Сообщение транспорт и его противопожарное оборудование

Обновлено: 02.07.2024

Выпускаемую в нашей стране пожарную технику можно подразделить на следующие основные группы: автомобили, пожарные поезда, мотопомпы огнетушители, оборудование для стационарных установок автоматического пожаротушения, пожаро-техническое вооружение и разное пожарное обору дование

Пожарные автомобили (ПА). Предназначены для доставки в требуемый район боевых расчетов, огнетушащих средств и пожарного оборудования; подачи в необходимом количестве огнетушащих средств в очаги горения; выполнения ряда специальных работ перед началом и во время тушения пожара. В зависимости от назначения оборудования, которым укомплектованы ПА, их разделяют на основные, специальные и вспомогательные.

Пожарные поезда. Предназначены для тушения пожаров в подвижном составе и на объектах, к которым можно подать поезд. Их используют также для оказания помощи при авариях, крушениях, наводнениях и других сти хийных бедствиях.

В зависимости от тактико-технической характеристики пожарные поезду подразделяют на поезда I и П категорий. Пожарный поезд I категории включает четыре единицы подвижного состава: две цистерны, вагон-гараж, пассажирский вагон для размещения боевого расчета, насосных установок, электростанции, пожарного оборудования и огнетушащих средств. Поезд II категории имеет две цистерны и пассажирский вагон для боевого расчета и размещения пожарного оборудования.

Пожарные мотопомпы. Используются для подачи воды из водоисточ ника к месту тушения пожара Они состоят из двигателя внутреннего сгорания, центробежного насоса и систем, обслуживающих двигатель и насос вовремя работы. Мотопомпы подразделяют на переносные и прицепные.

Огнетушители. Это технические устройства, предназначенные для тушения пожаров в начальной стадии их возникновения.

По способу транспортирования огнетушители подразделяются на переносные (ручные, ранцевые) и передвижные, по виду огнетушащего заряда на водные огнетушители, пенные (воздухошнопенные, химические пенные), порошковые, газовые (углекислотные, хладоновые и др.) и т.п.

По объему корпуса огнетушители условно подразделяют на ручные малолитражные с объемом корпуса до 5 л; промышленные ручные с объемом корпуса 5-10 л; стационарные и передвижные с объемом корпуса свыше 10л.

По способу подачи огнетушащих средств выделяют четыре группы огнетушителей;

под давлением газов, образующихся в результате химической реакции компонентов заряда;

под давлением газов, подаваемых из специального баллончика, размещенного в корпусе огнетушителя;

под давлением газов, предварительно закачанных в корпус огнетушителя;

под собственным давлением огнетушащего средства.

По виду пусковых устройств огнетушители подразделяют на четыре группы: с вентильным затвором; с запорно-пусковым устройством пистолетного типа; с пуском от пиропатрона; с пуском от постоянного источника давления.

В качестве жидких огнетушащих составов применяют водные растворы различных химических соединений или воду с добавками поверхностно активных веществ. Огнетушители с этими составами не получили широкого распространения, так как могут использоваться только в зонах с круглого дичными положительными температурами.

В пенных огнетушителях применяют либо химическую пену, полученную из водных растворов пенообразователей потоком рабочего газа: воздуха, азота или углекислого газа.

Огнетушащим средством углекислотных огнетушителей является сжиженный диоксид углерода (углекислота).

В аэрозольных огнетушителях в качестве огнетушащего средства применяют парообразующие галоидированные углеводороды (бромистый этил, хладон, смесь хладонов или смесь бромистого этила с хладоном).

Огнетушащим средством порошковых огнетушителей являются порошки на основе двууглекислой соды с добавками.

Огнетушащими средствами комбинированных огнетушителей являются порошок и раствор пенообразователя.

Огнетушители химические пенные (ОХП) имеют широкую область применения, за исключением случаев, когда огнетушащий заряд способствует развитию процесса горения или является проводником электрического тока.

Огнетушащий заряд ОХП состоит из двух частей: щелочной и кислотной. Наиболее распространены химические пенные огнетушители типа ОХП-10.

Углекислотные огнетушители предназначены для тушения загораний диоксидом углерода в газо- или снегообразном виде всех типов горючих материалов и электрических установок под напряжением. Применяют также стационарные углекислотные установки или передвижные прицепы. Снегообразная масса получается из всех типов углекислотных огнетушителей при быстром испарении жидкого диоксида углерода в раструбе. Полученная снегообразная масса имеет плотность 1,5 г/см3и температуру минус 80 °С. Снегообразный диоксид углерода при тушении загораний снижает температуру горящего вещества и уменьшает содержание кислорода в зоне горения.

Диоксид углерода в баллоне или огнетушителе находится в жидкой или газообразной фазе. Относительное количество жидкого или газообразного диоксида углерода зависит от температуры. С повышением температуры жидкий диоксид углерода переходит в газообразное состояние и давление в баллоне резко возрастает. Во избежании разрыва баллоны заполняют жидким диоксидом углерода на 75 %. Все огнетушители снабжают предохранительными мембранами.

Углекислотные огнетушители подразделяются на ручные (ОУ, ОУ-2А, ОУ-2ММ, ОУ-5, ОУ-5ММ, ОУ-8), стационарные (ОСУ-5П, ОСУ-5) и передвижные (ОУ-25, ОУ-80 и ОУ- 400).

Ручной угаекислотный огнетушитель ОУ предназначен для тушения загораний различных веществ на транспортных средствах: судах, самолетах, автомобилях и локомотивах.

Аэрозольные огнетушители предназначены для тушения загораний легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, твердых веществ, электроустановок под напряжением и различных материалов, кроме щелочных и кислородосодержащих веществ.

Огнетушители порошковые (ОП) получили в настоящие время, особенно за рубежом, наибольшее распространение. Выпускаются они трех типов:

ручные (переносные), возимые и стационарные. В качестве огнетушащего вещества используют порошки общего и специального назначения: порошки общего назначения - при тушении пожаров и загораний ЛВЖ и ПК, газов, древесины и других материалов на основе углерода; порошки специального назначения - при ликвидации пожаров и загораний щелочных металлов, алюминий и кремнийорганических соединений и других пирофорных (спо-

собных к самовозгоранию) веществ.

Противопожарное водоснабжение - совокупность инженерно-технических средств и сооружений, обеспечивающих подачу воды для тушения пожара.

Тип водопровода зависит от вида обслуживаемых объектов; водопроводы подразделяется на городские, поселковые и промышленные. По назначению различают водопроводы хозяйственно-питьевые, производственные, противопожарные, объединенные (хозяйственно-питьевые противопожарные, производственно-противопожарные или хозяйственно-притьевые произвосдтвенно-противопожарные). В зависимости от напора различают противопожарные водопроводы высокого и низкого давления.

В водопроводах низкого давления во время пожара для создания требуемого напора используют пожарные насосы, которые подключают к пожарным гидрантам с помощью всасывающих рукавов.

Основные противопожарные требования сводятся к получению необходимых расходов воды под требуемым напором в течении расчетного времени тушения пожаров при обеспечении достаточной степени надежности работы системы водоснабжения в целом и отдельных водопроводных сооружений.

Все сооружения водопровода проектируют так, чтобы во время эксплуатации они пропускали расчетный расход воды для пожарных нужд при максимальном расходе воды на хозяйственно-питьевые нужды. Кроме того, в резервуарах чистой воды и водонапорных башнях предусматривают неприкосновенный запас воды для тушения пожаров, а в насосных станциях второго подъема устанавливают пожарные насосы.

Схемы подачи воды бывают из открытых и подземных водоисточников.

Оборудование для стационарных установок автоматического пожаротушения.

Установки автоматической пожарной защиты (АПЗ) применяют согласно Перечню зданий и помещений объектов народного хозяйства РБ, подлежащих оборудованию автоматическими средствами пожаротушения и автоматической сигнализацией, СНиП 2.04.01-85 и другим документам они предназначены для полной ликвидации пожара в начальной стадии, для локализации его при помощи огнетушащих веществ до прибытия пожарного подразделения. Самыми распространенными являются водяные и газовые установки автоматического пожаротушения. Кроме них, применяют водохимические, пенные и порошковые установки.

Водяные установки бывают спинклерные и дренчерные.

Спринклерная установка предназначена для тушения и локализации пожара -Она автоматически включается при повышении температуры воздуха в помещении выше заданного предела. Установка состоит из сети водопроводных труб, смонтированных под потолком помещения на специальных подвесках, спринклерных головок, представляющих собой специальные устройства для автомагического тушения огня, ввертываемые в трубы установки, и контрольно-сигналных клапанов.

Замок спринклерной головки состоит из трех медных пластинок, спаянных легкоплавким сплавом. В случае повышения температуры в помещении выше определенного предела сплав расплавляется, и пластины распадаются, вследствие чего освобождается стеклянный колпак, и спринклер приходит в действие- Одновременно подается сигнал о начавшемся пожаре.

Спринклеры изготовляют на различные температуры срабатывания:72, 93, 141 и 182 °С. Наибольшее распространение получили спринклерные головки типа 2СП.

Размещают спринклеры с учетом пожарной опасности производства (помещения), огнестойкости здания, конструкции перекрытия, расположения технологического и другого оборудования. По строительным нормам площадь пола, защищаемая одним спринклером, в производственных помещениях с повышенной пожарной опасностью (при количестве горючих материалов более 200 кг/м2) не должна быть больше 9 м2, в остальных помещениях 12 м1Расстояние между спринклерами не должно превышать в первом случае 3 м и во втором 4 м. Расстояние между спринклерами и стенами в помещениях с повышенной пожарной опасностью при несгораемых стенах и перегородках принимается 1,5 м, при сгораемых и трудносгораемых стенах и перегородках 1 м, в остальных помещениях соответственно 2 и 1,2 м.

Дренчерные установки используют для тушения пожаров в помещениях, в которых требуются одновременное орошение расчетной площади отдельных частей здания, создания водяных завес в проемах дверей и окон, орошение отдельных элементов технологического оборудования и т.п. Они предназначены в основном для борьбы с пожарами в помещениях с высокой категории пожарной опасности, где возможно быстрое распространение огня.

В зависимости от температуры в помещении (плюсовая или минусовая) дренчерные установки подразделяют на заливные и сухотрубные. Заливные применяют для защиты пожаро- и взрывоопасных производств. Все трубопроводы этих установок постоянно заполнены (залиты) водой до штуцеров дренчеров на распределительных трубопроводах. Такими установками оборудуют только отапливаемые помещения. Сухотрубные дренчерные устаиовки применяют для защиты как отапливаемых, так и не отапливаемых помещений.

По способу включения дренчерные установки подразделяют на автоматические, полуавтоматические и с ручным пуском.

В случаях, когда применение воды в качестве огнетушащего вещества недопустимо, используют химические установки автоматического пожаротушения. К ним относятся двухбаллонные батареи с тросовым (Т2) и электрическим (Т-2М) пуском, автоматические батареи с пневматическим (БАЛ) и электрическим (БАЭ) пуском. В качестве огнетушащего вещества в этих установках применяют углекислоту и специальные составы.

Батареи БАЛ применяют для ликвидации пожара в помещениях, объем которых не превышает 200 м3. Их используют в установках химического пожаротушения в комплексе с побудительно-пусковой секцией (ПСР). Последняя приводит батарею в действие, распределяет огнетушащее вещество в наружном направлении и подпитывает воздухом побудительную сеть.

Между собой установки химического пожаротушения различаются числом баллонов и устройством пуска их действия.

Научно-технический прогресс в области противопожарной защиты объектов железнодорожного транспорта и транспортного строительства предполагает широкое внедрение установок пожарной автоматики, к числу которых соотносятся установки пожарной и охранно-пожарной сигнализации.

О Современные установки пожарной автоматики состоят из пожарных извещателей (побудителей), размещаемых в пожароопасных местах защищаемого помещения, приемно-контрольных приборов (пультов, концентратов и т.п.), обеспечивающих дистанционный контроль за состоянием извещателей и сигнализацию об их срабатывании, и исполнительных элементов, запускающих автоматические установки пожаротушения

Эффективность установок пожарной автоматики определяется тем, в какой момент времени после начала пожара может быть получен сигнал пожарной опасности. ^В установках пожарной сигнализации используют извещатели, реагирующие на температуру, световое излучение открытого пламени, дым и другие факторы горения. Тепловые пожарные извещатели применяют трех типов: с датчиками максимального, дифференциального и максимального дифференциального действия. Извещатели с датчиками максимального действия срабатывают при определенной заранее заданной температуре. Извещатели с дифференциальным датчиками реагируют на определенную скорость повышения температуры. Максимально дифференциальные извещатели включают в себя датчики максимального и дифференциального действия и срабатывают как при определенной, заранее заданной температуре, так и при определенной скорости ее повышения.

Извещатель пожарный тепловой ИП104-1 (ИТ1Т) максимального одноразового действия. В качестве чувствительно датчика в нем используется сплав "Вуда", который при повышении температуры окружающего воздуха в контролируемом помещении (около датчика) выше 72 °С расплавляется. При этом контакты извещателя (пружинящие пластины) размыкают электрическую цепь. Разрыв шлейфа вызывает на приемной станции соответствующую сигнализацию.

Работа фотоэлектрических извещателей основана на регистрации изменения оптической плотности среды в контролируемом помещении в зоне действия извещателя, вызванного появлением дыма В основу устройства автоматических увещателей пламени положен принцип регистрации излучения и пульсации пламени очага загорания. К таким извещателям относятся извещатель пожарный ИП329-2 "Аметист". Он представляет собой автоматическое оптико-электронное устройство, осуществляющее сигнализацию о появлении пламени в контролируемом помещении уменьшением внутреннего сопротивления извещателя и включением индикатора срабатывания на корпусе извещателя. Извещатели ручные пожарные (ИПР) предназначены для подачи сигнала тревоги о пожаре на премноконтрольные приборы пожарной и охранно-пожарной сигнализации вручную с помощью рукоятки, расположенной на извещателе. Дня приема, преобразования и отображения информации, поступающей от пожарных извещателей, устанавливают приемно-контрольные приборы (пульты, концентраторы, станции, устройства и т.п.).

Пожары возникают всюду, как правило, это неконтролируемое горение, имеющее высокую скорость распространения пламени. Возгорания стремительно приводят к опасным факторам, ликвидировать которые нужно как можно быстрее. Для успешной борьбы с огнем необходимо выполнить 2 момента: приступить к оперативному тушению пламени и подавать в зону горения необходимое количество огнетушащего вещества. Эти два момента как раз-таки и отображаются в технических показателях пожарного транспорта.

Сегодня пожарная техника – это широкий перечень всевозможных транспортных средств. К ним относятся – различные автомобили, лодки, вертолеты, поезда и т.д. В зависимости от вида возгорания и условий его тушения создается новый транспорт самого разного назначения. В зависимости от вида выполняемых работ пожарный транспорт делится на 4 основные группы:

  • основные
  • целевые
  • специальные
  • вспомогательные

Техника общего применения эксплуатируется при устранении пламени в жилых домах, объектах инфраструктуры, целевого – на аэродромных площадках, химических и нефтяных предприятий. Специальная пожарная техника используется для разбора конструкций, освещения. К основным характеристикам спецтранспорта относится: питание генератора. Вспомогательные нужны для перевозки подразделений.

Чтобы выделить пожарный транспорт из общего потока машин, его окрашивают в спеццвета, устанавливают сигнализацию и т.д. Все это позволяет повысить уровень информативности.

В этом разделе вы сможете ознакомиться с разновидностями пожарного транспорта, техническими характеристиками, какие существуют модели, особенности, устройство, комплектация. Также в этой рубрике можно ознакомиться в каких случаях используется тот или иной вид транспортного средства, какие существуют условно-графические обозначения пожарного транспорта, какие модели более распространены и многое другое.

В современном пожаротушении используется большой арсенал техники, который включает в себя специализированные автомобили, самолеты, вертолеты, пожарные суда, катера и поезда. Разнообразная типология пожаров и условий их тушения способствуют появлению все новых транспортных средств различного назначения.

Для того чтобы узнать технические характеристики, виды и модели пожарной техники, вы можете ознакомиться со статьями, размещенными в этой рубрике. Здесь можно ознакомиться: с устройством и комплектацией пожарных автомобилей, использованием специальной и вспомогательной техники во время тушения и тем, как развивается в России пожарная авиация и беспилотная разведка.

На страницах этой рубрики собрана вся самая актуальная информация по использованию пожарных машин в особых условиях ликвидации возгорания, обслуживанию техники таким образом, чтобы она всегда была в полной боевой готовности.

Автолестница на базе КамАЗ

Пожарная автолестница служит для подъема боевого расчёта и средств пожаротушения на необходимую высоту. Соединения колен стрелы — телескопическое, а материал изготовления — высокопрочная низколегированная сталь.

Пожарный самолет

Тушение пожаров в труднодоступных местах и больших площадях, таких как лесные массивы, осуществляется с помощью авиации. Самолет-амфибия на сегодняшний день успешнее других моделей помогает в ликвидации возгораний.

Пожарный КамАЗ

Конструкторы максимально адаптировали пожарный КАМАЗ к условиям его эксплуатации. По сравнению с другими автомобилями, КАМАЗ обладает большей грузоподъемностью.

Модели пожарных автоцистерн

Пожарные автоцистерны являются неотъемлемой частью транспорта пожарной охраны. Какими деталями оборудуются автоцистерны, об этом читайте дальше.

ЗИЛ пожарный

Одна из популярных моделей пожарных машин — пожарная машина на базе ЗИЛ. Обладает хорошей маневренностью в сложных условиях ликвидации возгорания.

Пожарный ЗИЛ

Для быстрого реагирования и ликвидации конкретного возгорания необходимы специальные транспортные средства. Их устройство зависит от назначения.

Автомобиль дымоудаления

Использование специальной техники на пожаре помогает быстрее ликвидировать возгорание. Количество таких единиц техники зависит от населенности пункта и опасности возгораний на стратегически важных объектах.

Пожарный автомобиль на базе КамАЗ

Для быстрой ликвидации возгорания в каждой конкретной ситуации используют определенный вид пожарного автомобиля.

Пожарный автомобиль

Для ликвидации пожаров различной степени сложности используют пожарные автомобили. С их помощью доставляется к месту возгорания огнетушащий материал. Возможности машины определяются различными тактико-техническими характеристиками.

Пожарные и спасатели101
Полиция102
Скорая помощь103
Газовая служба104

Права на все материалы, опубликованные на сайте, принадлежат ресурсу ПротивПожара.
Использование материалов возможно при наличии активной ссылки на источник.
Информация взята из открытых источников и носит ознакомительный характер.
За точными данными обращайтесь в лицензированные организации.
Политика конфиденциальности | Пользовательское соглашение

Транспорт – важнейшая составляющая повседневной жизни всякого жителя мегаполиса. Мало кто из нас задумывается о том, что перемещаясь посредством транспорта в необходимое место, мы доверяем свою безопасность не только водителю, но и тем, кто отвечает за правильное противопожарное оснащение транспортного средства. Ведь по статистике пожары на транспорте причиняют не меньше вреда, чем дорожно-транспортные происшествия.

Возгорание на любом виде транспорта – в авто или на самолете, в вагоне метро или в локомотиве – может возникнуть неожиданно и привести порой к плачевным последствиям. Причинами пожара часто становятся особенности конструкции транспортного средства, а, именно:

  • несоблюдение правил содержания горючих веществ и материалов,
  • использование дешевых или не отвечающих требованиям ПБ материалов в отделке салона;
  • большое количество кабелей и т. д.

Предотвращение пожаров на транспорте: проблемы, задачи, их решение

Для того чтобы обеспечить безопасность пассажиров в транспортном средстве, необходимо начинать задумываться о правилах ПБ еще на стадии проектирования систем жизнеобеспечения транспорта. Владельцем транспорта должен быть разработан план организационно-технических мероприятий.

Из задач, требующих доработки в плане обеспечения пожарной безопасности на транспорте, специалисты отмечают следующие:

  • повышение качества (обновление) используемого противопожарного оборудования и средств пожаротушения (ПТ);
  • повышение уровня техобслуживания противопожарных систем;
  • обязательная комплектация транспортных средств:
    • автоматическими установками ПТ,
    • системой пожарной сигнализации,
    • системой оповещения о пожаре,
    • противодымной вентиляцией.

    Улучшение комплектации транспортных средств противопожарными системами позволит:

    Инструкции по пожарной безопасности на транспорте

    На данный момент специальными нормативными документами регламентируются следующие требования по обеспечению ПБ на транспорте:

    1. В каждом автомобиле должен присутствовать готовый к работе, исправный огнетушитель (ОТ) – порошковый либо углекислотный.
    2. Автобусы, а также грузовые авто, которые предназначены для перевозки пассажиров, комплектуются 2-мя ОТ – один из них должен находиться у водителя в кабине, второй – в салоне либо в кузове.
    3. Газобаллонные автомобили, у которых неисправно газовое оборудование либо обнаружено вытекание газа, эксплуатировать запрещено.

    Требования ПБ касаются не только непосредственно транспортных средств, но и помещений и площадок, на которых они размещаются в нерабочее время:

    • на площадках или в специальных помещениях транспортные средства размещаются согласно СниПов для таких объектов;
    • при хранении на площадках или в помещениях более 25-ти транспортных единиц, разрабатывается план их размещения, на котором указывают порядок эвакуации транспорта при пожаре;
    • в ночное время, а также выходные / праздничные дни предусматривается наличие сторожа или дежурного в помещениях, где отстаивается транспорт;
    • места, где находится транспорт в нерабочее время, оборудуют буксирными тросами;
    • работники транспортных гаражей и депо должны быть осведомлены о порядке действий во время пожара.

    Также в документах нормируются правила обращения с транспортными средствами, перевозящими горючие вещества и материалы.

    Оборудование пожарного автомобиля

    Пожарное оборудование

    Результат оперативного реагирования команды спасателей на сигнал о возгорании во многом зависит от комплектации пожарных автомобилей специальным оборудованием. Перечень пожарно-технического вооружения прописан в ГОСТе 12.2.047-86. Нарушение правил оснащения ПА влечет за собой не только срыв операции, но и составляет опасность для жизни спасателей и людей, попавших в беду.

    Стандартный комплект

    Для оперативного реагирования на вызов бригада спасателей использует определенный комплекс вспомогательных средств, которые входят в перечень основного оборудования пожарных автомобилей или являются частью пожарно-технического вооружения. Первое представляет собой комплекс коммуникаций для подавления огня. Ко второму относят технические средства для защиты личного состава при проведении разведки на месте происшествия и ликвидации возгораний.

    Стандартный пакет оборудования пожарного автомобиля

    Стандартно ПА общего назначения, к которым относят автоцистерны, насосно-рукавные машины, автомобили первой помощи и спасательный транспорт, на борту обязательно имеют:

    1. Аварийно-спасательный инструмент, при помощи которого устраняют препятствия на пути к очагу возгорания. К нему относят топор, багор, молоток, лом, технические средства для резки проводов.
    2. Спасательные средства. Это лестницы, канатно-спусковые устройства, маты, приспособления для поднятия на высоту, метательные устройства.
    3. Оборудование малой механизации, к которому относят инструмент с электроприводом, соединяющийся с двигателем или гидроагрегатом. Это пневматические домкраты, заглушки, пластыри.
    4. Средства индивидуальной защиты. Для органов дыхания и зрения – респираторы, аппараты со сжатым воздухом, устройства искусственной вентиляции легких, самоспасатели. Для рук, ног и головы – каски, перчатки, защитная обувь. Дополнительное оборудование пожарных автомобилей, которые работают в зоне техногенных катастроф, включает комплекты теплоотражателей, костюмы защиты от ионизирующих излучений.
    5. Гидравлические установки.

    Перечень пожарного оборудования, возимого на пожарных автомобилях, зависит от модели транспортного средства. В зависимости от сложности ситуации на место вызова посылают машину, оснащенную в соответствие со стандартным протоколом действий.

    Оборудование для эвакуации

    Первоначальной задачей бригады спасателей является эвакуация людей и материальных ценностей из охваченной огнем зоны. Кроме подручных средств, перечисленных выше, большое значение в благополучном исходе операции по эвакуации имеет гидравлический аварийно-спасательный инструмент. Это переносные комплексы с гидроприводом, которые используют для деблокировки пострадавших во время ЧС.

    Оборудование для эвакуации

    ПА автомобили общего назначения оснащены:

    • 2-4 расширителями или зажимами для изменения размера прохода;
    • насосной станцией гидравлического типа или ручным насосом;
    • гидравлическими линиями;
    • домкратом для поднятия тяжелых препятствий на пути эвакуации;
    • кусачками для резки металла и ножницами комбинированного типа;
    • дополнительным инструментом, который устраняет преграды на пути.

    Принцип действия гидравлического аварийно-спасательного инструмента основан на приведении в действие насоса (ручного или с электроприводом).

    Пожарные стволы

    Один из видов специального оборудования основных пожарных автомобилей, используемого для подачи огнетушащих средств через рукава гидрантов.

    Пожарные стволы
    Пропускная способность и размеры Вид огнетушащего вещества
    Ручные Водяные
    Лафетные Пенные
    Комбинированные

    Ручные активируются ручным оборудованием. Их недостаток – ограниченное расстояние действия, максимум 5 метров. Применяют при тушении небольших очагов возгорания. Лафетные – оборудование спецтехники. В комплекте – варианты насадок.

    Переносное оборудование обоих типов крепится на окончании рукавной напорной линии. Стационарные устанавливаются только на опорах и соединяются с краном или насосом автомобиля. Благодаря стволам и насадкам можно формировать как сплошную струю для тушения огня на дальних расстояниях, так и распыленную для небольших площадей или локального очага.

    Машины, выезжающие в зону пожара, комплектуются следующими моделями стволов.

    Пожарные стволы

    Рукава

    Вид технического оснащения любого автомобиля, который выезжает в зону ЧС. Сегодня используют три типа рукавов:

    • всасывающие;
    • напорно-всасывающие;
    • напорные.

    Всасывающие

    Используются для забора воды из водоисточника для дальнейшего пожаротушения. Стандартно длина рукавов, которыми комплектуются ПА – 4 метра. При транспортировке их располагают в пенале на крыше АЦ. Некоторые автомобили имеют отделение на уровне насосного отсека.

    Напорно-всасывающие

    Используют для забора воды и ее последующей транспортировки из водоисточника или гидранта с использованием насоса. Их отличительной особенностью является металлический проволочный каркас, покрытый текстильным кожухом. Пеналы для хранения и транспортировки таких рукавов расположены на надстройке ПА. Конструкция этих отсеков предусматривает естественную просушку оборудования во время возвращения техники на базу. Напорно-всасывающие рукава предназначены для подачи пенообразователя, масла и других специальных жидкостей.

    Напорно-всасывающие пожарные рукава

    Напорные

    Наиболее распространенный вид рукавов, которыми комплектуются автоцистерны, пожарные поезда, корабли, краны. Предназначены для подачи огнетушащих веществ под избыточным давлением. В АЦ напорные рукава транспортируются в одинарной или двойной скатке. Также возможно использование специальной катушки.

    Напорные пожарные рукава

    Классификация ПТВ пожарной машины

    Инструменты, используемые во время проведения спасательной операции, являются обязательным компонентом пожарных автомобилей любого вида. Их делят на две группы:

    1. По типу привода – ручной механизированный и немеханизированный инструмент;
    2. По функциональному назначению – для пробивания отверстий, для резки, подъема, перемещения и фиксации конструкций, для вскрытия металлических конструкций.

    К механизированным ПТВ относят устройства с электро-, мото-, пневмо- и гидроприводом. К немеханизированным – классический рабочий инструмент.

    Классификация ПТВ пожарной машины

    Назначение ручного инструмента:

    • лом – вскрытие полов, разбор перегородок, кровли, демонтаж крышек колодцев;
    • цельнометаллические багры – расчистка места возгорания, вскрытие подшивки потолка;
    • насадные багры – демонтаж бревенчатых стен, растаскивание штабелей сена;
    • топор – вскрытие дверей, окон, перерубание досок, заграждающих проход;
    • легкий крюк – вскрытие пола, железной кровли, обшивки потолка, снятия штукатурки;
    • лопата – раскопка на месте пожара, расчистка помещения от горящих сыпучих веществ, засыпка перекрытий;
    • ножницы – демонтаж электропроводов низкого напряжения.

    К механизированному инструменту относят бензомоторные пилы, электрические молотки, автогенно-резальные агрегаты.

    Размещение в автомобиле

    По конспекту, которым пользуются оперативные бригады, выезжая на вызов, к размещению оборудования на пожарном автомобиле предъявляют высокие требования. Часть хранится в кабине боевого расчета, часть – в кабине водителя. Основной же инвентарь расположен в отсеках кузова. Четкий порядок – залог уменьшения времени на боевое развертывание без снижения его оперативной подвижности.

    Размещение пожарного оборудования в автомобиле

    Размещение оборудования подчинено правилу эргономики:

    • группировка инструмента по функциональному назначению;
    • размещение по особенностям конфигурации и массе;
    • по последовательности использования;
    • по частоте применения.

    В кабине водителя должны быть огнетушители и ручной инструмент. В зоне боевого расчета размещают пожарные стволы и рукавные зажимы, противогазы и фонари. Все оборудование размещают так, чтобы оперативники при боевом развертывании не мешали друг другу.

    Размещение пожарного оборудования в автомобиле

    1 – огнетушитель; 2 – инструмент шофера; 3 – гаечный ключ; 4 – пожарный рукав; 5 – пожарный ствол; 7 – пожарная колонка; 8 – разветвление; 9 – крюк; 10 – всасывающая сетка; 11 – рукавный зажим; 12 – переходная головка 50×80; 13 – переходная головка 70×80; 14 – ствол РС; 15 – ствол РСК; 16 – шланг пенообразователя; 17 – льняной напорный рукав; 18 – напорный пожарный рукав; 19 – водосборник.

    Читайте также: