Сообщение словообразование и орфография
Обновлено: 08.07.2024
Морфемы – значимые части слова: основа, окончание, корень, приставка, суффикс.
1) Окончание - изменяемая часть слова, которая обеспечивает связь слов в словосочетании и предложении и указывает значение рода, числа, падежа
Как выделить окончание в слове |
1. Исследовать, изменяется ли слово. Если не изменяется – окончания нет. 2. Если изменяется, то изменить, ставя слово в две или три формы. 3. Изменяющаяся часть слова – окончание. |
Надо запомнить:деепричастия, наречия, предлогиокончаний не имеют, т.к. являются неизменяемыми частями речи.
ПРИМЕРЫ:
Колыхаясь и сверкая, движутся полки (М.Лермонтов).
Летом на улице жарко. (В предложении слово летомявляется наречием, а не существительным, т.к. отвечает на вопрос Когда? и является обстоятельством, следовательно, окончания не имеет. Жаркотакже является наречием, окончания в этом слове нет)
Работы были выполнены в течение суток. (В течение – производный предлог, неизменяемая часть речи, окончания нет.)
Надо запомнить: изменяемые части речи могут иметь нулевое окончание. Чтобы найти его, поставьте слово в две или три формы.
Зима (0) – зимой, о зиме.
Много птиц (0)– птица, о птице.
Слышал (0) – слышала, слышали.
Одевал(0)ся – одевалась, одевались.
Прибежал (0) – прибежала, прибежали.
2) Корень – общая часть родственных слов, значимая часть слова. Слова с одинаковыми корнями называются однокоренными.
Как выделить корень в слове |
1. Найти основу: для этого выделить окончание. 2. Подобрать родственные (однокоренные, т. е. с одинаковым значением) слова. 3. Найти наименьшую общую часть родственных слов. |
Пример: 1) вода; 2) водяной, водный, водянистый; 3) вода |
3) Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Как выделить приставку в слове |
1. Найти в слове корень. 2. Определить часть слова, стоящую перед корнем. 3. Подобрать однокоренные слова без первой части, т.е. без приставки. |
Пример: 1) подводный 2) подводный 3) водяной, вода, водянистый |
4) Суффикс– значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Как выделить суффикс в слове |
1. Найти основу (часть слова без окончания) 2. Найти слово, от которого образовалось анализируемое слово. Выделить в нем основу (она называется производящей). 3. Наложить основы в словах друг на друга и выделить последующую часть слова, которая образовала наше анализируемое слово. |
Пример: 1) руководитель(0) 2) руководить 3) руководитель - руководить |
Надо запомнить:в слове может быть не один, а два и более суффиксов.
Обычно два суффикса:
1. В глаголах прошедшего времени (глагольный тематический –а-, -я-, -и-, -е-, -ну- и формообразующий суффикс –л-). Например: прыгнул,прочитал.
2. В глаголах на –ся, -сь. Например: восторгается, улыбаюсь;
3. В деепричастиях. Например: запекая, вычистив, сказав, возвращаясь.
4. В причастиях. Например: прочитанный, разыгравший, избегающий.
Морфемика - это состав, строение слова
Морфемы – значимые части слова: основа, окончание, корень, приставка, суффикс.
1) Окончание - изменяемая часть слова, которая обеспечивает связь слов в словосочетании и предложении и указывает значение рода, числа, падежа
Как выделить окончание в слове |
1. Исследовать, изменяется ли слово. Если не изменяется – окончания нет. 2. Если изменяется, то изменить, ставя слово в две или три формы. 3. Изменяющаяся часть слова – окончание. |
Надо запомнить:деепричастия, наречия, предлогиокончаний не имеют, т.к. являются неизменяемыми частями речи.
ПРИМЕРЫ:
Колыхаясь и сверкая, движутся полки (М.Лермонтов).
Летом на улице жарко. (В предложении слово летомявляется наречием, а не существительным, т.к. отвечает на вопрос Когда? и является обстоятельством, следовательно, окончания не имеет. Жаркотакже является наречием, окончания в этом слове нет)
Работы были выполнены в течение суток. (В течение – производный предлог, неизменяемая часть речи, окончания нет.)
Надо запомнить: изменяемые части речи могут иметь нулевое окончание. Чтобы найти его, поставьте слово в две или три формы.
Зима (0) – зимой, о зиме.
Много птиц (0)– птица, о птице.
Слышал (0) – слышала, слышали.
Одевал(0)ся – одевалась, одевались.
Прибежал (0) – прибежала, прибежали.
2) Корень – общая часть родственных слов, значимая часть слова. Слова с одинаковыми корнями называются однокоренными.
Как выделить корень в слове |
1. Найти основу: для этого выделить окончание. 2. Подобрать родственные (однокоренные, т. е. с одинаковым значением) слова. 3. Найти наименьшую общую часть родственных слов. |
Пример: 1) вода; 2) водяной, водный, водянистый; 3) вода |
3) Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Как выделить приставку в слове |
1. Найти в слове корень. 2. Определить часть слова, стоящую перед корнем. 3. Подобрать однокоренные слова без первой части, т.е. без приставки. |
Пример: 1) подводный 2) подводный 3) водяной, вода, водянистый |
4) Суффикс– значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Как выделить суффикс в слове |
1. Найти основу (часть слова без окончания) 2. Найти слово, от которого образовалось анализируемое слово. Выделить в нем основу (она называется производящей). 3. Наложить основы в словах друг на друга и выделить последующую часть слова, которая образовала наше анализируемое слово. |
Пример: 1) руководитель(0) 2) руководить 3) руководитель - руководить |
Надо запомнить:в слове может быть не один, а два и более суффиксов.
Обычно два суффикса:
1. В глаголах прошедшего времени (глагольный тематический –а-, -я-, -и-, -е-, -ну- и формообразующий суффикс –л-). Например: прыгнул,прочитал.
2. В глаголах на –ся, -сь. Например: восторгается, улыбаюсь;
3. В деепричастиях. Например: запекая, вычистив, сказав, возвращаясь.
4. В причастиях. Например: прочитанный, разыгравший, избегающий.
ГОСТ
Русский язык: связь словообразования и орфографии
Словообразование и орфография являются двумя разделами функциональной природы. В отличие от структурных разделов, к которым относятся фонетика, морфемика, лексика и синтаксис, данные разделы изучают не сами единицы языка и особенности их строения, а их функциональный аспект: употребление в речи для образования новых слов и соблюдения критериев нормативности письма.
Словообразование – это отрасль языкознания, изучающая процессы словопроизводства.
Центральной единицей данного раздела является морфема в её деривационной функции, то есть как основное средство производства новых лексем.
Словообразование является важнейшим путем пополнения словарного состава языка, поэтому связано как с лексикой, так и с грамматикой, поскольку новые слова должны строиться в соответствии с морфологическими законами русского языка.
Словообразование необходимо отличать от словоизменения. Критерии различия состоят в следующем:
Готовые работы на аналогичную тему
Орфография регулирует нормативный аспект письменной речи, помогая осуществлять правильный выбор написания.
Единицей изучения орфографии является орфограмма – место возможной ошибки в слове.
Орфограммы обусловлены как позицией в слове, так и принадлежностью слов к определённому грамматическому классу:
- Первые являются орфограммами в морфемах – приставках, корнях, суффиксах и окончаниях разных слов.
- Вторые относятся к нормам написания слов разных частей речи.
Связь орфографии и словообразования проявляется в том, что русская орфография опирается на фонематический принцип письма, который предполагает:
- Фиксированный орфографический облик морфем – значимых частей слов. Например, суффиксы –чив-, -лив-, -оват-/-еват- пишутся одинаково независимо от произношения или ударения: противоречивый, доверчивый, драчливый, причудливый, беловатый, рыжеватый.
- Единообразие в процессе отображения морфем на письме. Например, корни – свет- , -мер- (мерить) пишутся одинаково во всех однокоренных словах в связи с тем, что независимо от фонетической позиции это одна и та же морфема с закреплённым за ней лексическим значение. Например, светильник, светлеть, светлица, примерять (одежду), измерение, помериться силами.
Применение навыков словообразовательного анализа в практике правописания
Нередко для решения вопроса о правописании того или иного слова необходимо обращаться к словообразовательному анализу. Рассмотрим это на конкретных примерах.
Учёт словообразовательного принципа важен для правильного написания служебных слов. Производные предлоги отличаются от совпадающих с ними по звучанию предложно-падежных сочетаний: вследствие засухи урожай уничтожен – в следствии открылись новые обстоятельства; переговорил с партнёром насчёт аванса – перечислил деньги на счёт, открытый в банке.
Взаимосвязь орфографии и словообразования очевидна, и опора на знания в области производства слов помогает избежать ошибок на письме.
Слова состоят из значимых частей, которые называются морфемами: приставки, корня, суффикса и окончания.
Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании. Окончание выражает различные грамматические значения частей речи: 1) у имён существительных, имён числительных, личных местоимений – значение падежа и числа; 2) у имён прилагательных, причастий, местоимений – значение падежа, числа и рода; 3) у глаголов в настоящем и будущем времени – значение лица и числа; 4) у глаголов в прошедшем времени – значение рода и числа.
Запомните: окончание может быть нулевым, то есть не выраженным звуками (врач, дом); оно обнаруживается при сравнении форм слова.
Часть изменяемого слова без окончания называется основой слова . Основа может быть охарактеризована, как непроизводная, производная, производящая.
Непроизводная основа – это основа слов, не образованных от каких-либо других слов, имеющих первичный характер.
Производная основа – это основа слов, образованных от каких-либо других слов путём присоединения различных морфем (приставок, суффиксов).
Различайте слова с нулевым окончанием и неизменяемые слова, в которых выделяется только основа (говоря, завтра, длиннее).
Слова, имеющие одинаковый корень, называются однокоренными (водный, подводный, вода, заводь, водянистый, подводник).
Запомните: существуют слова, которые имеют один и тот же корень, но разные лексические значения (гора, горный, угореть, загореть, перегореть), они не являются однокоренными.
Приставка – это значимая часть слова, которая сто¬ит перед корнем и служит для образования новых слов (вода, подводный).
Запомните: кроме исконно русских приставок (О-, ОТ-, ПОД-, НАД-, ПЕРЕ-), существуют иноязычные (КОНТР-, СУБ-, АД-, ИН-, КОН-, ОБ-).
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (тонкость, тонковатый; водяной, водянистый).
Упражнение № 1
Серость, озером, навзничь, увлекся, запах, читаю, вперед, повернуть, направо, снова, догорал, слишком, прилежно, грустно, рекой, написан, шквал, оправдать, кормилец, морозец, моторист, ливень, издавна.
Упражнение № 2
Мороз, подморозить, правдивый, оправдать, оценивать, оценка, винный, повинность, кормежка, кормовой, пояснение, ясность, любить, возлюбленный, наслаждение, сладкий.
Упражнение № 3
Примечание: особое место в русском языке занимает морфема -ТЬ (-ТИ), которую некоторые лингвисты выделяют как суффикс (не входит в основу слова), другие – как окончание.
Просвещение, удивительный, примиряющий, очаро¬вание, поражать, написал, отдавать, выдающийся, вы¬разить, избежать, справа, удивительно, вырасти, опря¬тен, удачен, преломление, бедняга.
Способы образования слов в русском языке
- неморфологический – переход слов из одной части речи в другую: Дежурный учитель остановил нас на перемене (прилагательное). – Мы подошли к дежурному I существительное);
- морфологический:
- приставочный (развеселый – веселый);
- суффиксальный (красноватый – красный);
- приставочно-суффиксальный (втайне – тайна);
- бессуффиксный (синь – синий);
- сложение (газопровод).
- сложением целых слов (диван-кровать);
- сложением части слова и целого слова (турфирма);
- сложением основ с помощью соединительных гласных -О (-Е) (пешеход, железобетон).
- сложением начальных звуков (вуз);
- сложением начальных букв (МГУ);
- сложением слогов или частей слов (полпред);
- смешанным способом (главк).
Упражнение № 4
Изгнанник, коренастый, ТЮЗ планировать, пре¬лестный, пиротехник, присоединение, родственник, сосредоточенный, невнимательный.
Упражнение 5
Упражнение № 6
Упражнение № 7
Жестокое сердце, железная дорога, древняя Русь, естественные науки, строительство машин, бледное лицо, плановый и экономический вопрос, длинные ноги, сорок граду сов, строить корабли, профессиональный союз, тысяча верст
Различайте слова, образованные путем сложения (морфологический способ, садовод) и слияния (неморфологический способ, малопригодный).
Упражнение № 8
Вечнозеленый, белоснежный, птицеферма, малопригодный, нижеподписавшийся, стенгазета, труднопроходимый, АТС.
Словообразование. Орфография
В русском языке существуют корни с чередованием гласных е//и (замереть – замирать, протереть – протирать и т. п.), а//о (излагать – изложить, кланяться – поклониться и т. п.), а(я)//им или а(я)//ин (снять – снимать, начать – начинать и т. п.).
Выбор нужного в каждом конкретном случае варианта корня определяется четырьмя факторами: ударением; суффиксом, употребляемым после корня; качеством последнего согласного в корне; значением.
Запомните: в корнях -ПЛАВ- – -ПЛОВ- в безударном положении пишется А: плавать, поплавок, плавник (исключение: пловец, пловчиха). В слове плывун пишется Ы в соответствии с произношением.
Упражнение № 9
Прик. снуться к двери, пол. жить на стол, зам. рать от восторга, несг. раемый ящик, свет з. рницы, точность изложения, оз. ренный молнией, широкая р. внина, выр. вненная дорога, бл. стеть на солнце, соб. раться в дорогу, откл. нение в сторону, изл. гать факты, выр. щенный плод, вск. чить на ходу, нар. стающий шум, накл. ниться к земле, соприк. саться с огнем, высказанное предпол. жение, изб. рательная кампания, прятаться в зар. слях, выск. чить из кустов, прил. гать усилия, непром. каемый плащ, ур. внять в правах, бл. стящий оратор, борьба за р. вноправие, прекл. нение перед авторитетом, неук. снительное исполнение.
Упражнение № 10
Выпишите слова, вставляя пропущенные буквы, в три колонки: а) слова с проверяемыми безударными гласными (укажите проверочные слова); б) слова с чередующимися гласными (подчеркните их); в) слова с непроверяемыми гласными (приведите в скобках одно родственное слово).
Провозгл. шать, бл. стательный, бл. снуть, об. ятельный, насл. ждение, предпол. гать, предпол. жить, тр. диция, объед. нение, к. сается, прик. снувшийся, благосл. влять, тв. рец, претв. рить, утв. рь, просв. щать, накл. ниться, б. гряный, пл. нительный, несг. раемый, к. нфликт, оч. рование, оз. ривший, ижд. венец, впеч. тляющий, выпл. вка, пл. вец, к. варство, сож. ление, нар. щение, р. стущий, выр. сший, выск. чка, на ск. ку, ск. чок, ар. мат, б. чевать, вым. кший, ав. нгард, погл. тить, ув. дание, р. вномерный, ур. вновешенный, р. весник, инт. лл. гентный, напр. женность.
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Словообразование и орфография. Презентация на заданную тему содержит 17 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается , от чего и с помощью чего образуется слово Орфография – раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов
МОРФЕМНЫЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ ПРИСТАВОЧНЫЙ СУФФИКСАЛЬНЫЙ ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ БЕССУФФИКСНЫЙ
Морфемика Морфе́мика —раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово.
Корни Корень — основная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Является обязательной частью любого слова — не существует слов без корня.
Приставки Приставки – находится перед корнем. Уточняют смысл корня,передают лексическое значение, иногда выражают и грамматическое значение (напр., вид глаголов).
Суффиксы Суффиксы -значение (словообразовательное). Передают и лексическое, и (чаще) грамматическое значение. Может перевести слово из одной части речи в другую.
Окончания Окончания - значимая часть слова , которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Располагаются в самом конце слов, бывает нулевым.
Определите способ словообразования Распол..жить, р..сточек, выт..реть, наез..ник, выр..стить, уз..конить, ож..вить, бе..чувственный.
Определите способ словообразования слова ПОДОСИНОВИК. БЕССУФФИКСНЫЙ ПРИСТАВОЧННЫЙ ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ СУФФИКСАЛЬНЫЙ
Стать грамотным человеком нужно обязательно в школе - потом уже будет некогда, а говорить и писать с ошибками всегда стыдно. Осознанному пониманию системы русского языка поможет словообразовательный словарь. Он показывает структуру слова, элементы, из которых оно состоит. Пользуйтесь словарем и запоминайте! Станьте грамотными людьми! Стать грамотным человеком нужно обязательно в школе - потом уже будет некогда, а говорить и писать с ошибками всегда стыдно. Осознанному пониманию системы русского языка поможет словообразовательный словарь. Он показывает структуру слова, элементы, из которых оно состоит. Пользуйтесь словарем и запоминайте! Станьте грамотными людьми!
Способы словообразования — это морфологический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический способ. Способы словообразования показывают, с помощью каких языковых средств образуются новые слова.
Умение определить способы образования слов в русском языке позволит правильно выполнить словообразовательный разбор лексем, составить словообразовательную цепочку и словообразовательное гнездо.
В русском языке выделяются следующие способы словообразования:
- морфологический;
- лексико-синтаксический;
- морфолого-синтаксический;
- лексико-семантический.
Каждый из названных способов словообразования — это активно функционирующая модель образования слов с помощью различных аффиксов и их комбинаций, это слияние (сращение), переход из одной части речи в другую и др.
Вначале рассмотрим морфологический способ образования слов как наиболее продуктивный.
Морфологический способ словообразования
Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами.
-
, или приставки; ; ; , или соединительные гласные; , или окончания.
Отметим, что флексии и формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании.
В зависимости от того, с помощью какой морфемы или комбинации аффиксов образована новая лексема, в русском языке различают следующие виды морфологического способа словообразования:
1. Префиксальный (приставочный) способ — это образование нового слова путем присоединения префикса (приставки) к производящей основе:
2. Суффиксальный способ (суффиксация) — это присоединение к производящей основе словообразующего суффикса:
3. Приставочно-суффиксальный способ используется в образовании новых слов с помощью двух аффиксов: приставки и суффикса:
4. Нулевая суффиксация (безаффиксный, бессуффиксальный способ) — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса:
5. Постфиксация — это присоединение к производящей основе постфиксов -то, -либо, -нибудь, -ся:
6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) способ используется для образования новых слов с помощью приставки и постфикса:
7. Суффиксально-постфиксальный способ — это присоединение к производящей основе одновременно двух аффиксов: суффикса и постфикса.
8. Сложение — способ образования, при котором происходит соединение
1) двух производящих основ в одно слово
а) без помощи соединительной гласной (интерфикса):
- кресло-кровать;
- платье-халат;
- ракета-носитель;
- ковёр-самолет;
б) с помощью интерфикса:
2) сложение усеченной основы и слова:
3) сложение усеченных основ слов:
4) аббревиация — сложение звуков или названий начальных букв словосочетаний:
9. Сложносуффиксальный способ — это сложение производящих основ с помощью интерфикса и с одновременной суффиксацией:
Таблица с примерами
текст → под текст
гна ть → до гнать
бел ый → бел изн а
паха ть → пах от а
сотвори ть → сотвор ени е
люд и → без люд н ый
долг ий → за долг о
дом → на дом ник
отдыха ть → отдых
зелен ый → зелень
супруг → супруга
как ой → какой- нибудь
чт о → что- то
где → где- либо
6. Сложение:
1) двух основ
2) двух основ + суффикс
3) сокращенных основ
4) начальных букв или звуков
пожар , опасн ый → пожароопасный
диван , кровать → диван-кровать
канат , ходи ть → канатоход ец
мор е, плава ть → мореплава тель
спец иальный кор респондент → спецкор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО
7. Слияние целых слов
густо, населенный → густонаселенный
мало, знакомый → малознакомый
8. Переход из одной части речи в другую
загорающие (сущ.) - загорающие (прич.) люди;
прохожий (сущ.) - прохожий (прил.) человек
Лексико-синтаксический способ словообразования
- вперед смотрящий → вперёдсмотрящий;
- сего дня → сегодня;
- с ума сшедший → сумасшедший.
При таком способе происходит слияние, или сращение, самостоятельных слов разных частей речи в одну лексическую единицу. Слияние отличается от сложения тем, что методом сложения образуются сложные слова только от полнозначных слов или их частей.
Слияние образовало лексемы от сочетаний слов, включая служебные слова, с сохранением порядка слов и падежных окончаний. Слова, в старину писавшиеся раздельно, в современном языке пишутся слитно и приобретают одно ударение:
В современном русском языке очень продуктивно слияние в образовании сложных слов, первой частью которых является наречие с суффиксом -о- или -е (быстро, высоко, выше-, низко, ниже-, близко, ближе-, глубоко, легко, мало, много и пр.), а второй частью — прилагательное или причастие:
- высоко, витаминный → высок о витаминный корм;
- мало, изученный → мал о изученный район;
- слабо, видящий → слаб о видящий человек;
- низко, оплачиваемый → низк о оплачиваемый работник;
- глубоко, уважаемый → глубок о уважаемый;
- выше указанный → выш е указанный.
Морфолого-синтаксический способ словообразования
Морфолого-синтаксический способ словообразования представляет собой переход слова из одной части речи в другую. Так образовалось множество существительных из прилагательных (причастий), которые потеряли способность обозначать признак и приобрели вещественность.
Произошла субстантивация (лат. substantivum — имя существительное) — грамматический переход в разряд существительных слов других частей речи.
Понаблюдаем:
- мостовая (прил.) → булыжная мостовая (сущ.);
- животное (прил.) существо → диковинное животное (сущ.) ;
- набережная (прил.) улица → красивая набережная (сущ.);
- приёмная комната → приёмная директора;
- рабочий человек → квалифицированный рабочий.
Переход слов из одной части речи в другую может происходить путем лексикализации — превращением отдельной грамматической формы в слово новой части речи:
- любоваться (чем?) верхом — ехать (как?) верхом;
- темной ночью — спать (когда?) ночью.
- морозной зимой — родился (когда?) зимой.
Таким способом формы творительного падежа существительных изрядно пополнили самостоятельную часть речи наречие:
Лексико-семантический способ словообразования
Лексико-семантический способ словообразования представляет собой распад значений многозначного слова. Значения слова расходятся по смыслу настолько далеко друг от друга, что образуют отдельные лексические единицы. Так в русском языке возникают омонимы:
- титан — гигант, вступивший в схватку с врагом;
- титан — большой металлический бак для кипячения воды;
- титан — твердый металл.
Читайте также: