Кирилл васильевич россинский сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Кирилл Васильевич Россинский (1774-1825) - священник, протоирей.

  • Введение
  • Биография
  • Россинский на Кубани. Духовное просвещение
  • Образование
  • Последние годы жизни
  • Награды
  • Труды
  • Настоящее время
  • Заключение
  • Ссылки
  • Примечания

Родился 17 марта 1774 года в г. Новомиргороде, в семье священника-малороссиянина. Учился в Новороссийской духовной семинарии, где 20 апреля 1795 года был посвящён в стихарь для проповедования слова Божия. По окончании семинарии поступил учителем информаторского класса и Закона Божиго при Новороссийской семинарии. В 1798 году 13 июня был рукоположен в священники и, оставив учительскую службу, 24 августа был определен клириком Новомиргородской Богородице-Рождественской церкви. Строгий образ жизни и красноречивые проповеди, неотъемлемая любовь к Богу, как части его, обратили на Кирилла внимание епархиального начальства, - и ему было поручено учить произнесению проповедей вновь поставляемых священников при кафедральной церкви.

Бархатная скуфья, палица, орден св. Анны II степени (19 января 1812, за заслуги по делу просвещения в крае)

На портрете Кирилла Васильевича Россинского, когда-то хранившемся в Александровском реаль

Родился 17 марта 1774 года в г. Новомиргороде, в семье священника-малороссиянина.

Учился в Новороссийской духовной семинарии, где 20 апреля 1795 года был посвящен в стихарь для проповедования слова Божия. По окончании семинарии поступил учителем информаторского класса и Закона Божия при Новороссийской семинарии.

В 1798 г. вступил в брак, 13 июня того же года был рукоположен в священники и, оставив учительскую службу, 24 августа был определен клириком Новомиргородской Богородице-Рождественской церкви.

Строгий образ жизни и красноречивые проповеди обратили на о. Кирилла внимание епархиального начальства, — и ему было поручено учить произнесению проповедей вновь поставляемых священников при кафедральной церкви.

В 1800 г. был возведен в сан протоиерея и переведен в г. Таганрог, где его проповеди заставили говорить о нем, как о редком явлении на церковной кафедре.

19 июня 1803 года был назначен в город Екатеринодар войсковым протоиереем Черноморского войска и первоприсутствующим Екатеринодарского духовного правления.

Благодаря выдающемуся уму, талантливости и обширным и, по тому времени, разносторонним знаниям, о. Кирилл скоро приобрел среди Черноморского войска и населения его большой вес и значение, что очень помогало ему в его последующей деятельности. Озабочиваясь малым количеством в крае священников (всего 10 человек) и не имея возможности вызвать подходящих лиц из России, где ходили преувеличенные слухи о гибельном климате Черноморья, прот. Кирилл, с согласия войскового начальства, избрал из местных жителей способных и истинно-расположенных к духовному званию людей, сам обучил их всему необходимому и отправил затем их к Екатеринославскому преосвященному для рукоположения. Так как церквей в крае было всего четыре (не считая часовен), то о. Кирилл иногда месяца по два разъезжал по краю "для испрашивания подаяний на построение церквей". В самое короткое время он заложил на собранные суммы во многих станицах деревянные церкви, вызвал из России мастеров и сам заведовал постройкою церквей. За все время его службы в Черноморье им было заложено и выстроено 27 церквей.

Его дальнейшая деятельность почти всецело была отдана делу просвещения в Черноморском крае, имевшем до него только одно низшее учебное заведение. По справедливости о. Кирилл Россинский и до сих пор именуется "просветителем Черноморского края". По его инициативе существовавшая в Екатеринодаре школа была 14 декабря 1806 г. преобразована в уездное училище; на постройку здания для него и на его содержание войсковая канцелярия постановила отпускать ежегодно пособие в 1500 рублей. Благодаря стараниям о. Кирилла, назначенного смотрителем училища, оно в самое короткое время наполнилось воспитанниками; из России он вызвал хороших преподавателей, среди которых сам он был примерным законоучителем.

Около 1809 г. умерла его жена, ее смерть сильно подействовала на о. Кирилла; по просьбе заштатного протоиерея И. Гоздава-Бочковского, он согласился уступить ему свое место, а сам намеревался идти, "по своему одиночеству и вдовству", в монастырь; на эту комбинацию не согласился екатеринославский архиеп. Платон (Любарский), к которому поступило из Св. Синода прошение о. Гоздаво-Бочковского, — и о. Кирилл остался в Черноморье.

В 1811 г., по ходатайству о. Кирилла, в уездном училище был образован первый класс гимназии, чем было положено начало к учреждению в Екатеринодаре гимназии, открытие которой составляло заветную мечту протоиерея Кирилла. Чтобы увеличить приток учащихся в уездное училище и, вместе с тем, подготовить контингент учеников для гимназии, о. Кирилл задался целью открыть приходские школы. Не рассчитывая на помощь войсковой канцелярии, он вновь обратился к благотворительности; напечатав и распространив высочайшую грамоту 1806 г. Черноморскому войску за пожертвования на учебное дело, он собрал сумму денег, достаточную для открытия трех школ, каковые и открыл в Темрюке, Щербиновке и ст. Брюховецкой. Надзирателями в эти школы он выбрал лиц из зажиточных и почетных жителей, которые, на основании Устава, должны были заботиться о внешнем и внутреннем благосостоянии школ; у екатеринославского архиепископа он испросил разрешение на преподавание в школах латинского языка и нотного пения для детей священно- и церковнослужителей, с правом отчислять за это на школы известную часть кружечного сбора. Вскоре он открыл четвертое училище — в Гривном.

Неожиданно в 1815 году екатеринославский архиепископ Иов (Потемкин) запретил пользоваться церковно-кружечными суммами, потребовав от о. Кирилла отчета в израсходовании этих сумм; все оказалось правильным, но источник доходов иссяк, благодаря чему многие учителя оставили свои места. Время с 1815 г. по 1817 г. было самым тяжелым в жизни о. Кирилла, — временем борьбы его за существование школ. Школьное дело было спасено, когда в 1817 г. явился благотворитель — Курский купец С. В. Антимонов, который пожертвовал 6500 рублей, благодаря коим было упрочено существование открытых школ.

Заботясь о просвещении и образовании детей духовенства Черноморского края, о. Кирилл открыл в августе 1818 года духовно-приходское училище и был первым его смотрителем. В 1819 году он открыл еще школы в станицах: Риговской, Темрюке, Медведовской, Кущевской, Леушковской и Пластуновской.

1 декабря 1819 года было высочайше разрешено на собранные о. Кириллом 45000 рублей открытие гимназии в Екатеринодаре, которое состоялось 17 мая 1820 года. Первым директором ее, в изъятие правил, был назначен о. Кирилл. Его стараниями была при Гимназии сформирована библиотека, куда поступили книги из войсковой канцелярии, Межигорского монастыря и др. мест; о. Кирилл не щадил на нее средств: все лучшее, что тогда выходило, — учебники и специальные ученые сочинения, — все приобреталось в библиотеку. Кроме наук, положенных по Уставу, в котором числились и изящные науки, основания политической экономии и коммерции, а с 1821 г. и греческий язык для желающих. О. Кирилл, ввиду особого, как он говорил, военного характера населения, свел еще преподавание военных наук: артиллерии и фортификации; он хотел также ввести в курс и турецкий язык, но не нашлось для этого подходящего преподавателя.

В своей деятельности он был совершенно лишен поддержки войсковой канцелярии, и только Харьковский университет, в ведении которого находилось школьное дело Черноморского края, являлся единственным пособником и ходатаем за его дело, неоднократно давая блестящие отзывы о его деятельности. Два года (1821 и 1822) о. Кирилла преследовала клевета за то, будто он занимался взяточничеством и присвоением общественных сумм; расследование совершенно сняло с него эти обвинения. Напряженная деятельность, при отсутствии поддержки, подорвала силы о. протоиерея; в начале 1825 г. он заболел и, не имея более возможности отправлять свои служебные обязанности, просил школьный комитет Харьковского университета об отставке. После многих попыток удержать его, комитет, наконец, предписал о. Кириллу сдать должность по форме одному из учителей, но окончить сдачу дел и имущества гимназии он не успел.

Скончался 12 декабря 1825 года он скончался. Погребен в Екатеринодарском Воскресенском соборе, по левую сторону алтаря. Над прахом его не поставлено памятника, но на портрете его, который хранился в Екатеринодарском окружном училище, собственною рукою о. Кирилла написаны слова, знаменующие всю его жизнь: "Alienis inserviendo consumor" (лат. служа другим, сгораю).

О. Кирилл Россинский был известен, как писатель и сотрудник журналов "Соревнователь Просвещения" и "Украинский Вестник". Он был членом Харьковского Общества наук, считавшего его в числе своих внешних членов по отделению словесных наук, Императорского Человеколюбивого Общества, почетным членом Санкт-Петербургского Вольного Общества любителей Российской словесности.

С 1999 года его имя носит Институт международного права, экономики, гуманитарных наук и управления г. Краснодара.

Награды

  • бархатная скуфья, палица
  • орден св. Анны 3-й степени (19 января 1812, за заслуги по делу просвещения в крае)

Труды

В 1815 г. составил руководство под заглавием: "Краткие правила Российского правописания" (дважды изданные в Харькове, иждивением Черноморского войска подполковника С. M. Дубоноса); кратко, просто и понятно изложенные правила составлены были так рационально, что могли бы с пользою служить еще и теперь, тогда же они были редкое, если не единственное явление в России.

Речи его издавались в 1818 ("Речь при публичном собрании в Екатеринодарском Уездном Училище 1816 года июля 30-го. Харьков) и в 1820 ("Речь при открытии Черноморской гимназии в Екатеринодаре, 1820 г., мая 17-го"t, СПб. и "Речь при публичном собрании, в заключение годичного испытания, в Екатеринодарском Училище", Харьков) годах.

Занимался он также иногда и стихосложением.

Литература

  • Дела Архива Св. Синода: № 634, от 6-го ноября 1805 г.; № 755, от 23-го июня 1806 г.; № 1014, от 14-го декабря 1806 г.; № 681, от 23-го августа 1809 г.; № 57—1810 г.; № 1381—1821 г.; № 4367, от 11-го февраля 1812 г., № 587, от 3-го июня 1822 года;
  • "Акты, собранные Кавказской Археографической Комиссией", т. VI, стр. 136, 137, 139—142, 145;
  • П. Кеппен, Материалы для истории просвещения в России. вып. II — Библиографические листы 1825 г., СПб. 1826 г., стр. 586—589;
  • Труды Вольного Общества любителей Российской словесности в СПб., ч. XII. стр. 3—32 ("Соревнователь", № 10); ч. IX, СПб, 1820 г., стр. 109, 339—340; ч. XVI, СПб., 1821, стр. 109, 357;
  • Отчет Имп. Публичной Библиотеки за 1896 г., стр. 48;
  • "Журнал Министерства Народного Просвещения", ч. LXVI, за 1860 г., отд. V, стр. 1—12;
  • "Ведомости Московской городской Полиции" 1849 г., № 97, ст. В. Золотаренка;
  • Приложение к циркуляру по управлению Кавказским Учебным Округом, № 10, 1876 г., стр. 1—48;
  • Г. Н. Геннади, Словарь, т. III, М. 1908, стр. 268;
  • Кубанский Сборник на 1913 г. (биография с портретом).

Использованные материалы

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

006791

Протоиерей Кирилл Россинский

Просветитель Черноморского края – так называли протоиерея Кирилла Васильевича Россинского.
Он родился 17 марта 1774 года в семье священника. Будучи 29 лет от роду вместе со своею женою он приехал на Кубань, куда был назначен войсковым протоиереем. Отец Кирилл был очень образованным человеком, писал стихи, музыку, исторические и географические очерки, практиковал как врач. О нём говорили, что батюшка в любое время суток и в любую погоду по первой просьбе добирался до больного человека. Оказывал безвозмездно помощь болящему как священник и врач.

Сидоренко Нелля Владимировна

Цель работы – ознакомить учащихся с вкладом К.В. Россинского в историю становления и развития образования в Краснодарском крае, для создания условий духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников.

Для достижения цели были выдвинуты следующие задачи.

1. Провести теоретический анализ литературы, научиться анализировать прочитанный текст, и извлекать необходимую информацию.

2. Определить уровень осведомленности учащихся школы о деятельности К.В. Россинского.

3. Провести исследование, интерпретировать полученные данные.

4. Поддержание и развитие интереса к истории и достижениям родного края при помощи просветительской работы.
5. Оценить уровень заинтересованности учащихся.
6. Подведение итогов.

Гипотеза исследования – можно предположить, что знакомство с выдающейся исторической личностью повышает интерес к культуре и истории своего края, возникает желание получить больше информации по данной теме. Комплекс методов исследования представлен следующими группами: анализ научной литературы по проблеме исследования и анкетирование.

Теоретическое значение нашей работы состоит в том, чтобы систематизировать теоретический материал в соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.

Экспериментальные данные исследования……………………………………14

Что такое история? Почему она так бесценна? Но если задуматься, мы понимаем, что история - это соединение настоящего, прошлого и будущего. Пройдут года, столетия и века, изменится мир вокруг, человеческое сознание, но история останется навсегда. Она останется в виде страниц, книг, воспоминаний и рассказов, но она останется жива несмотря ни на что. История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего. (Мигель Сервантес).

Христианская православная вера утверждала неоспоримость нравственных норм. Патриотизм, готовность отдать жизнь за родную землю характеризует православных подвижников, они порицали грехи человеческие: ложь, клевету, зависть, гнев, гордость, насилие, воровство. Одним из них является войсковой протоиерей Кирилл Васильевич Россинский.

Нравственный иммунитет, заложенный в верующем человеке с рождения, предотвращает негативные проявления в любых его формах и проявлениях.

Православное воспитание направлено на создание условий, способствующих рождению духовной жизни и её развитию в человеке. Первое и самое важное условие – восстановление человеческой природы, её органической иерархичности. Психические и физические силы должны не приспособляться к достижению конкретных земных целей, а служить достижению духовных целей в любых, даже экстремальных ситуациях. Способность переносить психические и физические нагрузки и неудобства делает человека духовно свободным и истинно сильным .

На этом бедном и тусклом фоне вдруг появился талантливый, образованный человек - войсковой протоиерей Кирилл Васильевич Россинский.

Кирилл Васильевич Россинский(1774 – 1825).

Родился 17 марта 1774 года в г. Новомиргороде, в семье священника-малороссиянина. Учился в Новороссийской духовной семинарии, где 20 апреля 1795 года был посвящен в стихарь для проповедования слова Божия. По окончании семинарии поступил учителем информаторского класса и Закона Божия при Новороссийской семинарии. В 1798 году 13 июня был рукоположен в священники и, оставив учительскую службу, 24 августа был определен клириком Новомиргородской Богородице-Рождественской церкви. Строгий образ жизни и красноречивые проповеди, неотъемлемая любовь к Богу, как части его, обратили на Кирилла внимание епархиального начальства, — и ему было поручено учить произнесению проповедей вновь поставляемых священников при кафедральной церкви.

В 1800 г. был возведен в сан протоиерея и переведен в г. Таганрог, где его проповеди заставили говорить о нем, как о редком явлении на церковной кафедре. Протоиерей – старший священник в белом духовенстве. Звание протоиерея дается в качестве награждения. По просьбе всего войска Черноморского был назначен Афанасием, Архиепископом Екатеринославским 19 июня 1803 года войсковым протоиереем Черноморского войска и первоприсутствующим Екатеринодарского духовного правления в город Екатеринодар. Ни одно событие не обходилось без его благословления, К. В. Россинский прекрасно понимал всю ответственность, которая на него возлагалась. Неприхотливые, но вместе с тем трудолюбивые казаки с первых же дней завоевали симпатию протоирея. Он не мог не восторгаться бесстрашием людей, которые каждый день испытывали различные тяготы и невзгоды, подвергали свою жизнь опасности. Но, невзирая на это, продолжали осваивать необжитый край, защищали южные рубежы России. Двери дома К. В. Россинского всегда были открыты для нуждающегося. В любое время к нему можно было обратиться за помощью и всегда найти поддержку, понимание и услышать доброе слово. Богатый внутренний мир, глубокая духовность,исходящая от протоирея, передавались окружающим его людям. Горящее сердце зажигало других. С приездом Россинского, казалось, воздух в Черномории стал чище, а отношения между людьми более искренними и теплыми. В лице этого удивительного человека черноморцы нашли не только просветителя, но и духовного наставника, своего пастыря в буквальном смысле этого слова. Благодаря выдающемуся уму, талантливости и обширным и, по тому времени, разносторонним знаниям, Кирилл скоро приобрел среди Черноморского войска и населения его большой вес и значение, что очень помогало ему в его последующей деятельности. Озабочиваясь малым количеством в крае священников (всего около 10 человек) и не имея возможности вызвать подходящих лиц из России, протоиерей Кирилл, с согласия войскового начальства, избрал из местных жителей способных и истинно-расположенных к духовному званию людей, сам обучил их всему необходимому и отправил затем их к Екатеринославскому преосвященному для рукоположения. Так как церквей в крае было всего четыре (не считая часовен), то Кирилл иногда месяца по два разъезжал по краю "для испрашивания подаяний на построение церквей". В самое короткое время он заложил на собранные суммы во многих станицах деревянные церкви, вызвал из России мастеров и сам заведовал постройкой церквей. За все время его службы в Черноморье им было заложено и выстроено 27 церквей. Его дальнейшая деятельность почти всецело была отдана делу просвещения в Черноморском крае, имевшем до него только одно низшее учебное заведение. Ни казна, ни войско ни копейки не давали на народное образование. Тогда Кирилл Васильевич в своих проповедях стал объяснять верующим значение школы. В 27 церквах отрытым им в крае, он организовал кружечные сборы. Слова Россинского упали на благодатную почву: люди откликнулись. По справедливости Кирилл Россинский и до сих пор именуется "просветителем Черноморского края". По его инициативе существовавшая в Екатеринодаре школа была 14 декабря 1806 г. преобразована в уездное училище; на постройку здания для него и на его содержание войсковая канцелярия постановила отпускать ежегодно пособие в 1500 рублей. Благодаря стараниям Кирилла, назначенного смотрителем училища, оно в самое короткое время наполнилось воспитанниками; из России он вызвал хороших преподавателей, среди которых сам он был примерным законоучителем.

В 1811 г., по ходатайству Кирилла, в уездном училище был образован первый класс гимназии, чем было положено начало к учреждению в Екатеринодаре гимназии, открытие которой составляло заветную мечту протоиерея Кирилла. Чтобы увеличить приток учащихся в уездное училище и, вместе с тем, подготовить учеников для гимназии, Кирилл задался целью открыть приходские школы, где мог обучаться любой ребенок, независимо от его сословия. Не рассчитывая на помощь войсковой канцелярии, он вновь обратился к благотворительности; напечатав и распространив высочайшую грамоту 1806 г. Черноморскому войску за пожертвования на учебное дело, он собрал сумму денег, достаточную для открытия трех школ, и открыл в Темрюке, Щербиновке и ст. Брюховецкой. Надзирателями в эти школы он выбрал лиц из зажиточных и почетных жителей, которые, на основании Устава, должны были заботиться о внешнем и внутреннем благосостоянии школ; у екатеринославского архиепископа он испросил разрешение на преподавание в школах латинского языка и нотного пения для детей священно- и церковнослужителей, с правом отчислять за это на школы известную часть кружечного сбора. Вскоре он открыл четвертое училище — в Гривном. Всего в Черномории Россинским было открыто 10 школ. Школа, по верному наблюдению Россинского, давала ученику правила " утончение собственных чувств. посвящение себя на служение общей пользе. ", " наказание не годятся - они более охлаждают охоту к благоуспешию и отвращают от учения". Судя по этим кратким мыслям Россинского можно сделать вывод, что он был выдающимся педагогом своего времени. Заботясь о просвещении и образовании детей духовенства Черноморского края, Кирилл открыл в августе 1818 г. духовно-приходское училище и был первым его смотрителем. В 1819 г. он открыл еще школы в станицах: Риговской, Темрюке, Медведовской, Кущевской, Леушковской и Пластуновской. 1 декабря 1819 г. было высочайше разрешено на собранные Кириллом 45000 рублей открытие гимназии в Екатеринодаре, которое состоялось 17 мая 1820 года. Первым директором ее, в изъятие правил, был назначен Кирилл. Его стараниями была при Гимназии сформирована библиотека, куда поступили книги из войсковой канцелярии, Межигорского монастыря и др. мест; Кирилл не щадил на нее средств: все лучшее, что тогда выходило, — учебники и специальные ученые сочинения, — все приобреталось в библиотеку. Кроме наук, положенных по Уставу, в котором числились и изящные науки, основания политической экономии и коммерции, а с 1821 г. и греческий язык для желающих. Кирилл, ввиду особого, как он говорил, военного характера населения, свел еще преподавание военных наук: артиллерии и фортификации; он хотел также ввести в курс и турецкий язык, но не нашлось для этого подходящего преподавателя. По его настоянию была приобретена "История Государства Российского" Карамзина в 8 томах. Не подлежит сомнению, что книги, собранные Россинским, составляли культурный, духовный капитал местного населения. Да, это был поистине "фанатик просвещения", не жалевший ни сил, ни денег, ним здоровья для великого дела.

В своей деятельности он был одинок, и только Харьковский университет, в ведении которого находилось школьное дело Черноморского края, являлся единственным пособником и ходатаем за его дело, неоднократно давая блестящие отзывы о его деятельности. Два года (1821 и 1822) Кирилла преследовала клевета за то, будто он занимался взяточничеством и присвоением общественных сумм; расследование совершенно сняло с него эти обвинения. Напряженная деятельность, при отсутствии поддержки, подорвала силы протоиерея; в начале 1825 г. он заболел и, не имея более возможности отправлять свои служебные обязанности, просил школьный комитет Харьковского университета об отставке. После многих попыток удержать его, комитет, наконец, предписал Кириллу сдать должность по форме одному из учителей, но окончить сдачу дел и имущества гимназии он не успел. В 1825 году Кубанское казачье войско ходатайствует перед генералом А.П. Ермоловым о денежной помощи К.В. Россинскому, так как "бескорыстный и честный протоиерей к концу своей жизни впал в крайнюю бедность". Россинскому назначают пособие в пять тысяч рублей и решают наградить его орденом Святой Анны II степени, украшенным алмазами. 12 декабря 1825 года он скончался. Погребен в Екатеринодарском Воскресенском соборе, по левую сторону алтаря. Над прахом его не поставлено памятника, но есть портрет, хранящийся в Екатеринодарском окружном училище.

Награды 1- бархатная скуфья, палица. 2 - орден св. Анны II степени (19 января 1812, за заслуги по делу просвещения в крае).

Казачий духовный наставник. История Кубани хранит множество случаев беззаветного служения Отечеству. Мы можем гордиться своими предками, их добрыми делами и подвигами, которые они оставили нам в наследство. Давайте вспомним, что представляла собой Кубань в период переселения сюда казаков? На правом берегу - необозримая равнина, а на левобережье - дремучие леса и болотистые топи. Прошло время, и переселенцы с Божьей помощью обжились на новом месте: привыкли к климату, облагородили землю, расселись по куреням и станицам, но грамотных людей в те годы было очень мало.

Именно в это время на Кубани появился талантливый, образованный человек - войсковой протоиерей К. В. Россинский, сын священника. Человек, посвятивший всю свою жизнь делу просвещения казачества. Протоиерею Кириллу не исполнилось еще 30 лет, когда умерла его жена, её кончина стала сильным ударом для него, он даже собирался уйти в монастырь. Одному Богу известно, почему Священный Синод не одобрил его прошение, и К. В. оставили в Черноморье. Видно, у Бога для него была уготована другая миссия.

Когда на богослужении в храме красноречивый пастырь говорил свои простые, живые и мудрые проповеди, тогда на суровых лицах отважных казаков часто можно было видеть слёзы. Почему же так реагировали люди на проповеди протоиерея? Может быть, потому, что душа христианка и тянется к Богу.

На портрете Кирилла Васильевича Россинского, когда-то хранившемся в Александровском реальном училище, его рукой была сделана надпись: "Alienis inserviendo consumor", что означает: "Светя другим, сгораю сам". Так от одной свечи зажглись сотни свеч: кубанские школы, училища - яркие огоньки, загоревшиеся благодаря просветительской деятельности Россинского, всю жизнь трудившегося на благо Кубани. Отблески его душевного света озаряют сегодня всех тех, в ком горит любовь к знанию.

Экспериментальные данные исследования.

В данном исследовании участвовали учащиеся 7-8 классов в количестве 151 человек из них мальков - 83, девочек - 68.

При изучении осведомленности учащихся о знаниях исторической личности внесшего вклад в развитие города Краснодара и Краснодарского края, нами проделана поэтапная работа.

Следующий этап обработка и анализ результатов. В результате проделанной работы мы выяснили, что лишь 24% учащихся знакомы с деятельностью К.В. Россинском, а 76 % нет, из них 71% хотели бы познакомиться и изучить биографию и вклад личности К.В. Россинского в развитие города Краснодара. Поэтому, завершающим этапом нашего исследования стало проведение классных часов в параллели 7-8 классов, где в рамках одного урока мы выступили с докладами о К.В. Россинском. После чего все учащиеся 7-8 классов познакомились с деятельностью кубанского просветителя и в будущем смогут использовать эти знания в своей учебной деятельности.

В результате нашей работы мы ознакомили учащихся с вкладом К.В. Россинского в историю становления и развития образования в Краснодарском крае.

По цели работы и гипотезе можно предположить, что знакомство с выдающейся исторической личностью повышает интерес к культуре и истории своего края, возникает желание получить больше информации по данной теме.

В теоретической части мы рассказали о великом деятеле Кубани, его трудах и вкладе в просвещение Краснодарского края.

Данные математических подсчетов показывают, что в первого анкетирования значение 24% осведомленности учащихся 7-8 классов, после второго анкетирования показатели изменились и возросли до 100%.

1)Бардадым В.П. – Радетели Земли Кубанской (о выдающихся людях Кубани)
2) Горожанина М.Ю. – просветитель Черномории Кирилл Россинский /

Адм. Краснодар. Края. – Краснодар: периодика Кубани 2005.

  1. Знаете ли вы о Кирилле Васильевиче Россинском?

свой вариант ______________________________

  1. Известно ли вам какой вклад внес К.В. Россинский в развитие Кубани?

свой вариант ______________________________

  1. Какие из перечисленных предметов тебе наиболее интересны?
  1. Хотел бы ты узнать о деятельности К.В. Россинского?

свой вариант ______________________________

Результаты первого анкетирования учащихся, рис.1

Результаты второго анкетирования учащихся, рис.2

Результаты сравнительного анализа, рис.3

Как видно на рисунке 3 результаты исследования изменились и возросли со значения 24% осведомленности учащихся до 100%, что указывает на то, что мы трудились не напрасно.

Читайте также: