Сообщение в котором излагаются определенные вопросы делаются выводы и предложения называется

Обновлено: 28.06.2024

Тема 6. Подготовительная стадия научного исследования

Дополнительные задания

  1. На базе нескольких учебников по теории государства и права под редакцией различных авторов необходимо сравнить определение понятий: ''право'', ''государство'', ''юридическая ответственность''. Нужно выделить общее для всех определений и особенности, выделяемые каждым автором. Выбрав базовую для себя точку зрения, студент должен привести аргументы в ее пользу.

  2. Приведите примеры различных способов реферирования: а) с элементами дословного цитирования авторского текста; б) с примерной передачей смысла научного текста или той или иной мысли автора; в) тезисного реферирования.

  3. Подготовьте аннотацию научной статьи.

  1. Источниками научной информации могут выступать:

Б. Периодические издания

Б. Могут повторяться раз в три года

В. Могут повторяться раз в пять лет

Г. Могут повторяться раз в десять лет

Б. Радио, телевидения

В. Личного общения

Г. Интернета
6. Общение между учеными и специалистами по научной тематике называется:

Б. Научная коммуникация

В. Научная конференция

Д. Симпозиум
7. Темы диссертаций:

А. Могут повторяться ежегодно

Б. Могут повторяться раз в три года

В. Могут повторяться раз в пять лет

Г. Могут повторяться раз в десять лет

Д. Дублирование исключается
8. Темы дипломных (магистерских) работ:

А. Могут повторяться ежегодно

Б. Могут повторяться раз в три года

В. Могут повторяться раз в пять лет

Г. Могут повторяться раз в десять лет

Д. Дублирование исключается
9. На подготовительном этапе научного исследования осуществляют:

А. Внедрение результатов исследования

Б. Определение объекта и предмета исследования

В. Постановку проблемы

Г. Оформление научной работы

Д. Сбор и анализ литературы
10. Предмет и объект исследования соотносятся так, что:

А. Объект шире предмета

Б. Предмет шире объекта

В. Это тождественные понятия

Г. Они существуют независимо друг от друга


  1. Сфера научных исследований научного коллектива, направленная на решение фундаментальных задач в определенной отрасли науки – это:

В. Объект исследования

Г. Предмет исследования

Д. Научное направление


  1. Укажите основные требования, предъявляемые к теме иследования:

  1. Является ли автореферат диссертации самостоятельным источником научной информации:

  1. Расположите в правильном порядке этапы выполнения научной работы:

Б. Написание введения и заключения

Г. Формулирование предложений и рекомендаций

Д. Определение объекта и предмета исследования

Е. Оформление списка использованных источников и приложений

Ж. Подбор литературы по теме и ее анализ

З. Изложение теории и методики.
15. Может ли Интернет выступать источником научной информации:

Б. Публицистической литературе

В. Учебно-методической литературе

Г. Учебной литературе


  1. Цель исследования всегда связана с объектом и предметом исследования, а также с научным результатом:

  1. Отношения и явления, на которые направлено научное познание – это:

Б. Сфера познания

В. Объект познания

Г. Субъект познания

Д. Область познания

Б. Учебное пособие

В. Статья в нормативном акте

Г. Публикация в специализированном научном издании

21. Способность научной работы отвечать на вопросы современной науки определяет ее:


  1. Возможность использования результатов научной работы в науке или практической деятельности характеризует ее:

  1. Какое из перечисленных слов нельзя использовать для формулирования цели научной работы:

Тема 7. Исследовательская стадия

Г. Курсовая работа

Д. Тезисы
3. Книга, полностью посвященная одной проблеме или теме, называется:

Б. Учебное пособие

В. Научная статья

А. Датирование записей

Б. Размещение на странице как можно больше текста

В. Указание ссылок на источник

Г. Применение технических средств обработки информации

6. Целью научного исследования является:

А. Всестороннее изучение предмета исследования

Б. Публикация результатов

В. Выступление на научной конференции

Г. Получение новых знаний
7. Проблема и тема соотносятся так, что:

А. Проблема является одним из элементов темы

Б. Проблема состоит из ряда тем

В. Тема состоит из ряда проблем

А. Книга, написанная одним автором

Б. Книга, посвященная одной проблеме или теме

В. Комплексное издание, рассматривающее ряд тем

Г. Научная статья
10. Изложение в научной работе ведется от первого лица:

Б. Нет
11. Цель и задачи исследования соотносятся так, что:

А. Они существуют независимо друг от друга

В. Задачи включают в себя цель

Г. Реализация задач обуславливает достижение цели


  1. Запоминание, основанное на применении мнемонических приемов, называется:

  1. Непроизвольное запоминание информации основано на многократном повторении и заучивании прочитанного:

  1. Найдите соответствие между способом запоминания информации и его содержанием:

Б. Случайное запоминание, обусловленное эмоциями, возникающими в процессе чтения.

В. Основан на применении мнемонических приемов.

Г. Осуществляется при многократном повторении и заучивании прочитанного.


  1. Издание, которое содержит систематизированное изложение определенной учебной дисциплины, - это:

Б. Научная статья

21. Найдите соответствие между понятием и его содержанием:

Б.Подробное изложение информации.

22. Что такое реферат? (укажите черты, присущие реферату):

А. Вид публикации, который требует большого творческого вклада автора

Б. Сжатый обзор работ других авторов

В. Большая по объему робота

Г. Квалификационная работа
23. Способ запоминания, основанный на многократном повторении и заучивании прочитанного, называется:

Г. Непроизвольным
24. Допускается ли использование в тексте научной работы эпитетов, метафор, иных литературных средств:

В. Только по соглашению с руководителем

Г. Только для выражения отношения автора к описываемым фактам
25. К видам научных публикаций не относятся:

Е. Повесть
26. Авторский или печатный лист – это:

А. Одна страница печатного текста (размер шрифта – 14; одинарный интервал)

Б. Одна страница печатного текста (размер шрифта – 12; одинарный интервал)

В. Лист формата А4, отпечатанный с двух сторон

Г. Единица исчисления печатного текста (равна 5 тыс. печатных знаков)

Д. Единица исчисления печатного текста (равна 40 тыс. печатных знаков)

Тема 8. Методология и методика научных исследований. Виды методов

Дополнительные задания

  1. Учение о методах научного познания называется:

Реферат: что нужно знать студенту?

Что собой представляет реферат? Прежде всего, это краткое изложение содержания нескольких научных работ, которые касаются определенной проблемы. Очень часто преподаватели дают задание студентам проработать ту или иную тему. Результатом такого действия является написание реферата. Чем отличается доклад от реферата и наоборот? Работая с различными источниками информации, студент готовит реферат, которому осуществляется передача целостной информации, полученной из различных источников литературы. Существует определенный алгоритм создания реферата.

  • Следует ознакомиться с требованиями к реферату.
  • Займитесь подбором литературы, в которой раскрывается проблемный вопрос.
  • При подборе литературы можно пользоваться библиотечными каталогами (алфавитным, предметным или систематическим).
  • Подготовка плана реферата.
  • Проработка литературных источников.
  • Систематизация материала в соответствии с планом реферата.
  • Критический анализ и оценка освещенной проблемы.
  • Оформление реферата в соответствии с требованиями.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

В такой работе недопустимы лирические отступления, материалы выкладывают строго, придерживаясь научного стиля. Кроме того, реферат имеет четкую структуру: вступительная часть, основная и заключительная.

Знакомимся с докладом: как написать, на что следует обратить внимание

В чем разница между докладом и рефератом? На основании реферата студент может подготовить небольшой устный доклад для публичного выступления. Иными словами, доклад представляет собой документ, в котором излагаются определенные вопросы, подаются выводы, предложения. Подобно структуре научной статьи, доклад имеет такие обязательные элементы: введение, основная часть, итоговая часть, более известна как выводы. Логическая структура доклада и реферата имеет общее строение, отличия касаются объемов работы и характера изложения информации. Более того, научный доклад, который подготовлен студентом на основе критического обзора и изучения ряда публикаций, называется рефератом. В докладе обязательно должна присутствовать оценка автора и его субъективные выводы. Разница между докладом и рефератом возможно не настолько очевидна, поэтому разберемся более детально во всех нюансах.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Подводим итоги

Чем отличается доклад от реферата? Доклад является результатом детального изучения проблемного вопроса, в то время как реферат опирается на несколько источников и дает только общее представление по теме. В отличие от доклада, реферат не нуждается в наличии авторского отношения к проблеме. Если реферат представляет собой обобщение, анализ уже известного, доклад кратко подводит итоги проделанной работы и задает направления дальнейшего развития. Как видим, разница между этими двумя понятиями все же есть.

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Г. Субъект познания

Д. Область познания

Научная статья - это:

А. Отдельная книга по определенной теме

Б. Учебное пособие

В. Статья в нормативном акте

Г. Публикация в специализированном научном издании21. Способность научной работы отвечать на вопросы современной науки определяет ее:

Относятся ли учебники к научной литературе:

Возможность использования результатов научной работы в науке или практической деятельности характеризует ее:

Какое из перечисленных слов нельзя использовать для формулирования цели научной работы:

Тема 7. Исследовательская стадия

Дополнительное задание Проанализировать несколько основных источников по теме курсовой работы, выявить противоречия во взглядах различных авторов на одну проблему. Проанализировать каждую концепцию и определить ту, которая кажется студенту наиболее вероятной, или, на основании изученного материала, сформулировать собственную позицию. Свою точку зрения необходимо обосновать.

Г. Курсовая работа

Д. Тезисы 3. Книга, полностью посвященная одной проблеме или теме, называется:

Б. Учебное пособие

В. Научная статья

5. Основным правилом конспектирования является:

А. Датирование записей

Б. Размещение на странице как можно больше текста

В. Указание ссылок на источник

Г. Применение технических средств обработки информации 6. Целью научного исследования является:

А. Всестороннее изучение предмета исследования

Б. Публикация результатов

В. Выступление на научной конференции

Г. Получение новых знаний 7. Проблема и тема соотносятся так, что:

А. Проблема является одним из элементов темы

Б. Проблема состоит из ряда тем

В. Тема состоит из ряда проблем

Цель: Сбор и систематизация знаний по конкретной теме или проблеме, обобщение полученного из источников материала, выработка навыков организованности и целеустремленности, запоминание полезной информации, развитие практических навыков анализа научной литературы.

Методические рекомендации

Доклад – документ, в котором излагаются определенные вопросы, делаются выводы, предложения. Он предназначен для устного(публичного) прочтения и обсуждения.

Доклады не публикуются, а сообщаются участникам научного собрания с целью привлечения к дискуссиям и обсуждения изложенного материала.

Виды научного доклада:

− Отчетные (обобщается положение дел, ход работы за определенный период);

− Текущие (информация про ход работы);

− На научные темы

Доклады бывают нескольких типов:

1. Отчетный доклад, в котором обобщаются состояние дел и ход работы за определенное время, выделяются достижения и недостатки. Отчетные доклады на семинарах, симпозиумах и конференциях обеспечивают презентацию научно-исследовательских коллективов, школ, общественных научных организаций.

2. Тематический доклад, посвященный развернутом изложения какой-то темы или проблемы. Значительную роль в ней играют мысли и позиция автора.

3. Информационный доклад, представляет собой информирование присутствующих о состоянии дел в какой-либо области деятельности. Задача этого доклада - максимально объективно и всесторонне представить информацию без изложения позиции автора.

Пример плана работы над докладом:

1. Выбор источников информации.

2. Сбор информации.

3. Вычленение основных моментов из собранного материала.

4. Сведения частей в единый доклад.

5. Свои выводы по теме доклада.

Структура доклада практически аналогична плана статьи.

Вступление. Определяют основания, причины, проблемную ситуацию, которая способствовала написанию доклада.

Основная часть. Здесь анализируется современное положение проблемы, приводятся аргументы, обосновывается основная идея автора.

Итоговая часть.Содержит выводы и рекомендации, предложения.

Есть два способа написания доклада:

- первый заключается в том, что исследователь сначала готовит тезисы своего выступления, и на основе тезисов пишет доклад, редактирует ее и готовит к публикации в научном сборнике в виде статьи.

- второй, напротив, предполагает сначала полное написание доклада, а затем в сокращенном виде - тезисов для предварительного ознакомления аудитории.

Выбор способа подготовки доклада зависит от содержания и индивидуальных особенностей автора.

Специфика устного выступления накладывает существенный отпечаток на содержание и форму доклада. При написании доклада следует иметь в виду, что существенная часть материала опубликована в тезисах. Кроме того, часть материала подается на плакатах (слайдах, мониторе компьютера, схемах, диаграммах, таблицах и др.). В докладе должны быть комментарии к иллюстративного материала, а не его повторения. Можно остановиться только на одной (самое существенное, дискуссионной) тезисе доклада, сделав ссылку на другие, уже опубликованы. Докладчик должен реагировать на предыдущие выступления с темы своего доклада. Целесообразно полемический ее характер - это привлекает слушателей.

Типичные ошибки и возможные недостатки в докладе:

- несоответствие теме обсуждения, что приводит к снижению интереса слушателей к вопросам, которые преподаются;

- несоблюдение регламента, вызывает раздражение слушателей относительно докладчика;

- невнятность изложения, вызывает и потерю интереса, и раздражительность слушателей;

- злоупотребление иностранной терминологией и понятиями, затрудняют восприятие главной мысли;

- наличие слов-паразитов ("вот", "значит", "так сказать" и т.п.);

- построение сложных предложений, в которых количество слов превышает 14-15 (такие фразы не воспринимаются по сложности грамматической конструкции и теряется смысл)

- монотонность интонации, без акцентов на значимых моментах;

- боязнь выглядеть несовершенным;

- преувеличение собственных недостатков;

- плохая подготовка или воспоминания о прошлых неудачах.

Аспекты, требующие внимания при обнародовании научного доклада, а также соответствующие рекомендации:

ü Соответствующий внешний вид. Уместно иметь деловой стиль одежды и аксессуары, классическую прическу;

ü Приветливое выражение лица. Желательно излучать положительные эмоции.

ü Используйте различные приемы как для личной подготовки к выступлению, так и для воздействия на аудиторию.

ü Наличие полного текста доклада. Текст должен быть написан с учетом рабочего языка конференции, без сокращений и аббревиатур. Структурируйте доклад по подразделениям и изучите их.

ü Наличие наглядного материала. Подготовьте материалы для демонстрации (не помешает иметь дополнительную копию этих материалов).

ü Учитывайте специфику аудитории и её количественный состав (специальность, уровень подготовки и т.д.).

ü Установите визуальный контакт со слушателями.

ü Представьтесь и сообщите тему доклада (если это не сделал председательствующий).

ü Начало доклада должен быть интересным, "ярким" (старайтесь сразу завладеть вниманием слушателей).

ü Следуйте научного стиля доклада.

ü Используйте вербальные техники (темп, интонацию и т.д.) и невербальные техники (жесты, мимику и т.п.).

ü Всегда проверяйте факты и цитаты, которые используете.

ü Выкладывайте факты по уровню их значения (от наиболее важного к менее существенному).

ü Не перегружайте выступление цифрами, фактами, цитатами.

ü Избегайте повторов.

ü Сделайте выводы и укажите перспективы решения этой проблемы.

ü Внимательно прислушивайтесь к вопросам. Если вопрос сложный, не отвечайте сразу (обратитесь с просьбой повторить его, или сделать уточнение, что именно интересует автора - это придаст время для обдумывания вопроса и формулировки ответа).

ü Если на сделанное замечание в форуме аргументированного ответа, поблагодарите его и пообещайте учесть в дальнейшей работе.

ü Поблагодарите за внимание, заданные вопросы, сделанные замечания.

ü Будьте внимательны к другим докладчикам (участвуйте в дискуссиях, задавайте вопросы).

Обычно докладной запиской информируют руководство о сложившейся ситуации (об имевших место событиях, фактах, явлениях), требующей решения. Докладная записка представляется руководителю организации или руководителю подразделения. Докладная записка составляется в случаях, когда компетенции работника или руководителя подразделения недостаточно для разрешения какой-либо уже сложившейся ситуации или для предупреждения возможной негативной ситуации.

Реквизитами докладной записки являются: наименование подразделения, наименование вида документа, дата, регистрационный номер (если в организации ведется регистрация внутренних документов), адресат, заголовок к тексту (если текст документа имеет более 4–5 строк), текст, подпись, визы.

Текст докладной записки состоит из двух или трех смысловых частей: в первой части излагаются причины, факты или события, послужившие поводом для ее написания, во второй части – анализируется сложившаяся ситуация, даются возможные варианты ее решения, в третьей делаются выводы и перечисляются конкретные действия, которые, по мнению составителя, необходимо предпринять. Вторая часть в докладной записке может отсутствовать, в этом случае ее текст содержит обоснование и выводы (предложения, просьбы, рекомендации) составителя.

Служебная записка

Служебная записка – записка о выполнении какой-либо работы, направляемая одним должностным лицом другому должностному лицу.

Несмотря на то, что нормативными и методическими документами по документационному обеспечению не предусмотрено использование в деятельности организаций служебных записок, практика показывает, что этот вид документа используется очень широко и, более того, часто заменяет собой докладную записку.

Служебная записка – документ, по назначению близкий докладной записке, но составляемый в одном подразделении и направляемый в другое подразделение для решения служебных вопросов. Служебная записка не должна заменять докладную записку, поскольку докладная записка направляется вышестоящему должностному лицу. Можно сказать, что с помощью докладных записок реализуются вертикальные информационные связи в организации, а с помощью служебных записок – горизонтальные.

Служебные записки в целом оформляются так же, как и докладные записки. Разница заключается только в наименовании вида документа – служебная записка.

Текст служебной записки, как правило, состоит из двух частей – обоснования причин ее составления и второй части – предложения, просьбы и т.п.

Служебная записка подписывается непосредственно сотрудником – составителем или руководителем подразделения.

Предложение

Предложение – разновидность докладной записки, содержащая перечень конкретных предложений по определенному вопросу.

Как правило, предложения составляются по заданию руководства. Текст документа содержит две части: краткое обоснование (объяснение, на основании чего или в связи с чем составлено предложение) и заключение – перечень конкретных предложений по определенному вопросу. Предложения составляются руководителями подразделений или специалистами и представляются руководству.

Составляются и оформляются предложения аналогично докладной записке (в названии документа указывается – предложение).

Объяснительная записка

Объяснительные записки составляются в случае нарушения работником правил внутреннего трудового распорядка и трудовой дисциплины (опоздание на работу, прогул, отсутствие на рабочем месте и др.).

Объяснительные записки в целом оформляются так же, как и докладные записки. Текст объяснительной записки во втором значении, как правило, состоит из двух частей: первая часть содержит факты, послужившие поводом к ее написанию, вторая – причины, объясняющие сложившуюся ситуацию, действия, происшествия.

Объяснительная записка подписывается составителем.

Справка – 1) документ, содержащий описание и подтверждение тех или иных фактов или событий; 2) документ, подтверждающий факты биографического или служебного характера.

Справки в первом значении, отражающие основную (производственную) деятельность организации, составляются для представления руководству организации или на рассмотрение коллегиального (совещательного) органа.

Справки в целом оформляются аналогично докладным запискам.

Справка может быть информационной, аналитической или отчетной.

Текст справки состоит из одной-двух частей. В первой части, как правило, излагается предыстория вопроса – факты, события, документы, послужившие основанием или поводом для составления справки, во второй части приводятся конкретные сведения, отражающие суть сложившейся ситуации. Справка может состоять только из одной (второй) части. Тексты аналитических справок, как правило, состоят из трех частей: основание составления справки, анализ ситуации или вопроса, выводы и предложения.

Сводка – документ, представляющий собой обобщенные данные по одному вопросу (сводка предложений, сводка замечаний, сводка требований и т.д.).

В сводке концентрируется информация из различных источников по определенной теме. В сводке допускается приводить сведения об источниках информации, давать характеристику фактическому материалу по одному или нескольким показателям.

В целом сводка оформляется по тем же правилам, что и докладная записка, справка и другие информационно-справочные документы.

[1] Определения видов документов даны по Краткому словарю видов и разновидностей документов / Главархив СССР, ВНИИДАД, ЦГАДА. М., 1974.

[2] В качестве названия документа, разъясняющего положения проекта, программы, закона и др. документа, в настоящее время чаще используется название – пояснительная записка.

Читайте также: