Сообщение трудовые ресурсы республики башкортостан

Обновлено: 02.07.2024

от 29 августа 2016 года N 354

Об утверждении Концепции управления трудовыми ресурсами Республики Башкортостан на период до 2025 года

____________________________________________________________________
Утратил силу с 5 июля 2021 года на основании Постановления Правительства РБ от 05.07.2021 N 335
____________________________________________________________________

(с изменениями на 4 июля 2018 года)

В целях определения стратегических ориентиров по сохранению и развитию трудовых ресурсов Республики Башкортостан для обеспечения экономического, социального и демографического развития Республики Башкортостан Правительство Республики Башкортостан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию управления трудовыми ресурсами Республики Башкортостан на период до 2025 года (далее - Концепция).

2. Республиканским органам исполнительной власти при разработке государственных программ или внесении в них изменений предусматривать мероприятия по реализации основных направлений Концепции в соответствии с возложенными на них полномочиями.

3. Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан с участием республиканских органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций, работодателей, образовательных организаций до 1 октября 2016 года разработать план совместных действий по развитию системы управления трудовыми ресурсами Республики Башкортостан.

4. Рекомендовать муниципальным образованиям Республики Башкортостан при разработке муниципальных программ социально-экономического развития территорий или внесении в них изменений предусматривать мероприятия по реализации основных направлений Концепции.

5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Сагитова С.Т.

Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 29 августа 2016 г. N 354

КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Концепция управления трудовыми ресурсами Республики Башкортостан на период до 2025 года (далее - Концепция) представляет собой систематизированную совокупность целей, задач и принципов приоритетных направлений деятельности государственных органов Республики Башкортостан и органов местного самоуправления Республики Башкортостан, их взаимодействия с институтами гражданского общества по совершенствованию системы формирования и использования трудовых ресурсов, обеспечивающих эффективное социально-экономическое развитие республики.

Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией социально-экономического развития Приволжского федерального округа до 2020 года, Конституцией Республики Башкортостан, Законом Республики Башкортостан "О содействии занятости населения в Республике Башкортостан", законами и иными нормативными правовыми актами Республики Башкортостан с учетом положений Концепции демографической политики Республики Башкортостан на период до 2025 года, Концепции миграционной политики Республики Башкортостан на период до 2025 года, Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года и других документов стратегического планирования.

Концепция разработана с учетом отечественного и международного опыта в сфере управления трудовыми ресурсами и обусловлена необходимостью определения стратегических ориентиров по сохранению и развитию трудовых ресурсов Республики Башкортостан во взаимосвязи с перспективами экономического, социального и демографического развития Республики Башкортостан, интеграционными процессами. Концепция направлена на совершенствование существующих и развитие качественно новых направлений управления трудовыми ресурсами, создание социально-экономических условий, способствующих сохранению трудовых ресурсов и поиску резервов для их роста.

Концепция разработана с использованием данных официальной статистики, результатов социологических исследований и научных изысканий.

2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

2.1. Правовые основы институциональной среды

Вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, трудовое законодательство отнесены Конституцией Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Однако начиная с 2000-х годов из-за сложившегося неравномерного социально-экономического развития регионов, обусловленного внутренними особенностями социокультурного потенциала и экономико-географического положения, у регионов возникла необходимость в разработке собственной концепции социальной политики и управления трудовыми ресурсами, которая стала бы условием его успешного социально-экономического развития. В результате указанного процесса был принят ряд федеральных законов, которые затронули регулирование трудовых отношений и занятости.

Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации к сфере законотворчества субъектов Российской Федерации относится принятие законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, не отнесенным к исключительным полномочиям Российской Федерации, а также принятие законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, не урегулированным федеральным законодательством. Субъекты Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие права и гарантии работников, улучшающие положение работников по сравнению с федеральным законодательством за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. При этом улучшение положения работников по сравнению с федеральным законодательством ограничено не только возможностями региональных бюджетов, но и неготовностью работодателей нести дополнительные расходы.

В Республике Башкортостан законодательство о труде включает в себя Конституцию Республики Башкортостан и законы Республики Башкортостан "О профессиональных союзах", "Об оплате труда работников государственных учреждений Республики Башкортостан", "Об органах социального партнерства в Республике Башкортостан", "О государственной гражданской службе Республики Башкортостан", "О муниципальной службе в Республике Башкортостан", "О мерах социальной поддержки специалистов, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках", "О порядке осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Республики Башкортостан".

Помимо законодательного регулирования принят ряд подзаконных актов. Так, в соответствии с Законом Республики Башкортостан "Об оплате труда работников государственных учреждений Республики Башкортостан" приняты указы Президента Республики Башкортостан, постановления Правительства Республики Башкортостан, регулирующие вопросы оплаты труда работников государственных учреждений.

Правовой основой содействия занятости населения в республике являются Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", Закон Республики Башкортостан "О содействии занятости населения в Республике Башкортостан", другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Башкортостан.

При принятии законов и государственных программ, определяющих показатели и сроки работы по снижению уровня безработицы, регионам необходимо руководствоваться федеральными стандартами оказания государственных услуг в сфере обеспечения занятости населения. Оказание указанных услуг обеспечивается за счет средств субъекта Российской Федерации. Для частичной компенсации затрат регионов предусмотрены предоставляемые на конкурсной основе субсидии из федерального бюджета, порядок предоставления и размер которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Полномочия по осуществлению социальных выплат безработным гражданам, которые были в ведении Российской Федерации, переданы регионам с компенсацией их расходов за счет субвенций из федерального бюджета.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определяют политику действий на рынке труда, направленных на разработку и реализацию мер в области содействия занятости населения, координацию деятельности по созданию экономических условий для обеспечения занятости населения и развития предпринимательства, содействие обеспечению потребности экономики в рабочей силе, в том числе с учетом модернизации и инновационного развития, снижение уровня безработицы и административных барьеров на рынке труда, повышение конкурентоспособности на рынке труда отдельных групп населения, а также совершенствование деятельности органов службы занятости.

Для реализации мероприятий по содействию занятости населения в республике утверждаются соответствующие программы с учетом особенностей экономического развития в каждом отдельном периоде.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 года N 677 (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 7 мая 2015 года N 150) утверждена государственная программа "Регулирование рынка труда и содействие занятости населения в Республике Башкортостан". Целями данной программы являются обеспечение баланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда и создание условий для достойного труда. К задачам отнесены удовлетворение потребностей работодателей в рабочей силе и содействие занятости населения республики, трудоустройство молодых граждан на постоянную и временную работу, стимулирование роста заработной платы и доходов населения, сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям регионов также отнесены следующие: поддержка сельскохозяйственного производства, организация и осуществление региональных и межмуниципальных программ и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства, научно-технических и инновационных программ, межмуниципальных инвестиционных проектов, мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности.

Также у регионов имеется возможность передавать исполнение части полномочий на муниципальный уровень (субделегированные полномочия), существует ряд полномочий в части региональных налогов и сборов. Осуществление указанных полномочий также влияет на решение проблем занятости населения в регионе.

В целом после этапа приведения республиканского законодательства в соответствие с федеральным в начале и середине 2000-х годов вопросы труда и занятости в Башкортостане регулируются в том минимальном объеме, который предусмотрен для регионального правотворчества федеральным законодательством.

Вместе с тем есть и некоторые продвижения в развитии правовых основ управления трудовыми ресурсами. К примеру, Закон Республики Башкортостан "О профессиональных союзах", определяя права профессиональных союзов, наделил их правом законодательной инициативы.

Трехсторонняя программа Правительства Республики Башкортостан, Федерации профсоюзов Республики Башкортостан и объединений работодателей Республики Башкортостан "Достойный труд в Республике Башкортостан", рассчитанная на период до 2025 года, является концептуальной основой не только для социального партнерства в Республике Башкортостан, но и для системы управления трудовыми ресурсами и реализации социальной политики региона.

Таким образом, обзор региональной нормативной правовой базы выявил недостаток положений, упорядочивающих проблемы и задачи в сфере управления трудовыми ресурсами, а также определяющих четкие подходы и критерии регулирования данного направления в республике.

2.2. Анализ структуры трудовых ресурсов и динамики ее изменения

К трудовым ресурсам относится население трудоспособного возраста (кроме неработающих инвалидов и неработающих лиц, получающих пенсию на льготных условиях), а также работающие лица, находящиеся за пределами трудоспособного возраста (лица пенсионного возраста и подростки), иностранные трудовые мигранты. Трудоспособным считается возраст для мужчин - 16 - 59 лет, женщин - 16 - 54 года.

Республика Башкортостан обладает значительным трудовым потенциалом, формирование которого определяется динамикой численности трудоспособных граждан. Рост их численности в 1990 - 2009 годах обусловил увеличение трудовых ресурсов. При этом в городах наблюдалась устойчивая тенденция роста, в то время как село теряло свой трудоспособный потенциал вследствие миграционного оттока молодежи в города. Однако начиная с 2010 года численность трудоспособного населения начала сокращаться, что привело к уменьшению численности трудовых ресурсов.

В 2014 году в Республике Башкортостан сохранилась тенденция к сокращению численности населения в трудоспособном возрасте. В целом за 2014 год сокращение составило 35,8 тыс. человек (из них 16,2 тыс. человек за счет смены поколений). В городской местности население в трудоспособном возрасте сократилось на 16,9 тыс. человек, в сельской - на 18,9 тыс. человек.

Относительно благоприятное состояние рождаемости в республике в последние десятилетия обусловило восстановление удельного веса детей и подростков до уровня 2005 года. По состоянию на 1 января 2015 года средний возраст жителей Республики Башкортостан составил 38,4 года (мужчины - 36 лет, женщины - 40,5 года). Для России это относительно "молодое" население, в целом по стране средний возраст жителей составил 39,5 года (мужчины - 36,7 года, женщины - 41,8 года).

Несмотря на сложившееся в последние годы увеличение числа родившихся в республике детей и доли в населении лиц моложе трудоспособного возраста, в Республике Башкортостан сохраняется превышение доли населения старше трудоспособного возраста над долей лиц моложе трудоспособного (таблица 1).

ИЗМЕНЕНИЕ
состава населения Республики Башкортостан по укрупненным возрастным группам (на начало года)


В статье построены корреляционно-регрессионные модели численности трудовых ресурсов и занятых в экономике в зависимости от средней заработной платы по видам деятельности и населения трудоспособного возраста, не занятого в экономике. Проведена оценка значимости моделей по коэффициентам вариации, корреляции, t-критерию Стьюдента, F-критерию Фишера. Полученные регрессионные модели могут быть применимы на практике при прогнозировании численности трудовых ресурсов и занятых в экономике. Определен вклад рассматриваемых факторов в вариацию численности трудовых ресурсов, в том числе и населения занятого в экономике. Установлено, что заработная плата на мезоуровне национальной экономике является инструментом регулирования рынка труда и занятости рабочей силы по видам экономической деятельности.

Источники:

1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018: Стат. сб. / Росстат. М., 2018. 1162 с.

2. Халитова Л.Р., Петров Н.А. Анализ обеспеченности ресурсами отдельных зон Республики Башкортостан // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2018. №1 (60). С. 872 – 876.

3. Халитова Л.Р., Петров Н.А. Стратегии развития отраслей экономики в отдельных географических зонах Республики Башкортостан //Микроэкономика. 2018. №6. С.99-106.

4. Халитова Л.Р. Совершенствование методологии управления процессом воспроизводства рабочей силы на мезоуровне национальной экономики (на примере агропромышленного комплекса Республики Башкортостан): монография. М.: Омега-Л; Оренбург: Изд. Центр ОГАУ, 2015. 210 с.

5. Халитова Л.Р. Закономерности развития процесса воспроизводства рабочей силы //Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2012. №3 (35). С. 164 – 167.

6. Халитова Л.Р. Исследование воспроизводства рабочей силы //Теория и практика общественного развития. 2017. №4. С.52 – 57.

7. Халитова Л.Р. Исследование основных факторов воспроизводства рабочей силы в Республике Башкортостан //Бизнес. Образование. Право. 2018. №1 (42). С. 121 – 125.

8. Халитова Л.Р. Нормативно-правовое обеспечение управления воспроизводством рабочей силы //European Social Science Journal. 2014. №10-1 (49). С.131-136.

9. Халитова Л.Р. Оплата труда – сущностный элемент социально-экономической модернизации механизма воспроизводства рабочей силы //Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2015. №2 (52). С 216 – 219.

11. Халитова Л.Р. Разработка целевых показателей стратегии воспроизводства рабочей силы //Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2015. №3 (53). С. 225-228.

12. Халитова Л.Р. Системный подход к управлению воспроизводством рабочей силы на макроуровне национальной экономики //European Social Science Journal. 2015. №3. С.50-54.

13. Халитова Л.Р. Совершенствование системы управления воспроизводством рабочей силы //Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2014. №6 (50). С. 193-195.

14. Халитова Л.Р. Финансово-экономическое обеспечение воспроизводства рабочей силы //European Social Science Journal. 2015. №6. С.153-157.

15. Khalitova L. R., Petrov N.A. Development Strategies of Service Businesses in Selected Zones of the Republic of Bashkortostan // Proceedings of the 32nd International Business Information Management Association Conference – Vision 2020: Sustainable Economic Development and Application of Innovation Management from Regional expansion to Global Growth, 15-16 November 2018, Seville, Spain. pp. 5419-5433.


В Башкортостане утверждена Концепция управления трудовыми ресурсами до 2025 года

Правительство Республики Башкортостан утвердило Концепцию управления трудовыми ресурсами Республики Башкортостан на период до 2025 года. Концепция представляет собой систематизированную совокупность целей, задач и принципов по совершенствованию системы формирования и использования трудовых ресурсов, обеспечивающих эффективное социально-экономическое развитие республики.

К трудовым ресурсам относится население трудоспособного возраста (кроме неработающих инвалидов и неработающих лиц, получающих пенсию на льготных условиях), а также работающие лица, находящиеся за пределами трудоспособного возраста (лица пенсионного возраста и подростки), иностранные трудовые мигранты. Трудоспособным считается возраст для мужчин – 16-59 лет, женщин – 16-54 года.

Стоит отметить, что увеличение численности населения старше трудоспособного возраста, наблюдающееся сегодня как в Башкортостане, так и в целом в Российской Федерации, ведет к увеличению нагрузки на работающее население, что может в будущем привести к значительным затратам на содержание лиц, не занятых в общественном производстве. При этом экономическая активность населения в Башкортостане несколько ниже, чем в среднем по России и Приволжскому федеральному округу, что обусловлено особенностями возрастной структуры.

Среди занятых в экономике относительной низкой является доля пенсионеров, что обусловлено высокой долей сельского населения и распространением садоводчества. Высокая доля сельского населения обусловливает высокие уровни занятости в личных подсобных хозяйствах во всех наиболее активных трудоспособных возрастах. Между тем в Республике Башкортостан имеются определенные резервы для поддержания или даже повышения численности экономически активного населения за счет вовлечения незанятого населения (в первую очередь, сельского) в сферу малого бизнеса и частного предпринимательства, а также за счет регулирования миграционных процессов с учетом потребностей рынка труда.

В республике миграционный прирост населения всегда происходил за счет международной миграции при отрицательном значении межрегионального миграционного обмена. Миграционная убыль населения, особенно в сельской местности, вызванная ограниченными условиями для получения образования, недостатком рабочих мест, невысоким уровнем жизни, является серьезной социальной проблемой для республики, негативно влияющей на состояние местных рынков труда и усиливающей его дисбаланс.

Решение проблем по развитию человеческого потенциала и воспроизводству численности трудовых ресурсов в рамках Концепции поможет сохранить численность населения республики за счет наиболее полного использования трудового потенциала лиц пенсионного возраста, инвалидов и женщин, имеющих несовершеннолетних детей, а также повышения качественного состава трудовых ресурсов региона.

Выполнение приоритетных направлений Концепции позволит к 2025 году повысить эффективность использования трудового потенциала республики, в том числе лиц пенсионного возраста, инвалидов и женщин, имеющих несовершеннолетних детей, а также уровень занятости экономически активного населения, обеспечить привлечение квалифицированных трудовых мигрантов и сбалансированность профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы. Для выполнения мероприятий в рамках данной Концепции выделения дополнительных средств из бюджета Республики Башкортостан не потребуется.

Главная

ГлавнаяЭнциклопедия Башкирии ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ

Распределение Т.р. идет по трем направлениям: занятые в нар. х-ве по отраслям, по соц. группам; учащиеся с отрывом от произ-ва; трудоспособное нас. в трудоспособном возрасте, занятое в домашнем и личном подсобном х-ве. Из Т.р. не исключаются временно не работающие в связи с болезнью, беременностью или родами, работающие инвалиды III группы. В масштабах отд. регионов учитывается и сальдо маятниковой миграции работающих. В РБ в балансе Т.р. за 1993 маятниковая миграция составила 7,4 тыс. чел. с отрицательным сальдо. Коэф. занятости Т.р., определяемый как отношение занятых в сфере общественного произ-ва и на учебе ко всем Т.р., в РБ за 1993 составил 0,903.

За 80-е гг. числ. Т.р. по РБ уменьшилась почти на 90 тыс. чел. В 1990-93 наблюдается нек-рое увеличение Т.р., при этом уменьшение числа занятых в экономике на 66 тыс. чел. сопровождается значит. увеличением нас., не занятого в общественном произ-ве, ок. 100 тыс. чел. (см. Занятость населения).

ТАБЫН, баш. племя тюрк. происхождения. Родовой состав: кара-Т., барын, кубаляк, теляу, (вост. Т.), дуван, кальсер, кесе, сарт, юмран (зап. Т.). Осн. тамги - . В эпоху подъема Тюркского каганата началось переселение табынцев с Алтая и из Ц.

ТАБЫНСК (с 1736 Табынский городок), поселение, построенное в нач. 18 в. на развалинах Солеваренного городка купцами и заводчиками Осокиными и И.Утятниковым. Под рук. И.Кирилова 14 июля 1736 в Т. была заложена крепость из 5 бастионов, окруженная зем.

ТАВАРИХ (тэуарих), ист.-функциональный жанр средневековой вост. лит-ры. Представляет собой сб. сочинений, посв. истории родоплеменного объединения, гос-ва или всего этнич. региона, а также жизни и деят-сти изв.

ТАВАСИЕВ Сосланбек Дафаевич (25.12. 1894, аул Фаснал, ныне Дигорского р-на Сев. Осетии - 1974, Москва), скульптор-монументалист. Нар. худ. Сев.-Осетинской (1955) и Башкирской АССР (1967). Чл. Союза художников СССР (с 1939).

ТАВРИОН (в миру Батозский Тихон Данилович) (28.7.1898, Краснокутск Харьковской губ.-13.8.1978, Рижская епархия), архимандрит (с 1927), исповедник. В 1913-22 послушник, монах Глинской пустыни Курской епархии.

ТАГАН Галимьян Гирфанович (1892, с.Тенгрикулево Челяб. у. Оренб. обл., ныне Альменевского р-на Курганской обл.,- 1948, г.Гамбург Германия), баш. этнограф, экономист. Д-р экон. наук. После окончания медресе, рус.

ТАГИРОВ Афзал Мухитдинович (25.10. 1890, д. Абдрахманово Бугульминского у. Самарской губ., ныне Альметьевского р-на Респ. Татарcтан, - 1937, Уфа), баш. писатель, гос. и обществ. деятель. Учился в медресе в Казани и Оренбурге.

ТАГИРОВ Нуриагзам Тагирович (9.1.1888, д.Лявиш Челябинского у. Оренб. губ., ныне Аргаяшского р-на Челябинской обл., -1937), баш. языковед. Окончил рус.-баш. приходскую школу в родной дер., обучался в медресе "Расулия" в Троицке (1906), медресе "Галия" в Уфе (1911).

ТАГИРОВА Майя Афзаловна (р. 8.2.1931, Уфа), артистка балета, педагог, балетовед. Засл. арт. РСФСР (1955). Дочь изв. баш. писателя А.М.Тагирова. По окончании Ленингр. хореогр. уч-ща (1949, пед. Л.М.Тюнтина, Н.

ТАДЖУДДИН (Таджуддинов) Талгат Сафич (р.12.10.1948, Казань), религ. деят., шейхульислам. Высшее богословское образование получил в медресе "Мир Араб" (Бухара 1973), Каирском ун-те "Аль-Азхар" (Египет, 1978).

ТАЗ (таз, тазлар), племя древнетюрк. происхождения в составе нижнебельских башкир. Тамги - . Миграция Т. из Ц. Азии в приаральские степи и далее на З. относится к нач. 2 тыс. н.э. С нач. монг. походов и образования Золотой Орды племя Т.

ТАЙМАС ШАИМОВ (?-?), баш. старшина Кара-Табынской вол. Сибирской дороги, батыр, тархан. Впервые упоминается в 1706. За содействие, оказанное царской администрации при вхождении казахов Малого Жуза в состав России в 1731, в подавлении восст.

ТАКМАК (таkмаk), разновидность баш. нар. песни. Поэтич. четверостишия, отличающиеся широтой тематики, исполняемые разл. танц. мелодии. По своей форме и манере исполнения Т. близки рус. частушке. Т. по содержанию подразделяются на след.

ТАКУМБЕТОВ Махмут Исхакович (8.2. 1916, д.Кузеево Белебеевского у. Уфимской губ., ныне Буздякского р-на РБ, - 25.5.1989, Уфа), экономист-аграрник. Д-р экон. наук (1971), проф. (1974). Засл. деят. науки БАССР (1968).

Озеро Талкас. Баймакский район. ТАЛКАС (Талkаc), озеро в зап. части хр. Ирендык, в 4 км к Ю.-В. от п. Тубинский Баймакского р-на. Пл. зеркала 3,9 км2. Объем воды 15,8 млн.м3, макс. глуб. 12,0 м при ср.

ТАЛЬЯНКА (тальян-гармун, батская гармонь, Бараксин), ручной клавишно-пневматический муз. инстр-т, изв. в Башкирии с кон. 19 в. Назв. связано с сокращением слова "(и)тальянка", т.е. гармонь итальянского строя.

ТАМГА (тамга), знак родовой принадлежности у тюрк. народов, передающийся по наследству. Т. использовались для таврения скота, бортевых деревьев, межевых знаков и др., подписания офиц. док-тов. Баш. Т. представляли собой геом.

ТАМЬЯН (тамъян), древнебаш. племя. Родовой состав: мулют, куян, мясагут. Осн. тамги - . Предки тамьянцев в общей волне движения кочевников из Саяно-Алтайского нагорья на З. оказались в Ср.Азии и далее в Сев.

Река Таналык. Хайбуллинский район. ТАНАЛЫК (Таналыk), река, прав. пр. Урала. Берет нач. в зап. предгорьях хр. Ирендык, в 5 км к В. от оз.Талкас, на высокой Сакмаро-Таналыкской равнине. Протекает по Баймакскому, Хайбуллинскому р-нам.

ТАНГАУР (тyнгэуер), древнебаш. племя. Осн. тамга - . Предки тангауров известны под общими с усерганами назв. баджгард, баджгурд, басджирт или башхарт. Захваченные волной кочевников, Т. мигрировали в 1-й пол.

Читайте также: