Сообщение словообразование и орфография

Обновлено: 08.07.2024

Морфемы – значимые части слова: основа, окончание, корень, приставка, суффикс.

1) Окончание - изменяемая часть слова, которая обеспечивает связь слов в словосочетании и предложении и указывает значение рода, числа, падежа

Как выделить окончание в слове
1. Исследовать, изменяется ли слово. Если не изменяется – окончания нет. 2. Если изменяется, то изменить, ставя слово в две или три формы. 3. Изменяющаяся часть слова – окончание.

Надо запомнить:деепричастия, наречия, предлогиокончаний не имеют, т.к. являются неизменяемыми частями речи.

ПРИМЕРЫ:
Колыхаясь и сверкая, движутся полки (М.Лермонтов).

Летом на улице жарко. (В предложении слово летомявляется наречием, а не существительным, т.к. отвечает на вопрос Когда? и является обстоятельством, следовательно, окончания не имеет. Жаркотакже является наречием, окончания в этом слове нет)

Работы были выполнены в течение суток. (В течение – производный предлог, неизменяемая часть речи, окончания нет.)

Надо запомнить: изменяемые части речи могут иметь нулевое окончание. Чтобы найти его, поставьте слово в две или три формы.

Зима (0) – зимой, о зиме.

Много птиц (0)– птица, о птице.

Слышал (0) – слышала, слышали.

Одевал(0)ся – одевалась, одевались.

Прибежал (0) – прибежала, прибежали.

2) Корень – общая часть родственных слов, значимая часть слова. Слова с одинаковыми корнями называются однокоренными.

Как выделить корень в слове
1. Найти основу: для этого выделить окончание. 2. Подобрать родственные (однокоренные, т. е. с одинаковым значением) слова. 3. Найти наименьшую общую часть родственных слов.
Пример: 1) вода; 2) водяной, водный, водянистый; 3) вода

3) Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Как выделить приставку в слове
1. Найти в слове корень. 2. Определить часть слова, стоящую перед корнем. 3. Подобрать однокоренные слова без первой части, т.е. без приставки.
Пример: 1) подводный 2) подводный 3) водяной, вода, водянистый

4) Суффикс– значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Как выделить суффикс в слове
1. Найти основу (часть слова без окончания) 2. Найти слово, от которого образовалось анализируемое слово. Выделить в нем основу (она называется производящей). 3. Наложить основы в словах друг на друга и выделить последующую часть слова, которая образовала наше анализируемое слово.
Пример: 1) руководитель(0) 2) руководить 3) руководитель - руководить

Надо запомнить:в слове может быть не один, а два и более суффиксов.

Обычно два суффикса:

1. В глаголах прошедшего времени (глагольный тематический –а-, -я-, -и-, -е-, -ну- и формообразующий суффикс –л-). Например: прыгнул,прочитал.

2. В глаголах на –ся, -сь. Например: восторгается, улыбаюсь;

3. В деепричастиях. Например: запекая, вычистив, сказав, возвращаясь.

4. В причастиях. Например: прочитанный, разыгравший, избегающий.

Морфемика - это состав, строение слова

Морфемы – значимые части слова: основа, окончание, корень, приставка, суффикс.

1) Окончание - изменяемая часть слова, которая обеспечивает связь слов в словосочетании и предложении и указывает значение рода, числа, падежа

Как выделить окончание в слове
1. Исследовать, изменяется ли слово. Если не изменяется – окончания нет. 2. Если изменяется, то изменить, ставя слово в две или три формы. 3. Изменяющаяся часть слова – окончание.

Надо запомнить:деепричастия, наречия, предлогиокончаний не имеют, т.к. являются неизменяемыми частями речи.

ПРИМЕРЫ:
Колыхаясь и сверкая, движутся полки (М.Лермонтов).

Летом на улице жарко. (В предложении слово летомявляется наречием, а не существительным, т.к. отвечает на вопрос Когда? и является обстоятельством, следовательно, окончания не имеет. Жаркотакже является наречием, окончания в этом слове нет)

Работы были выполнены в течение суток. (В течение – производный предлог, неизменяемая часть речи, окончания нет.)

Надо запомнить: изменяемые части речи могут иметь нулевое окончание. Чтобы найти его, поставьте слово в две или три формы.

Зима (0) – зимой, о зиме.

Много птиц (0)– птица, о птице.

Слышал (0) – слышала, слышали.




Одевал(0)ся – одевалась, одевались.

Прибежал (0) – прибежала, прибежали.

2) Корень – общая часть родственных слов, значимая часть слова. Слова с одинаковыми корнями называются однокоренными.

Как выделить корень в слове
1. Найти основу: для этого выделить окончание. 2. Подобрать родственные (однокоренные, т. е. с одинаковым значением) слова. 3. Найти наименьшую общую часть родственных слов.
Пример: 1) вода; 2) водяной, водный, водянистый; 3) вода

3) Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Как выделить приставку в слове
1. Найти в слове корень. 2. Определить часть слова, стоящую перед корнем. 3. Подобрать однокоренные слова без первой части, т.е. без приставки.
Пример: 1) подводный 2) подводный 3) водяной, вода, водянистый

4) Суффикс– значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Как выделить суффикс в слове
1. Найти основу (часть слова без окончания) 2. Найти слово, от которого образовалось анализируемое слово. Выделить в нем основу (она называется производящей). 3. Наложить основы в словах друг на друга и выделить последующую часть слова, которая образовала наше анализируемое слово.
Пример: 1) руководитель(0) 2) руководить 3) руководитель - руководить

Надо запомнить:в слове может быть не один, а два и более суффиксов.

Обычно два суффикса:

1. В глаголах прошедшего времени (глагольный тематический –а-, -я-, -и-, -е-, -ну- и формообразующий суффикс –л-). Например: прыгнул,прочитал.

2. В глаголах на –ся, -сь. Например: восторгается, улыбаюсь;

3. В деепричастиях. Например: запекая, вычистив, сказав, возвращаясь.

4. В причастиях. Например: прочитанный, разыгравший, избегающий.

Гост

ГОСТ

Русский язык: связь словообразования и орфографии

Словообразование и орфография являются двумя разделами функциональной природы. В отличие от структурных разделов, к которым относятся фонетика, морфемика, лексика и синтаксис, данные разделы изучают не сами единицы языка и особенности их строения, а их функциональный аспект: употребление в речи для образования новых слов и соблюдения критериев нормативности письма.

Словообразование – это отрасль языкознания, изучающая процессы словопроизводства.

Центральной единицей данного раздела является морфема в её деривационной функции, то есть как основное средство производства новых лексем.

Словообразование является важнейшим путем пополнения словарного состава языка, поэтому связано как с лексикой, так и с грамматикой, поскольку новые слова должны строиться в соответствии с морфологическими законами русского языка.

Словообразование необходимо отличать от словоизменения. Критерии различия состоят в следующем:

Готовые работы на аналогичную тему

Орфография регулирует нормативный аспект письменной речи, помогая осуществлять правильный выбор написания.

Единицей изучения орфографии является орфограмма – место возможной ошибки в слове.

Орфограммы обусловлены как позицией в слове, так и принадлежностью слов к определённому грамматическому классу:

  • Первые являются орфограммами в морфемах – приставках, корнях, суффиксах и окончаниях разных слов.
  • Вторые относятся к нормам написания слов разных частей речи.

Связь орфографии и словообразования проявляется в том, что русская орфография опирается на фонематический принцип письма, который предполагает:

  1. Фиксированный орфографический облик морфем – значимых частей слов. Например, суффиксы –чив-, -лив-, -оват-/-еват- пишутся одинаково независимо от произношения или ударения: противоречивый, доверчивый, драчливый, причудливый, беловатый, рыжеватый.
  2. Единообразие в процессе отображения морфем на письме. Например, корни – свет- , -мер- (мерить) пишутся одинаково во всех однокоренных словах в связи с тем, что независимо от фонетической позиции это одна и та же морфема с закреплённым за ней лексическим значение. Например, светильник, светлеть, светлица, примерять (одежду), измерение, помериться силами.

Применение навыков словообразовательного анализа в практике правописания

Нередко для решения вопроса о правописании того или иного слова необходимо обращаться к словообразовательному анализу. Рассмотрим это на конкретных примерах.

Учёт словообразовательного принципа важен для правильного написания служебных слов. Производные предлоги отличаются от совпадающих с ними по звучанию предложно-падежных сочетаний: вследствие засухи урожай уничтожен – в следствии открылись новые обстоятельства; переговорил с партнёром насчёт аванса – перечислил деньги на счёт, открытый в банке.

Взаимосвязь орфографии и словообразования очевидна, и опора на знания в области производства слов помогает избежать ошибок на письме.

Слова состоят из значимых частей, которые называются морфемами: приставки, корня, суффикса и окончания.

Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании. Окончание выражает различные грамматические значения частей речи: 1) у имён существительных, имён числительных, личных местоимений – значение падежа и числа; 2) у имён прилагательных, причастий, местоимений – значение падежа, числа и рода; 3) у глаголов в настоящем и будущем времени – значение лица и числа; 4) у глаголов в прошедшем времени – значение рода и числа.

Запомните: окончание может быть нулевым, то есть не выраженным звуками (врач, дом); оно обнаруживается при сравнении форм слова.

Часть изменяемого слова без окончания называется основой слова . Основа может быть охарактеризована, как непроизводная, производная, производящая.

Непроизводная основа – это основа слов, не образованных от каких-либо других слов, имеющих первичный характер.

Производная основа – это основа слов, образованных от каких-либо других слов путём присоединения различных морфем (приставок, суффиксов).

Различайте слова с нулевым окончанием и неизменяемые слова, в которых выделяется только основа (говоря, завтра, длиннее).

Слова, имеющие одинаковый корень, называются однокоренными (водный, подводный, вода, заводь, водянистый, подводник).

Запомните: существуют слова, которые имеют один и тот же корень, но разные лексические значения (гора, горный, угореть, загореть, перегореть), они не являются однокоренными.

Приставка – это значимая часть слова, которая сто¬ит перед корнем и служит для образования новых слов (вода, подводный).

Запомните: кроме исконно русских приставок (О-, ОТ-, ПОД-, НАД-, ПЕРЕ-), существуют иноязычные (КОНТР-, СУБ-, АД-, ИН-, КОН-, ОБ-).

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (тонкость, тонковатый; водяной, водянистый).

Упражнение № 1

Серость, озером, навзничь, увлекся, запах, читаю, вперед, повернуть, направо, снова, догорал, слишком, прилежно, грустно, рекой, написан, шквал, оправдать, кормилец, морозец, моторист, ливень, издавна.

Упражнение № 2

Мороз, подморозить, правдивый, оправдать, оценивать, оценка, винный, повинность, кормежка, кормовой, пояснение, ясность, любить, возлюбленный, наслаждение, сладкий.

Упражнение № 3

Примечание: особое место в русском языке занимает морфема -ТЬ (-ТИ), которую некоторые лингвисты выделяют как суффикс (не входит в основу слова), другие – как окончание.

Просвещение, удивительный, примиряющий, очаро¬вание, поражать, написал, отдавать, выдающийся, вы¬разить, избежать, справа, удивительно, вырасти, опря¬тен, удачен, преломление, бедняга.

Способы образования слов в русском языке

  • неморфологический – переход слов из одной части речи в другую: Дежурный учитель остановил нас на перемене (прилагательное). – Мы подошли к дежурному I существительное);
  • морфологический:
  • приставочный (развеселый – веселый);
  • суффиксальный (красноватый – красный);
  • приставочно-суффиксальный (втайне – тайна);
  • бессуффиксный (синь – синий);
  • сложение (газопровод).
  • сложением целых слов (диван-кровать);
  • сложением части слова и целого слова (турфирма);
  • сложением основ с помощью соединительных гласных -О (-Е) (пешеход, железобетон).
  • сложением начальных звуков (вуз);
  • сложением начальных букв (МГУ);
  • сложением слогов или частей слов (полпред);
  • смешанным способом (главк).

Упражнение № 4

Изгнанник, коренастый, ТЮЗ планировать, пре¬лестный, пиротехник, присоединение, родственник, сосредоточенный, невнимательный.

Упражнение 5

Упражнение № 6

Упражнение № 7

Жестокое сердце, железная дорога, древняя Русь, естественные науки, строительство машин, бледное лицо, плановый и экономический вопрос, длинные ноги, сорок граду сов, строить корабли, профессиональный союз, тысяча верст

Различайте слова, образованные путем сложения (морфологический способ, садовод) и слияния (неморфологический способ, малопригодный).

Упражнение № 8

Вечнозеленый, белоснежный, птицеферма, малопригодный, нижеподписавшийся, стенгазета, труднопроходимый, АТС.

Словообразование. Орфография

В русском языке существуют корни с чередованием гласных е//и (замереть – замирать, протереть – протирать и т. п.), а//о (излагать – изложить, кланяться – поклониться и т. п.), а(я)//им или а(я)//ин (снять – снимать, начать – начинать и т. п.).

Выбор нужного в каждом конкретном случае варианта корня определяется четырьмя факторами: ударением; суффиксом, употребляемым после корня; качеством последнего согласного в корне; значением.

Запомните: в корнях -ПЛАВ- – -ПЛОВ- в безударном положении пишется А: плавать, поплавок, плавник (исключение: пловец, пловчиха). В слове плывун пишется Ы в соответствии с произношением.

Упражнение № 9

Прик. снуться к двери, пол. жить на стол, зам. рать от восторга, несг. раемый ящик, свет з. рницы, точность изложения, оз. ренный молнией, широкая р. внина, выр. вненная дорога, бл. стеть на солнце, соб. раться в дорогу, откл. нение в сторону, изл. гать факты, выр. щенный плод, вск. чить на ходу, нар. стающий шум, накл. ниться к земле, соприк. саться с огнем, высказанное предпол. жение, изб. рательная кампания, прятаться в зар. слях, выск. чить из кустов, прил. гать усилия, непром. каемый плащ, ур. внять в правах, бл. стящий оратор, борьба за р. вноправие, прекл. нение перед авторитетом, неук. снительное исполнение.

Упражнение № 10

Выпишите слова, вставляя пропущенные буквы, в три колонки: а) слова с проверяемыми безударными гласными (укажите проверочные слова); б) слова с чередующимися гласными (подчеркните их); в) слова с непроверяемыми гласными (приведите в скобках одно родственное слово).

Провозгл. шать, бл. стательный, бл. снуть, об. ятельный, насл. ждение, предпол. гать, предпол. жить, тр. диция, объед. нение, к. сается, прик. снувшийся, благосл. влять, тв. рец, претв. рить, утв. рь, просв. щать, накл. ниться, б. гряный, пл. нительный, несг. раемый, к. нфликт, оч. рование, оз. ривший, ижд. венец, впеч. тляющий, выпл. вка, пл. вец, к. варство, сож. ление, нар. щение, р. стущий, выр. сший, выск. чка, на ск. ку, ск. чок, ар. мат, б. чевать, вым. кший, ав. нгард, погл. тить, ув. дание, р. вномерный, ур. вновешенный, р. весник, инт. лл. гентный, напр. женность.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Словообразование и орфография. Презентация на заданную тему содержит 17 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается , от чего и с помощью чего образуется слово Орфография – раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов

МОРФЕМНЫЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ ПРИСТАВОЧНЫЙ СУФФИКСАЛЬНЫЙ ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ БЕССУФФИКСНЫЙ

Морфемика Морфе́мика —раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово.

Корни Корень — основная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Является обязательной частью любого слова — не существует слов без корня.

Приставки Приставки – находится перед корнем. Уточняют смысл корня,передают лексическое значение, иногда выражают и грамматическое значение (напр., вид глаголов).

Суффиксы Суффиксы -значение (словообразовательное). Передают и лексическое, и (чаще) грамматическое значение. Может перевести слово из одной части речи в другую.

Окончания Окончания - значимая часть слова , которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Располагаются в самом конце слов, бывает нулевым.

Определите способ словообразования Распол..жить, р..сточек, выт..реть, наез..ник, выр..стить, уз..конить, ож..вить, бе..чувственный.

Определите способ словообразования слова ПОДОСИНОВИК. БЕССУФФИКСНЫЙ ПРИСТАВОЧННЫЙ ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ СУФФИКСАЛЬНЫЙ

Стать грамотным человеком нужно обязательно в школе - потом уже будет некогда, а говорить и писать с ошибками всегда стыдно. Осознанному пониманию системы русского языка поможет словообразовательный словарь. Он показывает структуру слова, элементы, из которых оно состоит. Пользуйтесь словарем и запоминайте! Станьте грамотными людьми! Стать грамотным человеком нужно обязательно в школе - потом уже будет некогда, а говорить и писать с ошибками всегда стыдно. Осознанному пониманию системы русского языка поможет словообразовательный словарь. Он показывает структуру слова, элементы, из которых оно состоит. Пользуйтесь словарем и запоминайте! Станьте грамотными людьми!

Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это мор­фо­ло­ги­че­ский, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический спо­соб. Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния пока­зы­ва­ют, с помо­щью каких язы­ко­вых средств обра­зу­ют­ся новые слова.

Умение опре­де­лить спо­со­бы обра­зо­ва­ния слов в рус­ском язы­ке поз­во­лит пра­виль­но выпол­нить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор лек­сем, соста­вить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ное гнездо.

В рус­ском язы­ке выде­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие спо­со­бы словообразования:

  1. мор­фо­ло­ги­че­ский;
  2. лексико-синтаксический;
  3. морфолого-синтаксический;
  4. лексико-семантический.

Каждый из назван­ных спо­со­бов сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это актив­но функ­ци­о­ни­ру­ю­щая модель обра­зо­ва­ния слов с помо­щью раз­лич­ных аффик­сов и их ком­би­на­ций, это сли­я­ние (сра­ще­ние), пере­ход из одной части речи в дру­гую и др.

Вначале рас­смот­рим мор­фо­ло­ги­че­ский спо­соб обра­зо­ва­ния слов как наи­бо­лее продуктивный.

Морфологический способ словообразования

Морфологический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния явля­ет­ся основ­ным в обо­га­ще­нии сло­вар­но­го соста­ва рус­ско­го язы­ка. Новые сло­ва обра­зу­ют­ся на базе име­ю­щих­ся про­из­во­дя­щих основ путём соче­та­ния их с раз­лич­ны­ми аффиксами.

    , или приставки; ; ; , или соеди­ни­тель­ные гласные; , или окончания.

Отметим, что флек­сии и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы не участ­ву­ют в словообразовании.

Морфологический способ словообразования

В зави­си­мо­сти от того, с помо­щью какой мор­фе­мы или ком­би­на­ции аффик­сов обра­зо­ва­на новая лек­се­ма, в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие виды мор­фо­ло­ги­че­ско­го спо­со­ба словообразования:

1. Префиксальный (при­ста­воч­ный) спо­соб — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния пре­фик­са (при­став­ки) к про­из­во­дя­щей основе:

2. Суффиксальный спо­соб (суф­фик­са­ция) — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­во­об­ра­зу­ю­ще­го суффикса:

3. Приставочно-суффиксальный спо­соб исполь­зу­ет­ся в обра­зо­ва­нии новых слов с помо­щью двух аффик­сов: при­став­ки и суффикса:

4. Нулевая суф­фик­са­ция (без­аф­фикс­ный, бес­суф­фик­саль­ный спо­соб) — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва с помо­щью нуле­во­го суф­фик­са:

5. Постфиксация — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве пост­фик­сов -то, -либо, -нибудь, -ся:

6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) спо­соб исполь­зу­ет­ся для обра­зо­ва­ния новых слов с помо­щью при­став­ки и постфикса:

7. Суффиксально-постфиксальный спо­соб — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве одно­вре­мен­но двух аффик­сов: суф­фик­са и постфикса.

8. Сложение — спо­соб обра­зо­ва­ния, при кото­ром про­ис­хо­дит соединение

1) двух про­из­во­дя­щих основ в одно слово

а) без помо­щи соеди­ни­тель­ной глас­ной (интер­фик­са):

  • кресло-кровать;
  • платье-халат;
  • ракета-носитель;
  • ковёр-самолет;

б) с помо­щью интерфикса:

2) сло­же­ние усе­чен­ной осно­вы и слова:

3) сло­же­ние усе­чен­ных основ слов:

4) аббре­ви­а­ция — сло­же­ние зву­ков или назва­ний началь­ных букв словосочетаний:

9. Сложносуффиксальный спо­соб — это сло­же­ние про­из­во­дя­щих основ с помо­щью интер­фик­са и с одно­вре­мен­ной суффиксацией:

Таблица с примерами

текст → под текст
гна ть → до гнать

бел ый → бел изн а
паха ть → пах от а
сотво­ри ть → сотвор ени е

люд и → без люд н ый
долг ий → за долг о
дом → на дом ник

отды­ха ть → отдых
зелен ый → зелень
супруг → супруга

как ой → какой- нибудь
чт о → что- то
где → где- либо

6. Сложение:
1) двух основ

2) двух основ + суффикс

3) сокра­щен­ных основ

4) началь­ных букв или звуков

пожар , опасн ый → пожароопасный
диван , кро­вать → диван-кровать
канат , ходи ть → кана­то­ход ец
мор е, пла­ва ть → море­пла­ва тель
спец иаль­ный кор респон­дент → спецкор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО

7. Слияние целых слов

густо, насе­лен­ный → густонаселенный
мало, зна­ко­мый → малознакомый

8. Переход из одной части речи в другую

заго­ра­ю­щие (сущ.) - заго­ра­ю­щие (прич.) люди;
про­хо­жий (сущ.) - про­хо­жий (прил.) человек

Лексико-синтаксический способ словообразования

  • впе­ред смот­ря­щий → вперёдсмотрящий;
  • сего дня → сегодня;
  • с ума сшед­ший → сумасшедший.

При таком спо­со­бе про­ис­хо­дит сли­я­ние, или сра­ще­ние, само­сто­я­тель­ных слов раз­ных частей речи в одну лек­си­че­скую еди­ни­цу. Слияние отли­ча­ет­ся от сло­же­ния тем, что мето­дом сло­же­ния обра­зу­ют­ся слож­ные сло­ва толь­ко от пол­нознач­ных слов или их частей.

Слияние обра­зо­ва­ло лек­се­мы от соче­та­ний слов, вклю­чая слу­жеб­ные сло­ва, с сохра­не­ни­ем поряд­ка слов и падеж­ных окон­ча­ний. Слова, в ста­ри­ну писав­ши­е­ся раз­дель­но, в совре­мен­ном язы­ке пишут­ся слит­но и при­об­ре­та­ют одно ударение:

В совре­мен­ном рус­ском язы­ке очень про­дук­тив­но сли­я­ние в обра­зо­ва­нии слож­ных слов, пер­вой частью кото­рых явля­ет­ся наре­чие с суф­фик­сом -о- или (быст­ро, высо­ко, выше-, низ­ко, ниже-, близ­ко, ближе-, глу­бо­ко, лег­ко, мало, мно­го и пр.), а вто­рой частью — при­ла­га­тель­ное или причастие:

  • высо­ко, вита­мин­ный → высок о вита­мин­ный корм;
  • мало, изу­чен­ный → мал о изу­чен­ный район;
  • сла­бо, видя­щий → слаб о видя­щий человек;
  • низ­ко, опла­чи­ва­е­мый → низк о опла­чи­ва­е­мый работник;
  • глу­бо­ко, ува­жа­е­мый → глу­бок о ува­жа­е­мый;
  • выше ука­зан­ный → выш е ука­зан­ный.

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Морфолого-синтаксический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой пере­ход сло­ва из одной части речи в дру­гую. Так обра­зо­ва­лось мно­же­ство суще­стви­тель­ных из при­ла­га­тель­ных (при­ча­стий), кото­рые поте­ря­ли спо­соб­ность обо­зна­чать при­знак и при­об­ре­ли вещественность.

Произошла суб­стан­ти­ва­ция (лат. substantivum — имя суще­стви­тель­ное) — грам­ма­ти­че­ский пере­ход в раз­ряд суще­стви­тель­ных слов дру­гих частей речи.

Понаблюдаем:

  • мосто­вая (прил.) → булыж­ная мосто­вая (сущ.);
  • живот­ное (прил.) суще­ство → дико­вин­ное живот­ное (сущ.) ;
  • набе­реж­ная (прил.) ули­ца → кра­си­вая набе­реж­ная (сущ.);
  • при­ём­ная ком­на­та → при­ём­ная директора;
  • рабо­чий чело­век → ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный рабочий.

Переход слов из одной части речи в дру­гую может про­ис­хо­дить путем лек­си­ка­ли­за­ции — пре­вра­ще­ни­ем отдель­ной грам­ма­ти­че­ской фор­мы в сло­во новой части речи:

  • любо­вать­ся (чем?) вер­хом — ехать (как?) верхом;
  • тем­ной ночью — спать (когда?) ночью.
  • мороз­ной зимой — родил­ся (когда?) зимой.

Таким спо­со­бом фор­мы тво­ри­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных изряд­но попол­ни­ли само­сто­я­тель­ную часть речи наречие:

Лексико-семантический способ словообразования

Лексико-семантический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой рас­пад зна­че­ний мно­го­знач­но­го сло­ва. Значения сло­ва рас­хо­дят­ся по смыс­лу настоль­ко дале­ко друг от дру­га, что обра­зу­ют отдель­ные лек­си­че­ские еди­ни­цы. Так в рус­ском язы­ке воз­ни­ка­ют омо­ни­мы:

  • титан — гигант, всту­пив­ший в схват­ку с врагом;
  • титан — боль­шой метал­ли­че­ский бак для кипя­че­ния воды;
  • титан — твер­дый металл.

Читайте также: