Сообщение успехи мусульманской культуры и науки

Обновлено: 05.07.2024

В историю мировой культуры значительный вклад внесла культура мусульманских стран, объединенных историко-культурными и художественными традициями, образом жизни, связанным с религией – исламом. Мусульманские страны достигли больших успехов во многих областях знания и творчества: в литературе и поэзии, философии и медицине, математике и астрономии, географии и истории.

Мусульманский мир создал новые типы монументальных построек: мечети, башни-минареты, медресе, мавзолеи, крытые рынки, караван-сараи. Жаркий климат требовал сооружения открытых и подземных водопроводов, искусственных водоемов, фонтанов. Возникли оригинальные конструкции из глины, кирпича, камня: разнообразные формы арок, системы сводчатых перекрытий. Оригинальностью отличались и все виды декоративного искусства – от орнаментации зданий до украшения бытовой утвари. Мощный подъем характерен для художественных ремесел, расцвет которых пришелся на X–XV века. Благодаря активной переводческой деятельности арабов многие достижения античной философии и науки были сохранены на Востоке и переданы народам Европы.

Важная роль, которую в искусстве играла математика, основывалась не только на выдающихся достижениях точных наук. Она вытекала из самой природы архитектуры, музыки и орнамента, где строгая логика чисел и ритмических построений обрели особую эстетическую ценность.

В конце VIII века из Китая через Среднюю Азию в страны Ближнего Востока пришла техника изготовления бумаги. Во всех мусульманских странах были созданы многочисленные библиотеки.

Частью высокоразвитой мусульманской культуры является и философия – фальсафа. Универсализм и энциклопедичность были характерными чертами философов арабо-мусульманской культуры. Предшественниками арабо-язычной философии выступали раннемусульманские теологи – мутазилиты, которые первыми стали применять методы древнегреческой логики для истолкования взаимоотношений Бога и человека.

Арабоязычная философия развивалась под большим влиянием учения Аристотеля. Среди крупнейших представителей аристотелизма: Кинди, Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд. Противником аристотелизма был Газали.

Влияние исламской культуры на мировую культуру в целом огромно. Может быть, не будь исламских мыслителей, европейцы никогда бы не познакомились со многими достижениями античности. Ряд научных терминов и даже названий наук (алгебра, химия) имеют арабское происхождение. При этом влияние мусульманской культуры не ограничивается прошлым, оно заметно и сегодня.

В современном исламе можно выделить две тенденции – модернизм и традиционализм. Модернизм предполагает очищение ислама от различного рода архаических элементов, чрезмерных ограничений и излишних запретов. К защитникам традиционализма относятся приверженцы средневекового ортодоксального ислама. Они не признают нововведений, реформ.

Наконец, нельзя не сказать и об исламском фундаментализме. Сторонники этого направления провозглашают в качестве цели восстановление в современной жизни мусульман институтов и норм раннего ислама и на этой основе равенства и справедливости. Они предлагают возродить ислам в его первозданной чистоте.

Много представителей ислама и в нашей стране. События последних лет показали необходимость и важность учета национально-религиозных факторов в проведении государственной политики. Особенно наглядно это проявилось в Чечне, Ингушетии, Дагестане, Татарстане.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ

НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ Уж на что хитра лисица, Человек еще хитрей, Но ему несладко спится После всех его затей. Надоели побрякушки: Пушек гром, кимвалов медь. Нуклеарные игрушки Захотелось нам иметь. Крокодилам, попугаям Не понять нас. Бровь дугой. Мы ведь только попугаем Для

Достижения китайцев

Достижения китайцев За многовековую историю, исполненную постоянной борьбы за выживание, китайцы придумали множество полезных приспособлений. Они построили удобные дома и прекрасные дворцы, в которых сохранили черты древнейших примитивных жилищ: плоские стены, вход

Достижения

Достижения Из основных достижений производственников обычно вспоминают советский отдел на Международной выставке декоративного искусства и промышленности 1925 г. в Париже[246], над павильоном которого работал К. Мельников, а центральный экспонат – знаменитый «рабочий

Глава 1 ИСТОКИ АРАБО-ИСЛАМСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (622–750)

13. Особенности культуры арабских стран. Религия. Ислам. Быт и нравы мусульман. Шариат

13. Особенности культуры арабских стран. Религия. Ислам. Быт и нравы мусульман. Шариат География современного арабского мира удивительно разнообразна. Арабская средневековая культура сложилась и в тех странах, которые подверглись араби-зации (восприняли ислам), где

24. Достижения христианской культуры Руси

24. Достижения христианской культуры Руси Ко времени принятия христианства Русь уже была страной с самобытной культурой. Высокого уровня достигли ремесла, техника деревянного строительства.Не позднее конца IX – начала X вв. на Руси распространяются славянские азбуки –

Тема 5. Мир исламской культуры

Тема 5. Мир исламской культуры 5.1. Формирование исламской культуры С древнейших времен Аравия и прилегающие к ней районы сирийской пустыни были заселены арабами. Большинство населения полуострова составляли кочевники-скотоводы (бедуины). В середине I тысячелетия племена

5.1. Формирование исламской культуры

5.1. Формирование исламской культуры С древнейших времен Аравия и прилегающие к ней районы сирийской пустыни были заселены арабами. Большинство населения полуострова составляли кочевники-скотоводы (бедуины). В середине I тысячелетия племена бедуинов переживали процесс

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КУЛЬТУРА ИСЛАМА

Описание презентации по отдельным слайдам:

КУЛЬТУРА ИСЛАМА

Аллах- арабское слово, означающее Бога. КОРАН - буквально — чтение), главная.

Аллах- арабское слово, означающее Бога. КОРАН - буквально — чтение), главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, заклинаний и молитв, назидательных рассказов и притч. ШАРИАТ свод религиозных и правовых норм, содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права.

Столпы Ислама - это фундамент, на котором построена религия.

Столпы Ислама - это фундамент, на котором построена религия.

Во время хаджа мусульмане со всего мира встречаются, узнают друг друга, сплач.

Во время хаджа мусульмане со всего мира встречаются, узнают друг друга, сплачиваются. Мусульмане чувствуют всемирное братство и взаимную любовь между всеми членами этой великой общины.

Образование и наука Первые столетия истории ислама считаются золотым временем.

Образование и наука Первые столетия истории ислама считаются золотым временем исламской культуры. В это время открывались школы, где люди изучали исламское вероучение и основы различных наук. В 9 веке в городе Багдаде построили бумажные мастерские ( а до этого использовали папирус). Отныне книги становятся доступными для всех. Мусульмане уделяли большое внимание образованию, выполняя все предписания пророка Мухаммада. Ислам очень хорошо относится к науке, в средневековых мусульманских странах успешно развивались математика, астрономия, география, медицина и другие науки. При дворе правителей-халифов существовал Дом Мудрости – т.е. своеобразная академия наук. Здесь учёные занимались переводами на арабский язык сочинений авторов разных стран и эпох.

Великим научным достижением стало введение арабских цифр ( в действительности.

Великим научным достижением стало введение арабских цифр ( в действительности они возникли в Индии). Такие цифры значительно упростили математические подсчёты. В 9 веке мусульманский учёный Аль-Хорезми написал первую книгу по алгебре.

Мусульмане полагали, что занятия медициной не противоречат исламской вере. «.

Высшие исламские школы называются – МЕДРЕСЕ. Одно их самых известных – « Муха.

ЛИТЕРАТУРА и ИСКУССТВО Мусульмане всегда любили слушать и рассказывать сказки.

Мусульманская культура славится своими замысловатыми орнаментами и каллиграфи.

Орнамент – украшение, узор. Он представляет собой равномерное чередование лин.


Мечеть - молитвенный дом мусульман.

Мечеть - молитвенный дом мусульман.

В мечетях находились библиотеки, здесь велись научные споры, при многих мечет.

Чтобы зайти в мечеть нужно снять обувь, а женщинам покрыть голову платком. В.

Чтобы зайти в мечеть нужно снять обувь, а женщинам покрыть голову платком. В мечети нет ни скамеек, ни стульев. Все молящиеся сидят на полу ( на ковре). Мужчины и женщины молятся в разных помещениях. Ислам запрещает живописные украшения или статуи, изображающих любых живых существ ( человека, животных). Но это не означает, что мечети скучны и однообразны. Их внутреннее убранство богато: Красочные ковры, витражи, величественные мраморные колонны, орнаменты, причудливые подсвечники.

С начала VIII века в мусульманском мире появился большой интерес к различным наукам. Правители заботились о сохранении, приумножении и распространении знаний, высоко ценили учёных и создавали условия для тех, кто желал целиком посвятить себя служению науке. Интерес к постижению знаний начинался с изучения Священного Корана и арабского языка. Мусульмане заучивали наизусть Коран и изречения Пророка, изучали его жизнеописание и наставления. В исламском мире практически не было безграмотных людей. Даже старики и немощные люди обучались грамоте, чтобы читать Коран на арабском языке. Повсеместное использование арабского языка было одним из факторов, способствовавших распространению знаний в мусульманских странах. В период правления халифа аль-Валида бин Абд-аль-Малика (705–715) арабский язык был объявлен официальным языком мусульманского Халифата.

Большое внимание уделялось развитию арабской письменности и сохранению научного наследия. Книгоиздатели заботились о художественном и графическом оформлении книг, качестве бумаги и переплёта. Во всех областях мусульманского мира были основаны публичные и частные библиотеки, которые поддерживали тесные связи друг с другом. Труды, появлявшиеся в Багдаде или Дамаске, посредством торговых караванов в течение нескольких месяцев доходили до Магриба и Кордовы. Тысячи книг, посвящённых толкованию Корана, хадисам Пророка, мусульманскому праву, арабскому языку, поэзии мусульманских народов, жизнеописаниям учёных и правителей, географии и прочим наукам, быстро достигали самых отдалённых городов Халифата.

Библиотеки служили не только для хранения и чтения книг. Они были местом научных собраний и дискуссий. В них переписывались труды учёных, в них писали и творили многие великие мыслители. Знания были достоянием общественности, и каждый желающий имел возможность воспользоваться услугами библиотек и получить доступ к ценным и редким трудам. Отсутствие цензуры, почтительное отношение к учёным, широкий доступ к знаниям — всё это способствовало бурному развитию общественной и научной мысли в Халифате, пробудило интерес к философии и естествознанию.

В период правления династии Аббасидов началась беспрецедентная по своим масштабам кампания по переводу научных и философских трудов с различных языков мира на арабский язык. Мусульмане по праву гордятся тем, что они сохранили наследие предыдущих цивилизаций, способствовали дальнейшему развитию философии и прочих наук. Уважительное отношение к чужой культуре отличало мусульманских правителей от многих других завоевателей. К примеру, после покорения монголами Багдада и падения Кордовы были сожжены библиотеки и разрушены тысячи памятников мусульманской культуры. По свидетельствам историков, в Кордове испанцы сожгли около семидесяти книгохранилищ, в которых находилось свыше 1 050 000 томов. Монголы после завоевания Багдада сбросили сотни тысяч книг в реку Тигр, после чего вода в реке в течение трёх дней оставалась чернильного цвета.

Современные учёные из мусульманских стран — врачи, физики, химики, биологи — продолжают вносить свой вклад в развитие мировой науки. Их заслуги признаются не только на родине, но и в остальном мире. Достаточно назвать имена выдающегося пакистанского химика, одного из основателей Пакистанской академии наук Салимуззамана Сиддики (1897–1994) или индийского врача, возродившего традиционную систему медицины унани, Хакима Аджмал-хана (1863–1927).

Развитие научных знаний при Омейядах и Аббасидах

Большой прорыв в исламской науке и культуре был сделан во время правления династии Омейядов, а также во времена династии Аббасидов, эти два периода охватывали промежуток времени с восьмого по четырнадцатый век. История человечества не знала более серьезного прорыва в культурной, научной, интеллектуальной областях, как тот, что был сделан исламской цивилизацией в те века.

Эпоха Возрождения начала развиваться, опираясь на тот фундамент, что был создан в этот период. Многие народы получили тогда мощный импульс для своего всестороннего активного развития. И в наши дни ученые многих стран и народов черпают свою мудрость и знания из того неиссякаемого источника, что представляет собой наследие мусульман в самых разных областях науки, в том числе и шариатских или коранических науках. Это и труды выдающихся мусульманских муфассиров или комментаторов Корана, мухаддисов или хадисоведов, факихов или правоведов. Среди них есть выдающиеся имена, те люди, которых называют родоначальниками прикладных наук и точных дисциплин, и которые внесли огромный вклад в развитие науки не только в мусульманских странах, а в человеческом сообществе. На их примере видно, что все их достижения в любой из научных или культурных областей объясняются их искренней и преданной верой во Всевышнего, в Судный день, их чистой любовью к своему Господу, к Исламу, а также их неукоснительным следованием Сунне и Корану, ведь именно Коран и Сунна побуждают верующих мусульман не просто проявлять интерес к научным достижениям и культуре других народов, но и проявлять к ним терпимость, питать уважение к их научным достижениям, стремиться к получению знаний и перениманию полезного опыта.

Коран и Сунна всегда предписывали верующим мусульманам учиться, приобретать знания, стремиться к этому, а обучение различным наукам всегда считалось в Исламе обязанностью каждого мусульманина. Для мусульманина всегда было страстью приобретать и читать книги, и обладать книгой в мусульманском обществе всегда было показателем образованности и высокого общественного положения. Послы от исламского халифата разъезжались по всему миру, снаряженные большими денежными суммами в золотых и серебряных монетах, и стремились закупить самые ценные экземпляры литературных и научных сочинений. Особенно высок был интерес мусульман к таким дисциплинам, как математика и астрономия, математическая география и геодезия.

Мусульмане в те века относились к книгам как музейным экспонатам, книги переводились и тщательно изучались. Самыми высокооплачиваемыми и уважаемыми профессиями в халифате были такие, как переводчики, переплетчики и переписчики. Мусульманство каждый перевод иностранных книг ценило на вес золота, а наиболее крупных городах даже существовали специальные ведомства по переводам. В Халифате строились и открывались библиотеки.

Когда к власти пришла династия Омейядов, одним из первых указов новой власти был указ построить бумажную фабрику. В развитие культуры и науки вкладывал огромные средства сам лично омейядский принц Халид ибн Язид, его считают первым меценатом Ислама эпохи Средневековья. Он славился тем, что делал щедрые заказы на переводы трудов по научным исследованиям.

Если сравнивать Азию с Европой того времени, то в европейском обществе писать и читать могли в те времена лишь немногие из числа духовенства. В то же самое время на Востоке при каждой мечети, которых в ту пору уже было множество, обязательно действовала школа или медресе, где изучался Коран, а также преподавались самые разные науки Ислама.

Математика

Ислам подарил миру систему арабских цифр: она пришла в мир тогда, когда мусульмане начали распространять по миру Ислам, а территория халифата стала расширяться. Более простая система счисления устранила ненужные сложности, позволила осуществить переход к письменному счету, а когда с подачи мусульманских ученых был введен ноль как символ пустого места, возможности математики расширились многократно.

Человечество обязано мусульманским ученым не только появлением алгебры, но и приведением ее в систему, а также тем, что алгебра получила в дальнейшем развитие в научных трудах и в быту. На основе научных достижений в области алгебры стали возможным научные исследования и открытия в области астрономии и физики.

Химия

Джабир ибн Хайян по праву является отцом и основателем химии. (с арабского "ал кимия" - черный или чернозем) Посмотрите видео о развитии химии в исламской цивилизации.

Астрономия и физика

Из мира Ислама немало выходцев, которых можно назвать учеными универсальной эрудиции. К таким ученым относится аль-Кинди, математик, астроном и физик, живший в девятом веке. Помимо перечисленных наук, он также занимался медициной, философией и был естествоиспытателем. Свои познания он обобщил и изложил в двухстах томах. На основе его научных изысканий, а также на основе его переводов трудов ученого Птолемея, позже аль-Баттани выявил некоторые ошибки, многие из концепций египетского ученого опроверг, углубил познания о том, какое место занимает Земля во Вселенной. Среди его значительных открытий – определение пути движения Солнца, расчет отклонения от оси земной орбиты.

Переводы его научных исследований пришли в Европу только спустя шесть веков, и он стал очень известным под искаженным именем Альбаттаней, стал настоящим научным светилом для ученых эпохи Возрождения. Исследования знаменитых ученых Средневековья основывались на научных исследованиях другого мусульманского ученого Хасан ибн аль-Хайсам. Он получил в Европе известность как Альхазен, и именно на его работах учились такие известные ученые, как Ньютон, Бэкон, Леонардо да Винчи, Коперник и Галилей. Научные открытия касательно излучения телами собственного света и того, что свет тоже имеет свою скорость, принадлежат именно ему.

География

Путешествие Васко да Гамы учебники истории называют временем, когда был открыт Мыс Доброй Надежды. Но правда в том, что хозяевами тех самым берегов задолго до того года были мусульмане: они знали о существовании тех земель минимум за четыре столетия до этого путешествия. В этих морях уже не первый год плавали корабли мусульман: как с торговыми целями, так и с целью распространения мусульманской веры.

Медицина

Ислам и наука врачевания или медицина были настолько тесно взаимосвязаны на всем протяжении мусульманской истории, что уже до наступления девятого века мусульманские ученые-медики добивались в медицинской науке значительных результатов. Искусство врачевания достигло во времена мусульманского Средневековья настоящего расцвета, и на достижения мусульманских медиков равнялся весь мир в последующие полторы тысячи лет.

Распространение Ислама и призыв мусульман к Истине, обращенный к народам мира, позволили первым мусульманским ученым достичь в науке и культуре величайших высот, став во многом основоположниками современной науки, что может стать лучшей иллюстрацией того, как связаны между собой религия ислама и наука. Исламский халифат долгие годы и даже сотни лет являлся настоящим центром духовной жизни и цивилизации, Ислам распространял свое влияние не только на Азию, но и на Европу, и на Африку. Основанные на Священной Книге Коран и Сунне научные знания мусульман уже тогда были на таком уровне, который мы считаем сегодня мировым.

Читайте также: