Сообщение своеобразие родной литературы 6 класс

Обновлено: 05.07.2024

Литература Родины

Для каждого человека родной литературой является та, которая написана в родной для него стране. Так, для человека, родившегося в России, это русская литература. Для других людей родной является татарская, мордовская, украинская, киргизская, чувашская и другие литературы.

Каждый человек ценит традиции своего народа и почитает авторов, которые писали на родном языке, описывая при этом жизнь родного народа. Такие писатели намного ближе, так как описываемое ими понимается почти сразу, а зарубежные произведения можно полностью понять лишь при изучении истории страны.

Литература малой родины

Литература малой родины предполагает не только изучение писателей, которые уже получили известность по всей стране, но и авторов современных, которые пишут и творят прямо сейчас. Это дает повод гордиться собственным краем, в котором растут и живут писатели.

Значение родной литературы

Изучение родной литературы важно для формирования личности каждого человека, поскольку произведения отечественных писателей затрагивают не только вечные вопросы, но и проблемы, актуальные для конкретной страны. Изучение художественных произведений писателей-земляков представляет еще большую ценность, так как такие авторы являются выразителями мыслей определенной области конкретной страны. С помощью литературы родной страны и родного края у читателей углубляется чувство любви к своей Родине. А любовь к Родине – это важное нравственное качество каждого человека. В этом и заключается ценность родной литературы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Родная литература, 6 класс. Урок 1. Тема: Своеобразие родной литературы. Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как способ познания жизни.

I. Орг.момент (приветствие, задачи курса на новый учебный год, тему определяем вместе с учениками)

- В школьном расписании 6-классников появился новый предмет – родная (русская) литература. Как понимаете РОДНАЯ литература? Ваши ожидания от знакомства с этой учебной дисциплиной? (Дети высказывают свои предположения.) Попробуйте сформулировать тему 1-го урока из этих слов, данных в начальной форме. (На доске слова: 1. Своеобразие, родной, литература. 2.Значимость, чтение. Изучение, родной, литература, развитие, человек. 3. Родной, литература, способ, познание, жизнь.)

Во всякой работе должно быть осознание того, что ты делаешь и зачем. Ваш труд – учёба. Как важно каждому из вас понять, какова ваша личная (индивидуальная) траектории образования. На уроках родной (русской) литературы мы должны осознать этническую принадлежность, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества. Мы будем учиться осознанному, уважительному и доброжелательному отношению к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

II. Новая тема. (Слайд)

Есть только одно средство стать культурным человеком – это чтение. А. Моруа

1. Слово учителя.

- А что такое литература?

Художественная литература – вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова, письменного или устного (до развития письменности). В центре литературы стоит изображение человека во всей его материальной и духовной жизни в процессе общественного развития. Литература – это:

Ø Все художественные произведения того или иного народа, эпохи или всего человечества. Ø Литература – это искусство слова, художественное творчество. Ø Истоки литературы: УНТ, исторические летописи (лето – год). Ø Основа литературы: жизнь и быт народа, его история, культура.

-Назовите произведения литературы, изученные до 6 кл. или прочитанные летом, которые написаны на материале русских народных сказок (напр., сказки А. С. Пушкина).

2. Патриоти́зм в литературе — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё.

ПАТРИОТИЗМ - любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0497/0005e47e-e58afa0c/img9.jpg
http://900igr.net/up/datas/115951/017.jpg
https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/109c/0007639b-a849732f/img6.jpg
https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0ff6/000259e5-0741b8a8/img7.jpg

3.Реализм в литературе представляет собой направление в литературе и искусстве, правдиво и реалистично отображающее типичные черты действительности, в котором отсутствуют различные искажения и преувеличения.

И только однажды Петька был по-настоящему счастлив, его отпустили на дачу к господам, у которых служила его мама. Петька первый раз ехал в поезде, счастливо улыбаясь и расспрашивая пассажиров о том, о сём. Его глаза становятся лучистыми, и все морщинки исчезают с его радостного лица.

На даче Петька подружился с гимназистом Митей, с которым он ходил купаться, рыбачить и просто играть в мальчишеские игры.

Но в один день всё заканчивается. Мама получила письмо от парикмахера, который приказал привезти мальчика назад в город. Петька в ужасе, она кричит, плачет, падает на землю, но ничего не помогает, и мать отвозит его в город.

И снова упреки, ругань, крики, подзатыльники. Жизнь становится прежней, и только темными ночами Петька рассказывает своему приятелю о том, как хорошо он жил на даче.

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/013c/00025eb3-13219719/2/img6.jpg

«

- Работая в команде, составьте перечень пунктов на тему функции книги ( деятельность, обязанность, работа, назначение).

III. Слово учителя. Подсчитано, что в мировой литературе всего 24 или 36 (по другим источникам) сюжетов. То есть вся жизнь, если смотреть обобщенно, описывается этими 24 сюжетами. Читайте, читайте и еще раз читайте - ведь ничего нового в жизни не происходит - с точки зрения духовной жизни человека. Только читать надо хорошую литературу.

IV. Рефлексия. Цель: оценить результаты собственной деятельности. – Что новое открыли для себя? Какие моменты вызвали затруднения? Оцените урок с помощью смайликов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родная литература, 6 класс. Урок 1. Тема: Своеобразие родной литературы. Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как способ познания жизни.

Планируемые результаты

1. Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога.

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; 7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека/

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях

Метапредметные

Регулятивные УУД

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

 анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

 идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

 обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

 определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

 планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

 находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

 сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

 определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

 наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

 соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

 принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

 демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

 подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

 выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

 вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

 обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

 анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

9. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

 определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы

Коммуникативные УУД

11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

-определять возможные роли в совместной деятельности;

-играть определенную роль в совместной деятельности;

-принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

-определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

-строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

 использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

-осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

-понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

Обучающийся научится:

-ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

-пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Родная литература как способ познания жизни. Слово как средство создания образа.

Из литературы XIX века

Творчество поэтов и писателей XIX века.

Из литературы XX века

Содержание 6 класс (17 часов)

Своеобразие родной литературы.

Родная литература как способ познания жизни. Слово как средство создания образа.

Творчество поэтов и писателей XIX века.

Из литературы XX века

Содержание 7 класс (17 часов)

Из литературы XX века

Содержание 8 класс (17 часов)

Из литературы XX века

Содержание 9 класс (17 часов)

Из литературы XX века

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного предмета

Литература Республики Коми

Год обучения. Литература и фольклор

Введение.Литература Республики Коми–национальное достояние коминарода. Искусство устного и письменного слова.

Читайте также: