Сообщение в следственный комитет

Обновлено: 05.07.2024

в подразделениях центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации (далее - Следственный комитет): в Главном военном следственном управлении, в Главном следственном управлении, в подразделениях центрального аппарата Следственного комитета по федеральным округам;

в главных следственных управлениях и следственных управлениях Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделениях по административным округам) и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлениях и следственных отделах Следственного комитета;

в межрайонных следственных отделах, следственных отделах и следственных отделениях Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственных подразделениях Следственного комитета.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Председателя Следственного комитета Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей.

Председатель Следственного комитета

О ПРЕСТУПЛЕНИИ В СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНАХ (СЛЕДСТВЕННЫХ

ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ) СИСТЕМЫ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА

I. Общие положения

2. Действие Инструкции распространяется на следующих должностных лиц следственных органов (следственных подразделений) системы Следственного комитета в пределах их компетенции:

а) руководителей следственных органов (следственных подразделений) - должностных лиц, возглавляющих соответствующие следственные органы Следственного комитета или их подразделения, к компетенции которых отнесено производство предварительного следствия и (или) осуществление полномочий руководителя следственного органа, предусмотренных статьей 39 УПК, по осуществлению процессуального контроля, а также их заместителей ;

В соответствии с пунктом 38.1 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК) руководитель следственного органа - должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель. В соответствии с частью 5 статьи 39 УПК полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные настоящей статьей, осуществляют Председатель Следственного комитета Российской Федерации, руководители следственных органов Следственного комитета по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, а также иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета Российской Федерации.

б) старших следователей по особо важным делам при Председателе Следственного комитета Российской Федерации, старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам, старших следователей, следователей ;

В соответствии с пунктом пункт 41 статьи 5 УПК следователь - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом пункт 40.1 статьи 5 УПК следователь-криминалист - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также участвовать по поручению руководителя следственного органа в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий или производить отдельные следственные и иные процессуальные действия без принятия уголовного дела к своему производству.

6. В общедоступных помещениях административных зданий следственных органов Следственного комитета на стендах размещаются:

образцы письменного заявления о преступлении, заявления о явке с повинной;

перечень должностных лиц следственного органа Следственного комитета, правомочных и уполномоченных принимать заявления о преступлении и заявления о явке с повинной, а также оформлять протокол принятия устного заявления о преступлении и протокол явки с повинной;

информация о месте, днях и часах личного приема граждан руководителем следственного органа и его заместителем;

сведения о должностных лицах следственных органов Следственного комитета, органов прокуратуры и суда (должность, ФИО, адрес органа), которым в соответствии с УПК могут быть обжалованы действия (бездействие) и решения следователя и руководителя следственного органа.

Кроме того, такая информация может быть доведена полностью или частично до сведения граждан через средства массовой информации и размещена на сайте следственного органа Следственного комитета.

Отсутствие дежурного следователя не является основанием для отказа заявителю в приеме от него заявления о преступлении следователем, руководителем следственного органа либо его заместителем, не привлеченным к дежурству.

Прием руководителем следственного органа Следственного комитета или его заместителем граждан с жалобами на отказ подчиненного ему руководителя следственного органа (его заместителя) или следователя в принятии от них заявления о преступлении осуществляется незамедлительно.

9. Заявителю, обратившемуся в следственный орган с устным заявлением о преступлении, в соответствии с требованиями части первой статьи 11 УПК должно быть разъяснено право, предусмотренное частью первой статьи 141 УПК, на подачу письменного заявления о преступлении.

Письменное заявление о преступлении в соответствии с частью второй статьи 141 УПК должно быть подписано заявителем.

10. Устное заявление о преступлении на основании части третьей статьи 141 УПК вносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление. В протоколе содержатся данные о заявителе и документе, удостоверяющем его личность, а также, в соответствии с частью шестой статьи 141 УПК, отметку о предупреждении заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, которая заверяется подписью заявителя.

11. В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление на основании части пятой статьи 141 УПК оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления в порядке, установленном статьей 143 УПК.

12. С учетом требований части второй статьи 148 УПК при приеме от заявителя письменного заявления о преступлении либо в ходе его проверки заявителя также следует предупреждать об уголовной ответственности за заведомо ложный донос. Факт такого предупреждения подтверждается отметкой соответствующего должностного лица, которая удостоверяется подписью заявителя.

13. Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление о явке с повинной принимается и заносится в протокол в порядке, установленном частью третьей статьи 141 УПК .

Часть вторая статьи 142 УПК.

Аналогичный рапорт составляется также при отсутствии заявления потерпевшего либо его законного представителя, если преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. К иным причинам согласно части 4 статьи 20 УПК относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором не известны.

16. Бланки талонов-уведомлений и талонов-корешков являются документами строгой отчетности. Заполненные талоны-корешки сдаются специально уполномоченному должностному лицу следственного органа Следственного комитета для отчета и организации их хранения в течение года с момента выдачи талона-уведомления заявителю.

В книге отражаются следующие сведения:

дата и время его принятия;

данные о заявителе;

регистрационный номер талона уведомления, выданного заявителю;

сведения о принятом процессуальном решении и дата его принятия;

Руководитель следственного органа еженедельно осуществляет контроль за полнотой и правильностью ведения книги с проставлением в ней отметки о проведенной проверке и ее результатах.

20. Заявления и обращения, которые не содержат сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, не подлежат регистрации в книге и не требуют процессуальной проверки в порядке, предусмотренном статьями 144, 145 УПК.

В связи с этим не подлежат регистрации в книге заявления и обращения, в которых заявители выражают несогласие с решениями, принятыми судьями, прокурорами, руководителями следственных органов, следователями или иными сотрудниками следственных органов, высказывают предположение о совершении обжалуемыми действиями указанных лиц должностного преступления и ставят вопрос о привлечении этих лиц к уголовной ответственности, не сообщая конкретных данных о признаках преступления.

В случае поступления указанного заявления, обращения от гражданина лично дежурному следователю, следователю, руководителю следственного органа в ходе личного приема оно подлежит обязательному принятию под роспись соответствующего должностного лица, при этом талон-уведомление заявителю не выдается.

Заявителю дается разъяснение о том, что проверка законности и обоснованности решений, принятых должностными лицами при реализации имеющихся у них полномочий, осуществляется по правилам, установленным соответствующим процессуальным законодательством, и не может подменяться инициированием уголовного преследования в отношении должностных лиц, их принявших.

Такие заявления, обращения регистрируются как входящие документы и рассматриваются в порядке, установленном статьей 124 УПК или Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2010, N 31, ст. 4196; 2012, N 31, ст. 4470), а также соответствующими организационно-распорядительными документами Следственного комитета. Заявители письменно уведомляются руководителем следственного органа Следственного комитета или его заместителем о принятом решении с разъяснением им права и порядка его обжалования. В ответе также указываются конкретные обстоятельства, подтверждающие отсутствие предусмотренных УПК оснований для проведения соответствующей процессуальной проверки.

В ответе на заявление, обращение, в котором заявителем высказывается предположение о неправосудности судебного решения, заявителю разъясняется право на его обжалование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а заявление, обращение направляется в вышестоящий судебный орган или органы прокуратуры.

29. Запрещается отражать в книге ставшие известными сведения о частной жизни заявителя (пострадавшего), а также иную конфиденциальную информацию, охраняемую законом.

38. Ходатайство о продлении срока проверки оформляется в соответствии с пунктом 25 статьи 5 УПК постановлением. Подлинник постановления приобщается к материалам проверки, а его копия - к соответствующему номенклатурному делу следственного органа Следственного комитета.

ТАЛОН-КОРЕШОК И ТАЛОН-УВЕДОМЛЕНИЕ

О ПРИНЯТИИ И РЕГИСТРАЦИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРЕСТУПЛЕНИИ

ФИО заявителя, явившегося с повинной, наименование учреждения, предприятия, организации, адрес и телефон, должность и ФИО сотрудника, составившего рапорт, должность и ФИО прокурора, направившего материалы. Регистрационный номер талона- уведомления

Дата и результат

в подразделениях центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации (далее - Следственный комитет): в Главном военном следственном управлении, в Главном следственном управлении, в подразделениях центрального аппарата Следственного комитета по федеральным округам;

в главных следственных управлениях и следственных управлениях Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделениях по административным округам) и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлениях и следственных отделах Следственного комитета;

в межрайонных следственных отделах, следственных отделах и следственных отделениях Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственных подразделениях Следственного комитета.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Председателя Следственного комитета Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей.

Председатель
Следственного комитета
Российской Федерации
генерал-полковник юстиции

Регистрационный N 27314

ГАРАНТ:

См. справку о порядке рассмотрения обращений граждан в органах государственной власти

I. Общие положения

2. Действие Инструкции распространяется на следующих должностных лиц следственных органов (следственных подразделений) системы Следственного комитета в пределах их компетенции:

а) руководителей следственных органов (следственных подразделений) - должностных лиц, возглавляющих соответствующие следственные органы Следственного комитета или их подразделения, к компетенции которых отнесено производство предварительного следствия и (или) осуществление полномочий руководителя следственного органа, предусмотренных статьей 39 УПК, по осуществлению процессуального контроля, а также их заместителей*(1);

б) старших следователей по особо важным делам при Председателе Следственного комитета Российской Федерации, старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам, старших следователей, следователей*(2);

6. В общедоступных помещениях административных зданий следственных органов Следственного комитета на стендах размещаются:

образцы письменного заявления о преступлении, заявления о явке с повинной;

перечень должностных лиц следственного органа Следственного комитета, правомочных и уполномоченных принимать заявления о преступлении и заявления о явке с повинной, а также оформлять протокол принятия устного заявления о преступлении и протокол явки с повинной;

информация о месте, днях и часах личного приема граждан руководителем следственного органа и его заместителем;

сведения о должностных лицах следственных органов Следственного комитета, органов прокуратуры и суда (должность, ФИО, адрес органа), которым в соответствии с УПК могут быть обжалованы действия (бездействие) и решения следователя и руководителя следственного органа.

Кроме того, такая информация может быть доведена полностью или частично до сведения граждан через средства массовой информации и размещена на сайте следственного органа Следственного комитета.

Отсутствие дежурного следователя не является основанием для отказа заявителю в приеме от него заявления о преступлении следователем, руководителем следственного органа либо его заместителем, не привлеченным к дежурству.

Прием руководителем следственного органа Следственного комитета или его заместителем граждан с жалобами на отказ подчиненного ему руководителя следственного органа (его заместителя) или следователя в принятии от них заявления о преступлении осуществляется незамедлительно.

9. Заявителю, обратившемуся в следственный орган с устным заявлением о преступлении, в соответствии с требованиями части первой статьи 11 УПК должно быть разъяснено право, предусмотренное частью первой статьи 141 УПК, на подачу письменного заявления о преступлении.

Письменное заявление о преступлении в соответствии с частью второй статьи 141 УПК должно быть подписано заявителем.

10. Устное заявление о преступлении на основании части третьей статьи 141 УПК вносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление. В протоколе содержатся данные о заявителе и документе, удостоверяющем его личность, а также, в соответствии с частью шестой статьи 141 УПК, отметку о предупреждении заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, которая заверяется подписью заявителя.

11. В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление на основании части пятой статьи 141 УПК оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления в порядке, установленном статьей 143 УПК.

12. С учетом требований части второй статьи 148 УПК*(4) при приеме от заявителя письменного заявления о преступлении либо в ходе его проверки заявителя также следует предупреждать об уголовной ответственности за заведомо ложный донос. Факт такого предупреждения подтверждается отметкой соответствующего должностного лица, которая удостоверяется подписью заявителя.

13. Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление о явке с повинной принимается и заносится в протокол в порядке, установленном частью третьей статьи 141 УПК*(5).

Аналогичный рапорт составляется также при отсутствии заявления потерпевшего либо его законного представителя, если преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. К иным причинам согласно части 4 статьи 20 УПК относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором неизвестны.

16. Бланки талонов-уведомлений и талонов-корешков являются документами строгой отчетности. Заполненные талоны-корешки сдаются специально уполномоченному должностному лицу следственного органа Следственного комитета для отчета и организации их хранения в течение года с момента выдачи талона-уведомления заявителю.

В книге отражаются следующие сведения:

дата и время его принятия;

данные о заявителе;

регистрационный номер талона уведомления, выданного заявителю;

сведения о принятом процессуальном решении и дата его принятия;

Руководитель следственного органа еженедельно осуществляет контроль за полнотой и правильностью ведения книги с проставлением в ней отметки о проведенной проверке и ее результатах.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 10 февраля 2014 г. N АКПИ13-1285, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 22 апреля 2014 г. N АПЛ14-151, абзац первый пункта 20 настоящей Инструкции признан не противоречащим действующему законодательству

Решением Верховного Суда РФ от 22 ноября 2013 г. N АКПИ13-975 абзац первый пункта 20 настоящей Инструкции признан не противоречащим действующему законодательству

20. Заявления и обращения, которые не содержат сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, не подлежат регистрации в книге и не требуют процессуальной проверки в порядке, предусмотренном статьями 144, 145 УПК.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 10 февраля 2014 г. N АКПИ13-1285, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 22 апреля 2014 г. N АПЛ14-151, абзац второй пункта 20 настоящей Инструкции признан не противоречащим действующему законодательству

Решением Верховного Суда РФ от 22 ноября 2013 г. N АКПИ13-975 абзац второй пункта 20 настоящей Инструкции признан не противоречащим действующему законодательству

В связи с этим не подлежат регистрации в книге заявления и обращения, в которых заявители выражают несогласие с решениями, принятыми судьями, прокурорами, руководителями следственных органов, следователями или иными сотрудниками следственных органов, высказывают предположение о совершении обжалуемыми действиями указанных лиц должностного преступления и ставят вопрос о привлечении этих лиц к уголовной ответственности, не сообщая конкретных данных о признаках преступления.

В случае поступления указанного заявления, обращения от гражданина лично дежурному следователю, следователю, руководителю следственного органа в ходе личного приема оно подлежит обязательному принятию под роспись соответствующего должностного лица, при этом талон-уведомление заявителю не выдается.

Заявителю дается разъяснение о том, что проверка законности и обоснованности решений, принятых должностными лицами при реализации имеющихся у них полномочий, осуществляется по правилам, установленным соответствующим процессуальным законодательством, и не может подменяться инициированием уголовного преследования в отношении должностных лиц, их принявших.

Такие заявления, обращения регистрируются как входящие документы и рассматриваются в порядке, установленном статьей 124 УПК или Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2010, N 31, ст. 4196; 2012, N 31, ст. 4470), а также соответствующими организационно-распорядительными документами Следственного комитета. Заявители письменно уведомляются руководителем следственного органа Следственного комитета или его заместителем о принятом решении с разъяснением им права и порядка его обжалования. В ответе также указываются конкретные обстоятельства, подтверждающие отсутствие предусмотренных УПК оснований для проведения соответствующей процессуальной проверки.

В ответе на заявление, обращение, в котором заявителем высказывается предположение о неправосудности судебного решения, заявителю разъясняется право на его обжалование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а заявление, обращение направляется в вышестоящий судебный орган или органы прокуратуры.

29. Запрещается отражать в книге ставшие известными сведения о частной жизни заявителя (пострадавшего), а также иную конфиденциальную информацию, охраняемую законом.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 19 мая 2015 г. N АКПИ15-349, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 4 августа 2015 г. N АПЛ15-284, абзац первый пункта 35 настоящей Инструкции признан не противоречащим действующему законодательству

38. Ходатайство о продлении срока проверки оформляется в соответствии с пунктом 25 статьи 5 УПК постановлением. Подлинник постановления приобщается к материалам проверки, а его копия - к соответствующему номенклатурному делу следственного органа Следственного комитета.

*(1) В соответствии с пунктом 38.1 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК) руководитель следственного органа - должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель. В соответствии с частью 5 статьи 39 УПК полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные настоящей статьей, осуществляют Председатель Следственного комитета Российской Федерации, руководители следственных органов Следственного комитета по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, а также иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета Российской Федерации.

*(2) В соответствии с пунктом пункт 41 статьи 5 УПК следователь - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

*(3) В соответствии с пунктом пункт 40.1 статьи 5 УПК следователь-криминалист - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также участвовать по поручению руководителя следственного органа в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий или производить отдельные следственные и иные процессуальные действия без принятия уголовного дела к своему производству.

Талон-корешок и талон-уведомление о принятии и регистрации заявления о преступлении

Заявление принято от ______________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
(фамилия, инициалы заявителя)

Краткое содержание ________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________

Подпись и должность сотрудника, принявшего
заявление _________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
"__" __________ 20__ г.

Подпись лица, получившего талон-уведомление
___________________________________________________
___________________________________________________

"__" час. "__" мин. "__" __________ 20__ г.

Принято от ________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
(фамилия, инициалы заявителя)

___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
(наименование органа, адрес, номер телефона)

"__" час. "__" мин.
"__" __________ 20__ г.

(наименование следственного органа Следственного комитета Российской Федерации)

Начата: "__" ___________ 20__ г.

Окончена: "__" __________ 20__ г.

ФИО заявителя, явившегося с повинной, наименование учреждения, предприятия, организации, адрес и телефон, должность и ФИО сотрудника, составившего рапорт, должность и ФИО прокурора, направившего материалы. Регистрационный номер талона-уведомления

Статья 11. Рассмотрение в следственных органах и учреждениях Следственного комитета заявлений, иных обращений и жалоб

2. Поступающие в следственные органы и учреждения Следственного комитета иные заявления, обращения и жалобы рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Ответ на заявление, обращение, жалобу должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления, обращения или жалобы отказано, подавшему их лицу должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения и его право обжаловать соответствующее решение в суд.

4. В случае, если в ходе проверки обращения о правонарушении будет установлено отсутствие в деянии состава преступления, но наличие в нем признаков административного правонарушения, руководитель следственного органа Следственного комитета направляет соответствующие материалы в орган, должностному лицу, в компетенцию которых входит решение вопроса о привлечении к ответственности лица, совершившего такое правонарушение.

С чем обращаться в Следственный комитет

– Я не согласен с решением суда и обратился в Ейский межрайонный следственный отдел Следственного комитета России по Краснодарскому краю . Но получил официальный отказ. Мне объясняли, что это не входит в компетенцию СК и обжаловать решение суда можно только в вышестоящей судебной инстанции. Тогда по каким вопросам можно обращаться в Следственный комитет?

Майор юстиции Константин Касилов – следователь Ейского межрайонного следственного отдела СУ СК России по Краснодарскому краю :

– В последнее время увеличился поток обращений граждан по вопросам, не относящимся к компетенции Следственного комитета Российской Федерации , в которых не содержится сведений о совершении преступлений. Большей частью это обращения по вопросам судебной защиты прав и законных интересов, не связанных с уголовным преследованием, о несогласии с принятым судом решением или о его неисполнении. Также ейчане часто обращаются с вопросами о размежевании земельных участков, о спорах хозяйствующих субъектов и тому подобными. И несмотря на то, что эти вопросы не подведомственны Следственному комитету, каждое такое обращение регистрируется в СК и направляется в органы, которые как раз полномочны принимать соответствующие решения, о чём официально уведомляют заявителя.

Ещё напомню, что следственный комитет Российской Федерации не наделён полномочиями осуществлять надзор за процессуальной деятельностью следователей и дознавателей других правоохранительных органов и за соблюдением федерального законодательства должностными лицами различных учреждений, предприятий и организаций. Надзор за соблюдением федерального законодательства – прерогатива Генерального прокурора Российской Федерации и подчинённых ему прокуроров на местах.

Обращу внимание на то, что следственные органы Следственного комитета реализуют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации , а также местного самоуправления, общественных объединений и организаций. При этом сотрудники СК действуют гласно и в той мере, которая не нарушает прав и свобод граждан. Следственный комитет регулярно информирует федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также население, о результатах следственной деятельности.

Читайте также: