Сообщение тема россии в лирике есенина я покинул родимый дом русь советская

Обновлено: 03.07.2024

Строки произведения отличаются особой глубиной и смысловой нагрузкой. Точка зрения молодого поэта, выходца из деревни, изменялась под влиянием событий.

Изначально поэт положительно относился революции, поскольку ждал перемен, хотел их всей душой. Желая лично узреть переворот, который полностью изменит жизни всех россиян. Логики в такой точке зрения немного, потому что поэт был весьма далек от политических волнений. И, вероятнее всего, он хотел именно перемен, после которых бы стал своеобразным пророком, что неоднократно выражено в его стихах, попутно с верой в светлое будущее.

Его ожидания не оправдались, и иллюзорный мир разрушился. После этого его творчество изменилось, и он начал писать на иную тематику. Тоска и печаль по уничтоженной в ходе революции деревне, откуда он родом, влияла на это.

В произведении есть строки, прямо указывающие на это – в них Есенин говорит, что его поэзия стала не нужна, как и сам он.

Также у него особо болит душа, по причине испорченности родной речи, в которой стало слишком много лишнего. Он замечает, что русский язык изрядно огрубел.

Относясь трепетно к окружающей природе, поэт приукрасил произведение весьма неоднозначными и говорящими оборотами. В строках о мысли красноармейца, засмущавшей деревья вокруг, Есенин отразил все свое негодование и презрение к тому, что принесли с собой большевики в общество, испортив то великое, что было.

После переворота поэт сильно сожалел о своей жажде перемен и положительном отношении к революции, которое проистекало из его наивности.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Литература 11 класс

Цели: сформировать представление о творческой биографии С.А. Есенина;

познакомить с художественным своеобразием его ранней лирики;

Воспитывать осознанное отношение к изучению предмета;

Развивать навыки анализа текста лирического произведения.

Дидактическое оснащение: учебник, рабочая тетрадь, презентация, печатные карточки

1.Организация начала урока.

2.Реализация домашнего задания: материал лекции

4. Оформление тетрадей.

Моя лирика жива только

Одной любовью- любовью

5.Актуализация изученного.

- Какие факты из биографии Есенина вы помните?

- Какая тема является центральной в творчестве Есенина?

- Каковы художественные особенности ранней лирики С.А. Есенина?

6.Слово учителя о теме Родины в творчестве С.А. Есенина. Просмотр презентации.

- О чем поэт рассказывает в своем стихотворении? ( любовь к родной земле, родители, одиночество, тоска)

- Как связаны между собой лирический герой и автор стихотворения? ( они едины, их невозможно разделить, поэт рассказывает именно о себе, о своих переживаниях)

-Какова главная тема стихотворения? ( расставание с родной землей, матерью и отцом)

- Какие образы неотделимы от образа родной земли? ( береза, клен, луна)

- Какое дерево остается на страже родной земли? ( Клен. Поэт ассоциирует это дерево с самим собой)

- Какие ИВС поэт использует в этом стихотворении?

- Какие чувства выражает поэт в этом стихотворении? ( ощущение ненужности)

- Каково состояние героя, возвратившегося в родное село?

- Какой факт является самым неприятным для поэта? ( его поэзия здесь больше не нужна, здесь нужны агитки Демьяна Бедного)

- Какое обстоятельство служит для поэта утешением? ( Он пел тогда, когда был болен его край)

- Во что верит поэт в последней строфе своего стихотворения? ( в то, что пройдет вражда племен, т.е. Октябрьская революция)

-Какова главная тема стихотворения? ( перемены, происходящие на родной земле)

- О чем поэт рассказывает в первой части стихотворения? ( о сне ковыли, полыни, равнины, отмечает, что у него не может быть другой Родины)

- Каковы испытания россиян? ( мучения, радость, гнев, тяжелая участь)

- Какова композиция стихотворения? ( кольцевая, так как в конце произведения поэт делает заключение: у него только одна Родина, любовь к ней неизменна)

- Как показана природа в стихотворении? ( Природа выступает как живое существо. Она помогает ощутить опасность, неизведанное, которые ожидают Родину впереди).

- Какое впечатление производят на поэта открытия, сделанные в родном селе? ( двойственное, странное)

- Какая встреча оказалась для него неожиданной? ( встреча с дедом, который рассказал об изменениях, произошедших в родном селе)

- Какие изменения произошли в селе? ( наступила эра безбожия)

- Чему удивляется поэт? ( люди стали жить гораздо беднее, чем до революции)

- Почему поэт чувствует себя чужим в родном селе? ( люди, которых он любил, утратили веру в Бога, поддерживают коммунистические идеалы)



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Тема России в лирике С. Есенина"

Сегодня на уроке мы:

· Узнаем, с чего начинается Родина для Сергея Есенина

· Раскроем особенности образа России в лирике поэта.

· Поразмышляем над загадками лирики и личности Есенина.


Но какая она, есенинская Русь? Меняется ли образ Родины в творчестве поэта? В чём особенности есенинского патриотизма?

Основная тема есенинской лирики ‒ тема Родины появляется уже в самом раннем периоде творческого пути поэта. Неудивительно. Ведь как мы знаем, в это время Сергей Есенин был связан с новокрестьянскими поэтами. А ключевая тема новокрестьянской поэзии – это прославление русской деревни как воплощения Родины. Вспомните знаменитые строки:

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты ‒ в ризах образа.

Родина в творчестве Сергея Есенина – это крестьянская, деревенская Русь.

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу.

Такое восприятие родной страны не меняется с годами. Образ города в творчестве поэта появляется как образ разрушительный. Это зловещее место, где царят пороки и где губит свою жизнь поэт. Образу города противостоит образ родного дома, деревенского уюта и тишины. Пристанища, где измученный поэт может обрести душевный покой.

Сергей Есенин уехал из родного села ещё в юности. Он много путешествовал, но на малую родину возвращался редко. Поэтому в его творчестве очень рано появились тема тоски по родине. А лирическим героем стихотворений стал неприкаянный поэт-скиталец.

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

Это стихотворение написано в 1918 году, в период расцвета литературной славы Есенина. Стихотворение проникнуто ностальгической грустью, тоской по родным краям. Обратите внимание, что в восприятии поэта родина становится сказочным, волшебным местом, где всё одухотворено. Отражение луны в пруду – золотая лягушка, старый клён на одной ноге – воин, стерегущий голубую Русь.

Люди, вещи, явления в есенинской голубой Руси связаны. Отцовская седина сравнивается с цветущим яблоневым садом.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

Проникновенные теплота и нежность поэтических строк подчёркивают остроту тоски по родным краям, от которых надолго оторвался лирический герой.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Через образ старого клёна реализуется незримая, непрерывающаяся связь поэта с родным домом.

И я знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клён

Головой на меня похож.

При этом в стихотворении говорится не столько о жизни в новой Советской Руси, сколько о чувствах лирического героя. Мы видим всё происходящее через призму восприятия лирического героя, который словно исповедуется перед нами. Яркий эмоциональный монолог лирического героя тоже нельзя отнести к характеристикам эпоса.

Язык сограждан стал мне как чужой,

В своей стране я словно иностранец.

Стихотворение проникнуто чувством мрачной тоски. С болью в сердце поэт осознаёт, как мельчает деревенская жизнь. Вместо частушек и народных песен – агитки. Даже народная речь режет ухо лирическому герою.

Корявыми немытыми речами

Чтобы предельно обострить картину деградации народа, поэт использует диалектные слова и просторечия, пародирует деревенский говор, искажая слова.

Композиционно стихотворение делится на три части. Первые четыре строфы являются вступлением, завязкой. В ней рассказывается о возвращении поэта в родные края.

Вторая часть – это развитие действия. Описание картин современной деревни и эмоциональная реакция поэта.

Кульминации поэт достигает в этих строках

Вот так страна!

Какого ж я рожна

Орал в стихах, что я с народом дружен?

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

В третьей, финальной части поэт делает очень личный вывод. Он смиряется с тем, что его страна изменилась, что изменились люди, а он сам уходит в прошлое. Но вместе с этим, поэт высказывает главную идею стихотворения – преданность Родине, посвящение ей своего поэтического дара, вера в её вечную, духовную сущность, над которой не властны никакие бури.

На стенке календарный Ленин.

Здесь жизнь сестёр,

Сестёр, а не моя, –

Но все ж готов упасть я на колени,

Увидев вас, любимые края.

«А сестры стали комсомолки.

Такая гадость! Просто удавись!

Вчера иконы выбросили с полки,

На церкви комиссар снял крест.

Лирический герой воспринимает себя осколком прошлого. Человеком, принадлежащим старому, уже разрушенному миру, а не новой советской реальности.

По-байроновски наша собачонка

Меня встречала с лаем у ворот.

Но если открыть поэму, можно увидеть, что в ней всё гораздо мрачнее:

Погас очаг мой, пуст мой док,

И двор травой зарос.

Мертво и глухо все кругом,

Лишь воет старый пёс.


Получается, что таким образом поэт снижает эмоциональный накал первоисточника, превращая острую тоску в меланхолическую грусть. И при этом мы не можем не вспомнить о тесной связи лирики Есенина с песенной культурой русского народа.

Но и все же, новью той теснимый,

Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на родине любимой,

Всё любя, спокойно умереть!

Поэт говорит и о тех потрясениях, которые выпали на долю его поколения. И о том, что никакие мучительные перемены не в силах заставить его разлюбить родину, оставить её, уехав на чужбину.

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси –

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живётся на Руси.

Любовь к Родине в поздней лирике Есенина уже не инстинктивная любовь ребёнка к матери, а осознанная, выстраданная любовь человека, который многое пережил. Заграничные поездки, слава, искушения городской жизни, увлечение имажинизмом не изменили душу поэта.

Кроме того, в этом стихотворении, написанном всего за полгода до смерти, Сергей Есенин обозначил своё предназначение, высшую духовную миссию и смысл существования:

Стихотворение Сергея Есенина “Я покинул родимый дом” было написано в 1918 году. Его идея зародилась в период, когда поэт находился в разлуке с родными, малой Родиной. Краткий анализ “Я покинул родимый дом” по плану будет полезен при изучении произведения на уроке литературы в 8 классе.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я покинул родимый дом.

История создания – стихотворение создано в 1918 году, когда поэт покинул село, в котором родился и вырос, в нём отразились последствия переезда: грусть по прошлому, переживания поэта.

Тема – стихотворение отражает тему, сквозную для лирики Есенина – любовь к малой Родине, тоска по ней.

Композиция – линейная, можно выделить четыре последовательные части: воспоминания о матери, отце, печаль о том, что расставание не скоро закончится и сопоставление самого поэта с кленом, который “стережёт голубую Русь”, так любимую Есениным.

Жанр – произведение относится к жанру лирического стихотворения.

Стихотворный размер – произведение состоит из четырёх строф, представляющих собой четверостишия, написанные анапестом (трехсложный размер с ударением на последний слог), используется точная и неточная, мужская рифма, способ рифмовки – перекрёстный АВАВ.

Метафоры – “березняк над прудом теплит… “кто листьев целует дождь”грусть”,м , “седина у отца пролилась в бороде”.

Олицетворения – “долго петь и звенеть пурге”, “Стережёт голубую Русь старый клён на одной ноге”.

Эпитеты – “голубую Русь”, “старый клён”, “на тихой воде”.

Сравнение – “Золотою лягушкой луна распласталась…”, “Словно яблонный цвет, седина”.

История создания

Стихотворение написано молодым поэтом в 1918 году, когда он уехал из родного села, оставив там всё, что ему дорого. Тоска по малой Родине вылилась в строки: “Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь” . Это произведение хорошо отражает общую картину всей дореволюционной лирики Есенина, который любит родную страну, переживает за её судьбу, скучает по родным местам. Стихотворение было опубликовано в разгар славы поэта, ведь ещё три-четыре года назад он был неизвестен широкой публике.

Тема стихотворения “Я покинул родимый дом” – родина, тоска по знакомым с детства местам, привязанность к дому и семье. Поэт вспоминает местность, в которой жил, ярко описывает её: “В три звезды березняк над прудом” , “Золотою лягушкой луна” . Такое описание отчётливо рисует нам образы – прекрасной “голубой” Руси с её удивительной по красоте природой, дома, оставленного поэтом, родителей, печалящихся о сыне и заметно стареющих: “Теплит матери старой грусть” , “…седина у отца пролилась в бороде” .

Родина для поэта – это и березняк, и отражающаяся в воде желтая луна, и яблонный цвет, и клён, который “стережёт голубую Русь” .

Композиция

В произведении нельзя выделить какой-либо сюжет и его развитие, но поэт последователен в описании. Так, в первой строфе он сообщает читателю, что распрощался с родным домом, вспоминает о матери. Во второй строфе Есенин говорит об отце. В третьей части он переживает о том, что не скоро снова увидит родных, так как долго ещё “петь и звенеть пурге” . Завершается стихотворение описанием образа клена, который для лирического героя представляется стражем Руси, дома поэта. Есенин ассоциирует себя с ним: “тот старый клён головой на меня похож” . Автор не возвращается к уже упомянутому, поэтому композицию можно назвать линейной.
Стихотворение состоит из четырёх строф по четыре строчки (катрен). Поэт использует разные виды рифмы: точную (дом – прудом, воде – бороде), неточную (Русь – грусть, в нём – клён), мужскую – ударение всегда падает на последний слог: дом, Русь, прудом, грусть, луна, воде и так далее. Рифмовка – перекрёстная, рифмуются первая и третья, вторая и четвёртая строки.

“Я оставил родимый дом” представляет собой лирическое стихотворение. В нём отражены мысли, чувства, переживания лирического героя.

Средства выразительности

Стихотворение написано с использованием различных художественных средств, благодаря чему читатель представляет красочную картину, описанную поэтом.

Есенин использует много метафор: “березняк над прудом теплит… грусть” , “седина у отца пролилась в бороде” . Кроме того, наблюдаются также и олицетворения: “долго петь и звенеть пурге” , “Стережет голубую Русь старый клён на одной ноге” , сравнение: “Золотою лягушкой луна распласталась…” , “Словно яблонный цвет, седина” . Разнообразны эпитеты, применённые автором: “голубую Русь” , “старый клён” , “на тихой воде” .

Интересным представляется способ, который характерен для Есенина как поэта. Он ассоциирует себя с природой. В данном случае – с деревом: “…тот старый клён головой на меня похож” . Такой приём не только отражает привязанность, неотделимость поэта от природы, русской земли, родины, но и рисует нам образ самого поэта. При этом он кажется старым, много пережившим, трудно представить, что это стихотворение написано 23-летним поэтом, молодым ещё человеком.

Читайте также: