Сообщение городской и крестьянский фольклор

Обновлено: 30.06.2024

Позднетрадиционный фольклор — это совокупность произ­ведений разных жанров и различной направленности, создавав­шихся в крестьянской, городской, солдатской, рабочей и другой среде со времени начала развития промышленности, роста го­родов, распада феодальной деревни.

Для позднетрадиционного фольклора характерно меньшее количество произведений и в целом менее высокий художествен­ный уровень по сравнению с фольклором классическим — куль­турой богатой, развитой, многовековой, порожденной феодаль­ным бытом и патриархальным мировоззрением.

Позднетрадиционный фольклор отличает сложное переплетение нового со старым. В деревенском репертуаре происходила трансформация классических жанров, которые начинали испытывать влияние литературной поэтики.

С конца XVIII в. в России появились первые государственные заводы и крепостные мануфактуры, на которых трудились вольнонаемные рабочие из обнищавших крестьян, каторжан, беспаспортных бродяг и т. п. В этой пестрой среде возникли произведения, положившие начало новому явлению — фольклору рабочих. По мере развития капитализма и роста пролетариата расширялась тематика, увеличивалось количество произведений устного творчества рабочих, для которого было характерно влияние книжной поэзии.

Новым явлением стал городской фольклор — устные произ­ведения "низового" населения городов (оно росло вместе с ростом самих городов, постоянно притекая из обнищавшей дерев­ни). Культурные контакты города и деревни имели в России многовековую историю — достаточно вспомнить роль Киева, Новгорода и других городов в сюжетах русских былин. Однако только во второй половине XIX в. сложились культурные тради­ции собственно городского, оторванного от земли населения. Наряду со старыми формами и жанрами, такими, как площад­ной, ярмарочный фольклор, выкрики разносчиков (мелких тор­говцев), в городе появилась своя песенная культура (романсы), своя несказочная проза, свои обряды; получила новое развитие давняя традиция рукописных сборников (песенники, альбомы со стихами). Все это в тех или иных формах продолжает жить и в наше время.

В XX в. процесс угасания традиционных обрядов и отмирания старых жанров фольклора ускорился. Отчасти этому способствовало то, что в пооктябрьское время официальное отношение ко многим явлениям фольклора было негативным: их объявляли "отжившими" и "реакционными". Это распространялось на аграрные праздники, обрядовые песни, заговоры, духовные стихи, некоторые исторические песни и проч. Вместе с тем возникли новые произведения разных жанров, которые отразили новые проблемы и жизненные реалии. Можно выделить следующие этапы развития русского фольклора после 1917 г.:

· Великая Отечественная война 1941—1945 гг.;

Старый национальный фольклор выполнял важные функции в поздних исторических и социально-экономических условиях. Известна его консолидирующая роль во время братоубийственной гражданской войны, когда все участники трагических событий исполняли традиционные произведения, осуждавшие зло и насилие. В годы Великой Отечественной войны былины и старые солдатские песни, к которым обратились агитаторы и артисты, активизировали патриотическое чувство народа.

В фольклоре, созданном в XX в., исследователи отмечаютмозаичность: разную возрастную, социальную ориентацию и разную идейную направленность. В нем отразилась историческая противоречивость мировоззрения и устремлений населения страны, сельских и городских жителей. Ряд произведений поддерживал начинания и достижения советской власти: ликвидацию неграмотности, коллективизацию, индустриализацию, разгром немецко-фашистских захватчиков, восстановление разрушенного в годы войны народного хозяйства, комсомольские стройки, освоение космоса и проч. Наряду с ними были созданы произведения, в которых осуждалось раскулачивание и другие репрессии. В лагерях среди заключенных возник фольклор ГУЛАГа.

Песни литературного происхождения. Такое название дано песням, написанным конкретными авторами - поэтами и композиторами - и широко исполняются наряду с народными. Итак, к фольклору они вошли благодаря популярности и устном распространению среди людей.
Если бытования и исполнения этих песен удостоверяющих их близость к народному творчеству, то некоторые другие черты позволяют выделить их в отдельную группу песен литературного происхождения. Это более индивидуализирована мелодия, преимущественно лирическая, и наличие инструментального сопровождения, хотя в народе они поются и без аккомпанемента. Авторами песен были известные поэты, композиторы и вообще образованные и интеллигентные люди.

Исследователи считают, что русский городской фольклор появился во второй половине XIX века. Многие городские обитатели были горожанами уже в третьем-четвертом поколении. Эти люди не знали сельской жизни, не отмечали сельскохозяйственные праздники, им был непонятен магический смысл земледельческих обрядов.

Изменились и условия жизни в городе. Вместо частных деревянных домов люди стали селиться в многоквартирных. В 1880 году в Москве появились первые электрические уличные фонари, которые пришли на смену газовому освещению. В 1881-м в Петербурге, Москве и Одессе заработала телефонная связь. А в 1892 году в Киеве пустили первый в России электрический трамвай — он заменил трамваи на конной тяге. Деревня же продолжала жить по старинке.

Городской фольклор конца XIX — начала XX веков включал в себя и традиционные жанры, адаптированные под городские условия, и специфические формы, которые позднее попали в деревню. К первой группе относятся ярмарочный фольклор (народный театр), выкрики разносчиков, песни, городские предания и легенды, рассказы о встрече со всевозможной нечистью.

Исследователи считают, что русский городской фольклор появился во второй половине XIX века. Многие городские обитатели были горожанами уже в третьем-четвертом поколении. Эти люди не знали сельской жизни, не отмечали сельскохозяйственные праздники, им был непонятен магический смысл земледельческих обрядов.

Изменились и условия жизни в городе. Вместо частных деревянных домов люди стали селиться в многоквартирных. В 1880 году в Москве появились первые электрические уличные фонари, которые пришли на смену газовому освещению. В 1881-м в Петербурге, Москве и Одессе заработала телефонная связь. А в 1892 году в Киеве пустили первый в России электрический трамвай — он заменил трамваи на конной тяге. Деревня же продолжала жить по старинке.

Городской фольклор конца XIX — начала XX веков включал в себя и традиционные жанры, адаптированные под городские условия, и специфические формы, которые позднее попали в деревню. К первой группе относятся ярмарочный фольклор (народный театр), выкрики разносчиков, песни, городские предания и легенды, рассказы о встрече со всевозможной нечистью.

Я о прошлом теперь не мечтаю,
Мне и прошлого стало не жаль,
Только часто еще вспоминаю
Эту темно-вишневую шаль.
В этой шали мы с ним повстречались,
В этой шали со мной он стоял,
Я стыдливо лицо укрывала,
А он нежно меня целовал.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад. Зарождение городского фольклера.

XVIII век явился важным этапом в истории государ­ства Российского. Растет и крепнет могущество Русско­го централизованного государства, происходит реши­тельная ломка феодально-боярского уклада старой Ру­си, рушатся домостроевские порядки.

Этот процесс происходил в сложных, противоречивых условиях. Жестокая эксплуатация крестьянства, дохо­дившая до невероятных лишений и унизительного бес­правия, еще более увеличивала социальное неравенст­во. Обострение классовых противоречий достигло своей кульминации к концу столетия и идейно связано с пот­рясшим всю страну восстанием под предводительством Пугачева. Эта крестьянская война 1773—1775 годов имела глубокое воздействие на самые различные сторо­ны жизни Русского государства.

Реформы Петра I внесли большие изменения во многие сферы государственного устройства, но не зат­ронули феодально-крепостнических основ.

При Петре I русское искусство вступает на путь об­щеевропейского искусства, музыка приобретает права гражданства. Особым указом Петр I широко вводил музыку в жизнь двора, повседневный быт, в войска. Му­зыка звучит на ассамблеях (увеселительных и деловых собраниях бояр и дворянства), на торжественных празд­никах, военных парадах.

В дворянских домах и на ассамблеях танцуют немец­кую аллеманду и французские гавот и менуэт. Королем танцев был менуэт. С целью ознакомления с современной музыкой Петр I устраивал еженедельные концер­ты, на которых исполнялись произведения знаменитых западноевропейских композиторов Корелли, Вивальди.

Однако не светская музыка определяла пути разви­тия русской музыкальной культуры. В этот период про­грессивные тенденции проявляются во всех областях культурной жизни России. Народное творчество стано­вится предметом пристального изучения передовых мыс­лителей и художников, проявляется стремление сблизить искусство с народом. Впервые стали собирать, записы­вать и издавать русские народные песни. Углубляется понимание народности в русском искусстве, в трудах ос­новоположника русской революционной мысли Радище­ва народная песня рассматривается с революционных позиций, особенно подчеркивается ее идейная значи­мость.

В литературе формируются реалистические черты, ко­торые ярко проявлялись в творчестве Державина, Ло­моносова, Фонвизина, Карамзина, Новикова, Крылова, второй половине XVIII века бурный расцвет пере-

жимет конвертная н театральная жизнь Петербург Формируется своя национальная композиторская mjL . создаются оперы. Первыми профессиональными комп/ эиторамн становятся выходцы из народа: М. Соколов скяА. Е. Фомин. В. Пашкевич, И. Хандошкяк и другие В творчестве этих композиторов широко использую^, ставшие характерными для русской инструментально! музыки стилевые Черты: метод вариационного развития система подголосочной полифонии (мелодические под’ голоски строятся на тематическом материале), фактура изложения музыкального материала (например, широ­кие гусельные аккорды, которые приобрели символичес­кое значение мужественной, эпической широты), фак­турные приемы, характерные для балалаечных наигры­

шей. бурдонирующие басы и т. д.

В своем творчестве эти композиторы опирались иа

I структуре; городские песни создавались на стихи региональных поэтов, и здесь проявлялись субъек- восприятия мира, черты сентиментализма, давности, что никогда не было свойственно народным

датьянсхим песням.

развитию городской песни способствовало появле­ ние в конце XVIII века в России гитары. Происхожде ние гитары точно не установлено. В XIII веке она была \«в широко известна в Испании, где стала народным инструментом, применялась для сольной игры, аккомпа­немента пению и сопровождения танцев. Современная конструкция шестиструнной гитары была установлена только в XVIII веке.

В конце XVIII века шестиструнная испанская гита- ва была реконструирована русским гитаристом А. О. Сахрой (1773—1850), который сделал гитару семиструн­ на* и установил на ней новый строй, благодаря чему она стала более доступной широким кругам любителей музыки, удобной для воспроизведения простого акком­панемента пению. Сихра был не только прекрасным исполнителем, пропагандистом своего инструмента, но и педагогом (с 1801 года он жил в Москве, где давал уроки игры на гитаре и одновременно концертировал), композитором, написавшим много пьес на темы русских народных песен, переложений для гитары произведений русской и западноевропейской музыки.

Разгром скоморошества изменил районы распростра­нения, бытования народных инструментов и характер музицирования. Одни инструменты закрепились в горо­дах и сделались привилегией дворянских салонов и по­мещичьих усадеб, другие переместились на окраинные земли России.

Прямоугольные гусли получили в XVIII веке широкое распространение в городском и усадебном быту. Многие иностранцы, посещавшие Россию в то время, утвержда­ ли, что гусельная музыка совершеннее клавесинной, по­тому что звук у гуслей более певучий, полней, чем у клавесина.

Эти гусли имели корпус прямоугольной формы (с крышкой), внутри которого было натянуто 55 или 66 струи, вначале диатонического, а со второй половины XVIII века хроматического (по полутонам) строя . Инструмент клали иа стол или ставили на ножки. Звук навлекали посредством з ашипыва н ия стру н паль цами обеих рук .

Игрой на прямоугольных гуслях увлекались русский поет Г. Р. Державин, композитор О. А Козловский, с которым любил играть дуэтом Державин. И Ф Трутовский, состоявший при императорском дворе в должности певца и гу с л иста, и многие другие видные деятели искусства того времени. Трутовский в 1776 — I 778 годах издал первый нотный сборник русских на­родных песен с аккомпанементом гуслей (выпущен в 4 частях по 20 песен в каждой).

Крыловидные гусли получили распространение в се­веро-западных районах страны, шлемовидные — преи­мущественно у народов Заволжья. Из пастухов и кре- стьям образовывались ансамбли (хоры, как их называ­ ли) рожечников, искусство которых достигало художе­ственного совершенства.

Типичным явлением для крепостнической России то­го времени были роговые оркестры. Каждый рог (типа валторны, но в форме прямой конической трубы) мог издавать только один звук. 50 и более музыкантов игра­ли по нотам сложную симфоническую музыку (симфо­нии Гайдна, Моцарта) во время летних прогулок знат­ных особ.

Первый такой оркестр был создан в 1751 году ка­пельмейстером князя Нарышкина — Яном Марешем, чехом по происхождению. Нетрудно представить, каким тяжелым и безрадостным трудом являлась для музыкан­тов игра в таком оркестре!

Позже, на рубеже XIX века, стали применяться рога, на которых можно было извлекать уже по 4 звука, по­этому состав исполнителей уменьшился до 7—9 человек. Такне роговые ансамбли были довольно широко распро­странены среди крупнопоместного дворянства, у кото­рых имелись крепостные крестьяне.

В быту деревенских пастухов получила большое рас­пространение жалейка. Что это за инструмент, откуда он появился?

Первое упоминание о жалейке мы находим в Запис­ках А Тучкова, относящихся к концу XVIII века.

В состав этого шутовского оркестра были включены

Конструкция жалейки проста. Она состоит из ма­ленького деревянного ствола, на одном конце которого делается надрез, в который вставляется язычок (пищик) из тоненькой тростниковой пластинки, на другом конце прикрепляется резонатор — раструб из коровьего рога. На стволе вырезается несколько игровых отверстий. Строй жалейки, как правило, соответствует мажорному звукоряду с пониженной VII ступенью, т. е. наиболее часто употребляемому в русской народной музыке на­туральному, так называемому миксолидийскому ладу. Звуковой диапазон жалейки равен одной октаве. Тембр у жалейки резкий, яркий, неспособный к динамической градаций звука. Столь же не сложно устройство и других ластушег ких инструментов — свирели и рожка.

Основной звукоряд рожка, «Лейки - мажор с пониженной VII ступенью, но п о сл едством полуприкрытия звуковых отверстий извле- ЮТСЯ все Промежуточные полутоны. Общий звуковой диапазон рожка немного более октавы. Звук у рожка яркий, звонкий. Инструмент имеет три разно­видности: сопрано, альт и тенор (в народе их называли

визгунок, полубасок и бас).

Существовали рожки и с более низким регистром зву­чания. (В настоящее время в Государственном русском народном оркестре им. Н. Осипова имеется подлинно ба­совый рожок, который звучит октавой ниже тенорового: от ноты саль большой октавы до ноты до первой октавы.)

Домра до второй половины XVII века была широко распространена у скоморохов и являлась одним из самых любимых инструментов. В конце XVII века она полно­стью вышла из употребления. Ее исчезновение связано прежде всего с разгромом скоморошества. Кроме того, в это время появилась балалайка, которая не только заме­нила домру, но и превзошла ее по громкости, возможно­сти использования двух- и трехголосия, способности бо­лее ярко выражать черты, свойственные простому наро­ду: жизнерадостность, удальство, юмор.

Итак, в городском быту второй половины XVIII века были распространены прямоугольные гусли, гудок, во­лынка и балалайка. Они часто звучали в ансамблевом сочетании и преимущественно для сопровождения пения и танцев. Во время танцев, особенно на открытом возду­хе, предпочтение отдавалось волынке и гудку, как наи­более звучным.

В деревнях под звуки свирели, жалейки и рожка пели песни, водили хороводы, плясали.

Из самобытных народных ударных инструментов в XVIII веке применялись ложки и трещотки.

Ложки по внешнему виду ничем не отличались от обычных столовых деревянных ложек, только выделыва­лись они из наиболее твердых пород дерева. Игровой комплект обычно состоял из 3—5 ложек. Звук извлекали различными способами, например: между пальцами ле­вой руки зажимались 3—4 ложки, расположенные выпук­лой стороной к правой руке, и по ним ударяли ложкой, зажатой в пальцах правой руки; или: зажимают две лож­ки, обращенные друг к другу выпуклыми сторонами, в пальцах правой руки и ударяют ими поочередно о колено и ладонь левой руки. Применяют и прием скольжения од, • ной ложки, зажатой в пальцах правой руки, по 5—6 лож­ кам, зажатым ногами. Ложки изготовляются различных . размеров, поэтому возникает впечатление чередования I звуков по высоте.

Ложки вводились в инструментальные ансамбли и в солдатские хоры, когда исполнялись веселые и шуточные, песни. Искусство игры на ложках доводилось до высокой степени. Да и в наше время возрастает популярность ан­самблей ложкарей.

Трещотки состояли из набора 18—20 тонких дощечек длиной 16—18, а шириной 8—10 сантиметров, сделанных из плотного дерева (обычно из дуба) и соединенных меж­ду собой плотной веревочкой, продетой в отверстия верх­ней части дощечек. На концах веревочки делались петли, которые надевали на большие пальцы обеих рук. Для то­го чтобы дощечки не прижимались друг к другу, между ними вверху вставлялись небольшие пластинки из того же дерева шириной не более 2 сантиметров. При игре делаются движения рук вниз — вверх в противополож­ном направлении (правая вниз, левая вверх). Звук у трещоток сухой, резкий, напоминающий треск раскалы­ваемых щипцами сухих грецких орехов.

Итак, достижения XVIII века в области всех жанров музыкального искусства, во всех областях общественной жизни страны создали благоприятные предпосылки для расцвета русского классического искусства XIX века

Носителем фольклорных традиций было крестьянство. Фольклорная традиция, обрядовая по своему происхождению, оказала огромное влияние на формирование средневековой литературы, в т.ч. клерикальной. Хотя в средневековье народная лирика не записывалась, ее тематика, образы, ритмика оказывали огромное влияние на позднейшие жанры средневековой поэзии (рыцарскую и городскую лирику).

В фольклоре прослеживаются следы языческих верований крестьян, особенно в сказках и поговорках. В крестьянском фольклоре выражено негативное отношение к богатым. Любимый герой западноевропейских сказок - бедняк. Героями народных сказок нередко становились Жан-Дурак во Франции, Глупый Ганс - в Германии, Большой Дурак - в Англии.

Сказочный материал средневековья светская и церковная литература использовала довольно широко. Около 1100 г. испанец Петрус Альфонский составил целый сборник, в который вошло 34 рассказа, в том числе ряд сказок о животных - "простонародные рассказы". Церковники-составители придавали этим рассказам моралистическое толкование.

Сказочно-повествовательный материал широко использовался в рыцарских романах, в новеллах Марии Французской (XII в.), в городских новеллах XIV - XV вв., в отдельных произведениях мейстерзингеров.

Однако во всех случаях - это лишь материал, нередко используются лишь отдельные эпизоды, мотивы и детали. Только с середины XVI в. мы можем говорить о введении в литературу собственно сказок.

Разного рода нечистая сила - частый герой западноевропейских народных сказок. Во многих рассказах действующими лицами выступают животные, обладающие человеческими способностями. В XIII в. эти многочисленные истории были объединены и переложены на стихи - так возникла уже упоминаемая знаменитая средневековая народная поэма "Роман о Лисе".

Крестьянские представления о справедливой жизни, о благородстве и чести звучат в сказаниях о благородных разбойниках, защищающих сирых и обездоленных.

Жанром средневекового народного творчества на этот сюжет стали англо-шотландские баллады. Их анонимные авторы - крестьяне, ремесленники, иногда баллады слагали профессиональные певцы-менестрели. Произведения эти бытовали в среде народа. Время зарождения баллады как жанра народного творчества неизвестно. Самая ранняя баллада относится к XIII в.

Английские и шотландские баллады подразделяются на несколько групп: баллады эпического содержания, в основе которых лежат реальные исторические события, так называемые разбойничьи баллады, лирико-драматические любовные баллады, фантастические и бытовые.

Герой разбойничьих баллад - благородный Робин Гуд, народный герой Англии, и его воинство. Первые баллады о Робин Гуде записаны в XV в. В балладе легко проследить сочувствие народа к лесным стрелкам, ушедшим в лес в результате притеснений. Впервые в европейской поэзии идеалом стал человек неблагородного происхождения. В отличие от рыцарей Робин Гуд воюет с притеснителями народа. Все добрые чувства и дела отважного лучника распространяются только на народ.

Главное в сюжете любовных баллад - воспевание не подвига во имя прекрасной дамы (как в рыцарской поэзии), а подлинного чувства, душевных переживаний влюбленных.

Фантастические баллады отражали верования народа. Сверхъестественный мир с его феями, эльфами и другими фантастическими персонажами предстает в этих балладах как реальный, действительный мир.

В более поздний период возникают бытовые баллады, отличающиеся большей прозаичностью, преобладанием комического элемента.

В балладе часто используются художественные приемы народного творчества. Своеобразен язык баллад - слова конкретные, без пышных метафор и риторических фигур. Особенностью баллад является также их четкий ритм.

Крестьянский труд и отдых был связан с песнями - обрядовыми, трудовыми, праздничными, народными танцами.

В странах французской и немецкой культуры на ярмарках, в селах часто выступали жоглеры (потешники) и шпильманы (буквально - игрец) - странствующие поэты-певцы, носители народной культуры. Они исполняли под музыкальный аккомпанемент духовные стихи, народные песни, героические поэмы и т.д. Пение сопровождалось пляской, кукольным театром, разного рода фокусами. Народные певцы выступали нередко и в замках феодалов, и в монастырях, делая народную культуру достоянием всех слоев средневекового общества. Позже, с XII в., они стали исполнять различные жанры рыцарской и городской литературы. Народное искусство жонглеров и шпильманов стало основой светской рыцарской и городской музыкально-поэтической культуры.

КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ: ОСОБЕННОСТИ, ЦЕННОСТИ, ИДЕАЛЫ
Е.П.Корякина

Читайте также: