Сообщение словесная магия заговор

Обновлено: 05.07.2024

Когда мы достигаем успеха, наш физический и духовный мир работают в гармонии, но случается, что нас постигают финансовые, любовные или бытовые трудности. Заговоры на удачу, деньги, любовь или здоровье — могут помочь вам преодолеть житейские трудности в кратчайшие сроки. Основательно подготовившись, вы можете читать заговоры самостоятельно в домашних условиях, и при условии соблюдения всех правил это на 100% безопасно и главное результативно!

Итак, Вам остается только выбрать подходящий лично для Вас ритуал из расположенного ниже списка. Тщательно изучите его и выберите тот который лучше всего подходит к вашей ситуации.

Направления и категории

В этом разделе, для вашего удобства все ритуалы классифицированы по 18 основным направлениям. Выберите то направление, которое вам более всего подходит.

Заговор – это особая магическая словесная формула. Заговор не следует путать с аффирмацией. Это разные вещи.

Заговорная магия – это магия, в которой основным используемым инструментом является заговор. Этот тип магии, вообще говоря, является самым древним.

Для славянских народов заговорная магия является родной, традиционной, в отличие, например, от церемониальной (ритуальной) магии, которая появилась в Европе в Средневековье и активно разрабатывалась в 19 – 20 веках.

В отличие от церемониальной магии, в которой работа идет с духами, в заговорной магии вся работа связана со славянским языческим или христианским эгрегорами.

Заговоры: их типы и структура

Заговоры славянских народов (в первую очередь восточных славян) делятся на две группы: языческие славянские заговоры (в которых обращаются к языческим славянским богам или сверхъестественным существам) и заговоры смешанной традиции (языческие с элементами христианства). Для наглядности приведу примеры.

Языческий славянский заговор.

Заговор на легкие роды

Стану я (имя)
Пойду из избы дверьми,
Из двора - воротами
Во чисто поле,
В восточную сторону
Во восточной стороне
Свят Престол
На том Престоле
Сама Лада-Матерь сидит
Лада-Мати,
Возьми ключи златые,
Разомкни замки костяные,
Отопри горы местные,
Горы отпирай,
Воды проливай,
Мне (имя)
Младенца на руки давай!
Гой!


Заговор смешанной традиции.

Заговор на остановку кровотечения

На сине море-окияне
На острове Буяне
Стоит дуб кверху корнями
На дубу сидит красна девица.
Это не красная девица -
Сама Мать Пресвятая Богородица.
Она шьёт-расшивает,
больные раны зашивает,
тянет нитку от севера до востока
Эта нитка обрывается
У рабы (имя) горячая кровь унимается
По этот час,
По этот раз,
По эту святую минуту!


Во втором заговоре, как видим, языческое (остров Буян, дуб кверху корнями) переплетено с христианским (Пресвятая Богородица).

Следует отметить, что христианских заговоров, по сути, быть не может: христианство вообще не знает такого явления, как заговор; в христианстве есть только молитвы, притом общепризнанные, унифицированные. Поэтому и те заговоры, в которых не упоминаются языческие реалии, также относятся к заговорам смешанной традиции. Вообще говоря, чистого христианства у восточных славян никогда и не было… Чего стоит только Масленица…

Заговоры имеют определенную композиционную структуру. Большая часть заговоров построена следующим образом (для примера возьмем первый из приведенных заговоров):

2) основная часть (заклинательная, просительная)

В некоторых заговорах отсутствует зачин и / или заключение. К примеру, в приведенном заговоре на остановку кровотечения нет заключения.

Что нужно, чтобы ваш заговор сработал

2. 2. Ритм заговора. Лучше, если текст заговора будет иметь ритмически организованную форму. Такие заговоры работают намного лучше.

3. 3. Размер заговора. Есть небольшие заговоры, есть длинные, на несколько страниц. Какой выбрать? Здесь все индивидуально (см. пункт 1). К примеру, если вы предпочитаете читать заговор не с листа, а наизусть, тогда легче выучить небольшой заговор.

4. 4. Смысл текста заговора. Еще до обряда необходимо хорошо вникнуть в смысл заговора. Если в тексте заговора вас что-то не устраивает, настораживает (какие-то слова или строки кажутся вам странными, пугающими, не соответствуют, как вам кажется, основной цели обряда), то такой заговор лучше не использовать. Другой вариант: вы можете откорректировать текст заговора, выкинуть ненужные слова или изменить их. Дело в том, что смысл заговора – это своего рода способ выражения вашего намерения. Однако если у вас нет опыта заговорной магии, то лучше ничего не корректировать, а выбрать другой заговор.

5. 5. Намерение. Перед началом обряда необходимо четко сформулировать у себя в голове намерение. Вы должны четко понимать, для чего вы проводите обряд.

6. 6. Внутреннее состояние. Прочитать текст заговора недостаточно. Одних слов мало. Высшие силы откликаются в первую очередь не на слова заговора, а на ваше внутреннее состояние, на вашу вибрацию. Поэтому перед обрядом необходимо создать в себе определенное состояние и сохранять его в течение обряда, особенно когда читаете заговор. Что это за состояние? Состояние напрямую связано с намерением. К примеру, если хотите избавить человека от порчи, то у вас должно быть состояние искреннего желания помочь этому человеку.

7. 7. Сторона обращения. Заговор читается в восточную сторону, если в самом обряде или заговоре нет никаких замечаний по этому вопросу. Иногда в северную, особенно если идет обращение к роду, предкам.

8. 8. Сколько раз читать заговор? Иногда этот вопрос специально оговаривается. Говорится, к примеру, что заговор нужно прочитать один раз, или три, или семь, или еще сколько-нибудь раз. Однако, исходя из своей практики, могу сказать, что читать заговор нужно столько раз, сколько вам кажется нужным, до тех пор, пока не возникнет ощущение своеобразной эйфории. В процессе чтения заговора должно возникнуть ощущение нарастающего снежного кома, нарастающей энергии и силы. А в конце – состояние удовлетворенности, завершенности, состояние, которое вы испытываете, когда завершили какое-то дело и получили нужный результат.

9. 9. Как читать заговор? Громкость произнесения. Заговор читается измененным голосом: либо громко, либо, наоборот, тихо (шептание). Все зависит от целей самого заговора и от ваших предпочтений. Однако драть горло не надо – пожалейте соседей. Способ произнесения. Существует два способа произнесения заговора: произнесение зычным голосом и глухим. При произнесении заговора зычным голосом вы как бы устремляете свои слова вверх, к макушечной чакре, при этом грудная клетка несколько расширяется, а живот немного втягивается. При произнесении заговора глухим голосом вы устремляете свои слова вниз, к корневой чакре; живот при этом расслаблен. Какой способ выбрать? Все зависит от ваших предпочтений. Читайте так, как считаете нужным.

10. 10. Темп чтения заговора. При многократном повторении заговора темп может меняться. Как правило, темп убыстряется. Идеально, когда темп чтения вырабатывается сам, становится неконтролируемым, когда слова начинают течь как бы сами.

Подготовка к обряду

К обряду необходимо подготовиться. Что предполагает подготовка?

1. В первую очередь, необходимо подготовить себя к обряду. Желательно принять душ и психологически настроиться.

Перед обрядом с себя нужно снять все металлические предметы (кольца, серьги и т.п.), так как металлы впитывают в себя энергию.

Некоторые обряды требуют соблюдения трехдневного или более длительного поста. Кроме того, принимать пищу перед самим обрядом нежелательно: все ваши силы пойдут на переваривание пищи. Вы должны быть в тонусе, никакой тяжести в животе не должно быть.

Если вы приготовились проводить обряд в определенный день, а в этот день чувствуете себя плохо, то отложите обряд.

2. Если для обряда нужны какие-то предметы, то их также нужно подготовить. Купите все, что нужно, заранее.

Время проведения обряда

Время, когда нужно читать тот или иной заговор, как правило, особо оговаривается. Если никаких условий нет, то лучше воспользоваться следующими советами.

Лучшее время для чтения заговоров – восход и заход солнца. Эти два периода являются магическими: граница между нашим физическим миром и тонким миром становятся зыбкой.

День недели подбирается в зависимости от цели обряда. Каждый день недели управляется какой-то планетой, а каждая из планет, как известно, благоприятствует определенным магическим операциям.

Общая структура обряда

Обряд может состоять только из прочтения самого заговора. Также есть обряды, предполагающие помимо чтения самого заговора еще и определенные обрядовые действия (они оговариваются).

Независимо от того, нужно ли совершать какие-либо дополнительные действия или нет, структура обряда состоит из следующих пунктов.

1. Подготавливается и освящается место, где будет проводиться обряд. Методов освящения существует множество, самый простой – окропление места святой водой по часовой стрелке. Цель освящения места – изгнать все те энергии, которые могут помешать в обряде. Кроме того, это очищение не только внешнее, но и внутреннее: мы очищаем свое сознание.

2. Просьба о благословении. Вы обращаетесь к Высшим Силам, к Богу (или Богам) с просьбой благословить обряд. Цель – установление связи с сакральным, создание столба Силы, от земли до небес.

3. Чтение заговора. Это основная часть.

4. Заключительная часть. Благодарение Высших Сил. Окончание обряда. Закрытие столба Силы.

И напоследок… Важные условия

О том, что вы проводили обряд, не надо никому рассказывать. Считается, что если рассказать кому-нибудь о проведенном обряде, то его сила значительно уменьшится. В принципе, так оно и есть.

После того как вы провели обряд, не думайте о нем. Ни в коем случае не надо переживать о результате или что у вас что-то не получится. Такие мысли разрушают силу обряда. Не надо и бегать с довольным лицом в ожидании результата. Лучше всего – не думать об обряде вовсе. Вы его провели, он сработает! И все, на этом точка!

Если вас интересует тема заговорной магии в культурном контексте, то можно почитать следующее:

1) Познанский Н.Ф. Опыт исследования происхождения и развития заговорных формул.

2) Толстой Н. И. Очерки славянского язычества.

3) Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Заговор – инструмент магии и жанр русского народного творчества


Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

. Заговоры, а с ними вся область

народной магии и обрядности,

оказались тою рудою,

где блещет золото

неподдельной поэзии.

Александр Блок

Все люди во все времена хотели быть здоровыми, счастливыми и удачливыми. Для этого люди не только учились, работали, верили и молились богам, но и прибегали к магии.

Идут века, года, но люди продолжают использовать элементы магии для привлечения в свою жизнь здоровья, счастья и удачи.

Одним из инструментов магии, который помогает привлечь в жизнь человека здоровье, счастье, любовь и удачу является заговор.

В одной из книг я прочла, что заговоры относятся к жанру русского народного творчества на ряду с пословицами и поговорками, сказками и частушками.

Мне стало интересно, что такое заговор, как он строится, из каких элементов он состоит и почему использование заговора может улучшить жизнь человека.

Моя работа направлена не на популяризацию магии, она направлена на понимание того, что заговор – это жанр русского народного творчества, это фольклор и изучать его можно на ряду со сказками, пословицами, поговорками, потешками, частушками и т.д.

1. Выбор темы исследования:

2. Актуальность выбранной темы:

Данная тема актуальна, потому что желание людей быть здоровыми, счастливыми и удачливыми не меняется в течение многих веков. Здоровье, счастье, удачу можно обрести как благодаря образованию, правильному образу жизни, так и с помощью заговоров. Используя заговоры, люди настраивают себя на здоровье, благополучение, счастье, формируют в себе веру, уверенность, желание быть здоровым, удачливым и счастливым, и как следствие жизнь у них начинает налаживаться.

3. Цели проекта: изучить, что такое заговор и провести анализ элементов заговоров (заговорных текстов).

4. Задачи проекта:

– научиться самостоятельно искать необходимую информацию по заданной теме с использованием различных источников;

– рассмотреть классификации заговоров и сравнить их между собой;

– изучить структуру построения заговоров;

– провести сравнительный анализ разных структур построения заговоров;

– для наглядности на примерах разобрать структуру построения нескольких заговоров;

– изучить классификацию персонажей заговоров;

– провести анкетирование (опрос) среди учащихся 5 В класса;

– составить перечень актуальных заговоров на хорошую учебу.

5. Объект исследования: заговоры (заговорные тексты).

6. Предмет исследования: заговоры на различные темы и их использование в повседневной жизни.

8. Методы исследования: изучение и анализ аудио - видео - и текстовых файлов по данной теме, анкетирование одноклассников, метод научного описания основанный на анализе элементов текста заговора.

Глава 1. Заговор – инструмент магии. Связь магии и заговоров

Что такое магия? Чтобы ответить на этот вопрос, следует вначале дать определение этого термина.

Само это слово в греческий язык пришло из шумерского языка, где им обозначали жрецов. Смысл этого слова можно понимать как совершение некоторых действий с целью воздействия на высшие силы.

Вера в сверхъестественное характерна для религиозных, эзотерических и оккультных учений. Во всех этих учениях есть обрядность и, значит, их можно отнести к магии.

Ключевым смыслом магии является обрядность, а смысл любого обряда составляет способность воздействовать на Духовный Мир и на существ, его населяющих. Без способности воздействовать, без веры в то, что такая возможность существует, никакой обряд невозможен. Обряд, как и магия в целом, не будет иметь совершенно никакого смысла, если мы отказываемся верить в существование Духовного Мира и его законов [2].

Обрядность существовала еще у древних египтян, персов, греков и так далее. Магия была популярной в высшем обществе, а в более низких кругах было распространено доступное народное колдовство [2].

К древним формам магии можно отнести шаманизм и магия древних славян. У древних славян были волхвы, которые занимались проведением религиозных и магических обрядов, гаданиями и предсказаниями. Даже до наших времен дошло наследие древних волхвов – это заговоры.

В настоящей работе хочется поговорить подробней о заговорах и их природе, так как именно заговоры широко как использовались в Древней Руси, так и продолжают использоваться в современной России.

В настоящее время ведутся исследования заговоров с точки зрения филологических наук, так как принято считать, что существуют заговорные традиции и что заговор – это один из жанров русского народного творчества и относится к элементам фольклора.

Серьезное исследование заговорной традиции началось только в последние годы, хотя интерес к заговору как особому типу текста проявился еще в XIX веке, в особенности в работах приверженцев мифологической школы. Последние использовали заговоры как материал для реконструкции мифов. Затем на какое то время исследования были оставлены и возобновились лишь во второй половине XX века [5].

Глава 2. Заговоры – жанр русского народного творчества

2.1 История развития заговоров

У русского народа, как и у других народов, есть устное народное творчество, в процессе реализации которого создаются фольклорные тексты. В устном народном творчестве часто присутствует обрядность и обрядовая деятельность.

В литературных источниках [6] всю обрядовую деятельность принято делить на две сферы. Бывает коллективная обрядность, в которую входят праздники и обряды годового цикла, семейные ритуалы. Бывает индивидуальная обрядовая практика – правила поведения и словесные формулы, основанные на религиозном мировоззрении, воспроизводимые отдельным человеком на протяжении жизни и передаваемые от старших к младшим [6]. В индивидуальной обрядовой практике используют заговоры и заклинания.

Моя работа посвящена исследованию заговоров как к жанру устного народного творчества. Согласно литературным источникам заговор относится к малым фольклорным жанрам.

Некоторые исследовали фольклора, такие как В.Н. Топоров, считают, что заговор – это либо особый фольклорный текст, либо разновидность ритуала и связывают заговоры с мифами и ритуалами. Другие исследователи относят заговоры к раннетрадиционному фольклору и также считают, что в их основе основе лежит мифическое мировосприятие, которое придает окружающему миру сокровенный смысл. С мифами заговоры сближает отождествление природного и человеческого, обращение к мифологическим персонажам. В.П. Аникин также отмечает, что заговор сложился еще в докиевскую пору. В этот период происходила замена языческой мировоззренческой системы понятий и представлений новой, христианской [7].

Самые древние заговоры были короткими, так как колдовство могло вообще не сопровождаться словом, а состоять исключительно из одних действий. Но чуть позже при переходе от язычества к христианству возрастает роль слова, утрачиваются магические действия, а структура самого заговора усложняется.

Фольклорный и этнографический материал, собранный исследователем фольклора к началу ХХ века показывает, что и в XVIII, и в XIX и даже в начале XX века заговоры имели широчайшее распространение не только в сельской, но и в городской местности [8].

Из определений что такое заговор можно вывести следующие характерные черты для заговора: воздействие на окружающий мир; магический характер; направленность на достижение цели, результата.

Важным признаком заговора является вера в магическую силу слова.

2.2 Классификация заговоров

Классификация заговоров по Т.В. Зуевой и Б.П. Кирдан [5]

Классификация заговоров по С.М. Толстой [8]

хозяйственные (земледельцев, пастухов, охотников, на удачную торговлю…)

хозяйственные (обеспечивающие урожай, здоровье скота, молочность коров и т.д.)

промысловые (способствующие успешной охоте, рыбной ловле, пчеловодству и т.д.)

лечебные (от зубной боли, кровотечения, укуса змеи и т.д.)

любовные (присушки или отсушки)

социально-бытовые (на царские очи, как отпереться от пытки, на суд идучи, от пули на войне…)

заговоры, регулирующие общественные отношения

заговоры, защищающие от стихийных бедствий и демонов

Авторы выделяют четыре группы заговоров

Автор выделяет шесть групп заговоров

В настоящее время современные исследователи заговора считают, что тексты заговора можно отнести к текстам, в которых главной функцией языка является магическая. То есть язык заговора может подсознательно воздействовать на душевное состояние и поведение человека или общества.

2.3 Построение и структура заговоров

В литературных источниках мне удалось найти несколько разных структур построения заговоров.

Рассмотрим примеры заговоров, которые построены по такой структуре.

2.Структура заговора, предложенная А.В. Юдиным [8] представлена в таблице 2.

Часто такую структуру имели любовные заговоры.

Таблица 2 – Структура заговора по А.В. Юдину

Составная часть заговора

1.Молитвенное вступление (может не быть)

Обычно это христианская молитва

Это часть текста повествовательного характера, которая рассказывает о входе субъекта в мир магических сил

Стану, благословясь, иду, перекрестясь, из избы дверьми в чисто поле за воротами

Это описание действий в центре магического мира. Представляет собой текст нарративного характера, который повествует о том, что и кто находится в центре сакрального пространства заговора. В эпической части заговор присутствует ряд повторяющихся, хотя и варьирующихся мотивов

В этой церкви стоит стол-престол, на столе, на престоле стоит золотое блюдо, из этого золотого блюда умьюся, вся я алыми цветами усажуся, белорозовый цвет, пристань к моему лицу…

Текст нарративного характера, который заклинает персонажа, то есть принуждает его к исполнению воли субъекта. То есть все предыдущие части – лишь подготовка к выражению требования

Мои русые волосы, присмотритеся, мои русы косы, приглядитеся, в меня, девушку, раб Божий (имя) влюбится, в черные брови, в ясные очи, ретивое сердце, черную печень, алую кровь

Текст нарративного характера, магически закрепляющий действие всего предыдущего текста и нейтрализующий допущенные в нем возможные ошибки. Чаще всего это краткая формула

Моим словам – ключ и замок

аналогично вступлению, но является еще более факультативным элементом. Иногда оно сводится к одному слову

Далеко не вовсех заговорах присутствует молитвенное вступление и молитвенное завершение. Их обычно используют люди, которые только начинают работать с заговорами, для того, что бы призвать дополнительную помощь и поддержку от Бога.

Рассмотрим пример заговора, который построен по такой структуре.

В данном заговоре:

Молитвенное вступление – отсутствует;

Если сопоставить между собой эти две структуры построения заговора, то можно сказать, что более древние заговоры были проще и что для заговоров характерна шаблонность. Н.Ф. Познанский отмечает, что шаблонность заговора – это его неотъемлемая часть, которая не встречается больше ни в одном из видов словесности. Шаблонность построения заговора была продиктована тем, что для того, чтобы заклятие достигало своей цели, необходимо было точное, верное знание его формул, а если определенные формулы забыты, то такой текст не имеет силы [8].

Но мир не стоит на месте, все течет и все меняется, изменилась и традиционная структура заговора. Более современная структура заговора представлена в таблице 3.

Таблица 3 – Современная структура заговора

Составная часть заговора

Описание подготовительных действий перед началом акта заговора

2. Обращение к неким силам

Обращение к силам, которые помогают в осуществлении магического действия

3. Эпическая часть

Описание действий того, кто заговор произносит

Описание просьбы лица, который произносит заговор

Концовка, в которой закрепляется эффект произнесенного заговора

6. Молитвенное завершение (может не быть)

Структура этих заговоров очень схожа со структурой древних заговоров.

2.4 Классификация персонажей заговоров

Заговоры – это фольклорные тексты, поэтому для них характерны определенные элементы, например, персонажи.

В настоящее время можно выделить семь основных групп персонажей заговоров [8]:

– универсальные персонажи (высшие, наиболее сакральные и могущественные фигуры христианского пантеон);

– помощники (пресвятая Богородица, святой херувим или природные явления: ветра, вихри, месяц, латырь-камень, заря, солнце, речушка, дым, или птицы, заяц, змея, человек, или сила могучая, чудища);

– противники (ведьмы, колдуны, бесы и другие демонизированные и демонические существа, в том числе болезни);

– активно действующий субъект (Раба Божия (Божья), Раб Божий, местоимение 1 лица – Я);

– лицо, подвергающееся воздействию субъекта, или пассивный персонаж (ты, он, Раба Божия (Божья), Раб Божий, Имя собственное, молодец, суженый, ряженый, парень, мой милый, кровь моя, любовь моя);

– персонаж для сравнения (Человек: отец, мать, народ, род-племя, малый младенец, муж, маленьки ребятки, человек. Животное: заяц, сокол, соболь, корова, теленок, рыба, голубь, голубка, касатка, червь, щур, щука. Природное явление: солнце, свет, вода, берег, травинка, облака, дуб, вьюнок, заря. Неодушевленный предмет: столб, яйцо, полотенце, печка, стрела, мертвое тело).

2.5 Язык заговора

Язык заговора – это особая разновидность языка фольклора, которая:

– соотносится в основных моментах с типовой ситуацией и задается этой ситуацией;

– выступает как одна из составляющих заговорно-заклинательного акта и соотносится с его акциональным и предметным планами;

– обладает специфическими лексическими средствами, с помощью которых заговор реализует функцию воздействия.

Заговорную лексику можно рассматривать с точки зрения отнесенности ее единиц к диалекту или литературному языку. То есть в самом заговоре могут присутствовать слова, которые являются диалектическими, такие словам можно найти в диалектических словарях или же слова, которые употребляются в обычном литературном языке [6]. Особое значение в заговоре играет цвет, то есть употребление цветовых прилагательных.

Я рассматривала заговоры, и мне удалость отметить в них использование следующих цветов.

Белый. Цвет связан с добрым, светлым, солнечным светом, с чем-то чистым, божественным. В заговорах часто употребляется со словами тело, лицо, руки, грудь, свет, камень, лебедь, береза, платок.

Чёрный. Цвет негативных сил и печальных событий, он ассоциируется с мраком и землей. В заговорах часто употребляется со словами брови, очи, печень, кровь, дым, медведь.

Красный. Цвет связан с такими сюжетами заговоров, которые изображают разрушение, уничтожение или может являться симловом красоты. В заговорах часто употребляется со словами кровь, солнышко, легкие, сердце, мясо, лицо, огонь, девица, молодец, красавица.

Алый. Цвет имеет значение красоты. В заговорах употребляется со словами губы, щеки, кровь.

Синий. Цвет ассоциируется с небесным пространством и морем. В заговорах часто употребляется со словами море, небо, облако, ветер.

Зеленый. Этот цвет в заговоре при описании мира природы как символ чего-то живого, растущего. В заговорах часто употребляется со словами лес, луг, дуб, сосны, трава.

Золотой. Золотой цвет является символом солнца, веры и божественности. В заговорах часто употребляется со словами церковь, блюдо, кручина, престол, игла, камень, булавка, щука, месяц.

Серый. Нейтральный цвет, в заговорах употребляется со словами гусь, камень.

Анализ цветовых характеристик дает понять, что заговорах встречается девять основных цветов. Каждый цвет имеет определенную символику и интересные особенности употребления.

2.6. Результаты анкетирования

Для этого я решила провести анкетирование среди одноклассников. Я разработала анкету и провела анкетирование своих одноклассников. Результаты анкетирования представлены в таблице 4.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Магия славянской культуры.

Цель: ввести учеников в мир славянской культуры через магию заговоров, раскрыв их целесообразность в жизни славян; акцентировать внимание учащихся на значимости заговоров как фольклорного явления.

дать учащимся представление о значении магических обрядов в жизни славян;

развивать навыки текстуального анализа; развивать умение самостоятельно ставить цель, определять задачи, оценивать себя и других, работать в группе;

воспитывать интерес к культурному наследию прошлого.

Суеверия и заговоры - это поэзия жизни.

Организационный момент. Упражнение по активизации мозговой деятельности.

Смешная картинка. Попробуйте предположить, что делают все эти люди? (ответы детей).

I. Учитель или специально подготовленный ученик читает:

Матушка крапивушка, святое деревцо! Есть у меня раб Иван, есть у него на зубах черви, а ты оных выведи; а ежели не выведешь, то я тебя высушу; а ежели выведешь, то я тебя в третий день отпущу.

Что я сейчас сделала? Для чего прочла эти слова?

И верно, если у нашего далекого предка болели зубы, он читал заговор от зубной боли, а проговорив, свободно растущую крапиву привязывал у самой земли, а через три дня отвязывал.

Помогало ли ему это? Все может быть. Может быть, он очень верил в силу этих слов, а когда очень веришь – многое получается.

Посмотрите внимательно на тему урока. Как вы считаете, какую цель мы перед собой поставим? Что мы должны узнать, понять, чему научиться?

( Работа с картой урока в группе.) Назвать аналитиков.

Правильно, сегодня мы постараемся понять, почему наши предки так верили в магию, почему магия так глубоко вошла в жизнь древних славян, что некоторые её следы встречаются и в 21 веке.

II. В самом начале урока мы познакомились с заговором от зубной боли.

Как вы считаете, когда, в каких ситуациях наши предки использовали заговоры?

Хозяйственные лечебные любовные ситуативные

Ранее заговоры были связаны с действиями. Конечно же, в любом обществе были такие люди, которые лучше всех их знали. Так появились сначала волхвы, а потом ведуны (ведать – знать), колдуны, знахари.

Интересно то, что заговоры сначала кричали зычными (громкими) голосами, а позже, когда увидели в них что-то таинственное, стали шептать.

В словарях есть определение заговора. Давайте попробуем восстановить

Данное определение. Итак,

Заговор – словесная формула, по суеверным представлениям имеющая магическую силу. Обратим внимание ребят на слово "суеверное", попытаемся выяснить, как понимают они это слово.

("суе" - "попусту, зря, напрасно"; "верие" - "вера", следовательно, это пустая, ложная, неправильная вера).

Пустая, ложная, неправильная вера…Так с какой же целью славяне обращались к заговорам, почему верили в них?

А вот почему это поэзия жизни? ( Ответы детей)

III . Перед вами отрывок текста ситуативного заговора – воинского (экран).

Выхожу я во чистое поле, сажусь на зеленый луг, во зеленом лугу есть зелья могучие, а в них сила видима – невидима. Срываю три былинки: белая, черная, красная. Красную метать буду за Океан – море, на остров Буян, под меч-кладенец; . С тем мечом отобью силу чужеземную, с той уздечкой обработаю коня ярого, с тем колчаном, с каленою стрелою, разобью врага супостата. Заговариваю я ратного человека (имя) на войну с сим заговором. Мой заговор крепок, как камень Алатырь.

Как мы читаем? На что, по-вашему, похож текст заговора? (народные песни, былины читали нараспев).

Какие лексические средства выразительности, стилистические и синтаксические фигуры сближают заговор с народной поэзией? (лексические повторы, эпитеты, метафоры; анафоры, инверсия; число три; олицетворение сил природы).

Интересна образная система заговора. Например, камень Алатырь.

(Камни почитали древние славяне, так как именно из камня и дерева вырезались боги (каменные бабы)). Почитались огромные волны, особенно те, которые были у водоемов. Считалось, что они приносят исцеление. По некоторым поверьям с камнем связано происхождение человека. Камень Алатырь (Латырь; бел-горюч) восточных славян – отец всех камней. Именно он делает тело воина таким же крепким, как камень. Отсюда пошли и образы – каменная стена, каменные тучи, стрелы, пули и т.д.).

Итак, какой вывод из нашего исследования текста заговора мы можем сделать?

(Логический: заговор, действительно, поэзия жизни древних славян).

IV . Групповая работа.

Мы ранее говорили, что слова заклинаний сопровождались действиями, магия присутствовала и в повседневной жизни, в специальных предметах, одежде. Сейчас мы поработаем в группах и решим те исследовательские задачи, которые каждая группа определит для себя и запишет в рабочую карту урока. На столах групп лежат изображения славянских костюмов, игрушек, хороводов, украшений. Определите, какая задача будет стоять перед каждой группой во время исследования этих изображений.

Работа детей над определением задач исследования.

1 группа – работа с одеждой. Детям дается настоящая рубаха с поясом или ее изображение.

Задача исследования – предположите, почему именно так располагаются узоры на рубахе, и для чего нужен был пояс. Пояс снимали очень редко. (Вышивка и пояс – обереги от нечистой силы).

2 группа – фотография девушки или юноши. Вокруг головы обвязана ленточка. Украшения: серьги и бусы.

Задача исследования – предположите, для чего нужно было обвязывать голову ленточкой, носить так много сережек, бус. (Обереги отпугивают нечистую силу)

3 группа – изображение колыбельки древних славян с пологом под потолком, погремушка и куколкой – пеленашкой.

Задача исследования – предположите, каким образом все эти предметы относятся к магическим.

4 группа – изображения славянских хороводов.

Задача исследования – предположите, в чём магия хоровода.

После работы каждая группа представляет итоги исследования, работает на компьютере. Групп и заданий может быть больше.

(Ответы детей, обсуждение)

V . Итог урока.

Спасибо за работу. Итак, сейчас нам нужно подвести итог всему сказанному сегодня на уроке.

Заговоры были важны для жизни древних славян. Именно заговоры помогали людям жить, надеяться. Заговоры являются неотъемлемой частью славянского фольклора.

VI . Домашнее задание : найти и объяснить следы магии в виде суеверий в окружающем мире. VII .Работа аналитиков.

Читайте также: