие о нашем мужестве. Это – исповедание Господа и признание своих грехов и ошибок.

Христиане призваны исповедать Иисуса Христа Господом не только устами, но и делами. Находясь среди светского общества, нам, христианам, придется показать, кто мы есть на самом деле. Или мы не отличаемся от мира, участвуя в его делах, или противостоим греху во всех его проявлениях. Мы не идем на его поводу у людей с мирскими принципами: "моя хата с краю. ", "не пойман не вор" и проч.

Мы, как сказал Христос, в мире, но не от мира. Живем в обществе, но не по его моральным устоям.

Находясь среди родственников, друзей, коллег по работе, мы не участвуем в их неблаговидных делах. Если все несут с места своей работы домой какие-то вещи (детали, запчасти, лекарства), то мы не можем этого делать, только потому, что так принято. Я когда-то работал на крупном заводе, и там работники несли домой с него все, что можно было спрятать под одеждой: спирт, стеклянные пузырьки, прочие мелочи. И это считалось нормальным. Вполне естественно было наврать руководству, что опоздание вызвано плохим самочувствием или проблемами с транспортом. В глазах людей неверующих это не постыдно, но только не в Божьих очах. Евангельские заповеди строги, и Бог замечает даже тень греха.

Когда мы своими делами (не словами) исповедуем Христа, с Которым несовместимы ложь, воровство, всякая неправда, мир нас поднимает на смех. И как-то становится неприятно от этих злых насмешек. Ведь ты уже не его поля отросток, ты колосок на пажити Христовой.

В Евангелии от Луки, 8 главе, приведен эпизод из жизни Христа. Два человека просили Его помощи, но при этом вынуждены были открыть то, что от них потребовало внутренних усилий.

Одна из этих личностей – женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением. В глазах израильтян она была нечиста (по Закону), и любое прикосновение к ней делало остальных тоже нечистыми. Но Христос не возгнушался ею, но при всех обнаружил ее болезнь, так что женщина вынуждена была сказать правду о своем недуге. Иными словами – опозориться, открыв нечистый источник своей болезни. И это при том, что она получила уже исцеление от Иисуса. Видимо, ее болезнь была связана с каким-то грехом в ее жизни, и только Бог мог помочь ей. И Бог помог, и не только исцелил физически, но даровал и спасение: Дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром (Лк. 8, 43).

Другим человеком, которому помог Иисус, был Иаир, начальник синагоги. Его дочь была в очень тяжелом состоянии, так что окружающие сказали ему: Дочь твоя умерла; не утруждай Учителя (Лк 8, 49).

Не просто верующий, а начальник синагоги пришел просить помощи у Того, Кого признали имеющим беса. За общение с Ним грозили отлучать от синагоги. Иаир мог лишиться важного религиозного поста, потерять уважение и репутацию. Но он являет свою веру в Иисуса, как единственного, Кто способен воскрешать даже мертвых. Не бойся, только веруй (Лк. 8, 50).

И эти два человека не остаются посрамленными. Они не возгнушались в личном исповедании Иисуса их Богом, Спасителем.

Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным. (Мф. 10, 32-33)

Это и есть мужество верующего: несмотря на недоверие и осуждение окружающих, открыто встать пред лицом Господа и, не стыдясь, признать свои грехи и ошибки, унизиться в глазах мира.

Воин Христов

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Христианская вера – вера мужественная. Христиане также называются воинами Христовыми.

Имеет смысл подробно рассмотреть, что такое мужество, потому что это наша сила к действию. Веруя в наше будущее восстановление и бессмертие, нам необходимо, кроме того, самим подвигом исповедовать эту нашу веру.

В трудные моменты жизни, когда мы страдаем от собственного бессилия или испытываем нестроения, либо подвергаемся нападкам от сатаны, воюющего на нас непрестанно, единственное наше оружие и помощь, что у нас остается — это мужество. Результат наших личных усилий, оно побуждает нас к битве и бодрствованию.

Мы веруем, что мы не одни, а с Богом, Который призвал нас в Свое войско. По собственной воле мы приняли решение подчиняться Богу, считая подчинение нашей обязанностью и осуществляя его на практике. Орудия воли и ее движущая сила — ревность по Богу и мужество.

В силу того, что подвиг покаяния многообразен и препятствия многочисленны, вполне естественно, что подвижник оступается, поскольку и страсти, и привычки в нем еще живут и заявляют о себе. В этой ситуации диавол представляет Бога грозным Судьей, призывающим преступившего заповедь к ответу. И у последнего, как у отступника, уже не имеющего прежнего дерзновения, опускаются руки, теряет он свое мужество и ревность по Богу.

Этими словами мы показываем то, как подвижник должен воевать и не сдаваться, даже если ему случится упасть или оступиться.

Крайняя (наименьшая) степень покаяния — это когда кающийся, сколько бы он ни предавался нерадению, сохраняет правую веру в Бога и не отрекается христианского исповедания. То, что он сохраняет и не отрицается во Христа исповедания, означает, что пребывает он в состоянии покаяния и среди кающихся. Бог же благодатию Своею пребывает с ним, ожидая его пробуждения от тьмы отчаяния.

Это состояние засчитывается Божественным милосердием за исповедание веры и, таким образом, Бог, взыскующий обращения больных и немощных, воздвигнет его, потому что тот не предал до конца покаяние. Спасение наше не сделка, но вопрос веры и исповедания Того, Кто спасает верующих в Него и ожидающих Его неизреченного к ним сострадания и человеколюбия.”

Да укрепит Господь в наших сердцах веру, и поможет нам быть всегда мужественными в исполнении Его святых Заповедей!

Из элемента соучастия возникает уверенность веры; из элемента обособления возникает сомнение веры. Каждый из этих элементов присущ природе веры. Порой уверенность побеждает сомнение, однако она не способна уничтожить его. Побежденное сегодня, оно может стать победителем завтра. Порой сомнение побеждает веру, однако оно сохраняет ее в себе. Иначе оно превратилось бы в безразличие. Невозможно окончательно устранить ни веру, ни сомнение, хотя и то, и другое можно сократить до минимума в жизни веры. Так как жизнь веры — это жизнь в состоянии предельного интереса и ни один человек не может полностью лишиться такого интереса, мы можем утверждать: ни веру, ни сомнение невозможно уничтожить в человеке как человеке.

Противопоставление веры и сомнения приводило к тому, что спокойная уверенность веры превозносилась как полностью устраняющая сомнение. И на самом деле встречается безмятежная жизнь в вере, свободная от беспокойной борьбы между верой и сомнением. Достижение такого состояния — естественное и оправданное желание любого человека. Но даже если оно достигнуто, как, например, людьми которых называют святыми, или теми, кого считают твердыми в вере, элемент сомнения, пусть даже и побежденного, все равно присутствует. У святых он проявляется, согласно житийной литературе, в виде искушения, сила которого возрастает вместе с ростом святости. А у тех, кто опирается на свою неколебимую веру, фарисейство и фанатизм безошибочно свидетельствуют о сомнении, которое было подавлено. Сомнение преодолевается не подавлением, а мужеством. Мужество не отрицает наличие сомнения: оно принимает сомнение в себя в качестве выражения своей конечности и утверждает содержание предельного интереса. Мужество не нуждается в гарантиях бесспорного убеждения. Оно несет в себе риск, без которого любая творческая жизнь — невозможна. Например, если содержанием чьего-либо предельного интереса является Иисус как Христос, то подобная вера не есть дело уверенности, лишенной сомнения, она есть дело дерзающего мужества, рискующего потерпеть неудачу. Даже если исповедание Иисуса Христом находит мощное и утвердительное выражение, сам факт того, что это есть исповедание, предполагает мужество и риск.

Все сказанное относится к живой вере, к вере как действительному интересу, а не к вере как традиционной установке, лишенной противоречий, сомнения, мужества. Так понятая вера, а именно такова позиция многих людей в церквях и общества в целом, очень далека от динамического характера веры, описанного в этой книге. Можно сказать, что такого рода конвенциональная вера — мертвое свидетельство прошлых опытов предельного интереса. Она мертва, однако она может ожить вновь. Ведь даже нединамическая вера живет в символах. В этих символах по-прежнему воплощается сила первоначальной веры. Поэтому нельзя недооценивать важность веры как традиционной установки. Это не действительная и не живая вера; это потенциальная вера, которая способна стать действительной. Особенно это важно для сферы образования. Преподавание детям и подросткам объективных символов веры и связанных с ними выражений живой веры предшествующих поколений не лишено смысла. Опасность этого метода, разумеется, состоит в том, что вера, переданная при помощи обучения, навсегда останется традиционной установкой и никогда не прорвется к состоянию живой веры. Тем не менее, если из-за этого люди начнут сомневаться в необходимости преподавания каких бы то ни было существующих символов и будут лишь ждать, пока вопросы о смысле жизни возникнут самостоятельно, то это может привести к интенсивной жизни веры, но также и к пустоте, цинизму и, в качестве реакции на эти состояния, к идолопоклонническим формам предельного интереса.

Живая вера включает в себя сомнение по поводу самой себя, мужество принять в себя это сомнение и риск мужества. В каждой вере присутствует элемент немедленной уверенности, который не подлежит сомнению, мужеству и риску, — это сам безусловный интерес. Он переживается в опыте страсти, тревоги, отчаяния, экстаза. Однако он не переживается изолированно от конкретного содержания. Его испытывают внутри, вместе и посредством конкретного содержания, и лишь аналитический ум может теоретически его вычленить. Такое теоретическое вычленение лежит в основе всей этой книги; из него следует определение веры как предельного интереса. Но сама жизнь веры не включает такого рода аналитическую работу. Следовательно, сомнение по поводу конкретного содержания чьего-либо предельного интереса направлено против веры в ее целостности, и вера, как целостный акт, должна утверждать себя посредством мужества.

Именно из этого критерия рождается весть, которая составляет самую сердцевину христианства и делает мужество утверждать веру в Христа возможным: это весть о том, что вопреки всем илам, обособляющим Бога от человека, это обособление преодолевается со стороны Бога. Одной из таких сил обособления является сомнение, пытающееся помешать мужеству утвердить чью-либо веру. Но и в этой ситуации вера может утвердить себя, если существует уверенность в том, что даже риск веры, окончившийся неудачей, неспособен обособить интерес дерзающей веры от предельного. Такова единственно возможная абсолютная уверенность веры, которая соотносится с единственно возможным содержанием веры: в отношении с предельным мы всегда получаем и никогда не даем.

Бесконечное расстояние, разделяющее бесконечное и конечное, невозможно преодолеть со стороны конечного. Но именно поэтому возможно мужество веры. Риск провала, ошибки и идолопоклоннического искажения можно принять потому, что даже провал неспособен обособить нас от того, что составляет наш предельный интерес.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

1. ВЕРА-ДОВЕРИЕ И ВЕРА-ДОСТОВЕРНОСТЬ

Пессимизм и мужество

27 МАРТА (Мужество)

27 МАРТА (Мужество) Чем больше человек верит в Бога, тем меньше он боится людей.1 Не падай духом и не отчаивайся, если тебе не вполне удается в поступках твоих исполнить все то хорошее, что ты желал бы. Если ты упал с высоты своей, старайся снова подняться, – кротко претерпеть

24 АПРЕЛЯ (Мужество)

24 АПРЕЛЯ (Мужество) Истинное мужество в борьбе свойственно только тому, кто знает, что его союзник – Бог.1 В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир. Ин. гл. 16, ст. 33 2 Подвизайся за истину до смерти – и Бог поборет за тебя. Иисус, сын Сирахов 3 Счастлив тот, кто,

МАЙ 1 МАЯ (Мужество)

МАЙ 1 МАЯ (Мужество) Для человека, полагающего свою жизнь в духовном совершенствовании, не может быть страха перед внешними событиями.1 Абу Ганифах умер в тюрьме в Багдаде, куда он был ввергнут калифом Альманзором за то, что отказался признать учение Кадда. Этот знаменитый

12 ОКТЯБРЯ (Мужество)

12 ОКТЯБРЯ (Мужество) Большого усилия требует всякое отступление от принятых обычаев. А между тем первый шаг к совершенствованию всегда связан с таким отступлением.1 Я должен поступать так, как я думаю, а не так, как думают люди. Правило это одинаково необходимо как в

20 НОЯБРЯ (Мужество)

20 НОЯБРЯ (Мужество) Если добрая жизнь людей вызывает не любовь, а гонение среди людей, живущих злою жизнью, то это не только не колеблет уверенности в правильности такой жизни, но, напротив, самым несомненным признаком подтверждает ее.1 Остерегайтесь же людей: ибо они будут

15. Мужество

15. Мужество Смелость в бою является не единственной и, возможно, даже не наиболее важной формой мужества. Есть также мужество переносить бедность, мужество переносить насмешки, мужество переносить враждебность толпы. Здесь даже самые храбрые солдаты часто оказываются в

Мужество быть

Мужество быть Посвящается Рене

Витальность и мужество

Витальность и мужество Тревога и мужество имеют психосоматический характер. Они одновременно биологические и психологические явления. Можно сказать, что с биологической точки зрения страх и тревога выполняют охранительные функции, указывая живому существу на угрозу

Глава IV. Мужество и соучастие (мужество быть частью)

Глава V. Мужество и индивидуализация (мужество быть собой)

Глава V. Мужество и индивидуализация (мужество быть собой) Возникновение современного индивидуализма и мужество быть собой Индивидуализм — это самоутверждение индивидуального Я как такового независимо от соучастия Я в своем мире. Индивидуализм противоположен

Глава VI. Мужество и трансцендирование (мужество принять приятие)

Глава VI. Мужество и трансцендирование (мужество принять приятие) Мужество — это самоутверждение бытия вопреки факту небытия. Это акт, который совершает индивидуальное Я, принимая тревогу небытия на себя и утверждая себя либо как часть всеохватывающего целого, либо как

Подмена понятий (вера вообще и религиозная вера в частности)

Мужество? Для чего?

Читайте также: