Сообщение трудные случаи орфоэпии

Обновлено: 30.06.2024

Пожалуй, самый распространённый случай неправильной постановки ударения. Есть мнение, что ударение на первый слог ставят те, кто использует слово как профессиональный термин. Не верьте: правильный вариант только один.

Фраза для запоминания:

Чтобы вдруг не вышел спор,
Заключите договóр.

2. Катало́г

Фраза для запоминания:

Подарок выбрать мне помог
Один хороший каталóг.

3. Квартáл

Фраза для запоминания:

В бухгалтерии аврал —
Завершается квартáл.

4. Звони́т, звони́шь, звони́те

Несмотря на то, что это слово уже стало предметом многочисленных обсуждений, некоторые по‑прежнему неправильно ставят в нём ударение. Предлагаем запомнить раз и навсегда: ударение падает на второй слог.

Фраза для запоминания:

Филологу никто не звóнит.
Филологу всегда звоня́т.

5. Начался́, начата́

Фраза для запоминания:

Большая суета
Вокруг нас начата́.

6. Облегчи́ть

Фраза для запоминания:

Непросто ударенья заучить —
Стихи задачу могут облегчи́ть.

7. Углуби́ть, углуби́т

Фраза для запоминания:

Корабли не смогут плыть —
Канал здесь нужно углуби́ть.

8. Краси́вее

Фраза для запоминания:

Тот из нас счастливее,
В ком душа краси́вее.

9. Ла́тте

Фраза для запоминания:

В чашечке у Златы
Ароматный лáтте.

10. Мусоропрово́д

Фраза для запоминания:

На площадке — хоровод,
Чистят мусоропровóд.

11. Апостро́ф

Фраза для запоминания:

Зря он писал так много строф,
Не там поставил апострóф.

12. Фенóмен

Фраза для запоминания:

Вынесли приговор: он невиновен.
Столь странный это был фенóмен.

13. Свёкла

Фраза для запоминания:

Свёкла плакать начала,
До корней намокла:
— Я, ребята, не свеклá,
Я, ребята, свёкла.

14. Щаве́ль

Фраза для запоминания:

Прилетел мохнатый шмель
И уселся на щавéль.

15. Сре́дства, сре́дствами

Фраза для запоминания:

В любви и на войне
Все сре́дства хороши.

16. То́рты, то́ртов

Фраза для запоминания:

В музее — натюрморты:
На них — цветы и тóрты.

17. Цепо́чка

Несмотря на то, в каком значение употребляется слово (ювелирное украшение или линия военных), ударным является второй слог. Другой вариант произношения неверный.

Фраза для запоминания:

Очень любят дочки
Брошки и цепóчки.

18. Мастерски́

Фраза для запоминания:

Он потёр слегка виски,
Выпил виски мастерски́.

19. Граффи́ти

Фраза для запоминания:

Нет, вы только посмотрите!
На стене опять граффи́ти.

20. Ту́фля

Фраза для запоминания:

21. Бáрмен

Фраза для запоминания:

Чтоб добавить в ужин шарма,
Приготовил коктейль бáрмен.

22. Бóчковый

Фраза для запоминания:

Бóчковый квас — тот, который из бóчки.

23. Жалюзи́

Здесь надо вспомнить происхождение слова. Оно пришло в русский язык из французского, а для этого языка характерна постановка ударения на последний слог. Аналогичное правило сохранилось и для русского варианта.

Фраза для запоминания:

Поскорее привези
Для окошек жалюзи́!

24. Заку́порить, отку́порить

Глаголы используются в повседневной речи нечасто. Вероятно, в этом и кроется причина ошибки в произношении. Согласно орфоэпической норме ударение следует ставить на второй слог. Правило сохраняется для всех однокоренных слов.

Фраза для запоминания:

Гном собрал в лесу опилки
И заку́порил бутылки.

25. И́скра

Фраза для запоминания:

Отлетела от костра
И погасла быстро —
Коль неверно, то искра́,
Если верно — и́скра!

А какие ещё слова вызывают у вас вопросы? Делитесь в комментариях.

Посвящено нормативному аспекту учения о речевой культуре. Включает в себя теоретические сведения, упражнения и тестовые задания по орфоэпическим, акцентологическим, лексическим и грамматическим нормам современного русского литературного языка. Представленный в пособии комплекс заданий по наиболее трудным случаям нормативной системы современного русского языка направлен на формирование умений и навыков грамотной речи. Помещенные в конце пособия ключи позволяют использовать его для самостоятельной работы.

Предназначено для обеспечения учебного процесса в негуманитарных вузах по курсу "Русский язык и культура речи". Может быть использовано как для работы в аудитории под руководством преподавателя, так и для самообразования и самоподготовки для сдачи зачета по дисциплине "Русский язык и культура речи".

Рецензент – заведующая кафедрой русского языка, доц. Л.В. Политова.

© Полякова Е.К., 2006

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ И АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

(НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ И УДАРЕНИЯ)

Орфоэпическая норма – единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения слова.

Акцентологическая норма – рекомендуемый словарями и принятый обществом вариант правильной постановки ударения.

Трудные случаи в системе норм произношения и ударения

1. Произношение твердогоили мягкого согласного перед Е в иноязычных словах.

Запомните нормативное произношение следующих слов:


мягкие согласные произносятся перед Е твердые согласные произносятся перед Е
брюнет декада декорация кларнет крем кофе музей Одесса патент пресса тенор термин фанера шинель альтернатива антенна атеизм ателье детектив интеграция интервью компьютер потенциал тест тире тоннель шоссе эстетика

В современном языке допускается произношение как твердых, так и мягких согласных перед Е в таких словах, как декан, терапевт, террор, критерий, прогресс и др. Однако следует иметь в виду, что основная тенденцияв произношении заимствованных слов этого типа состоит в переходе от твердого согласного к мягкому. В связи с меняющейся нормой эталонное произношение подобных слов нужно выяснять в современных орфоэпических словарях.

2. Произношение звука е или о(обозначаемого буквой ё) после мягких согласных.

Запомните нормативное произношение следующих слов:

Произносится е Произносится о (на письме – ё)
Афера бытие женоненавистник забредший истекший (год, период) крестный ход опека отцветший приведший современный Блёкнуть затёкший истёкший (кровью) коммивояжёр крёстный отец манёвры недоумённый новорождённый одноимённый остриё платёжеспособный поблёкший принёсший

3. Произношение слов, в которых ошибки вызваны вставкой лишних звуков либо пропуском или заменой гласных или согласных.

Запомните нормативное произношение этих слов.

Нормативное произношение Частотная ошибка в произношении
беспрецедентный дерматин дивиденды желатин индивидуум интриган инцидент компрометировать конкурентоспособный констатировать конъюнктура поскользнуться почерк прецедент противень табуретка чрезвычайный эскорт юрисконсульт * беспрецендентный * дермантин * дивиденты * желантин * индивидум * интригант * инциндент * компроментировать * конкурентноспособный * константировать * конъюктура * подскользнуться * подчерк * прецендент * протвень * тубаретка * черезвычайный * экскорт * юристконсульт

4. Неподвижноеударение (не меняет место в разных формах одного и того же слова) в следующих словах:

бант (банты, с бантами и т. д.), блюдо, договор, мощность, отрасль, торт, сват, средство, шарф, шофёр.

5. В следующих глаголах в форме пр. вр. ед. ч. ж. р. ударение падает на окончание (наличие любой приставки, кроме приставки вы-, не влияет на место ударения):

брать (брала, подобрала, собрала, забрала и т.д., но выбрала), вить, взять, врать, гнать, гнить, дать, звать, драть, ждать, лгать, лить, драть, спать, плыть, ткать, клясть, жить, понять.

6. В следующих кратких страдательных причастиях в форме ед. ч. ж. р.ударение падает на окончание: взята, занята, прожита, принята, начата, создана.

Абсолютно недопустима в речи образованного человека ошибочная постановка ударения в следующих словах:

алфавит, давнишний, договор, звонишь (созвонимся, позвонишь и т. д.), каталог, квартал, красивее, кухонный, некролог, облегчить, процент, свёкла, сливовый, соболезнование, статуя, столяр, углубить, усугубить, щавель.

Тестовые задания

При выполнении тестовых заданий в случае затруднения обращайтесь к современным орфоэпическим и акцентологическим словарям и справочникам.




1. Отметьте слова, в которых перед Е произносится твердый согласный:

1) пюре 2) патент 3) тезис 4) крем 5) компьютер, 6) термос 7) темп 8) тембр 9) паштет 10) кларнет.

2. Отметьте слова, в которых перед Е произносится мягкий согласный:

1) шинель 2) чартер 3) тире 4) фанера 5) термин 6) синтез 7) Одесса 8) капелла 9) брюнет 10) кофе.

3. Отметьте слова, в которых после мягких согласных произносится О (на письме – Ё):

1) опека 2) недоуменный 3) коленопреклоненный 4) крестный ход 5) афера 6) безнадежный 7) поблекший 8) новорожденный 9) бытие 10) затекший.

4. Отметьте слова, в которых после мягких согласных произносится Е:

1) принесший 2) платежеспособный 3) истекший год 4) одноименный 5) острие 6) отцветший 7) женоненавистник 8) забредший 9) современный 10) крестный ход.

5. Отметьте слова, в которых допущены орфографические ошибки, связанные с нарушением норм произношения:

1) юрисконсульт 2) подскользнуться 3) конъюктура 4) противень 5) индивидуум 6) беспрецендентный 7) конкурентноспособный 8) эскорт 9) дерматиновый 10) черезвычайный 11) тубаретка 12) констатировать 13) интригант 14) почерк 15) дивиденты.

6. Отметьте слова, в которых ударение падает на первый слог:

1) баловать 2) эксперт 3) черпать 4) оптовый 5) свекла 6) ломоть 7) искра 8) звонишь 9) завидно 10) кухонный 11) клала 12) шофер.

7. Отметьте слова, в которых ударение падает на второй слог:

1) алфавит 2) гражданство 3) цемент 4) некролог 5) еретик 6) столяр 7) облегчить 8) сливовый 9) красивее 10) закупорить 11) торты 12) сгнила.

8. Отметьте слова, в которых ударение падает на последний слог:

1) христианин 2) углубить 3) жалюзи 4) завсегдатай 5) феномен 6) премировать 7) осведомить 8) путепровод 9) исчерпать 10) проспала 11) занята 12) ободрить.

9. Отметьте слова, в которых ударение поставлено правильно:

1) каталог 2) новорожденный 3) подождала 4) вероисповедание 5) асимметрия 6) обеспечение 7) созвонимся 8) ходатайствовать 9) средства 10) танцовщица 11) осужденный 12) отключен 13) давнишний 14) умер-ший 15) бюрократия.

10. Отметьте слова, в которых ударение поставлено неправильно:

1) начался 2) прожита 3) отраслей 4) шарфом 5) медикамент 6) квартал 7) менеджмент 8) соболезнование 9) гастрономия 10) блокировать 11) избалованный 12) украинский 13) танцовщица 14) пасквиль 15) бомбардировать.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это:

1) использование в речи только тех слов и устойчивых словосочетаний, которые входят в состав литературного языка. Отступлением от нормы является немотивированное использование нелитературной лексики: жаргонизмов, просторечия и т. д.;

2) правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению;

3) употребление слова в тех значениях, которое оно имеет в языке, а также в общепринятых в языке сочетаниях;

4) уместность использования слова в той или иной коммуникативной ситуации.

Соблюдение лексических норм – важнейшее условие точности, правильности и общепонятности речи. Поэтому при отборе лексических средств необходимо учитывать:

– сочетаемость с другими словами;

Несоблюдение этих требований приводит к ошибкам в словоупотреблении, наиболее типичными из которых являются:

1) употребление слова в несвойственном ему значении.

Например: у него была очень нелицеприятная внешность (нелицеприятный – "справедливый, беспристрастный").

Особенно часто возникают ошибки в словоупотреблении, связанные с неточным пониманием значения заимствованных слов.

Например: работа конференции лимитируется из-за отсутствия ведущих специалистов (лимитировать – "ограничивать", но не "приостанавливать");

2) смешение синонимов, т. е. близких по словоупотреблению, но не полностью совпадающих по значению и синтаксическим связям слов.

Например: он достиг успехов, проявивбольшое упрямство (вместо упорство);

3) смешение паронимов, т. е. слов, близких по звучанию, однокоренных, но разных по значению и сочетаемости.

Например: он всегда проявлял крайне нестерпимое отношение к людям (вместо нетерпимое);

4) плеоназм (переизбыток– греч.), т. е. сочетание слов, где одно из них оказывается лишним, т. к. его значение уже выражено другим словом.

Например: возвращаться обратно, свободная вакансия, март месяц);

5) тавтология(то же самое слово– греч.), т. е. неоправданная избыточность. К тавтологии относят стечение в одной фразе нескольких однокоренных слов.

Например: поддержка наибольшим большинством, необходимо сгруппировать в группы;

6) нарушение норм лексической сочетаемости слов, т. е. способности слова употребляться совместно с другим словом в данном речевом отрезке. Каждое слово может сочетаться с одними словами, но не сочетаться с другими.

Например: круглый (целый) год, круглые (целые) сутки, но нельзя сказать: *круглый день, *круглый час; крепкий (достигающий сильной степени) мороз, но неправильно – *крепкая жара.

В результате контаминации(смешения) похожих по значению сочетаний типа играть роль и иметь значение нередко возникают неправильные сочетания – *играть значение или *поднять тост (вместо поднять бокал и произнести тост).

Некоторые слова могут сочетаться только со словами, содержащими в своем значении положительную оценку (способствовать выздоровлению, улучшению и т. д., но неправильно – *способствовать ухудшению). Другие, наоборот, сочетаются только со словами, содержащими в своем значении отрицательную оценку (сказалось отрицательно, но неправильно – *сказалось положительно).

С точки зрения современного языка бывает трудно, порой даже невозможно объяснить причины различной сочетаемости близких по значению слов. Многие сочетания слов закреплены языковой традицией. Чтобы избежать ошибок в сочетаемости, следует обращаться к специальным словарям трудностей русского языка;

7) ошибки, связанные с нарушением компонентного состава фразеологической единицы или с незнанием ее значения.

Например: *играть главную скрипку вместо играть первую скрипку; *тайна за семью печатями вместо книга за семью печатями.

Frame 1452

ГрАффити или граффИти, катАлог или каталОг? В нашей речи столько тонкостей, которые порой знают только лингвисты. Но есть ошибки, которые раздражают
подавляющее большинство из нас, а еще снижают баллы в четвертом задании 1 части ЕГЭ по русскому языку.

Перед вами ТОП-20 коварных орфоэпических ошибок , за которые бывает мучительно стыдно. Напомним, что орфоэпия – это наука о правилах произношения звуков и ударений в словах

1. ЗвОнит и звонИт

Лидер рейтинга - звОнит. Неправильное ударение в этом слове способно испортить впечатление от речи, какой бы красивой она ни была. Правильный вариант только звонИт.

2. Проскочила Искра

3. ХодАтайство за грамотность

4. Посмотрите каталОг

5. Поддадимся рефлЕксии

И самое важное: постарайтесь не волноваться накануне и во время экзамена. Волнение будет только мешать вам собраться и вспомнить нужную информацию. Если вы выполните все наши рекомендации по подготовке, то для волнений у вас не будет никакого повода!

Курсы по подготовке к ЕГЭ

Эффективно подготовимся к экзамену за 4 месяца


6. Закажите трансфЕр

7. ПулОвер на осень

8. Подпишите договОры

9. Разрисуем стену граффИти

10. Не тортЫ, а тОрты

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

В иноязычных словах (например, в словах французского происхождения) ударе.

В иноязычных словах (например, в словах французского происхождения) ударение всегда падает на последний слог: Жалюз’и, троту’ар, шасс’и, ерет’ик.

Слова с неподвижным ударением : т’орт- т’орты- т’ортов –т’ортами; Бл’юдо, г’.

Слова с неподвижным ударением : т’орт- т’орты- т’ортов –т’ортами; Бл’юдо, г’оспиталь, дос’уг, кварт’ал, скл’ад, св’ат, ср’едство, шоф’ер, шр’ифт

Запомните глаголы, в которых ударение падает на окончание (в форме прош. вр.

Запомните глаголы, в которых ударение падает на окончание (в форме прош. вр. ж.р.) БралА, собралА, отобралА, убралА, былА, взялА, вралА, вилА, вралА, гналА, гнилА, далА, ждалА, жилА, звалА, клалА, лгалА, лилА, пилА, плылА, прялА, рвалА, слылА, ткалА, но вЫгнала, вЫждала,вЫжила

В кратких прилагательных ед.ч.ж. р. ударение падает на окончание: веселА, по.

В кратких прилагательных ед.ч.ж. р. ударение падает на окончание: веселА, полнА. В кратких причастиях ударение в форме ед.ч. ж.р. ударение падает на окончание: занятА, запертА, налитА.

– Плати налог, говори “каталОг”; – Мир огромен: каждый в нем фенОмен; – К на.

– Плати налог, говори “каталОг”; – Мир огромен: каждый в нем фенОмен; – К нам приехал Саркози – отворяйте жалюзИ! – А вы изобразите Нефертити в граффИти? Чтобы показать свои талАнты, Девчатам завязали бАнты;

– Долго ели тОрты - не налезли шорты. – Эх, прокатиться бы нам по каналам и.

– Долго ели тОрты - не налезли шорты. – Эх, прокатиться бы нам по каналам и рекАм! – А потом мы с тобой созвонИмся и, быть может, разговоримся; – Ты уехала в Париж – не звонИшь. А меня все знобит и знобит: позвонИт или не позвонИт? – Запомни, народ – нефтепровОд; – С детьми, конечно, надо играть, и это не значит – их баловАть; – Фекла любит свЕклу, Шанель не любила щавЕль; – Черный монах на похоронАх.

1. 1) намЕрение 2) аргУмент 3) бомбардИровать 4) нефтепрОвод 2. 1) (вы) прав.

1. 1) намЕрение 2) аргУмент 3) бомбардИровать 4) нефтепрОвод 2. 1) (вы) правЫ 2) обеспЕчение 3) озлоблЕнный 4) диспАнсер 3. 1) прОстыня 2) осведомИть 3) облегчИть 4) щАвель 4. 1) блокИровать 2) блИзка 3) клалА 4) в туфлЯх 5. 1) размИнуться 2) слИвовый 3) мелькОм 4) пломбИровать 6. 1) усугУбить 2) упрочЕние 3) столЯр 4) разогнУтый 7. 1) крЕмень 2) ходатАйство 3) звОнишь 4)балУется 8. 1) клАла 2) укрАинский 3) черпАть 4) облЕгчить В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

12. 1) премИровать 2) знАмение 3) туфлЯ 4) прибЫл 13. 1) путепрОвод 2) средс.

12. 1) премИровать 2) знАмение 3) туфлЯ 4) прибЫл 13. 1) путепрОвод 2) средствАми 3) включИт 4) без умОлку 14. 1) свеклА 2)нАчата 3) прибЫвший 4) тортЫ 9. 1)зАвидно 2) свЕкла 3) красивЕе 4) катАлог 10. 1) намерЕние 2) звОнит 3) ходАтайство 4) догмАт 11. 1)жалюзИ 2) добрАлись 3) полОжить 4) пОлчаса

 Ключи к заданиям 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 1 2 2 3 2 3 4 3 2 3 1 3 3 3

Ключи к заданиям 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 1 2 2 3 2 3 4 3 2 3 1 3 3 3

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 515 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 09.12.2017 4193
  • PPTX 78.3 кбайт
  • 79 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Первохина Татьяна Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: