Фразеологизмы в произведении пушкина евгений онегин сообщение

Обновлено: 30.06.2024

1Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами – себя.

2 Быть может, в Лете не потонет
Строфа, слагаемая мной;

3 Внушать любовь для них беда,
Пугать людей для них отрада.

4 Не дай мне бог сойтись на бале
Иль при разъезде на крыльце
С семинаристом в желтой шале
Иль с академиком в чепце!
5 Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей.

Я понимаю так, что нужно смолоду следить за своими поступками, делами и прочим. Ведь человек формируется в молодости.

Но все-таки, от репутации, созданной в школьные годы, уйти можно.

Читая произведение Ивана Сергеевича Тургенева "Муму", кажется, что испытываешь все чувства и переживания главного героя. Герасим, главный персонаж произведения, глухонемой от рождения дворник, высокого роста и крупного телосложения. Он сразу вызывает положительные эмоции. Человек Герасим деревенский, и к любой работе привыкший.

От природы у Герасима сила богатырская, поэтому с работой он легко справляется. Он отличался аккуратностью и любовью к порядку во всем. Крестьяне, работавшие на барыню, Герасима уважали. Была у Герасима и любимая женщина. Прачка Татьяна, хрупкая покорная, тихая женщина пришлась по душе глухонемому Герасиму. Он сразу взял на себя роль защитника Татьяны и старался ей понравиться, поддерживая и угождая ей. Но счастью их не суждено было сбыться.

Сочинение Образ Герасима

С одной стороны Герасим показан положительным героем. Он трудолюбив, верен, силен и старательно выполняет свою работу. Он испытывает разные чувства, никому не желает зла. С другой стороны он безвольный человек, настолько привыкший подчиняться воле барыни, что ее приказ толкает его на убийство любимого существа. В лице Герасима, Тургенев показывает всю тяжесть крепостничества на Руси. Человек, не имеющий своей воли, вынужденный подчиняться, но рожденный свободным душой, мучается. Казалось бы, глухонемой, а сколько переживаний. Здесь и любовь к прачке Татьяне, и разбитое сердце, и привязанность к живому существу.

И, в то же время, совершенная неспособность не подчиниться воле барыни. Сколько страданий испытывает душа этого человека. Лишившись единственного существа, которое искренне и бескорыстно его любило, Герасиму остается только одиночество. Рассказ заставляет читателя задуматься кто же беззащитнее Муму ил сам Герасим? Они оба не имеют прав, оба зависят от кого-то. Как все крепостные в то время. Собирательный образ русского крестьянина Тургенев вложил в своего героя. Он силен, крепок, но безмолвен. У крепостных права голоса не было, у Герасима не было возможности говорить.

Но своим поступком он смог показать что лишившись всего человек становиться свободным, ведь в деревню он уехал сам и никто его не остановил. Тургеневу хотелось чтобы крепостные крестьяне снова стали свободными и могли говорить и делать что-то, не подчиняясь чужой воле. Бесправность крепостных того времени была абсолютной. А Герасим ушел со двора барыни как победитель. Его поступок дает надежду на то, что когда-нибудь глухонемые крестьяне снова обретут свободу и возможность говорить, чтобы их услышали.

Войти через uID

Заслуга А.С.Пушкина состоит не только в том, что он мастерски использовал в языке своих произведений фразеологизмы, но и в том, что он сам являлся автором таких выражений, которые свободно выделяются из текста и начинают функционировать вне авторского контекста.

Крылатые выражения обладают всеми признаками фразеологизма, поэтому их наряду с единствами, сращениями, сочетаниями рассматривают в составе фразеологии.

Среди крылатых выражений Пушкина наиболее известны и чаще употребимы в литературе и устной речи следующие:

Ученый малый, но педант;

Любви все возрасты покорны;

Иных уж нет, а те далече;

С ученым видом знатока;

Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей;

По строгим правилам искусства;

А счастье было так возможно, так близко!;

Охота к перемене мест;

Что день грядущий нам готовит?

Некоторые крылатые выражения встречаются преимущественно в письменной речи и литературных произведениях, среди них:

Всевышней волею Зевеса;

Морозной пылью серебрится его бобровый воротник;

От Ромула до наших дней;

Привычка свыше нам дана;

Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел;

Сквозь магический кристалл и т.д.

Перечисленные словари представляют огромную ценность для осмысления фразеологических оборотов, увидевших свет исключительно благодаря легкому и изобретательному перу Пушкина. Словарь Ашукиных дает богатый материал по использованию крылатых выражений Пушкина в произведениях писателей и публицистов, словарь В.П.Фелициной и Ю.Е.Прохорова тщательно исследует все значения их в современном литературном языке.

В плане анализа крылатых выражений, созданных А.С.Пушкиным и прижившихся в нашей речи, необходимо прежде всего выяснить вопрос о причинах фразеологизации данных единиц.

Любви все возрасты покорны;

Но юным, девственным сердцам

Ее порывы благотворны,

Как бури вешние полям.

Привычка свыше нам дана:

Замена счастию она.

Им овладело беспокойство,

Охота к перемене мест

Весьма мучительное свойство,

Немногих добровольный крест.

И путешествия ему,

Как все на свете, надоели;

Он возвратился и попал,

Как Чацкий, с корабля на бал.

Меж ими все рождало споры

И к размышлению влекло:

Племен минувших договоры,

Плоды наук, добро и зло,

И предрассудки вековые,

И гроба тайны роковые,

Судьба и жизнь в свою чреду,

Все подвергалось их суду.

Онегин был, по мненью многих

(Судей решительных и строгих),

Ученый малый, но педант.

Фразеологизмы находим и при характеристике других персонажей, в частности, Владимира Ленского. Ленский предчувствует трагический для него исход поединка. По мере приближения рокового часа усиливается тоскливое настроение. Первая фраза его элегии, ставшая крылатой, - типично романтический мотив жалобы на раннюю утрату молодости:

Куда, куда вы удалились,

Весны моей златые дни?

В современном литературном языке фразеологизм претерпел существенные изменения: произошло расширение семантики. Весна воспринимается уже и как некоторый промежуток времени, важный, как период какого-то подъема.

Что день грядущий мне готовит?

Его мой взор напрасно ловит,

В глубокой мгле таится он.

Нет нужды; прав судьбы закон.

Как с вашим сердцем и умом

Быть чувства мелкого рабом?

И все-таки перед нами прежняя Татьяна, верная своим привязанностям. Это она говорит со скорбным сожалением:

А счастье было так возможно,

Так близко! Но судьба моя

Уж решена. Неосторожно

Быть может, поступила я:

Меня с слезами заклинаний

Молила мать; для бедной Тани

Все были жребии равны…

Данное выражение – широкое жизненное обобщение, что обусловило его фразеологизацию. Это и глубокое раздумье о жизни, полной несбывшихся надежд. Функционирование этого фразеологизма в жизни показывает, что он наполнен более глубоким смыслом, относится уже не только к личной жизни.

Кто жил и мыслил , тот не может

В душе не презирать людей;

Кто чувствовал, того тревожит

Призрак невозвратимых дней:

Тому уж нет очарований,

Того змия воспоминаний,

Того раскаянье грызет.

Надо думать , что А.С.Пушкин употребил фразеологизм во втором значении:

Он рыться не имел охоты

В хронологической пыли

Но дней минувших анекдоты

От Ромула до наших дней,

Хранил он в памяти своей.

Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей:

К чему бесплодно спорить с веком?

Обычай деспот меж людей.

Как отмечает Н.А.Бродский, к этим стихам сохранился черновой набросок:

Во всей Европе в наше время

Между воспитанных людей

Не почитается за бремя

Отделка нежная ногтей.

Всевышней волею Зевеса,

Вдруг пробудившись ото сна,

Как быстро по пути прогресса

Шагает русская страна.

- Поверьте, чем проще, чем теснее круг, по которому пробегает жизнь, тем лучше; не в том дело, чтобы отыскивать в ней новые стороны, но в том, чтобы все переходы ее совершались своевременно. Блажен, кто солоду был молод.

Многие пушкинские выражения вводятся как цитаты, например:

«…ведь я не в припадке досады или оскорбленного самолюбия старался сдернуть с них (женщин) то волшебное покрывало, сквозь которое лишь привычный взор проникает. Нет, все, что я говорю о них, есть только следствие

Ума холодных наблюдений

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования и науки Российской

Федерации
Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное бюджетное

История критики

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Фразеологизмы в повестях А.С. Пушкина

Студент группы гр.ГИЗ 26518М

доктор фил. наук, профессор

2. Предметные и процессуальные фразеологизмы

2.1. Предметные фразеологизмы

2.2. Процессуальные фразеологизмы

3. Качественно-обстоятельственные, призначные и модальные фразеологизмы

3.1. Качественно-обстоятельственные фразеологизмы

3.2. Призначные фразеологизмы

3.3. Модальные фразеологизмы

Список литературы

Проблема классификации фразеологизмов рассматривается с начала 60-х годов XX века. В данной работе за основу взята классификация А.М.Чепасовой, согласно которой классы фразеологизмов соотносятся с частями речи. В основе выделения лексико-грамматических групп лежат принципы:

1. Семантический: фразеологизмы, принадлежащие одному классу, имеют одинаковое категориальное значение – наиболее общее значение, присущее всем фразеологизмам одного класса.

2. Морфологический: фразеологизмы характеризуются своими морфологическими признаками (например род, число, падеж у предметных фразеологизмов).

3. Синтаксический: фразеологизмы каждого класса имеют сходные синтаксические свойства и в предложении выполняют определенные синтаксические функции.[Чепасова А. М. Семантические и грамматические свойства фразеологизмов. Челябинск: Челяб. гос. пед. ин-т, 1983.]

Выделяются следующие классы фразеологизмов:

1. Предметные фразеологизмы – обозначают предмет в широком смысле слова, как и существительные отвечают на вопросы кто? что? Категориальное значение предметности.

2. Процессуальные фразеологизмы – обозначают действия, состояние, процесс, отвечают на вопрос что делать? что сделать? Соотносятся с глаголом, категориальное значение процессуальности.

3. Призначные фразеологизмы – обозначают признак предмета, как и прилагательные отвечают на вопрос какой? Соотносятся с прилагательным, категориальное значение призначности.

4. Качественно-обстоятельственные – обозначают качество или обстоятельство действия, соотносятся с наречием, отвечают на вопросы как? каким образом? когда? где? почему? Категориальное значения призначности признака.

5. Количественные фразеологизмы – обозначают количество предметов или их полное отсутствие, соотносятся с числительными.

6. Модальные фразеологизмы – выражают оценку, отношение говорящего к тому, о чем сообщается. Соотносятся с вводными словами, междометиями.

7. Грамматические или служебные фразеологизмы – фразеологические предлоги, союзы, частицы.

Актуальность работы заключается в том, что фразеологизмы в данном произведении еще не были исследованы, актуальность обусловлена необходимостью изучения фразеологии.

Предмет исследования – фразеологические единицы в повестях А.С. Пушкина.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать жанровые и композиционные особенности произведения.

2. Выявить фразеологизмы в тексте произведения.

3. Составить картотеку

4. Провести семантико-грамматическую классификацию фразеологических единиц

5. Исследовать семантические субкатегории предметных, процессуальных, качественно-обстоятельственных, призначных и модальных фразеологизмов.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

· Композиционный анализ произведения;

· Выделения фразеологизмов и их семантико-грамматическая классификация в соответствии с классификацией, предложенной А.М.Чепасовой.

Структура работы включает введение, основную часть, заключение и список использованной литературы.

Четвертая и пятая группы являются средством создания определенного стиля, особенно группа канцелярских фразеологизмов, первые же три группы введены Пушкиным в произведение скорее для обогащения русского литературного языка новыми средствами выражения. Именно с помощью фразеологизмов Пушкин более подробно раскрывает внутренний мир героев, не используя при этом подробных описаний.

Представляю вам подборку фразеологизмов из "Евгения Онегина" Пушкина .

Их набралось ровно 33 .

Фразеологизмы о любви

  • Любви все возрасты покорны
  • Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей
  • Ярмарка невест
  • Наука страсти нежной
  • Я к вам пишу - чего же боле? Что я могу еще сказать?
  • Я вас люблю, к чему лукавить?
  • Учитесь властвовать собою
  • Но я другому отдана, - и буду век ему верна
  • А счастье было так возможно, так близко!

Фразеологизмы о мечтах и скоротечности жизни

Фразеологизмы об эгоцентризме

  • Мы все глядим в Наполеоны
  • Двуногих тварей миллионы для нас орудие одно (кстати, обзор фразеологизмов с числительными)
  • Мы почитаем всех нулями, а единицами - себя (кстати, фразеологизмы с числительным 0)

Фразеологизмы о творчестве

  • Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил
  • Суровая проза
  • По строгим правилам искусства

Фразеологизмы о привычках и обычаях

  • Обычай - деспот меж людей
  • Привычка свыше нам дана, замена счастию она

Фразеологизмы о странствиях

  • Охота к перемене мест
  • С корабля на бал

Фразеологизмы об обучении и опыте

  • Мы все учились понемногу, чему‑нибудь и как‑нибудь
  • Ума холодных наблюдений и сердца горестных замет
  • Как зюзя пьяный
  • Москва. как много в этом звуке…
  • Как уст румяных без улыбки, без грамматической ошибки я русской речи не люблю

Сделать женщину главным героем романа также было решением, явно опережающим свое время. Собственно, в русской литературе он превращает женщину из объекта мужских чувств, пусть и наделенного прекрасными качествами, в самостоятельную личность, принимающую трагически трудные, но осознанные и этически сильные жизненные решения.

Онегин - молодой и богатый аристократ, живущий в Петербурге: ". Родился на брегах Невы. "

Он красив, хорош собой и одевается по последнему слову моды: ". В последнем вкусе туалетом. "

Онегин следит за собой не меньше, чем женщина. Автор сравнивает Онегина с "богиней": "..Он три часа по крайней мере / Пред зеркалами проводил / И из уборной выходил / Подобный ветреной Венере, / Когда, надев мужской наряд, / Богиня едет в маскарад. "

В детстве Онегин учился не особо усердно, скорее - поверхностно. Гувернер Онегина учил его всему шутя: ". Monsieur l’Abbé, француз убогой, / Чтоб не измучилось дитя, / Учил его всему шутя, / Не докучал моралью строгой, / Слегка за шалости бранил. "

Онегин живет без цели, без смысла и без дела: ". Дожив без цели, без трудов / До двадцати шести годов, / Томясь в бездействии досуга / Без службы, без жены, без дел, / Ничем заняться не умел. "

Онегин ведет светскую жизнь, он ездит на все балы и вечера. Он возвращается под утро, когда Петербург уже просыпается: ". Полусонный / В постелю с бала едет он: / А Петербург неугомонный / Уж барабаном пробужден. " ". Проснется зá полдень, и снова / До утра жизнь его готова. "

Когда умирает дядя Онегина, он ради денег делает вид, что ему жаль дядю: ". Приготовляясь, денег ради, / На вздохи, скуку и обман. "

После смерти родителей и дяди Евгений Онегин становится богатым наследником: ". Наследник всех своих родных. "

Евгений Онегин - сердцеед, обольститель и искуситель. Он умеет очаровать женщин: ". Как рано мог уж он тревожить / Сердца кокеток записных. " ". Твой искуситель роковой. "

Но Онегин устает от женщин и общества. Он избегает близкого общения с людьми: ". И где ж беглец людей и света. "

Онегин также устает и от путешествий: ". И путешествия ему, / Как всё на свете, надоели. "

Евгений Онегин скучает везде, где бы он ни находился - дома, в театре, в деревне: ". Онегин, скукой вновь гоним. " ". потом на сцену / В большом рассеянье взглянул, / Отворотился – и зевнул. " (Онегин скучает в театре)

Ветреный Евгений быстро увлекается, но так же быстро разочаровывается: ". Одним на время очарован, / Разочарованный другим. "

Евгений всегда хмур и сердит: ". Всегда нахмурен, молчалив, / Сердит и холодно-ревнив! / Таков я. " (Онегин о себе) ". Уж был сердит [. ] / Надулся он и, негодуя. "

Евгений жесток, он не испытывает жалость к влюбленной Татьяне: ". Начнете плакать: ваши слезы / Не тронут сердца моего, / А будут лишь бесить его. "

У Евгений Онегина холодная душа. В его сердце угас огонь: ". Томила жизнь обоих нас; / В обоих сердца жар угас. " (автор о себе и об Онегине) ". в глубине / Души холодной и ленивой. "

При этом Онегин - умный человек: ". Как с вашим сердцем и умом / Быть чувства мелкого рабом. " (Татьяна Онегину)

У Онегина есть гордость и честь: ". Я знаю: в вашем сердце есть / И гордость, и прямая честь. " (Татьяна Онегину)

Онегин не любит читать, но некоторые книги ему все-таки нравятся: ". Хотя мы знаем, что Евгений / Издавна чтенье разлюбил, / Однако ж несколько творений / Он из опалы исключил: / Певца Гяура и Жуана / Да с ним еще два-три романа. "

Онегин - либеральный и гуманный помещик. Когда Онегин селится в деревне, он облегчает жизнь крестьянам: ". Ярем он барщины старинной / Оброком легким заменил; / И раб судьбу благословил..

Татьяна Ларина:

Однако Татьяне знакомы тончайшие душевные порывы: они просто не раскрываются для других. Она - романтическая личность. Татьяна обожает читать книги, ярко переживает с их героями разнообразные чувства и приключения. Ее привлекает все таинственное, загадочное. Поэтому Татьяна любит слушать народные легенды, мистические истории, которые рассказывает старая няня;

«Татьяна верила преданьям

И снам, и карточным гаданьям,

Когда Татьяна влюбляется, глубина ее романтической натуры раскрывается. Вчерашняя робкая девушка оказывается неожиданно смелой. Она первая признается Онегину в любви, пишет ему письмо. Ее любовь идет от самого сердца, это чистое, нежное, застенчивое чувство. Даже циник Онегин видит, какая мечтательная девушка стоит перед ним, он не решается играть с ней. Однако оценить глубину, страсть ее любви он тоже не умеет. Татьяна, влюбившись, становится очень чувствительна, она даже предвидит трагедию убийства Ленского и отъезд любимого.


Образ Татьяны через несколько лет в Петербурге уже другой. Ушли наивность, детская вера в сказки. Татьяна теперь умеет держать себя в высшем свете, недоступно и по-царски величественно. И при этом она не отрекается от самой себя, ведет себя естественно. Татьяна считается королевой столицы, и Онегин вдруг влюбляется в нее. Но тут Татьяна обнаруживает собственное достоинство. Она остается верной своему мужу, хотя в глубине души еще живет ее девичья любовь к Онегину. Сила воли помогает ей соблюсти честность, благородство по отношению к своей семье.


Таким образом, Татьяна Ларина является эталоном чувствительной, женственной, мечтательной личности. Но одновременно образ Татьяны – это образ сильной, честной и порядочной женщины.




Сначала Татьяна пишет письмо-признание Онегину, затем следует сцена объяснения в саду, где герой читает ответ девушке.

Потом именины Татьяны, дуэль с Ленским и отъезд Онегина. Татьяна сильно переживает все случившееся, идет в имение к Онегину, хочет там, среди вещей и книг, найти ответ на вопрос, кто же он такой - герой ее романа. Состояние ее здоровья становится все хуже и хуже. Обеспокоенная мать везет Татьяну в Москву, где и выдает ее замуж.

Ольга Ларина:

Ольга - это воплощённое мелководье с прозрачной водой, никакой сложной душевной работы в ней не может происхо­дить по определению. Она очень быстро оправилась от смерти жениха.

Владимир Ленский – творческая, поэтическая личность, проживающая, по факту, в своих мечтах, в собственных романах и драмах. Он настолько глубоко уходит в свои мысли и фантазию, что не замечает многих важных вещей в реальности, что впоследствии приводит к его гибели. Его суть - это любовь со всеми ее преимуществами и недостатками, душевная чистота и доверчивые чувства. В романе он выступает в качестве антипода Евгения Онегина, оттенивший его характер, образ мысли. В общем, Ленский-то, по сути, и не главный герой, он играет роль некого разделителя, который только подчерчивает истинного главного героя романа – Евгения Онегина.



И вот - новый Пушкин. Пушкин - патриот. Пушкин, призывающий нас к подвигу во имя Родины.

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

В образ своей героини Пушкин вложил много дорогих ему чувств.

Поэт безмерно любит Татьяну, которая

В семье своей родной
Казалась девочкой чужой.

Ей присущи мечтательность, замкнутость, стремление к уединению. Своим нравственным обликом, духовными интересами она отличалась от окружавших ее людей.

Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала. кого-нибудь.

Татьяна не могла полюбить никого из окружавших ее молодых людей. Но Онегин сразу же был замечен и выделен ею:

Ты чуть вошел, я вмиг узнала,
Вся обомлела, запылала
И в мыслях молвила: вот он!

Пушкин сочувствует любви Татьяны, переживает вместе с ней.

Татьяна, милая Татьяна!
С тобой теперь я слезы лью.

Ее любовь к Онегину - чистое, глубокое чувство.

Татьяна любит не шутя
И предается безусловно
Любви, как милое дитя.

Я к вам пишу - чего же боле?
Что я могу еще сказать?

Многие девушки повторяли про себя эти строки. Безответная любовь. Через нее, наверное, прошли все.

Любви безумные страданья
Не перестали волновать
Младой души.

Как сочувствует ей!

И меркнет милой Тани младость.
Увы, Татьяна увядает,
Бледнеет, гаснет и молчит!

Дуэль Онегина и Ленского, смерть Ленского, отъезд Ольги. Татьяна одна.

И в одиночестве жестоком
Сильнее страсть ее горит,
И об Онегине далеком
Ей сердце громче говорит.

Татьяне тяжело, и в трудное для нее время поэт не покидает ее ни на минуту: он вместе с Лариными едет в Москву, вместе с Татьяной он в Москве.

Неприступною богиней
Роскошной, царственной Невы, -

не изменила себе, осталась верна своим жизненным принципам.

Глубина чувства, стремление к идеалу, нравственная чистота, цельность натуры, благородная простота характера, верность долгу - все это привлекает в Татьяне. Поэтому автор не скрывает своих симпатий к ней.

Простите мне: я так люблю
Татьяну милую мою!

Мне семнадцать лет, и так хочется быть похожей на Татьяну серьезным отношением к жизни и людям, глубоким чувством ответственности, огромной нравственной силой.

Эпиграф подобран удачно. Он акцентирует внимание на основной мысли сочинения, подчеркивает ее. Вдумчиво отобраны наиболее существенные факты из жизни Татьяны Лариной, внимание сосредоточено на высоких нравственных качествах героини, которые дороги поэту. Убедительно показано, за что именно А. С. Пушкин любит Татьяну. Доказательности суждений способствуют цитаты, которые удачно вводятся.

Рассуждение строится логично, последовательно, части сочинения соразмерны. Работа отличается композиционной завершенностью, точностью словоупотребления, разнообразием языковых конструкций.

В. Г. Белинский

Пушкин… Его имя - имя гениального русского поэта - неотделимо от России. С Пушкина начинается расцвет русской литературы, выдвинувший ее на одно из первых мест в мировой литературе.

Творчество Пушкина всеми корнями уходит в почву национальной культуры, национальной литературы.

…собранье пестрых глав…
Небрежный плод моих забав,
Бессонниц, легких вдохновений,
Незрелых и увядших лет,
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.

В его роман вложено все: ум, сердце, молодость, мудрая зрелость, минуты радости и горькие часы без сна - вся жизнь прекрасного, гениального и веселого человека.

В первой главе поэт говорит о своем творчестве, о любви:

Любви безумную тревогу
Я безотрадно испытал,

о своей близости с Онегиным и разнице между ними:

Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной…
Прошла любовь, явилась муза…
Иди же к невским берегам,
Новорожденное творенье…

Придет, придет и наше время,
И наши внуки в добрый час
Из мира вытеснят и нас.
Но я бы, кажется, желал,
Чтоб обо мне…
Напомнил хоть единый звук.

Мечты, мечты! где ваша сладость.
Ужель и впрямь и в самом деле…
Весна моих промчалась дней.
Так, полдень мой настал…

Пушкин благодарит юность

…за наслажденья,
За грусть, за милые мученья,
За шум, за бури, за пиры,
За все, за все… дары!

Как грустно мне твое явленье,
Весна, весна! пора любви!
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови!

Кто б ни был ты, о мой читатель,
Друг, недруг, я хочу с тобой
Расстаться нынче как приятель…
За сим расстанемся, прости!

Промчалось много, много дней
С тех пор, как юная Татьяна
И с ней Онегин в смутном сне
Явилися впервые мне -
И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще не ясно различал.
…О много, много рок отъял!

С момента первой публикации романа в 1831 году прошло 186 лет. За это время он стал одним из самых культовых народных произведений, заняв первую строчку пушкинского наследия. Это подтверждает и крупнейший поисковик Яндекс:

Сегодня это выражение, как правило, употребляется в ироническом ключе, рассуждая о дилентатстве, о неглубоких, поверхностных познаниях в какой-либо области…

Куда, куда вы удалились,
Весны моей златые дни?
Что день грядущий мне готовит?
Его мой взор напрасно ловит,
В глубокой мгле таится он.

Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей,
И тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей.

«А счастье было так возможно,
Так близко. Но судьба моя
Уж решена. Неосторожно,
Быть может, поступила я…

Цитата из монолога Татьяны (Глава. 8, строфа 47). В этом монологе Татьяна признается в любви Евгению Онегину, но говорит о том, что она вышла замуж и, как верная жена, останется верна своему мужу.

«Любви все возрасты покорны;
Но юным, девственным сердцам
Ее порывы благотворны,
Как бури вешние полям:

В дожде страстей они свежеют,
И обновляются, и зреют -
И жизнь могущая дает
И пышный цвет и сладкий плод.

Но в возраст поздний и бесплодный,
На повороте наших лет,
Печален страсти мертвой след:
Так бури осени холодной

В болото обращают луг
И обнажают лес вокруг.

Любопытно, что разница в возрасте между Александром Сергеевичем Пушкиным и Натальей Николаевной Гончаровой, на момент вступления в брак составляла 13 лет…

Любимая фраза каждого московского экскурсовода, не теряющая своей актуальности. Да, Москва уже далеко не белокаменная, огромная и необъятная, дико современная, но восхищаться столицей мы никогда не перестанем.

В романе описывается, как мать Татьяны Лариной решила на зиму уехать в Москву, взяв с собой Татьяну. Поэт описывает приближение семейства Лариных к Москве.

Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами - себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно…

Как правило, фраза употребляется в шутливо-ироническом ключе: об амбициозном, тщеславном, заносчивом человеке. А также самоиронично: о своих далеко идущих планах, замыслах…

Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей…

Рвалась и плакала сначала,
С супругом чуть не развелась;
Потом хозяйством занялась,
Привыкла и довольна стала.
Привычка свыше нам дана:
Замена счастию она.

В понимании современных институтов брака и семьи, фраза все менее востребована и употребима, чем, к примеру, в середине 20-ого столетия. Современному человеку обретение душевного равновесия, покоя в привычном укладе семейного быта чертовски мало, и в некотором роде скучно. Об этом свидетельствует статистика последних лет —

Читайте также: