Сообщение способы выражения темы
Обновлено: 04.07.2024
o Чешский языковед В.Матезиус (1882-1945).
o Актуализация (Ш.Балли) – превращение языкового знака в акте коммуникации в значимый.
o Тот угол зрения, под которым подается вещественная информация.
o Одно и то же предложение из-за коммуникативной цели говорящего может приобретать разный смысл.
Актуальная информация в предложении
Передача актуальной информации
Актуальная информация передается:
· с помощью последовательности элементов предложения,
· местом логического ударения,
· членением предложения на тему и рему.
Рема – это то, что сообщается о теме Составляет ядро и основное содержание высказывания.
…дам тебе в четверг.
Общие средства актуальной организации высказывания
· Порядок слов – расположение элементов структуры предложения в определенной линейной последовательности.
· Интонация – как средство актуального членения проявляется в устной речи.
· Нейтральная речь: Тема + рема:
В Петербурге / появится сквер Виктора Цоя.
· Экспрессивная речь: рема + тема:
Уж очень востребованы ныне / молодежные танцевальные коллективы
1. обозначает границу между темой и ремой;
2. фразовым ударением отмечает центр ремы
Способы выделения темы
Научный потенциал. Как им распорядиться?; Гастроли в Москве. Что они значат?
Что касается…то; Если говорить о… то стоит заметить
Способы выделения ремы
· Частицы: Осень / только началась; То, что фестиваль / проходит именно в Москве, / символично
· Парцелляция: Все тут друг с другом знакомы. Но шапочно
Порядок Р – Т как один из способов выражения субъективно-модальных значений
· Рема перед Темой выделяется за счет логического ударения во фразе.
- В шляпе (Р.)/ заяц (Т.).
- У попа была собака.
- В правительстве происходит
· Обычно располагаются в начале текста и выполняют роль зачина
· Строй текста определяется характером связи соседних предложений, то есть тем, как соотносится тема и рема последующего предложения с темой и ремой предшествующего.
· Различают 2 вида связи предложений: цепная связь (У меня есть подруга Вера. Вера / – студентка. Учиться / она любит) и параллельная связь (Вера – студентка. Вера интересуется астрономией).
Параллельный и последовательный строй текста Цепная связь (последовательный строй текста):
Т1 – Р1 / Т2(Р1) – Р2 / Т3(Р2) – Р3.
У меня есть подруга Вера. Она / очень любит кошек. Этих животных / у нее больше пяти.
Паралельная связь (параллельный строй текста):
Т1- Р1; Т2 – Р2; Т3 – Р3 + общая тема
Солнце / светит ярко, // и лучи его / купаются в лужах с воробьями. / Речка / надувается и темнеет.
Способы реализации цепной связи
Параллельная связь Компоненты не взаимосвязаны, они сопоставляются. Предложения в смысловом отношении независимые. Предложения объединяет общая тема (топик). Параллельная связь больше тяготеет к описанию.
Маша рисует елку. Игорь читает книгу. Зина поет песню.
Нашу верность проверили каленым железом. Нашу гордость испытали танками.
Способы реализации параллельной связи
Анафора (единоначатие 2-х соседних предложений)
Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире. Маргарита Николаевна могла купить себе все, что угодно.
Виды связи предложений и строй текста Параллельная связь - текст параллельного строя. Цепная связь – текст последовательного строя. Реальный текст все время переходит от одного строя речи к другому.
1. Заглавие. В произведениях, небольших по объему, тема обычно представлена заглавием. Это характерно прежде всего для стихотворений и прозаических миниатюр.
Текстом называют законченные произведения любого объема (рассказ, повесть, роман, поэму и т. д.), а также какой-либо их фрагмент (главу, раздел).
2. Начало и конец текста. Чтобы работа (сочинение) получилась логически стройной, необходимо тщательно продумать первое предложение, в котором обязательно надо указать проблему.
Немаловажным моментом в работе является и последнее, заключительное предложение. Оно должно перекликаться с главной мыслью первого предложения.
3. Ключевые слова.
4. Композиция: вступление, основная часть, заключение.
Тему можно: определять, по-разному решать, формулировать, изложить, развить, осмыслить, раскрыть, трактовать, конкретизировать.
Тема может быть: основной, философской, актуальной, вечной важной, общечеловеческой, глубокой, главной, общественно значимой, частной, побочной, фоновой, созвучной, излюбленной, сквозной, излюбленной, сквозной, полностью исчерпанной, обусловленной мировоззрением автора, лирической, устойчивой.
Тема может: взаимодействовать с другими темами, разрабатываться многими авторами, повторяться в творчестве разных авторов, варьироваться в зависимости от замысла автора, преломляться в различных героях и ситуациях, проходить через все произведение, выделяться среди множества других тем, решаться по-разному, сменяться другими темами, воплощаться в отдельном произведении, появляться в творчестве писателя и т. д.
Идея – это то, что хотел сказать автор, истолкование, которое он дает наблюдаемым и отображаемым им фактам жизни, авторская оценка.
Идея – авторская концепция мира и человека в нем; отношение к изображенной в произведении действительности (область художественных решений).
Идею можно: формулировать, выражать, высказывать, определять.
Идея может: обретать жизнь, отражать отношение автора к действительности, выступать через систему образов, звучать в заглавии текста, рассуждениях автора, финале и т. д., сливаться с темой в нерасторжимое целое, являться ведущим началом в композиционном расположении работы, жить в образах, воздействовать на наше сознание, выделяться автором, восприниматься читателем, углубляться и т. д.
Проблема – это основной вопрос, который поднял автор текста.
Проблема – острое жизненное противоречие, точка напряженности между существующим и должным, желаемым и реальным.
Одна и та же тема может послужить основой для постановки разных проблем.
Проблема может быть: злободневной, актуальной, острой важной, серьезной, основной, назревшей, неразрешимой, наболевшей, главной, сложной.
Проблематика – это круг вопросов.
Проблематика может быть: социально-политической, культурно-бытовой, нравственно-этической, философской, национально-исторической, эстетической, литературной и т. д.
Чтобы работа (сочинение) получилась логически стройной, необходимо тщательно продумать первое предложение, в котором обязательно надо указать проблему.
Цель урока: создать условие для повторения признаков текста, осмысления одного из способов выражения темы текста – заглавия; освоение программного материала в рамках подготовки к ЕГЭ.
Задачи урока:
- отрабатывать умения понимать текст, выявлять его отличительные признаки;
- способствовать формированию умений обучающихся определять тему текста, формулировать заголовок текста;
- способствовать обучению умениям вступать в диалог, решать проблемы, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
2) Развивающий аспект:
- развивать речевые умения школьников с опорой на изученный грамматический материал;
- развивать умения работать с текстом (понимать прочитанное, выделять главную мысль, сравнивать, обобщать, делать выводы);
- совершенствовать письменную и устную речь обучающихся;
- способствовать повышению мотивации к предмету.
3) Воспитательный аспект:
- воспитывать терпимость, тактичность, готовность прийти на помощь;
Тип урока: повторение и закрепление знаний.
ТСО: мультимедийная презентация урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Приветствие, проверка готовности к уроку.
Готовятся к уроку, записывают число в тетрадь.
3) Работа по вариантам.
1)Выполняют задание по орфоэпии, самопроверка по ключу. Рефлексия.
Выполняют задание самостоятельно, затем обмениваются мнением. Рефлексия.
3) Выполняют задание (1 вариант выделяет главное слово, задает вопрос к зависимому, 2 вариант подчеркивает грамматическую основу). Озвучивают результат. Рефлексия.
Чтобы скачать этот файл, пожалуйста войдите под своим паролем!
Если у Вас ещё нет пароля, зарегистрируйтесь - это быстро и бесплатно.
- правой кнопкой мыши
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу
Может потребоваться дополнительное разрешение
браузеру на скачивание.
Читайте также: