Сообщение про народ коряки
Обновлено: 30.06.2024
Коряки, как и другие палеоазиатские народы Северо-Восточной Сибири, относятся к материковой группе популяций арктической расы монголоидов.
Корякский язык
Корякский язык входит в чукотско-камчатскую группу палеоазиатских языков, наиболее близок чукотскому языку , что объясняется общностью языкового субстрата, из которого в различное время обособлялись языки современных народов Северо-Восточной Сибири. Вначале это был ительменский язык, длительное время развивавшийся автономно, а затем чукотский и корякский языки, которые сосуществовали в условиях достаточно активных контактов между этими народами. Культурно-хозяйственное разнообразие коряков отразилось в диалектах, названия которых соответствуют выделяемым группировкам: чавчувенский, каменский, апукинский, паренский, итканский, олюторский, карагинский, паланский, керекский. В связи с мнением о возможности наделения алюторцев и кереков статусом самостоятельной этнической общности их диалекты также получают статус самостоятельных языков.
Хозяйство
В культурно-хозяйственном отношении коряки делятся на 2 группы. Оленеводы (чавчувены), монолитные в культурном плане, представлены несколькими территориальными группами, которые кочевали в материковых тундрах от Камчатского перешейка, до верховьев левых притоков Колымы. Береговые коряки (нымыланы), более разнообразные в культурно-хозяйственном отношении, иногда обозначаются как этнотерриториальные группы: каменцы, паренцы, иткинцы (побережье Пенжинской губы Охотского моря), апукинцы (Берингоморское побережье Камчатки, на север от бассейна реки Пахачи). Далее к северу — кереки (в настоящее время учитываются как самостоятельный народ численностью около 100 человек). На юге, по восточному побережью Камчатки, живут карагинцы, а параллельно им, на западном побережье, расселяются паланцы. Сложнее определяется культурно-хозяйственный статус алюторцев, которые расселены на восточном побережье от залива Корфа к югу и имеют поселения на Охотском побережье. В их хозяйстве сочетаются оленеводство, рыболовство и охота. Сейчас алюторцев выделяют в самостоятельный народ. Различия между перечисленными группами фиксируются в языке на уровне диалектов, а в культуре — в соотношении основных видов хозяйственной деятельности (например, у паданцев преобладает рыболовство, а у каменцев — охота на морского зверя).
История
История коряков связывается с автохтонной основой формирования их культуры. В бассейне Охотского моря археологами выявлены памятники так называемой охотской культуры (I тыс. н. э., культура морских зверобоев, рыболовов и охотников на дикого оленя), в которой прослеживаются черты корякские культурные традиции, в относительной хронологической непрерывности сохранившейся вплоть до древнекорякских поселений XVI—XVII вв. Основу охотской культуры составили внутриконтинентальные неолитные традиции (Прибайкалье) и юго-восточные компоненты (Приамурье). Наиболее тесно коряки взаимодействовали с ительменами, что фиксируется практически во всех сферах культуры. С XVII в. наиболее значимым фактором, определяющим облик корякской культуры, становятся корякско-русские связи. Непосредственные контакты с русскими изменили их хозяйство и быт, прежде всего береговых коряков. Оленные коряки в большей степени сохранили особенности своей культуры. Таким образом, на облик этнической культуры коряков оказали влияние как общерегиональные факторы формирования палеоазиатских народов, так и этнокультурные связи с соседями.
Мировоззрение
Традиционное мировоззрение связано с анимизмом. Коряки одушевляли весь окружающий мир: горы, камни, растения, море, небесные светила. Вселенная представлялась в виде 5 миров: земли, населенной людьми, 2 миров над ней и 2 подземных. Верхний мир — обиталище Верховного существа, которое отождествлялось с солнцем, рассветом, природой, вселенной. Верхний из подземных миров представлялся населенными злыми духами, а нижний — обителью теней мертвых. Миры, составляющие вселенную, взаимопроницаемы. Существовал профессиональный и семейный шаманизм. Специальные шаманские одежды у коряков не было. Распространено поклонение священным местам — аппапелям (сопкам, мысам, утесам). Практикуются жертвоприношения собак и оленей. Бытуют культовые предметы — аняпели (особые камни для гадания, священные доски в виде антропоморфических фигурок для добывания огня трением, амулеты, символизирующие тотемистических предков, и прочее).
Семья
Основной экономической единицей всех групп коряков в XIX — начале XX в. была большая патриархальная семья. Известно многоженство, хотя в конце XIX в. оно не имело широкого распространения. Браки заключались внутри одной локальной группы. Брачная система коряков исключала кузенов, в случае патрилокального брака практиковалась отработка за жену. Соблюдались обычаи левирата и сорората. Существовало строгое половое разделение труда.
Культура коряков
Этническая культура коряков представлена 2 хозяйственно-культурными типами. Основу экономики коряков-чавчувенов составляет оленеводство, которое дополняется охотой и рыболовством. Оседлые коряки занимались рыболовством, морской и сухопутной охотой, но для различных территориальных групп оседлых коряков значимость данных видов хозяйства была неодинакова. У алюторцев оленеводство сочетается с дополнительным промысловым комплексом. Оленеводство коряков-чавчувенов является крупностадным и по организации и продуктивной направленности соответствует самодийскому. Региональные отличия состоят в менее протяженных маршрутах сезонных перекочевок, летнем выпасе в горах и разделении стойбища, отсутствии пастушеской собаки. Для алюторцев характерны меньшее количество оленей в хозяйстве и кооперация малооленных хозяйств, больший удельный вес промыслов. У коряков-оленеводов существовал высокоспециализированный олений транспорт. Основу хозяйства оседлых коряков составляли рыболовство (карагинцы, алюторцы, паланцы), морской зверобойный промысел (пенжинцы, апукинцы). В начале XX в. охотой на морских животных занимались 63% хозяйств коряков. Пушная охота до прихода русских большого значения не имела, коряки охотились на медведя, горного барана, дикого оленя. Особенностями культуры оседлых коряков были упряжное собаководство и более разнообразные средства передвижения по воде, имеющие много общего с чукотскими и эскимосскими.
Промысел
Одежда
Традиционная зимняя одежда состояла из меховой рубахи-кухлянки, штанов и капора. Зимняя одежда двойная: нижняя — мехом к телу, верхняя — мехом наружу. Большинство кухлянок с капюшоном, штаны в длину достигали щиколоток. Мужская зимняя обувь с длинным и коротким голенищем шилась из оленьих камусов мехом наружу. Подошвы обычно делали из лахтачьей шкуры. Внутрь обуви вкладывали меховые чулки-чижи. В дорогу поверх кухлянки надевали камлейку — широкую рубаху из ровдуги или материи. Женская зимняя обувь отличалась высокими голенищами. В комплект женской зимней одежды входили также комбинезон (керкер), меховая рубаха (гагагля), капюшон которой заменял головной убор. Детской одеждой служил комбинезон. Летняя одежда коряков имела тот же покрой, что и зимняя, но изготовлялась из более легких материалов — ровдуги, оленьих шкур со стриженым мехом, собачьих шкур, покупных тканей и всегда была одинарной. Особой промысловой одежды у коряков не существовало, для нее лишь предпочитали собачьи шкуры или ровдугу. Отличительными особенностями ритуальной одежды (погребальной и танцевальной) были богатый и характерный орнамент, а также цвет меха.
Традиционная корякская одежда украшалась орнаментом и подвесками. Украшениями служили браслеты, серьги, подвески, которые делались из старых медных и серебряных вещей. Многие украшения играли роль амулетов. Магическое значение имели прически и женская татуировка. Мужчины состригали волосы, оставляя лишь кружок на макушке или узкий ободок вокруг головы. Женщины расчесывали волосы на прямой пробор и заплетали в 2 тугие косы, которые украшали ниткой бисера.
Пища коряков
Основная пища оленеводов — оленье мясо, в основном в вареном виде. Сырыми съедались почки, мозг, хрящи. Из крови и содержимого желудка варили похлебку. Вяленое мясо шло на приготовление ритуальные блюда — толкуши (мясо растирали пестиком, добавляя коренья, жир и ягоды). Замороженным мясом питались в дороге. Копыта квасили в крови, молодые отростки рогов ели вареными. В качестве подспорья к мясной пище заготавливали юколу, летом разнообразили рацион свежей рыбой. Рыба, мясо и жир морских животных составляли основную пищу оседлых коряков. Большая часть рыбы потреблялась в виде юколы из лососевых.
Мясо морских животных варили или замораживали. Ценился жир морских животных, его ели сырым или топленым с мясом либо юколой. Повсеместно употреблялись продукты собирательства: съедобные растения, ягоды, орехи. В качестве возбуждающего и опьяняющего средства использовался мухомор. С конца XIX в. все большее распространение стали получать покупные продукты: мука, крупы, чай, сахар, табак.
Декоративно-прикладное искусство коряков
Народное декоративно-прикладное искусство коряков представлено художественной обработкой мягких материалов (женское занятие) и изготовлением изделий из камня, кости, дерева и металла (муж.). Корякские мастерицы — виртуозы северной меховой мозаики, искусно подбирающие сочетания светлых и темных тонов меха. Меховые мозаичные полосы нашиваются на подолы кухлянок в виде широкой каймы (опуван). Орнамент преимущественно геометрический, реже — растительный. Часто вышиваются реалистичные фигурки зверей, сценки из их жизни. В вышивке преобладает техника глади. Особенно богато орнаментировались спинки гагаглей. Особая область женского искусства коряков — художественное оформление меховых ковров. Техника исполнения их декора — стачивание кусочков светлого и темного меха, применялась также вышивка цветными нитками по меху.
[caption align="aligncenter" width="188"] Корякские доспехи[/caption]
Праздники
Лит.: Народы Сибири, М.; Л., 1956; Антропова В.В. Культура и быт коряков. Л., 1971; Она же. История и культура коряков. СПб., 1993; Леонтьев В.В. Этнография и фольклор кереков. М., 1983.
Коряки — коренное население северной части полуострова Камчатка, которому удалось пронести свою самобытность и культурные особенности сквозь века. Да, их уклад жизни стал более современным, а некоторые необычные традиции отошли на второй план. Однако несмотря на малочисленность и ограниченный регион проживания, они сумели сохранить свои основные обычаи.
Коряки-рыболовы и коряки-оленеводы
Корякские племена не всегда были кочевыми. Изначально они занимались рыболовством и вели оседлую жизнь. Необходимость отделится от основной группы возникала крайне редко — в годы плохого улова, когда мужчины были вынуждены уходить вглубь полуострова на охоту и оставаться там долгое время. С этого и началось разделение коряков на две основные ветви: кочевых тундровых и оседлых береговых.
Исключительно женским занятием считалась обработка мягких материалов, в частности шитье и вышивка. Мужчины занимались более тяжелым трудом: изготавливали фигурки, табакерки и украшения из моржовых клыков; обрабатывали металл, камень и дерево.
Отрезанные от цивилизации коряки даже придумали своеобразное подобие подгузников. Их сооружали из мягчайших шкурок телят оленей и снабжали специальным карманом на пуговицах, который было удобно расстегивать и застегивать, не снимая одежды. В карман закладывали особый сорт мха, хорошо впитывающий жидкости и препятствующий появлению опрелостей.
Яранги — традиционное жилье коряков
Кроме яранг, коряки строили полуподземные жилища из бревен. Строения имели два входа: нижний, ведущий внутрь через сени, и верхний, который параллельно исполнял роль дымоотвода. Первый использовали в летнее время, пока строение не засыпало снегом. Но как только снежный покров становился настолько высоким, что под ним скрывалась большая часть дома, коряки забирались внутрь через зимний вход. Лестница была очень крутой и напоминала скорее столб с углублениями-ступеньками для ног. Некоторые этнологи придерживаются мнения, что такие северные землянки строились задолго до появления яранг. Однако до нашего времени ни одного целого полуподземного дома в естественных условиях не сохранилось, поэтому увидеть их можно только в музеях.
Чему поклонялись коряки?
Коряки верили, что душа есть у каждой вещи и окружающего предмета. Они одушевляли не только животных, но и весь окружающий мир: небесные светила, море, горы, лес. В каждой общине выбиралось свое священное место — аппапель — которому поклонялись и приносили в жертву животных. Зачастую это были олени, реже собаки и морские обитатели.
С большим почетом народ относился к смерти и связанными с ней обрядами подготовки тела. Преждевременная кончина считалась происками злых духов, поэтому коряки регулярно совершали ритуальные жертвоприношения и обращались к шаманам за защитными амулетами. Обязательным элементом похоронно-поминальной обрядности была погребальная одежда. Ее начинали шить еще при жизни, но ни в коем случае не заканчивали самостоятельно. По поверью, собственноручно доделав погребальный наряд, человек накликал на себя преждевременную смерть.
Несколько столетий основным способом погребения оставалось сожжение на костре из древесины кедрового стланика. С мертвыми обращались как с живыми: вели степенные беседы и передавали через них подарки ранее умершим родственникам, укладывали на костер продукты, личные вещи, оружие. Однако примерно с XVIII века традиционные обряды стали переплетаться с православными погребальными традициями и постепенно забылись.
Корякский фольклор: мифы и сказки, народная музыка
Корякская письменность — одна из самых молодых. Она создавалась на основе латиницы в 1930 году, однако в таком виде просуществовала немногим более пяти лет (с 1930 по 1936). После язык стали записывать русским алфавитом. Повсеместное распространение русского языка негативно повлияло на родную словесность коряков: практически не осталось аутентичных литераторов, каждое новое поколение знало язык все хуже. Ситуация усугубилась после того, как в камчатских школах перестали преподавать корякский язык, исключив его из образовательной программы.
Современные коряки: какие они?
Сегодня коряки по-прежнему ведут обособленный образ жизни, не покидая привычных мест обитания. И даже имеют собственную автономию — Корякский округ. Согласно переписи 2010 года, численность народа составляет около 9000 человек. Причем две трети людей проживает в Камчатском крае, остальные — в Чукотском автономном округе и Магаданской области.
Превалирующее большинство современных коряков разговаривают на русском языке и исповедуют православное христианство. Шаманизма придерживаются лишь отдельные племена, в которых сильны традиционные верования предков. Схожая ситуация обстоит с корякским языком — его сохраняет не более 2000 человек, еще около 1000 человек разговаривает на алюторском.
Стремясь защитить интересы коренного населения Корякского автономного округа, российское правительство всячески поддерживает общественные организации и национализацию поселков. На местном радио и телевидении регулярно выпускают различные передачи на корякском языке. В школах наряду с русским обязательно преподают родной для коряков язык, организуют кружки по традиционному укладу жизни и формам хозяйствования.
Коряки проживают в северной части полуострова Камчатка, Россия. Первые поселения в Азии европейцы обнаружили вдоль Охотского моря. Коряки — единственный народ, который не имеет самоназвания, а лишь групповые именования, что в переводах на наш язык звучит как: местный житель, кочующий житель, оленевод, богатый на олени, поселяне. Разговаривают, естественно, на корякском языке. Всего примерно 8,7 тысяч человек.
Численность
В мире насчитывается 8,7 тыс коряков. Все население находится на территории РФ:
- Камчатка (7,3 тыс);
- Магадан (890 чел);
- Москва (90 чел);
- Санкт-Петербург (70 чел);
- Чукотка (55 чел);
- Хабаровск (50 чел).
В других странах коряки не зафиксированы.
Происхождение
О происхождении народности очень сложно судить, потому как исторических фактов, археологических раскопок и иных сведений недостаточно, чтобы иметь представление о былом. Единственное, можно точно сказать, что коряков нашли в период открытия Камчатки. Хотя о происхождении названия также существует несколько мнений:
- В XVII веке русские казаки, которые попали на остров прозвали так местное поселение.
- Соседские племена юкагиры так называли своих соседей.
Описание народности
Это очень добрый народ, всегда придет на помощь, не зависимо от обстоятельств. Они очень эмоциональны, умеют сочувствовать. С опасением относятся к русским. Внешне — это представители монголоидной расы, поэтому имеют зауженные глаза, круглое лицо и выраженные скулы.
Распределение по группам
Всe коряки разговаривают на корякском языке, который относят к чукотско-камчатской группе палеоазиатских языков. Но сам язык распределяется на несколько форм диалектов (аж 12):
- керекский;
- чавчувенский;
- гижигинский;
- карагинский;
- пареньский;
- апукинский;
- итканский;
- олюторский (алюторский);
- каменский;
- палланский (паланский или лесновский);
- рекинниковский;
- кахтанинский.
Но только лишь 2 тыс. человек поддерживает традиции и постоянно говорит на родном языке, вся основная масса на русском и еще небольшой процент поселения — на алюрском. Поэтому корякский язык относят к языкам, которые под угрозой исчезновения.
Имеют сходство с чукчами. Самих же коряков делят на 2 группы:
- тундровые (кочевые, оленеводы);
- приморские (оседлые, рыболовы).
Коряки не сильно образованный народ, письменность появилась поздно, лишь в 1931 году на основе латыни. Позже за основу взятый русский язык, но скорректирован под чавчувенский диалект, который самый распространенный на Камчатке.
Религия
Распространен анимизм, одушевленность предметов, а тажже аняпели — магические камни, знаки и др.
Кухня
Коряки едят, то что им даровала природа: рыбу, оленей и др. Поэтому национальными блюдами считается такая еда:
- кислые головки (что-то вроде квашеных голов рыбы);
- уил-уил (суп из заквашенной свежей олениной крови);
- когошки (морская картошка);
- юкола (шкурка рыбы);
- тутгау (копченная рыба).
Уил-уил — традиционное новогоднее блюдо. А вот красную икру используют в качестве корма для собак.
Одежда
У коряков вся одежда глухого типа, то есть одевается через голову. В основном одежду шили из оленьих шкур. Летняя и зимняя одежда отличалась лишь толщиной. Также со временем покупали ткани у торговцев и шили более легкие варианты. Среди традиционного — кухлянки. Могут носить украшения из серебра, но в небольшом количестве.
Жилье
Оленеводы строят яранги (очень похоже на юрту), а береговые коряки жили в землянках.
Традиции
Коянайтатык — главный праздник оленеводов, праздновали его 2 раза в году. Заключался он в перегонке оленей в осеннее и весеннее время на новые пастбища, примерно в дни солнцестояния. В эти дни коряки веселились: катались на оленях с упряжками, взбегали на обледенённые столбы и многое другое. Рыболовы же празднуют нерест рыбы.
Коряки – коренной народ Камчатки. Где живут Коряки? Коряки – коренные жители северной Камчатки, которые сегодня проживают только в России, а именно, в Камчатском крае, Чукотском округе и Магаданской области.
Численность Коряк совсем не велика – всего около 8 тысяч человек. Основным языком, на котором говорят Коряки – русский, однако четвертая часть населения общается на корякском языке.
Издавна Коряки делились на тундровых и береговых, исходя из рода занятий.
История корякского народа
Тундровые коряки — чавчувены, которые вели кочевой образ жизни, основным родом занятий которых было олениеводство.
Береговые коряки вели оседлый образ жизни вдоль берега моря, и занимались в основном рыбным промыслом.
Коряки – древний народ, первые упоминания о котором встречаются в документах 17 столетия. Согласно историческим данным, именно коряки стали создателями охотской культуры, еще в 1 столетии до нашей эры. По легенде, коряки имеют общих предков с индейцами, о чем свидетельствуют многочисленные исторические данные.
Самые первые коряки иммигрировали на Камчатский полуостров из Восточной Сибири еще 15000 лет назад. Благодаря активной охотской деятельности, коряки считались воинственные и смелым народом. Они прекрасно управлялись с луком и стрелами.
В 18 столетии коряки отказывались принимать власть царской России, и лишь к средине 19 столетия началась ассимиляция региона. В начале 20 века, во время правления советской власти, кочевая жизнь на Камчатке сокращается, коренной народ с переселенцами разбивают поселки и развивают олениеводство и рыбный промысел. Шаманы корякского народа подвергаются преследованиям и репрессии.
У коряк развито ремесло из подручного для их региона материала. Здесь занимались резьбой по кости, делали изделия из меха и кожи, плели корзины и мешки.
Жилище коряк
Коряки жили в землянках, входом в которые служил дымоход в крыше жилища.
Лишь в 18 столетии, под влиянием русской культуры, на Камчатке стали появляться деревянные срубы.
Внешность коряк
Коряки были представителями монголоидной расы арктического типа.
Описание внешности коренного населения Камчатки:
- Круглое лицо с выступающими скулами;
- Стройная крепкая фига низкого роста;
- Крупные губы и большой нос;
- Мелкие глаза;
- Черные жесткие волосы.
Одежда коряк
Традиционная одежда коряк состояла из штанов, рубах и комбинезонов, которые шили из шкур и меха. Для одежды использовали оленьи и тюленьих шкур. Зимой коряки носили длинную шубу из двойного меха- и внутрь, и наружу, которая называлась – кухлянка.
Голову защищали меховые капюшоны, также коряки использовали меховые перчатки. Женщины украшали свою одежду меховыми вставками, бахромой.
Жизнь и традиции коряков
Удивительно, но женщины и мужчины корякского народа наносили татуировки на уши и лицо, что обозначало социальный статус семьи. Коряки жили большими семьями от 20 до 100 человек, главой в которой был самый старший и влиятельный мужчина.
У каждой семьи было свое хозяйство и дома. А для рыбной ловли и морской охоты, семьи объединялись в коллективы.
Мужчины были главой семьи, обеспечивали дом пищей и решали серьезные вопросы. Женщины имели равноправие с мужчинами, однако соблюдали строгие нравы. Коряки были большими ревнивцами, поэтому взгляд в сторону чужой женщины или комплимент, могли послужить причиной драк и убийств.
Основным видом деятельности береговых коряк была охота на крупных морских животных: тюленей, нерп и китов. Что требовало существенной подготовки и усилий, поэтому племена объединялись.
Зимой коряки охотились на зайцев, медведей, баранов, а весной наступал нерест – самое подходящее время для рыбной ловли. В прибрежную зону Камчатки заплывала корюшка, сельдь, кета, горбуша, нерка.
Религия коренных коряков тесна связана с силами природы. Местные шаманы проводили различные обряды с использованием масок, шкур. Однако в 19 столетии на Камчатке все более стало распространятся христианство, которое сейчас является основной религией полуострова.
Традиционная кухня коряков
Основной рацион коряк состоит из оленьего мяса и мяса морских животных, в зависимости от региона проживания племени. Одно из шокирующих блюд для туристов – это квашеные головы лосося, которые считаются у береговых коряк деликатесом.
Сегодня коряки – современный народ, который развивает медицину, образование, культуру, имеют доступ к покупным продуктам, закупая чай, крупы, муку. А за счет рыбного промысла у коряков есть возможность экономически развивать свой регион.
Приехав на Камчатку, туристы удивятся, как в одном регионе переплетаются старинные традиции и современная жизнь, отлично сочетаясь в одном народе.
Читайте также: