Сообщение способы выражения темы

Обновлено: 04.07.2024

o Чешский языковед В.Матезиус (1882-1945).

o Актуализация (Ш.Балли) – превращение языкового знака в акте коммуникации в значимый.

o Тот угол зрения, под которым подается вещественная информация.

o Одно и то же предложение из-за коммуникативной цели говорящего может приобретать разный смысл.

Актуальная информация в предложении

Передача актуальной информации

Актуальная информация передается:

· с помощью последовательности элементов предложения,

· местом логического ударения,

· членением предложения на тему и рему.

Рема – это то, что сообщается о теме Составляет ядро и основное содержание высказывания.

…дам тебе в четверг.

Общие средства актуальной организации высказывания

· Порядок слов – расположение элементов структуры предложения в определенной линейной последовательности.

· Интонация – как средство актуального членения проявляется в устной речи.

· Нейтральная речь: Тема + рема:

В Петербурге / появится сквер Виктора Цоя.

· Экспрессивная речь: рема + тема:

Уж очень востребованы ныне / молодежные танцевальные коллективы

1. обозначает границу между темой и ремой;

2. фразовым ударением отмечает центр ремы

Способы выделения темы

Научный потенциал. Как им распорядиться?; Гастроли в Москве. Что они значат?

Что касается…то; Если говорить о… то стоит заметить

Способы выделения ремы

· Частицы: Осень / только началась; То, что фестиваль / проходит именно в Москве, / символично

· Парцелляция: Все тут друг с другом знакомы. Но шапочно

Порядок Р – Т как один из способов выражения субъективно-модальных значений

· Рема перед Темой выделяется за счет логического ударения во фразе.

- В шляпе (Р.)/ заяц (Т.).

- У попа была собака.

- В правительстве происходит

· Обычно располагаются в начале текста и выполняют роль зачина

· Строй текста определяется характером связи соседних предложений, то есть тем, как соотносится тема и рема последующего предложения с темой и ремой предшествующего.

· Различают 2 вида связи предложений: цепная связь (У меня есть подруга Вера. Вера / – студентка. Учиться / она любит) и параллельная связь (Вера – студентка. Вера интересуется астрономией).

Параллельный и последовательный строй текста Цепная связь (последовательный строй текста):

Т1 – Р1 / Т2(Р1) – Р2 / Т3(Р2) – Р3.

У меня есть подруга Вера. Она / очень любит кошек. Этих животных / у нее больше пяти.

Паралельная связь (параллельный строй текста):

Т1- Р1; Т2 – Р2; Т3 – Р3 + общая тема

Солнце / светит ярко, // и лучи его / купаются в лужах с воробьями. / Речка / надувается и темнеет.

Способы реализации цепной связи

Параллельная связь Компоненты не взаимосвязаны, они сопоставляются. Предложения в смысловом отношении независимые. Предложения объединяет общая тема (топик). Параллельная связь больше тяготеет к описанию.

Маша рисует елку. Игорь читает книгу. Зина поет песню.

Нашу верность проверили каленым железом. Нашу гордость испытали танками.

Способы реализации параллельной связи

Анафора (единоначатие 2-х соседних предложений)

Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире. Маргарита Николаевна могла купить себе все, что угодно.

Виды связи предложений и строй текста Параллельная связь - текст параллельного строя. Цепная связь – текст последовательного строя. Реальный текст все время переходит от одного строя речи к другому.

1. Заглавие. В произведениях, небольших по объему, тема обычно представлена заглавием. Это характерно прежде всего для стихотворений и прозаических миниатюр.

Текстом называют законченные произведения любого объема (рассказ, повесть, роман, поэму и т. д.), а также какой-либо их фрагмент (главу, раздел).

2. Начало и конец текста. Чтобы работа (сочинение) получилась логически стройной, необходимо тщательно продумать первое предложение, в котором обязательно надо указать проблему.

Немаловажным моментом в работе является и последнее, заключительное предложение. Оно должно перекликаться с главной мыслью первого предложения.

3. Ключевые слова.

4. Композиция: вступление, основная часть, заключение.

Тему можно: определять, по-разному решать, формулировать, изложить, развить, осмыслить, раскрыть, трактовать, конкретизировать.

Тема может быть: основной, философской, актуальной, вечной важной, общечеловеческой, глубокой, главной, общественно значимой, частной, побочной, фоновой, созвучной, излюбленной, сквозной, излюбленной, сквозной, полностью исчерпанной, обусловленной мировоззрением автора, лирической, устойчивой.

Тема может: взаимодействовать с другими темами, разрабатываться многими авторами, повторяться в творчестве разных авторов, варьироваться в зависимости от замысла автора, преломляться в различных героях и ситуациях, проходить через все произведение, выделяться среди множества других тем, решаться по-разному, сменяться другими темами, воплощаться в отдельном произведении, появляться в творчестве писателя и т. д.

Идея – это то, что хотел сказать автор, истолкование, которое он дает наблюдаемым и отображаемым им фактам жизни, авторская оценка.

Идея – авторская концепция мира и человека в нем; отношение к изображенной в произведении действительности (область художественных решений).

Идею можно: формулировать, выражать, высказывать, определять.

Идея может: обретать жизнь, отражать отношение автора к действительности, выступать через систему образов, звучать в заглавии текста, рассуждениях автора, финале и т. д., сливаться с темой в нерасторжимое целое, являться ведущим началом в композиционном расположении работы, жить в образах, воздействовать на наше сознание, выделяться автором, восприниматься читателем, углубляться и т. д.

Проблема – это основной вопрос, который поднял автор текста.

Проблема – острое жизненное противоречие, точка напряженности между существующим и должным, желаемым и реальным.

Одна и та же тема может послужить основой для постановки разных проблем.

Проблема может быть: злободневной, актуальной, острой важной, серьезной, основной, назревшей, неразрешимой, наболевшей, главной, сложной.

Проблематика – это круг вопросов.

Проблематика может быть: социально-политической, культурно-бытовой, нравственно-этической, философской, национально-исторической, эстетической, литературной и т. д.

Чтобы работа (сочинение) получилась логически стройной, необходимо тщательно продумать первое предложение, в котором обязательно надо указать проблему.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создать условие для повторения признаков текста, осмысления одного из способов выражения темы текста – заглавия; освоение программного материала в рамках подготовки к ЕГЭ.

Задачи урока:

- отрабатывать умения понимать текст, выявлять его отличительные признаки;

- способствовать формированию умений обучающихся определять тему текста, формулировать заголовок текста;

- способствовать обучению умениям вступать в диалог, решать проблемы, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

2) Развивающий аспект:

- развивать речевые умения школьников с опорой на изученный грамматический материал;

- развивать умения работать с текстом (понимать прочитанное, выделять главную мысль, сравнивать, обобщать, делать выводы);

- совершенствовать письменную и устную речь обучающихся;

- способствовать повышению мотивации к предмету.

3) Воспитательный аспект:

- воспитывать терпимость, тактичность, готовность прийти на помощь;

Тип урока: повторение и закрепление знаний.

ТСО: мультимедийная презентация урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Готовятся к уроку, записывают число в тетрадь.

3) Работа по вариантам.

1)Выполняют задание по орфоэпии, самопроверка по ключу. Рефлексия.

Выполняют задание самостоятельно, затем обмениваются мнением. Рефлексия.

3) Выполняют задание (1 вариант выделяет главное слово, задает вопрос к зависимому, 2 вариант подчеркивает грамматическую основу). Озвучивают результат. Рефлексия.

Чтобы скачать этот файл, пожалуйста войдите под своим паролем!
Если у Вас ещё нет пароля, зарегистрируйтесь - это быстро и бесплатно.

Без названия

- правой кнопкой мыши

Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу

Может потребоваться дополнительное разрешение
браузеру на скачивание.

Читайте также: