Сообщение содержание которого характеризует человека как личность

Обновлено: 05.07.2024

Личность-это основная отличительная особеность человека. Каждый человек отличается от другого своей неповторимой личностью, она уникальна, не повторима. Какова личность человека можно понять не только по его привычкам, характеру, речи, но ещё и по его поступкам. По поступкам можно многое узнать о человеке. По его действиям ( поступкам) можно судить каков он: добрый или злой, вежливый или грубый. Зная личность человека, можно предположить, как он поступит в определенной ситуации: струсит или проявит храбрость, солжет или скажет правду. Исходя из всего выше сказаного можно сделать вывод: поступок человека характеризует его как личность!

Леди

Что такое личность?

  1. Совокупность особенностей психики и поведения, формирующаяся на основе самооценки человека, а также на основе того, как он оценивает свою жизнь и окружение.
  2. Уникальный человек со своей системой ценностей, привычками, образом мышления и прочими индивидуальными особенностями.

Эти три понятия довольно близки, и каждое из них может использоваться, чтобы подчеркнуть, что речь идёт о конкретном человеке. При этом все они несколько отличаются по смыслу. Рассмотрим каждое понятие подробнее.

По сути, каждый человек становится индивидом в момент рождения. Постепенно он растёт, у него формируется определенный характер, появляется индивидуальность. По мере накопления социального опыта формируются нормы морали и нравственности, вырабатываются принципы поведения. Именно эти качества и делают его личностью.

Структура личности

Личность представляет собой достаточно сложную систему, для структурирования которой психологи используют четыре уровня:

На каждом уровне можно найти уникальные особенности, характеризующие конкретную личность. Умение различать их и связанные с ними личностные качества – очень полезный навык, овладев которым, можно научиться лучше понимать близких и самого себя.

6 главных элементов личности

Личность – это уникальный набор индивидуальных особенностей. В неё входит широкий спектр характеристик, которые для удобства изучения разделяют на 6 основных категорий. Каждую из них мы рассмотрим подробно.

1. Способности

В эту группу входят все индивидуальные умения и навыки, помогающие личности решать различные задачи. Часть способностей дана человеку от рождения, но большинство из них формируется в течение жизни. Для простоты классификации способности дополнительно объединяют в группы:

  • простейшие – базовые способности, обеспечивающие основные функции организма (умение дышать, ходить);
  • сложные – приобретенные способности (умение говорить, рисовать, играть на фортепиано);
  • общие – способности, которые есть у каждого человека, но у кого-то выражены заметно лучше, чем у других (например, музыкальный слух или хорошая память);
  • специальные – редкие способности, требующие таланта или сложного обучения (например, умение писать музыку);
  • теоретические – умение производить сложные расчёты в уме и решать сложные творческие задачи;
  • практические – умение успешно решать различные задачи в повседневной жизни;
  • коммуникативные – умение договариваться и располагать людей к себе;
  • предметно-деятельные – умение взаимодействовать с различными предметами, использовать подручные средства для решения задач.

Отдельные способности могут относиться к нескольким группам из этого списка. К примеру, способность забивать гвозди является сложной. При этом она общая, поскольку есть у всех взрослых людей, и практической, поскольку направлена на решение вполне конкретной задачи. Кроме того, она относится к предметно-деятельным способностям, поскольку в процессе забивания гвоздя приходится использовать молоток.

2. Воля

Воля как свойство личности подразумевает способность осознанно контролировать свои поступки, поведение, эмоции и желания. В качестве основных признаков воли выступают такие факторы как:

  • умение преодолевать трудности;
  • способность принимать обдуманные решения, избегая импульсивных;
  • умение целенаправленно двигаться к долгосрочным целям;
  • способность ограничивать свои слабости и желания;
  • умение планировать и действовать согласно плану;
  • ощущение морального удовлетворения при продвижении к цели.

Воля – важнейший фактор, способствующий достижению целей, развитию и личностному росту человека. Именно благодаря воле мы можем эффективно справляться с жизненными трудностями.

3. Характер

  • волевые (целеустремленность, упорство, уступчивость);
  • деловые (ответственность, добросовестность, склонность к прокрастинации);
  • коммуникативные (открытость, вежливость, грубость);
  • мотивационные (качества, мотивирующие и направляющие нас);
  • инструментальные (качества, формирующие стиль поведения).

4. Темперамент

Темперамент – это набор динамических свойств психики, от которого зависит сила и скорость протекания психических процессов. В современной психологии используется классическая модель Гиппократа, включающая 4 типа темперамента:

  1. Меланхолический.Меланхолики очень ранимы и впечатлительны, они сдаются, едва столкнувшись с первой преградой на пути к цели. Также им свойственны частые перемены настроения.
  2. Холерический.Холерики более жизнерадостны и целеустремленны, чем меланхолики, и всё же они не особо позитивны. Они часто раздражаются, демонстрируют высокий уровень токсичности, не сдерживают свою эмоциональность. Как правило, холерик сам не осознаёт, насколько неприятным бывает в общении, и не замечает, что обидел кого-то.
  3. Флегматический.Флегматики обычно ведут себя спокойно и уравновешенно. Они не особо активны и предпочитают наблюдать за событиями со стороны. Также они консервативны, зато очень усидчивы, благодаря чему отлично справляются с большими объемами рутинной работы.
  4. Сангвинический.Самыми положительными среди всех являются сангвиники. Они в меру активны, оптимистичны и жизнерадостны. Они не настолько энергичны, как холерики, но благодаря своему оптимизму и позитивному восприятию окружающей действительности, как правило, добиваются гораздо больших успехов.

Знание четырех типов темперамента по Гиппократу может быть очень полезным, поскольку оно позволяет лучше понимать близких и знать, чего от них можно ожидать.

5. Эмоции

Эмоции – это переживания, возникающие вследствие удовлетворения либо неудовлетворения наших потребностей. В психологии все доступные человеку эмоции принято делить на 4 группы:

  • простейшие – эмоции, связанные с удовлетворением базовых потребностей, находящихся на первой ступеньке пирамиды Маслоу;
  • настроение – текущее эмоциональное состояние, обусловленное внешними обстоятельствами и внутренними факторами;
  • аффекты – мощные и плохо контролируемые эмоциональные всплески, возникающие в критических ситуациях;
  • чувства – переживания, связанные с определенным человеком или объектом (привязанность, любовь, злость, зависть, раздражение, ностальгия).

Эмоции – важная составляющая личности. Эмоциональность человека сильно влияет на то, как мы его воспринимаем, заставляет нас сближаться с ним или держаться от него подальше.

6. Мотивация

Мотивация – это механизм, побуждающий нас к активным действиям. На неё влияют следующие факторы:

  • мотивы – психологические причины, заставляющие человека целенаправленно осуществлять определенные действия;
  • стимулы – внутренние и внешние факторы, подталкивающие индивида к достижению определенной цели; – состояния, при которых человек чувствует, что ему чего-то не хватает;
  • побуждения – стремления к определенным целям, которые индивид сам не осознаёт;
  • намерения – продуманные действия, которые индивид собирается осуществить для достижения определенной цели.

Мотивация является важнейшим фактором нашего развития, движущей силой, помогающей нам уверенно двигаться к достижению наших целей. У каждой личности есть собственный уникальный набор мотивирующих факторов. И любой человек, желающий добиться успеха во всех сферах жизни, должен уметь понимать, что мотивирует его и его близких.

Заключение

Личность – это зрелый человек, имеющий полностью сформировавшуюся систему ценностей и жизненных принципов. Уникальность личности проявляется на всех четырех её уровнях. Кроме того, у каждой личности есть свои индивидуальные способности, характер, темперамент, воля, эмоции и своя мотивация. Именно поэтому людям бывает тяжело понимать друг друга. Но разобравшись, как формируется и как проявляется личность, можно научиться гораздо лучше понимать как себя самого, так и своих близких.

kakie-kachestva-harakterizuyut-lichnost1

Изучая особенности характера определенного человека, можно выявить какие качества характеризуют личность. В основе их проявления выступают влияние индивидуального опыта, знаний, способностей и возможностей людей. Список биологических особенностей включает врожденные характеристики человека. Остальные качества личности приобретены в результате жизнедеятельности:

Означает несводимость к индивидным, биологическим характеристикам людей, насыщенность социо-культурным содержанием.

Неповторимость и оригинальность внутреннего мира отдельного индивида, его независимость и невозможность отнести к тому или иному социальному или психологическому типу.

Внутреннее единство и тождество (равенство самому себе) в любых жизненных ситуациях.

Умение изменять себя самого и условия своего существования, независимость от окружающих условий, умение быть источником собственной активности, причиной поступков и признание ответственности за совершаемые дела.

Основа взаимодействия с окружающим миром, готовность относиться к другим людям как к высшей ценности, равноценной собственной, а не как к средству достижения целей.

Список качеств

Структура личности включает темперамент, волевые качества, способности, характер, эмоции, социальные установки и мотивацию. А также отдельно следующие качества:

  • Самостоятельность;
  • Интеллектуальное самосовершенствование;
  • Коммуникативность;
  • Доброта;
  • Трудолюбие;
  • Честность;
  • Целеустремленность;
  • Ответственность;
  • Уважение;
  • Доверие;
  • Дисциплинированность;
  • Гуманность;
  • Милосердие;
  • Любознательность;
  • Объективность.

Личные качества человека составляют внутреннее восприятие и внешние проявления. Внешнее проявление включает список показателей:

  • врожденный или приобретенный артистизм;
  • привлекательные внешние данные и чувство стиля; способности и отчетливое произношение речи;
  • грамотный и утонченный подход к невербальному общению.

Основные качества личности (ее внутреннего мира) можно классифицировать по ряду признаков:

  • всесторонняя оценка ситуации и отсутствие противоречивого восприятия информации;
  • присущая любовь к людям;
  • непредвзятое мышление;
  • позитивная форма восприятия;
  • мудрое суждение.

Уровень этих показателей определяет индивидуальные особенности изучаемого индивида .

Структура индивидуальных качеств

Для более точного определения качества личности человека, следует выделить его биологическую структуру. Она состоит из 4 уровней:

  1. Темперамент, включающий характеристики генетической предрасположенности (нервной системы).
  2. Степень уникальных психических процессов, позволяющая определить личные качества человека. На получение результата влияет уровень индивидуального восприятия, воображения, проявления волевых признаков, чувств и внимания.
  3. Опыт людей, характеризующийся знаниями, способностями, возможностями и привычками.
  4. Показатели общественной направленности, включая отношение субъекта к внешней среде обитания. Развитие личностных качеств выступает направляющим и регулирующим фактором поведения – интересы и взгляды, убеждения и аттитюды (состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение людей ), моральные нормы.

Указанные выше категории тесно взаимосвязаны с потребностями и характером, способностями и эгоцентризмом людей. Совокупность общих показателей влияет на создание индивидуальной оболочки личности.

Черты людей, характеризующие их темперамент

Типы людей

Врожденные качества личности формируют его как социальное существо. Учитываются поведенческие факторы, тип деятельности и круг общения. Категорию разделяют 4 понятия: сангвиник, меланхолик, холерик и флегматик.

  • Сангвиник – сильная и уравновешенная личность, легко подстраивающаяся под новую среду обитания и преодолевающая препятствия. Общительность, отзывчивость, открытость, жизнерадостность и лидерство – основные черты личности.
  • Меланхолик – слабая и малоподвижная личность . Под влиянием сильных раздражителей возникают нарушения в поведении, проявляющиеся пассивным отношением ко всякой деятельности. Замкнутость, пессимизм, тревожность, склонность к рассуждениям и обидчивость – характерные черты меланхоликов.
  • Холерики – сильные, неуравновешенные, энергичные качества личности. Они вспыльчивы и несдержанны. Обидчивость, импульсивность, эмоциональность и неустойчивость – явные показатели беспокойного темперамента.
  • Флегматик – уравновешенная, инертная и медлительная личность, не склонная к переменам. Личностные показатели выступают в легком преодолении негативных факторов. Надежность, доброжелательность, миролюбие и рассудительность – отличительные черты спокойных людей.

Индивидуальные черты характера

kakie-kachestva-harakterizuyut-lichnost4

Характер выступает совокупностью черт индивидуума, которые проявляются в разных типах деятельности, общения и отношений с людьми.Развитие личностных качеств формируется на фоне жизненных процессов и рода деятельности людей. Для более точной оценки характера людей следует детально изучить поведенческие факторы в конкретных обстоятельствах.

  • циклоидный – переменчивость настроения;
  • гипертимная акцентуация заключается в высокой активности, недоведении дел до конца;
  • астенический – капризные и депрессивные личные качества;
  • сенситивный – робкая личность;
  • истероидный – задатки лидерства и тщеславия;
  • дистимный – сосредоточенная на негативной стороне текущих событий.

Индивидуальные способности людей

Индивидуальные психологические качества личности способствуют достижению успеха и совершенства в определенной деятельности. Они определяются общественной и исторической практикой личности, результатами взаимодействий биологически-психических показателей.

Существуют разные уровни способностей:

  1. одаренность;
  2. талант;
  3. гениальность.

Развитие алгоритма личностных качеств и способностей людей характеризуется умением научиться новому в умственной сфере. Специальные особенности проявляются в конкретном виде деятельности (музыкальной, художественной, педагогической и др.).

Волевые черты людей


Регулировка поведенческих факторов, связанных с преодолением внутреннего и внешнего дискомфорта, позволяет определить личные качества: уровень усилий и планов для совершения действий, концентрации в заданном направлении. Воля проявляется в следующих свойствах:

    – уровень усилий для достижения желаемого результата;
  • настойчивость – возможность мобилизации для преодоления неприятностей;
  • выдержка – способность ограничивать чувства, мышление и действия.

Смелость, самообладание, обязательность – личные качества волевых людей. Они классифицируются на простые и сложные акты. В простом случае побуждения к действию перетекают в его выполнение автоматически. Сложные акты осуществляются на основе мотивации , составлении плана и учета последствий.

Человеческие чувства


Стойкое отношение людей к реальным или воображаемым объектам возникают и формируются на основе культурно-исторического уровня. Меняются лишь способы их проявления, исходя от исторических эпох. Чувства людей индивидуальны.

Мотивации личности

Мотивы и побуждения, способствующие активации действий, формируются из потребностей людей. Стимулирующие качества личности бывают осознанными и неосознанными.

Они проявляются в виде:

  • стремления к успеху;
  • избегания неприятностей;
  • получения власти и др.

Как проявляются и как распознать свойства личности

Личные качества индивидуума определяются путем анализа поведенческих факторов:

  • самооценка. Черты характера проявляются в отношении к себе: скромные или уверенные, самонадеянные и самокритичные, решительные и храбрые, люди с высоким уровнем самообладания или безволия;
  • оценка отношения индивидуума к социуму. Различают разные степени взаимоотношений субъекта с представителями общества: честные и справедливые, общительные и вежливые, тактичные, грубые и др.; уникальной личности определяются уровнем интересов в трудовой, учебной, спортивной или творческой сфере;
  • выяснение положения личности в обществе происходит в тесной взаимосвязи мнения о ней;
  • при изучении психологических факторов, особое внимание уделяется памяти, мышлению и вниманию, характеризующих развитие личностных качеств;
  • наблюдения за эмоциональным восприятием ситуаций позволяет оценить реакцию индивида при решении проблем или ее отсутствие;
  • измерение уровня ответственности. Основные качества серьезной личности проявляются в трудовой деятельности в виде творческого подхода, предприимчивости, инициативы и доведения дела до желаемого результата.

Группирование признаков, способствующих распознанию личности:

  • субъекты, осознающие наличие присущих им социальных черт;
  • люди, принимающие участие в социальной и культурной жизни общества;
  • личностные качества и характер человека легко определить в социальной взаимосвязи через общение и трудовую сферу;
  • личности, четко осознающие свою особенность и значимость в общественности.

Личные и профессиональные качества человека проявляются при формировании мировоззрения и внутреннего восприятия. Индивидуум всегда задается философскими вопросами о жизни, своей значимости в общественности. Он имеет свои идеи, взгляды и жизненные позиции, влияющие на формирование личности.

В понимании обывателя личность — это человек, обладающий сильным характером, имеющий собственное мнение, способный нестандартно мыслить и действовать, не боясь осуждения толпы. Иначе говоря, по мнению большинства, далеко не все люди заслуживают этого высокого звания. Ведь многие предпочитают позицию серой мышки, мирно живущей в собственном мирке и беспокоящейся о том, что же о ней скажут соседи и сослуживцы.

Что такое личность?


Какое же место занимает термин личность в системе современной психологии? Он находится между индивидом и индивидуальностью. При этом индивид — это отдельно взятый представитель человеческого рода, а под индивидуальностью подразумевается отражение специфических наследственных или приобретенных черт конкретного человека.

Составляющие личности

Чтобы полностью осветить многогранность каждого из нас, используются признаки, характеризующие человека как личность. К ним, по мнению современных ученых, относятся:

  • характер,
  • темперамент,
  • мотивация,
  • способности.

Каждое из этих понятий раскрывает человеческую натуру с определенной стороны. Поэтому только после тщательного анализа всех пунктов и соединения полученной информации в единое целое можно говорить о создании исчерпывающего портрета члена общества.

Характер

Как правило, под характером понимается совокупность стабильных черт человека, влияющих на его поведение. При этом принято разделять все свойства на 4 группы, каждая из которых отражает отношение личности к одному из аспектов жизни:

  • к другим людям,
  • к труду,
  • к вещам,
  • к себе.

Основываясь на этих данных, можно приписать каждому из нас один из наиболее распространенных типов характеров:

  • психастенический — нерешительный, склонный к самоанализу и размышлениям;
  • шизоидный — замкнутый, отстраненный от окружающего мира;
  • гипертимный — подвижный и общительный;
  • эпилептоидный — с низкой реакцией, угрюмый, скрупулезный и консервативный;
  • сенситивный — робкий, впечатлительный;
  • астеноневротический — устающий от общения, раздражительный и тревожный;
  • истероидный — эгоцентричный, жаждущий всеобщего внимания и одобрения;
  • эмоционально-лабильный — склонный к частым сменам настроения;
  • инфантильный — отказывающийся от ответственности за себя и свои поступки;
  • неустойчивый — слабый, безвольный, тяготеющий к развлечениям и безделью.

Разумеется, поведение человека не всегда определяется только его характером. Однако в большинстве случаев именно он оказывает решающее влияние на поступки и слова.

Темперамент

Темперамент служит основой характера и обуславливается типом высшей нервной деятельности. Иначе говоря, базой для него становятся психофизиологические особенности человека, а значит, его можно отнести к врожденным свойствам личности. Темперамент в основном влияет на активность и интенсивность действий, а не на их содержание.

Выделяют 4 типа темперамента:

  • холерик — взрывной, нередко агрессивный, подвижный и подверженный частым и резким сменам настроения;
  • меланхолик — впечатлительный и ранимый, утомляемый и склонный к самобичеванию;
  • флегматик — спокойный и уравновешенный, с большим трудом адаптирующийся к новым условиям и задачам;
  • сангвиник — энергичный и общительный, активный и жизнерадостный.

Мотивация

Чтобы человек начал действовать, демонстрируя свои личностные характеристики, ему нужна мотивация. Она представляет собой психофизиологический процесс, стимулирующий на совершение того или иного поступка. От силы мотивации зависит активность и направленность деятельности, а также ее результативность. При этом оптимальными являются средние показатели. При слишком слабой или чрезмерно сильной мотивации производительность резко снижается.

Также существует положительная и отрицательная мотивация. Базой для такого деления служит полярность стимулов. В первом случае идет речь о получении в результате действия награды, пользы или удовольствия. А во втором случае выполнение задач направлено на то, чтобы избежать наказания, штрафа, порицания.

На устойчивость мотивации влияет источник стимула. Нужды самого человека создают постоянные предпосылки для выполнения действий. А вот если поведение обуславливают внешние факторы, то для сохранения импульса требуется постоянное подкрепление.

Способности

Чтобы вся активность приносила ожидаемый эффект, нужны способности. Под этим словом понимаются не только умения и навыки, позволяющие заниматься определенной деятельностью, но и скорость и глубина их освоения. Такие параметры зависят от внутренних психических процессов.

Способности принято делить на общие и специальные. Первые — поисковая активность, творческий подход и интеллект — необходимы для совершения практически всех действий. Поэтому степень их развития нередко коррелирует с успешностью человека в целом. Специальные способности более конкретны: например, склонность к музыке, литературе, математике, конструированию, спорту и т. д. Без них невозможно достичь достойных результатов в специфических областях деятельности.

  • задатки,
  • способности,
  • талант,
  • гениальность.


Человек, как биосоциальное существо, многогранен: он может взаимодействовать с другими людьми и выполнять разные роли. В обществознании существует несколько понятий, относящихся к человеку. Узнаем кратко о человеке, индивиде, личности.


Человек, с одной стороны, биологический вид, обладающий признаками животного. С другой стороны, он – социальное существо и развивается только в обществе.

Маугли, герой произведения Р. Киплинга, жил среди волков. Такие случаи происходили и в жизни, но дети, прожившие среди животных, с трудом возвращались в человеческое общество, имели отставание в развитии, не умели разговаривать, их было уже невозможно обучить тому, что умели их сверстники.

Разберемся в понятиях и выявим соотношение понятий – человек, индивид, личность, индивидуальность.

  • Индивид– отдельно взятый человек, представитель человеческого вида. Это понятие обозначает человека как живое существо данного вида, не выделяя при этом его социальные качества;
  • Личность– человек, обладающий социально значимыми качествами, приобретенными им в процессе жизни, умеющий взаимодействовать с другими людьми;
  • Индивидуальность– человек, обладающий особыми качествами характера, уникальными, отличающими его от других людей; неповторимое своеобразие человека.


Личность

Первое и самое главное качество, присущее личности – сознание, то есть понимание своей деятельности, умение ставить цели, мечтать, отражать свое отношение к окружающему миру. Говорят так: “личностью не рождаются, личностью становятся”. Процесс становления личности называется социализация.

Признаки, характеризующие личность:

которые читают вместе с этой





  • осознание себя в обществе, своего “я”;
  • способность заниматься различными видами деятельности (в зависимости от возраста – игра, учение, труд);
  • способность приобретать необходимые для успешной деятельности знания и навыки.

Все люди являются личностями, но есть такие, которые не соответствуют требованиям общества: преступная личность, не развитая личность и так далее.

Уважение к личности. Общество одобряет или осуждает личность.
Отношение к ней зависит:

  • от труда человека;
  • от отношения к окружающему миру;
  • от оценки им самого себя.

Индивидуальность

Каждый человек является индивидуальностью. Он уникален по своей природе и отличается от других людей:

  • внешностью: телосложение, цвет глаз и волос, черты лица;
  • качествами характера: кто-то активен, много разговаривает, нуждается в общении и друзьях, а кто-то любит одиночество;
  • способности к той или иной деятельности: пение или музыка, рисование, спорт.

Сильная личность

Часто в обществе появляются люди, которых называют сильными личностями. Их характеризует умение отказаться от личных интересов в пользу других людей, своей Родины, преодолевать серьезные трудности.

Людвиг ван Бетховен, известный по всему миру композитор, рано потерял слух, а затем и зрение, но, несмотря на это, продолжал сочинять музыку и делиться ею с другими. Сейчас его произведения не теряют популярности, но мало кто знает, что их автор писал, буквально чувствуя музыку.

Что мы узнали?

Понятия человек, индивид, личность, индивидуальность объединяет то, что все они характеризуют людей как биологических и социальных существ, обладающих природными свойствами и качествами, приобретаемыми в процессе жизни и взаимодействия с другими членами общества. Такая система понятий помогает упорядочить свойства человека и с разных сторон его рассмотреть. Индивид – биологическое существо, один из всех людей. Личность – обладающая рядом социальных качеств. Индивидуальность – имеющая уникальный по своей природе набор свойств и особенностей. Каждый человек является индивидом, личностью и индивидуальностью.

Читайте также: