Сообщение семья и быт кочевников ставрополья

Обновлено: 05.07.2024

Ставрополье – Земля лежащая на перепутье Европы и Азии, на великих торговых дорогах древности, привлекала к себе многих своими природными ресурсами, тучными пастбищами, богатствами недр.
В ходе миграций менялся этнический состав населения. На образ жизни жителей оказывали влияние не только народы жившие по близости, но и сравнительно далёкие цивилизации античного мира (греки, скифы, сарматы и другие).

Оценить 5719 0

Тема №2: История заселения территории Ставропольского края

Цель: - Знакомство с племенами, населявшими территорию края в различное время, их вкладом в развитие территории Ставропольского края;

- Воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей малой Родины и населяющих её народов;

- Отработать умение обобщать и систематизировать знания.

Задачи занятия: познакомить учащихся с племенами, проживающими на Ставрополье с 8в. до н.э. до 15в. н.э., а так же с заселением территории края современными этносами.

Оборудование:

карта Ставропольского края;

карты расселения этносов на Ставрополье;

компьютер, мультимедийный проектор, экран;

Ход занятия

Ставрополье – Земля лежащая на перепутье Европы и Азии, на великих торговых дорогах древности, привлекала к себе многих своими природными ресурсами, тучными пастбищами, богатствами недр.

В ходе миграций менялся этнический состав населения. На образ жизни жителей оказывали влияние не только народы жившие по близости, но и сравнительно далёкие цивилизации античного мира (греки, скифы, сарматы и другие).

Большие перемены в этническую карту Ставропольских земель принесло их заселение русскими и украинцами.

Нелегко было крестьянам, пришедшим из центральных губерний России осваивать целинные просторы края, да ещё в условиях набегов горцев.

Культура исчезнувших народов воспринималась новыми поколениями, которые обогащали её, и становилась основанием для последующего развития. Каждый народ бережно хранит свои традиции и обычаи. Но некоторые из них в современных условиях меняются. Решительно отбрасываются обременительные и унизительные обычаи, жизнь новых поколений строится на более разумных началах, на принципе равенства людей, на принципе равноправия мужчин и женщин.

Образ жизни того или иного народа носит этническую окраску и очень важно иметь представления об этнических особенностях образа жизни народов проживающих на Ставрополье, так как это позволит более подробно разобраться в причинах расселения какого-либо народа на той или иной территории края.

2. Основная часть

Через территории края, как и всей степной части Северного Кавказа, издревле проходили пути этнических миграций:

8 – 7 вв. до н.э. – скифы;

3 – 2 вв. до н.э. - сарматы;

1 – 3 вв. н.э – аланы;

4 – 5 вв. н.э – гунны;

7 – начало 8 вв. - тюркоязычные болгары;

7 в. – хазары; 13 в. - половцы.

В 13 – 14 вв. Ставрополье разделило судьбу всего Северного Кавказа – татаро-монгольское нашествие. Однако монголы составляли меньшинство населения, большинством по-прежнему были половцы. Это во многом определило процесс ассимиляции завоевателей-монголов половцами. Половецкий (кипчакский) язык стал официальным языком деловых отношений в этом регионе.

От золотоордынских племён на Ставрополье сохранился ценный археологический памятник. Это остатки города Моджары, бывшего в ту эпоху крупным торговым центром Северного Кавказа. В городе жили и трудились ремесленники, торговцы многих национальностей – монголы, татары, половцы, русские, аланы и др. В ту пору это единственный город не только на территории современного Ставрополья, но и все степной части Северного Кавказа, где строили жилые дома и др. здания из обожженного кирпича. Некоторые из них украшались глазированной плиткой, мозаикой. В городе был водопровод из керамических труб.

После распада Золотой Орды крупнейшей этнической группой на территории Ставрополья былиногайцы. Они являются коренным этносом на Ставрополье.

Ногайцы преимущественно сельские жители и традиционным видом их хозяйственной деятельности является животноводство.

Исторический этнический ареал ногайцев – Ногайская степь.

Динамика численности населения:

1989 г. – 15 600 человек

2002 г. – 20 700 человек

2010 г. – 22 000 человек

Рис. 1 Расселение ногайцев на Ставрополье (2002 г.).

Со времени укрепления позиций русского государства на Северном Кавказе, иммиграция армянского населения на территорию Ставрополья приобрела особый размах.

Длительное время Святой Крест (Карабаглы – так его называло местное население, так как первоначальные жители были выходцы из Карабаха) был городом лишь по названию. Скорее всего, это было торговое село, так как основным занятием жителей явилось земледелие, особенно, виноградарство, шелководство и торговля, преимущественно вином.

На Ставрополье армяне были свидетелями совершенно другого отношения к переселенцам: отсутствие национальной и религиозной дискриминации, опасности физического уничтожения, грабежей и произвола. Наряду с этим русский народ с чувством сострадания принимал бежавших из неволи армян, проявляя внимание и благородное качество дружбы. Во многом это было обусловлено полиэтничностью данного региона.

Армяне переселялись на Ставрополье в течении всего 19 в. В середине 19 в. Ставрополь стал заметным центром армянской культуры. В 1851 г. здесь было открыто армянское училище на 30 детей. Содержала училище армянская община. В это же время была построена армянская церковь.

Большая часть прибывших из Закавказья армян стремится поселиться в городах и пригородных районах: г. Ставрополе и Шпаковском районе, в Пятигорске с посёлками Горячеводским и Свободы, Кисловодске, Георгиевске и близлежащих к ним сёлах. Это связано, прежде всего, этнопрофессионализмом армян, в Закавказье они были заняты, прежде всего, в сферах торговли и обслуживания и вели городской образ жизни.

Динамика армянского населения:

1970 г. – 30100 человек

1980 г. – 39000 человек

1989 г. – 70171 человек

1995 г. – 102400 человек

2002 г. – 149249 человек

2010 г. – 161300 человек

Рис. 2 Расселение армян на Ставрополье (2002 г.).

В начале второй половины 19 в. на Ставрополье из Турции стали, переселятся греки. На Ставрополье первая большая группа греков-переселенцев прибыла в 1864 г. Они расселились на территории нынешнего Андроповского и Минераловодского районов. В октябре 1865 г. около 100 греческих семей появилось в районе Пятигорска. Возможности размещения вновь прибывших в городе были ограничены, поэтому их расселяли в сельской местности.

По переписи 1989 г. в Ставропольском крае проживало 26828 греков. В Предгорном районе 38,6% и 16% на территории Ессентукского горсовета, в том числе 8% в г. Ессентуки; 7,9% на территории Пятигорского горсовета и 4,5% - на территории Минераловодского района.

Динамика численности населения:

1989 г. – 26 828 человек

2002 г. – 34 100 человек

2010 г. – 33 600 человек

Сегодня автономия работает над созданием музея истории быта, культуры, этнографии греков Ставрополья. Он поможет жителям нашего края больше узнать о греческом народе.

Ставропольские туркмены – это этническая группа, проживающая в степях Ставрополья с 17 в.

Несмотря на относительную разбросанность по территории края, ставропольские туркмены, вышедшие 350 лет назад из Азии, представляют единую этническую общность. У них функционирует родной туркменский язык, сохранены исторические и культурные традиции, восходящие как к древности, так и к недавнему прошлому, сформировавшееся на основе культурной интеграции проживающих рядом этносов – калмыцкого, ногайского, татарского, русского и других народов Северного Кавказа. Ставропольские туркмены считают себя северокавказскими туркменами и не смешивают себя с туркменами Средней Азии.

Связь ставропольских туркмен с их соплеменниками, живущими на территории Туркмении крайне незначительна, а их бытовой уклад и язык подверглись сильному влиянию народностей Кавказа: ногайцев, карачаевцев, калмыков и других. Естественно, двуязычие (родной язык и русский) оказалось сильнее, нежели у туркмен Азии.

Вплоть до конца 19 в. образ жизни туркменского населения основывался на родовых традициях. Но уже тогда родовое деление стало терять свое прежнее значение.

В 1854 г. было заложено первое туркменское селение Летняя Ставка, второе селение было заложено за р. Кумой Зимняя Ставка.

В степи, где кочевали туркмены, был основан ряд осёдлых аулов: в 1863г. первый осёдлый туркменский аул Большой Барханчак; в 1864 г. – аулы Малый Барханчак и Куликовы Копани; в 1865 г. – аулы Чур, Маштак-кулак, позже Шарахалсун; Озек-Суак, Айгур, Эдильбай и др.

В 1898 г. была открыта первая школа для туркменских мальчиков в Зимней Ставке на 35 человек. В начале 20 века начальные школы были открыты во всех аулах и преподавания в них велось как на русском, так и на туркменском языках.

Революция, гражданская война, голод всё это существенно сказалось на сокращении туркменского населения. Если в 1901 г. на Ставрополье туркмен было – 15925 человек, то в 1926 году их осталось 11653 человека.

В послереволюционные годы, не смотря на экономические трудности, большое внимание уделялось развитию национальной культуры, обучению детей на родном языке, ликвидации неграмотности взрослого населения.

В 1920 г. был организован туркменский район, Летняя Ставка была центром культурной и духовной жизни ставропольских туркмен. Но в 1956 г. во время кампании по укрупнению районов туркменский район был ликвидирован. Обучение в туркменских аулах велось на родном языке до 1965 г., но затем прекратилось.

В 1970 г. Туркменский район восстановили, но часть аулов остались за его пределами. Изучение родного языка восстановлено только в конце 80-х гг.

Динамика численности населения:

1901 г. – 15 925 человек

1926 г. - 11 653 человек

1989 г. – 11 337 человек

2002 г. – 13 900 человек

2010 г. - 15 000 человек.

Рис. 3 Расселение туркмен на Ставрополье (2002 г.).

Даргинцы – расселяются, прежде всего, в восточных районах края: Арзгирский, Левокумский, Нефтекумский, Туркменский, где заняты они преимущественно в животноводстве. Сейчас Ставрополье второй после Дагестана регион проживания даргинцев.

Динамика даргинского населения:

1959 г. – 748 человек

1970 г. – 6800 человек

1980 г. – 16000 человек

1990 г. – 32700 человек

1995 г. – 38300 человек

2002 г. – 40200 человек

2010 г. – 49300 человек

Рис. 4 Расселение даргинцев на Ставрополье (2002 г.).

Национально-культурные организации дагестанских землячеств отличаются культурно-просветительским характером, отсутствием религиозного экстремизма, пророссийской ориентацией, этнической лояльностью. Имея городские, региональные, краевые общины, представители дагестанских этнических групп инициируют, прежде всего, гуманитарную, благотворительную деятельность.

В последние годы в районе КМВ, в частности в Кисловодске, происходят разрастание карачаевской диаспоры и формирование национальной карачаевской интеллигенции.

1989 г. – 13 210 человек

1995 г. – 1 198 человек

2002 г. – 15 146 человек

2010 г. – 15 600 человек

Динамика татарского населения на Ставрополье:

1989 г. – 10455 человек

1995 г. – 13800 человек

2002 г. – 12988 человек

2010 г. – 11800 человек

Цыгане– представляют собой замкнутую этническую общность. Для них характерно расселение компактными группами и стойкий этнопрофессионализм (гадание, кузнечное дело, попрошайничество).

На Ставрополье цыгане начали селиться в конце 18 – начале 19 вв. Первоначальным местом их расселения было с. Надежда. По переписи 1989 г. в крае проживало 13313 цыган. В настоящее время цыгане расселены повсеместно. Их наиболее значительные общины проживают в Минеральных Водах, Невинномысске, их пригородах, а так же Изобильненском, Новоалександровском, Александровском, Благодарненском, Георгиевском, Кировском, Красногвардейском, Предгорном, Советском, Шпаковском районах.

Динамика численности населения:

1989 г. – 13 313 человек

2002 г. – 19 100 человек

2010 г. – 30 900 человек

3. Заключение

До наших дней традиции и обычаи разных этнических групп дошли уже в изменённом виде. Решительно отбрасываются обременительные и унизительные традиции, а новая жизнь семьи строится на более разумных началах, на примере равенства людей, на принципе равноправия мужчин и женщин. В виду полиэтничности края происходит смешение традиций. Сегодня соблюдение некоторых традиций, обычаев и обрядов происходит лишь ради забавы (например, свадьбы). Практические в первоначальном виде до нас донесли свои традиции армяне, чеченцы, даргинцы, карачаевцы и цыгане. В последнее время происходит возрождение казачества, как этноса, со своей культурой, со своими обычаями и традициями. Работа всех национально-культурных автономий Ставропольского края направлены на возражение и сохранение традиций своего народа.

Тюрки кочевники

Наши древнейшие предки, тюрки, вели подвижный, т.е. кочевой, образ жизни, переселяясь из одного места жительства на другое. Поэтому их назвали кочевниками. Сохранились древние письменные источники, исторические произведения, описывающие образ жизни кочевников. В одних сочинениях их называют смелыми, отважными, сплочёнными кочевыми скотоводами, храбрыми воинами, а в других, наоборот, представляют дикарями, варварами, захватчиками других народов.

Почему же тюрки вели кочевой образ жизни? Как уже было сказано выше, основу их хозяйства составляло скотоводство. Главным образом они разводили лошадей, держали крупный и мелкий рогатый скот, а также верблюдов. Животные круглый год находились на подножном корме. Люди были вынуждены переезжать на новое место, когда старые пастбища истощались. Таким образом, два-три раза в год менялись места стоянок — кочевья.

Чтобы вести такой образ жизни, требовались большие просторы. Поэтому тюрки осваивали всё новые и новые земли. Кочевой образ жизни являлся своеобразным способом охраны природы. Если бы скот всё время находился на одном и том же месте, то степные луга вскоре были бы полностью уничтожены. По той же причине в степи было сложно заниматься земледелием, тонкий плодородный слой быстро разрушался. В результате же перекочёвок почва не успевала истощаться, а наоборот, к новому возвращению луга вновь покрывала густая трава.

Юрта кочевников

Мы все хорошо знаем, что люди не всегда жили, как мы сейчас, в больших каменных многоквартирных домах со всеми удобствами. Тюрки, ведущие кочевой образ жизни, жили в юртах. В степи было мало дерева, зато в избытке скота, дававшего шерсть. Не удивительно, что стены юрты были сделаны из войлока (спрессованной шерсти), одетого на деревянный решётчатый каркас. Два-три человека могли очень быстро, всего за час, собрать или разобрать юрту. Разобранная юрта легко перевозилась на лошадях или верблюдах.

кочевники и юрта

Способ расположения и внутреннее устройство юрты были строго определены традициями. Юрту всегда устанавливали на ровном открытом солнечном месте. Она служила тюркам не только жилищем, но и своеобразными солнечными часами. Для этого жилища древних тюрков ориентировались дверью на восток. При таком расположении двери служили и дополнительным источником света. Дело в том, что в юртах не было окон и в тёплые дни двери жилища стояли открытыми.

Внутренние убранство юрты кочевников

Внутреннее пространство юрты условно делилось на две части. Обычно левая от входа сторона считалась мужской. Тут хранились вещи хозяина, его оружие и инструменты, конская упряжь. Противоположная сторона считалась женской, там хранились посуда и прочая домашняя утварь, женские и детские вещи. Такое деление соблюдалось и во время застолий. В некоторых юртах, чтобы отделить женскую часть от мужской, использовали специальные занавески.

юрта внутри

Часть юрты напротив входа считалась самой почётной. Там выставлялись семейные реликвии; стариков и особо почётных гостей приглашали в эту часть. Хозяева обычно садились, поджав ноги, а гостям предлагали маленькие табуретки или усаживали их прямо на пол, на постеленные шкуры или войлочные подстилки. В юртах также могли быть и низкие столики.

Правила поведения в юрте

У древних тюрков были свои обычаи и традиции, связанные с правилами поведения в юрте, и каждый в семье старался их соблюдать. Их нарушение считалось дурным тоном, признаком невоспитанности, а иногда даже могло оскорбить хозяев. Например, при входе нельзя было наступать на порог, садиться на него. Гость, умышленно наступивший на порог, считался врагом, объявляющим хозяину о своих злых намерениях. Тюрки старались воспитывать в своих детях уважительное отношение к огню домашнего очага. Запрещалось лить воду, а тем более плевать в огонь, нельзя было вонзать нож в очаг, касаться огня ножом или острым предметом, бросать в него мусор, тряпки. Считалось, что это оскорбляет духа домашнего очага. Запрещалось передавать огонь очага в другую юрту. Считалось, что тогда счастье может покинуть дом.

Переход к оседлой жизни

Со временем, когда древние тюрки кроме скотоводства стали заниматься и другими видами хозяйственной деятельности, изменяются и условия их жизни. Многие из них начинают вести оседлый образ жизни. Теперь уже одних только юрт им было недостаточно. Появляются и другие виды жилища, более соответствующие оседлому образу жизни. Используя камыш или дерево, они начинают строить землянки, углублявшиеся в землю на один метр.

В дом вели ступеньки из камня или дерева. Если дверной проём был небольшой, то его закрывали деревянной дверью. Широкие проёмы завешивали шкурами животных или войлочным покрывалом. В избе делались нары и полати, традиционно расположенные вдоль передней части избы. Полы были земляные. На них стелили сплетённую из лыка рогожу. Поверх рогожи клали войлочные подстилки. Для хранения посуды и другой домашней утвари служили полки. Землянки освещались жировыми и масляными лампами, сделанными из глины. Как правило, в землянках не было отопления, очень редко в них находят следы очага. Возможно, их обитатели зимой согревались теплом жаровен.

землянки тюрков

Такое жилище требовало постоянной уборки и проветривания, чтобы защитить его от сырости, пыли и копоти. Наши предки стремились держать в чистоте не только свои жилища, но и окружающую дом территорию. В Булгаре археологи нашли небольшие улочки, покрытые деревянным настилом.

Первые деревянные дома кочевников

Постепенно дома начинают строить из дубовых или сосновых брёвен в виде сруба. Как правило, люди одной профессии селились по соседству, мастера жили вблизи своих мастерских. Так возникали слободы гончаров, кожевников, кузнецов и т. д. У занимавшихся земледелием булгар почти в каждом хозяйстве были погреба (обшитые досками зерновые ямы) и ручные мельницы. Хлеб и другие мучные изделия они пекли сами. Археологи находят на раскопках булгарских селений следы полукруглых печей, в которых готовили еду, которыми обогревали жилище.

булгарский дом

одеяла и сундуки

Посуда. Древние тюрки пользовались в основном деревянной или глиняной посудой, а в более зажиточных семьях — и металлической. Глиняную и деревянную посуду большинство семей делали своими руками. Но постепенно, с развитием ремёсел, появились мастера, занимающиеся изготовлением посуды на продажу. Они встречались как в крупных городах, так и в деревнях. Глиняную посуду первоначально лепили вручную, но затем начали использовать гончарный круг. Мастера использовали местное сырьё — чистую, хорошо промешанную глину. Из глины изготавливали кувшины, кумганы, копилки, посуду и даже водопроводные трубы. Обожжённую в специальных печах посуду украшали выдавленными орнаментами, раскрашивали яркими красками.

Дворцы ханов

Когда тюрки вели полукочевой образ жизни, у хана было два жилища. Зимний дворец из камня и летняя юрта. Конечно, ханский дворец отличался своими большими размерами и внутренним убранством. В нём было много комнат и тронный зал.

дворец хана трон

В переднем углу тронного зала находился роскошный царский трон, покрытый дорогими заморскими тканями. Левая сторона царского трона считалась почётной, поэтому во время церемоний жена хана и самые дорогие гости усаживались по левую руку от хана. По правую руку от хана располагались предводители племён. Гости, заходя в тронный зал, в знак уважения, должны были снимать головные уборы и вставать на колени, приветствуя таким образом правителя.
Во время застолий первым попробовать блюда должен был сам правитель, а затем по очереди угостить своих гостей. Он собственноручно раздавал по кусочку мяса каждому из гостей, по старшинству.

дворец хана

Только после этого можно было приступать к застолью. Праздничные застолья у булгарской знати продолжались долго. Здесь они читали стихотворения, соревновались в красноречии, пели,танцевали и играли на разных музыкальных инструментах. Таким образом, тюрки умели приспосабливаться к самым разным условиям жизни. С изменением среды обитания менялись и образ жизни, и даже виды жилища. Неизменным оставалась любовь к труду и верность обычаям и традициям предков.

По статистическим данным, на 1802 год в Кавказской губернии значилось 5 городов, в том числе 3 на территории современного Ставрополья – Александров, Георгиевск и Ставрополь, 62 крупных селения, в которых проживало 55098 душ без учета кочевавших народов.

В архивных документах отмечаются причисления прибывавших в Кавказскую область (преобразована из Кавказской губернии в 1822 году) мигрантов из Курской, Воронежской, Орловской, Полтавской, Екатеринославской, Киевской, Черниговской, Слободско-Украинской губерний. Переселялись и отдельными семьями, и большими группами – до 200 – 500 человек. Водворение производилось, как правило, с учетом пожеланий поселян. Имели место случаи переноса сел и станиц на новые места, преобразования хуторов в села, слияния близко расположенных населенных пунктов.

На момент преобразования Кавказской области в Ставропольскую губернию (указом от 2 мая 1847 года) общее количество населенных пунктов составляло 115. Жителей в губернии, по данным 1848 года, насчитывалось 231037 душ обоего пола – казаков, крестьян, военнослужащих, духовенства, купцов, мещан и других.

Обычаи и традиции – это те ценные жемчужины в океане жизни народа, которые он собрал на протяжении веков, это результат практического и духовного постижения реальности.

ВложениеРазмер
lavro_doklad.docx 21.03 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ ГАК с. Московское

Традиции и обычаи народов, населяющих Ставрополье.

« Когда ты знаешь свои корни и свои традиции -

становишься сильнее духом.

К тебе тянутся люди, и ты

обретаешь друзей и единомышленников.

Беда нашего общества в том, что люди очень

историк и экономист из Кабардино – Балкарии.

Удивителен и неповторим Ставропольский край. Он является одним из многонациональных районов нашей страны. Только в одном Красногвардейском районе проживают представители 32 национальностей., а в крае в качестве постоянного населения более ста: русские, армяне Греки, цыгане, ингуши, кабардинцы, лакцы, осетины, татары, чеченцы…

О каждом из народов можно рассказать много интересного и поучительного, каждый народ имеет ценность для мировой истории.

Обычаи и традиции – это те ценные жемчужины в океане жизни народа, которые он собрал на протяжении веков, это результат практического и духовного постижения реальности.

Обычаи и традиции влияют на историю и международные отношения. Все народы Ставрополья объединяет обычай гостеприимства. Гостя сажают на почётное место. На стол кладут лучшую еду из того, что есть в доме.

Одним из замечательных обычаев является уважение к старшим и в первую очередь уважительное отношение и забота о родителях.

Об уважительном отношении к женщине свидетельствует такой обычай, как приветствовать женщину стоя.

По – особому относятся к младшим. Когда взрослый и ребёнок заходят в дом и старшему подают чашу с айраном, тот обязан отдать её младшему.

Ребёнок растёт, ему нужны силы.

Для горцев формой коллективизма является трудовая взаимопомощь. Горец не пройдёт мимо, если кто – то выполняет работу, в которой ему можно помочь.

В своём докладе я хотел бы остановиться на традициях и обычаях русского народа. Почему не всей России? Причина вполне объяснима: попытаться изложить традиции всех народов России, поместить всю информацию в узкие рамки на три страницы невозможно – значит объять необъятное. Поэтому было бы вполне разумно рассмотреть культуру одного народа и исследовать немного глубже.

Ходить в гости, пить чай с бубликами, ватрушками, пирогами это старинный русский обычай. Зайди в любой дом, к молодым или старым, везде тебя приветливо встретят, пригласят к столу.

Крещение и крещенская неделя – это праздник крещения Иисуса, и при этом смесь языческих и христианских традиций. На этой неделе девицы гадали на суженого и предстоящую судьбу (это пришло из язычества). В этот день главным является освящение воды в церкви и проруби (эту прорубь , специально сделанную для водосвятия, называют Иорданью). После молитвы верующие омываются святой водой и берут её с собой, веря, что вода эта обладает чудодейственной силой. И действительно, такая вода очень долго остаётся свежей, не портиться. Особым считается и снег: говорят, им можно вылечиться от многих болезней.

Масленица – это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны. В честь солнца пекут блины с различными начинками. Гуляния продолжаются всю неделю и каждый день на масленичной неделе имеет своё название: понедельник – встреча; вторник – заигрыши; среда – лакомка; четверг – широкий четверток, разгул, перелом; пятница - тёщины вечерки; суббота – золовкины посиделки; воскресенье – проводы, прощание, целовник.

Масленица заканчивается прекрасным христианским обычаем просить друг у друга прощения в последний день Масленицы – Прощёное воскресенье. Просить прощение нужно у всех , даже не ощущая вины. Прощание с Масленицей сопровождается различными обрядами, куклу торжественно сжигают.

Свадьба – сложный и длительный обряд, со своими правилами. Возвращающихся из загса молодожёнов должны встретить родители и угостить караваем – тот, кто без помощи рук откусит самый большой кусок и будет главенствовать в семье.

Свадьба включает в себя разнообразные элементы: пение, танец, музыка, игры и т.д.

Венчание в церкви является священным обрядом, который даёт мужу и жене церковное благословление на счастливую семейную жизнь, рождение детей. Оно является не просто запоминающимся, ярким праздником, но и очень ответственным шагом, совершать который стоит раз в жизни. Церковно развести (развенчать) супругов можно только по серьёзным обстоятельствам, по разрешению епархии.

Главным обрядом , отмечавшим начало жизни ребёнка остаётся его крещение. Обряд совершают в церкви или дома. Как правило, младенца крестят на третий или сороковой день после рождения. Родителям нельзя присутствовать при крещении, вместо них – крёстная мать, которая должна подарить рубашку и крёстный отец – должен подарить нательный крест.

Интересна и традиция празднования Нового года. Люди наряжают ёлку, поздравляют друг друга, одаривают подарками, устраивают грандиозные фейерверки.

Кроме этих существует ещё множество русских обычаев, связанных с ритуальными действами. Культура России сильна именно почитанием обычаев и умением сохранять их, пронося сквозь века.

Пока Народ помнит о своих древних корнях, чтит традиции своих Великих Предков, сохраняет свою Древнюю культуру и символы, до того времени Народ Жив и Будет Жить!

Читайте также: