Сообщение шедевры китайской архитектуры

Обновлено: 06.05.2024

История развития китайского зодчества неразрывно связана с развитием всех видов искусства Китая и особенно живописи. И архитектура и живопись этой эпохи являлись как бы различными формами выражения общих идей и представлений о мире, сложившихся ещё в глубокой древности. Однако в архитектуре существовали ещё более давние правила и традиции, нежели в живописи.

Содержание работы

1.Введение
2.Великая китайская стена
2.1Великая китайская стена-«Восьмое чудо света
2.2История, легенды и загадки стены
3.Храм неба
3.1Храм Неба-самый большой культурный храм в мире
3.2Главные постройки храмового ансамбля
4.Терракотовая армия
4.1История терракотовой армии
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Реферат. Черновик. Шедевры китайской архитектуры..doc

Ученик 10 класса Б

2.Великая китайская стена

2.1Великая китайская стена-«Восьмое чудо света

2.2История, легенды и загадки стены

3.1Храм Неба-самый большой культурный храм в мире

3.2Главные постройки храмового ансамбля

4.1История терракотовой армии

Список используемой литературы

Курсовая работа посвящена самым известным шедеврам китайской архитектуры.

История развития китайского зодчества неразрывно связана с развитием всех видов искусства Китая и особенно живописи. И архитектура и живопись этой эпохи являлись как бы различными формами выражения общих идей и представлений о мире, сложившихся ещё в глубокой древности. Однако в архитектуре существовали ещё более давние правила и традиции, нежели в живописи. Основные из них сохранили своё значение на протяжении всего периода средневековья и образовали совершенно особый, непохожий на другие страны торжественный и вместе с тем необычайно декоративный художественный стиль, который отразил жизнерадостный и одновременно философский дух, свойственный в целом искусству Китая. Китайские зодчий был таким же поэтом и мыслителем, отличался тем же возвышенным и обострённым чувством природы, что и живописец- пейзажист.

1 Великая китайская стена.

По грандиозности Великая Китайская стена не знает себе равных. По подсчетам ученых, из всех материалов, использованных при постройке стены в период династии Мин, можно сложить стену толщиной 1м и высотой 5м, и ее хватит, чтобы опоясать земной шар.

Миллионы туристов со всего света посещают это сооружение, чтобы восхититься его маштабами. Прямо на месте желающие могут приобрести сертификат с указанием даты и времени посещения стены. Власти даже вынуждены ограничить доступ на главную достопримечательность Китая, чтобы обеспечить лучшую сохранность памятника.

Строительство стены началось еще в 4 веке до н.э. Это были земляные насыпи, которые возводились императорами северных царств для защиты от кочевников. Но именно при Цинь Шихуанди строится как бы прообраз этого монстра в камне - длиной 500 км, чтобы соединить отдельные участки и создать единую цепь заграждений длиной 1500 км.

Для возведения огромной стены согнали сотни тысяч рабов, преступников и военнопленных, а когда их перестало хватать, начались массовые мобилизации крестьян. По одной из легенд, император в качестве жертвоприношения духам повелел замуровать в стене миллион человек. До сих пор неясно, были это ритуальные жертвы, или просто таким способом хоронили погибших при строительстве. Позднее многие называли строительство бессмысленным, поскольку для обороны такой длинной стены не нашлось бы солдат.

Все последующие династии китайских правителей заботились о сохранности Великой стены. Исключение составили лишь монгольская династия Юань и последняя – маньчжурская – династия Цинь, контролировавшие земли севернее стены и потому в ней не нуждавшиеся. История стены знала разные периоды. Были времена, когда охранявшие ее гарнизоны комплектовались из помилованных преступников.

Великая Стена, изначально строившаяся с целью защиты населения, становится самой главной достопримечательностью Китая, символом страны. В 1987 году она была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Великая Китайская Стена является нитью связывающей древний, средневековый и новый Китай. Она является свидетельством великой мощи Китая в целом. Поражает не только своими грандиозными маштабами, но и количеством загадок и легенд, опутавших эти стены. Огражденный, от остального мира таким необычным способом, Китай как и раньше хранит свои тайны и загадки, и от того становится еще более притягательным, особенно для туристов из Западных стран. Опираясь на этот материал, можно достойно называть Великую стену шедевром китайской архитектуры, предметом гордости народа, сохранившимся до наших дней.

Дошедший до наших дней Храм Неба - место, где императоры династий Мин (1368 - 1644 гг.) и Цин (1644 - 1911 гг.) совершали ритуал жертвоприношений Небу и молились о годовой жатве. Храм был построен в 1420 г. на южной окраине города Пекина. Первоначально здесь приносили жертвы и Небу и Земле, поэтому он назывался "Храмом Неба и Земли". В 1530 г. император Цзяцзин стал совершать жертвоприношения Земле и Небу в разных местах и выстроил на северной, восточной и западной окраинах Пекина Храм Земли, Храм Солнца и Храм Луны, где и проводились соответствующие жертвоприношения. После реконструкции и расширения Храм Неба и Земли был переименован в Храм Неба. В период после правления Цзяцзина - императора династии Мин - Храм Неба несколько раз перестраивался императорами династии Цин, однако основная архитектоника и облик храма остались прежними.

2.1 Храм Неба-самый большой культурный храм в мире.

Храм Неба раскинулся на огромной площади в южной части Внешнего города, вдали от городской суеты. Считалось, что такое окраинное положение способствует свободному общению императора, сына Неба, со своими божественными предками.

Территория храма занимает около 280 гектаров. Создание такого большого комплекса соответствовало маштабам китайской столицы. Храм Неба связан с главнейшими государственными ритуалами жертвоприношения небу, властвующему над судьбами человека. В своих величавых формах храм воплотил представления о вселенной, сложившиеся в Китае во времена глубокой древности.

При сооружении Храма Неба перед архитекторами была поставлена задача создать храмовой комплекс, предназначенный как для проведения ритуала жертвоприношений Небу, так и молитв о годовой жатве. Согласно древним представлениям, Небо считалось кругом, а Земля - квадратом, поэтому при строительстве Храма Неба широко обыгрывалась форма - круглая либо квадратная. Свидетельством тому служит, во-первых, архитектурное решение стены: обращенная вверх северная часть стены имеет круглую форму, а смотрящая вниз южная часть стены Храма Неба - квадратную, поскольку Небо находится наверху, а Земля - внизу. Во-вторых, три главных здания Храма - "Алтарь Неба", "Зал Небесного свода" и "Зал Жатвенных молитв" - имеют в плане круг, а ограждающие их стены - квадрат.

На территории храмового ансамбля высажено более 60 тыс. кипарисов, более 4000 из них насчитывают 100-летнюю историю. Массивы вечнозеленых сосен и кипарисов, белоснежные террасы, резные каменные перила, лазурное небо и синие крыши создают торжественную и сакральную атмосферу, достойную ритуала жертвоприношений Небу.

Обширная территория, на которой расположен ансамбль храма, обнесена двумя рядами глухих стен, окрашенных в красный цвет, и образует в плане квадрат, символизирующий землю. Круглые здания беломраморного резного алтаря и храмов, увенчанных синими коническими крышами, символизируют небо (круг- знак солнца, или неба). Такое сочетание квадрата и круга обозначает союз неба и земли. Беспрерывно варьируясь и повторяясь, эти знаки круга и квадрата вместе с остроконечными синими вершинами конических крыш- символами неба- как бы напоминают о беспрерывном круговороте стихий.

Весь этот живописный ансамбль свободно разбросанный среди деревьев и цветов зданий создает особый духовный настрой, освобождая человека от мирской суеты и забот перед обрядом вознесения молитв небу.

2.2 Главные постройки храмового ансамбля.

Согласно древней натурфилософии считалось, что все и вся в природе образованы из "ян" (мужское начало) и "инь" (женское начало). Небо, император и нечетные числа относятся к "ян". Среди нечетных чисел "9" занимает самое высокое положение, поскольку в древности верили в существование 9 Небес и в то, что небесные боги живут именно на 9-ом Небе. Символика числа "9" широко использовалась при сооружении Храма Неба. Например, центром верхнего яруса "Алтаря Неба" является круглый камень, окруженный 9 кольцами из камней веерообразной формы. Внутреннее первое кольцо насчитывает 9 камней, второе - 18, последнее внешнее - 81. Каждый ярус алтаря соединен с другим 9-ью ступенями.

Шедевры китайской архитектуры - историческая значимость и уникальность

В культуре Китая отдельно место занимает традиционная архитектура. Шедевры китайской архитектуры, такие как Запретный город в Пекине, Храм Неба, пещеры Могао – все это лишь небольшая часть культурного наследия Китая занесенного в список ЮНЕСКО не только благодаря своей исторической значимости, но и благодаря своей уникальной архитектуре.

Китайская архитектура имеет ряд своих уникальных черт: изящество всех конструкций и в то же время их монументальность, сочетание различных материалов и красок, яркость и изысканность внутреннего и внешнего декора.

Почти все здания в древнем и средневековом Китае строились из дерева. Дворцы, храмы, пагоды, мавзолеи или просто жилища возводились на основе деревянной конструкции. Чаще всего на глиняный фундамент ставили деревянные столбы, куда крепились балки. Сверху возводилась кровля, которая потом покрывалась глазурованной черепицей традиционного для Китая желтого цвета. В свою очередь стены здания возводились из кирпича (дворцы, садовые постройки, пагоды и храмы) или глины и камыша (преимущественно жилые дома бедняков).

Китайские архитекторы не просто строили здания по определенному чертежу, они точно до мелочей рассчитывали размер каждой детали, что в несколько раз ускоряло процесс строительства. Кроме того, методы строительства зданий в древнем и средневековом Китае являлись одними из самых безопасных, так как здания на деревянных конструкциях устойчивы при землетрясениях, а также дольше сохраняются на многие века и даже тысячелетия.

Одной из главных особенностей зданий в китайском стиле являются вогнутые крыши. В каком бы уголке земли вы не находились, увидев здание с вогнутой крышей, вы сразу поймете, что оно построено в китайском стиле.

Внутреннее убранство зданий также имеет свои отличительные особенности. Вместо стен здесь деревянные столбы, которые украшены изразцами в виде животных и растений. Что бы отделить одно помещение от другого, очень часто использовались лакированные ширмы. Архитектурный декор поражает яркостью красок. В Китае очень редко можно встретить традиционное здание в черно-белых или серых тонах. Китайская архитектура – это один из главных элементов культуры Китая, в котором выражена вся самобытность и характерные особенности древней китайской цивилизации.

В Срединном государстве – как величают свою страну сами китайцы – по сей день сохранились неимоверные шедевры архитектуры, способные вызвать восхищение не только своей масштабностью и протяжённостью в размерах, но и во временном контексте. Причём размахом пользовались не только дворцы и средневековые храмы, но и обычные беседки в парках.

Храмовые постройки в Китае.

Несмотря на то, что в Китае помимо общеизвестного буддизма, исповедовали ещё такие религии как христианство или ислам, большим почётом в любом случае пользовалось первое направление. Это было потому, что всё-таки большая часть населения предпочитала именно буддизм. Собственно говоря, поэтому храмовые постройки данной религии выглядели куда более впечатляюще, чем другие.

Хотя буддизм и не считается исконно китайской религией – она появилась на их землях только благодаря выходцам из Индии — свою лепту им удалось внести. Особенно это касается архитектуры. И в этом нет никакого преувеличения, потому как храмы данного религиозного направления, как правило, мало отличались от строений императорского дворца.

Из самых известных можно назвать Эмейшань, Цзюйхуашань, Путошань, Утайшань.

Дворцовые постройки в Китае.

Теперь для сравнения следует остановить внимание на уже упомянутых китайских дворцах. В первую очередь, сразу стоит отметить, что в отличие от храмов дворцовых построек в Китае уцелело значительно меньше. Основной причиной утраты стали, конечно, пожары, потому как подобные здания сооружались, как правило, из дерева и потому легко воспламенялись.

Именно здесь проводили свой досуг императоры династии Минь и Цзянь. Сейчас же Гугун в основном используют в качестве местного музея и иногда предоставляют для съёмок исторических фильмов.

Что касается планировки, то в большинстве случаев дворцы делили на две части – парадную (официальную) и жилую. В центре оси располагали основные помещения, а затем уже строили остальные.

Многоуровневые крыши украшали скульптурами зверей и птиц, чтобы придать им больше великолепия, а само покрытие на крыше делалось из жёлтой черепицы, так как именно этот цвет был символом императорской семьи.

Однако помимо привлечения к себе внимания, подобные крыши строились в первую очередь из-за своей целесообразности: именно благодаря им влага, собиравшаяся от дождя, не попадала в фундамент и делало его более долговечным.

Пагоды в Китае

Пагоды, также как и сам буддизм, пришли в Китай из Индии. И первоначально выполняли роль памятников, потому как строились на местах захоронений влиятельных монархов. Как правило, здесь хранили их прах.

Что касается Китая, то здесь фантазия в строительстве была не ограничена, и данный архитектурный приём использовался почти везде. Можно было встретить строения как разных форм (квадрата, шестиугольника, круга), так и из различного материала (железо, медь, кирпич, дерево).

Из-за того что в стране было можно воздвигать пагоды с большим количеством уровней (от пяти до тринадцати, так как для китайцев имеют большое значение нечётные цифры), они, как правило, представляли собой высокие красивые башни.

Наследие, которые китайские архитекторы оставили своим потомкам продолжает поражать умы туристов своим великолепием и сегодня.

Крупнейшей азиатской страной со своей уникальной культурой является, конечно, Китай. Архитектура Поднебесной сформировалась еще в 3 веке до н. э. Причем многие старинные традиции сохранились вплоть до сегодняшнего дня.

За все тысячелетия своего существования китайская культура обогатила мировое наследие, подарила ему множество шедевров. К сожалению, далеко не все сооружения сохранились до наших дней. О многих их них известно только из книг или более древних письменностей. Одно можно сказать точно: ни одна другая классическая культура не достигла столь большой высоты, как китайская. Поэтому она, как никакая другая, заслуживает внимания.

китай архитектура

Древняя китайская архитектура

Невозможно рассказать о таком строительном искусстве, как архитектура древнего Китая, кратко. Это обусловлено тем, что оно является неотъемлемой частью формирования культуры Поднебесной в целом. Те элементы, которые сформировались многие тысячелетия назад, можно увидеть и в современности. Конечно, сейчас используются другие материалы, технологии и способы, но традиции все-таки сохранились.

Архитектура Китая и Японии схожа тем, что обе страны в первобытном обществе и вплоть до первых лет нашей эры использовали для строительства дерево. Кроме того, за этот период, естественно, наблюдалась некоторая модернизация процесса возведения зданий, но она была минимальной. Настоящий рывок произошел в 3-4 вв. н. э.

Для архитектуры древнего Китая характеры следующие элементы:

  • гибкость линий;
  • элегантность;
  • идеально правильная планировка (любовь к квадратам, кругам);
  • изящная декоративность.

В древности китайцы строили большое количество храмов, резиденций, дворцов или городских стен. Все эти здания, если они сохранились до сегодняшнего дня, представляют собой культурное наследие не только Поднебесной, но и всего мира.

мировые шедевры архитектуры

Новые культовые сооружения: дуновение буддизма

Ближе к нашей эре китайская цивилизация становится настолько развитой, что способна расширять свои территории. Она продвигается далеко за пределы страны, естественно, оказывая влияние на культуры других народов. Именно поэтому архитектура Востока во многом обязана именно Поднебесной. Поскольку развитие Китая было быстрым и существенным, соседние государства и страны, несмотря на некий гнет, получили новые навыки строительства.

Вскоре на территорию Поднебесной из Индии приходит буддизм, который открывает человеку веру не только в силу орудий - появление религии положительно сказывается на духовном развитии. Соответственно, вместе с буддизмом появляются и культовые сооружения. Статуи Будды, росписи храмов, повествующие о тех или иных событиях религии, – вот в чем заключается отличие зодчества начала новой эры.

Великая стена

Мировые шедевры архитектуры нельзя рассматривать, не упомянув Великую китайскую стену. Ее строительство велось поколениями. Также данное сооружение можно по праву назвать самым технологичным для своего времени. Более того, способы, которые использовались при возведении, могут кое-чему научить и современных архитекторов.

Строительство стены началось за несколько веков до н. э. Таким заурядным методом нация хотела доказать свое единство.

китайский храм

На целостности сооружения не могли не сказаться многочисленные набеги соседних воинствующих государств (в основном монголов). Поэтому стену периодически приходилось латать, заделывать дыры. Занимались этим заключенные под руководством профессионалов.

История Великой китайской стены многогранна. Она является символом Поднебесной, ее величием восхищаются все люди современности. И только она смогла противостоять множество веков ветрам, непогоде и любым другим негативным условиям.

Архитектура минского периода

В 14-17 вв. в Китае начинается время, когда постройки укрепляются настолько, что могут стоять столетиями. В этот период начинается эпоха Мин. О ней сегодня известно многое. Дело в том, что есть несколько десятков строений, сохранившихся до наших дней. Одним из них является китайский храм Неба. Он был возведен в 1420 году, когда столицу страны перенесли в Пекин. Здесь в день зимнего солнцестояния проводились жертвоприношения. Тысячи людей приходили к храму для того, чтобы помолиться, попросить у неба хорошего урожая.

Есть и другая отличительная черта минской эпохи. Она заключается в том, что китайский храм, дом, усадьба или любое другое здание приобретает общие черты. То есть, если возведение ведется в рамках одного проекта, то все его отдельные части имеют одинаковые стили выполнения, технологии, декорации и так далее.

архитектура китая и японии

Отличия архитектуры Китая

Культура любой страны имеет свои особенности. Однако архитектура Древнего Востока поистине уникальна, она не имеет аналогов, в то время как другие государства перенимали и заимствовали те или иные приемы строительства и возведения зданий. В этом смысле особенно выделился Китай. Его культура, конечно, тоже перенимала чужие знания, однако все они интерпретировались и использовались исключительно в рамках традиций.

Первый китайский дом появился в 5 тысячелетии до н. э. Тогда это было наполовину зарытое в землю строение. Следует отметить, что культовые или административные сооружения имели такую же форму - они лишь увеличивались в размерах. Именно в то время сформировалось убеждение, что квадраты в архитектуре связывают человека с землей, а круги – с небом. Поэтому все постройки имеют соответствующие формы.

Окончательно стиль таких архитектурных объектов, как китайский дом, дворец или, например, храм, сформировался ближе к началу н. э. Различия тогда заключались только в том, что Китай разделился на северный и южный. Но когда он вновь объединился (5 век), то и архитектура стала выполняться в едином стиле. Нет ни одной другой страны, которая бы чтила традиции зодчества больше, чем Поднебесная.

архитектура древнего китая краткл

Современная архитектура Китая

Любое культурное наследие можно разделить на несколько периодов. С 1949 года начинается современная история такой страны, как Китай. Архитектура этого времени терпит существенные изменения. Основа всех перемен заключается в дуновении европейских традиций.

Многие здания вроде театров, административных и торговых центров, гостиниц и ресторанов строились в западном стиле. Но китайская архитектура все-таки оставалась доминирующей. Данному времени соответствует появление небоскребов. Так Поднебесная решала вопрос о размещении своего многочисленного населения. Но даже в современных строениях время от времени прослеживаются национальные традиции, и многие из них сегодня принимают за настоящие шедевры архитектуры.

Таким образом, в этот период наблюдалось смешение стилей. Крупные города перенимали европейские новшества, тогда как небольшие поселения и деревеньки оставались приверженцами своих исконных культурных традиций строительства.

архитектура востока

Новейшая архитектура Поднебесной

Как известно, развитие культурных сфер жизнедеятельности человека будет напрямую зависеть от того, насколько развита экономика страны. И никто не станет спорить, что многие мировые шедевры архитектуры принадлежат именно Китаю. Это обусловлено тем, что он представляет собой государство, которое имеет стабильное экономическое положение, причем уже не первое столетие. В древности и Средневековье именно Поднебесная считалась одним из наиболее развитых регионов.

Столь стабильное экономическое положение не могло не отразиться на том, какую культуру обрел Китай. Архитектура современности значительно отличается от старой. Дело в том, что домишки с изогнутыми крышами, легкие на вид и изящные, стали непозволительной роскошью в многонаселенной стране. Появились небоскребы, высокие торговые центры и другие строения, не имеющие ничего схожего с традиционными постройками.

В качестве примера можно рассмотреть комплекс офисов, расположившийся в Гонконге. Высота зданий составляет почти полкилометра. Здесь же был возведен и торговый комплекс. Все строения современного Китая растут ввысь. Конечно, это вынужденное решение. Но нельзя не отметить уникальность, которая присуща всем новейшим проектам. Каждый из них обладает своей отличительной чертой, и найти аналогов невозможно ни в одной из других стран планеты.

китайский дом

Заключение

Таким образом, государством с необычайно большим наследием является современный Китай. Архитектура его наряду с другими ответвлениями культуры за многие тысячелетия совершенствовалась. Изящество и красота, а также какая-то особенная легкость присутствуют в каждом строении, каким бы массивным оно ни было. Потребуется много времени, чтобы перечислить все те шедевры, которые Поднебесная подарила миру.

Читайте также: