Сообщение шекспировская история ромео и джульетта в музыке

Обновлено: 05.07.2024

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, тарелки, большой барабан, арфа, струнные.

История создания

В своей увертюре-фантазии Чайковский не идет от сюжета, как это делал, например, Берлиоз, а передает идею трагедии Шекспира в обобщенном плане.

Музыка

Увертюра-фантазия открывается хоральными звучаниями в холодно звучащих тембрах низких кларнетов и фаготов. Это как бы введение в тот мир, в котором живут герои трагедии, — мир внешне спокойный, но суровый, со строгими непреложными законами, которые нельзя нарушать, и который, в конце концов, враждебен влюбленным. Постепенное ускорение приводит к появлению одной из основных тем — темы вражды двух родов, Монтекки и Капулетти. Быстрое движение у струнных инструментов, внезапные синкопы tutti, в которых словно слышатся удары шпаг (подчеркнуто громкое звучание металлического тембра тарелок), и резкие аккорды создают яркую картину яростной схватки. Постепенно стихают воинственные звуки, и на фоне скупых аккордов валторн и пиццикато струнных басов возникает лирическая тема (английский рожок и альты), широкая, томительно прекрасная. Ее сменяют шелестящие покачивающиеся аккорды струнных divisi, верхние голоса которых обрисовывают контуры мягкой ласковой мелодии. Лирический эпизод разворачивается широко, рисуя всепоглощающую любовь юных героев, картину упоительного счастья. Но резко, внезапно врывается жестокая действительность. Это началась разработка, основанная на всех трех темах, причем мотивы вражды и начальный хорал доминируют, подавляя отдельные элементы темы любви. Все более нагнетается драматизм. В кульминации хорал полностью теряет свой некогда отрешенный характер — становится грозным, преображенным ненавистью. Отзвуки вражды, ненависти играют свою роль и в репризе, где тема любви звучит сокращенно, в ней появляются черты беспокойства, тревоги. Развязка наступает в коде, которая становится кульминацией вражды и ее трагического итога. В ее последнем разделе, в мерном ритме, вызывающем образ траурного шествия, искаженно звучит тема любви. В последних тактах она истаивает, сопровождаемая нежными арпеджио арф. Судорожные аккорды tutti фортиссимо словно заколачивают крышки гробов влюбленных.

Пётр Ильич Чайковский

Классически сжатая и стремительная разработка построена на развитии и контрапунктических переплетениях тем главной партии и вступления. Здесь по-иному осмысливается значение последней: спокойная, отрешенная тема, характеризующая доброго и мудрого патера Лоренцо, приобретает грозное звучание подобно позднейшим темам рока в Четвертой и Пятой симфониях. Новый, более напряженный виток драматического развития представляет реприза с кратким динамизированным проведением главной партии и бурно расцветающей лирической темой побочной, которая достигает здесь высшего накала страсти. Обширная кода продолжает линию развития разработки на еще более высоком уровне напряжения, и внезапный катастрофический срыв приводит к скорбному заключению: развязка трагедии, гибель молодых влюбленных.

Вы должны записать в звуках эту радостно-трагическую историю.

Ал. Алтаев, "Чайковский"

Любовь Ромео и Джульетты живет в музыке прошлых времен и наших дней. Сменяются века, а люди не оставляют попыток выразить в звуках ее трагическую радость. Еще в 18 веке музыканты Германии и Франции посвящали свои произведения двум веронским влюбленным: Франц Бенда - 1778 г., Румлинг - 1790 г., Далайрак - 1792 г., Даниэль Стейбелт - 1793 г. Затем в Италии: Николо Дзингарелли - 1796 г., Гульельми и Никола Ваккаи - 1825 г., Мануэль Дель Пополо Гарсия - 1826 г.

В 1830 году итальянский композитор Винченцо Беллини (1801-1835) создает свою знаменитую оперу "Капулетти и Монтекки". Творчество Беллини имело большое значение в развитии музыкально-драматического искусства 19 века. За свою недолгую жизнь он написал 11 опер. Сила дарования Беллини состояла в его мелодиях, где раскрывалась сладость любви и страдания сердца, и в искренности выражения, нередко возвышающегося до глубокого драматического пафоса. Общий характер его музыки - мягкий, с оттенком грусти. Наиболее слабая сторона опер Беллини заключалась в их оркестровом аккомпанементе. Опера "Капулетти и Монтекки", впервые прозвучавшая в Венеции, тут же завоевала популярность во Франции и была поставлена в Парижской Опере. Всеобщее ликование по поводу произведения маэстро Беллини не разделил, однако, Гектор Берлиоз (1803-1869).

В записи опера существует по крайней мере в двух изданиях: с оркестром под управлением Клаудио Аббадо и с Маргеритой Ринальди и Лучано Паваротти в главных партиях (Melodram,1966); с оркестром и хором лондонского Ковент Гарден под управлением Рикардо Мути и с блистательной Эдитой Груберовой (Emi,1984).

В 1839 году Гектор Берлиоз создал великую драматическую симфонию для солистов и хора "Ромео и Джульетта". В записи произведение существует в нескольких вариантах. Примеры: Сейжи Озава с Бостонским симфоническим оркестром и Джеймс Левайн с Берлинской филармонией (Deutsche Grammophon). На музыку Берлиоза поставлены балетные спектакли с хореографией Мориса Бежара и Амедео Амодио (знаменательный спектакль 1987 года - Elisabetta Terabust в роли Джульетты). Екатерина Максимова, которая танцевала вместе с Владимиром Васильевым в спектакле Бежара "Ромео и Юлия", вспоминает: "Юлия была неожиданным подарком в моей артистической судьбе. И я безумно жалею, что станцевала ее всего два раза - это было так мало! Берлиоз иначе (чем Прокофьев) воспринял и выразил музыкой трагедию юных влюбленных - и спектакль Бежара не схож ни с одним другим. Однако, станцевав эту роль , я не разлюбила своих Джульетт - каждая из них по-своему интересна, и один образ обогащал красками и пластическими нюансами другой. Я танцевала Джульетту и в спектакле Лавровского, и у Касаткиной и Василева, и бежаровскую Юлию. Раньше считалось, что Шекспир и балет - несовместимы. Но оказалось, что балетные Ромео и Джульетта могут затронуть сердце зачастую сильнее, чем их двойники на драматической сцене. Шекспир для меня что-то бесконечное, бездонное. ".

В 1863 году появляется сочинение Филиппо Маркетти на ту же тему. Затем следует увертюра "Ромео и Джульетта" Иогана Свендсена - одного из видных представителей норвежской национальной музыки. Свендсен (1840-1911) примыкал в своем творчестве к европейской романтической школе, восприняв многие приемы Берлиоза и Вагнера.

Опера "Ромео и Джульетта" - произведение более сложное в гармоническом отношении, где Гуно не чуждается вагнеровских нововведений. Причины его длительного воздействия на вкусы широкого слушателя заключаются прежде всего в необычайной доступности его музыки, основанной на соединении всевозможных стилей, выработанных опытом французских, итальянских и немецких опер.

"Ромео и Джульетта" Гуно хорошо известна в мире и ставится до сих пор. Впервые опера была поставлена в театре Лирик в Париже. Либретто Барбье и Карре. Ромео - Мишо, Джульетта - Карвальо. В России впервые шла на итальянском языке в 1870 году с Джульеттой - Арто, так восхищавшей Чайковского (в 1872 году - с Джульеттой - Патти и Ромео - Николини). Маргарита Дезире Арто - знаменитая французская певица с голосом обширнейшего диапазона примирила Петра Ильича даже с музыкой Гуно, которую он до тех пор не любил. На советской сцене опера была поставлена 16 марта 1919 года в театре Оперы и балета в Петрограде. Режиссер - Боссе. Затем ставилась во многих городах. Среди выдающихся исполнителей: Ромео - Фигнер, Алчевский, Собинов, Смирнов, Юдин, Лемешев; Джульетта - Мравина, Больска, Нежданова, Барсова, Катульская, Масленникова. Если вы смотрели фильм "Антон Иванович сердится", то помните, как в начале фильма героиня Целиковской - Симочка репетирует с преподавателем к экзамену некую арию - это как раз ария Джульетты из оперы Гуно.

Существует запись оперы (Emi,1968) с Франко Корелли и Миреллой Френи, оркестр и хор Парижской Оперы.

В 1869 году Петр Ильич Чайковский (1840-1893) создает увертюру-фантазию "Ромео и Джульетта". Сюжет, подсказанный Балакиревым, настолько захватил композитора, что он пишет музыку буквально на одном дыхании. Это знаменитое произведение часто исполняется музыкантами разных стран, и мы не без гордости обнаружили диск с записью увертюры в сувенирном магазинчике у Дома Джульетты в Вероне. На музыку Чайковского Сергеем Лифарем был поставлен балет. Существует также цветной телевизионный фильм-балет (Экран,1968) с хореографией Н.Рыженко и В.Смирнова. Джульетта - Наталия Бессмертнова, Ромео - Михаил Лавровский. Теме любви, всесокрушающей, всепобеждающей - той, что сильнее смерти, Чайковский посвятил также симфоническую поэму "Франческа Да Римини" (1867 г.). Подобно истории Ромео и Джульетты, трагическая судьба Паоло и Франчески вдохновила немало музыкантов, поэтов и художников всех времен и народов.

Затем следуют произведения Фредерика Делиуса, Энрике Гранадоса, Константа Ламберта, Витторио Гуи и Виктора Де Сабата.

Еще о балетных версиях "Ромео и Джульетты". В 1920-х годах компания Niccodemi очень успешно осуществляла свои постановки. Первый балетный спектакль в России состоялся в 1921 году в Москве в постановке Ленинградского Большого театра. Другой балет на музыку Константа Ламберта с хореографией Брониславы Нижинской был поставлен в 1926 году в Монте Карло Опера и интерпретирован Русскими Балетами Сергея Дягилева.

В 1922 году итальянский композитор Рикардо Дзандонаи создает оперу "Джульетта и Ромео", которую в свое время высоко оценили и очень хвалили, но сейчас она практически не ставится. Наиболее известный фрагмент оперы Дзандонаи - "кавалькада" - Ромео, отчаянно скачущий из Мантуи в Верону, к гробу Джульетты. Существует редкая запись оперы с симфоническим оркестром Санремо под управлением Лориса Гаварини и исполнителями Атонеттой Мацца Медичи и Анжело Ло Форезе (1960 г.).

В сентябре 1935 года Сергей Прокофьев (1891-1953) завершает свою работу над музыкой к балету "Ромео и Джульетта". Это произведение признано гениальным и очень популярно во всем мире. Вот что рассказывает Сергей Прокофьев в своей "Автобиографии": "Меня интересовал лирический сюжет. Набрели на Ромео и Джульетту Шекспира. Договор заключил Большой театр. Весной 1935 года мы с Радловым разработали сценарий. В течение лета музыка была написана, но Большой театр нашел ее нетанцевальной и нарушил договор. В ту пору много разговоров возникло вокруг нашей попытки закончить "Ромео и Джульетту" благополучно. Причины, толкнувшие нас на это варварство, были чисто хореографические. После нескольких бесед с хореографами оказалось, что можно разрешить балетно конец со смертельным исходом, а затем родилась и музыка для этого конца."

Впервые балет Прокофьева был поставлен в Брно (Чехословакия): балетмейстер - Псота, Джульетта - Шемберова, Ромео - Псота. В 1939 году Прокофьев досочинил еще несколько номеров. В СССР первое представление балета состоялось в Ленинграде в Государственном театре оперы и балета им.Кирова 11 января 1940 года: балетмейстер - Л. Лавровский, дирижер - И. Шерман, художник - П. Вильямс, Джульетта - Г. Уланова, Ромео - К. Сергеев.

Существует две знаменитых киноверсии балета Прокофьева: наша - с Галиной Улановой и Юрием Ждановым (1954 г.) и английская - с Рудольфом Нуреевым и Марго Фонтейн (1966 г.) (см. в разделе КИНО). В последние годы балет был поставлен в Мариинском театре и в нескольких театрах Москвы: в Большом - в постановке Л. Лавровского под редакцией В. Гордеева; в театре Классический балет - в постановке Н. Касаткиной и В. Василева; в музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко - в постановке Владимира Васильева; в театре Кремлевский балет - в постановке Юрия Григоровича.

В наше время Ромео и Джульетта являются героями не только классической музыки, но также известных рок- и поп-композиций ( Dire Straits,1981 г.; Дитер Болен) и многих других музыкальных фантазий: "Вестсайдская история"- прославленный бродвейский мюзикл (Леонард Бернстайн,1957), "Ромео и Джульетта, хроника цыганской любви" в ключе фламенко (Луизилло,1990 г.), "Письма Джульетты" направления пост-рок (Элвис Кастелло и Бродски Квартет,1993 г.). Эмилиан Сичкин (сын известного актера Б.Сичкина), живущий в Америке, в 1993 году написал симфоническую трагедию "Ромео и Джульетта", задуманную им еще в 16-летнем возрасте во время учебы в Гнесинском училище в Москве. Одним из последних произведений, посвященных бессмертным влюбленным, является французский мюзикл "Ромео и Джульетта" (Gerard Presgurvic), поставленный в Париже в 2000 году.

Большой интерес обычно вызывает музыка из кинофильмов. Так, очень популярны в мире саунд-треки к фильмам Бэза Лурманна и Франко Дзеффирелли. Тема любви, написанная знаменитым композитором Нино Рота к картине Дзеффирелли 1968 года, признана классической и даже стала своего рода музыкальной визитной карточкой Ромео и Джульетты. В год выхода фильма на экраны песня с текстом Юджина Валтера "What is a Youth" в исполнении Глена Вестона заняла первое место в ряду популярности, потеснив даже хиты "Битлз". Композитор Генри Манчини аранжировал мелодию из фильма, и был создан еще один вариант песни со словами Ларри Кьюсика и Эдди Снайдера "A Time for Us". Таким образом песня и мелодия вошли в репертуар многих певцов и оркестров.

Вспоминаем, как композиторы разных эпох интерпретировали эту вечную историю любви, ставшей не только литературной классикой, но и музыкальной.

Финальная сцена из балета в постановке Юрия Григоровича, 2010, Ромео — Артем Овчаренко, Джульетта — Нина Капцова © Лепнёва Ирина, CC BY-SA 3.0, Wikimedia Commons

Финальная сцена из балета в постановке Юрия Григоровича, 2010, Ромео — Артем Овчаренко, Джульетта — Нина Капцова © Лепнёва Ирина, CC BY-SA 3.0, Wikimedia Commons

Шарль Гуно: лирическая опера

Либретто к опере создали известные французские поэты и драматурги Жюль Барбье и Мишель Карре, которые часто работали с Гуно. Основное внимание они сосредоточили на истории любви, поэтому в четырех из пяти актов центральное место занимают любовные дуэты. Вражда Монтекки и Капулетти — лишь фон для любовного сюжета. И Барбье с Карре чуть поменяли концовку оперы: финальная сцена тут — смерть возлюбленных, а не примирение враждующих семей, как у Шекспира.

Петр Чайковский: увертюра-фантазия

Во время работы над увертюрой Чайковский вел активную переписку с Балакиревым, который давал молодому коллеге много советов. Первую версию сочинения исполнили в марте 1870 года, но Балакирев не был удовлетворен, дал ряд критических замечаний, и Чайковский начал перерабатывать произведение. Композитор переписал вступление, многое переоркестровал и добавил партию арфы. Во второй версии увертюра-фантазия была издана и неоднократно исполнялась.

В своей увертюре Чайковский отталкивается не от шекспировского сюжета и воспроизведения конкретных эпизодов. Он берет саму идею трагедии и развивает ее музыкально. Эта увертюра стала одним из любимых сочинений Чайковского, которым он был доволен и не разочаровался в дальнейшем.

Сергей Прокофьев: балет

Драматическую основу балета и музыку к нему Сергей Прокофьев создал еще в 1935 году. Вместе с режиссером Сергеем Радловым и драматургом Адрианом Пиотровским он написал сценарий, финал которого резко отличался от оригинала Шекспира — герои не погибают. Но такая версия так и не увидела свет, и Прокофьев в итоге изменил концовку на традиционную.

Путь балета на сцену был нелегок. Прокофьев на основе музыки из балета создал также две оркестровые сюиты, в 1946 году к ним добавилась третья. Эти сюиты исполняли на концертах в 1936-м и 1937 годах, что способствовало продвижению будущей постановки. Но премьера балета прошла не в России, а в чешском Брно. Самого Прокофьева на спектакле не было, но у балета был грандиозный успех.

Российские зрители впервые увидели балет Прокофьева в 1940 году на сцене театра имени Кирова, ныне Мариинский. За постановку отвечал балетмейстер Леонид Лавровский, который значительно изменил партитуру композитора. Роль Джульетты исполнила Галина Уланова, а Ромео — Константин Сергеев.

Для справки:

Приглашаем читателей прочувствовать трагичную историю любви и посетить музыкальные театры — Большой и Мариинский. Многолетним партнером этих театров выступает банк ВТБ.

Джульетта – дочь одного из представителей клана Капулетти, которую собираются выдать замуж за взрослого мужчину Париса. В честь этого устраивается бал, куда пробираются три представителя из семьи Монтекки, среди которых и оказывается Ромео. Неожиданная встреча двух молодых людей приводит к любви с первого взгляда.

После этого юноша пробирается в сад семьи Капулетти, где и происходит разговор с Джульеттой, в котором они признаются друг другу в чувствах. Решено устроить тайное венчание. Брат Лоренцо проводит обряд под покровом ночи.

Страшным оказывается известие о предательстве Ромео для семьи Монтекки. В ходе драки Тибальт ранит друга юноши, в силу чего тот убивает врага. Во время траура в обеих семьях Ромео решают выслать в ссылку, чтобы семья врагов не смогла заполучить его. После последней совместной ночи с любимым Джульетта узнает, что на следующий день выходит замуж за Париса.

Чтобы ее приняли за умершую, девушка принимает снотворное. Ромео не успевает узнать о плане освобождения и убивает себя рядом с возлюбленной. Проснувшаяся Джульетта закалывает себя от горя. Над телами молодых семьи Монтекки и Капулетти решают прекратить вражду.


Содержимое разработки

Музыкальные интерпретации сюжета о Ромео и Джульетте. Учитель: Золотых Мария Александровна МОУ Радужненская СОШ

Музыкальные интерпретации сюжета о Ромео и Джульетте.

Учитель: Золотых Мария Александровна

МОУ Радужненская СОШ


"Ромео" Шекспира! Боже! Какой сюжет! В нём всё как будто предназначено для музыки. Гектор Берлиоз -французкий композитор

Опера Опера– музыкально-драматическая постановка, сочетающая в себе драматургию, музыку, хореографию и изобразительное искусство.

Опера– музыкально-драматическая постановка, сочетающая в себе драматургию, музыку, хореографию и изобразительное искусство.

Балет-вид искусства, сценический спектакль, содержание которого воплощается в музыкальных и хореографических образах.

Музыка к балету

Мюзикл- музыкально-театральный сценический жанр.

Саундтрек-музыкальное сопровождение фильма, мюзикла, спектакля, аниме, телепередачи и др.

Таким образом, мы видим, что сюжет литературного произведения гармонично сочетается с таким видом искусств, как музыка.

Таким образом, мы видим, что сюжет литературного произведения гармонично сочетается с таким видом искусств, как музыка.


-75%

Читайте также: