Сообщение посуда 18 века

Обновлено: 04.07.2024

Праздничное застолье на Руси можно понять и даже немного прочувствовать через рассказ о нем нашего эксперта Вероники Загребаевой. Описывать гулянья она будет через посуду, так как именно этот объект помогает почувствовать бытовой характер эпохи. Ну и конечно же не обойдет вниманием хмельные напитки.

ПРАЗДНИЧНОЕ ЗАСТОЛЬЕ НА РУСИ

Вся посуда XVII века на столах званых ужинов бояр была несравненно дешевле самих блюд и напитков, которые на этих пирах подавались. В начале XVII столетия посуда преимущественно была деревянной с золочеными краями, вырезанной монахами. Любая оловянная посуда была редкостью и ценилась чрезвычайно, причем в основном из олова создавались только тарелки и блюда. Тем не менее, каждый богатый дом имел минимум один серебряный кубок, из которого подавали всем гостям пить за здоровье. Однако при царствовании Алексея Михайловича, то есть после 1645 года, у богатых вельмож появляются оловянные столовые блюда и приборы, которые подавались исключительно почетным гостям.

ЗАСТОЛЬНАЯ ПОСУДА

Серебряная посуда на столах дворян стала появляться уже при Петре I, а при Екатерине Великой при Дворе была уже и золотая. Хотя в серебряной посуде смысла больше, учитывая её обеззараживающие свойства, и Екатерина сама ценила серебро. Именно ей принадлежит указ о создании столовых приборов из серебра не ниже 84-ой пробы.

Часть сервиза графа Орлова, подаренного ему Екатериной II

Но сердцу не прикажешь и золото, конечно, шик. Михаил Иванович Пыляев в своей книге “Старое житье” описывал случай на празднике в селе Кусково, которое принадлежало графу Шереметеву. Граф Луи-Филипп Сегюр сопровождал Императрицу на это мероприятие и писал, что стол был сервирован золотом на 60 персон.

Но сердцу не прикажешь и золото, конечно, шик. Михаил Иванович Пыляев в своей книге “Старое житье” описывал случай на празднике в селе Кусково, которое принадлежало графу Шереметеву. Граф Луи-Филипп Сегюр сопровождал Императрицу на это мероприятие и писал, что стол был сервирован золотом на 60 персон.

Граф Комаровский, так же бывший на празднике, писал в воспоминаниях:

“что всего более удивило меня, такъ это плато, которое было поставлено передъ Императрицей. Оно представляло но возвышенiи рогъ изобилiя, все изъ чистаго золота, а на том возвышенiи былъ вензель императрицы изъ довольно крупных бриллiантовъ”.

Так же, по легенде, у Потемкина вся кухонная посуда была из чистого серебра, включая кастрюлю “на 20 ведер” (~246 литров)

ПИРЫ И ЗАСТОЛЬЯ. ЕДА

Говоря о застольях в XVII и XVIII веках нельзя не упомянуть еду, которая на них подавалась. Просто по той причине, что огромного количества продуктов, привычных нам, тогда в России просто не было, но люди выкручивались, и выкручивались с непостижимым шиком. Давайте начнем с популярных тогда десертов, которые представляли собой сахарные скульптуры и различные пряники.

Невероятный сладкий стол был создан к рождению Петра Первого. Михаил Иванович Пыляев дает описание угощений, из которых самыми заметными можно назвать лебедя сахарного литого, весом в два пуда (~32 кг); сахарного красного орла с державами, полтора пуда (~24 кг); и, самое главное украшение стола, сахарный Кремль! Сахарный город с людьми и всадниками, леденцовыми башнями, сорок блюд различных человеческих сахарных фигурок, две леденцовые спицы, каждая по 15 фунтов (~7 кг).

Этот Кремль и лебедя попытался повторить художник-кондитер Алдис Бричевс в 2014 году для выставки в Коломенском, посвященной царским пирам.

Кремль с летними каретами, лошадьми, стрельцами и пушками из сахарной массы. Стрельцы и пушки позолочены. Основой для десерта послужило изображение Московского Кремля по рисунку И.Р. Сторна, сопровождавшего посольство В. Мейерберга в 1661 году.

АЛКОГОЛЬ ВО ВРЕМЯ ЗАСТОЛИЙ

Но главная интересующая нас составляющая пиров была, конечно, алкогольной. Из русских алкогольных напитков самыми древними можно назвать меды, которые были вареные и ставленные . Первые – варились, вторые, самые древние – настаивались от 5 до 20 лет, перебраживая из натурального нестерилизованного мёда в зарытых в землю дубовых бочках. Меду посвящена целая глава в “Домострое”.

Пиво в старину называли “олуй” , однако пиво более известное нам приобрело популярность уже во времена Петра Первого и в домах вельмож отдавали предпочтение венгерским сортам. Пили его не как сейчас, а в исключительно торжественных случаях и по большому поводу.

Так же в моде был напиток, который назвали “взварец”. Напиток составлен был из пива, вина, меда и различных корений, пили его обычно ковшами. Также был известен как “варенуха”. И, конечно, был квас, который пили абсолютно все – от крестьянина до царя, хотя алкогольным его назвать сложно. Вина же, преимущественно греческие, были популярны еще при дворе Алексея Михайловича, а вот с шампанским нас познакомила уже Екатерина Великая.

ЕКАТЕРИНА II И ГАСТРОНОМИЯ

Екатерина вообще знала толк в гастрономических удовольствиях. Её приближенные были ей под стать. Знаменитый и дорогой нашему сердцу граф Строганов, подаривший миру свою чудесную говядину, был прирожденным гастрономом. У него даже был сооружен дома триклиний (римский обеденный зал). Он в принципе с большим уважением относился к римским пирам и пытался их культивировать. Похожая по идее на паштет из соловьиных язычков была закуска графа Строганова из селедочных щёк. На одну тарелку блюда уходило больше тысячи селедок. Во второй перемене блюд подавали такие кушанья, как разваренная медвежья лапа, лосиные губы и одно из старейший русских блюд – жареная рысь. Она не считалась несъедобной и, говорят, отличалась белым мясом. Но как её можно сейчас съесть, у неё же кисточки!

Что до питья, то гости старались всячески угодить хозяину и выпить много. Максимально много. Для этого подолгу парились в бане и еле очень соленую икру, чтобы вызвать сильную жажду. Еще странным способом увеличить количество выпитого был следующим прием. В разгар пира гостям ставили на стол “мертвую голову” – человеческий череп. Гости, по задумке, сразу вспоминали о смерти и скоротечности бытия и начинали, как бы с горя, заливать в себя еще интенсивнее.

ЗАСТОЛЬЕ БОГАТОЕ И РАЗНООБРАЗНОЕ

Еще с точки зрения богатства алкогольного стола запомнился современникам пасхальный стол князя Репнина. На нем четыре большие башни с вином изображали времена года , двенадцать больших кубков изображали двенадцать месяцев в году ; 52 бочонка с испанским, кипрским и итальянским вином – по количеству недель в году; и венчали все это 365 бутылок венгерского вина, завершая годовую композицию для знати . А вот для прислуги ставили 8 760 квартов меда, по числу часов в году .


Почему у столовых приборов были фарфоровые ручки? Чем отличались жидкие и твердые конфеты, и были ли они конфетами в современном смысле слова? Для чего нужна была рюмочная передача? В нашей сегодняшней статье рассказываем о забытых словах и предметах, без которых не обходился ни один аристократический прием в Европе XVIII-XIX века.


Автор статьи: Анна Бабина

Фарфор, фарфор и еще раз фарфор



Соусники, графины и небольшие бутыли помещались в фарфоровые корзины и вазы, а рюмки и бокалы — в так называемые рюмочные передачи. Передачей называлась большая широкая чаша с волнистыми краями, в углублениях которых фиксировались стеклянные и хрустальные бокалы и рюмки.



На стол посуда для питья подавалась в передаче, и вынималась из нее лишь на время пользования. Вина наливались в бокалы в небольшом количестве, буквально на один глоток, а затем стеклянная посуда снова исчезала в недрах фарфоровой.

Десертные секреты



Конфеты того времени не имели ничего общего ни с шоколадом, ни с карамелью. Жидкими конфетами назывался сироп, сцеженный из варенья и компота, который подавался на стол в специальных небольших чашечках с крышками (во избежание попадания насекомых). Роль твердых конфет играли засахаренные фрукты, ягоды и цветы.



Горячий шоколад был очень дорог, поэтому его разливали из специальных фарфоровых ковшичков с деревянной ручкой сбоку в крошечные чашки с двумя ручками. Мороженое подавалось в специальных двойных чашах-мороженицах, которые помещались в большие по диаметру чаши так, чтобы между стенками двух сосудов оставалось пространство. Его заполняли ледяной водой и колотым льдом.

Несъедобный бисквит



В большинстве парадных сервизов того времени помимо посуды присутствовали фигурки и целые скульптурные композиции, которые несли исключительно декоративную функцию. Севрская фарфоровая мануфактура во Франции изготавливала фигурки из так называемого бисквитного фарфора, который не покрывался глазурью, оставаясь белоснежным.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк! И не забудьте подписаться на наш

Если бы нас попросили составить список лучших изобретений, созданных человеком за всю историю его существования, мы бы точно включили в него посуду. Прежде чем с нами не соглашаться, представьте, как бы мы готовили еду и, например, чем размешивали чай. Посуда значительно облегчила нам жизнь, поэтому сегодняшняя статья будет посвящена ей и ее истории в России.

Мы вряд ли кого-то удивим, если скажем, что моду на иностранную посуду ввел Петр I. В XVIII веке на столах появились кофейницы, супницы, соусницы и салатницы. Посуда приобрела более сложную форму: супницы стали похожи на корабли, а подставки для вина теперь делались в виде фонтанов. Из Венеции привезли вилку, но сначала у нее было только два зубца: ей пользовались, когда брали мясо из общей тарелки. Привычный вид вилка приобрела уже позднее, а прочно вошла в жизнь Российской Империи только к концу столетия.

Постепенно к XIX веку фарфор распространился и за пределы императорского дворца. Вместе с ним популярным стал фаянс – изделия, которые изготавливались по той же технологии, что и фарфор, но стоили они в несколько раз дешевле. Мелкие фаянсовые заводы были близки к народному искусству: посуда гжельских мастеров всегда отличалась самобытностью, хотя сами изделия не всегда были совершенны с технической точки зрения.

Технический прогресс и социальные изменения все сильнее притягивали внимание художников. В начале XX века авангардизм, помимо идеи о новом человеке, выступал за обновление предметного мира, который тоже давно устарел. Под руку художникам-авангардистам попалась и посуда. Несколько эскизов росписи чашек предлагает В. Кандинский. Для Малевича и его учеников холстом становится фарфоровая посуда: вместо узоров на ней появляются острые углы, прямые линии и полукруги. Однако геометрические формы и сдержанные цвета не подходили для посуды старой формы. А еще Малевичу не нравилась круглая чашка: он считал ее бессмысленной, потому что мы используем только одну ее сторону. Этих причин было достаточно, чтобы художник занялся созданием новой посуды – более утилитарной и прогрессивной. Так появились получашки и чайники с прямоугольными ручками.

Правда, такую посуду общество не приняло, поэтому она навсегда осталась музейным экспонатом. Зато популярной стала агитационная посуда, на которой изображались сцены из советской жизни или лозунги компартии.

Алюминий поначалу был дорогим металлом. Только после войны, когда в СССР появились крупные промышленные предприятия, алюминиевая посуда подешевела и перекочевала из солдатского быта в советские столовые.

С бабушкиным сервантом и его содержимым знакомы почти все: кто не помнит фаянсовый чайный сервиз в белый горошек?

А вот, например, хрусталь всегда занимал особое место в серванте – салатники ставили на стол по праздникам и чаще всего, конечно, наполняли оливье. Кстати, еще одним символом торжества была селедочница.

Что было дальше, вы и сами знаете. Сегодняшний тренд на минимализм говорит сам за себя: узорчатая посуда уступает однотонной, а производители все чаще выбирают экологичные материалы. Посуда носит утилитарный характер, акцент теперь делается на подаче блюда. Так что дайте волю фантазии – ведь и на белой тарелке можно подать кулинарный шедевр.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

В одной из описей конца XVIII века с перечнем предметов подворья Козловского Троицкого монастыря в Тамбове, среди посуды серебряной, хрустальной, стеклянной, фарфоровой, фаянсовой, деревянной, глиняной, медной и оловянной, встретилась каменная.


1

Заголовок на русском языке: "Каменная столовая посуда" (см. фото документа).
Следующий заголовок (ниже): "Фаянсовая посуда" (т.е. керамическая).

Все-таки фаянс и керамика - две большие разницы.

Керамика - это изделия из обожженной глины.
Фарфор и фаянс - это разновидности керамики, отличающиеся видами использующихся глин и свойствами технологического процесса.

Спасибо. А не будет большим нахальством попросить"огласить весь список"? :) Каменных глубоких тарелок и соусников (с крышками!) вообразить не могу, интересно представить, чем они ещё оловянным пользовались :)

Пожалуйста:)
Попробую сделать это на следующей неделе, поскольку этот материал мне попался на глаза совершенно случайно. Вы вчера в комментариях упомянули про посуду, вот я и заострила на этой теме свое внимание. Не знаю, есть ли у меня вообще продолжение этого документа (во всяком случае, среди фото нет). Может быть, переписала его. Посмотрю в тетрадях. Их у меня много, поскольку, когда бываю в архиве, не могу ограничиться и переписываю все подряд - и что мне в данный момент надо, и что совсем не надо:)

Читайте также: