История одного храма сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Бочарова Неля Александровна

ВложениеРазмер
Текст тезисов доклада. 17.48 КБ
Текст работы. 24.59 КБ
Приложение1 к работе. 2.58 МБ
Приложение2 к работе. 2.61 МБ

Предварительный просмотр:

ученик 4 класса

Козьмодемьяновского филиала МБОУ 2-Гавриловской сош

Руководитель: Бочарова Неля Александровна

учитель начальных классов

Козьмодемьяновского филиала МБОУ 2-Гавриловской сош

Цель данной исследовательской работы: изучить историческое прошлое и сегодняшний день храма безсребренников Космы и Дамиана села Козьмодемьяновка, Гавриловского района, Тамбовской области.

  • найти сведения о возникновении села Козьмодемьяновка и строительстве православного храма в селе;
  • изучить историю храма: разрушение и восстановление;
  • способствовать воспитанию любви к малой Родине и религиозным ценностям России;
  • раскрыть значение храма в духовной и культурной жизни жителей;
  • развить навыки исследовательской работы в области православной культуры.

Источники исследования: воспоминания старожилов села –участников и очевидцев событий; музейные и архивные материалы; литературные источники; материалы, полученные на Интернет – сайтах в периодической печати.

Объект исследования: храм безсребренников Космы и Дамиана села Козьмодемьяновка.

Гипотеза: если мы будем изучать историю малой родины, то это будет способствовать развитию нравственного и духовного воспитания, повышенного интереса современных потомков к познанию культурного наследия страны.

Проблема, вынесенная в названии исследовательской работы, заключается в том, что предметом исследования избрана фактически малоизучаемая тема.

Методы исследования: сравнительно-исторический; наблюдение; сравнение; анализ; прогнозирование; обобщение.

Таким образом, мы видим, что история Козьмодемьяновского храма – это история родного края. А знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны, крепче любить родную землю. По-особому становятся дороги те места, которые связаны со святынями, где происходили события, повлиявшие на дальнейшую жизнь села, твоих предков. На протяжении всего своего существования храм безсребренников Космы и Дамиана имел большое религиозное, просветительское, воспитательное и образовательное значение в жизни жителей села. Без прошлого нет будущего. Изучив множество источников, я пришёл к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа.

Таким образом, цель и задачи моего исследования, на мой взгляд, достигнуты. Поколение не знающее своего прошлого, не в праве надеяться на будущее.

Предварительный просмотр:

Межрегиональная научно-практическая конференция обучающихся образовательных организаций

Автор: Лачков Александр

Руководитель: Бочарова Неля Александровна

Образовательная организация: Козьмодемьяновский филиал МБОУ 2-Гавриловской сош

  1. Введение ………………………………………………………… 1-2
  2. Основная часть
  1. История села………………………………………………… 2-3
  2. История церкви……………………………………………… 3
  3. О чем звонят колокола……………………………………… 4
  4. Настоятели храма…………………………………………… 5
  5. Село, не забытое Богом………………………………. 5
  6. Сегодняшний день…………………………………………. 6

«Если люди не знают историю,

Они снова и снова повторяют ошибки своего народа,

(Святейший патриарх Кирилл)

Село моё, родное! Вот уже, сколько поколений жителей может сказать эти слова о нашем селе. Каждый по- своему, но все мы любим своё село. Любим его за природу вокруг, за его прошлое, за то, что передали нам наши деды. Пройдет время, и мы передадим свою любовь к селу, к родной земле своим детям.

Цель моего исследования: изучить историческое прошлое и сегодняшний день храма безсребренников Космы и Дамиана села Козьмодемьяновка, Гавриловского района, Тамбовской области.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • найти сведения о возникновении села Козьмодемьяновка и строительстве православного храма в селе;
  • изучить историю храма: разрушение и восстановление;
  • способствовать воспитанию любви к малой Родине и религиозным ценностям России;
  • раскрыть значение храма в духовной и культурной жизни жителей;
  • развить навыки исследовательской работы в области православной культуры.

Гипотеза: если мы будем изучать историю малой родины, то это будет способствовать развитию нравственного и духовного воспитания, повышенного интереса современных потомков к познанию культурного наследия страны.

Объект исследования: храм безсребренников Космы и Дамиана села Козьмодемьяновка.

Проблема, вынесенная в названии исследовательской работы, заключается в том, что предметом исследования избрана фактически малоизучаемая тема.

Методы исследования: сравнительно-исторический; наблюдение; сравнение; анализ; прогнозирование; обобщение.

Основная часть. 1) История села.

Самое раннее упоминание о селе Козьмодемьяновка связано с открытием церковного прихода. Большое исконно русское село Козьмодемьяновка расположилась в Гавриловском районе, по течению маленькой светлой речушки Иры. Когда-то, в начале 19 века, оно было растянуто в длину на 12 верст, но постепенно люди уходили с концов, перебираясь ближе к центру, и село к началу 20 века было 9 верст, а сейчас – 7 километров. 1

Расстояние можно измерить в километрах и верстах, а как измерить нашу любовь к родной земле, к этой славной деревне, где мы родились, где сделали первые шаги по зеленому лугу, где увидели первый рассвет, где весной цветет черемуха белым кипением, соловей сводит с ума! Невольно воскликнешь: «Как не любить мне эту землю!

Речка с чистой водой и холодными родниками поила диких зверей, выбегающих на отлогие берега. Сюда-то приехали смотреть место для переселения первые выходцы из большого села Пересыпкино. Облюбовал это место Поликарп. Он пришел с шестью взрослыми сыновьями. Первый дом построили на изгибе реки в 20 шагах от берега, где сейчас стоит дом моего дедушки Лачкова Александра Ивановича. (Фото1) Здесь был отменный родник. Он цел до сих пор, и вода в нем не иссякла, такая же холодная и вкусная.

Село росло. Сюда приходили переселенцы из других старинных сел. До революции село было богатым. Избы строили из отменных бревен и никогда не обмазывались, крыли их железом. У бедноты были соломенные крыши, стены обмазаны глиной и побелены, часто земляной пол. (Фото2) В переднем углу был иконостас, под ним стол. У стола лавки, по стенам развешаны льняные утирки. По праздникам стол накрывали столешником и ставили самовар. (Фото3) Посуды было немного. Спали на широких лавках, которые назывались по- разному. 2

На средства прихожан была построена церковь, а при ней в небольшой часовне открылась школа. Престол в церкви был во имя святых Космы и Дамиана, и село стали называть Козьмодемьяновская Ира. В приход же входили и два хутора помещиков Апушкиных: Курдяпино и Степь или степной хутор. 1

2) История церкви.

Деревянная Космодемьяновская церковь с.Космодемьянская Ира была построена на каменном фундаменте на средства прихожан данного села. Штат церкви состоял из священника – Дмитрия Александровича Крылова, дьякона – Николая Федоровича Орлова и псаломщика – Вознесенского Юрия Васильевича, не получавших казенного жалованья и не имеющих других источников дохода, кроме кружечного сбора. Сумма последнего в 1917 году составила 1350 руб. 40 коп. Церковной земли было: усадебной вместе с церковным погостом – 4 десятины 1200 кв. сажен и пахотной 37 десятин с крестьянами. Сенокосной земли не было. Кроме того, имелись церковная школа и при ней сторожка. (Фото4) Последним священником в церкви был отец Николай, фамилия неизвестна. Церковным старостой на момент составления документа был Житинев Зиновий Иванович; крестьянин, 61 год. 3

В 1868 г. на средства прихожан была построена деревянная холодная церковь.

Имелись местночтимая Иверская икона Божьей Матери, смешанная одноклассная церковноприходская школа, попечительство, опись церковного имущества и метрические книги c 1792 г. Церковная библиотека насчитывала 187 томов.

В 1934 году церковь реконструировалась, из нее сделали клуб.

3) О чем звонят колокола.

Митрополит Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий)

Возрождение духовной жизни в селе Козьмодемьяновка началось со строительства храма. В селе, где до этого много лет не существовало церкви, был открыт, вместо разрушенной в советские годы деревянной церкви храм бессеребреников Космы и Дамиана с настоящей звонницей и колоколами. (Фото5, 6)

Решили строить храм деревянный, сруб заказали в Тверской области. Поставили её на въезде в село, недалеко от погоста. Она была освящена епископом Тамбовским и Мичуринским Феодосием 25 августа 2003 года. На освящение съехались жители всего Гавриловского района. Богослужение в храме совершал священник Фёдор Судоргин, настоятель Покровского храма села Гавриловка. (Фото9, 10, 11)

Спустя год те же спонсоры решили пристроить к зданию храма колокольню. И в ноябре 2004 года над селом уже разносился благозвучный перезвон семи колоколов. Первый долгожданный колокольный звон, возвещающий о том, что на радость всему населению появилось место, куда может прийти любой желающий, чтобы помолиться за своих близких, очиститься духовно и получить избавление от грехов земных и болезней. Внутреннее убранство церкви поражает своей простотой. Здесь не увидишь никаких изысков. Небольшое пространство для прихожан, алтарь, иконы, свечи. Это единственный храм во всём районе, который имеет звонницу с семью колоколами. (Фото12, 13)

4) Настоятели храма.

В июле 2005 года храм получил своего настоятеля, священника Владимира Авсеенко. Был решён вопрос с домом для семьи батюшки. Приход зажил полной жизнью, по уставу нашей Матери-Церкви, в служении Богу и ближнему.

16 ноября 2013 года епископ Уваровский и Кирсановский Игнатий совершил чин полного освящения храма.

25 ноября 2013 года настоятелем храма назначен священник Евгений Большов. В августе 2019 года священник Большов прекратил служение в церкви. Службы стал проводить настоятель Булгаковского храма иерей Андрей Мосолов.

5) Село, не забытое Богом.

По милости Божией наш храм, посвященный святым бессребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану, построен в 2003-2004 годах.

Святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан радуют и утешают, облегчают наши болезни, подают духовные силы, возможности для перенесения жизненных испытаний. Находясь в храме, создаётся такое впечатление, что Господь Бог и Пресвятая Богородица незримо находятся рядом, среди верующих. Рядом с храмом находится кладбище, где похоронены многие поколения односельчан.

Дух Космы и Дамиана, небесных покровителей нашего села, ощущаются на всех иконах. Почти все они живописные, живые, старинные, намоленные. Всё, что связано со строительством храма – чудно. Такое ощущение, что строительство вёл Сам Господь. А мы лишь исполняли Его волю.

Когда в селе есть Храм, у жителей есть вера в будущее. Будет возвращаться в родные места молодежь, приедут новые семьи, которые хотят работать на земле, растить детей.

Храм – символ мира, добра, дружбы, любви, взаимопонимания. Пройдут

годы, но село, где есть храм, будет жить. И потомки будут чтить свою землю, и не станут искать счастья на чужой стороне.

Вера православная долго была гонима и подрастающее поколение отторгнуто от отеческих традиций. Зато сегодня для нас наступило время не только надежды, но и реальной совместной деятельности. Наша школа давно и тесно сотрудничает с храмом и его настоятелем. По субботам в школе работает Воскресная школа. Священник проводит полезные экскурсии в церкви, где знакомит детей с правилами поведения в церкви, иконами, устройством храма. Его можно увидеть на школьных линейках, митингах и других мероприятиях. В беседах с учащимися настоятель отвечает на вопросы, на которые не всегда может ответить учитель. Мнение священно служителя всегда авторитетно для детей в целях духовно-нравственного воспитания. Подобные мероприятия востребованы в школе, нужны детям и взрослым, так как прививают высшие нравственные идеалы. (Фото14, 15, 16, 17)

Таким образом, мы видим, что история Козьмодемьяновского храма – это история родного края. А знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны, крепче любить родную землю. По-особому становятся дороги те места, которые связаны со святынями, где происходили события, повлиявшие на дальнейшую жизнь села, твоих предков. На протяжении всего своего существования храм безсребренников Космы и Дамиана имел большое религиозное, просветительское, воспитательное и образовательное значение в жизни жителей села. Без прошлого нет будущего. Изучив множество источников, я пришёл к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа.

Таким образом, цель и задачи моего исследования, на мой взгляд, достигнуты. Поколение не знающее своего прошлого, не в праве надеяться на будущее.

1. Андреевский А.Е. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. – Тамбов, 1911.

2. Архивная справка о храме с. Козьмодемьяновка.

Одно из основных свойств Божьих – Его вездесущие, поэтому молиться православному христианину можно везде, в любом месте. Но есть места исключительного присутствия Божия, где Господь находится особенным, благодатным образом. Такие места называются храмами Божиими или церквами. Храм есть освященное здание, в котором верующие славословят Бога, благодарят Его за полученные благодеяния и молятся Ему о своих нуждах. Центральные, чаще всего наиболее величественные храмы, в которых собирается духовенство из других ближайших церквей по поводу общих торжественных богослужений, называются соборными, или просто соборами.


Храм Спаса-на-Крови. Санкт-Петербург

По подчиненности и местоположению храмы делятся на:

Ставропигиальные – храмы, находящиеся в непосредственном управлении Святейшего Патриарха и Синода.

Кафедральные – являются главными храмами для правящих архиереев той или иной епархии.

Приходские – храмы, в которых совершаются богослужения местных приходов 1 .

Кладбищенские – находящиеся либо на территории кладбищ, либо в непосредственной близости от них. Особенностью кладбищенских храмов является то, что здесь постоянно совершаются заупокойные службы. Обязанность местных священнослужителей – совершение по требованию родственников литий и панихид о тех, кто похоронен на кладбище.

Храмовое здание имеет свой, устоявшийся в течение веков, архитектурный облик со своей глубокой символикой. Главное, усвояемое православному храму символическое значение, – это Царство Божие в единстве трех его областей: Божественной, небесной и земной. Этим определяется наиболее распространенное трехчастное деление храма: алтарь, собственно храм и притвор ("или трапеза). Эти три части православного храма знаменуют собой разные области бытия: алтарь – область бытия Божия, собственно храм – область ангельского мира и притвор – область земного бытия. Все три части храма в своей совокупности являют собой образ всего мироздания во главе с Богом, его Творцом и Создателем.

История возникновения православных храмов

Первым православным храмом, по свидетельству Евангелия, была Сионская горница. Перед Своим распятием Господь заповедал ученикам отыскать горницу большую, устланную, готовую ( Мк. 14; 15 ) и приготовить все, что нужно для празднования иудейской Пасхи. В этой горнице и состоялась Тайная Вечеря Господа Иисуса Христа со Своими учениками. Здесь Христос омыл ученикам ноги и Сам совершил первую Евхари́стию – Таинство претворения хлеба и вина в Свои Тело и Кровь. При этом Господь заповедал апостолам, а в их лице и всем христианам, совершать то же и так же в Его воспоминание.

Гонения на христиан со стороны иудеев полностью прервали связь апостолов и их учеников с Ветхозаветным храмом, который был разрушен римлянами в 70 году н. э.

До Миланского Эди́кта Константина Великого, изданного в 325 году, христианство в Римской империи было гонимо. Это не позволяло открыто строить храмовые здания. Но в связи с быстрым распространением христианства в Греции, Малой Азии и Италии такие попытки делались. В основном же для молитвенных собраний служили дома богатых верующих римлян и особые постройки в их имениях – базилики.


Базили́ка прямоугольное вытянутое здание с плоским потолком и двускатной крышей. Снаружи и изнутри по всему периметру здания рядами шли колонны, несущие кровлю, а также выполнявшие функцию архитектурного украшения. Напротив входа в противоположном конце здания имелась абсида, отделенная от остальной части помещения колоннами, которая и служила, по всей видимости, алтарем.

Но гонения на христиан заставляли их искать иных мест для собраний и богослужений.

Катако́мбы обширные подземелья в древнем Риме – стали выполнять функцию храмовых зданий в первые века христианства. Они служили для христиан убежищем от преследований, местом богослужений и погребений. В зернистом туфе верующими были вырезаны сотни помещений и лабиринты многоэтажных коридоров. В стенах этих коридоров одна над другой делались могилы, закрываемые каменными плитами с надписями и символическими изображениями. Существовало три основных категории катакомбных помещений: куби́кулы, кри́пты и капе́ллы.

Символичекие изображения в катакомбах:



Рыбы, как символ христиан, возродившихся в купели Крещения

Куби́кулы – помещения ограниченной площади, имеющие ниши в стенах, используемые для захоронений. Выполняли функции близкие тем, что имеют современные часовни.

Кри́пты – использовались не только для захоронений, но и служили для оправления общественных богослужений. Площадь этих помещений позволяла большему количеству христиан приходить в них и устраивать молитвенные собрания. Вмещали в себя до 80 человек. Крипты состояли чаще всего из одного помещения (комнаты), в них не было отдельных алтарей, а женщины и мужчины молились вместе.

Капе́ллы – храмовые помещения самой значительной площади, вмещавшие наибольшее число молящихся во время общественных богослужений. Как и все катакомбные храмы использовались для многочисленных захоронений в стенах и в алтарной части. В них могли одновременно молиться до 150 человек. Капеллы отличались от крипт не только большею величиной, но и внутренним устройством, поскольку имели несколько помещений. Кроме того, в капеллах были отдельные алтари и устраивалось особое помещение для женщин.

Характерной архитектурной особенностью подземных храмов являлись арки и сводчатые потолки, нашедшие широкое употребление в храмоздательстве Византийского времени. Деталь, присущая только катакомбным храмам – это так называемые люмина́рии. Они представляли собой вырезанные в средней части храма колодцы, выходящие на поверхность земли и позволяющие дневному свету проникать внутрь помещения.

Катакомбные храмы сохранили для нас разнообразные надписи, сделанные первыми христианами, символические изображения, настенные росписи, главными персонажами которых является Воплотившийся Господь, Его Пречистая, Преблагословенная Матерь, мученики и исповедники раннехристианской эпохи.


Рыба и корзина с хлебом, как символ Христа и Причащения


Корабль – символ христианской Церкви


Якорь – символ христианской надежды

Кроме символических, в катакомбах встречаются изображения персонажей известных притч Спасителя: сеятеля, десяти дев и Доброго Пастыря; библейских сюжетов: Ной в ковчеге; Ной с голубем, занимающийся построением ковчега, который имеет форму небольшого ящика с откинутой назад крышкой; пророк Иона в отдельные моменты своей истории; пророк Даниил между львами; получение скрижалей пророком Моисеем; истечение воды из камня в пустыне; поклонение волхвов; воскресение Лазаря и другие.

Изображения Христа в катакомбах были трех типов:

1. Символический: Добрый Пастырь, Агнец, Орфей.


Пастух – символ Доброго Пастыря Христа

2. Античный: Спаситель в молодых летах, стройного телосложения, с мягкими чертами лица и без бороды, с короткими или длинными волосами, в плаще, с жезлом или со свитком в руке.


Агнец – ветхозаветный прообраз жертвы Христа

3. Византийский: лик Спасителя принимает строгий и выразительный характер, волосы непременно длинные с пробором посредине головы, борода, разделенная иногда на две части. Крещатый нимб (золотое полукружие со вписанным в него Крестом) увенчивает голову Спасителя.

Изображения Божией Матери делались на стенах и сводах катакомбных храмов, а также на стеклянных сосудах. Эти изображения делились на два типа:

1. Античный: Матерь Божия представлена сидящей, с покрытой головой в обычной одежде римской женщины; выражение Ее лика кроткое, черты правильные, взгляд несколько задумчивый, сосредоточенный, на Ее руках – Младенец. Иногда Матерь Божия изображалась с покрывалом на голове, с ожерельем на шее и в красивой мантии.

2. Византийский: Правильные черты лица Божией Матери, большие глаза, прямой нос, довольно большой подбородок и тонкое очертание губ создают в совокупности впечатление строгой величественной красоты. На голове Богоматери обычный покров с изображением креста и трех звезд.

Надземных храмовых зданий первых трех столетий христианской эры не осталось, поскольку в годы жесточайших гонений сменяющих одно другое, они безжалостно уничтожались. В связи с этим особую значимость приобретают сохранившиеся до нашего времени катакомбные храмовые постройки. Их изучение показывает, что архитектура подземного христианского храма предопределила развитие принципов храмостроительства в определенном русле вплоть до нашего времени. Это относится, прежде всего, к такому основополагающему принципу, как трехчастное деление храма (хотя существуют храмы и с двухчастным делением).

Заключался он в следующем. Прямоугольное, вытянутое помещение храма в восточной его части завершалось обширной абси́дой (полукруглой нишей), отделенной небольшой решеткой от остального пространства храма. Эта ниша выполняла функции современного алтаря, а решетка в процессе дальнейшего развития была заменена иконоста́сом. В центре ниши помещалась гробница мученика, служившая Престо́лом . В капеллах, площадь которых была достаточно значительной, за Престолом находилась кафедра, или по-другому седалище епископа, перед решеткой – солея, представляющая собой возвышенную, узкую на всю длину западной части алтаря площадку, затем следовала средняя часть храма, далее – его третья часть для оглашенных и кающихся, соответствующая притво́ру . В центре солеи устраивался полукруглый амво́н, с которого обычно произносились проповеди. Таким образом, архитектура катакомбных храмов представляет собой законченный корабельный тип церкви, разделенной на три части: алтарь, средняя часть и притвор.

Период, начавшийся после принятия христианства в Римской империи как государственной религии, положил начало новой эпохе в истории храмоздательства. Причем разница в господствующих архитектурных направлениях Западной (Римской) и Восточной (Византийской) части империи с годами становилась все ощутимее. Основой храмовой архитектуры в Западной Церкви осталась базили́ка, в то время как в Восточной Церкви в V-VIII вв. оформляется так называемый византийский стиль. Храмы Православной Церкви своими архитектурными особенностями символически выражают канонику церковного вероучения. Существует несколько общеизвестных типов храмовой архитектуры.


Схема храма в форме креста

Храмы в форме креста строились в знак того, что Крест Христов – основа Церкви, Крестом человечество избавлено от власти диавола, Крестом открыт вход в потерянный прародителями Рай.


Одноглавый храм Петра и Павла на Бую, XIV-XVI вв. Псков

Храмы в форме круга (круг, не имеющий ни начала, ни конца, символизирует вечность) говорят о бесконечности существования Церкви, ее нерушимости в мире по слову Христа: Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ( Мф. 16; 18 ).

Храмы в форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к месту, где родился Христос. Таким образом, Церковь Божия свидетельствует о своей роли путеводительницы к жизни Будущего Века.


Пятиглавый храм Христа Спасителя. Москва

Храмы в форме корабля – самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.


Девятиглавый храм Покрова Божьей Матери (собор Василия Блаженного), середина XVI в. Москва


Шлемовидная форма купола Спасского собора Андроникова монастыря, XV в. Москва

Существовали и смешанные типы храмов, соединяющие вышеназванные формы. К примеру, характерно смешение крестообразной формы храма снаружи с круглой формой внутри. Или прямоугольной формы снаружи и круглой внутри. Все эти формы храмостроительства Церковь сохранила до наших дней.


Купол в форме луковицы у Воскресенского храма, XVII в. Каргополь

Здания всех православных храмов всегда завершаются куполами, которые символизируют духовное небо. Купола же, в свою очередь, непременно увенчиваются крестами, как знамением искупительной победы Христа. Православный крест, воздвигаемый над храмом, имеет восьмиконечную форму, иногда в его основании находится полумесяц, имеющий очень много присваиваемых ему символических значений, одно из которых – якорь христианской надежды на спасение по вере в крестные заслуги Христа. Восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой – это жизнь Будущего Века.

Разное количество глав у храмового здания обуславливается тем, кому они посвящены.

Одноглавый храм: купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения.

Двуглавый храм: два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую).

Трехглавый храм: три купола символизируют Пресвятую Троицу.

Четырехглавый храм: четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.

Пятиглавый храм: пять куполов, один из которых возвышается над остальными, символизируют Христа, как Главу Церкви, и четырех евангелистов.

Семиглавый храм: семь куполов символизируют семь Таинств Церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.

Девятиглавый храм: девять куполов символизируют девять чинов ангельских.

Тринадцатиглавый храм: тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Форма и цвет купола также имеют символический смысл. Например, шлемовидная форма символизирует ту духовную брань, которую Церковь с момента своего основания ведет с силами зла. Форма луковицы символизирует пламень свечи, о которой свидетельствует Евангелие: И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Мф. 5; 15, 16 ). Необычная форма и яркая раскраска куполов, как, например, у храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, говорит о красоте Небесного Иерусалима.

По цвету купола также можно определить, кому посвящен храм. Поскольку золото символизирует Небесную Славу, то купола золотятся у храмов, посвященных Христу и двунадеся́тым праздникам (двенадцать главных праздников церковного года, исключая Праздников Праздник – Пасху). Купола синие со звездами являются свидетельством того, что храм над которым они воздвигнуты посвящен Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Храмы с зелеными куполами посвящались Пресвятой Троице, потому что зеленый – цвет Святого Духа. Храмы, посвященные святым, увенчивались как зелеными, так и серебряными куполами.

Поскольку каждый храм посвящается Богу в память того или другого священного события или угодника Божия, то и название он получает соответствующее, например: Троицкий, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, храм святителя Николая, Преподобного Сергия Радонежского, храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов и т. д.

Приходом называется община православных христиан, состоящая из священнослужителей и мирян, объединенных при храме.

Источник: Справочник православного человека / [ред.-сост. Пономарев В.]. - Москва : Даниловский благовестник, 2006-2009. / Ч. 1: Православный храм. - 2006. - 126 с. ISBN 5-89101-176-7

В этот день, 8 апреля, более 850 лет назад, в 1158 году, великий князь Владимиро-Суздальского княжества Андрей Боголюбский заложил Успенский собор во Владимире - выдающийся памятник белокаменного зодчества XII века. В преддверии Пасхи, на страстной неделе сайт "РИА Недвижимость" решил осмотреть самые древнейшие храмы на территории России.

Храм несколько раз перестраивался. При Боголюбове он был шестистолпным, с тремя апсидами и по высоте (32,3 метра) превосходил соборы Киева и Новгорода.

Сейчас Успенский собор во Владимире включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и является главным кафедральным собором Владимирской епархии.

В преддверии Пасхи, на страстной неделе сайт "РИА Недвижимость" решил осмотреть самые древнейшие храмы на территории России.

Успенский собор в городе Владимире

В этот день, 8 апреля, более 850 лет назад, в 1158 году, великий князь Владимиро-Суздальского княжества Андрей Боголюбский заложил Успенский собор во Владимире - выдающийся памятник белокаменного зодчества XII века.

Храм несколько раз перестраивался. При Боголюбове он был шестистолпным, с тремя апсидами и по высоте (32,3 метра) превосходил соборы Киева и Новгорода.

Сейчас Успенский собор во Владимире включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и является главным кафедральным собором Владимирской епархии.

В преддверии Пасхи, на страстной неделе сайт "РИА Недвижимость" решил осмотреть самые древнейшие храмы на территории России.

По своей структуре церковь напоминает строения в азиатских областях Византийской империи, Константинополя и Кипра. Характерна для византийских мастеров и полосато-розовая кладка фасада.

Внешний облик храма со временем менялся. В середине прошлого века в ходе реставрации с целью сохранения купола был установлен металлический каркас, а также была восстановлена кладка, часть росписей и штукатурки.

На сегодняшний день церковь является действующей и охраняется государством.

Православный храм Святого Иоана в Керчи

Православный храм Святого Иоана в Керчи был возведен приблизительно в VIII — XI веках и считается одним их старейших подобных построек не только Крыма, но страны в целом.

По своей структуре церковь напоминает строения в азиатских областях Византийской империи, Константинополя и Кипра. Характерна для византийских мастеров и полосато-розовая кладка фасада.

Внешний облик храма со временем менялся. В середине прошлого века в ходе реставрации с целью сохранения купола был установлен металлический каркас, а также была восстановлена кладка, часть росписей и штукатурки.

На сегодняшний день церковь является действующей и охраняется государством.

Празднование дня святого Георгия в Шоанинском храме

Одним из древнейших в России является и Шоанинский храм, возведенный в Х веке на юго-восточном остроге горы Шоана на территории современной Карачаево-Черкесии. Он выполнен в лучших традициях византийской архитектуры.

Архитектура монастыря уникальна. В его ансамбль входят как первоначальные постройки XII века, так и более поздние, относящиеся к XIX столетию. Во время последних реставрационных работ ему был возвращен искомый вид.

Юрьев монастырь

Георгиевский собор Юрьева монастыря в Новгороде считается одним из первых белокаменных храмов Руси. Он был возведен в 1119 году по инициативе великого князя Мстислава I Владимировича.

Архитектура монастыря уникальна. В его ансамбль входят как первоначальные постройки XII века, так и более поздние, относящиеся к XIX столетию. Во время последних реставрационных работ ему был возвращен искомый вид.

Архитектура собора неоднократно страдала из-за много численных пожаров. По некоторым данным, возможно, что в 1217 году именно по этой причине окна алтаря были превращены в узкие амбразуры.

По мнению большинства экспертов, в архитектуре Никольского собора прослеживается подражание стилю Софийского собора на территории Новгородского кремля.

Николо-Дворищенский собор

Николо-Дворищенский собор (Никольский собор на Ярославовом Дворище) тоже по праву считается одним из старейших российских храмов. Он был заложен в 1113 году Мстиславом I Владимировичем и освещен только в 1136 году.

Архитектура собора неоднократно страдала из-за много численных пожаров. По некоторым данным, возможно, что в 1217 году именно по этой причине окна алтаря были превращены в узкие амбразуры.

По мнению большинства экспертов, в архитектуре Никольского собора прослеживается подражание стилю Софийского собора на территории Новгородского кремля.

Возведение храма связано с именем видного деятеля русской церкви XII века – епископа новгородского и псковского Нифонта. Строительство описано рамками с 1136 по 1156 год.

Спасо-Преображенский собор на территории Спасо-Мирожского Завеличского монастыря в Пскове

Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь в Пскове удивляет своей красотой. Во-первых, он построен на слиянии двух рек, Великой и Мирожки. Во-вторых, в нем сохранились прекрасные фрески домонгольской эпохи на стенах главного собора. Он представляет собой крестово-купольный храм.

Возведение храма связано с именем видного деятеля русской церкви XII века – епископа новгородского и псковского Нифонта. Строительство описано рамками с 1136 по 1156 год.

Города России. Переславль-Залесский

Спасо-Преображенский собор в Переславского кремля был заложен в 1152 году князем Юрием Долгоруким, а достаивал его Андрей Боголюбский в 1157 году. В истории он занимает значительно место: вероятно, именно здесь был крещен Александр Невский.

До наших дней от первоначального храма сохранился его основной объем - небольшой, почти квадратный в плане четверик с ленточным фундаментом и глава.

Фасады храма украшают резные рельефы: восседающий на троне царь Давид-Псалмопевец, львы и птицы.

Храм Покрова на Нерли

Церковь Покрова на Нерли в селе Боголюбово Владимирской области датирована 1165 годом, хотя некоторые исследователи настаивают, что церковь основана в 1158 году.
Легенда говорит от том, что белый камень для ее строительства был привезен из завоеванного князем Булгарского государства, но ученые, исследовавшие материал, опровергают такие предположения.

До наших дней от первоначального храма сохранился его основной объем - небольшой, почти квадратный в плане четверик с ленточным фундаментом и глава.

Фасады храма украшают резные рельефы: восседающий на троне царь Давид-Псалмопевец, львы и птицы.

Вид на церковь Архангела Михаила

Строительство церкви Михаила Архангела в Смоленске относят к 1197 году и связывают с именем князя Смоленского Давыда Ростиславовича. Сейчас она является действующим и относится к Смоленской и Вяземской епархии.

Собор несколько раз подвергался перестройке. Сейчас в храме походят богослужения. Кроме того, он входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Рождественский собор

Территорию Суздальского кремля украшает Богородице-Рождественский собор, построенный в 1222-1225 годы при князе Юрии Всеволодовиче, хотя первый храм на этом месте появился еще в XII веке.

Собор несколько раз подвергался перестройке. Сейчас в храме походят богослужения. Кроме того, он входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

православный храм

Православный храм

Православный храм: история формирования

Первая Евхаристия была совершена Иисусом Христом в горнице обычного дома. В подражание этому первыми христианами Евхаристия также совершалась в жилых домах, в специально отведенных для этого комнатах. Это и были первые домашние церкви. Во время гонения на христиан службы совершались в катакомбах (подземных галереях). С 4 века, когда гонения прекратились, начало развиваться церковное искусство, в том числе храмовая архитектура.

Выделяются три основных архитектурных типа православных храмов: базиликальный, крестово-купольный и шатровый.

Базилика — прямоугольные здания с плоским потолком и двускатной крышей. Это исторически самая ранняя форма храмов. Христианами для ритуальных целей были приспособлены римские гражданские базилики, не имеющие стойких ассоциаций с язычеством. В них проводились судебные процессы, решались финансовые вопросы.

Современная западноевропейская базилика имеет крестовую форму.

Появление крестово-купольных храмов относится к 5 веку. В таких церквях на общем плане четко прослеживается 2 пересекающиеся оси, образующие крест.

Возникновение шатрового типа относится к концу 15 века. Вместо куполов над церковью установлен остроконечный шатер с главкой.

Устройство православного храма

Наличие двух куполов указывает на два естества Иисуса: Бога и человека. Три купола — это символ Пресвятой Троицы. Четыре купола символизируют Четвероевангелие. Пять — Христос и четыре апостола-евангелиста. Семь куполов указывает на семь церковных таинств. Девять куполов символизируют девять чинов небесного ангельского воинства. Десять — это сам Иисус Христос с воинством небесным (9 чинов). Тринадцать — Спаситель с двенадцатью апостолами.

На каждом куполе православного храма обязательно находится крест. Это символически указывает на победу Христа над смертью.

Части храма

Устройство церкви имеет свои особенности. Православный храм состоит из трех частей: притвора, собственно храма и алтаря. Наличие алтаря является обязательным условием. Прообразом послужило убранство Иерусалимского храма ветхозаветных времён.

В раннехристианские времена притвор являлся местом для оглашенных (готовящихся принять крещение). Раньше таинство Крещения совершали несколько раз в году, поэтому притвор строился значительного размера. Когда крещение людей стало регулярным и в младенческом возрасте, то необходимость во вместительных притворах отпала. Сейчас в некоторых храмах притворы полностью отсутствуют. А если они есть, то преимущественно в качестве теплоизоляционного помещения. В притворе могут размещать свечной ящик. Иногда там ставится канун (столик для свечей за упокой),

По церковному уставу в притворе должны совершаться литии на вечернях. Однако в современной практике это бывает редко. Размеры притвора не позволяют разместить духовенство и прихожан.

Средняя часть храма

Пройдя притвор, человек оказывается собственно в храм. Именно здесь происходит единение всех членов Церкви, небесной и земной.

Иконы в храме размещаются на стенах, колоннах, в киотах (застекленных шкафчиках) возле стен и иконостаса, также в алтаре.

Место для хора и чтецов в храме называется клиросом. Он может находиться как справа, так и слева от иконостаса. Иногда их два для размещения двух хоров.

Православный храм: алтарная часть

Иконостас отделяет алтарную часть от храма. Это деревянная конструкция имеет специальные углубления, в которые помещены образы святых. Эти иконы располагаются рядами (ярусами) и называются чинами.

Иконостас символически является границей между видимым и невидимым мирами. Также иконостас служит молитвенным образом, по сути, самой большой иконой в храме.

Изначально алтарь не был ничем визуально отделен от верующих. Границей служили колонны и низкие решетки. Только с 5-7 веков на них стали размещать иконы.

Алтарь

Главной частью храма является алтарь. В этом священном месте приносится Бескровная Жертва и пребывают Тело и Кровь Христовы. На символику устройства алтаря повлияло видение небесного храма Иоанном Богословом (Книга Откровения, глава 4).

Центральное место в алтаре занимает престол (четырехугольный стол). К нему могут прикасаться только священнослужители. Храм без престола — простое здание. Престол покрывается белым полотном (символизирует Плащаницу), а сверху — парчой (царская одежда Иисуса Христа, сидящего на небесном престоле).

На престоле ставится дарохранительница в виде металлического сосуда в форме церковки. Здесь хранятся особо заготовленные Святые Дары (запасные) для причащения больных. Также на престоле стоит дароносица, предназначенная для переноса Святых Даров, когда нужно причастить больных вне храма.

Горнее место и жертвенник

Пространство за престолом с восточной стороны именуется Горним местом. Здесь может располагаться архиерейское кресло, а вокруг него скамьи для священников. Также в некоторых церквях это место для подсвечника или лампады. Согласно Откровению, вокруг Божьего престола сидели цари и Его священники.

Светильник, который стоит за престолом и имеет 7 ветвей с лампадами, называется семисвечником. Это символизирует семь церковных таинств. Подобный светильник (менора) находился также в ветхозаветном Иерусалимском храме.

Также обязательным элементом храмового алтаря является Жертвенник. Он представляет собой стол, подобный престолу (одного с ним размера или меньше). Жертвенник символизирует место рождения Христа, а также место крестных страданий. На нем находятся литургические сосуды с их принадлежностями для совершения проскомидии, кадило. Рядом расположен столик для церковных записок.

Читайте также: