Сообщение участникам истинной цели эксперимента

Обновлено: 02.07.2024

Подчеркнем следующую особенность экспериментов с практическими целями. Контроль условий означает в них обычно не изоляцию смешивающихся (с управляемым фактором) переменных, что было бы невозможно либо нарушало бы естественные условия жизнедеятельности. Ведь именно для обобщения на эти реальные естественные условия и проводится такой эксперимент. Его результаты должны подсказать, как именно организовывать желательные изменения. С этими побочными факторами нельзя мириться только в одном аспекте: нелогичным было бы утверждение о влиянии экспериментального фактора, если изменения касались не только его одного. Логическая компетентность предполагала бы оставить комплекс естественных условий, в которые включена основная варьируемая переменная, идентичным с точки зрения всех побочных переменных. Тогда их влияние было бы постоянным для всех уровней экспериментально варьируемого фактора, и значит, наблюдающиеся вследствие его изменения эффекты не могли бы объясняться другими источниками.

Можно сказать, что все планы экспериментальных исследований есть не более чем схематическая фиксация направленности размышлений на уровне здравого смысла. В отличие от житейских размышлений экспериментальная схема отражает критичность исследователя в отношении связи осуществляемых вмешательств в изучаемый процесс и учета всех других возможных объяснений.

Экспериментирование в научных целях означает, что проверяются гипотезы, образованные как следствия тех или иных теоретических положений. Мир теорий в психологии разнообразен, и только ряд из них предполагает возможность такой эмпирической проверки, когда результат действия управляемого экспериментального фактора оценивается с точки зрения возможности принять или отвергнуть исходное теоретическое объяснение. Возможность получить результат, опровергающий исходную гипотезу, – существенное отличие экспериментирования как гипотетико-дедуктивного метода. Доказательство от противного – общая характеристика всех схем рассуждения, где общее (теоретическое) положение оценивается с точки зрения соответствия ему эмпирии (полученных результатов, которые могут свидетельствовать в пользу экспериментальной гипотезы или против нее). Другое отличие – обоснование соответствия управляемых факторов и фиксируемых показателей тем или иным теоретическим конструктам, содержательно раскрывающим понимание того или иного процесса, механизмов его регуляции и т.д.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

Психологический эксперимент — это совместная деятельность испытуемого и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направлена на исследование особенностей психики испытуемых. Процессом, организующим и регулирующим совместную деятельность, является общение.

Выявлено, что процедура эксперимента оказывает большее воздействие на детей, чем на взрослых. Объяснения этому находят в особенностях детской психики:

·Дети более эмоциональны при общении со взрослым. Взрослый для ребенка всегда является психологически значимой фигурой. Он либо полезен, либо опасен, либо симпатичен и заслуживает доверия, либо неприятен и от него надо держаться подальше.

Розенцвейг опубликовал аналитический обзор по этой проблеме, где выделил основные факторы общения, которые могут искажать результаты эксперимента:

·Ошибки, связанные с мотивацией испытуемого. Испытуемый может быть мотивирован любопытством, гордостью, тщеславием и действовать не в соответствии с целями экспериментатора, а в соответствии со своим пониманием целей и смысла эксперимента.

·Ошибки личностного влияния, связанные с восприятием испытуемым личности экспериментатора.

Эффект плацебо был обнаружен медиками: когда испытуемые считают, что препарат или действия врача способствуют их выздоровлению, у них наблюдается улучшение состояния. Эффект основан на механизмах внушения и самовнушения.

Эффект социальной фасилитации (усиления), или эффект аудитории, был обнаружен Р. Зайонцем. Присутствие любого внешнего наблюдателя, в частности экспериментатора и ассистента, изменяет поведение человека, выполняющего ту или иную работу. Эффект ярко проявляется у спортсменов на соревнованиях: разница в результатах, показываемых на публике и на тренировке. Зайонц обнаружил, что во время обучения присутствие зрителей смущает испытуемых и снижает их результативные показатели. Когда деятельность освоена или сводится к простому физическому усилию, то результат улучшается. После проведения дополнительных исследований были установлены такие зависимости:

·Влияние оказывает не любой наблюдатель, а лишь компетентный, значимый для исполнителя и способный дать оценку. Чем более компетентен и значим наблюдатель, тем этот эффект существеннее.

·Влияние тем больше, чем труднее задача. Новые навыки и умения, интеллектуальные способности более подвержены воздействию (в сторону снижения эффективности). Наоборот, старые, простые перцептивные и сенсомоторные навыки легче проявляются, продуктивность их реализации в присутствии значимого наблюдателя повышается.

·Соревнование и совместная деятельность, увеличение количества наблюдателей усиливает эффект (как положительную, так и отрицательную тенденцию).

Для контроля влияния личности испытуемого и эффектов общения на результаты эксперимента предлагается ряд специальных методических приемов. Перечислим их и дадим характеристику каждому.

Метод обмана. Основан на целенаправленном введении испытуемых в заблуждение. При его применении возникают, естественно, этические проблемы, и многие социальные психологи гуманистической ориентации считают его неприемлемым.

Метод независимого измерения зависимых параметров. Применяется очень редко, так как реализовать его на практике очень трудно. Эксперимент проводится с испытуемым по обычному плану, но эффект воздействия измеряется не в ходе эксперимента, а вне его, например, при контроле результатов учебной или трудовой деятельности бывшего испытуемого.

ИСПЫТУЕМЫЙ И ЭКСПЕРИМЕНТ

Эксперимент, где объектом исследований является человек, а предметом — человеческая психика, отличается тем, что его нельзя провести без включения испытуемого в совместную деятельность с экспериментатором. Испытуемый должен знать не только цели и задачи исследования (не обязательно истинные цели), но понимать, что и для чего он должен делать в ходе эксперимента, более того — личностно принимать эту деятельность.

Общение испытуемого и экспериментатора является необходимым условием организации их совместной деятельности и регуляции деятельности испытуемого.

Человек включается в эксперимент как целостный объект. Следовательно, организация эксперимента требует учета основных, т.е. известных в настоящий момент, психологических закономерностей, определяющих поведение личности в условиях, соответствующих экспериментальным.

Рассматривая эксперимент как деятельность испытуемого, Г. Е. Журавлев выделяет несколько планов его описания:

·Физический: люди, участвующие в эксперименте; объекты, которыми манипулирует или которые преобразует испытуемый; средства, которыми для этого располагает испытуемый; условия, в которых происходит эксперимент. Аналогичные компоненты выделяются и в деятельности экспериментатора.

·Функциональный: способы действия, которые предписаны испытуемому; необходимый уровень компетентности испытуемого; критерии оценки качества деятельности испытуемого; временные характеристики деятельности испытуемого и проведения эксперимента.

·Знаково-символический (инструкция испытуемому): описание 1) целей исследования и целей деятельности испытуемого; 2) способов и правил действий; 3) общения с экспериментатором; 4) знакомство с мотивационной установкой, оплатой и т.д.

Важнейшим моментом, отличающим психологический эксперимент с участием людей от других видов естественнонаучного исследования, является наличие инструкции. Испытуемый, получая ее, обязуется добросовестно выполнять все требования. Иногда инструкция редуцирована, но общение испытуемого с экспериментатором происходит всегда.

Получивший инструкцию испытуемый должен понять и принять задание. Если он не понимает задание, то неверно совершает предусмотренные в инструкции операции. Чтобы проконтролировать понимание инструкции, прибегают не только к опросу испытуемых, но и к включению в эксперимент короткой предварительной обучающей серии. Успешное выполнение операций в контрольной серии служит критерием понимания инструкции.

По окончании экспериментальной серии проводится интервью для выявления трудностей в выполнении задания и причин отклонений действий испытуемых от требований инструкции.

Испытуемый может не принять экспериментальное задание и отказаться его выполнять. Хуже, если из-за непонимания или неприятия задания испытуемый подменяет внешнюю задачу своей субъективной. Экспериментатор должен убедиться, проводя постэкспериментальное интервью, что такой подмены не произошло.

Описание структуры деятельности испытуемого входит составной частью в норму эксперимента.

Испытуемый должен воспринять, понять и принять эту норму, личность экспериментатора и осуществить соответствующую деятельность. Эта деятельность сводится к выполнению определенных заданий (достижению цели) с помощью набора средств, которые экспериментатор варьирует в ходе преодоления препятствий (помех, шумов, трудностей), также изменяемых им.

Независимые переменные (для экспериментатора) — это всегда средства, препятствия и цели, которые он предъявляет испытуемому.

Психика человека является системой. На ход и результат психологического эксперимента влияет не только изучаемая сторона психики испытуемого, но и вся психика в целом, отсюда возникает необходимость учета и регистрации гораздо большего числа психических проявлений, нежели это нужно, исходя из гипотезы исследования.

Кроме того, сами испытуемые могут различаться по тому, какая установка — моторная или сенсорная — у них доминирует.

БЕЗУПРЕЧНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Отправной точкой планирования эксперимента выступает безупречный эксперимент.

Безупречный эксперимент — идеальная модель эксперимента, используемая в качестве эталона. Существует три вида безупречного эксперимента: идеальный, бесконечный и эксперимент полного соответствия.

Идеальный эксперимент — эксперимент, при проведении которого изменяется только независимая переменная, а все другие факторы остаются неизменными; таким образом, определяется непосредственно само отношение между независимой и зависимой переменными. Кроме того, одному и тому же испытуемому в одно и то же время предъявляются разные условия НП. Главное в нем – обеспечение неизменности всех побочных факторов.

Бесконечный эксперимент невозможен и бессмысленен т.к. смысл эксперимента заключается в том, чтобы на базе ограниченного количества данных делать выводы, имеющие более широкое приложение. Центральное значение здесь имеет достаточно большое количество данных. Полностью безупречным не являются ни идеальный, ни бесконечный эксперименты.

Эксперимент полного соответствия, все обстоятельства проведения которого суть те же самые обстоятельства, на которые будут распространяться его выводы. Дополнительные факторы нужно сохранять не просто на неизменном, но и на адекватном уровне.

Всякий эксперимент предполагает получение некоего результата. Ответ на вопрос: "Какого именно", должен даваться в программе эксперимента в форме определения его цели.

В предыдущей главе мы уже рассматривали понятие цели. Как и в случае внедренческого проекта, цель, определяемая в программе эксперимента, должна быть актуальной, реалистичной, контролируемой, определенной в отношении пространства и времени (т.е. должно быть ясно, где и когда ожидается получить желаемый результат). Но здесь нужно обратить внимание на отличие цели при внедрении апробированного новшества и при осуществлении экспериментальных нововведений.

Как и при внедрении апробированных новшеств, при экспериментальном внедрении исследователи хотят получить позитивные изменения в эффективности учебно-воспитательного процесса. Но этим желаемый результат не ограничивается. При экспериментальном внедрении новшеств возможный полезный эффект нужно еще оценить. Цель внедрения здесь – выявить условия, при которых исследуемое новшество дает наибольший полезный эффект. Может оказаться, что в результате эксперимента будет показано, что существуют такие не учтенные разработчиками нововведения факторы, которые делают его бесполезным или вместе с положительными результатами, порождают нежелательные побочные эффекты. При получении такого результата в проверяемое новшество могут быть внесены те или иные коррективы и поставлен повторный эксперимент. Но может оказаться, что проведение дальнейших поисков по тем или иным причинам будет признано нецелесообразным. Это будет означать, что в выявившихся условиях цель стала неактуальной или нереалистичной, поэтому от нее отказались.

Цель эксперимента по своему содержанию должна соответствовать проблеме исследования. Если исследовательская проблема состоит в том, что нет знаний, необходимых для решения практической проблемы, то желаемым результатом должно быть получение таких знаний или хотя бы их части.

Наряду с конечной целью в программе эксперимента определяются частные промежуточные цели (задачи), достижение которых необходимо для достижения общей цели эксперимента. Определение промежуточных целей важно, поскольку по их содержанию можно оценить, достаточно ли хорошо продуман процесс движения к желаемому результату, а кроме того, они позволяют контролировать ход проведения исследования.

Разработка гипотезы

Гипотеза – это допущение, предположение, истинность которого, во-первых, подлежит проверке, а во-вторых, в принципе может быть проверено. Предположение о том, что на конце иглы может уместиться сорок тысяч чертей, не является исследовательской гипотезой. Точно так же не является гипотезой предположение, о том, что молния – это стрелы Перуна.

В экспериментах, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса, гипотеза – это всегда предположение о том, какие условия и как их следует создать, чтобы решить практическую проблему.

Основные требования к гипотезе – она должна быть проверяемой и научно обоснованной. Предположение, составляющее ее содержание, должно иметь под собой научную базу, опираться на научное знание. Например, если практическая проблема состоит в том, что у учащихся начальной школы постепенно снижается интерес к учению, т.е. ослабляется мотивация, и учителя хотят понять, что и как нужно изменить в учебном процессе, чтобы устранить или хотя бы уменьшить этот отрицательный эффект, то, разрабатывая гипотезу, они должны опираться на психологические знания механизмов мотивации. Они должны задаться вопросом: что сегодня в науке известно о факторах, усиливающих и ослабляющих мотивацию деятельности, и механизмах их действия? Без опоры на научное знание, руководствуясь только здравым смыслом и интуицией, продуктивной гипотезы не разработать. Утверждения типа: "Я верю, что, если сделать так-то, мы получим то, что хотим", – означает лишь, что надежных оснований под данным предположением нет, и остается либо верить в продуктивность интуиции его автора, либо искать возможности его обоснования.

Как показывает анализ практики при разработке программ экспериментов встречаются две трудности, две крайности[18].




В одном случае предположение, выраженное в гипотезе, так очевидно вытекает из общеизвестных закономерностей, теорий, известных технологий, что выглядит аксиоматичным. Иначе го­воря, это предположение не требует специальной проверки.

В другом случае гипотеза выражена так, что невозможно предположить, исходя из чего ожидается высокая эффективность предложенной новой методики. В этом случае либо гипотеза неверна, неграмотна, либо мы имеем дело с новым научным открытием, ранее непознанной неизвестной закономерностью.

Следует иметь в виду, что в ходе эксперимента гипотеза может уточняться, дополняться, отвергаться.

Планирование эксперимента

Планирование эксперимента включает в себя:

· выбор общей схемы его проведения (см. п. 9.3);

· выбор методик сбора исходных данных и их анализа;

· подбор участников эксперимента;

· определение состава действий и разработка плана-графика экспериментальной работы.

Выбор схемы эксперимента. Ответ на вопрос: "Какую схему эксперимента лучше избрать", – зависит от характера решаемой задачи и имеющихся возможностей для экспериментирования. Схемы экспериментов отличаются тем, какие негативные влияния на результаты они позволяют уменьшить (какие угрозы валидности снять), а также своей трудоемкостью. В одних условиях влиянием каких-то негативных факторов можно пренебречь в силу его незначительности, а в других нельзя. Чем сложнее схема эксперимента, тем она более трудоемка, требует большего времени.

Выбор методик. Состав методик во многом зависит от принятой схемы экспериментирования. Если эксперимент предполагает предварительное и заключительное тестирование его участников, то нужно будет комплектовать батарею тестов (в случае, когда оценивается много параметров). Кроме того, может быть запланирован сбор промежуточной информации прямо в ходе эксперимента посредством наблюдения, опроса, экспертных оценок и др. Очень тщательно следует продумывать, как будут обрабатываться исходные данные эксперимента для того, чтобы сделанные выводы были обоснованными. Выбор методов обработки в свою очередь обусловливает требования к исходным данным и методам их сбора. Если окажется, что выполнить эти требования по каким-то причинам нельзя, то в таком случае нужно искать другой метод анализа. Таким образом, подбор методов экспериментирования имеет итеративный характер, т.е. проходит несколько циклов с последовательным приближением к желаемому результату.

Подбор участников эксперимента. Качественный состав участников эксперимента определяется содержанием проверяемой гипотезы. Количественный состав зависит от принятой схемы эксперимента и выбранных методик обработки исходных данных. Если эксперимент предполагает присутствие в нем экспериментальной и контрольной групп, то важно обеспечить их исходное равенство по качественным характеристикам. Многие методы статистического анализа, используемые при обработке исходных данных эксперимента, имеют ограничения по объему выборки испытуемых либо по нижней, либо по верхней границе. Например, в инструкции по применению метода может оговариваться, что данный метод позволяет сделать статистически значимые выводы о наличии различий в двух группах по какому-то признаку при условии, что численность каждой группы не менее определенного числа человек.

Определение состава действий и разработка плана-графика проведения эксперимента.

Состав действий, которые необходимо выполнить в ходе проведения эксперимента, определяется его логической схемой, выбранными методами сбора и обработки данных, а также прогнозируемыми угрозами его осуществлению, негативное действие которых нужно предотвращать. На последнее нужно обратить особое внимание, т.к. неучет каких-то факторов может привести к срыву эксперимента.

Рассмотрим пример. В школе Х было принято решение на начальной ступени образования отказаться от традиционной пятибалльной системы оценок. Основанием для этого стали суждения ученых о том, что традиционная система оценок является травмирующим элементом начального обучения. Она порождает такие негативные эффекты, как:

· искажение отношений ученика с учителем и родителями, а главное, с самим собой;

· повышение тревожности и невротизация детей;

· искажение учебной мотивации;

· невозможность отслеживать динамику школьной успешности ученика, особенно если он круглый отличник или неуспевающий.

На основе рекомендаций ученых в школе были разработаны критерии и средства содержательной оценки школьных достижений ребенка, позволяющие сравнивать его вчерашний и сегодняшний уровни. В этой работе принимали участие многие учителя школы. Первый этап внедрения новой системы оценивания дал обнадеживающие результаты. Однако все чаще и чаще родители стали обращаться в школу с претензией, что, не зная отметок своих детей, они не могут контролировать их учебу. Конфликт между школой и родителями обострялся, они стали жаловаться в органы управления образованием. В результате школа вынуждена была прекратить эксперимент и вернуться к традиционной системе оценивания.

В описанном примере экспериментаторы сосредоточились на способе оценивания, но не поставили задачу выявить условия, при которых он может дать максимальный полезный эффект. А таким условием является смена родителями своей позиции. Родители не должны выполнять роль "учителя дома", а должны быть помощниками детям. Чтобы такая смена позиции произошла, нужно было специально подготовить родителей, объяснить им суть эксперимента, сделать их его участниками.

Когда состав действий определен, так же как и в случае внедрения новшества, нужно разработать план-график проведения эксперимента (см. п. 8.5).

Всякий эксперимент предполагает получение некоего результата. Ответ на вопрос: "Какого именно", должен даваться в программе эксперимента в форме определения его цели.

В предыдущей главе мы уже рассматривали понятие цели. Как и в случае внедренческого проекта, цель, определяемая в программе эксперимента, должна быть актуальной, реалистичной, контролируемой, определенной в отношении пространства и времени (т.е. должно быть ясно, где и когда ожидается получить желаемый результат). Но здесь нужно обратить внимание на отличие цели при внедрении апробированного новшества и при осуществлении экспериментальных нововведений.

Как и при внедрении апробированных новшеств, при экспериментальном внедрении исследователи хотят получить позитивные изменения в эффективности учебно-воспитательного процесса. Но этим желаемый результат не ограничивается. При экспериментальном внедрении новшеств возможный полезный эффект нужно еще оценить. Цель внедрения здесь – выявить условия, при которых исследуемое новшество дает наибольший полезный эффект. Может оказаться, что в результате эксперимента будет показано, что существуют такие не учтенные разработчиками нововведения факторы, которые делают его бесполезным или вместе с положительными результатами, порождают нежелательные побочные эффекты. При получении такого результата в проверяемое новшество могут быть внесены те или иные коррективы и поставлен повторный эксперимент. Но может оказаться, что проведение дальнейших поисков по тем или иным причинам будет признано нецелесообразным. Это будет означать, что в выявившихся условиях цель стала неактуальной или нереалистичной, поэтому от нее отказались.

Цель эксперимента по своему содержанию должна соответствовать проблеме исследования. Если исследовательская проблема состоит в том, что нет знаний, необходимых для решения практической проблемы, то желаемым результатом должно быть получение таких знаний или хотя бы их части.

Наряду с конечной целью в программе эксперимента определяются частные промежуточные цели (задачи), достижение которых необходимо для достижения общей цели эксперимента. Определение промежуточных целей важно, поскольку по их содержанию можно оценить, достаточно ли хорошо продуман процесс движения к желаемому результату, а кроме того, они позволяют контролировать ход проведения исследования.

Разработка гипотезы

Гипотеза – это допущение, предположение, истинность которого, во-первых, подлежит проверке, а во-вторых, в принципе может быть проверено. Предположение о том, что на конце иглы может уместиться сорок тысяч чертей, не является исследовательской гипотезой. Точно так же не является гипотезой предположение, о том, что молния – это стрелы Перуна.

В экспериментах, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса, гипотеза – это всегда предположение о том, какие условия и как их следует создать, чтобы решить практическую проблему.

Основные требования к гипотезе – она должна быть проверяемой и научно обоснованной. Предположение, составляющее ее содержание, должно иметь под собой научную базу, опираться на научное знание. Например, если практическая проблема состоит в том, что у учащихся начальной школы постепенно снижается интерес к учению, т.е. ослабляется мотивация, и учителя хотят понять, что и как нужно изменить в учебном процессе, чтобы устранить или хотя бы уменьшить этот отрицательный эффект, то, разрабатывая гипотезу, они должны опираться на психологические знания механизмов мотивации. Они должны задаться вопросом: что сегодня в науке известно о факторах, усиливающих и ослабляющих мотивацию деятельности, и механизмах их действия? Без опоры на научное знание, руководствуясь только здравым смыслом и интуицией, продуктивной гипотезы не разработать. Утверждения типа: "Я верю, что, если сделать так-то, мы получим то, что хотим", – означает лишь, что надежных оснований под данным предположением нет, и остается либо верить в продуктивность интуиции его автора, либо искать возможности его обоснования.

Как показывает анализ практики при разработке программ экспериментов встречаются две трудности, две крайности[18].

В одном случае предположение, выраженное в гипотезе, так очевидно вытекает из общеизвестных закономерностей, теорий, известных технологий, что выглядит аксиоматичным. Иначе го­воря, это предположение не требует специальной проверки.

В другом случае гипотеза выражена так, что невозможно предположить, исходя из чего ожидается высокая эффективность предложенной новой методики. В этом случае либо гипотеза неверна, неграмотна, либо мы имеем дело с новым научным открытием, ранее непознанной неизвестной закономерностью.

Следует иметь в виду, что в ходе эксперимента гипотеза может уточняться, дополняться, отвергаться.

Планирование эксперимента

Планирование эксперимента включает в себя:

· выбор общей схемы его проведения (см. п. 9.3);

· выбор методик сбора исходных данных и их анализа;

· подбор участников эксперимента;

· определение состава действий и разработка плана-графика экспериментальной работы.

Выбор схемы эксперимента. Ответ на вопрос: "Какую схему эксперимента лучше избрать", – зависит от характера решаемой задачи и имеющихся возможностей для экспериментирования. Схемы экспериментов отличаются тем, какие негативные влияния на результаты они позволяют уменьшить (какие угрозы валидности снять), а также своей трудоемкостью. В одних условиях влиянием каких-то негативных факторов можно пренебречь в силу его незначительности, а в других нельзя. Чем сложнее схема эксперимента, тем она более трудоемка, требует большего времени.

Выбор методик. Состав методик во многом зависит от принятой схемы экспериментирования. Если эксперимент предполагает предварительное и заключительное тестирование его участников, то нужно будет комплектовать батарею тестов (в случае, когда оценивается много параметров). Кроме того, может быть запланирован сбор промежуточной информации прямо в ходе эксперимента посредством наблюдения, опроса, экспертных оценок и др. Очень тщательно следует продумывать, как будут обрабатываться исходные данные эксперимента для того, чтобы сделанные выводы были обоснованными. Выбор методов обработки в свою очередь обусловливает требования к исходным данным и методам их сбора. Если окажется, что выполнить эти требования по каким-то причинам нельзя, то в таком случае нужно искать другой метод анализа. Таким образом, подбор методов экспериментирования имеет итеративный характер, т.е. проходит несколько циклов с последовательным приближением к желаемому результату.

Подбор участников эксперимента. Качественный состав участников эксперимента определяется содержанием проверяемой гипотезы. Количественный состав зависит от принятой схемы эксперимента и выбранных методик обработки исходных данных. Если эксперимент предполагает присутствие в нем экспериментальной и контрольной групп, то важно обеспечить их исходное равенство по качественным характеристикам. Многие методы статистического анализа, используемые при обработке исходных данных эксперимента, имеют ограничения по объему выборки испытуемых либо по нижней, либо по верхней границе. Например, в инструкции по применению метода может оговариваться, что данный метод позволяет сделать статистически значимые выводы о наличии различий в двух группах по какому-то признаку при условии, что численность каждой группы не менее определенного числа человек.

Определение состава действий и разработка плана-графика проведения эксперимента.

Состав действий, которые необходимо выполнить в ходе проведения эксперимента, определяется его логической схемой, выбранными методами сбора и обработки данных, а также прогнозируемыми угрозами его осуществлению, негативное действие которых нужно предотвращать. На последнее нужно обратить особое внимание, т.к. неучет каких-то факторов может привести к срыву эксперимента.

Рассмотрим пример. В школе Х было принято решение на начальной ступени образования отказаться от традиционной пятибалльной системы оценок. Основанием для этого стали суждения ученых о том, что традиционная система оценок является травмирующим элементом начального обучения. Она порождает такие негативные эффекты, как:

· искажение отношений ученика с учителем и родителями, а главное, с самим собой;

· повышение тревожности и невротизация детей;

· искажение учебной мотивации;

· невозможность отслеживать динамику школьной успешности ученика, особенно если он круглый отличник или неуспевающий.

На основе рекомендаций ученых в школе были разработаны критерии и средства содержательной оценки школьных достижений ребенка, позволяющие сравнивать его вчерашний и сегодняшний уровни. В этой работе принимали участие многие учителя школы. Первый этап внедрения новой системы оценивания дал обнадеживающие результаты. Однако все чаще и чаще родители стали обращаться в школу с претензией, что, не зная отметок своих детей, они не могут контролировать их учебу. Конфликт между школой и родителями обострялся, они стали жаловаться в органы управления образованием. В результате школа вынуждена была прекратить эксперимент и вернуться к традиционной системе оценивания.

В описанном примере экспериментаторы сосредоточились на способе оценивания, но не поставили задачу выявить условия, при которых он может дать максимальный полезный эффект. А таким условием является смена родителями своей позиции. Родители не должны выполнять роль "учителя дома", а должны быть помощниками детям. Чтобы такая смена позиции произошла, нужно было специально подготовить родителей, объяснить им суть эксперимента, сделать их его участниками.

Когда состав действий определен, так же как и в случае внедрения новшества, нужно разработать план-график проведения эксперимента (см. п. 8.5).

Человек и особенности его личности уже не одно столетие являются объектом интереса и изучения великих умов человечества. И с самого начала развития психологической науки и до наших дней люди сумели развить и существенно улучшить свои навыки в этом непростом, но захватывающем деле.

Поэтому сейчас для получения достоверных данных в изучении особенностей психики человека и его личности люди пользуются большим количеством самых разных способов и методов исследования в психологии. И одним из методов, получивших наибольшую популярность и зарекомендовавших себя с самой практической стороны, является психологический эксперимент.

Отдельные примеры самых известных, интересных и даже антигуманных и шокирующих социально-психологических экспериментов, которые проводились над людьми, мы решили рассмотреть независимо от общего материала, в силу их важности и значимости. Но в начале этой части нашего курса мы ещё раз вспомним о том, что такое психологический эксперимент и каковы его особенности, а также вкратце затронем виды и характеристики эксперимента.

Что такое эксперимент?

Эксперимент в психологии – это определённый опыт, который проводится в специальных условиях, с целью получения психологических данных путём вмешательства исследователя в процесс деятельности испытуемого. Исследователем в процессе эксперимента может выступать и ученый-специалист, и простой обыватель.

Основными характеристиками и особенностями эксперимента являются:

  • Возможность изменения какой-либо переменной и создания новых условий для выявления новых закономерностей;
  • Возможность выбрать точку отсчёта;
  • Возможность неоднократного проведения;
  • Возможность включать в состав эксперимента другие методы психологических исследований: тест, опрос, наблюдение и другие.

Сам же эксперимент может быть нескольких видов: лабораторный, естественный, пилотажный, явный, скрытый и т.д.

Самые известные психологические эксперименты

Хоторнский эксперимент

Хоторнский эксперимент фото

Исследования, которые проводились по этому вопросу, не смогли объяснить причины этого снижения. Т.к. руководство фабрики было заинтересовано в том, чтобы поднять производительность, учёным была дана полная свобода действий. Их целью было выявить зависимость между физическими условиями работы и эффективностью работников.

После долгих исследований учёные пришли к выводу, что на производительность труда влияют социальные условия и, главным образом, возникновение интереса работников к процессу работы, как следствие их осведомлённости о своём участии в эксперименте.

Один лишь факт того, что работники выделяются в отдельную группу и к ним проявляется особое внимание со стороны учёных и руководителей уже влияет на эффективность работников. Кстати говоря, в процессе Хоторнского эксперимента был выявлен эффект Хоторна, а сам эксперимент повысил авторитет психологических исследований как научных методов.

Зная о результатах Хоторнского эксперимента, а также об эффекте, мы можем применить эти знания на практике, а именно: оказать положительное воздействие на свою деятельность и деятельность других людей. Родители могут улучшить развитие своих детей, педагоги могут повысить успеваемость учащихся, работодатели – эффективность своих работников и производительность труда.

Для этого можно попробовать объявить о том, что будет проходить некий эксперимент, а люди, которым вы это объявляете – его важная составляющая. С этой же целью можно применить внедрение каких-либо инноваций. Но об этом вы можете более подробно узнать отсюда.

А узнать подробности Хоторнского эксперимента вы можете здесь.

Эксперимент Милгрэма

Эксперимент Милгрэма фото устройства

Эксперимент Милгрэма был впервые описан американским социальным психологом в 1963 году. Его целью было выяснить, сколько страданий могут причинить одни люди другим, причём невинным людям, при условии, если это является их рабочими обязанностями.

В результате эксперимента было выявлено, что в сознании человека глубоко укоренена необходимость подчинения авторитетам, даже при условии внутреннего конфликта и моральных страданий. Сам же Милгрэм отмечал, что под давлением авторитета адекватные взрослые люди способны зайти очень далеко.

Чтобы наше общество можно было назвать по настоящему цивилизованным, люди должны научиться всегда руководствоваться человеческим отношением друг к другу, а также этическими нормами и моральными принципами, которые диктует им их совесть, а не авторитет и власть других людей.

Ознакомиться с деталями эксперимента Милгрэма вы можете здесь.

Стэнфордский тюремный эксперимент

Стэнфордский тюремный эксперимент фото

В реальной жизни можно увидеть, как какая-либо оправдывающая идеология, поддерживаемая государством и социумом, может сделать людей чрезмерно восприимчивыми и покорными, а власть авторитетов оказывает сильнейшее воздействие на личность и психику человека. Понаблюдайте за собой, и вы увидите наглядное подтверждение тому, как определённые условия и ситуации влияют на ваше внутренне состояние и формируют поведение сильнее внутренних особенностей вашей личности.

Очень важно уметь всегда оставаться собой и помнить о своих ценностях, чтобы не поддаваться влиянию внешних факторов. И сделать это можно лишь с помощью постоянного самоконтроля и осознанности, которые, в свою очередь, нуждаются в регулярной и систематической тренировке.

Подробности Стэнфордского тюремного эксперимента можно найти, перейдя по этой ссылке.

Эксперимент Рингельмана

Эксперимент Рингельмана перетягивание каната

Эксперимент Рингельмана (он же эффект Рингельмана) был впервые описан в 1913 году, а проведён в 1927 году французским профессором сельскохозяйственной инженерии Максимилианом Рингельманом. Данный эксперимент был проведён из любопытства, но выявил закономерность сокращения производительности людей в зависимости от увеличения количества людей в той группе, в которой они работают.

Для эксперимента осуществлялась случайная подборка разного количества людей для выполнения определённой работы. В первом случае это было поднятие тяжестей, а во втором – перетягивание каната.

Один человек мог поднять максимально, например, тяжесть весом в 50 кг. Следовательно, два человека должны были суметь поднять 100 кг, т.к. результат должен прямо пропорционально возрасти. Но эффект был иным: два человека смогли поднять лишь 93% от того веса, 100% которого могли поднять поодиночке. Когда группу людей увеличили до восьми человек, они подняли только 49% веса. В случае с перетягиванием каната эффект был тот же самый: увеличение количества людей снижало процент эффективности.

Можно сделать вывод, что когда мы рассчитываем только на собственные силы, то и к достижению результата прилагаем максимальные усилия, а когда работаем в группе, то нередко надеемся на кого-то другого. Проблема заключается в пассивности действий, причём эта пассивность больше социальная, нежели физическая.

Больше информации об эксперименте/эффекте Рингельмана можно найти здесь.

Эксперименты, показанные в фильме:

Подавляющее большинство результатов экспериментов, проводимых в фильме, показало, что для людей (как для детей, так и для взрослых) очень важно то, что говорят другие и их мнение. Так и в жизни: очень часто мы отказываемся от своих убеждений и мнений, когда видим что мнение остальных не совпадает с нашим собственным. Т.е., можно сказать, что мы теряем себя среди остальных.

По этой причине многие люди не добиваются своих целей, предают свои мечты, идут на поводу у общественности. Нужно уметь в любых условиях сохранять свою индивидуальность и всегда думать только своей головой. Ведь, в первую очередь, хорошую службу это сослужит именно вам.

Кстати, в 2010 году был сделан ремейк данного фильма, в котором были представлены те же эксперименты. При желании вы можете найти оба этих фильма в Интернете.

Чудовищный, по своей сути, эксперимент был проведён в 1939 году в США психологом Уэнделлом Джонсоном и его аспиранткой Мэри Тюдор для того, чтобы выяснить, насколько дети подвержены внушению. Для эксперимента были выбраны 22 ребёнка-сироты из города Дэвенпорт. Их разделили на две группы. Детям из первой группы говорили о том, как замечательно и правильно они говорят, и всячески хвалили. Вторую половину детей убеждали, что их речь полна недостатков, и называли их жалкими заиками.

Результаты этого чудовищного эксперимента также были чудовищными: у большинства детей из второй группы, которые не имели никаких дефектов речи, начали развиваться и укоренились все симптомы заикания, сохранявшиеся на протяжении всей их дальнейшей жизни. Сам же эксперимент очень долго скрывали от общественности, чтобы не повредить репутации доктора Джонсона. Потом, всё же, люди узнали об этом эксперименте. Позже, кстати говоря, подобные эксперименты проводили нацисты над заключёнными концлагерей.

Глядя на жизнь современного общества, порой поражаешься тому, как воспитывают своих детей родители в наши дни. Нередко можно увидеть, как они ругают своих детей, оскорбляют их, обзывают, называют очень неприятными словами. Не удивительно, что из маленьких детей вырастают люди со сломанной психикой и отклонениями в развитии. Нужно понимать, что всё то, что мы говорим нашим детям, и, тем более, если мы говорим это часто, со временем найдёт своё отражение в их внутреннем мире и становлении их личности.

Нужно тщательно следить за всем, что мы говорим свои детям, как мы с ними общаемся, какую самооценку формируем и какие ценности прививаем. Только здоровое воспитание и настоящая родительская любовь могут сделать наших сыновей и дочерей адекватными людьми, готовыми к взрослой жизни и способными стать частью нормального и здорового общества.

Эксперименты Лэндиса

Для более отчётливого отображения мимики на лицах испытуемых были нарисованы специальные линии. После этого им предъявлялось что-либо способное вызвать сильные эмоциональные переживания. Для отвращения студенты нюхали аммиак, для возбуждения они смотрели порнографические картинки, для удовольствия – слушали музыку и т.д.

Но самый широкий резонанс вызвал последний эксперимент, в котором испытуемые должны были отрезать голову крысе. И поначалу многие участники наотрез отказывались делать это, но в итоге всё равно делали. Результаты эксперимента не отразили никакой закономерности в выражении лиц людей, зато показали, насколько готовы люди подчиняться воле авторитетов и способны под этим давлением делать то, чего в обычных условиях делать бы никогда не стали.

На самом же деле, никакой авторитет не может заставлять нас принуждать делать того, чего мы не хотим. Тем более, если это влечёт за собой причинение вреда других живым существам. Если каждый человек будет отдавать себе в этом отчёт, то, вполне вероятно, это сможет сделать наш мир куда гуманнее и цивилизованнее, а жизнь в нём – комфортнее и лучше.

Более детально ознакомиться с экспериментами Лэндиса можно вот здесь.

Крошка Альберт

Для опыта взяли девятимесячного мальчика по имени Альберт. В течение некоторого времени ему показывали белую крысу, кролика, вату и другие белые предметы. Мальчик играл с крысой и привык к ней. После этого, когда мальчик вновь начинал играть с крысой, доктор ударял молотком по металлу, вызывая у мальчика очень неприятные ощущения. По истечению определённого периода времени Альберт начал избегать контактов с крысой, а ещё позже при виде крысы, а также ваты, кролика и т.п. начинал плакать.

В результате эксперимента было выдвинуто предположение, что страхи формируются у человека ещё в самом раннем возрасте и потом остаются на всю жизнь. Что же касается Альберта, то его беспричинный страх белой крысы так и остался с ним на всю жизнь.

Воспитывая детей, родители должны быть предельно внимательны и наблюдать за всем, что их окружает и как они на это реагируют. Во-вторых, благодаря тому, что мы теперь знаем, мы можем определить, понять и проработать какие-то свои страхи, причину которых не можем найти. Вполне возможно, что то, чего мы необоснованно боимся, пришло к нам из нашего же детства. А как приятно может быть избавиться от каких-то страхов, мучавших или просто надоедающих в обычной жизни?!

Приобретённая (выученная) беспомощность

Приобретённой беспомощностью называют психическое состояние, при котором индивид не делает абсолютно ничего для того, чтобы как-то улучшить своё положение, даже имея такую возможность. Это состояние появляется, в основном, после нескольких безуспешных попыток повлиять на негативные воздействия среды. В итоге, человек отказывается от любых действий по перемене или избеганию пагубной среды; теряется ощущение свободы и вера в собственные силы; появляется депрессия и апатия.

Впервые этот феномен был открыт в 1966 году двумя психологами: Мартином Селигманом и Стивом Майером. Ими был проведён опыт на собаках. Собак разделили на три группы. Собаки из первой группы немного посидели в клетках и были отпущены. Собак из второй группы подвергали небольшим ударам тока, но давали возможность отключать электричество, нажав лапами на рычаг. Третью группу подвергали тем же ударам тока, но без возможности его отключения. Через некоторое время собак из третьей группы поместили в специальный вольер, откуда можно было легко выбраться, просто перепрыгнув стенку.

Наверное, многие из нас могут вспомнить примеры подтверждения того, что доказали учёные в вышеупомянутом эксперименте. У каждого человека в жизни может быть полоса неудач, когда кажется, что всё и все настроены против тебя. Это такие моменты, когда опускаются руки, хочется всё бросить, перестать желать чего-то лучшего для себя и своих близких. Здесь нужно быть сильным, проявлять стойкость характера и силу духа. Именно эти моменты закаляют нас и делают сильнее. Некоторые люди говорят, что так жизнь проверяет на прочность.

Больше информации о том, что такое приобретённая беспомощность и о связанных с этим понятием экспериментах вы можете прочитать здесь.

Мальчик, воспитанный как девочка

И это прискорбно, т.к. именно из-за этого множество людей во взрослом возрасте чувствуют свою нереализованность, бренность и бессмысленность бытия, не получают от жизни удовольствия. Малое находит подтверждение в большом, и любое оказываемое нами на детей влияние отразится на их будущей жизни. Поэтому, стоит быть более внимательными к своим детям и понимать, что у каждого человека, пусть даже у самого маленького, есть свой путь и нужно всеми силами стараться помочь ему найти его.

А некоторые подробности жизни самого Дэвида Реймера находятся вот по этой ссылке.

Эксперименты, рассмотренные нами в этой статье, как несложно догадаться, представляют собой лишь малую часть из всего числа когда-либо проведённых. Но даже они показывают нам, с одной стороны, как многогранна и мало изучена ещё личность человека и его психика. И, с другой стороны, какой огромный интерес человек вызывает сам у себя, и сколько усилий прилагается для того, что он мог познать свою природу.

Несмотря на то, что такая благородная цель нередко достигалась отнюдь не благородными способами, остаётся только надеяться, что человек уже как-то преуспел в своём стремлении, а эксперименты, несущие вред живому существу, перестанут проводиться. С уверенностью можно сказать, что изучать психику и личность человека можно и нужно ещё много веков, но делать это следует только исходя из соображений гуманизма и человечности.

Эксперимент Милгрэма

Эксперимент Стэнли Милгрэма с электрическим током, пожалуй, один из самых известных в истории психологии. В первую очередь тем, что результаты его открывают людям неприятную правду о них самих: слишком многие из них готовы причинить вред другим, если ответственность за это возьмет на себя другое, более авторитетное лицо.

Как и знаменитый Стэнфордский тюремный эксперимент, он показывает неприглядную сторону человечества, его якобы безжалостную звериную сущность. И точно так же неоднократно этот эксперимент подвергался критике за неэтичность, а новые экспериментаторы пытались повторить опыт самостоятельно. Они находили интересные факты, проливающие свет на суть первоначального эксперимента.

Ход эксперимента

Для эксперимента отбирались молодые здоровые люди без психических заболеваний, не имевшие приводов в полицию, представители среднего класса.

Самый первый разряд был очень слабым, всего 15 Вольт, но с каждой ошибкой сила тока увеличивалась еще на 15 вольт. Максимальная величина разряда составляла 450 вольт. Это в два раза больше, чем в обычной бытовой розетке, то есть достаточно много, чтобы нанести серьезные физические повреждения.

Результаты и дополнительные предположения

Перед экспериментом Милгрэм опросил студентов и коллег, как они думают, сколько испытуемых дойдут до конца эксперимента. Большинство называли цифру не более 20%. Результаты эксперимента показали, что это количество гораздо больше.

Всего было проведено 40 опытов. Из них только один раз испытуемый остановился на напряжении до 300 В, еще 5 выбыли на отметке 300 В, 4 — на 315 В, 2 после 330 В, 1 после 345 В, 1 после 360 В, один после 375 В. Оставшиеся 26 из 40 дошли до конца эксперимента.

Также были выдвинуты дополнительные предположения, для проверки которых были проведены отдельные опыты. Всего модификаций было более 19.

Предпосылки к исследованию и биография Милгрэма

Стэнли Милгрэм родился в 1933 году, его родители были евреями, эмигрантами из Европы. Учился в Нью-Йоркском Королевском колледже, затем закончил аспирантуру в Гарварде, работал также в Йельском и Принстонском университетах. Его наставником в науке психологии был знаменитый Соломон Аш, исследователь феномена конформности.

В 70-е годы Милгрэм, будучи уже профессором Йельского Университета, провел еще один интересный опыт. Он дал задание студентам-добровольцам попросить человека в метро уступить место. Удивительно, но 56% пассажиров легко уступали.

Знаменитый эксперимент с электрическим током был проведен в 1963 году и предпосылками к нему стало исследование Милгрэмом поведения граждан Германии в годы Великой отечественной войны. Ученый пытался понять, почему прежде добропорядочные бюргеры вдруг становились жестокими палачами своих же соотечественников.

Будучи евреем по происхождению, Милгрэм задумывался о том, может ли холокост повториться в другой стране — там, где он сейчас живет. Поскольку он не мог поверить, что все эти люди изначально были такими плохими, Милгрэм выдвинул гипотезу, что народ Германии имеет национальную черту — склонность к подчинению авторитету. Поэтому простые люди подчинялись приказам из-за авторитета нацистских лидеров, несмотря на моральные страдания.

Теория вовлеченного участия

Милгрэмом были разработаны две теории:

Первая из них – теория конформизма, основанная на исследованиях Соломона Аша и описывающая отдельного человека и группу, в которую он включен. Согласно ей, в условиях кризиса, без опыта и условий принятия решений субъект склонен подчиниться воле коллектива, согласно групповой иерархии.

Вторая — теория агентов, где суть повиновения состоит в том, что человек начинает считать себя инструментом для осуществления желания другого и поэтому больше не ответственным за свои действия. Это изменение является критическим и влечет за собой все остальные признаки подчиненного поведения.

Поведение испытуемых во время эксперимента Милгрэм объяснял с помощью теории агентов. Он считал, что суть подчинения в том, что субъект снимает с себя ответственность, повинуясь чужому приказу.

В данном случае это было служение науке, а в случаях с фашистскими палачами в концлагерях, которые и послужили предпосылкой к исследованию — служение идее возрождения духа Германии и господства арийской расы.

Исследования архивных материалов Йельского университета и опровержение

Опубликованные архивные материалы Йельского университета по эксперименту Милгрэма проанализировали совместно американский и немецкий ученые-социологи: Мэтью Холландер из Университета Висконсин и Джейсон Туровец из Зигенского университета.

Они обнаружили интересные факты. Оказывается, не все участники были уверены, что причиняют вред испытуемым, некоторые из них предполагали, что это просто игра, постановка. А это означало, что их поведение нельзя объяснить с помощью теории вовлеченного участия.

Записи позволили выяснить распределение мотивов испытуемых-конформистов (46 человек из 91). 60% из них хотя бы раз упомянули, что следовали инструкциям. Этот факт свидетельствует в поддержку гипотезы, выдвинутой Милгрэмом. 10% упомянули, что выполняют контрактные обязательства, так как им за это заплатили.

По мнению ученых, если бы теория вовлеченного внимания была состоятельна, то большинство испытуемых упомянули бы науку как ценную идею, которой они готовы были служить. Но таких упоминаний было не более 25% (всего 6 из 91).

Таким образом, ученые пришли к выводу, что поведение испытуемых нельзя объяснить с помощью теории вовлеченного участия. И напротив, данные интервью, давно признанного метода исследования в психологии, показывают, что мотивы поведения участников гораздо сложнее, чем предполагалось изначально.

Один из участников сообщал, что догадался об обмане, ссылаясь на общеизвестный факт, что наказание не способствует обучаемости, и то, что видел жертву якобы страшных ударов током выходящей из комнаты испытаний с улыбкой на лице. Он также отметил еще некоторые странности в поведении других участников и попросил Милгрэма рассказать ему об истинной цели эксперимента. Тот ответил, что это секретная информация, но он готов поделиться ею в приватной беседе при условии, что собеседник никому не расскажет. А через полгода еще один участник написал Милгрэму, что раскрыл его обман.

Также Джина обнаружила еще одно существенное нарушение этики. Предполагалось, что после эксперимента участникам должны были сообщить правду, чтобы успокоить их, однако в большинстве случаев этого так и не произошло. Многие испытывали по этой причине сильные душевные страдания.

Кроме того, оказалось, что Милгрэм исказил результаты эксперимента, чтобы тот выглядел более научно. Он утверждал, что все опыты проходили по одному сценарию, испытуемым говорилась одна и та же фраза. Но записи показали, что это не так: экспериментатор уговаривал испытуемых продолжать эксперимент или даже принуждал к этому, так что граница между подчиненным и независимым поведением все более размывалась.

Новейшие исследования подчинения и ответственности

Новый эксперимент был разделен на две части. В первой из них две участницы по очереди назначали друг другу денежные штрафы, получая при этом небольшое вознаграждение. Во втором они подвергали друг друга электрошоку, также за вознаграждение. Удары током были установлены на уровне, который был терпимым, но выше болевого порога каждой из участниц.

В первом случае испытуемые могли свободно выбирать, применять ли шок или штраф. Во втором случае это решение принимал экспериментатор, а участницы должны были выполнять его инструкции. Каждый раз, когда нажималась клавиша, раздавался звуковой сигнал с произвольной задержкой в 200, 500 или 800 мс.

Участницам предлагалось оценить интервал в миллисекундах между действием и звуком. Воспринимаемый интервал был маркером чувства контроля над результатом, а значит, и чувства ответственности. При осмысленном целенаправленном действии интервал воспринимался более коротким, чем при контрольном состоянии, когда рука пассивно опускалась на клавишу.

Оказалось, что в случае приказа интервал между нажатием клавиши и звуком воспринимался как более длинный, а значит, чувство ответственности и контроля над ситуацией снижалось. Это подтверждают и результаты опроса после испытания. Кроме того, записи мозговой активности участников показали снижение обработки результатов в случае с принуждением, по сравнению с результатами свободного выбора.

Значимость результатов эксперимента в современном мире

И, конечно же, он является одним из ярчайших примеров современной психологии, который приводят для иллюстрации студентам различных бизнес-курсов, как плохо подчиняться приказам. Но есть более важные и полезные возможности применения результатов исследования, чем просто иллюстрировать человеческую жестокость.

Практическое применение выводов исследования состоит в следующем:

  1. Можно научить людей чувствовать себя более ответственными: тогда они смогут сопротивляться неуместным и вредным приказам.
  2. Если люди, которые следуют приказам, чувствуют пониженное чувство ответственности за свои действия, то, возможно, люди, которые отдают приказы, должны чувствовать повышенную ответственность. Общество должно тщательно управлять таким распределением ответственности.
Список использованной литературы:

Автор: Надежда Козочкина, психолог

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Читайте также: