Сообщение в консульство о преступлении

Обновлено: 02.07.2024

1. Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

2. Полиция имеет право задерживать:

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, - до передачи их в места отбывания административного ареста;

4) лиц, находящихся в розыске, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 21 декабря 2021 г. - Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 424-ФЗ

5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ в пункт 6 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения

6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, - до передачи их военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командирам воинских частей или военным комиссарам;

7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, - до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер;

8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом;

9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным конституционным законом;

10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, - до выяснения личности, но на срок не более трех часов;

11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, - до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;

12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, - до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;

13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, - до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 17 февраля 2020 г. - Федеральный закон от 6 февраля 2020 г. N 12-ФЗ

3. В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию (далее - задержанное лицо), его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близкого родственника (родственника) или близкого лица о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.

Информация об изменениях:

Часть 4 изменена с 21 декабря 2021 г. - Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 424-ФЗ

4. Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.

Информация об изменениях:

Часть 6 изменена с 21 декабря 2021 г. - Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 424-ФЗ

6. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Информация об изменениях:

Часть 7 изменена с 17 февраля 2020 г. - Федеральный закон от 6 февраля 2020 г. N 12-ФЗ

7. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации или настоящей статьей, имеет право на один телефонный разговор в присутствии сотрудника полиции в целях уведомления близкого родственника (родственника) или близкого лица о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

8. О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей.

9. О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу.

10. О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Право на телефонный разговор не предоставляется и уведомление не осуществляется в случаях, если задержанными лицами являются лица, указанные в пунктах 2, 3, 4, 7, 8, 12 части 2 настоящей статьи.

12. Полиция принимает при необходимости меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности.

13. В полиции в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, ведется реестр лиц, подвергнутых задержанию. Сведения, содержащиеся в реестре, не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Информация об изменениях:

Часть 14 изменена с 17 февраля 2020 г. - Федеральный закон от 6 февраля 2020 г. N 12-ФЗ

14. О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близкого родственника (родственника) или близкого лица задержанного лица.

Информация об изменениях:

Часть 15 изменена с 21 декабря 2021 г. - Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 424-ФЗ

15. Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается либо по объективным причинам не может подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

Информация об изменениях:

Часть 16 изменена с 21 декабря 2021 г. - Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 424-ФЗ

16. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются личному осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

Нагаев Евгений Анатольевич, к.ю.н., доцент (ФГКУ "ВНИИ МВД России").

Вопросы задержания и ареста гражданина иностранного государства на территории Российской Федерации регламентируются уголовно-процессуальным законодательством, в частности ст. 1, 3, 96 и 108 УПК РФ.

Многие важные организационные положения по вопросам задержания и ареста иностранных граждан были ранее закреплены в межведомственном нормативном акте - Инструкции о порядке извещения иностранных дипломатических и консульских представительств на территории СССР о задержаниях и арестах граждан представляемого ими государства, а также о порядке посещения консульскими должностными лицами и сотрудниками посольств задержанных, арестованных и осужденных к лишению свободы граждан (утв. Прокуратурой СССР, Верховным Судом СССР, МВД СССР, МИД СССР и КГБ СССР 5 июня 1987 года N 39/17/144/35/107/35 - утратила силу).

Согласно ст. 3 УПК РФ "производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных иностранными гражданами или лицами без гражданства на территории Российской Федерации, ведется в соответствии с правилами настоящего Кодекса". Следовательно, применение мер процессуального принуждения к иностранным гражданам и лицам без гражданства осуществляется в порядке, предусмотренном УПК РФ.

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 96 УПК РФ дознаватель, следователь не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого, который является гражданином или подданным другого государства, уведомляют посольство или консульство этого государства. Вместе с тем уголовно-процессуальное законодательство не содержит никаких сроков уведомления посольства или консульства иностранного государства об аресте гражданина или подданного этого государства и не включает это в обязанности дознавателя или следователя.

Следует отметить, что 12-часовой срок уведомления посольства или консульства иностранного государства о задержании гражданина или подданного также закреплен в п. 20.4 Приказа МВД России от 30.04.2012 N 389 "Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан" .

Российская газета. N 156. 11.07.2012.

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) "О полиции" содержит указание, что "о задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации" (п. 10 ст. 14) .

Собрание законодательства РФ. 2011. N 7. Ст. 900.

В Приказе МВД России от 02.03.2009 N 185 (в ред. от 13.08.2012) "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения" закреплено, что "в случае задержания иностранного гражданина или подданного иностранного государства сотрудником принимаются меры по уведомлению посольства (консульства) соответствующего государства" (п. 196.1) .

Российская газета. N 122. 07.07.2009.

Рассматриваемый вопрос находит свое закрепление и в нормах международного права, в частности в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года , Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (принят 09.12.1988 Резолюцией 43/173 на 43-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) , а также в многочисленных двусторонних консульских договорах и конвенциях, заключенных СССР и Российской Федерацией с зарубежными странами.

Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1989. N 12. Ст. 275.
Правовые основы деятельности системы МВД России. Сборник нормативных документов. Т. 2. М., 1996. С. 147 - 157.

В соответствии со ст. 36 Венской конвенции о консульских сношениях консульское учреждение представляемого государства должно быть безотлагательно уведомлено о том, что гражданин его государства арестован, заключен в тюрьму, задержан в каком-либо ином порядке, если иностранный гражданин этого потребует.

Вместе с тем 12-часовой срок уведомления, который закреплен в ч. 1 ст. 96 УПК РФ и в п. 20.4 Приказа МВД России от 30.04.2012 N 389 "Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан", не согласуется ни с одним из сроков, установленных в нормах международного права, а также двусторонних консульских конвенциях и договорах, заключенных СССР и Российской Федерацией с зарубежными странами.

Так, в ст. 39 Консульской конвенции между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан от 17.10.1996 закреплено, что об аресте гражданина консульское учреждение уведомляется безотлагательно в срок до 4 суток. В ст. 13 Консульского договора между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 25.04.2002 закреплено, что в случае задержания, ареста или лишения свободы любыми другими способами гражданина представительство уведомляется в течение 3 рабочих дней. В ст. 39 Консульской конвенции между Российской Федерацией и Республикой Корея от 18.03.1992 говорится, что об аресте гражданина консульское учреждение уведомляется немедленно.

Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 37. Ст. 3709.
Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 4. Ст. 244.
Бюллетень международных договоров. 1993. N 9. С. 55 - 80.

В этой связи полагаем целесообразным провести классификацию действующих двусторонних консульских договоров и конвенций, заключенных СССР и Российской Федерацией с зарубежными странами, исходя из срока уведомления консульского учреждения иностранного государства о задержании или аресте гражданина представляемого государства.

Анализ действующих двусторонних консульских договоров и конвенций, заключенных СССР и Российской Федерацией с зарубежными странами показал, что в них закреплены следующие сроки уведомления консульских учреждений и представительств иностранных государств о задержании или аресте гражданина представляемого ими государства:

  1. немедленно (незамедлительно), безотлагательно, в разумно короткий срок;
  2. в течение 2-х рабочих дней;
  3. незамедлительно в течение 3-х суток;
  4. безотлагательно в срок до 4-х суток;
  5. безотлагательно в срок до 5-ти суток;
  6. не позднее 6-ти дней;
  7. в пределах 7-ми дней.

Так, к 1-й группе двусторонних консульских договоров и конвенций возможно отнести следующие: Консульская конвенция между СССР и Социалистической Республикой Вьетнам от 29.09.1978 (статья 35); Консульская конвенция между СССР и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии от 02.12.1965 (статья 36); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Народной Республикой Бангладеш от 03.09.2007 (статья 39); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Португальской Республикой от 26.10.2001 (статья 39); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Индией от 21.12.1998 (статья 39); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Куба от 23.03.1998 (статья 39); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Исламской Республикой Пакистан от 08.07.1997 (статья 39); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24.01.1995 (статья 39); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Литовской Республикой от 08.09.1992 (статья 39); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Армения от 22.12.1992 (статья 39); Консульская конвенция между Правительством СССР и Правительством Маврикия от 29.08.1984 (статья 34); Консульская конвенция между Правительством СССР и Правительством Республики Экваториальная Гвинея от 03.11.1983 (статья 36); Консульская конвенция между СССР и Республикой Боливия от 18.03.1980 (статья 36); Консульская конвенция между СССР и Республикой Эквадор от 10.12.1982 (статья 28); Консульская конвенция между СССР и Республикой Мали от 12.06.1980 (статья 36); Консульская конвенция между СССР и Республикой Никарагуа от 19.03.1980 (статья 36); Консульская конвенция между СССР и Греческой Республикой от 06.09.1978 (статья 37); Консульская конвенция между СССР и Мексиканскими Соединенными Штатами от 18.05.1978 (статья 32); Консульская конвенция между СССР и Республикой Кипр от 08.02.1978 (статья 37); Консульская конвенция между Правительством СССР и Правительством Сирийской Арабской Республики от 03.06.1976 (статья 37); Консульская конвенция между СССР и Республикой Острова Зеленого Мыса от 27.11.1976 (статья 36); Консульская конвенция между СССР и Гвинейской Республикой от 23.04.1976 (статья 37); Консульская конвенция между СССР и Республикой Гвинея-Бисау от 16.04.1976 (статья 36); Консульская конвенция между СССР и Иракской Республикой от 15.04.1975 (статья 36); Консульская конвенция между СССР и Королевством Норвегии от 07.12.1971 (статья 39); Консульская конвенция между СССР и Швецией от 30.11.1967 (статья 39); Консульская конвенция между СССР и Соединенными Штатами Америки от 01.06.1964 (статья 12); Консульская конвенция между СССР и Французской Республикой от 08.12.1966 (статья 37); Консульская конвенция между СССР и Швецией от 30.11.1967 (статья 39); Консульская конвенция между СССР и Японией от 29.07.1966 (статья 32); Консульская конвенция между СССР и Финляндской Республикой от 24.01.1966 (статья 30).

Ведомости Верховного Совета СССР. 1979. N 34. Ст. 552.
Ведомости Верховного Совета СССР. 1968. N 41. Ст. 370.
Собрание законодательства РФ. 2012. N 33. Ст. 4620.
Собрание законодательства РФ. 2003. N 41. Ст. 3948.
Собрание законодательства РФ. 2004. N 37. Ст. 3710.
Собрание законодательства РФ. 1999. N 47. Ст. 5627.
Собрание законодательства РФ. 2002. N 47. Ст. 4636.
Собрание законодательства РФ. 1997. N 5. Ст. 613.
Собрание законодательства РФ. 2000. N 5. Ст. 464.
Собрание законодательства РФ. 2005. N 17. Ст. 1486.
Сборник международных договоров СССР. Вып. XLI. М., 1987. С. 76 - 88.
Сборник международных договоров СССР. Вып. XLI. М., 1987. С. 88 - 99.
Ведомости ВС СССР. 1986. N 20. Ст. 341.
Ведомости ВС СССР. 1984. N 35. Ст. 606.
Ведомости ВС СССР. 1982. N 47. Ст. 864.
Ведомости ВС СССР. 1982. N 20. Ст. 336.
Сборник международных договоров СССР. Вып. XXXVI. М., 1982. С. 31 - 44.
Ведомости ВС СССР. 1979. N 37. Ст. 606.
Ведомости ВС СССР. 1979. N 39. Ст. 634.
Ведомости ВС СССР. 1979. N 13. Ст. 202.
Ведомости ВС СССР. 1978. N 50. Ст. 829.
Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXIII. М., 1979. С. 49 - 61.
Ведомости ВС СССР. 1977. N 14. Ст. 220.
Ведомости ВС СССР. 1976. N 9. Ст. 155.
Ведомости ВС СССР. 1974. N 18. Ст. 273.
Ведомости ВС СССР. 1968. N 37. Ст. 334.
Ведомости ВС СССР. 1968. N 29. Ст. 261.
Ведомости ВС СССР. 1969. N 41. Ст. 363.
Ведомости ВС СССР. 1968. N 37. Ст. 334.
Ведомости ВС СССР. 1967. N 32. Ст. 437.
Ведомости ВС СССР. 1966. N 51. Ст. 1042.

Ко 2-й группе двусторонних консульских договоров и конвенций возможно отнести Консульскую конвенцию между Российской Федерацией и Итальянской Республикой от 15.01.2001 (статья 41).

Собрание законодательства РФ. 2004. N 18. Ст. 1691.

К 3-й группе двусторонних консульских договоров и конвенций возможно отнести следующие: Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Польша от 22.05.1992 (статья 43); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Сербией и Черногорией от 07.11.2005 (статья 23); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Королевством Бельгия от 22.12.2004 (статья 38); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Румынией от 04.07.2003 (статья 20); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Монголией от 25.03.2002 (статья 15); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Венгерской Республикой от 12.01.2001 (статья 14); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Албанией от 11.04.1995 (статья 41); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Болгарией от 07.09.1995 (статья 50); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 28.03.1994 (статья 38); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Польша от 22.05.1992 (статья 43); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Украиной от 15.01.1993 (статья 13); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Эстонской Республикой от 02.12.1992 (статья 39).

Собрание законодательства РФ. 1998. N 14. Ст. 1515.
Собрание законодательства РФ. 2008. N 34. Ст. 3905.
Собрание законодательства РФ. 2010. N 12. Ст. 1257.
Собрание законодательства РФ. 2006. N 6. Ст. 642.
Собрание законодательства РФ. 2004. N 37. Ст. 3711.
Собрание законодательства РФ. 2004. N 7. Ст. 452.
Собрание законодательства РФ. 2011. N 19. Ст. 2718.
Собрание законодательства РФ. 1997. N 23. Ст. 2665.
Собрание законодательства РФ. 1997. N 34. Ст. 3949.
Собрание законодательства РФ. 1998. N 14. Ст. 1515.
Собрание законодательства РФ. 1998. N 49. Ст. 5971.
Собрание законодательства РФ. 2001. N 47. Ст. 4406.

К 4-й группе двусторонних консульских договоров и конвенций возможно отнести следующие: Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан от 02.03.1994 (статья 39); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Туркменистаном от 18.05.1995 (статья 39); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой от 06.06.1995 (статья 39); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Латвийской Республикой от 14.12.1994 (статья 39); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Молдова от 14.06.1994 (статья 12); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой от 25.01.1994 (статья 39); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Латвийской Республикой от 14.12.1994 (статья 39).

Собрание законодательства РФ. 1999. N 5. Ст. 604.
Собрание законодательства РФ. 1999. N 12. Ст. 1408.
Собрание законодательства РФ. 1999. N 20. Ст. 2412.
Собрание законодательства РФ. 2005. N 7. Ст. 493.
Собрание законодательства РФ. 2000. N 6. Ст. 612.
Собрание законодательства РФ. 2001. N 47. Ст. 4407.
Собрание законодательства РФ. 2005. N 7. Ст. 493.

К 5-й группе двусторонних консульских договоров и конвенций возможно отнести следующие: Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Македонией (статья 40); Консульская конвенция между Российской Федерацией и Йеменской Республикой от 25.04.2001 (статья 14); Консульская конвенция между СССР и Турецкой Республикой от 27.04.1988 (статья 42).

Собрание законодательства РФ. 2006. N 6. Ст. 641.
Собрание законодательства РФ. 2009. N 13. Ст. 1463.
Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. N 1. Ст. 1.

К 6-й группе двусторонних консульских договоров и конвенций возможно отнести Консульскую конвенцию между СССР и Тунисской Республикой от 06.04.1977 (статья 40).

Ведомости ВС СССР. 1984. N 24. Ст. 419.

К 7-й группе двусторонних консульских договоров и конвенций возможно отнести Консульскую конвенцию между СССР и Республикой Гана от 22.02.1985 (статья 38).

Сборник международных договоров СССР. Вып. XLI. М., 1987. С. 37 - 50.

Приведенная классификация двусторонних консульских договоров и конвенций представляет определенный интерес с точки зрения правоприменительной практики, так как указывает на случаи несогласованности между подлежащими применению национальными и международными правовыми нормами относительно сроков уведомления консульских учреждений и представительств иностранных государств о задержании или аресте их граждан.

В свою очередь, правила разрешения такого рода противоречий различаются в зависимости от вида противоречия - коллизии или конкуренции правовых норм, содержащихся в правовых актах.

Первоначальная трактовка понятий "коллизия" и "конкуренция" в латинском языке не позволяет обнаружить между ними кардинальных различий. Коллизия означает столкновение, сотрясение , а конкуренция - столкновение, соперничество .

См.: Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 2003. С. 334.
См.: Там же. С. 385.

По мнению А.Ф. Черданцева, "кардинальное отличие этих явлений друг от друга состоит в том, что если коллизия норм права, как правило, представляет собой дефект в работе законодателя, то конкуренция норм права есть необходимый способ связи норм права. Конкурирующие связи норм права являются неизбежным элементом любой системы права и существуют во всех отраслях права" .

Черданцев А.Ф. Толкование права и договора. М., 2003. С. 173.

Изложенное позволяет заключить, что имеющая место несогласованность ставит правоприменителя в ситуацию выбора той или иной нормы национального или международного права.

В данном случае в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ закреплено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Аналогичная по содержанию норма содержится и в ч. 3 ст. 1 УПК РФ.

Вместе с тем полагаем, что в том случае, если двусторонний договор или конвенция относятся по приведенной выше классификации ко 2 - 7 группам, то следует соблюдать 12-часовой срок уведомления консульского учреждения или представительства иностранного государства, который закреплен в ч. 1 ст. 96 УПК РФ и в п. 20.4 Приказа МВД России от 30.04.2012 N 389 "Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан", что, в свою очередь, не будет являться нарушением правил двусторонних международных договоров или конвенций в данной части.

Также в целях устранения имеющейся конкуренции правовых норм предлагается часть 3 ст. 96 УПК РФ изложить в следующей редакции:

"3. Если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства, то посольство или консульство этого государства уведомляется незамедлительно либо в срок, указанный в двустороннем международном договоре или конвенции Российской Федерации с данным государством".

Предлагается дополнить ст. 108 УПК РФ частью 12.1 следующего содержания:

"12.1. Лицо, в производстве которого находится уголовное дело при заключении под стражу гражданина или подданного иностранного государства, уведомляет посольство или консульство этого государства незамедлительно либо в срок, указанный в двустороннем международном договоре или конвенции Российской Федерации с данным государством".

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

1. Подозреваемый в кратчайший срок, но не позднее 3 часов с момента его доставления в орган дознания или к следователю имеет право на один телефонный разговор на русском языке в присутствии дознавателя, следователя в целях уведомления близких родственников, родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения, о чем делается отметка в протоколе задержания. В случае отказа подозреваемого от права на телефонный разговор или невозможности в силу его физических или психических недостатков самостоятельно осуществлять указанное право такое уведомление производится дознавателем, следователем, о чем также делается отметка в протоколе задержания. Дознаватель, следователь не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого также уведомляет о его задержании иных лиц, указанных в частях второй, второй.1, второй.2 и третьей настоящей статьи.

2. При задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим, об этом уведомляется командование воинской части, а в случае задержания сотрудника органа внутренних дел - начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник.

2.1. При задержании подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, об этом уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия в срок, указанный в части первой настоящей статьи.

2.2. При задержании подозреваемого, являющегося адвокатом, об этом уведомляется адвокатская палата субъекта Российской Федерации, членом которой он является, в срок, указанный в части первой настоящей статьи.

3. Если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства, то в срок, указанный в части первой настоящей статьи, уведомляется посольство или консульство этого государства.

4. При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление по мотивированному постановлению дознавателя, следователя с согласия прокурора может не производиться, за исключением случаев, если подозреваемый является несовершеннолетним.

Комментарии к ст. 96 УПК РФ

1. Под моментом задержания, о котором идет речь в коммент. ст., подразумевается момент фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления. Уведомление о задержании должно состояться в течение 12 часов после фактического задержания лица, а не после составления протокола задержания.

3. Если задержание произведено по уголовному делу, расследованием которого занимается следственная группа (группа дознавателей), то обязанность уведомления о задержании возлагается на следователя (руководителя следственной группы, руководителя или члена группы дознавателей), которым произведено задержание, или следователя, которому производство данного процессуального действия поручено руководителем следственной группы.

4. Процессуальное решение о необходимости сохранения в интересах предварительного расследования тайны задержания путем неотправления уведомления об имевшем место задержании оформляется постановлением. На данном постановлении прокурором ставится отметка о его согласии с данным решением следователя (дознавателя и др.).

5. Если прокурор не дает согласия на принятие указанного решения, он должен письменно отразить свое решение на постановлении следователя (дознавателя и др.). Данное постановление должно быть подшито к материалам уголовного дела.

6. Постановление прокурора о неуведомлении указанных в коммент. ст. лиц не подлежит согласованию с кем-либо.

1. В случае, если в отношении гражданина РФ на территории РК совершено преступление, он имеет право обратиться в корейские органы правопорядка для пресечения в отношении него преступной деятельности и возбуждения уголовного дела.

2. Проводить доследственные проверки и возбуждать уголовные дела на территории РК могут исключительно правоохранительные органы Южной Кореи по личному заявлению гражданина, его родственника или очевидца преступления.

3. Заявление может быть подано в ближайший отдел полиции на русском языке. При этом в штате полиции имеются аккредитованные переводчики, которые излагают сотрудникам правопорядка суть поданного заявления.

4. Со слов переводчика, в случае, если гражданин РФ не может изъясняться на корейском языке, офицер полиции фиксирует показания потерпевшего. При этом переводчик несет персональную ответственность за верность перевода с русского на корейский. Уголовно-процессуальным законодательством РК не предусмотрен письменный перевод заявлений или показаний. Он осуществляется исключительно в устной форме.

5. После составления протокола, сбора показаний и в случае наличия у потерпевшего каких-либо доказательств преступления, сотрудник полиции предлагает заявителю в его присутствии подписать протокол опроса на корейском языке. К нему может быть приобщено заявление, поданное на русском языке.

6. По факту поданного заявления проводится доследственная проверка и принимается решение о возбуждении уголовного дела или об отказе возбуждения уголовного дела. В случае, если в ходе проверки, проводимой правоохранительными органами РК, будет выявлено, что потерпевший оговорил подозреваемого, то потерпевшего могут привлечь к уголовной ответственности за заведомо ложный донос.

7. В случае, если решение полиции не устраивает потерпевшего, он может обратиться с соответствующей жалобой в вышестоящие органы, прокуратуру или суд РК.

8. В уголовной практике Южной Кореи большая роль отводится институту адвокатов. Интересы потерпевшего может представлять адвокат, имеющий лицензию в Южной Корее. Как правило, положительный исход уголовных дел, в которых интересы потерпевшего помимо гособвинителя защищает еще и адвокат, более вероятен. В то же время, необходимо понимать, что в РК услуги частного адвоката в зависимости от сложности уголовного дела, составляют порядка 8 тыс. долларов США. Бесплатный государственный адвокат потерпевшим не предоставляется.

Полномочия консульства, если преступление совершено в отношении гражданина РФ на территории РК.

1. Консульство вправе обратить внимание правоохранительных органов в случае, если гражданину без весомой причины было отказано в приеме заявления о правонарушении в отношении него, либо если ему не дают возможности изъясняться на родном для него языке. Также ГК вправе ходатайствовать о замене аккредитованного переводчика в случае, если он объективно не справляется со своими обязанностями.

2. Консульство может сообщить родственникам потерпевшего о случившимся, а также предоставить самому потерпевшему возможность связаться с родственниками.

3. Консульство имеет возможность порекомендовать адвокатов для представления интересов потерпевшего в суде, в то же время обращаем внимание на то, что официально консульство с корейскими адвокатскими конторами не сотрудничает и не получает от адвокатских контор каких-либо возмездных или безвозмездных благ. В случае если интересы потерпевшего были представлены не лучшим образом, претензии следует направлять не в ГК, а в адвокатскую контору, с которой заключается договор на оказание соответствующих юридических услуг.

Если у гражданина имеются претензии к конкретным представителям правоохранительных органов, они уполномочены подавать жалобы и протесты только в соответствующие вышестоящие правоохранительные или судебные инстанции.

5. Консульские должностные лица не в праве выступать переводчиками на допросах, защита законных прав и интересов росграждан не отождествляется с адвокатским представительством их в суде. Консульство имеет право вмешиваться только в случае, если в отношении гражданина нарушены общепринятые международные нормы, а также не соблюдено внутреннее уголовно-процессуальное законодательство.

Читайте также: