Сообщение старообрядцы забайкалья кратко

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Старообрядцы Забайкалья . История переселения .

Пришедшая к власти Екатерина II отобрала у Польши земли, принадлежавшие ранее России. Ветковцы стали подданными Российской империи.

Семейские расселились крупными группами в 12 населенных пунктах ,образовав сёла и деревни на территории нынешних Бичурского, Мухоршибирского, Тарбагатайского, Заиграевского, Селенгинского, Кижингинского районов Республики Бурятия и Красночикойского района Забайкальского края .

Что помогло старообрядцам быстро обустроиться на новом месте:

1.Либерализация отношений между государством и старообрядцами

2. заселение малонаселенных и пустующих земель старообрядцами.

3. Пополнение государственной казны за счет новых плательщиков.

4. Забота о приумножении российского народа.

5. Обычно русские люди на окраинах помогали друг другу.

7. В первое время старообрядцы получили определенную помощь со стороны государства.

8. В соответствии с указом в первые годы семейские освобождались от податей, обеспечивались семенным зерном.

9. Физический труд был у старообрядцев призванием и самоцелью. Интенсивный труд не осуждался, а наоборот, поощрялся, т. к. давал шанс к спасению души.

Семейские являются старообрядцами, которых правительство Российской империи выслало в 18 веке в Забайкалье при разделе Речи Посполитой (Польши) между Российской империей, Пруссией и Австрийской империей. Семейских переселяли несколько раз с 1735 по 1795 годы.


Где живут

Проживают потомки старообрядцев в Забайкальском крае и Бурятии, на территории сел Хасурта, Ягодное, Ново-Десятницкое, Вознесеновка и Леоновка, в городах Гусиноозерск и Улан-Удэ, в Бичурском, Тарбагатайском, Мухоршибирском и Заиграевском районах.

Язык семейских в основном относится к великорусскому. Постепенно к нему присоединились слова из украинского, польского и белорусского. Семейские, проживающие в Бурятии, заимствовали слова из бурятского языка. Раньше многие из них хорошо владели бурятским, в результате хозяйственно-бытовых контактов и межэтнических браков с бурятами.

Религия

Семейские являются старообрядцами. Религиозно-нравственное воспитание начиналось с самого рождения, с крещения ребенка.

В дореволюционное время у них существовало два основных направления:

Сегодня у семейских условия полной религиозной свободы. Старообрядчество до сих пор не до конца адаптировано к реалиям современного мира. Например, запрещено пользоваться аптечными лекарствами и интернетом, также смотреть телевизор.


В кухне семейских присутствует большое количество мяса. Едят в тушеном и вареном виде баранину, говядину и свинину. Зайчатину не употребляют, строго соблюдают посты. В году у семейских 244 постных дня. Пьют чай, но когда этот напиток еще не получил распространения, предпочитали кипяченую воду, настой бадана и трав. Чай семейские не принимали долго и считали его употребление грехом, но в конце 20 века у них даже сформировались свои традиции потребления чая. Есть у народа правило: сначала напоить гостя чаем и только потом накормить. Чай пьют в большом количестве, по 4 раза в день, до и после еды, из самоваров, которые сохранились во многих домах и сегодня. Воду для чая брали только из родников. В напиток добавляли дикорастущие растения, ревень. Готовится пища и сегодня в русской печи, в чугунах и на сковородах.

Присутствует в кухне народа и большое количество овощей, в том числе маринованных. Готовят различные супы, похлебки, яичницу на сале, пельмени, каши. Из молочных продуктов употребляют молоко, сметану, масло, творог, простоквашу. Из пшеничной и ржаной муки готовят разнообразные изделия: хлеб, пирожки, хворост, ватрушки с творогом, тарки с начинкой, сгибни, лепешки, начиненные ягодами, пирожковую мелочь размером с яйцо со сладкой морковью, черемухой и яйцом. Пироги украшают по-особенному, сахарной пудрой, ягодами, решеткой из тонко раскатанных палочек теста.

На праздники столы ломятся от угощений: жареные поросята, сдобная выпечка, лапша с молоком и мясом, картофель с мясом, яйца вареные.


Внешность

Семейские по физическому типу красивые и рослые люди, трудолюбивые, выносливые, с крепким здоровьем. Всегда стремятся к красоте, что особенно отразилось на их внешности и одежде. Ее шили из цветных дорогих тканей:

Благодаря преданности старине, у семейских до сегодняшнего дня сохранились формы русской одежды, которые у других групп русских народов уже давно вытеснены европейскими предметами одежды.

Янтарь очень ценится этим народом, они привезли его с собой из мест высылки в Прибалтике и Польше. Янтарь у семейских служит амулетом и лекарством. По причине нехватки йода, многие страдали от зоба. Поэтому до старости женщины носят под рубахой связку бус из янтаря. При болезнях щитовидной железы, растирали янтарь в порошок и принимали внутрь.

Мужчины семейских носили и до сих пор носят длинные рубахи с поясом и штаны из темных материй.


Жизнь

Со своим приходом народность принесла на другие земли высокую сельскохозяйственную культуру. Издавна занимаются выращиванием овощей, картофеля, конопли, ячменя, гречихи, овса, пшеницы и ржи. Занимаются и скотоводством, держат коров, свиней, овец. Раньше охотились на изюбря и дикую козу.

Во второй половине 19 века, когда в Забайкалье началась добыча золота, семейские пошли работать на золотые прииски и считались лучшими приисковыми рабочими в Восточной Сибири. В 1880-х годах только из одной Мухоршибирской волости на приисковые работы были наняты 780 семейских.

Семейские хорошо знали и соблюдали родственные связи. Запрещены браки между родственниками до 8 колена, поэтому кровосмешения у них не было. В Забайкалье у семейских был самый высокий естественный прирост, женщины рожали от 10 до 24 детей. Издавна существовали родственные связи между семейскими и бурятами. В селе Хасурта население делилось на карымов и семейских. Карымами называли потомков смешанных браков между бурятами и русскими.

Семьи у народа патриархальные и традиционные. В больших усадьбах, состоящих из нескольких домов, живут до 4 поколений одной семьи. Землю и имущество старообрядцы делили редко. В семье муж считается главным. Строго порицаются измены. Наследство передается по мужской линии.

Жилище

Семейские живут в деревянных домах, которые отличаются высоким крыльцом, округлыми углами внутри помещения, массивной матицей. Потолок делают из круглых бревен, полы выкладывают бревнами, колотыми пополам. Богато украшены в домах ставни и ворота. Масляными красками окрашены двери, окна, плинтусы. Стены, перегородки и потолок расписаны крупными стилизованными цветами.


Культура

В фольклоре семейских присутствуют следующие жанры:

  • обрядовая и календарно-обрядовая поэзия;
  • лирические песни;
  • несказочная проза;
  • заговоры;
  • похоронная причеть;
  • загадки;
  • поговорки;
  • пословицы;
  • частушки.

Специфика жанров определена традициями, праздниками и обрядами народа, связанными с земледельческим календарем, семейными обрядами, которые присутствуют в жизни каждого семейского с рождения и до самой смерти.

В устном традиционном репертуаре поэзии до середины 20 века особое место занимали мифологические рассказы, связанные с бытовыми запретами и религиозно-назидательные произведения с христианскими сюжетами — легенды. Особо почитались христианские легенды и духовные стихи, чье влияние на мировоззрение семейских было значительным.

Наиболее ярким жанром народного творчества семейских является необрядовая песня во всем тематическом и жанровом разнообразии, красоте и богатстве напева. Песенная культура народа прежде всего выделяется многоголосным неповторимым распевом.

Присутствуют в некоторых селах индивидуальны черты музыкальных традиций. Широко распространены песни: хороводные, рекрутские, песни каторги и тюрьмы, которые семейские заимствовали у старожилов Забайкалья.

В каждом селе, где живут старообрядцы, есть фольклорные коллективы и народные хоры. Самые известные из них:

Традиции

Запрещен у народа прием пищи вместе с иноверцами. Поэтому, когда к ним в гости приходили их друзья буряты, они не обижались, что их сажают трапезничать отдельно на лавку, из отдельной посуды. Они понимали, что это связано с религиозными взглядами семейских. Если эти две народности породнились, семейские всегда способствовали обращению бурят в свою веру.


Всегда в семье семейских почитали и уважали старших, детей воспитывали старшие члены семьи. Первой наставницей была бабушка, она обучала ребенка богослужению, жизненным навыкам, внушала правила нравственной жизни, объясняла, что плохо, а что хорошо, как вести себя в обществе, развивала смекалку и ум ребенка, учила песенкам, поговоркам, стихам, считалкам и загадкам.

Эти старообрядцы были поселены в Забайкалье в период 1765–1768 гг. Одна из первых крупных групп была расселена в тарбагатайских пяти деревнях (Тарбагатайской слободе, Бурнашевской, Десятниковской, Куйтунской, Куналейской) в 1765 г. в количестве 820 чел., или 230 семей. В последующие годы какая-то часть староверов из этих деревень переселяется в другие селения (Надеино, Нов. Брянь, Жирим) [1].

Следующая более многочисленная группа старообрядцев была поселена на Чикое, Урлуке в конце 1766 и в феврале 1767 г., а также в мухоршибирских деревнях. Заселение старообрядцами мест по Хилку происходит в 1767–1768 гг. По данным Ведомости генерал-майора П. Ивашова, составленной в 1768 г. и найденной Н.Н. Покровским, сообщается, что по Хилку и Тугную в 1768 г. в 7 селениях было поселены 680 душ, а по Чикою в 9 селениях – 1188 чел. [2].

По данным красноярского историка Г.Ф. Быкони, в начале 1795 г. в двух уездах (Верхнеудинском и Доронинском) числилось старообрядцев 2437 муж. п. и 2578 жен. п., которые проживали в 709 дворах и 30 деревнях [3].

Таким образом, старообрядцы Забайкалья внесли свой весомый вклад в освоение этого богатого региона, обладая более высокой культурой земледелия, адаптируясь в местную природно-климатическую зону, они многое переняли из скотоводческой практики бурят, завязав с ними хорошие хозяйственно-бытовые и торговые отношения. На Дальнем Востоке возникнут такие же связи и взаимовлияния с местными народами, восприняв их способы охоты и рыболовства.

Таким образом появление первой большой группы семейских в Бурятии относится к 1765 г. А 2015 г. является знаменательной датой 250-летия их поселения за Байкалом.

1. ГАИО. Ф. 50. Оп. 7. Д. 40. Лл. 160; ГАРБ. Ф. 207. Оп. 1. Д. 1616. Лл. 199214.

3. Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIIIXX вв. Новосибирск. 1994. С. 55.


Старообрядцы поселились за Байкалом 255 лет назад. Потомки семейских до сих пор живут в Бурятии. Это вполне современные люди, но пока еще преданные старой вере, культуре и хранящие память о гонениях, а также известные своей вредностью.

Они не просто выжили. В XXI культуру семейских ЮНЕСКО признало нематериальным наследием, и взяло под охрану. Но парадокс заключается в том, что нынешние старообрядцы давно уже слились с современным миром и добровольно отошли от дедовских традиций и канонов.

Как старообрядцы оказались в Сибири?

История старообрядцев на Руси началась в 1662 году, в год церковного раскола, когда патриарх Никон ввел реформы, внес изменение в церковные книги и обряды. Но многие из православных христиан отказались их принимать. И стали врагами церкви и государства.

На них обрушили град репрессий: гонения, ссылки, казни, сожжения. Спасаясь, старообрядцы бежали к западным границам Руси и за их пределы. Они расселились на территориях современных Украины, Белоруссии и Польши. Там на протяжении 100 лет возводили дома, возделывали землю, создавали семьи. Пока в 1762 году Екатерина II не издала указ о возвращении старообрядцев в Россию.

Почему их назвали семейскими?


Сейчас в селе Тарбагатай стоит неприметная скульптура простого крестьянского плуга, как напоминание о том, каким трудом приходилось добывать хлеб пришедшим на эту землю крестьянам.

Чем знаменита семейская горница?


Любители ярких красок, они расписывали ставни и ворота. Чем затейливее роспись, тем лучше. Села Десятниково и Куналей в XXI признавали самыми красивыми деревнями России.

Когда у старообрядцев появилась возможность покупать краску в больших количествах, дома стали красить как изнутри, так и снаружи. Семейские красили стены, пол и потолок. Это делалось для того, что иметь возможность мыть дом полностью. Культ чистоты у семейских стал притчей во языцах у местного населения.

Не давали и свою посуду людям другой веры, пришлым. Приютить в доме могли, но наготове всегда была отдельная тарелка, чашка и ложка. Делалось это не из-за вредности, а из-за соображений гигиены. Люди, прошедшие через всю Россию, знали, какую роль в сохранении здоровья играет чистота, и что перенять болезнь от чужака, поевшего из общей посуды, можно легко.

Верность старообрядческому кресту

Еще одним этапом испытаний в сохранении веры и традиций староверов Забайкалья стало становление советского государства. Даже раскулачивание сказалось на них не так, как жесткий запрет на вероисповедание.

Молодое советское государство пропагандировало атеизм. Закаленной за сотни лет гонений горстке старообрядцев пришлось заплатить за убеждения кровью.



Охраняемая песня семейских Забайкалья

Надевали сарафан на рубашку-станушку. Верх рубахи – атласный. Рубашку расшивали по рукаву и по воротнику — делали оберег от нечистой силы. На станушку надевался подъюбник, а затем сарафан покроя допетровской Руси. На сарафан — пояс, который должна была уметь ткать каждая девочка.



Чем значительнее было благосостояние семьи, тем больше янтарных нитей висело на груди у женщины. Эти украшения до сих пор передаются по наследству.

Язык старообрядцев Бурятии

Староверы в Бурятии до настоящего времени сохранили уникальный диалект. Язык семейских старообрядцев Забайкалья сторонние люди или не поймут, или смогут лишь частично догадаться о сказанном. Например, если на кухне попросят подать донышко (донышко — это разделочная доска).

Бравый — хороший, красивый, добрый, удачливый, дорогой.
Курмушка — верхняя одежда, отороченная бархатом. Со временем слово стало применяться для любой верхней одежды.
Казёнка — кладовка.
Тарки (тарти)— плюшки, булочки, выпечка.
Славутный — славный, хороший.
Каляный — твердый.

Еда семейских Забайкалья

Но все же в кухне семейских есть и свои традиционные блюда. Это заварная халва, пироги с черемухой и морковкой, а также кутья из меда и пшеницы.

Сейчас, по словам Петрова, в Бурятии и Забайкальском крае проживает более 200 тысяч семейских. Но культура, прошедшая через века, оказалась под угрозой исчезновения именно тогда, когда за нее перестали преследовать. Конечно, и сейчас существуют и культурные общества, и хоры, и предприниматели, показывающие туристам древние обряды.

Но основная масса старообрядцев в Бурятии давно живет в согласии с современным реалиям, а не по дедовским традициям. И они могут забыться совсем, считает Петров. Так, например, из 60 хоров у семейских осталось 30, а многоголосьем владеют только пять из них.

Но по-другому нельзя, считает Медведев. Нужно всегда соответствовать времени, и брать от него лучшее. Узнавать новое и перенимать у мира полезное – это черта, подчеркнул он, которая помогла выжить первым переселенцам, приехавшим в Сибирь.

Старообрядцы1.jpg

Семейские в большинстве своем относятся к последователям беглопоповского ветковского согласия, позднее - белокриницкого согласия. Представлены также безпоповцы федосеевского, поморского толков, темноверцы и частично часовенные. В советский период в связи с насаждением атеизма и разрушением церквей, уничтожением 81 молитвенных зданий, сопровождаемых репрессиями, многие потомки старообрядцев стали безбожниками. В настоящее время возведено несколько храмов (в Бичуре, Новом Загане, Куйтуне, Тарбагатае), в Улан-Удэ построены церкви новозыбковцев и белокриницкого согласия.

Семейская семья.jpg

В XVIII в. у семейских преобладала малая семья. В 1-й пол. XIX в. семьи старообрядцев с числом душ муж. пола от 6 до 30 чел. составляли 43 %. Встречались обусловленные хозяйственной необходимостью неразделенные многопоколенные семьи, достигавшие 30-50 чел. В братских семьях выбор старшего определялся его способностью вести хозяйство. Взаимоотношения и распорядок в семье регламентировались обычным правом, гражданскими и церковными установлениями. Преобладали равные браки. Глава семьи являлся блюстителем бытового уклада. Домочадцы беспрекословно во всем подчинялись ему, соблюдая жесткие патриархальные порядки. Авторитет хозяйки дома был достаточно высок, но жизнь невесток осложнялась множеством обязанностей, ограниченностью в правах. Важное значение придавалось трудовому воспитанию детей. Старообрядческие семьи характеризовались крепостью и верностью сторон в браке. Разводы были крайне редки.

Двор семейского хозяина.jpg

Пища семейских имела свои особенности, зависящие от постных (среда, пятница, иногда понедельник) и скоромных дней. В посты употреблялась пища растительного происхождения, без яиц, в отдельные дни - рыба. В мясоеды преобладали мясные блюда, щи, супы с мясом, мясо жареное (жаренина) с картошкой, котлеты, каши, саломат, молочные продукты (масло, сметана, творог, простокваша), яйца, яишница. Выпекали булки, ковриги, калачи, пироги (с рыбой, грибами, с ягодами, с луком, капустой, морковью, творогом), маленькие пирожки (пироженники) с такой же начинкой, пампушки, хворост. Особой обильностью, своеобразием отличалась праздничная и обрядовая еда (кутья, оладьи, блины, курники, сгибни, каши). Напитки готовили на дикорастущих растениях: иван-чай (скрипень), курильский чай (турусульник), бадан, брусничник, березовый гриб (чага), шульта, ревень, листья смородины.

Для семейских характерен культ чистоты духовной и физической. Чистоте помыслов соответствовала чистота тела, жилища, одежды, существовали запреты на общение с мирскими (инаковерующими) в еде, питии, любви.

В быту воспитывались эстетические идеалы староверов: представления о красоте и гармонии в природе, разумно устроенной Богом, любовь к иконе, красивому богослужению, красоте и опрятности народного костюма, фольклору, пению. Все это создавало известную гармонию отношений, уверенность в правильности выбранной старой православной веры, обрядов, формировало духовно-психологический комфорт в семье, в общине, вкупе с трудолюбием возвышало старообрядцев.

Селищев A.M. Забайкальские старообрядцы. Семейские. Иркутск. 1920;

Маслова Г.С. Русская народная одежда Забайкалья (XIX-XX вв.) // Быт и искусство русского населения Восточной Сибири. Новосибирск. 1975. Ч. 2: Забайкалье;

Болонев Ф.Ф., Выхристюк О.И. Певцы и песни Большого Куналея. Новосибирск. 2002;

Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII-XX вв. М, 2004;

Юмсунова Т.Б. Язык семейских - старообрядцев Забайкалья. М., 2005;

Козина ОМ. Говоры старообрядцев Бурятии - семейских: генезис, диалектный тип. Улан-Удэ. 2006.


Историческая справка

о поселении старообрядцев ( семейских) в Забайкалье и

о значении их культурно-хозяйственной деятельности на Востоке России

Эти старообрядцы были поселены в Забайкалье в период 1765-1768 гг. Одна из первых крупных групп была расселена в Тарбагатайских пяти деревнях (Тарбагатайской слободе, Бурнашевской, Десятниковской, Куйтунской, Куналейской) в 1765 г. в количестве 820 человек или 230 семей. В последующие годы какая-то часть староверов из этих деревень переселяется в другие селения (Надеино, Новая Брянь, Жирим). [Государственный архив Иркутской области. Ф. 50. оп. 7. д. 40, лл. 1-60. Государственный архив Республики Бурятия. Ф. 207. оп. 1. д. 1616, лл. 199-214].

По данным красноярского историка Г.Ф. Быкони в начале 1795 г. в двух уездах (Верхнеудинском и Доронинском) числилось старообрядцев 2437 муж. пола и 2578 жен. пола, которые проживали в 709 дворах и 30 деревнях [Ф.Ф. Болонев Старообрядцы Забайкалья в XVIII-XX вв. Новосибирск, 1994, с. 55].

Таким образом, старообрядцы Забайкалья внесли свой весомый вклад в освоение этого богатого региона, обладая более высокой культурой земледелия, адаптируясь в местную природно-климатическую зону, они многое переняли из скотоводческой практики бурят, завязав с ними, хорошие хозяйственно-бытовые и торговые отношения. На Дальнем Востоке возникнут такие же связи и взаимовлияния с местными народами, восприняв их способы охоты и рыболовства.

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что появление первой большой группы семейских в Бурятии относится к 1765 г. А 2015 г. является знаменательной датой 250-летия их поселения за Байкалом.

Читайте также: