Сообщение спящая царевна сходство и различие с народной сказкой

Обновлено: 28.06.2024

Но в сказке Жуковского действуют герои, не характерные для народных сказок.
Это рак-пророк, чародейки.
К тому же чародеек не три или семь (магические числа для устного народного творчества) , а двенадцать.
И самое главное отличие – сказка написана в поэтической форме.

Но в сказке Жуковского действуют герои, не характерные для народных сказок.
Это рак-пророк, чародейки.
К тому же чародеек не три или семь (магические числа для устного народного творчества) , а двенадцать.
И самое главное отличие – сказка написана в поэтической форме.
(-_-)

Но в сказке Жуковского действуют герои, не характерные для народных сказок.
Это рак-пророк, чародейки.
К тому же чародеек не три или семь (магические числа для устного народного творчества) , а двенадцать.
И самое главное отличие – сказка написана в поэтической форме.

Но в сказке Жуковского действуют герои, не характерные для народных сказок.
Это рак-пророк, чародейки.
К тому же чародеек не три или семь (магические числа для устного народного творчества) , а двенадцать.
И самое главное отличие – сказка написана в поэтической форме.

Но в сказке Жуковского действуют герои, не характерные для народных сказок.
Это рак-пророк, чародейки.
К тому же чародеек не три или семь (магические числа для устного народного творчества) , а двенадцать.
И самое главное отличие – сказка написана в поэтической форме


Эту сказку можно отнести к волшебной

Но в сказке Жуковского действуют герои, не характерные для народных сказок.
Это рак-пророк, чародейки.
К тому же чародеек не три или семь (магические числа для устного народного творчества) , а двенадцать.
И самое главное отличие – сказка написана в поэтической форме

Но в сказке Жуковского действуют герои, не характерные для народных сказок.
Это рак-пророк, чародейки.
К тому же чародеек не три или семь (магические числа для устного народного творчества) , а двенадцать.
И самое главное отличие – сказка написана в поэтической форме.

Но в сказке Жуковского действуют герои, не характерные для народных сказок.
Это рак-пророк, чародейки.
К тому же чародеек не три или семь (магические числа для устного народного творчества) , а двенадцать.
И самое главное отличие – сказка написана в поэтической форме.

Но в сказке Жуковского действуют герои, не характерные для народных сказок.
Это рак-пророк, чародейки.
К тому же чародеек не три или семь (магические числа для устного народного творчества) , а двенадцать.
И самое главное отличие – сказка написана в поэтической форме.

Но в сказке Жуковского действуют герои, не характерные для народных сказок.
Это рак-пророк, чародейки.
К тому же чародеек не три или семь (магические числа для устного народного творчества) , а двенадцать.
И самое главное отличие – сказка написана в поэтической форме

Но в сказке Жуковского действуют герои, не характерные для народных сказок.
Это рак-пророк, чародейки.
К тому же чародеек не три или семь (магические числа для устного народного творчества) , а двенадцать.
И самое главное отличие – сказка написана в поэтической форме.


это авторская сказка

Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.А.Жуковского; познакомить учащихся с понятием авторской сказки и показать ее отличие от народной; пробуждать интерес к вдумчивому анализированию художественного произведения.

ВложениеРазмер
urok_po_zhukovskomu_moy.docx 723.63 КБ

Предварительный просмотр:

В.А.Жуковский."Спящая царевна". Сходные и различные черты сказки "Спящая царевна" и русских народных сказок

Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.А.Жуковского; познакомить учащихся с понятием авторской сказки и показать ее отличие от народной; пробуждать интерес к вдумчивому анализированию художественного произведения.

Этап 1. Оргмомент.

Психологический настрой детей на урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

5- минутка чтения

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

1. Речевая разминка.

- Сегодня на уроке нам придётся много говорить и поэтому предлагаю начать урок с речевой разминки .

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится.

Прочитать эти строчки с разными интонациями: с радостью, с грустью, с удивлением, с вопросом.

Эта разминка поможет нам настроиться, и мы вернёмся к ней в конце урока и посмотрим, действительно ли мы такие или над чем-то нужно ещё поработать.

2.Мотивация к учебной деятельности

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказку нас веди,

Каждый нам в дороге

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

- Прослушав стихотворение, как вы думаете, над чем мы будем работать? (НАД СКАЗКОЙ).

- Что такое сказка? ( Это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях).

- Какие жанры русских народных сказок вы помните? ( 1. Сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки).

- Чем сказка, которую вы прочитали дома, отличается от тех, которые мы изучали в начале этого учебного года? (у неё есть автор). Портрет В.А.Жуковского

- Кто же написал эту сказку? (по портрету дети определили, что сказку написал Жуковский).

4. Работа с портретом. - Первое впечатление о человеке мы получаем, глядя на его внешность. Перед вами портрет поэта, о котором А.С. Пушкин сказал:

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль.

- Вглядитесь в портрет писателя внимательно. Что вы можете сказать об этом человеке? Какие можно выделить черты характера? (Добрый, мудрый, серьезный, спокойный, задумчивый).

-В каком году Вы родились?

-Кто были Ваши родители?

-Где вы учились? Учились ли хорошо?

- Какие сказки Вы любили в детстве? Кто вам их рассказывал?

- Когда вы научились читать?

- Какие книги вы читали?

- А в детстве вы сочиняли сказки?

- Как вы придумали сказку о спящей царевне?

(Свои вопросы ребята записывают в тетради. В процессе работы над биографией автора они пишут ответы на эти вопросы)

-Откройте учебник на странице 67. Перед вами биографические сведения о поэте В.А.Жуковском. Прочитаем их внимательно. (Читает ученик по абзацам, учитель комментирует прочитанное, добавляет сведениями, ученики записывают ответы на задаваемые ранее вопросы).

1 абзац. - В каком году родился А.В. Жуковский?

- Кто были его родители?

2 абзац. – Где обучался В.А. Жуковский? (пансион - закрытое среднее учебное заведение с общежитием в Российском государстве до 1917 г. и в некоторых зарубежных странах. Общежитие для учащихся, учреждаемое при учебном заведении или у частного лица, обеспечивающее им полное содержание; народное училище - в России до революции 1917 общее название начальных училищ, доступных для народных масс).

3 абзац. - Назовите первое произведение В.А. Жуковского?

- Мы ответили на все заданные вопросы? Ну, что же замечательно. Идем дальше!

6. Создание проблемной ситуации. История создания сказки В.А. Жуковского.

-Ребята, а что такое состязание?

Этап III. Проверка домашнего задания.

Понравилась ли сказка, которую вы прочитали дома? Почему?

- Тогда давайте проверим домашнее задание (раздаю жетоны – кто получит пять и больше – получит 5 за урок):

- Мне нужны три помощника. Ваша задача: из деревьев на доске сделать дремучий лес, бор, который окружал принцессу 300 лет.

- Почему наш лес состоит из сосен и елей? Жуковский, описывая лес в своей сказке, называет его бором. Что такое бор? ( Хвойный лес ).

- Ребята, перед принцем лес сам расступился, а чтобы нам его преодолеть нужно отгадать загадки по сказке.


- Какой предмет колдунья дала царевне? (Веретено)

- Кого в бору встретил царский сын? (Старика)

- Где все спали? (Во дворце)

- Кто был на зеленом лугу? (Царица)

- Кто уполз в ручей? (Рак)

- Кто спит перед огнем? (Повар)

- Из какого материала были сделаны блюда для чародеек? (Из золота)

- Кто такой пророк? (предсказатель будущего).

- Что случилось с двенадцатым блюдом? (украдено)

- Что должно случиться с царевной на 16-м году? (оцарапает руку веретеном и умрёт)

- Сколько должен продлиться сон в царстве? (300 лет)

- Где были родители, когда царевна решила обследовать дворец? (ушли гулять)

- Кого увидела царевна, когда поднялась в одну комнату? (старушонку)

- Докажите, что женщина была очень старая (гребень под носом торчит)

- Кто и как разбудил царевну? (царевич поцелуем)

- Вот и наш бор расступился перед нами, потому что вы справились со всеми вопросами.

Можно немного и передохнуть.

7. Физкультурная минутка

- А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.

3.АНАЛИЗ СКАЗКИ. СОПОСТАВЛЕНИЕ С НАРОДНОЙ СКАЗКОЙ

-Мы сейчас проведём небольшоё исследование - при этом будем работать с текстом сказки. Класс разделён на группы.

1 группа доказывает, к какому виду народных сказок можно отнести сказку Жуковского и почему. (Наличие чуда. Столкновение с волшебной силой. Существование какого-либо запрета. Волшебные персонажи. Волшебные предметы. Символы).

2 группа определяет зачин, концовку, повторы, устойчивые выражения, действуют ли помощники.

– С чего начинает завязываться действие в сказке? Прочитайте. (Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет;

А детей всё нет и нет ).

– Как развиваются события дальше? (

Царица сидела на берегу, к ней приполз рак - пророк и сказал ей, что у неё родиться дочь.

Двенадцать месяцев года

– Как думаете, с чем связано, что двенадцать было чародеек?

(Двенадцать месяцев года,).

– Почему на ПИР не пригласили 12-ю колдунью?

(у царя было 12 драгоценных, золотых блюд, но когда приготовили обед одно блюдо не нашли.)

- Как она отомстила?

(И незваная стоит

Над царевной и ворчит:

«На пиру я не была,

Но подарок принесла:

На шестнадцатом году

Повстречаешь ты беду;

В этом возрасте своем

Руку ты веретеном

Оцарапаешь, мой свет,

– Можно ли сказать, что 11-я чародейка спасла царевну от смерти? (да).

– Какой счастливой сказочной формулой завершится сказка?

Свадьба, пир, и я там был

И вино на свадьбе пил;

По усам вино бежало,

В рот же капли не попало

3 группа работает над героями сказки. – Расскажите

Делают вывод о том, что эти герои типичные для народной сказки,

они наделены чертами характерными для героев народной сказок.

( Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера)

Итак, делаем вывод. Какие черты роднят сказку Жуковского с народной? (Сказочные зачин и концовка; сюжет волшебной сказки;

- В чём вы видите отличие? Что в народных сказках мы не могли встретить?

(в сказке Жуковского встречаются такие герои, как рак-пророк, что не характерно для русских народных сказок. Чародеек в сказке было не три или семь (магические числа для УНТ), а двенадцать. Сказка написана в поэтической форме, у неё есть автор. Имя Матвей не характерно для русских народных сказок).

- Подведём итог. Чем отличается авторская сказка от фольклорной. Выбери аргументы для связного ответа и заполните таблицу:

1. Идея – добро побеждает зло

2. Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера

2. Более разнообразные приключения.

3. Построение: зачин, развитие действия, концовка.

3. Стихотворная речь

4. Употребление устойчивых выражений

- Итак, сегодня мы с вами постарались найти сходные и различные черты литературной и народной сказки и убедились, что хотя писатель и опирается на народную, но он создает совершенно оригинальное, самостоятельное произведение. Сказку Жуковского отличает и ее стихотворная речь со своим ритмом и рифмой.

- Какова тема нашего урока? Какие задачи мы поставили в начале урока?

- Какие нам удалось выполнить, а над какими еще нужно поработать.

- В таком случае давайте вернемся к нашей речевой разминке:

Мы внимательные? – Да.

Мы старательные? – Да.

Мы отлично учимся? – Да.

Всё у нас получилось? - Да.

5. Домашнее задание:

1) выразительное чтение наизусть 25 любых понравившихся строк из сказки;

- А теперь я попрошу каждого проанализировать свою работу на уроке (насколько вы выполнили учебную задачу, поставленную перед собой)

У вас на партах лежат листочки – подчеркните выбранный вами ответ. Сдайте мне их.

Задания по литературе для 5 класса К какому виду вы бы ее отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?

Если бы сказка Жуковского "Спящая царевна" была народной, мы несомненно отнесли бы ее к волшебным сказкам. Ведь в ней есть многие приметы именно этих сказок - чародейки-колдуньи, волшебный сон, волшебный лес, выросший вокруг замка, благородный царский сын и его подвиг, разбудивший царевну.

Но нельзя не отметить, что это все-таки авторская сказка и поэтому она отличается от народных сказок. Прежде всего шуточной манерой изложения, использованием авторских образов, не типичных для народной сказки (рак-предсказатель, имя царя и прочее), в ней нет присказки, нет троекратных повторов, и почти нет зачина.

А общее - наличие традиционной концовки, использование постоянных эпитетов и повторов.

В основе сказки "Спящая царевна" В. А. Жуковского лежат две литературные сказки:

"Спящая красавица" Шарля Перро и "Шиповник" братьев Гримм.

Разумеется, Жуковский переработал их, и в его произведении появились черты, присущие русским сказкам,

но влияние французского фольклора осталось: например, одна из главных героинь -- фея.

В русских сказках фей нет. Точно так же и рак-предсказатель. Это образ явно не для русского народа.

Слишком много для народной сказки романтических элементов, мотивов.

Опять же, поэтическая форма не характерна для народных сказок, которые передавались обычно из уст в уста,

естественно, в прозе. Но многое в "Спящей царевне" роднит это произведение с фольклором.

Зачин и концовка; борьба добра со злом, и в этой борьбе людям помогают волшебные силы, волшебные предметы, например, зеркальце и вышеупомянутый рак-предсказатель. Победа добра над злом тоже характерна для народных сказок. Прием лексических повторов очень часто используется в фольклоре, использовал его и Жуковский:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Описание презентации по отдельным слайдам:




































  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 044 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 18.10.2017 1491
  • PPTX 13.7 мбайт
  • 185 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Жевнерова Светлана Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: