Сообщение традиционные общества востока

Обновлено: 26.04.2024

1. Традиционные общества Востока в новое время

главным занятием населения является сельское хозяйство,
которое регулировалось крестьянской общиной;
существовала жесткая сословная система: государство
устанавливало правила жизни всех сословий и строго следило
за их соблюдением;

реформа управления (сам занимался делами
государства, опираясь на министров и чиновников);
налоговая
реформа
(установил
для
крестьян величину налога равную 1/3 урожая);
провозгласил равноправие всех религий:
отменил налоги, взимавшиеся с подданных
немусульманского происхождения;
запретил обращать в рабство военнопленных;
увеличил территорию своего государства и т.д.
1739 г. – персидский завоеватель Надиршах разграбил столицу Дели. Индия
вернулась в состояние раздробленности
Акбар
(1556 – 1605 гг.)

1757 г. – англичане захватили Бенгалию, положив начало
систематического завоеванию Индии войсками Ост-индской
торговой компании.

1644 г. – в Китае утвердилась маньчжурская
династия Цин (правившая до 1911 г.)
по форме правления
Китай был деспотией
(во главе государства
стоял император (богдыхан), наделённый неограниченной властью.

1757 г. – указом цинского императора все порты (кроме
Гуанчжоу) были объявлены закрытыми для внешней торговли
с европейцами.

1603 г. – в борьбе феодальных группировок победу одержал
Иэясу Токугава, принявший титул сёгуна (военного
правителя).

установили контроль над крупными городами, рудниками,
внешней торговлей и т.д.;
государственной религией стал буддизм, а общественные
отношения регулировало учение Конфуция;
развитие грамотности населения (успехи книгопечатания),
но запрет свободомыслия (преследование театра кабуки).
30-е гг. XVII в. правительство сёгуна
Иэмицу Токугава приняло ряд мер для
изоляции Японии от внешнего мира
(указы о высылке из страны европейцев и
запрещении христианства).

В XVI — XVIII вв. казалось, что проникновение колонизаторов на Восток не создает реальной угрозы большинству восточных стран. В это время на Востоке сформировались мощные централизованные государства, способные дать отпор открытой агрессии европейцев. Военная мощь Востока дополнялась его экономическим превосходством над Западом. В это время основные восточные страны по производству на душу населения заметно опережали Европу, которая в сравнении с ними казалась просто нищей.

Однако с течением времени стало очевидно, что Запад по темпам своего развития все более опережает Восток. К концу XVIII в. Европа вышла на стадию мануфактурного производства, перешла к систематическому использованию машин, добилась крупных успехов в науке и технике. Экономику же восточных стран в это время отличали техническая отсталость, низкая производительность труда, крайне медленное применение технических новшеств. Повсеместно наблюдался упадок естественных и технических наук.

В исторической науке до сих пор нет единого мнения о причинах отставания восточных стран в Новое время. Вместе с тем можно выделить несколько причин такого отставания.

Одной из причин явились многочисленные войны, набеги кочевников, междоусобицы. В совокупности это приводило к разрушению экономики и наносило удар по культуре, что, безусловно, замедлило развитие ряда стран.

Свое влияние на развитие стран Востока оказывала и природная среда. Благоприятный климат и плодородные почвы позволяли при самой примитивной технике земледелия получать высокие урожаи. Так, в Индии в XVIII в. урожай сам-14 считался не очень большим, тогда как в Англии в конце XIX в. урожай составлял сам-11. К этому следует добавить минимальные потребности крестьян в одежде и жилище, преобладание мясной пищи над растительной. В результате феодалы Востока получали стабильные высокие доходы и не были заинтересованы в повышении эффективности своих хозяйств.

Тормозящее воздействие на развитие восточных стран оказывала и более сильная, чем в Европе, эксплуатация крестьянства. Восточный крестьянин отдавал феодалу 50 — 80% урожая, не имел излишков продукции для продажи на рынке и поэтому стремилея производить все необходимое внутри своего хозяйства. Натуральное хозяйство и узкий внутренний рынок тормозили развитие ремесла. Ремесленники работали в основном на заказ, удовлетворяя запросы феодалов и чиновников, в руках которых сосредоточились основные богатства.

Однако главная причина различия темпов развития Востока и Запада в Новое время заключается в особенностях моделей развития и в типах общества, которые сформировались в каждом из цивилизаци-онных центров.

Рыночная экономика породила соответствующий тип личности — энергичной, творческой, свободной от косности. Политическим эквивалентом рыночной экономики, которая объективно требует свободы частных производителей, стало правовое государство, которое давало необходимый простор для развития инициативы и предприимчивости.

Государственное регулирование экономики возникло в глубокой древности в связи с тем, что на Востоке занятие земледелием требовало проведения орошения, мелиорации, корчевки джунглей. Объединить людей для выполнения этих работ могло только государство и только оно могло следить за поддержанием в рабочем состоянии мелиоративных и оросительных систем. Таким образом, государство становилось необходимым элементом всей экономической системы восточных стран.

Закономерным итогом государственного регулирования стало создание на Востоке мощного деспотического государства. Власть восточных правителей была абсолютной и поддерживалась главным образом с помощью силы и страха. Например, в Китае уголовный кодекс насчитывал 2759 преступлений, из которых более тысячи карались смертью. В Османской империи при Сулеймане Великолепном ко двору ежедневно доставляли 40 — 50 голов казненных. Публичные казни и изощренные пытки стали нормой жизни всех восточных стран.

Преимуществом государственного способа производства стала относительная стабильность, сохранение определенного уровня благосостояния людей, тогда как рыночная экономика развивается стихийно, усиливает социальную дифференциацию населения и создает больше условий для социальных потрясений. Преимуществом государственного регулирования является возможность объединения усилий тысяч людей для решения крупных задач, стоящих перед обществом.

Однако недостатком государственного регулирования являются застойность, техническое отставание экономики и ее экстенсивное развитие. Бюрократия восточных стран крайне неохотно шла на перемены, потому что, во-первых, имела гарантированный источник доходов в виде жалованья, во-вторых, опасалась нарушить внутреннюю стабильность в обществе.

Итогом стал технический застой, хотя ранее именно Восток дал миру целый ряд изобретений. Так, в Китае XVII — XVIII вв. технические новшества считались бесполезными, изготовлялись в единичных экземплярах и не применялись в производстве. В XVI — XVIII вв. повсеместно на Востоке наблюдался упадок естественных и технических наук, которые в то же время бурно развивались на Западе.

При этом на Востоке существовала частная собственность ремесленников, торговцев, ростовщиков. Однако бюрократия установила строгий контроль над частной инициативой и смотрела на предпринимателей как на жуликов и в целом бесполезный слой общества. Это было связано с тем, что предприниматели являлись носителями принципиально иных ценностей, которые не вписывались в установленные государством рамки и создавали потенциальную угрозу всевластию бюрократии.

Именно поэтому в восточных государствах власть внимательно следила за частными предпринимателями и не допускала их чрезмерного усиления и обогащения. Это достигалось с помощью налогов, разного рода запретов, а часто и просто путем казни с конфискацией имущества в казну. Таким образом, проявление инициативы на Востоке создавало угрозу не только имуществу, но и жизни собственника. С помощью репрессий восточное государство сумело надолго затормозить развитие объективных общественных законов и не допустить появления новых, частнособственнических отношений.

Эта специфика внутреннего устройства восточного общества привела к возникновению соответствующего типа личности — инертной, косной, вороватой, пресмыкающейся перед властью и одновременно авторитарной по отношению к тем, кто стоял ниже на общественной лестнице.

В результате на Востоке сформировался своеобразный тип общества, получивший название традиционного. Разумеется, любое общество имеет традиции. Однако на Западе они охватывали в основном сферу культуры и в гораздо меньшей степени распространялись на социально-экономическую сферу. На Востоке же традиция, усиленная авторитетом государства, становилась регулятором всех сторон жизни людей. Каждое новое поколение как бы воспроизводило нормы и правила жизни своих предшественников и не пыталось пересмотреть их, отбросив то, что уже устарело.

Таким образом, главной причиной отставания стран Востока в Новое время стал тот тип общества, который на протяжении столетий определял жизнь народов восточных стран. Традиционное общество могло достаточно эффективно функционировать до тех пор, пока в основе экономики лежало сельское хозяйство. Однако оно было малопригодным в условиях Нового времени, когда развитие цивилизации все больше начинало зависеть от промышленности. Это экономическое отставание Востока неизбежно распространялось и на военно-политическую сферу, делая восточные страны все более беззащитными перед лицом колонизаторов.

Если традиционное восточное общество и его базовая основа – крестьянство – в принципе вполне соответствовали классическому восточному государству, если между обоими этими институтами было достаточно гармоничное взаимодействие, если государство уверенно доминировало и господствовало над обществом, а общество было заинтересовано именно в этом, то резонно ставить вопрос о том, каковы потенции эволюции восточных структур (именно в плане потенций эволюции общества). Государство, опирающееся на власть-собственность, имеющее немыслимо высокий статус, абсолютное могущество, высший авторитет, полную власть, – такое государство само по себе ни в какой эволюции не заинтересовано. От добра добра не ищут! Традиционное восточное государство в наивысшей степени консервативно и заинтересовано в устойчивой стабильности и в регенерации в случае кризиса. Тенденция его эволюции – от неполной устойчивости к полной, от недостаточной централизации к наивысшей из возможных, от критически ослабленного состояния (если таковое наступило) к полной силе. Собственно, в этой тенденции проявляется и та динамика исторического процесса с ее спирально-цикловым движением, о которой уже достаточно подробно шла речь. Но это государство. И хотя именно государство в традиционных восточных обществах определяет структуру в целом, теоретически можно поставить вопрос о потенциях социума.

Только что на примере вопроса о крестьянских восстаниях уже было сказано о том, что традиционный восточный социум не только соответствовал восточному государству, но и был заинтересован в сохранении статус-кво. Если бы дело обстояло иначе, общество в лице определенных влиятельных его слоев вполне могло бы – скажем, в те же моменты массовых народных движений, крестьянских восстаний – избавиться от ненавистной ему опеки всесильного государства и создать нечто новое. Впрочем, иногда нечто подобное действительно проявляло себя – вспомним о сектантских движениях карматов или даосов, создававших свои государства. Но не следует путать видимость с реальностью, выдавать желаемое за действительное. Да, карматы или даосы подчас создавали новые государственные образования, в рамках которых государство принимало религиозно-сектантскую форму и несколько внешне видоизменялось. Но менялась ли при этом его суть? Становилось ли оно более демократичным? Не претендующим на абсолютное повиновение подданных и власть над ними? Открывающим принципиально новые просторы для эволюции?

Нет и еще раз нет. Все эти государства, да и вообще все теократические структуры (а речь идет в данном случае именно о них), наиболее заметной из которых в позднем средневековье можно считать тибетское государство далай-ламы, сохранившее свой традиционный облик и после включения его в цинскую империю, принципиально отличались от остальных разве что тем, что чиновниками в них были священники, а функции политической администрации выполняла религиозная организация. Во всем же остальном это не только были типичные восточные государства с их претензией на абсолютную власть, но и в некотором смысле государства в квадрате, ибо верхи в рамках этих государств претендовали не только на светскую, но еще и на духовную абсолютную власть над низами. И даже если роль палки, функции аппарата насилия, выполняло при этом духовное давление, суть ситуации от этого не менялась. Общество в рамках такого рода теократического государства могло быть только еще более приниженным, невежественным и отставшим в своем развитии, чем в обычном восточном государстве.

Вернемся к исходному тезису: традиционный восточный социум полностью соответствовал своему государству и, более того, был заинтересован в сохранении этого соответствия, в дальнейшем пребывании под давлением со стороны государства. Любое ослабление давления, связанное с ослаблением государства, вело к критическим явлениям и вызывало нарушения, которые болезненно сказывались на социуме. Неудивительно поэтому, что социум в форме народных массовых движений обычно выступал за ликвидацию нарушений и возвращение к желанной норме, что он был в не меньшей мере, нежели государство, заинтересован в сохранении устойчивой консервативной стабильности. Но если так, то как обстоит дело с потенциями средневекового восточного социума? Вопрос можно поставить и еще конкретнее: как выглядели и в чем проявлялись эти потенции – если они все же были – на средневековом Востоке, особенно накануне или в условиях уже начавшейся колонизации?

И хотя более детально об этой проблеме пойдет речь в следующем томе, уместно сделать сейчас несколько замечаний общего характера. О крестьянстве как важнейшем базовом элементе традиционного восточного общества уже шла речь. И хотя крестьянство социально не безлико, а в его среде всегда была пусть небольшая, но влиятельная прослойка людей богатых и связанных с рынком, с частной собственностью, в целом интересы крестьян вполне очевидны: существующий статус-кво при условии сохранения нормы в принципе удовлетворителен для всех; нарушение же его чревато непредсказуемыми последствиями и в силу этого для всех нежелательно – и для массы, и для верхнего богатого слоя. Менее всего теряют от катаклизмов, кризисов и нарушений нормы низшие слои крестьянства, бедные и обездоленные. В немалой степени именно поэтому они активнее других слоев примыкают к массовым движениям протеста и интуитивно стремятся к каким-то переменам. Но на уровне осознанных желаний эти латентные стремления, как говорилось, не идут далее эгалитарных лозунгов, не имеющих практических шансов на реализацию. Как о том наиболее убедительно свидетельствуют не раз побеждавшие крестьянские движения в периоды кризисов в китайской империи, эгалитаризм после победы восстания проявляется лишь в равном праве каждого пахаря на свое поле. Такого рода эгалитаризм вполне вписывается в существующую и даже желанную для государства норму. Поэтому мы вправе говорить, что крестьянство в целом, в лице всех его слоев (масса, богатое меньшинство собственников и радикально настроенные бедняки), не демонстрирует, да и не имеет необходимых потенций для изменения структуры. Да оно и не желает перемен, опасается их.

Следует сразу же заметить, что традиционный восточный город в целом точно так же строго ориентирован на стабильное существование и сохранение статус-кво, как и все общество, как и государство в целом. Каждый из перечисленных слоев как-то приспособлен к существованию в рамках занятой им социальной ниши. Это не значит, что никто не стремится к лучшему и не поменял бы свое место при случае на более престижное и выгодное. Но, если не считать кастовых ограничений в Индии, обычно никому это и не возбраняется. Дерзай, если можешь и хочешь. Социальная мобильность на традиционном Востоке, кроме кастовой Индии, весьма заметна, ее не сравнишь с сословной замкнутостью в феодальной Европе. Вчерашний раб нередко становится всесильным эмиром, бедняк – высокопоставленным чиновником-интеллектуалом в системе правящей китайской бюрократии и т.д. Но это касается только взаимозаменяемости в пределах, если можно так выразиться, личного состава того или иного социального слоя. Сам же слой от такого рода перемен в индивидуальных судьбах своего статуса не изменяет и остается в пределах той ниши, которую традиционно занимает. Поэтому индивидуальные потенции человека реализуются сравнительно беспрепятственно (это в меньшей степени касается кастовой Индии, но и там не совсем все двери закрыты для способных и настойчивых). А вот что касается социальных и социально-экономических, то с ними сложнее.

Потенции городского населения – если иметь в виду такие, которые способны вывести структуру в целом из привычных для неё условий существования и тем способствовать ее радикальной трансформации, – значительно большие, чем в деревне. Ремесло и тем более торговля, да и весь городской быт тесно связаны с рынком. Именно здесь широкий простор для инициативы, предприимчивости, деловой энергии. И это не пустые слова. Вспомним, что китайцы в Юго-Восточной Азии, оказавшись вне пределов всесильного китайского государства, в условиях сравнительно слабых государственных образований, довольно быстро забирали в свои руки чуть ли не весь местный рынок. Это значит, что о возможностях по крайней мере какой-то части городского населения можно говорить с немалой долей уверенности. Но, во-первых, государство прочно закрывает выход за пределы дозволенной и строго контролируемой нормы (просто пределы этой нормы, скажем, в Китае и в Юго-Восточной Азии были разными). Во-вторых, столкнувшись с реальностью и смирившись с нею (плетью обуха не перешибешь!), городские слои привычно гасят свои стремления – если они есть – и традиционно вписываются в статус-кво, будучи в конечном счете заинтересованы в его сохранении так же, как и весь социум в целом.

Здесь важно обратить особое внимание еще на один момент. Потенции социума на всем Востоке примерно одинаковы, если вести речь о возможности самостоятельно, без кардинальной ломки структуры со стороны внешних сил (колониализма), создать новую структуру. Но, коль скоро такого рода ломка уже произошла, а сломавший структуру колониализм требует от социума как-то приспособиться к изменившимся условиям, многое зависит от того, о каком именно обществе идет речь. Играют свою роль самые различные обстоятельства: и древность традиции, и объем накопленного опыта, и культура, организация, дисциплина труда, и религиозно-культурные стимулы жизни и деятельности человека, и многое другое. Но обо всех этих глубинных потенциях восточных традиционных обществ специально пойдет речь далее.

Пока же, как бы подводя итоги восточному средневековью, следует заметить, что колониализм на протяжении ряда веков (XVI–XVIII) немало сделал для решительной ломки традиционного Востока. Вторгаясь на восточные рынки, навязывая собственные взгляды и принципы социального и этического поведения, властно диктуя закон прибыли, он кое-чего добился. Но в общем немногого. Часть восточных государств почти наглухо закрыла свои границы от его хищных лап. Другие оказались его жертвами. Но и они отнюдь не спешили подстроиться под его стандарты, принять его требования и изменить привычной норме. Конечно, в условиях колонизации норма не могла не подвергнуться определенной трансформации. Но для страны и народа она по-прежнему оставалась привычной нормой, к сохранению которой общество стремилось всеми силами. Словом, вплоть до XIX в., практически до середины этого века, Восток, несмотря на колонизацию, оставался тем же, что и был прежде. Это не значит, что ничего в нем не изменялось, – особенно там, где колонизаторы были хозяевами, как в Индии или Индонезии. Но изменения оставались во многом внешними и несущественными. Показательно, что, даже лишившись традиционного восточного государства, своего гаранта консервативной стабильности (его место в той же Индии заняли англичане с их в принципе построенной на совершенно иных основах администрацией), восточный социум упорно стремился сохранить привычные формы существования – настолько, насколько это возможно. Именно на это самосохранение и были мобилизованы все его немалые потенции. О том, насколько это удалось и какими были результаты, пойдет речь в следующем томе.

Традиционное оружие

Традиционное оружие Степные индейцы имели довольно разнообразное вооружение. В ближнем бою использовались ножи, палицы, дубинки, кистени, копья. Цель на расстоянии поражали главным образом из лука. Однако применялись и копья, и метательные томагавки — топорики, которые

Традиционное жильё

Традиционное жильё Жилище кумыков – уьй было трёх видов: одноэтажные – ерден уьй, полутораэтажные – курчи уьй и двухэтажные – эки къат уьй. В предгорной полосе преобладало двухэтажное жилище. Основным строительным материалом служили солома, камыш, глина, галечник.В

Глава четвертая. Основные моральные потенции

Глава четвертая. Основные моральные потенции Это - таланты полководца, воинская доблесть армии, дух народа, комплектующего ее. Никто не может сказать, которая из этих сил в общем имеет наибольшее значение, ибо если нелегко что-либо высказать о значении их порознь, то еще

Глава 17 Факторы и потенции трансформации

Глава 17 Факторы и потенции трансформации Если в предыдущей главе речь шла преимущественно об элементах структуры и соединявших их между собой типовых связях, а также об определенных переменах в характере и иерархии связей в ходе трансформации восточных обществ в

Индия и Юго-Восточная Азия: потенции трансформации

Индия и Юго-Восточная Азия: потенции трансформации О факторах, оказывающих воздействие на процесс трансформации, уже говорилось; составлена и генеральная формула модели в двух ее модификациях – для Индии и для Юго-Восточной Азии. Основная характеристика модели –

Потенции мира ислама

Потенции мира ислама Генеральная формула модели: колониальный капитал и европейские институты против норм и стандартов ислама, его мощной традиции и государственности. Эта модель тоже имеет модификации. Отдельно можно вести речь о Турции, особого слова заслуживают

Потенции трансформации стран дальневосточной цивилизации

Потенции трансформации стран дальневосточной цивилизации Дальневосточная (конфуцианская) модель характеризуется противостоянием слабых позиций колониализма сильной цивилизационной традиции. Известна она в двух основных модификациях – китайской, с традиционно

Традиционное хозяйство

Традиционное хозяйство Вплоть до середины XVI в. в имении феодала производились продукты преимущественно на потребу самого феодала с чадами и домочадцами, для домашнего скота, для следующего сева и т. п. Всю жизнь проводя в военных походах и вечно нуждаясь в наличности,

Россия как традиционное общество

Россия как традиционное общество "Прорубив окно в Европу", Россия впустила в себя духовные вирусы Запада. Один из них — евроцентризм. Как идеология, евроцентризм сложился в век Просвещения и захвата колоний. Путь, пройденный Западом, он признает единственно правильным

14. ВОСТОЧНОЕ И ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ПОБЕРЕЖЬЕ СИБИРИ, см. рис. p.9, рис. p.14

14. ВОСТОЧНОЕ И ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ПОБЕРЕЖЬЕ СИБИРИ, см. рис. p.9, рис. p.14 . Напротив Японии, на материке, написано следующее: «Есть место тут под востоком, место, где исходят четыре реки Райские. Прежде того от создания мира те реки шли устьем из самого Святого Рая. Глаголет о

2. Традиционное господство

2. Традиционное господство Несмотря на то, что традиционная модель является одним из трех самостоятельных "идеальных типов" господства, она чаще всего воспринимается как оппозиция более развитой рациональной модели. В своем главном социологическом трактате "Хозяйство и

8. ТРАДИЦИОННОЕ ПРАВО ИНДИИ

8. ТРАДИЦИОННОЕ ПРАВО ИНДИИ Основным источником права Древней Индии являлись законы Ману, состоявшие из 12 глав, 2685 статей, написанных в форме двустиший. Этот законник приписывался мифическому прародителю людей.В древнеиндийском праве получил развитие институт частной

Шкала активационной потенции

6. Пятое значение слова "общество" - общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество)

6. Пятое значение слова "общество" - общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество) Социоисторических организмов существовало и существует огромное количество. Разобраться в этом множестве невозможно без классификации социоисторических

Часть 1. Традиционное общество в эпоху раннего Нового времени.

  • Традицио́нное о́бщество — общество, которое регулируется традицией. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной социальной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей, особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях.
  • Новое время (XV в – 1914 г) – от Великих географических открытий до начала I мировой войны.
  • Раннее новое время охватывает около 250 лет. Это период с конца ХV до середины ХVIII века — это время кризиса традиционного общества, зарождения и развития капитализма, разложения феодальных устоев.

государственные земли принадлежали императорам, их родственникам ( + захватывали земли крестьян)

наделение крестьян землей

(обрабатывали землю и

платили налог государству)

Япония в XVII в.

  • Основной земельный фонд находился в собственности князя.
  • Но центральная власть осуществляла конфискацию и перераспределение земельных владений.

В итоге, вассалы князей (воины-самураи (служители князя)) лишались своих земель, а центральная власть усиливала свою позицию в государстве.

Государство – верховный собственник земель.

  • Государства Востока: традиционные общества – главное занятие сельское хозяйство.
  • Индия: в общине передавались по наследству должности и обязанности.

Община – административная единица, которая осуществляла сбор налогов.

Община – делилась на группы (10 дворов) – во главе десятский.

Староста и десятский – сбор налогов и выполнение всех повинностей.

Воины, крестьяне, ремесленники и купцы.

Парии (неприкасаемые), придворные, священнослужители, врачи, ученые – не входили в сословия.

1) воины-самураи (по наследству): высшие военачальники, князья, богатые землевладельцы, простые солдаты, высшие и низшие чиновники.

Вести суровый образ жизни

Заниматься только военным делом.

  • Конфуций учил, что человеку должны быть присущи пять качеств:
  • Мудрость
  • Гуманность
  • Верность
  • Почитание старших
  • Мужество.
  • Государство – большая семья, где младший должен повиноваться старшему.
  • Старший – сын Неба, государь.

Как добиться идеала?

Часть 2. Начало европейской колонизации.

  • Колонизация — процесс заселения и освоения новых территорий земли людьми.
  • XVIII в. – страны Востока еще продолжали жить в рамках традиционного общества (что приводило к отсталости от стран Европы).
  • XVI-XVIII вв. – Восток еще не вступил в эпоху Нового Времени.

С 1623 г. компания сконцентрировала свою деятельность в Индии, откуда вывозила в страны Азии, а также в Европу ткани, пряжу, индиго (краситель синего цвета).

  • к. XVI- н. XVII вв. – правящая династия в Китае – династия Мин , которая находилась в состоянии упадка.

В результате чего, прекратила свое существование.

  • В июне 1644 г. – в Китае утвердилась маньчжурская династия Цин (до 1911 г.). Установление деспотии.
  • Во главе император – богдыхан .

Маньчжу́ры — тунгусо-маньчжурский народ, коренное население Маньчжурии.

  • 1757 г. – принят указ – все порты Китая закрыты для внешней торговли, кроме Гуанчжоу. Начало изоляции Китая.

Причины : опасность присвоения Китая европейским странам и подрыв традиционных устоев общества.

  • В 30-е гг. XVII в. правительство сёгуна Иэмицу Токугава принимает указы о высылке из страны европейцев и запрещении христианства (для изоляции Японии от внешнего мира).
  • Причина :

Желание властей предотвратить вторжение в Японию европейцев и стремление сохранить нетронутые традиции и порядок жизни.

Читайте также: