Сообщение скорочтение и суперпамять

Обновлено: 28.06.2024

Навык скорочтения позволит вам за секунды прочитать книгу и освоить ее. Скорочтение и развитие памяти, интеллектуальных возможностей и концентрации внимания также тесно связаны.

Как научиться быстро читать , освоить и развить навык скорочтения — вам понадобится:

  • книга (минимум 200 страниц);
  • карандаш;
  • таймер.

Что такое скорочтение

Скорочтение – способность быстро запомнить информацию в текстовом виде. Разработаны способы, приемы и тренинги развития быстрочтения. Тренируясь, вы развиваете мышление и интеллект.

Освоив скорочтение, вы:

  • обогатите свой словарный запас;
  • научитесь быстро выделять ключевые моменты в любом тексте;
  • быстрое и результативно приобретете новый навык;
  • Будете прочитывать в несколько раз больше книг, чем обычно.

Также техника скорочтения будет полезна тем, кто вынужден читать много нехудожественной литературы, чтобы в короткие сроки точно запоминать большой объем информации.

Тест на скорочтение

Чтобы проверить текущую скорость чтения, проводится тестирование. Проверку способности воспринимать информацию быстро можно провести онлайн. Пройти тест на скорочтение можно на портале интеллект тренажеров Викиум абсолютно бесплатно.

Как учиться читать быстро — программы по скорочтению

скорочтение онлайн

Если нет времени и желания выполнять упражнения, воспользуйтесь программами, тренажерами и приложениями.

Книги по скорочтению

книги по скорочтению

В Екатеринбурге существует школа по скорочтению, которую основала Васильева Л. Л. В 1991 году. Учреждение предлагает несколько программ, включая не только скорочтение и развитие памяти, но и технику чтения для детей, управление информацией, языковые курсы и многое другое.

Андрей Сподин – эксперт в сфере скорочтения и развития памяти. Собственник и руководитель организации Inten, проводит много мастер-классов и тренингов.

Упражнения для развития навыка скорочтения

Преимущество скорочтения в простоте обучения. Упражнения сразу приносят результат, включая повышая скорость усвоения информации, улучшая память и т. д.

Как развить боковое зрение

Одно из наиболее важных упражнений для развития скорочтения – тренировка зрения периферийного типа:

  • зафиксируйте взгляд на некой точке на уровне глаз, после чего сосредоточьтесь на предметах, находящихся по разным сторонам от нее;
  • возьмите две ручки, сфокусируйте на них взгляд, начните медленно их разводить в стороны, стремясь не выпускать их из виду;
  • сидя в общественном транспорте, сосредоточьтесь на нескольких предметах одновременно – желательно до 8.

Развивайте концентрацию

курс по скорочтению

Развивать внимание и концентрацию важно для умения быстро читать. Способность сосредотачиваться, не обращая внимания на отвлекающие факторы, разовьется в процессе выполнения упражнений по скорочтению.

  • Проговаривание текста при чтении про себя, или субвокализация

Упражнения по скорочтению направлены на то, чтобы избавиться от привычки проговаривать текст внутренне, про себя. Некоторые могут даже шевелить во время чтения губами. Максимальная скорость чтения в таком случае – 500 слов за 60 минут. Если же избавиться от этой привычки и регулярно тренироваться, то скорость восприятия текстовой информации достигнет 2 000 слов за ту же минуту.

Возьмите книгу и подходящую указку (ручку, карандаш, трубочку для сока), двигая ее быстрее, чем вы прочитываете текст. Если комфортно, то вместо указки, допускается использовать палец.

Это упражнение повышает скорость восприятия текста и развивает навыки для скорочтения. Убедитесь, что ваш взгляд не отслеживает ничего, кроме строчек, по которым вы передвигаетесь указкой или пальцем. Запрещается выпускать указку из поля зрения, чтобы вернуться к уже прочитанному куску текста.

Еще одно упражнение, развивающее способность к скорочтению. Во время чтения про себя постарайтесь подавить функционирование гортани, губ и языка. Можно выстукивать по твердой поверхности ручкой, считать обратно от 10 до 0, напевать некий мотив. В результате вы избавитесь от мысленного проговаривания текста.

Мысленное проговаривание текста, по мнению специалистов, естественный процесс, направленный на уменьшение нагрузки по усвоению незнакомого материала. Недостаток субвокализации – значительное уменьшение скорости чтения.

У медленно читающих поле зрения составляет от 4 до 5 см – лишь малая часть текста. Посредством регулярных тренировок можно развить навык восприятия текстовой информации, которая находится в сфере периферического зрения. Данная сфера у постоянно тренирующихся людей может достигать 10 см.

Выполняйте упражнение 10-14 дней. После этого начинайте изучать текст, который находится по вертикали и горизонтали от данной точки. Охватывайте взглядом максимальное количество слов – не читайте их, такие слова нужно постараться только увидеть.

Вспомогательное упражнение – с использованием таблиц Шульте, которые созданы для разработки периферического зрения. Их можно скачать на соответствующих веб-сайтах.

Способность к скорочтению развивается со скоростью света чтением справа налево. Это позволит улучшить концентрацию внимания и мыслительные способности. Можно начать тренироваться на стандартных текстах или на палиндромах – словах и фразах, которые и справа налево, и слева направо читаются одинаково.

В интернете существуют веб-сайты, где можно бесплатно скачать электронные книги с текстом справа налево.

Чтение книги вверх ногами также развивает навык скорочтения.

Переверните книгу вверх ногами и читайте ее таким способом. После того как вы прочитали абзац, верните книгу в нормальное положение и перечитайте его. Вы заметите, как скорость чтения заметно повысилась.

Чтобы научиться скорочтению, понадобится умение выделять самое важное в тексте всего за несколько секунд, не растрачивая время на ненужные сведения.

Для этого проделайте следующее упражнение. Выберите какой-либо предмет в помещении (вазу на столе, картину, книгу), смотрите на него в течение нескольких секунд, отмечая малейшие детали, после чего закройте глаза. Мысленно представьте данный предмет. После этого откройте глаза, вновь посмотрите на него и отметьте детали, о которых вы забыли. Снова закройте глаза и мысленно представьте выбранный предмет – его картинка должна стать более полной и детальной.

Читая какой-либо текст, смотрите не на каждое слово, как вам привычно, а только на начало строки и ее окончание. Вы все равно продолжите понимать прочитанное, но при этом скорость усвоения печатной информации значительно вырастет.

Читайте текст по диагонали – от верхнего левого угла страницы книги до нижнего справа, не допуская движения глаз в левую и правую сторону, а также стремления вернуться назад. Поначалу прочитанных слов будет мало, однако регулярные тренировки все решают. С течением времени вы сможете молниеносно выделять ключевую информацию, пропуская словесный мусор.

Метод полезен для подготовки к совещанию, семинару, уроку, когда требуется четко и молниеносно выделять ключевые слова целиком и запоминать их. Выберите какую-либо тему, составьте несколько ключевых слов, необходимых вам в деятельности. Подобное беглое чтение позволит запомнить только нужную информацию, уменьшив время на изучение темы.

Каждому слову в этом упражнении потребуется чистый лист бумаги. Напишите на листе длинное слово (минимум – 6 букв), после чего посмотрите на него как на единое целое, не читая его по буквам. Проговорите слово вслух. Упражнение необходимо делать несколько раз в сутки.

Движение глаз должно быть исключительно вертикальным, однако текст должен охватываться полностью. После прочтения книги постарайтесь пересказать основные факты и сведения о ней, наиболее интересные события.

Найдите в интернете готовые слова, после чего вычеркните из них буквы через одну. Затем постарайтесь правильно прочитать слова, за исключением вычеркнутых букв.

Перепутайте во всех словах буквы, за исключением последней и первой. Это позволит хорошо развить память, так как словарный запас и зрительная память позволяют мозгу правильно читать слова в автоматическом режиме.

Упражнение направлено на развитие памяти зрительного типа и интуиции. Оно заключается в том, что вы читаете текст, однако пропускаете каждое второе слово. Регулярная тренировка позволит развить навык сосредотачиваться на тексте в целом, а не на отдельных словах.

упражнения для скорочтения

Основная задача, стоящая перед чтецом, – извлечь из книги полезную для него информацию. Попробуйте пересказывать все, что вы прочитали, хотя бы себе.

Данное упражнение окажется полезным преподавателям, тем, кто организует и проводит совещания, а также людям, занятым творческой деятельностью.

Если вы пытаетесь сосредоточиться при чтении художественной или научной литературы, когда рядом много отвлекающих факторов (например, кто-то рядом разговаривает, шумит телевизор и т. д.), то приходится возвращаться к уже прочитанному куску текста. В результате скорость чтения значительно замедляется.

Приручите себя не возвращаться к прочитанной фразе или предложению, и вскоре вы перестанете обращать внимание на отвлекающие моменты, концентрируясь только на тексте.

Во время чтения водите пальцем по строчке. Это позволит вам лучше сосредоточиться и добиться дословного вчитывания в текст.

Если во время чтения вы понимаете, что этот конкретный параграф не несет лично для вас никаких полезных сведений, пропустите его. Однако не перестарайтесь: слишком часто пропуская куски, вы приучаете мозг расслабляться. Из-за этого в дальнейшем ему будет сложнее включаться в работу.

Воздействие аудио идет на иную часть мозга, в отличие от печатной информации, поэтому восприятие в каждом отдельном случае будет различным. Благодаря этому человек воспринимает текст как единое целое, не сосредотачиваясь на буквы.

К тому же прослушивание аудиозаписей экономит время, так как в это самое время можно заниматься и другими делами – например, добираться до работы в метро или выполнять домашние обязанности.

Это не подходит для меня
Эффективность метода подтверждают 14 лет опыта преподавания, достижения более 5 000 наших учеников, среди которых первые лица государства — например, глава Росатома С. Кириенко, первый заместитель председателя комитета по науке и образованию Российской Федерации С. Брынцалов, депутаты Госдумы, известные политики и актеры. Если вы ежедневно читаете и запоминаете информацию, используя навыки из курса — получаете наилучший результат.

Возможно, у вас есть и другие аргументы, чтобы не заниматься на нашем курсе. Может, проще попробовать, а не искать отговорки?

  • Вы читаете быстрее в 3-10 раз, понимаете и запоминаете информацию со 100% точностью.
  • Вы понимаете и запоминаете тексты любой степени сложности и объема с первого прочтения.
  • Вы быстро находите в тексте нужную информацию, анализируете и структурируете ее.
  • Вы мыслите ясно и четко, формулируете свои мысли логично, аргументировано и последовательно.
  • Вы не устаете, работая с текстами.
  • Вы экономите в 3-10 раз больше времени.
  • Вы развиваете внимание, память, воображение.
  1. Вы вкратце знакомитесь с тем, как работает память, и понимаете, почему наш метод подходит для любого возраста и уровня образования.
  2. Вы проходите тестирование по чтению разных текстов и запоминанию информации из них. Вы читаете 2 текста — мы измеряем скорость чтения: знаки в минуту и коэффициент запоминания в %.
  3. После этого мы показываем, как делать то же самое с помощью методики. Ваша скорость чтения и запоминания сразу вырастает в 2-3 раза.

Так говорят те, кто прошел ознакомительное занятие:

«Все сложное становится простым и легким

Автор методики
Васильев Владимир Юрьевич, почетный доктор педагогических наук, профессор РАЕН.

… Возникли вопросы?

Запишитесь на бесплатное ознакомительное занятие

Там вы сразу научитесь читать и запоминать в 2-3 раза быстрее.

Как научиться скорочтению и развить долговременную память

Умение быстро схватывать и запоминать информацию многие считают природным феноменом, даваемым от рождения, достичь которого невозможно. Однако, многочисленные исследования и разработанные техники говорят о том, что приобрести подобный навык можно. Достаточно освоить методику скорочтения и развития памяти для детей.

Память ребенка и умение читать

Память – одно из уникальнейших свойств нашего мозга, позволяющее не только ориентироваться в пространстве и добывать ресурсы, но и передавать знания из поколения в поколение. Формироваться она начинает еще в младенческом возрасте, помогая малышу осваивать мир. В первую очередь она возникает как отпечаток сенсорной информации, именно поэтому события, связанные с сильными эмоциями, запоминаются лучше.

Книги

Постепенно происходит освоение других видов памяти и, в том числе, словесно-логической. Во многом формирование памяти зависит от ее развития в детском возрасте. Если родители периодически занимаются с ребенком, выполняют с ним различные упражнения, то и возможности к запоминанию у него будут выше. Такому дитя легче будет учиться в школе, а в дальнейшем оперировать большими объемами информации, что необходимо в любой престижной профессии.

Словесно-логическая память напрямую связана с умением читать и воспринимать информацию. При ее нормальном развитии ребенок хорошо осваивает речь, может прочитать и воспроизвести текст. Чем лучше работает память, тем больше соединений нервных волокон в головном мозге и тем легче информация по ним передается в разные отделы. В результате прочтения текста, его анализ и осмысление происходят быстрее. Это и есть навык скорочтения.

Для большинства из нас он связан с уроками чтения, на которых учителя проверяли способности прочитать текст вслух на время, однако, при этом не учитывалось восприятие представленной информации. В то же время реальные методы развития памяти и скорочтения связаны между собой напрямую, поскольку предполагают умение не только прочитать текст, но и запомнить его.

Несмотря на то, что основные процессы закладываются в детстве и во взрослом возрасте можно освоить методики скорочтения.

Читаем быстрее

Средняя скорость чтения для человека составляет порядка 1,5 тысяч знаков в минуту. Быстрой считается скорость – 3 тысячи знаков, а очень быстрой – 5 тысяч. Оценить свои навыки самостоятельно легко. Достаточно взять незнакомую книгу и секундомер. Для удобства можно воспользоваться линейкой. Засекаем время и вперед. При этом важно учесть, что текст должен быть не просто воспроизведен, а понят, то есть вы можете его пересказать.

Низкая скорость чтения бывает из-за нескольких причин, если отбросить различные логопедические проблемы, то можно выделить три основные из них:

  • невнимательность;
  • маленький словарный запас;
  • привычки проговаривать слова губами.

Понятно, что любое из этих препятствий можно преодолеть, если приложить немного усилий.

Для развития техники скорочтения можно воспользоваться тремя способами:

  • самостоятельно освоить упражнения по скорочтению и развитию памяти через специализированную литературу;
  • воспользоваться современной техникой и обратиться к компьютерным программам;
  • пойти на специальные курсы по быстрочтению.

Выбор метода зависит от предпочтений человека и особенностей его восприятия информации. Кому-то тяжело заставить себя заниматься самостоятельно, а если есть запись на курсы и некая ответственность перед другими, то он серьезнее будет относиться к процессу и достигнет больших результатов. Кому-то легче работать с компьютерной программой, которая готова предоставить возможности к обучению в любое время. А кто-то легко позанимается с книжками, включив в процесс всю семью.

Круг

Попробуем рассмотреть разные способы.

Как выбрать курсы по скорочтению

Для этого следует ориентироваться на три момента:

  • методология обучения;
  • компетентность педагога;
  • отзывы учеников.

Первый пункт – техника.

Если организация рекламирует суперуниверсальные методы, которые не требуют долгих стараний и упорства, а предлагают задействовать, например, подсознание, не стоит обращаться на такие курсы. Это полная ерунда, за которую придется заплатить деньги, а потом почувствовать себя обманутым.

Традиционные методики строятся по одному из двух направлений: техническому или аналитическому.

При техническом происходит тренировка внимания, умения выделять основную мысль из контекста, развитие периферического зрения, чтения по диагонали и так далее.

При аналитическом подходе упор делается не столько на скорость, сколько на осмысление текста. Здесь вырабатывается умение анализировать информацию, выделять основные мысли, сопоставлять разорванные отрывки и прочее.

Для развития памяти второй способ подходит больше.

Далее педагоги. Если сам преподаватель освоил техники и может продемонстрировать свои навыки, он сможет и доходчиво ответить на ваши вопросы:

  • Каким образом он подбирает методику?
  • Как будет происходить обучение?
  • Нужно ли выполнять домашнее задание? И еще множество мелких вопросов, которые возникают по ходу разговора.

Сам педагог должен располагать к себе, так же, как и атмосфера в школе.

Отзывы о школе могут многое рассказать о ее эффективности. Лучший вариант, если кто-то из ваших знакомых проходил обучение и может поделиться своими впечатлениями. За неимением лучшего, можно поискать на форумах и различных сайтах, однако там отзывы могут быть заказными, особенно если все они положительные.

Программа быстрого чтения

Любители интернет ресурсов могут воспользоваться специальными программами, помогающими развивать скорочтение. Среди них есть профессиональные, отличающиеся большим охватом доступных методик и наличием упражнений для проработки всех элементов быстрого чтения. Это:

  • AceReader, разработчик — StepWare, Inc.;
  • RocketReader, разработчик — Creative Windoware Pty Ltd;
  • Universal Reader от Triosade Technologies;
  • Система скорочтения, разработчик — Зеленый Остров;
  • Тренажер освоения техники быстрого чтения, разработчик — Василий Корняков

Мозг

Такие программы дают максимальный результат, но стоят недешево и применяются преимущественно школами, работающими с клиентами. Для индивидуальных занятий вполне подходят любительские программы, которые можно найти в интернете бесплатно:

  • Программа Spritz развивает высокую скорость чтения, в специальное поле нужно вставить текст и установить скорость, с которой планируете его читать. Она позволяет проверить свои способности и развить их;
  • Вторая программа Psy games представляет собой комплекс упражнений, помогающих расширить поле зрения, развить внимание и память, повысить скорость реакции;
  • Комплекс Speed reading software тоже включает спектр упражнений, позволяющих увеличить скорость чтения, загружается на любой носитель, поэтому работать с нею можно повсеместно.

Самостоятельные занятия

Освоить скорочтение и развить память можно и без посредников. Для этого потребуется немного усидчивости и терпения, ведь процесс длительный, он занимает не один месяц, а выполнять упражнения нужно регулярно.

Один из важнейших моментов развития скорочтения – это ежедневное прочтение нескольких страниц книг или газет, только не глянцевых журналов с рекламой, а именно серьезного материала, несущего в себе информацию. Для освоения техники необходимо ориентироваться на пять умений:

  • сконцентрировать внимание;
  • улавливать поле периферического зрения;
  • подавлять артикуляцию;
  • быстро выделять суть текста;
  • высокую скорость мышления.

Первоначально стоит выяснить проблему, из-за которой скорость низкая и решать ее, параллельно развивая другие качества.

Расширить поле зрения можно с помощью таблицы Шульца, её легко найти в интернете или специальных сборниках, и заниматься в любое время. Принцип работы с ней строиться на том, чтобы за короткий промежуток времени успеть охватить взглядом и запомнить цифры, расположенные вокруг центрального знака.

Еще один прием – расфокусировака взгляда, она помогает увидеть предметы, которые при обычном направленном взгляде незаметны.

Еще одно упражнение – Цвета, они выделены не обязательно тем тоном, который написан, а прочитать нужно именно сам цвет. Для многих это проблематично. Эффективным способом является отгадывание загадок и решение ребусов, ведь там все сосредоточено в деталях, на которые и необходимо обращать внимание.

Цвета

Избавиться от регрессии, то есть от привычки возвращаться назад при чтении, можно несколькими способами: при чтении текста, закрывать уже считанное листом бумаги или рукой, чтобы нельзя было к нему вернуться. То же самое получается, если использовать указку, в качестве которой может выступать карандаш или палец. Нужно вести указкой по тексту и следить за ее движениями.

Чтобы избавиться от артикуляции во время чтения можно стучать пальцем по губам, это не дает им двигаться и привлекает внимание чтеца к их положению. Также специалисты советуют выполнять параллельное действие или одновременно слушать музыку.

Развить скорость мышления можно с помощью нестандартного чтения, когда книга поворачивается под необычным углом, например, вверх ногами, и при этом нужно освоить приведенный в ней текст. В том же направлении используется методика с пропущенными буквами, которые нужно вставить по ходу чтения.

Обсуждения и осмысление текста помогает увеличить его понимание. После прочтения нужно закрыть книгу и попытаться составить план текста, дать ему название и выделить основные термины. Это упражнение хорошо влияет и на внимание, и на скорость мышления.

Когда начинать

Осваивать технику скорочтения специалисты рекомендуют не раньше 14 лет, когда ребенок уже освоит основы обычного чтения и грамотности. Если начать раньше, ему будет сложнее проходить школьную программу.

В то же время упражнения для детей на развитие памяти и скорочтения встречаются повсеместно. Все эти привычные лабиринты и сравнения картинок, загадки, стишки и прочие средства являются своеобразной гимнастикой для памяти и внимания. Поэтому ребенок обязательно должен их осваивать. Многое в данном случае зависит от родителей, которые готовы потратить время и силы на собственного малыша. Но не стоит и чересчур увлекаться, выращивая гения. Чрезмерная концентрация на данном вопросе не позволяет ребенку развивать другие сферы жизни, в том числе психоэмоциональную, и в будущем у него могут возникнуть проблемы с общением.

До какого же возраста можно развивать скорочтение? Хоть до какого, мозг человека функционирует до конца его жизни и всегда готов к нагрузкам. Просто в более старшем возрасте будет немного сложнее из-за меньшей гибкости ума, но с другой стороны, это способ поддержать его в тонусе и улучшить в общем мышление. А это очень важный момент в предупреждении старческого слабоумия.

Развить способности к скорочтению может любой человек, сделать это в молодом возрасте легче. Для освоения методики существует масса всевозможной литературы и компьютерных программ. Главное, чтобы было желание и достаточно терпения. Даже не освоившие технику в совершенстве люди отмечают улучшение памяти, внимания и мышления, а также более легкую работу с текстами и их понимание.

Как я развил суперпамять

Все началось восемь лет назад. Однажды я проснулся от пульсирующей и колющей боли в глазу, такой сильной, что я не мог его открыть. Попробовал разжать веки пальцами — стало хуже: боль в долю секунды резко усилилась, глаз наполнился слезами, и держать его открытым стало невозможно. Я тогда кое-как смог набрать телефон своего начальника, рассказал, что со мной происходит, и предупредил, что задержусь. После чего лег, попытался уснуть, и через пару часов все прошло. Но это был всего лишь первый приступ, вскоре боль стала регулярной.

Приступы случались и ночью, и днем. Иногда по несколько раз подряд. А когда все заканчивалось, я боялся ложиться спать: вдруг все начнется по новой? На самом глазу будто было мутное стекло.

Я вернулся в родной город Неман к маме, и мы стали обращаться к всевозможным врачам. Мне ставили разные жуткие диагнозы (например, глазной клещ), но анализы их не подтверждали, а лечение не давало результата. Я жил на сильных обезболивающих, которые принимал в дозах, превышающих допустимые — боль они в какой-то степени снимали, но глобально проблему не решали.

Как я начал тренировать память

На курсе нам давали и другие базовые мнемотехники. С их помощью мы тренировались запоминать фамилии и имена людей, иностранные слова, последовательность картинок. В этот раз я доучился до конца: помогло и то, что большую часть упражнений можно было сделать с закрытыми глазами.

Как моя жизнь начала меняться

Эту странную закономерность я заметил почти сразу: тренировки памяти действовали на меня так же, как упражнения Сильва. Чем больше я занимался, тем лучше мне становилось. Я отвлекался от своей непонятной болезни: рисовал в голове какие-то картинки, выполнял какие-то странные упражнения — и приступы боли случались чуть реже. Это, конечно, сильно мотивировало (думаю, что мотивирует до сих пор) тренироваться регулярно и усиленно. Мысль, что навыки быстрого запоминания могут как-то помогать в жизни, пришла мне в голову далеко не сразу.

Как именно нужно тренировать память

Чтобы лучше запоминать, нужно тренировать механизмы кодирования информации, ее хранения и вспоминания. Что для этого нужно сделать? Запомнить информацию осознанно. На это и работают все мнемотехники. Все они cначала помогают представить информацию в виде каких-то понятных образов — закодировать ее. А потом — соединить эти образы между собой или мысленно привязать к какому-то предмету или пространству, чтобы быстро вспомнить.

Зачем осваивать мнемотехники

В моем случае мнемотехники оказались еще и мощным инструментом для саморазвития. Раньше я терпеть не мог учиться: закончил школу, еле высидел год в вузе — и пошел работать. Теперь все иначе. Мне очень нравится узнавать что-то новое, в чем-то разбираться. Думаю, это потому, что с помощью мнемотехник я узнал, что делать это можно не только с помощью утомительной зубрежки, но и гораздо более веселым способом. Мне даже кажется, что и мозг у меня по-другому начал работать. Теперь он получает кайф от того, что его как следует используют.

Читайте также: