Сообщение свет и тень 6 класс

Обновлено: 06.07.2024

Тип урока: Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности.

Вид урока: Рисование с натуры.

Цели урока:

  • изучение начальных сведений о светотени (свет, собственная тень, блик, рефлекс, падающая тень), выявление объёма геометрических тел при помощи светотени;
  • развитие наблюдательности, внимания, графических навыков;
  • воспитание целеустремлённости, стремления к получению положительного результата.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться передавать объём геометрических тел при помощи светотени.

Метапредметные УУД:

  • Познавательные: анализировать предлагаемое задание, рассматривать и анализировать картины художников, обобщать, делать выводы.
  • Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия.
  • Регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности.

Оборудование и материалы:

  • Для учителя: доска, наглядные пособия, геометрические тела из гипса, источник света.
  • Для учащихся: альбом, уголь или чёрная акварель, банка, кисти.

Сценарий урока

1. Организационный момент. Проверка готовности рабочего места.
2. Повторение пройденного.
3. Объяснение нового материала.
4. Самостоятельная работа учащихся.
5. Итоги урока. Рефлексия. Анализ работ.
6. Домашнее задание.

Ход урока

Ребята! Давайте вспомним основные положения предыдущего урока. Откройте, пожалуйста, свои альбомы на странице, где вы выполняли упражнение по изображению куба с учётом угловой перспективы. Кто желает выйти к доске и изобразить куб с использованием линии горизонта и точек схода?

Вызываются 2-3 учащихся по желанию.

Вопросы для повторения:

Проверим и проанализируем, как ребята на доске выполнили упражнение по изображению куба с использованием угловой перспективы.

Видеть и рассматривать предметы окружающего мира мы можем только с помощью источников света. Это могут быть естественные источники – солнце и луна или искусственные – электрический свет, свет свечи или костра.

Рассмотрим геометрическое тело, например, шар. Мы видим, что свет, распространяясь по форме, имеет различные градации – от самого светлого до самого тёмного. Для того чтобы научиться изображать эти градации, надо усвоить понятие светотени.

Светотень – это распределение света на поверхности предмета, которое зависит от формы предмета, характера поверхности (гладкая, шероховатая и т.п.), окраски и освещения, расстояния от зрителя до предмета.

Образование светотени на предмете зависит от положения этого предмета по отношению к источнику света и от его силы. Светотень составляют такие отношения, как свет, тень, полутень, рефлекс, блик, падающая тень.

Свет – освещённая поверхность предмета.

Тень (собственная тень) – часть поверхности предмета, куда лучи света не попадают, то есть неосвещённая поверхность предмета.

Полутень – поверхность предмета, освещённая косыми, скользящими лучами света. На круглых предметах полутень показывает плавный переход освещённой части формы в затемнённую – тень.

Рефлекс – отражение в теневой части предмета света и цвета другой поверхности.

Блик – самое светлое пятно на поверхности предмета, имеющего гладкую, глянцевую поверхность.

Падающая тень – тень, которая образуется от конкретного предмета на какой-либо поверхности стола, стены или на других предметах.

Давайте рассмотрим наш учебный натюрморт.

Определите на геометрических телах градации светотени (свет, собственную тень, падающую тень, рефлексы, блики, полутени).

Вопросы для закрепления:

  1. Какие градации светотени вы знаете? Назовите их в порядке уменьшения интенсивности света.
  2. Назовите на предмете самое светлое место и самое тёмное.
  3. Что такое рефлекс?

Перейдём к практической работе, выполнять которую будем углём или акварелью.

Освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объёма предметов и глубины пространства.

Изображение борьбы света и тени как средстве драматизации содержания произведения и организации композиции картины.

Натюрморты западноевропейского искусства XVII—XVIII вв. и роль освещения в построении содержания этих произведений.

Использование в рисунке основных правил объёмного изображения предмета.

Глоссарий по теме:

Светотень в изобразительном искусстве – это способ передачи объёма предмета с помощью теней и света и важнейшее средство выразительности.

Свет делит поверхность предмета на теневую и освещённую стороны.

Самое светлое место, куда падает наиболее короткий и прямой луч света, называется бликом.

Скользящие под углом по поверхности предмета лучи образуют полутень, которая граничит с затенённой частью.

Собственная тень – это теневая сторона предмета.

Тень, уходящая в глубину, светлеет, и мы видим, как светится рефлекс – отражённый свет окружения.

От предмета падает тень, которая называется – падающая тень.

Тон – это характеристика света в изображении, тон показывает нам степень освещённости.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Светотень в изобразительном искусстве – это способ передачи объёма предмета с помощью теней и света и важнейшее средство выразительности. Свет делит поверхность предмета на теневую и освещённую стороны. Самое светлое место, куда падает наиболее короткий и прямой луч света, называется бликом. Скользящие под углом по поверхности предмета лучи образуют полутень, которая граничит с затенённой частью. Собственная тень – это теневая сторона предмета. Самое тёмное место находится на границе со светом – на повороте формы. Это происходит по закону контраста: встречаясь, противоположности усиливают качества друг друга. Тень, уходящая в глубину, светлеет, и мы видим, как светится рефлекс – отражённый свет окружения. Однако нельзя и преувеличивать силу рефлекса: он находится в тени и не спорит со светом. От предмета падает тень, которая называется – падающая тень. Она темнее собственной тени, а около подножия предмета – её самое тёмное место.

При изображении всех градаций света и тени надо учиться чувствовать отношения светлого и тёмного, видеть и сравнивать тональные отношения.

Тон – это характеристика света в изображении, тон показывает нам степень освещённости. Сильный тон означает контрастные отношения тёмного и светлого, а слабый тон – мягкие отношения светлого и тёмного. Чем ближе предмет находится к источнику освещения и сильнее свет, тем темнее тень, сильнее контраст и сильнее тон. Вдали от источника света тональные отношения становятся мягкими, контраст уменьшается, тональные переходы становятся плавными.

В XVII в. картины приобретают новый уровень целостности и глубины изображаемого мира. Художники Фландрии восхваляли изобилие и полноту жизни. На полотнах голландских художников предстаёт ощущение домашней жизни, близкое присутствие человека. Сюжеты натюрмортов XVII в. связаны с бытом людей того времени. В становлении французского натюрморта особое значение имеет творчество Ж.-Б. Шардена. На его натюрмортах – простые вещи, рассказывающие о своих владельцах.

Объемная форма предметов передается на рисунке не только построенными с учетом перспективных сокращений поверхностями, но и с помощью светотени.


Свет и тень (светотень) – очень важное средство изображения предметов действительности, их объема и положения в пространстве.

Светотенью так же, как и перспективой, художники пользуются очень давно. С помощью этого средства они научились передавать в рисунке и живописи форму, объем, фактуру предметов так убедительно, что они, казалось, оживали в произведениях. Свет помогает передать и окружающую среду.

Художники до настоящего времени используют правила передачи светотени, открытые в средние века, но работают над их совершенствованием и развитием.

Вы можете увидеть естественное освещение (природное) солнца и луны и искусственное освещение (созданное человеком) от свечи, лампы, прожектора и др.


149. Э. ДЕ ВИТТЕ. Внутренний вид церкви. Фрагмент


150. А. ГРИМШОУ. Вечер над Темзой


151. ЛАТУР. Св. Иосиф-плотник


152. Э. ДЕГА. Репетиция балета. Фрагмент


153. К. МОНЕ. Руанский собор в разное время суток

Соборы у Моне – не конкретные архитектурные сооружения, а образы того, что свершается в определенный момент утром, днем и вечером.


Свет искусственных источников мы можем изменить по нашему желанию, а естественное освещение изменяется само, например солнце то светит ярко, то скрывается за облаками. Когда облака рассеивают солнечный свет, контраст между светом и тенью смягчается, освещенность на свету и в тенях выравнивается. Такое спокойное освещение называют свето- тональным. Оно дает возможность передать в рисунке большее количество полутонов.

Существует множество различных состояний солнечного освещения, которые могут сильно изменить один и тот же пейзаж и даже повлиять на ваше настроение. Пейзаж выглядит радостным при ярком солнце и грустным в серый день. Ранним утром, когда солнце находится невысоко над горизонтом и его лучи скользят по поверхности земли, контуры предметов выявляются нечетко, все словно окутано дымкой. В полдень контрасты света и тени усиливаются, ясно выявляя детали. В лучах закатного солнца природа может выглядеть загадочной и романтичной, то есть эмоциональное впечатление от пейзажа во многом зависит от освещения.


154. Пейзаж при различном состоянии солнечного освещения


155. РЕМБРАНДТ. Портрет старушки

Искусством использования света в живописи владел, как никто другой, великий Рембрандт. Он зажег своей кистью свет, согревающий любого, на кого он падает. Картины Рембрандта всегда озарены внутренним светом. Простые добрые люди, изображенные на них, как бы сами его излучают. Величие художника – в его человечности. Свет в его полотнах помогает прикоснуться к душе человека.

В его картинах свет, высвечивая из темноты лица портретируемых, обладает какой-то колдовской силой.


Характер освещенности зависит и от высоты солнца над горизонтом. Если оно находится высоко над головой, почти в зените, то предметы отбрасывают короткие тени. Форма и фактура выявляются слабо.

При снижении солнца тени от предметов увеличиваются, фактура проявляется лучше, подчеркивается рельефность формы.


156. Схема построения теней от солнца

Знание этих закономерностей построения света и тени может вам помочь при решении творческих задач в изображении пейзажа или тематической композиции.


157. Фронтальное освещение


158. Боковое освещение


159. Контражурное освещение


Важно учитывать в творческой работе и положение источника света. Рассмотрите изображения на ил. 157-159 и обратите внимание на выразительные возможности фронтального, бокового и контражурного освещений.

Фронтальное освещение – это когда источник света освещает объект прямо, так как находится перед ним. Такое освещение слабо выявляет детали.

Боковое освещение (слева или справа) хорошо выявляет форму, объем, фактуру объектов.

Контражурное освещение возникает, если источник света находится за объектом. Это очень эффектное и выразительное освещение, особенно когда на картине изображены деревья, вода или снег (ил. 160, 161). Однако предметы в этих условиях выглядят силуэтно и теряют свой объем.


160. Деревья в контражурном освещении


161. Работа учащегося


162. И. ХРУЦКИЙ. Плоды и свеча


163. Схема построения теней от свечи

Тени от предметов, освещенных свечой, падают в разные стороны, направляясь от свечи, а длина теней определяется лучами, идущими от огня свечи (ил. 163).

Рисунок падающей тени зависит от формы предмета и наклона поверхности, на которую она ложится. Направление ее зависит от места расположения источника света. Легко догадаться, что если свет падает слева, то тень будет справа от предмета. Около него тень темнее, а дальше она ослабевает.


Если приходится рисовать у окна или около лампы, обратите внимание, что освещение предметов вблизи будет значительно сильнее, чем вдали. С ослаблением света контраст между светом и тенью смягчается. Помните об этом при рисовании ближних и дальних предметов в натюрморте. Такое явление носит название световой перспективы.


Контрастное освещение, в основе которого лежит четкое разграничение света и тени, называется светотеневым.

Светотень на кувшине. Основные понятия


Освещенность предметов зависит от угла, под которым лучи света падают на объект. Если они освещают поверхность под прямым углом, то образуется самое светлое место на предмете, условно мы называем его свет. Где лучи лишь скользят, образуется полутень. В тех местах, куда свет не проникает,- тень. На блестящих поверхностях отражается источник света и образуется самое яркое место – блик. А в тенях виден отсвет от освещенных плоскостей, находящихся рядом – рефлекс.

Тень на самом предмете называется собственная, а тень, которую он отбрасывает – падающая.


Давайте рассмотрим изображение кувшина и разберем, как на нем располагается светотень.

Источник света в этом случае у нас находится слева. Кувшин окрашен одним цветом. Темнее всего тень, немного светлее рефлекс, еще светлее полутон и особенно свет. Самое светлое место – блик.


164. Кувшин Светотень легко передать в тоновом рисунке, но невозможно в линейном.


165. Рисунок кувшина: а – линейный, б – тоновой Выявление объема предметов с помощью освещения

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ОсвещениеСвет и тень

Описание презентации по отдельным слайдам:

ОсвещениеСвет и тень

Освещение
Свет и тень

Объемная форма предметов передается на рисунке не только построенными с учето.

Объемная форма предметов передается на рисунке не только построенными с учетом перспективных сокращений поверхностями, но и с помощью светотени.

Свет и тень (светотень) – очень важное средство изображения предметов действи.

Свет и тень (светотень) – очень важное средство изображения предметов действительности, их объема и положения в пространстве.

С помощью светотени художники научились передавать в рисунке и живописи форму.

С помощью светотени художники научились передавать в рисунке и живописи форму, объем, фактуру предметов так убедительно, что они, казалось, оживали в произведениях. Свет помогает передать и окружающую среду.
Куинджи Архип Иванович

Правила распределения светотени:

Правила распределения светотени:




Блик -световое пятно на ярко освещённой выпуклой или плоской глянцевой поверх.

Блик -
световое пятно на ярко освещённой выпуклой или плоской глянцевой поверхности, когда на ней имеется ещё и зеркальное отражение.

Свет - поверхность, ярко освещённая источником света.

Свет -
поверхность, ярко освещённая источником света.

Полутень - слабая тень, возникающая, когда объект освещён несколькими источни.

Полутень -
слабая тень, возникающая, когда объект освещён несколькими источниками света. Она также образуется на поверхности, обращённой к источнику света под небольшим углом.

Рефлекс -слабое светлое пятно в области тени, образованное лучами, отражённым.

Рефлекс -
слабое светлое пятно в области тени, образованное лучами, отражёнными от близко лежащих объектов.



Собственная и падающая тень - неосвещённые или слабо освещённые участки объек.

Собственная и падающая тень -
неосвещённые или слабо освещённые участки объекта. Тени на неосвещённой стороне объекта называются собственными, а отбрасываемые объектом на другие поверхности — падающими.


Влияние источника света:

Влияние источника света:


Тип освещения:ФронтальноеБоковоеПротив света

Тип освещения:
Фронтальное
Боковое
Против света

Фронтальное освещение – это когда источник света освещает объект прямо, так к.

Фронтальное освещение – это когда источник света освещает объект прямо, так как находится перед ним. Такое освещение слабо выявляет детали.

Боковое освещение (слева или справа) хорошо выявляет форму, объем, фактуру об.

Боковое освещение (слева или справа) хорошо выявляет форму, объем, фактуру объектов

Контражурное освещение возникает, если источник света находится за объектом.

Контражурное освещение возникает, если источник света находится за объектом. Это очень эффектное и выразительное освещение, особенно когда на картине изображены деревья, вода или. Однако предметы в этих условиях выглядят силуэтно и теряют свой объем.

Природа освещения:ИскусственноеЕстественное

Схема построения теней от свечи

Схема построения теней от свечи

Схема построения теней от солнца

Схема построения теней от солнца

Примеры работ:

Проверь себя

Какой из этих двух рисунков тоновой?

Какой из этих двух рисунков тоновой?

Как называется этот участок предмета?

Как называется этот участок предмета?

Как называется этот участок предмета?

Как называется этот участок предмета?

Как называется этот участок предмета?

Как называется этот участок предмета?

Как называется этот участок предмета?

Как называется этот участок предмета?

Как называется этот участок предмета?

Как называется этот участок предмета?

Как называется этот тип освещения?

Как называется этот тип освещения?

Как называется этот тип освещения?

Как называется этот тип освещения?

Как называется этот тип освещения?

Как называется этот тип освещения?

Как называется этот тип освещения?

Как называется этот тип освещения?

Как называется этот тип освещения?

Как называется этот тип освещения?

Изобразить любое геометрическое тело (шар, куб, цилиндр) простым карандашом п.

Изобразить любое геометрическое тело (шар, куб, цилиндр) простым карандашом при боковом освещении.
Практическая работа

Аккуратность Передача освещения (есть блик, свет, полутень, собственная тень.

Аккуратность
Передача освещения (есть блик, свет, полутень, собственная тень, рефлекс и тень падающая)
Завершённость
Работа выполнена штрихом, а не затиранием

Работу необходимо выполнять штрихом, не замазывая карандаш Рефлекс темнее.

Работу необходимо выполнять
штрихом, не замазывая карандаш
Рефлекс темнее освещённой части предмета, но светлее собственной тени
Чем предмет ближе к нам, тем он контрастнее, чем дальше, тем штрихи слабее.

Посмотреть видеоролик про основы светотени в рисунке https://www.youtube.com/.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 640 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Освещение. Свет и тень

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 23.10.2021 2716
  • PPTX 6.6 мбайт
  • 625 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Лапенкова Алевтина Андреевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

2 Ж. де Латур. Святой Иосиф- плотник. Масло.Франция. ХVII в.

3 Н. Ге. Тайная вечеря. Масло.Россия. ХIХ в.

4 Франсиско Сурбаран. Натюрморт. Масло. Испания. ХVII в

5 Микеланджело да Караваджо Вакх Лютнист Мальчик с фруктами

6 Жан Батист Шарден. Натюрморт с атрибутами искусства. Масло.Франция. ХVIII в.

8 Микеланджело да Караваджо Вакх Лютнист Мальчик с фруктами

9 Ж. де Латур. Святой Иосиф- плотник. Масло.Франция. ХVII в.

10 Франсиско Сурбаран. Натюрморт. Масло. Испания. ХVII в

11 Жан Батист Шарден. Натюрморт с атрибутами искусства. Масло.Франция. ХVIII в.

12 Освещение. Свет и тень в изобразительном искусстве.

13 Королевство света и тени

14 Способы освещения Перед предметом (фронтально) За предметом (контражур) Боковое освещение

15 Средство выразительности - светотень светотень - это способ передачи объёма предмета с помощью теней и света.

16 Элементы светотени: Блик Свет Полутень Собственная тень Рефлекс Падающая тень

17 Творческое задание Исследуйте положение светотени в зависимости от расположения источника света.

18 Инструкция - Сравните собственную и падающую тени -Рассмотрите направление падающей тени (форма, размеры). -От чего зависит направление падающей тени? -Найдите рефлекс на поверхности предмета. - Какая сторона предмета самая светлая?

Читайте также: