Сообщение святая инквизиция охота на ведьм

Обновлено: 06.07.2024

Да, мы уже накрепко запомнили, что инквизиция – это жестокое преследование инакомыслящих. Именно так мы, современные люди, сейчас это и представляем: злые инквизиторы хватают ни в чем не повинных людей, пытают их и безжалостно отправляют на костер. Далеко не все копают глубже и интересуются соотношением цифр оправданных инквизицией и приговоренных к наказанию. А ведь первых в разы больше!

Еще в конце XII века монахами-доминиканцами были разработаны основные виды расследования, дознания и выявления еретиков. Уже тогда создавались специальные опросные листы, которые помогали инквизитору определить, с кем он имеет дело – с еретиком-преступником или просто с человеком, наговорившим глупостей.

Часто в качестве родины инквизиции называют Испанию, но это не так. Родина инквизиции, как безжалостной и могущественной организации в борьбе с ересями, является юг Франции. Именно в южной Франции в XII веке появилось два мощных религиозных движения – катары (альбигойцы) и вальденсы. Нет, они не заявляли о себе как о врагах церкви. И вовсе не призывали разрушать храмы и убивать священников. Но они посягали на монополию католической церкви в деле изучения Священного Писания – а уж этого Рим им спустить с рук не мог. И поэтому в регионы, охваченные вышеназванными ересями, было направлено несколько папских легатов, имеющих особые полномочия.

Поначалу, конечно, о насилии речи не шло. Папские легаты действовали мирными методами – например, устраивали публичные богословские диспуты. Но увы, это не приносило практически никаких результатов. И у катаров, и у вальденсов к тому времени были созданы весьма мощные организации, у них были свои лидеры, активно проповедующие среди простого народа. И кстати, на сторону сектантов переходили не только простые крестьяне, но и некоторые крупные феодалы. А это уже угрожало не только власти католической церкви, но и власти королей, вассалами которых являлись еретики. Поэтому папские посланцы перешли к более жестким действиям – и тут же получили соответствующий отпор: в 1209 году был убит папский легат Пьер Кастельно.

В 1211 году, в отместку за это убийство, инквизиция отправила на костер восемьдесят вальденсов. А уж против альбигойцев начат был самый настоящий крестовый поход, опустошивший провинцию Лангедок. С этого времени инквизиторы перестают стесняться в средствах – именно в XIII веке инквизиция действовала максимально решительно и жестко. В результате вспыхнуло несколько крупных народных восстаний во французских городах.

Но как бы там ни было, а в сложившейся ситуации инквизиции необходима была сила – ведь у церкви не было своей армии. И силу эту могли дать только светские монархи. Таким образом, инквизиция оказалась в прямой зависимости от владык различных земель – королей, герцогов и графов. Вот от того, как действовали светские владыки, и зависели действия инквизиционных трибуналов в различных странах. В Священной Римской империи светская поддержка инквизиции была весьма слабой, а в Англии, например, инквизиция и вовсе никакого веса не имела. Слабели постепенно позиции инквизиторов и во Франции, поскольку светской власти не нравилось слишком активное вмешательство Рима во внутренние французские дела. Казалось бы, инквизиция постепенно сходит на нет…

Средневековое общество – это общество в высшей степени традиционное. И христианская вера – едва ли не основная из этих традиций. Любой человек, выходящий за рамки традиционных представлений, представлял собой угрозу существующему порядку. Как это ни жестоко (но не забудьте, что мы говорим не о современности, а о Средних веках, временах, когда обществу гуманность не была свойственна ни в малейшей степени) – такого человека было проще уничтожить для общего спокойствия. С бродягами расправлялись безжалостно. Профессия странствующего актера была опасной и презренной. Ну а уж если человека подозревали в колдовстве – у него практически не было шансов спасти свою жизнь. Нет, один был! Этот шанс – суд инквизиции. Вы удивлены?

Расследования же суда инквизиции были далеко не формальными. Современные исследователи подсчитали, что большая часть приговоров, вынесенных судом инквизиции, были оправдательными! Да и обвинительные в большинстве случаев не означали казни, а ограничивались покаянием и церковной епитимьей. И – важный момент – инквизиция никого не казнила. Казнь не была в ее полномочиях. Если человек был признан еретиком – его отлучали от церкви и передавали светскому суду. И только светский суд, а именно – король, герцог или граф той или иной земли – имел право вынести смертный приговор.

Если у вас создалось впечатление, что я оправдываю инквизицию – оно ошибочно. Да и не нуждаются события далеких веков ни в каком нашем оправдании – эти события принадлежат определенной эпохе, с иными ценностями. Инквизиция – это детище своего времени. Разумеется, инквизиторы были далеко не ангелы во плоти. Инквизиция пугала всех – от королей до крестьян. И не без оснований, конечно. У суда инквизиции был настолько высокий авторитет, что никто не смел усомниться в справедливости приговора. Злоупотребления? Да. От них не застрахована ни одна организация. Ссора с инквизитором – это приговор, об этом знали все. И да, многие святые отцы этим с удовольствием пользовались.

Кто такие средневековые инквизиторы? За кем они охотились? Действительно ли существовали ведьмы? Их сжигали на кострах? Сколько всего людей было уничтожено?

2. Почему ее называют святой?


Изгнание из рая. Картина Джованни ди Паоло. 1445 год Metropolitan Museum of Art

3. Что за люди становились инквизиторами и кому они подчинялись?


Трибунал инквизиции. Картина Франсиско Гойи. годы Real Academia de Bellas Artes de San Fernando

4. Где существовала инквизиция?


Инквизиция. Рисунок Марка Антокольского. До 1906 года Wikimedia Commons

Инквизиция — с конца XII века епископская, а с годов — папская, или доминиканская, — появилась в Южной Франции. Примерно тогда же ее ввели в соседней Короне Арагона Корона Арагона — пиренейская федера­тивная монархия, куда входили Арагон, Каталония и Валенсия, а также некоторые острова, южнофранцузские и итальянские земли. Существовала с 1162 года до объеди­нения с Кастилией в конце XV — начале XVI века. Де-юре название и некоторые институты (например, кортесы) просуще­ствовали до начала XVIII века. . И там и там стояла проблема искорене­ния ереси катаров: это дуалистическое учение, пришедшее с Балкан и распространив­шееся чуть ли не по всей Западной Европе, было особенно популярно по обе стороны Пиренеев. После антиеретического Крестового похода 1215 года катары ушли в подполье — и тут меч оказался бессилен, потребовалась длинная и цепкая рука церковного сыска.

На протяжении XIII века по папской инициативе инквизицию вводили в раз­ных итальянских государствах, причем в Ломбардии и Генуе инквизицией ведали доминиканцы, а в Центральной и Южной Италии — францисканцы. Ближе к концу века инквизиция была учреждена в Неаполитанском королев­стве, на Сицилии и в Венеции. В XVI веке, в эпоху Контрреформации Контрреформация — консервативная реорганизация учения и структуры Римско-католической церкви, проводимая в связи с распространением протестантизма. , итальянская инквизиция, возглавленная первой конгрегацией папской курии, заработала с новой силой, борясь с протестантами и всякого рода вольнодум­цами.

В Германской империи время от времени действовали инквизиторы-домини­канцы, но постоянных трибуналов не было — из-за многовекового конфликта между императорами и папами и административной раздробленности империи, затруднявшей любые инициативы на общегосударственном уровне. В Чехии действовала епископская инквизиция, но, , она была не слишком эффективна — по крайней мере, искоренять ересь гуситов, последователей Яна Гуса, сожженного в 1415 году чешского реформатора Церкви, командировали специалистов из Италии.

В конце XV века новая, или королевская, инквизиция возникла в объеди­ненной Испании — впервые в Кастилии и заново в Арагоне, в начале XVI века — в Португалии, а в 1570-х годах и в колониях — Перу, Мексике, Бразилии, Гоа.

5. Почему самая известная инквизиция — испанская?

6. За кем охотились и как определяли, кого казнить?


Галилей перед судом инквизиции. Картина Жозефа-Николя Робер-Флёри. 1847 год Musee du Luxembourg

7. Инквизиторы могли обвинить короля или, например, кардинала?


Папа и инквизитор. Картина Жан-Поля Лорана. 1882 год Изображены папа Сикст IV и Торквемада. Musée des Beaux-Arts de Bordeaux

Инквизиции были подсудны все: в случае подозрения в ереси иммунитет монархов или церковных иерархов не действовал, однако осудить людей такого ранга мог только сам папа. Известны случаи апелляции высокопоставленных обвиняемых к папе и попытки вывода дела из-под юрисдикции инквизиции. Например, дон Санчо де ла Кабальерия, арагонский гранд еврейского проис­хождения, известный своей враждой к инквизиции, нарушающей дворянские иммунитеты, был арестован по обвинению в содомии. Он заручился поддерж­кой архиепископа Сарагосского и пожаловался на арагонскую инквизицию в Супрему — верховный совет испанской инквизиции, а затем и в Рим. Дон Санчо настаивал на том, что содомия не входит в юрисдикцию инквизиции, и пытался перевести свое дело в суд архиепископа, но инквизиция получила соответствующие полномочия от папы и не отпускала его. Процесс длился несколько лет и ничем не закончился — дон Санчо умер в заточении.

8. Ведьмы действительно были или просто сжигали красивых женщин?


Инквизиция. Картина Эдуара Муаза. После 1872 года The Jewish Museum, New York

9. Почему ведьм именно сжигали?


Сжигание ведьм в Гарце. 1555 год Wikimedia Commons

10. Правда ли, что обвиняемых постоянно пытали, пока не признаются?


Пытки испанской инквизиции. Конец XVIII века Wellcome Collection

Не без этого. Хотя каноническое право запрещало использование пыток в церковном судопроизводстве, в середине XIII века папа Иннокентий IV специальной буллой легитимировал пытки при расследовании ереси, приравняв еретиков к разбойникам, которых подвергали пыткам в светских судах. Как мы уже сказали, Церковь не должна была проливать кровь, кроме того, запрещалось нанесение тяжких увечий, поэтому выбирали пытки на растяжение тела и разрыв мускулов, на зажим тех или иных частей тела, на раздробление суставов, а также пытки водой, огнем и каленым железом. Пытку разрешалось применять лишь единожды, но это правило обходили, объявляя каждую новую пытку возобновлением предыдущей.

11. Сколько всего людей сожгли?


Аутодафе на площади Майор в Мадриде. Картина Франсиско Риси. 1685 год Museo Nacional del Prado

По всей видимости, не так много, как можно подумать, но число жертв трудно подсчитать. Если говорить об испанской инквизиции, ее первый историк Хуан Антонио Льоренте, сам генеральный секретарь мадридской инквизиции, высчитал, что за три с лишним века своего существования святая канцелярия обвинила 340 тысяч человек, а на сожжение отправила 30 тысяч, то есть примерно 10 %. Эти цифры уже много раз пересматривались, в основном в сторону уменьшения. Статистические изыскания затруднены тем, что архивы трибуналов пострадали, сохранились не все и частично. Архив Супремы с отче­тами по рассмотренным делам, которые ежегодно отправляли все трибуналы, сохранился лучше. Как правило, есть данные по некоторым трибуналам за определенные периоды, и эти данные экстраполируют на прочие трибуналы и на все остальное время. Однако при экстраполяции снижается точность, потому что, вероятнее всего, кровожадность менялась в сторону снижения. На основании отчетов, посылаемых в Супрему, подсчитано, что с середины XVI по конец XVII века инквизиторы в Кастилии и Арагоне, на Сицилии и Сарди­нии, в Перу и Мексике рассмотрели 45 тысяч дел и сожгли не менее полутора тысяч человек, то есть около 3 %, но из них половину — в изображении То есть обвиняемый был в бегах, его судили заочно и в случае осуждения на смерть сжигали не самого человека, а его изображение. . Не менее — потому что информация по многим трибуналам имеется лишь за часть этого периода, но представление о порядке можно составить. Даже если увеличить эту цифру вдвое и допустить, что за первые 60 и последние 130 лет своей деятельности инквизиция уничтожила столько же, до 30 тысяч, названных Льоренте, будет далеко.

12. Как к инквизиции относился простой народ?


Осужденные инквизицией. Картина Эухенио Лукаса Веласкеса. Около годов Museo Nacional del Prado

13. Когда инквизиция закончилась?

А она и не закончилась — только поменяла вывеску. Конгрегация инквизиции (в первой половине ХХ века — Конгрегация священной канцелярии) на Втором Ватиканском соборе 1965 года была переименована в Конгрегацию вероучения, которая существует по сей день и занимается защитой веры и нравственности католиков, в частности расследует сексуальные преступления духовенства и цензурирует сочинения католических теологов, противоречащие церковной доктрине.

Смертная казнь за колдовство появилась еще за 2 тыс. лет до н. э. в Месопотамии. Подозрительно к женщинам относились и в античности, но наибольшего размаха борьба с ведьмовством достигла в средневековой Европе. С XV по XVII столетия почти вся Европа была объята кострами инквизиции. В колдовстве обвинялись не только женщины, но и мужчины, и дети. Что могло вызвать эту массовую истерию?

Охота на Ведьм в Средневековье

Период активной борьбы с колдовством выпал на время, когда Европа страдала от войн, эпидемий и голода. Экономическая система большинства западноевропейских стран перестала быть эффективной. Люди суеверны и склонны неудачи объяснять порчей или происками потусторонних сил. Все это набрало особой концентрации и вылилось в гонения подозрительных личностей. Церковь, авторитет которой в Средние века был безусловным, возвела колдовство в ранг смертного греха, а ведьм объявила приспешницами дьявола. Считалось, что чем больше их будет истреблено, тем быстрее все наладится.

Охота на Ведьм в Средневековье

До XIV века казни не были распространены повсеместно. Но после бывали дни, когда казнь проводили одновременно над 400 ведьмами. Когда папа Иннокентий VIII издал буллу о ведьмах, которая запустила механизм безумия, костры запылали везде — горели Бельгия, Италия, Франция. Особенно жестокие гонения были в Германии.

Охота на Ведьм в Средневековье

Стать жертвой инквизиции мог кто угодно: будь человек слишком толстым, слишком красивым или, наоборот, увечным — каждый мог оказаться на костре. Любая бросающаяся в глаза особенность была доказательством сотрудничества с дьяволом. Широко были распространены доносы, а судьи соревновались в том, кто больше отправит грешников на костер.

Обрекать на смерть могла не только церковь. Известно, что в Гессене во главе трибунала был обычный солдат, а его присяжными были крестьяне. Охота на ведьм была богоугодным делом для обоих ответвлений христианства средневековой Европы. Вожди протестантов часто лично принимали участие в казнях. Кальвин, например, предлагал подкладывать в костер сырые дрова.

Охота на Ведьм в Средневековье

Одними сожжениями охота на ведьм не ограничилась. Отдельного внимания заслуживают пыточные инструменты, которые применялись для того, чтобы выбить из ведьмы признание. Применялось все, на что только хватало фантазии: дыба, “ведьмино кресло”, раскаленное железо. “Отметка дьявола”, обнаруженная на теле подсудимого расценивалась как неоспоримая улика в его связи с нечистью. Это могла быть родинка, родимое пятно, веснушки и многое другое. На основе этого предположения современные специалисты придерживаются идеи о том, что инквизиция на самом деле таким радикальным образом боролась с прокаженными.

Охота на Ведьм в Средневековье

Часть специалистов по Средневековью полагают, что так церковь боролась с зачатками феминизма. На ум приходит казненная в 1431 году Орлеанская дева Жанна д’Арк, которая, вопреки устоям того времени, командовала войском в Столетней войне.

Охота на Ведьм в Средневековье

К середине XVIII века, когда общий уровень образования вырос, а условия жизни значительно улучшились, гонения на ведьм прекратились. Развитие медицины позволило научно объяснить некоторые особенности человеческого тела, за которые раньше могли предать огню. Судебные разбирательства по обвинению в колдовстве запретили на законодательном уровне, но отдельные процессы устраивали еще сотню лет. Последнюю ведьму сожгли в 1860 году. В целом от человеческого невежества от инквизиции пострадало около 80 тыс. человек.

Охота на ведьм в средние века: мотивы инквизиции и современный случай преследования женщины (7 фото)

Костры Святой Инквизиции осветили средневековую Европу. Сколько на них погибло женщин, обвиненных в колдовстве и ереси, не знает никто. Ученые говорят, что заживо сожгли не меньше тридцати двух тысяч человек, еще триста тысяч забили камнями, утопили или расправились каким-либо другим способом.

За что можно было получить клеймо ведьмы и почему инквизиция так легко расправлялась с теми, кому оно досталось?

История

Колдовство в разных его формах существует столь же долго, сколько живет человек. Суеверия, обряды, которые наши предки исполняли, чтобы умилостивить своих богов и попросить их о богатом урожае, хорошей охоте, счастливом браке, рождении ребенка – все это можно считать колдовством. Ученые считают, что подобные практики появились еще во времена палеолита – до появления современного человека оставались многие тысячи лет. В те времена в племенах царил матриархат – главной считалась женщина, и именно на ее плечи ложились обязанности по исполнению всех магических ритуалов. Именно этот момент можно считать рождением ведьм – женщин, имеющих колдовскую силу.

Охота на ведьм в средние века: мотивы инквизиции и современный случай преследования женщины (7 фото)

Начало преследования

Христианство далеко не сразу добилось успеха – его путь к званию мировой религии был долгим и тернистым. Язычники отказывались принимать новые традиции, и даже после обряда крещения продолжали поклоняться старым и понятным богам и прибегать к магии.

Охота на ведьм в средние века: мотивы инквизиции и современный случай преследования женщины (7 фото)

Первым знаком того, что назревает настоящая война с теми, кто не признает церковь, стали крестовые походы. В них доблестные рыцари вырезали всех, кто не принадлежал христианской вере или же отказывался жить по ее канонам. Тогда, правда, агрессия выплеснулась не на саму Европу, а на ее ближайших соседей. И, конечно, никто не мог предположить, что скоро такая же резня начнется совсем близко.

Святая Инквизиция

Начало инквизиции было положено в двенадцатом веке. Тогда папа Луций III разработал систему розыска, направленную на поиск тех, кто совершил преступление против веры. Он предложил священникам использовать своеобразные опросники, которые те должны были распространять среди горожан. Этой бумагой жители могли донести на любого, кого они считали причастным к Ереси.

Охота на ведьм в средние века: мотивы инквизиции и современный случай преследования женщины (7 фото)

Человек и его мысли принадлежали исключительно церкви. И с этим спорить было нельзя.

Ведьма!

Охота на ведьм в средние века: мотивы инквизиции и современный случай преследования женщины (7 фото)

Магия образа

Ведьма своей черной силой уничтожала посевы, вызывала стихийные бедствия и падеж скота и, конечно, отвращала людей от церкви. Верили, что если она дотронется до человека, тот станет одержимым дьяволом. Судороги, необычное поведение, резкие смены голоса, тошнота, головные боли – все это объяснялось именно одержимостью и ничем иным. И избавить от страшного недуга мог только экзорцист.

Охота на ведьм в средние века: мотивы инквизиции и современный случай преследования женщины (7 фото)

Приглашенный священник читал молитвы над одержимым, всеми силами стараясь изгнать из него сатану. Сегодняшняя наука говорит, что признаки одержимости очень похоже на то, что люди испытывают при истерических припадках, панических атаках, а также эпилепсии. Если экзорцисту удавалось очистить верующего от скверны, тот снова возвращался в лоно церкви, продолжая жить обычной жизнью. В противном случае несчастного (и отнюдь не священника) ждал костер — огонь должен был освободить человека из лап дьявола.

За что

Казалось бы, бог выступает против убийств, даже в свою славу, следовательно, суды инквизиции должны были длиться гораздо больше обычных – на кону часто стояла жизнь добропорядочных христиан. Но нет. Известно, что однажды французская инквизиция признала женщин виновными в колдовстве за то, что рядом с ними свидетели чувствовали присутствие духов. Конечно, доказать подобное невозможно, но это не спасло несчастных от пламени. Более того, любые попытки подсудимых оправдаться играли против них – считалось, что подобным образом ведьма заставляет дьявола влиять на суд, что совершенно недопустимо.

Конец эпохи

Инквизиция начала уступать только в восемнадцатом веке. Постепенно количество судебных заседаний стало снижаться, а к тридцатым годам многие европейские страны объявили об отказе от казни за колдовство.

Но запрет казней не означает то, что они прекратились. Даже сегодня, в двадцать первом веке, женщин продолжают убивать за связь с дьяволом.

Охота на ведьм в средние века: мотивы инквизиции и современный случай преследования женщины (7 фото)

Читайте также: