Сообщение тобол много званных

Обновлено: 05.07.2024

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Очень понравилась книга!

Читается легко, интересно, перед глазами сразу возникают все образы, действия, природа.
Как-будто читаешь и параллельно кино смотришь!
Я просто в восторге! Давно такого удовольствия от книг не испытывала + много нового для себя узнала о Сибири и истории России.

Но начинать чтение "Тобола" советую с книги "Дебри".

Одно из лучших произведений Иванова. Когда дочитываешь до конца, хочется опять начать вернуться в этот прекрасный мир Тобольска

Браво автору! Смешать в одной кастрюльке столько разных историй и получить отличное блюдо. Это требует и вкуса и чувства меры и полета фантазии. По исторической канве выплетается узор под названием "жизнь", соединение и переплетение человеческих судеб в самом замысловатом прочтении.

да. конечно можно бравировать "автору", если не знать, что он переписал и вывернул наизнанку чужой роман. и ни у кого не возник вопрос. а можно ли написать такой "труд" за 2 года. в истории литературы таких примеров нет. кто-то сравнил с Толстым - ужас, Толстой писал роман семь лет. конечно, сделать ремейк это модно, но бесчестно при этом не указывать первоисточник. общее впечатление от романа: серо до черноты, безысходно о беспросветно, как всегда.

Прочитала оба тома. Сначала дождалась выхода второго. И правильно сделала. Во первых,вышел второй том через год,во вторых, после прочтения первого сразу захотелось открыть второй.Не прерываясь. Даже на день. Это действительно на сегодняшний день самый масштабный и самый удачный роман Иванова.На мой взгляд,писателю удается и современность и история. Но здесь- целое полотно сибирской жизни времен Петра Первого просто обескураживает.Есть у него еще один замечательный, документальный роман "Вилы". Тоже читается на одном дыхании. Но "Тобол" превзошел все ожидания. Думаю.не стоит здесь уже подробно описывать,о чем это произведение.Поражает его размах. Здесь и пленные шведы,раскольники,и быт русских людей.и вогулы и джунгары,давно забытые,а более и вовсе незнакомые названия городов, внутренний мир малых народов Сибири,хитросплетения судеб, обряды.культура,традиции,обычаи. Разумеется- любовь! куда без нее. И.конечно,война! Роман очень патриотичный. Тем,кто ненавидит Россию,ее великое прошлое, читать "Тобола" совершенно не обязательно, все равно не поймут той широты и многогранности русской души, да и не только русской. Категорически не рекомендую смотреть фильм. Ничего общего с книгой он не имеет. С первых страниц сразу попадаешь в Сибирь 18 века. и до конца романа живешь там с героями книги. Ты влюбляешься вместе с ними,воюешь.погибаешь.страдаешь,мечтаешь. Тебя так же охватывает ужас,когда раскольники идут в церковь себя сжигать заживо,как этот ужас охватил шведа, воочию увидевшего все это. Ты плачешь от горького горя,когда героически погибает Петька,ты чувствуешь ужас смерти,когда тебя окружают джунгары, и любишь так же самозабвенно.как Маша и Бриггита! Твоей лучшей подругой становится дикарка Айкони, а тяжелый быт вогулов воспринимается уже совершенно естественно- это же Сибирь! город Тобольск, в котором ты никогда не был,врастает в тебя.он- уже твой родной. Эпоха Петра Первого уже не столь далека..а великая Победа в Полтавской битве, сегодня уже подзабытая, становится в один ряд с Победой над Наполеоном и с Великой Победой в Великой Отечественной войне-там,за Великую Россию сложили головы наши прапрапрадеды.

Купила "Тобол. Много званных" потому что почитала фрагменты и они мне понравились сразу. Про Сибирь мало что встречала такого плана. Советую читать и не слушать всякие там рекламные фантазии накрученные вокруг книги. Лучше иметь своё собственное мнение. После первой части я естественно приобрела вторую часть "Тобол. Мало избранных", продолжение, потому написано хорошо, крепко, честно. История нашей Сибири. И оказывается , столько всего в ней было! Столько народов творили её историю. Стыдно не знать.

Жизнь многочисленных героев книги очень разная, что у пленных шведов, что у мусульман, что у раскольников, "служилых", Ремезовых, губернатора. Начиная с одежды, и далее - разные жилища, разные поступки, и привычки.

Есть, однако, и то, что героев книги объединяет. Помимо места и времени действия, это их развитие, движение во всех направлениях: от сборки скелета мамонта до поджога, от адьюльтера до разбоя в режиме "non-stop".

Правда, к всему этому приходится продираться сквозь большой массив редких слов ("конклюзии", "архитектон" и т.п.). С непривычки это трудно.

Книга потрясающая, столько истории, столько интересного описания жизни древних народностей. Жаль, что фильм совсем не о том.

Любопытно, но не захватывающе. Хороший исторический роман с попыткой примешать шаманов с мистикой. Читается легко, но почти не заставляет задумываться. Разве, что в карты иногда приходится подглядывать.
Как и в предыдущих книгах - приятный, неторопливый стиль изложения, стилистически грамотный язык и любопытные персонажи.
На произведение века не тянет, но почитать стоит

Сложные ощущения от романа. С одной стороны, погружение в петровскую эпоху, но не столичную историю, а историю освоения Сибири. Совсем новая для меня, и очень интересная тема. С другой стороны, остались маленькие болезненные занозы. Например, взгляд на предательство Мазепы. Автор оправдывает Мазепу тем, что он не верил в победу русского оружия, и чтобы защитить от разрушения свои города, уберечь свой народ, он переметнулся на сторону шведов. Но предательство остается предательством, разве нет? И крайне неприятны для меня образы обнаглевших русских сибирских солдат - воров и насильников, собирающих дань, а по сути грабящих местных остяков. А также лживых и вороватых купцов. Ощущение, что автор изображает не петровское, а послереволюционное время, настолько близок моральный и нравственный облик персонажей к облику пролетариев, у которых понятия греха не существовало. Все же, речь идет о верующих людях. Да, конечно, тяжелое время, сложные, порой страшные жизненные обстоятельства, и люди в Сибирь попадали не самые законопослушные, ссыльных много. И, все же, настолько черными красками описываются русские характеры, что это вызывает отторжение и недоверие. Вот из-за таких заноз и не могу сказать, что роман мне понравился. Продолжение читать не хочется.

К тобольскому губернатору Матвею Петровичу Гагарину Петр строг: он поставил гнилое сукно в армию перед Полтавской битвой, канал под Вышним Волочком, построенный Гагариным, оказался несудоходным, сгорели отстроенные им в Москве здания. Значит, торгуя с коренными народами Сибири, Матвей Петрович и о своих интересах не забывает. Презентики – драгоценные камешки – государыня Екатерина готова принять, а Петр понимает, что в доносах Алексея Яковлевича Нестерова не вымысел, а правда: губернатор – шельма.

Солдаты, купцы, чиновники собирают дань с коренных сибирских народов варварски: разрушают привычный быт язычников, спаивают их водкой, доводят до нищеты.

Крупным планом показаны истинные сибиряки Ремизовы, служащие царю и Отечеству. Семен Ремизов – архитектор, возводящий постройки тобольского кремля с любовью, создающий летопись Сибири, атласы ее земель. Во время страшного пожара на своем подворье он больше всего жалеет не утраченное добро, а книги. Семену Ремизову хочется канонизировать Ермака, вросшего в Сибирь своим именем, честно служившего ратным делом.

К Семену Ремизову тянется пленный швед Филипп Юхан Табберт, он с интересом рассматривает наскальные рисунки остяков и понимает их связь с древними письменами викингов. Ему видится путь из скандинавских земель в Китай через Ледовитый океан и сибирские реки. Драматична судьба штык-юнкера Рената, влюбленного в Бригитту – жену пьяницы Цимса. Автор подмечает трудолюбие шведов, их стремление жить в чистоте, умение заработать даже в плену.

Григорий Новицкий, украинский полковник, поддавшийся уговорам Мазепы, в Сибири удивляется бескрайним просторам, сначала все кажется ему чужим и одинаковым, но со временем он врастает корнями в быт этих мест, свято хранит веру православную, но не может противиться любви к девочке-остячке Айкони.

В страдании и противоборстве живет Епифания – староверка, осужденная по уголовному делу за покушение на собственного жениха, что разлучил ее с иноком Алдонием. Епифани всем сердцем поверила в рассказы инока про райские кущи, птиц сиринов и алконостов, ручных львов с хвостами в зеленых листьях. Власть инока не угнетает, а оберегает девушку, любовь его – огонек в лампаде. Она готова взойти на жертвенный костер, чтобы в небесах соединиться с возлюбленным Алдонием. А между тем ее иконное лицо и душа, будто на гвозди заколоченная, пробудили сердце Семена Ремизова. После смерти жены Алены он 4 года мучительно страдал, пока не проникся болью раскольницы, желанием отогреть ее сердце.

Вот такие непобедимые, страстные, живые характеры создает Алексей Иванов , и роман о покорении Сибири с каждой страницей увлекает читателя все больше и больше.

А что вы думаете о героях романа? Какая сюжетная линия вас околдовала?


Многие-многие другие исторические личности ожили под пером Иванова, и из персонажей энциклопедических статей превратились в реальных людей, честных и не очень, сильных и слабых, добрых и жестоких, грешных и святых. Одна из самых интересных линий романа - жизнь коренных сибирских народов: остяков, вогулов и других. Их причудливые верования, шаманские обряды, образ жизни и мировоззрения придают роману ту саму таинственность и мистичность, которая очень органично вплетается в общую картину романа. Обращение сибирских племен в православие - еще одна из увлекательнейших сторон романа. Увлекательна история старообрядцев, одержимых идеей, что мирской путь надо прекратить на пылающем корабле, который вознесет их в царство небесное. Это приводило к коллективным самоубийствам.

В романе много сюжетных линий, но в голове они помещаются легко и не путаются. Оторваться от текста довольно трудно. Мы видим мир то глазами православного героя, то шведского протестанта, то мусульманина из Бухары, то старообрядца или язычника-остяка. Алексей Иванов, помимо прочих своих удивительных умений, способен превращать фрагменты подлинной истории в восхитительную и безумную фантасмагорию, обладающую свойством не просто заменять правду, но даже ее превосходить.

Об Алексее Иванове и его книгах рассказала

Лидия Фетахетдинова, гл. библиотекарь Кировской центральной библиотеки

Алексей Иванов - Тобол. Много званых

В эпоху великих реформ Петра I "Россия молодая" закипела даже в дремучей Сибири. Нарождающаяся империя крушила в тайге воеводское средневековье. Народы и веры перемешались. Пленные шведы, бухарские купцы, офицеры и чиновники, каторжники, инородцы, летописцы и зодчие, китайские контрабандисты, беглые раскольники, шаманы, православные миссионеры и воинственные степняки джунгары — все они вместе, враждуя между собой или спасая друг друга, творили судьбу российской Азии.

Эти обжигающие сюжеты Алексей Иванов сложил в роман-пеплум "Тобол". "Тобол. Много званых" – первая книга романа.

Лучшая рецензия на книгу

экспирт-побокальник и тихушница игровых флудилок

Алексей Иванов - Тобол. Много званых

27 февраля 2022 г. 06:16

Масштабно. Действие дилогии происходит до "Золота бунта". Архитектон и изограф Семён Ремезов упоминает, как ездил на Чусовую осмотреть проложенный путь для сплава чугуна в Россию. "Золото бунта" сжатей по времени и месту действия, ограничено Чусовой. Здесь и рек несколько, как минимум, Иртыш и Обь, и Петербург промелькнул вместе с летним дворцом-фрегатом Петра. Пролог напоминает "Петра I" Алексея Толстого, но Пётр показан уже в последние годы жизни. В "Тоболе" размышления Ремезова и авторские вставки рассказывают нам о покорении Сибири в 15-16 веках. Вагулы и остяки ещё сопротивляются крещению, но они слабы и разрозненны. Остяки у Иванова наивны, но трудолюбивы в охоте и быту лесной жизни, искусны в выделывании одежды и предметов первой необходимости. Наивность остяков в их непринятии…

Год издания: 2017

Твердый переплет, 704 стр.
Формат: 84x108/32
Тираж: 25 000

Возрастные ограничения: 16+

Рецензии

экспирт-побокальник и тихушница игровых флудилок

27 февраля 2022 г. 06:16

Масштабно. Действие дилогии происходит до "Золота бунта". Архитектон и изограф Семён Ремезов упоминает, как ездил на Чусовую осмотреть проложенный путь для сплава чугуна в Россию. "Золото бунта" сжатей по времени и месту действия, ограничено Чусовой. Здесь и рек несколько, как минимум, Иртыш и Обь, и Петербург промелькнул вместе с летним дворцом-фрегатом Петра. Пролог напоминает "Петра I" Алексея Толстого, но Пётр показан уже в последние годы жизни. В "Тоболе" размышления Ремезова и авторские вставки рассказывают нам о покорении Сибири в 15-16 веках. Вагулы и остяки ещё сопротивляются крещению, но они слабы и разрозненны. Остяки у Иванова наивны, но трудолюбивы в охоте и быту лесной жизни, искусны в выделывании одежды и предметов первой необходимости. Наивность остяков в их непринятии…

7 ноября 2021 г. 15:00

4 Когда ночь обнимает тебя своей тьмою, бессонная мысль порождает жалобы больного сердца.

Это уже третий роман Алексея Иванова, и пока автор только радует. Произведения удивляют своим разнообразием. Темы, жанры и стили, как мне кажется, очень разительно непохожи. Но каждое произведение не оставляет тебя равнодушным. Каждое из произведений начинает диалог с твоему собственным я.

Я не скажу, что данное произведение лёгкое. Нет, сама атмосфера или эпоха, одна из самых тяжелых эпох нашей страны, поэтому ожидать развлечений не приходится. Произведение с интересным сюжетом, и небезынтересными персонажами. Не знаю, но как- будто я где их всех или почти всех встречала, а может это память о прошлом, которого мы не знаем, но которое есть в нашей крови? Влюбилась в летописание или летопись. Так заразительно вдохновляюще рассказано об этом, жаль, что сейчас всё чаще и везде, всё за нас…

Алексей Иванов. Тобол. Много званых. Спорная книга

Алексей Иванов. Тобол. Много званых
М.: АСТ. Редакция Елены Шубиной, 2016

“Тобол” — роман нового типа, совмещающий в себе три жанра: политический детектив в декорациях XVIII века, исторический роман и мистику. В романе много сюжетных линий, но в голове они помещаются легко и не путаются. Оторваться довольно трудно. Мы смотрим на мир не глазами Алексея Иванова (хотя и понимаем, что автор нас обманывает, и с нами все равно говорит он), мы видим мир то глазами православного героя, то шведского протестанта, то мусульманина из Бухары, то старообрядца или язычника-остяка.

“Сердце Пармы” подхватывает, несет, кружит читателя, как беспокойная река Чусовая с ее отмелями, стремнинами и скалами-бойцами. “Тобол” катит свои волны величественно и неторопливо. Роман изобилует отступлениями, развернутыми экскурсами в историю Сибири, подробными описаниями городов и селений — кажется, будь у него такая возможность, автор снабдил бы книгу бессчетными архитектурными планами и многостраничными строительными сметами. Здание романа сбито по-сибирски крепко, обстоятельно, с многократным запасом прочности.

К сожалению, пока у Иванова — рыхлое “собранье пестрых глав”, очень плохо стыкующихся друг с другом. Остается надежда, что во втором томе он все-таки сумеет объяснить, зачем ему обязательно были нужны и пленный швед Страленберг, и владыка Филофей, и обер-комендант Бибиков, и бухарец Касим, и остяцкий князек Пантила, и одноглазый раскольник Авдоний, и сын албазинца Кузьма Чонг, и Володька Легостаев с Етигеровой улицы.

У “Тобола” множество отсылок к известным и неизвестным текстам. Пролог, в котором Петр ругает Меньшикова, отсылает к “Петру I” Алексея Толстого, а момент, в котором император предчувствует свою смерть, — к “Восковой персоне” Юрия Тынянова. Иванов будто бы просит помощи у классиков, прежде чем начать основное повествование. А в первой главе он просит помощи у самого себя, только молодого — он показывает героев, идущих в Сибирь по Чусовой, — реке, которой Иванов посвятил свои ранние романы “Сердце Пармы” и “Золото бунта”.

Стиль и настроение книги проникнуты безумной жестокостью, дикостью и русофобией. Речь идёт о времени правления Петра I. Конечно, тогда хватало негатива. Но было ведь и немало возвышенного, благородного, были великие дела и завоевания. Для Иванова ничего этого не существует. Историю страны он видит исключительно в мрачном свете. Это всё равно как если бы Тарковский в «Андрее Руб­лёве” не снял ни летуна, ни скомороха, ни дубовой ветки, дрожащей под ледяным дождём, а главное — не показал бы своего героя как художника и обошёлся без дивных красок его иконописи, которые прорезаются в концовке фильма.

Читайте также: