Сообщение в русской литературе

Обновлено: 17.05.2024

Как видим, история эпистолярного жанра очень интересна.

С какой целью авторы вводят в текст письма героев? Как кони помогают раскрыть проблемы, идеи? Какова роль писем?

Специфика жанра

Послание в литературе, примеры которого будут приведены ниже, отличается несколькими особенностями, позволяющими выделить его из числа прочих жанров. Это следующие черты:

Такова жанровая специфика послания. Примеры произведений в литературе приведены чуть ниже.

Способы использования писем в произведениях

Авторы, использовавшие жанр

Приведем ряд примеров использования этого литературного лирического обращения выдающимися русскими поэтами. Много текстов такого рода в лирике Жуковского, адресатами нередко становились не только коллеги по поэтическому цеху, но и стоящие у власти люди. Так, после рождения наследника, будущего Александра Второго, поэт обратился с торжественным посланием к его матери. Отказ от оды в пользу более личностного жанра свидетельствовал о том, что для Жуковского рождение ребенка, пусть даже и наследника царского престола, – дело прежде всего семейное, а не государственное. Наиболее известны следующие произведения:

Очень лиричны послания Батюшкова, в которых тема гражданской свободы поэта переплетена с дружеской. Примеры из лирики таковы:

Особенно ярко жанр расцвел в лирике Пушкина.

Как составить деловое письмо

Итак, об особенностях частных писем сказано достаточно. А что собой представляют тексты в деловой переписке? Попытаемся разобраться в их структуре.

Пример делового письма

Обращение

Уважаемый Степан Сергеевич! или Уважаемый господин Кириллов!

Преамбула

В преамбуле чётко излагаются причины, заставившие автора написать письмо. Ознакомившись с преамбулой, адресат должен понять, о чём пойдет речь дальше. К примеру:

Я вынужден написать Вам и выразить свою обеспокоенность низким качеством исходных материалов для сборки мебели, поставляемых Вашей компанией. Надеюсь, что Вы примете меры, которые приведут к улучшению сложившейся ситуации, а также возместят причинённые убытки.

Основной текст

Здесь в 2-4 абзацах обрисовывается сложившаяся ситуация, выражаются мысли автора по поводу этой ситуации и предлагается вариант решения проблемы, либо просто озвучивается просьба предпринять конкретные шаги для её решения. Например:

В течение последних двух месяцев 20% исходных материалов в каждой поставленной Вами партии являются бракованными. Этот факт уже зафиксирован и должным образом оформлен экспертами нашего ОАО. Копии экспертных заключений прилагаются к этому письму.

Заключение

Здесь подводится краткий итог, ведущий к логичному завершению послания. Пример:

Уверен, что Вы сумеете разобраться в этой ситуации, и в самое ближайшее время мы возобновим наше сотрудничество.

Подпись

С уважением, Генеральный директор мебельного Фёдоров И. В.

Задачи: Воспитывать в учащихся духовно-нравственные личностные качества: чувство милосердия, чуткость и внимательность по отношению к близким. Научить грамотно писать письма. Учить применять знания по литературе, русскому языку на практике. Воспитывать интерес к гуманитарным предметам.

Возраст детей: 13-17 лет

Письмо живёт, пока есть человек, Не просто человек, а личность С её страстями, думами и сердцем, С рождением письма познавшим гармоничность. Пишите письма, когда хочется к родным. Письмо поддержит и утешит старость. Влюблённым помогает объясниться… Пишите, доставляя близким радость…

Письмо помогает людям раскрыться, стать ближе друг к другу, через письмо можно утешить, развеселить, дать совет, поддержать человека, которому оно адресовано, письмо даёт возможность людям узнать лучше друг друга, общение через письмо помогает каждому пишущему быть самим собой.

Вам нужно будет ответить на следующие вопросы:

  1. Из какого произведения письмо?
  2. Кто автор произведения?
  3. Кто и кому адресовал своё письмо? Назовите имена героев.
  4. По тематике к какому типу относится это письмо?
  5. Что вы можете сказать о написавшем письмо герое, о его характере?

Ведущий: -Мы убедились, что письмо характеризует того, кто его пишет. Ребята, кто из вас недавно написал письмо кому-либо. Любите ли вы получать письма? Почему?

Ведущий: -Мы живём в XXI веке, когда человечество изобрело десятки способов передачи информации, но письмо не исчезло и никогда не исчезнет, потому что оно помогает людям понять друг друга.

Гост

ГОСТ

Об истории русской литературы

Русская литература является обширной и достойной частью мировой литературы, многие произведения русских писателей входят в её так называемый Золотой фонд. Русская литература - великая литература, чьи корни уходят в глубь веков. История развития этого уникального явления началась много столетий назад и продолжается до сих пор.

Русская литература является важнейшим памятником истории и культуры. В ней отмечены все этапы развития России, все пережитые ею горести и радости.

Своё начало русская литература берёт в XI веке. С развитием русской письменности появилась первая литература. До широкого распространения письменности все произведения, которые можно было бы отнести к литературным (на самом деле - к фольклору), передавались из поколения в поколение в устной форме.

Древнерусская литература

К древнерусской литературе относят все произведения русской литературы, написанные с XI по XVII века.

Толчком к началу развития литературы на Руси стало развитие письменности, которое началось с принятием христианства.

Очень малая часть населения Древней Руси была грамотна и умела читать и писать.

Большая часть памятников древнерусской литературы до нас не дошла. Важно понимать, что вплоть до изобретения книгопечатания все литературные источники были рукописными. Создавали их в основном обученные грамоте священники. При многих церквях состояли объединения специально обученных переписчиков, которые создавали копии книг, а также занимались ведением летописей, переводом иностранных книг и созданием оригинальных произведений.

Готовые работы на аналогичную тему

Периодизация древнерусской литературы:

Литература XVIII века

Литературе XVIII была по-прежнему свойственна общественно-политическая тематика.

Именно в этот период были заложены основы классических российских поэзии и прозы. Несмотря на то, что для нас, читателей, эти произведения по-прежнему сложны для восприятия, нельзя недооценивать их важность, ведь XVIII век стал опорой для литературы века XIX; именно здесь был заложен тот фундамент, на котором в дальнейшем строилась русская литературная традиция.

Самыми выдающимися авторами данного периода являются А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Ф.И. Фонвизин, В.К. Тредиаковский, Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев и Г.Р. Державин. На творчество и идеи этих авторов опирались писатели и поэты Золотого века.

Литература XIX века

XIX век называют Золотым веком русской литературы. Именно в этот период литература получила своё максимальное развитие.

Писатели-прозаики XIX века - это всем нам известные писатели-классики - авторы, чьи произведения считаются лучшими в своих жанрах, авторы, чьи произведения являются ключевыми произведениями русской литературы.

Золотой век во многом опирался на литературные традиции и достижения авторов XVIII века. К примеру, именно из предшествующей эпохи писатели Золотого века переняли публицистичность и любовь к сатире. В литературе XIX века авторы обличали пороки и недостатки современного им общества - так же, как писатели XVIII века критиковали недостатки своей России. Отличительной же чертой Золотого века является большая психологичность: внутренний мир героя всё больше интересует писателей.

Важно отметить, что в XIX веке очень стремительно развивалась отечественная поэзия. Ключевую роль в этом сыграло творчество А.С. Пушкина, на которое опирались поэты пушкинского круга, а также Фет, Тютчев и Некрасов.

Самыми значительными писателями и поэтами XIX века являются А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, А.С. Грибоедов, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Ф.М. Достоевский, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, Н.А. Некрасов, А.П. Чехов и другие.

Литература XX века

XX век был наполнен масштабнейшими историческими событиями, сильно менявшими ход жизни в России. Литература неизменно поспевала за этими изменениями, иногда - предчувствовала их и при этом всегда отражала состояние русского народа.

Для литературы XX век начался с Серебряного века русской поэзии. В это время появилось огромное количество новых поэтов и новых поэтических течений, которым был характерен бунтарский подход к творчеству. Символисты и футуристы бесстрашно экспериментировали с литературными формами, оставляя своим потомкам уникальное поэтическое наследие.

Второй значительнейшей эпохой литературы XX века является литература СССР и отдельно литература, посвящённая Великой Отечественной войне.

В XX веке вышло множество произведений, так или иначе являющихся идеологический пропагандой. Героями становились простые люди, борющиеся за счастье своей страны и часто ставящие его прежде своего собственного. Другой стороной этой медали, впрочем, были произведения, критикующие советский строй и оттого часто подвергающиеся цензуре.

К концу XX века, когда цензура ослабла, на свет вышло множество произведений, написанных ещё в 30-50-ые годы, но так и не увидевших свет.

Крупнейшими именами в русской литературе XX века являются Владимир Маяковский, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Сергей Есенин, Александр Блок, Александр Куприн, Иван Бунин, Михаил Шолохов, Михаил Булгаков и другие.

Современная русская литература

К современной литературе принято относить произведения, написанные в период с (70)80-90-ых годов XX века и до наших дней.

Литература, написанная в XXI веке, в основном является массовой.

Современные русские авторы: Сергей Довлатов, Виктор Пелевин, Людмила Улицкая, Татьяна Толстая, Борис Акунин, Сергей Лукьяненко, Евгений Гришковец и др.

Русская литература

Собрания сочинений великих русских классиков

Древнерусская литература

Средневековая русская литература

Русская литература в XVIII веке

Русская литература в XIX веке

Расцвет русской литературы продолжается и в XIX веке, открыв миру такие величайшие имена, как Александр Сергеевич Грибоедов, Иван Андреевич Крылов, Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Николай Васильевич Гоголь и многие другие.

Русская литература второй половины 19 века сыграла немаловажную роль в общественной жизни страны. Так считают сегодня многие критики. В тот период чтение являлось не развлечением, а способом изучения окружающей реальности. Для поэтов и писателей творчество было важным процессом служения обществу, у них сохранялась вера в силу слова и в вероятность того, что книга может действовать на душу и ум людей, менять их в лучшую сторону.

Русская литература второй половины 19 века

Общие сведения

Литература 2 половины 19 века характеризуется появлением новых направлений в развитии художественной поэзии. Это знаменательный период, когда активно появляется интерес к изучению мировой истории и познанию мировоззрения, развиваются политические и общественные движения, научный прогресс.

В это время появляется интерес к актуальным проблемам человеческих ценностей. Также ключевое влияние оказывают и исторические события:

Французская революция (1788—1792)

  1. Наполеоновские сражения.
  2. Французская революция (1788—1792).
  3. Отмена крепостничества в России.
  4. Образование независимых государств Италии и Германии.
  5. Революции XVIII столетия.

Литература попала в круговорот этих событий, она отобразила в себе текущий период и появление новой эстетической реальности.

Место романтизма занимает реализм, ставший отражением разнообразия человеческих взаимоотношений, воспроизведением действительного быта, объективным описанием достоверности. Тщательное изучение общественной жизни и конкретного человека, талантливо показанные в творчестве Пушкина, Гоголя, Бальзака и Стендаля, продолжили многие писатели мировой литературы: Тургенев, Абельдяев, Достоевский, Вельдман, Флобер, Гаршин, Толстой, Жуковский, Диккенс, Зубов, Мопассан.

В литературе можно четко проследить анализ общечеловеческих отношений. Действие во многих рассказах происходит в тот же период, когда они создаются и публикуются. На фоне социального строя того времени показана жизнь героев. В качестве мотива поведения главных персонажей выступает историческая атмосфера.

Основные стили

Вторая половина XIX столетия характеризуется появлением реализма в литературе. Это направление приходит вместо романтизма:

  • реализм всесторонне отображает влияние общественных и исторических событий на формирование человеческой личности и духовное развитие, отношение человека к обществу;
  • романтизм характеризуется анализом внутреннего мировоззрения человека, ощущением интуитивного мировосприятия, конфликтом желаний и реальности, отрицанием повседневности, большим вниманием к фольклору и приданиям, возвеличиванием духовности.

Поэты и писатели второй половины 19 века

Литература того времени заслуживает отдельного внимания. Популярные поэты создают свой мир, в котором главные персонажи переживают собственные трагедии и решают общественные проблемы. Основной целью писателей является отображение событий столетия, которое было насыщено социально-экономическими и политическими изменениями.

В эту эпоху усиливаются взаимоотношения между авторами разных стран, появляется самобытность литературы каждой нации. Основным стилем является роман, а поэзия и драматургия отходят на вторые позиции.

Хоть постоянно проходили литературные споры, в основном творчестве большинства авторов все еще чувствуется приверженность к романтическому жанру. Это было некое объединение реализма и романтизма, перетекание одного жанра в другой. Но этот процесс только обогащал поэзию. В произведениях Стендаля, Бальзака, Тургенева и Мопассана можно проследить эту тенденцию.

Проявление реализма

Произведения Стендаля

  • индивидуальность стиля, отступление от канонов;
  • реалистичность и объективность;
  • воссоздание мира;
  • связь с естествознанием, историей, социологией, политикой;
  • создание индивидуальных стилей, которые объединяют в себе реалистические и романтические составляющие;
  • основной акцент на социальной сфере;
  • анализ отношений среды и человека.

Ситуация в России

Литература 2 половины 19 века в России характеризуется общественными движениями западников и славянофилов. Первые утверждали, что развитие государства начало происходить благодаря реформам Петра Первого. Отношение к допетровской России у этих последователей было негативным, они утверждали, что в ту эпоху не были достойны уважения история и искусство. Славянофилы протестовали против европейской ориентации, они продвигали самостоятельное развитие Российского государства.

Очень распространенным течением у западников являлось радикальное, в основе которого лежали учения Фурье и Симона с выделением социализма. В этом течении наиболее радикальные его участники считали, что революция — это только один выход, благодаря которому можно что-то поменять в Российском государстве. Славянофилы утверждали, что по своему содержанию российская история не уступает европейской.

Федор Достоевский

В 1861 г. зарождается течение почвенников, которое пытается преодолеть разносторонность мнений. Его основоположниками являлись Страхов, Григорьев, Достоевский. Они не принимали самодержавный строй и европейскую буржуазно-демократическую систему разделения общества.

Расцвет новых жанров

Роман в виде литературного жанра начинает занимать основное место в русской литературе. В этот период публикуются:

Получает развитие национальная и самобытная поэзия. В произведениях основное внимание уделено фольклору, крестьянскому и мещанскому быту, языку. Зачастую рассказы посвящены общественным и нравственным проблемам, в которых романтизм объединяется с реализмом. Островский, Брюсов, Толстой относятся к писателям, использовавшим этот прием.

Также в это время появляется огромная плеяда поэтов, которую сплотил критик Белинский. Они называли себя представителями натурализма и были довольно популярны. Их основные персонажи — представители непривилегированного сословия населения. Это дворники, ремесленники, холопы, нищие.

Огромное влияние литература 19 столетия оказала на все сферы культуры. В борьбе за идеалы также использовались музыка и театр. Настроение общества находит отражение и в живописи, которая внедряет в сознание людей идею о равноправии и благах для общества.

При изучении этого периода в школе дети составляют таблицы, в которых перечисляют литературных деятелей и их произведения, пишут конспекты, сочинения и рефераты. Благодаря такой работе им удается глубже понять русскую литературу и ее связь с историей.

Читайте также: