Сообщение семья и брак в христианстве 5 класс

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок по основам духовно – нравственной культуры

Ключевые слова : христианская семья , венчание, с емейные традиции, семейные ценности.

Chernova Tamara Nikolaevna , primary school teacher, Municipal budget educational institution "Secondary school №59", Kursk

When conducting a lesson on the topic "Christian family", the technology of group work is used. In the process of creative work, children perform various tasks: work with Proverbs, commandments, parables and a number of paintings, "build" a house of symbolic logs rainbow color. The lesson focuses on the basic spiritual values of the Christian family and its relationship with God's temple.

Key words : Christian family, wedding, family traditions, family values.

Цель: сформировать представления о духовных составляющих христианской семьи, показать ценности семьи, создать информационное поле о благополучной семье.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: дать определение, что такое семья; понимать и принимать ценностные составляющие христианской семьи.

Метапредметные УУД:

Познавательные: владеть логическими действиями анализа, построения рассуждений; учить добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц.

Регулятивные:

Коммуникативные: развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы, развивать навык умения работы в коллективе.

Личностные УУД: испытывать чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; развитие творческой активности и речи учащихся.

Формы работы учащихся: фронтальная, работа в группах; чтение и анализ текстового и иллюстративного материала; выполнение заданий творческой направленности.

Межпредметные связи : литературное чтение, русский язык.

Ресурсы: презентация; раздаточный материал.

Технологии: групповая работа.

1.Мотивация ( Звучит музыка)

- Ребята, пожалуйста, сядьте удобно, закройте глаза, протяните ладошку. Расслабьтесь.

Представьте, что тепло солнечного света распространяется по всему телу. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Они будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем.

Свет поднимается вверх и достигает глаз. Глаза будут смотреть только на хорошее, и видеть во всем хорошее.

- Откройте глаза, улыбнитесь друг другу и начнем наше занятие.

- На что похожи эти бусинки? (Ответы детей)

- А щё они похожи на нашу планету Земля, именно такой она видится из космоса. Найдите место для своих бусинок на столе. Мы к ним вернемся в конце урока.

2.Актуализация. Целеполагание.

-Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном, светлом, согревающем душу каждого человека. Послушайте стихотворение.

Один человек остался один.
Сам себе слуга, сам себе господин.
Сидит в одиночестве, смотрит в окно -
За окном одиночество, темно.

Время скользит сквозь пальцы как песок.
Каждый бывает иногда одинок.
Люди вокруг, а в душе - ни души,
пусто, как в поле, хоть пляши.

И тогда нам нужен кто-то другой,
кто бы к нам прикоснулся теплой рукой,
Нам порой не хватает обычной любви,

Нам порой не хватает…. (семьи)

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятии? (О семье)

- Дайте определение семье, выбрав верное утверждение.

… - это группа живущих вместе родственников.

… - группа людей, сплочённых общими интересами.

- О чем может рассказать эта тема?

3. Постановка проблемного вопроса.

- Вернемся к нашему эпиграфу. Как вы понимаете это высказывание?

- У вас возникло затруднение? В течение занятия, работая с различными заданиями, вы найдете ответ, объясняющий связь семьи и Божьего храма.

4. Работа над новым материалом.

- В одном городе жили мужчина и женщина. Они полюбили друг друга, создали семью. И решили построить свой дом. Давайте представим, что мы оказались рядом с ними и предложим свою помощь.

- Скажите, с чего начинается строительство дома? (Ответы детей)

- Правильно, вот и мы начнём создавать наш счастливый дом с закладывания фундамента. В народе говорят, что дерево держится корнями, а человек семьёй.

Так, что будет фундаментом нашего дома? (Семья)

а) Исследовательская работа

-Ученые провели исследование и определили цветовой анализ гласных звуков.

-Возьмите карточку № 1 и посмотрите, что у них получилось.

Соответствие гласных звуков и цветов

___________________________

- Фундамент заложен. Как вы думаете, какое будет первое бревнышко в доме христианской семьи? Что нужно для полного счастья? Ответить на этот вопрос вы сможете, если соберете пословицы и проанализируете их содержание .

- Возьмите карточку № 2 и приступайте к работе.

Семья без детей, что цветок без запаха.

Без ребенка в семье нет счастья (адыгейская).

Без ребенка семья — пустой очаг (армянская).

Дом без многих детей не бывает счастливым (африканская).

Самое большое сокровище на свете — дети (японская)

У кого дети, у того счастье (африканская ).

- Зачитайте, что у вас получилось.

- Что общего у этих пословиц?

- Верно! Какая же семья без детей?!

- На Руси почиталась та семья, в которой было много детей.

- Молодцы, ребята. А теперь замените все ваши ответы, одним словом. (Правила)

- В христианской семье правилами являются семейные ценности.

- Каждая группа имеет набор карточек со словами, относящимися к семейным ценностям. (Слова на карточках: верность, доверие, уважение, забота, ответственность, понимание, терпение). Я зачитываю определение, а вы, обсуждая в группе, поднимаете соответствующую карточку.

Стойкость и неизменность в чувствах, отношениях – верность

Уверенность в добросовестности, искренности - доверие.

Почтительное отношение - уважение.

Высокоразвитое чувство долга - ответственность.

Способность осмыслять, постигать содержание, значение. Смысл чего-либо – понимание.

Настойчивость, упорство, выдержка - терпение.

Внимание. Попечение. Уход - забота.

- Вот те ценности, которые берут свое начало от Крещения Руси, на которых и должна строиться христианская семья, дом.

- Среди семейных ценностей нам встретились ответственность и забота. Заботиться о ком? Быть ответственным перед кем?

- Где об этом говорится в православии? (В Заповедях.)

- Работая в группе, попробуйте составить свою семейную заповедь.

(Свято храни честь своей семьи; люби свою семью и делай ее лучше; будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи; подари родителям радость; жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.)

- Поделитесь с нами составленными заповедями.

- Как вы считаете, современным людям надо следовать этим заповедям? Зачем?

- А теперь немного отдохнем и отправимся в картинную галерею на виртуальную экскурсию. Рассмотрите репродукции картин. Какие события изображены?

- Назовите те события, которые стали традиционными только в христианской семье? (Венчание, причастие, крещение…)

- Семья – место, в котором тихо, тепло и уютно. Место, где тебе всегда рады и ждут, как в гавани.

е) Осознание смысла семейных отношений. Фронтальная работа.

- Семья, семейные ценности, традиции вдохновляли не только художников, но и поэтов, писателей. Вот одно из таких произведений.

(Чтение с прогнозированием)

Жил-был старик. Вот настал его последний час. Позвал он своих сыновей и говорит:

Знайте, дети мои, я скоро умру. Но перед смертью расскажу вам притчу. Слушайте хорошенько, а потом мне растолкуете, как поняли.

Старик начал рассказ:

- Рос в лесу дуб. Большое дерево было. С его толстых ветвей желуди дождём падали. Корни его глубоко вросли в землю – соки из неё сосали. Трепала его буря, да ничего с ним поделать не могла. Но вот пришел дровосек, примерился к дубу, засучил рукава – и давай рубить. К вечеру повалил дерево, ветки обрубил, а ствол приволок в плотницкую и распилил на тонкие полоски.

Забрал те доски бочар и у себя в мастерской сделал из досок клепки, набил на них обручи, сколотил донья и смастерил большую бочку. В той бочке он каждую осень солил огурцы, мочил яблоки, а потом угощал тех, кто справлял свадьбу, крестины, поминки. Так было, пока бочка оставалась целой…

Но вот один обруч сломался, и клепки разошлись. Бочка стала не пригодной для солений и рассохлась. Ребятишки растащили обручи, стали их катать по улицам. Хозяйка сожгла в печи донья. Хороша была бочка, да на нет сошла.

- Ребята, а как бы вы ответили. О чем хотел сказать старик? (Ответы детей)

Задумались пятеро братьев. Ничего не смогли сказать отцу. Старик покачал головой и говорит:

- Молоды вы ещё и не догадываетесь. Ну, так слушайте. Лес, где растут большие деревья, - это наша держава. Она вечная. Деревьям её – народу - вовеки не будет конца. Бочка - это семья. Клепки - это все мы, родичи. Обручи – согласие, а чем наполнена бочка - радость и счастливая жизнь. Пока в семье согласие - она живет счастливо. А тот дом, где согласия нет, лучше ему в огне сгореть! Берегите обручи, дети мои.

Старший сын поцеловал руку отцу и говорит:

- Благодарим тебя, батюшка, за мудрый совет. Не забудем его, пока живы и детям своим передадим.

ж) Фотография.

- Согласие важно не только в семье. Работа в группе тоже предполагает согласие.

Составьте из слогов слово.

- Почему фотография является частью любого дома?

- Фотография является одним из исторических источников, который может много поведать нам об истории семьи, рода. (Родословная)

- У нас получился сруб дома. Обратите внимание на цвет бревен.

- Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Вступление в брак в православии называется венчание. Венчание – одна из важнейших традиций христианской семьи. Венчание будущих супругов совершается священником, который благословляет жениха и невесту на счастливую семейную жизнь. Молодые люди обещают любить друг друга, заботиться друг о друге, никогда не оставлять ни в беде, ни в болезни, и никогда не нарушать священного брачного союза. На головы жениху и невесте во время венчания возлагают венцы. Венцы и обручальные кольца символизируют вечность супружеского союза и любви, готовность сообща преодолевать все трудности и беды.

- Но не во всех храмах были венцы. Там, где их не было, на голову молодых надевали венки из полевых цветов.

5. Рефлексия. Практическая работа.

Презентация к уроку № 27 по курсу ОРКСЭ модуль "Православная культура". Составлена к учебному пособию А.В. Кураева.

ВложениеРазмер
zadanie_no10.pptx 2.38 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Ценности – всё, что имеет значение для человека: страна, её традиции, дом, произведения культуры, материальные ценности – одежда, книги, велосипеды и многое другое.

Семья – это маленький ковчег, призванный защищать детей от беды. Семья без Господа мертва, Заглушат радости плевелы, И пустит сорная трава Кореньев сети, всходов стрелы. Не ублажайте милых чад, Даются дети нам на время. Семья – цветущий дивный сад, Где Божий плод приносит семя. О.Росс

На Руси обручальные кольца появились еще в дохристианские времена. По языческому обычаю в день свадьбы невесте вручали кольцо и ключ. Эти предметы "делали" девушку "хозяйкой дома". Что означает обручальное кольцо в христианском браке?

И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию . И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. ( Бытие.2:21-22) Есть ли у каждого человека своя половина? Половинками рождаются? Как вы думаете: или Половинками становятся?

Символом какого праздника являются полевые ромашки?

Работа с пословицами Муж всему дому голова. Муж голова, а жена - сердце. Муж да жена – одна душа. Любовь да лад не надобен и клад. Красота до венца, ум до конца. Куда иголка, туда и нитка. Будет твоя душа в раю, помяни и мою. Добрая жена дом сбережет, а плохая рукавом растрясет. Прочитайте пословицы и объясните, как вы их понимаете

Беседа: 1.Какие качества необходимо в себе воспитать, чтобы создать достойную семью ? 2.Почему необходима верность в семейной жизни ? 3.Почему православные называют семью малой Церковью? 4.Какую роль в семье должны играть муж, жена, дети? 5.Что делает семью настоящей семьей?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ по теме "Христианская семья"

Цель урока: дать представление о семье как о базовой ценности общества.

Христианская семья. Урок по предмету "Основы православной культуры" (ОРКСЭ )

Урок - презентация по предмету "Основа православной культуры" (4-5 кл.) Можно применить на тематическом классном часе и пр. Рассмотрены основы христианской семьи. Примером явилась семейная жизнь.


"Христианская семья. Святые покровители семьи"

Этот материал в помощь классным руководителям и учителям ОПК.


Роль школы и христианской семьи в воспитании детей

В статье отражён положительный опыт работы школы с семьёй и родителями, который может использоваться более широко.


Урок по Основам Православной культуры "Христианская семья"

Урок разработан совместно с учителями-коллегами на курсах по ОРКСЭ. Урок прошёл апробацию уже на 2-х классах, в течение 2-х лет. Тема очень интересна детям. Они с большой охотой несут фотографии своей.


Конспект урока по основам православной культуры на тему: "Христианская семья".

Открытый урок по ОПК в соответствии с требованиями ФГОС.


  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Вопросы: 1. Христианство 2. Брак в христианстве 3. Семья в христианстве 4. Де.

Вопросы: 1. Христианство 2. Брак в христианстве 3. Семья в христианстве 4. Дети в семье

Христианство Христианство включает три основных направления: католицизм, прав.

Христианство Христианство включает три основных направления: католицизм, православие и протестантизм. В центре христианства - образ Иисуса Христа. Христиане верят, что он одновременно является человеком и богом, принимают его учение и пытаются следовать его примеру в своей жизни. Христос и дети. Бенджамин Уэст, 1790

Новые принципы взаимоотношений между мужчиной и женщиной Именно в христианско.

Новые принципы взаимоотношений между мужчиной и женщиной Именно в христианской культуре утвердился моногамный брак.

Христианский брак – это союз троих: мужчины и женщины перед лицом Бога

Христианский брак – это союз троих: мужчины и женщины перед лицом Бога

Христианский брак - таинство, соединяющее мужа и жену по образу таинственного.

Христианский брак - таинство, соединяющее мужа и жену по образу таинственного союза Христа с Его Церковью для полного неделимого общения жизни и низводящее на них дары Божией благодати. Семейная жизнь - труд, долгий серьезный путь, и для совместного пути нужна сила, поддержка. Благодать и даруется как поддержка. Брак в Кане. Роспись церкви во имя свт. Николы Орфаноса в Фессалонике. XIV в. Дары благодати

Цель христианского брака – рождение детей, но в первую очередь духовное и пло.

Брак и монашество - высокие идеалы христианства Для человека эти два пути – б.

Брак и монашество - высокие идеалы христианства Для человека эти два пути – брак и безбрачие – максимально различны по способу выстраивания жизни, но их духовная ценность одинакова. Сами монашествующие считали семейную жизнь более высоким подвигом самоотвержения, нежели все аскетические усилия.

Любовь – высшая ценность и добродетель В семье можно познать любовь Бога к че.

Сначала должен регистрироваться государством, как свидетельство взаимной супр.

Сначала должен регистрироваться государством, как свидетельство взаимной супружеской верности, продемонстрированной перед людьми. Позже заключается церковным венчанием, как свидетельством того же факта перед лицом бога. Современный церковный брак

Семья Николая II – совершенный образец православного брака и семьи В 2000 год.

Семья Николая II – совершенный образец православного брака и семьи В 2000 году члены семьи причислены к лику святых Русской Православной Церковью (РПЦ).

Муж и жена не оказывают давления, не ограничивают свободу действий и абсолютн.

Муж и жена не оказывают давления, не ограничивают свободу действий и абсолютно доверяют друг другу. Согласно православной традиции муж должен любить свою жену больше, чем свои мирские обязанности, ибо нет успеха выше чем счастливая семья, и если неладно в семье, то все другие достижения теряют смысл. Жене, как стержню, на котором держится вся семья, и как учительнице добродетелей для своих детей, отводится труднейшая обязанность – послушание. Единственная жена единственного мужа – жизненный идеал семейной жизни в православии Роли мужа и жены не исключительны: иногда жена должна продемонстрировать силу, а муж – подчиниться жене. В наиболее зрелых, духовных семьях отношения супругов превращаются во взаимное послушание.

1. сохранение честного непорочного брака; 2. рождение и воспитание детей; 3.

1. сохранение честного непорочного брака; 2. рождение и воспитание детей; 3. сохранение и передача из поколения в поколение духовных и религиозных ценностей. Цели православной семьи: Семья Чуковых

Дети –дар Божий Идеалом в православной культуре была многодетность. Семья куп.

Дети –дар Божий Идеалом в православной культуре была многодетность. Семья купца Поленова

В православной семье зачастую много детей и каждый ребенок любим. Воспитание.

В православной семье зачастую много детей и каждый ребенок любим. Воспитание детей в православной семье основано на любви и доверии друг к другу. Старшие помогают родителям воспитывать младших, при этом извлекая опыт для своей будущей семейной жизни, а младшие берут с них пример. Рождение и воспитание детей в православной семье

Вопросы к лекции: 1.Формирование таинства брака 2. Ветхий и Новый завет о сем.

Вопросы к лекции: 1.Формирование таинства брака 2. Ветхий и Новый завет о семье: изменение акцентов 3. Сопоставление монашества и семейной жизни: есть ли с христианской точки зрения предпочтения? 4. Почему православие настаивает на освобождении женщины от профессиональной деятельности? 5. Каково место ребёнка в православной семье?

Задания для самоконтроля: 1. Приведите примеры православных семей, которые вы.

Задания для самоконтроля: 1. Приведите примеры православных семей, которые вы знаете, опишите их образ жизни, их ценности и интересы, характеры и мотивы действий и поступков. 2. Сопоставьте эти семьи с семьями неверующих. Подумайте, какая модель семьи – верующей, православной или неверующей в наибольшей степени отвечает интересам современного российского государства. Обоснуйте вашу точку зрения.

Темы рефератов и эссе: 1. Религиозный и гражданский брак 2. Сущность религиоз.

Литература: 1.Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение.

Краткое описание документа:

В православной семье зачастую много детей и каждый ребенок любим. Воспитание детей в православной семье основано на любви и доверии друг к другу. Старшие помогают родителям воспитывать младших, при этом извлекая опыт для своей будущей семейной жизни, а младшие берут с них пример. Отношение к любви в христианстве совсем иное, чем в светском обществе. Все согласны, что должна быть любовь, но далеко не все понимают, что в нас самих нет источника любви. Человеку порой по наивности кажется, что это от него зависит — любить или не любить. Но ведь мы же знаем, что любовь есть некая сила, которая действует в человеке независимо от его воли и желания.

Если семье задать такую задачу: обязательно воспроизводить и воспроизводить, то может возникнуть искажение брака. Семьи не резиновые, люди не бесконечные, у каждого свой ресурс. Нельзя ставить такую колоссальную задачу, чтобы Церковь решала демографические вопросы государства.

Если семье задать такую задачу: обязательно воспроизводить и воспроизводить, то может возникнуть искажение брака. Семьи не резиновые, люди не бесконечные, у каждого свой ресурс. Нельзя ставить такую колоссальную задачу, чтобы Церковь решала демографические вопросы государства.


Что такое христианская семья

Семья

Сегодня серьезной проблемой является вопрос, что такое христианская семья и брак. Сейчас это понятие достаточно трудно осмысляется в приходской жизни. Я вижу очень многих молодых людей, которые дезориентированы в том, что они хотят увидеть в своей семье. В их головах существует масса штампов отношений между юношей и девушкой, на которые они ориентируются.

Второе, что подбавляет градус к этой психологической проблеме: разделение понятий — что является природой семьи, а что является ее смыслом и целью. Недавно я прочел в одной проповеди, что целью христианской семьи является деторождение. Но это неправильно и стало, к сожалению, необсуждаемым штампом. Ведь такая же цель у мусульманской, буддистской, у любой другой семьи. Деторождение является природой семьи, но отнюдь не целью. Оно заложено Богом в отношения между мужем и женой. Когда Господь создавал Еву, Он сказал, что нехорошо человеку быть одному. И не имел ввиду только деторождение.

Первое признание в любви

В Библии мы видим христианский образ любви и брака.

Здесь мы встречаем первое признание в любви: Адам говорит Еве: кость от костей моих и плоть от плоти. Вдумайтесь, как это прекрасно звучит.

Всякая идеология, которая вносится в семью, в Церковь — страшно губительна. Она всегда сужает ее до каких-то сектантских представлений.

Семья – малая Церковь

Помочь семье стать малой Церковью — вот наша главная задача.

И в современном мире слово о семье, как о малой Церкви, должно прозвучать громко. Цель брака – это воплощение христианской любви. Это место, где человек присутствует по-настоящему и до конца. И реализует себя как христианин в своем жертвенном отношении друг другу. Пятая глава Послания апостола Павла к Ефесянам, которая читается на Венчании, содержит образ христианской семьи, на который мы ориентируемся.

У о. Владимира Воробьева есть замечательная мысль: семья имеет свое начало на земле и имеет свое вечное продолжение в Царствии Небесном. Вот ради чего создается семья. Чтобы двое, став единым существом, это единство перенесли в вечность. И малая Церковь и Небесная стали едиными.

Семья – это выражение антропологически заложенной в человеке церковности. В ней реализуется осуществление Церкви, заложенное Богом в человеке. Преодоление, выстраивание себя по образу и подобию Божию — очень серьезный духовный аскетический путь. Об этом надо нам очень много и серьезно говорить с приходом, юноше с девушкой, друг с другом.

А сведение семьи к стереотипам надо разрушать. И я считаю, что многодетная семья – это хорошо. Но каждому по силам его. И оно не должно приводиться в исполнение ни духовническим руководством, ни какими-то соборными решениями. Деторождение есть исключительно исполнение Любви. Дети, брачные супружеские отношения – это то, что наполняет семью любовью и восполняет ее как некое оскудение.

Супружеские отношения – отношения любви и свободы

Когда мы говорим об интимных отношениях в семье, возникает много сложных вопросов. Монашеский устав, по которому живет наша Церковь, не предполагает рассуждения на эту тему. Тем не менее, этот вопрос существует, и никуда нам от него не деться.

Осуществление супружеских отношений — вопрос личной и внутренней свободы каждых супругов.

Было бы странно из-за того, что супруги причащаются во время чина Венчания, лишать их брачной ночи. А некоторые священники так и говорят, что не стоит супругам причащаться в этот день, потому что им предстоит брачная ночь. А как быть тем супругам, которые молятся о зачатии ребенка: чтобы он был зачат с Божьего благословения, им тоже не причащаться? Почему ставится вопрос о принятии Святых Христовых Тайн — Бога Воплотившегося — в нашу человеческую природу с некой скверной в отношения, освященных Венчанием? Ведь написано: ложе не скверно? Когда Господь посетил брак в Канне Галилейской, Он же наоборот добавил вино.

Здесь встает вопрос сознания, которое все отношения низводит до какого-то животного отношения.

Брак венчается и считается неоскверненным! Тот же Иоанн Златоуст, который сказал, что монашество выше брака, говорит и о том, что супруги остаются целомудренными и после того, как они поднимаются с супружеского ложа. Но это в том случае, если у них честен брак, если они берегут его.

Поэтому супружеские отношения – отношения человеческой любви и свободы. А бывает и так, и это могут подтвердить и другие священники, что всякая излишняя аскеза может являться причиной супружеских ссор и даже распада брака.

Любовь в браке

Люди соединяются в браке не потому, что они животные, а потому что они любят друг друга. А вот о любви в браке за всю историю христианства сказано не так много. Даже в художественной литературе проблема любви в браке впервые поднимается лишь в 19 веке. И никогда не обсуждалась ни в каких богословских трактатах. Даже в семинарских учебниках не говорится нигде, что люди, создающие семью, должны любить друг друга обязательно.

Любовь является основой для создания семьи. Об этом и должен радеть каждый священник прихода. Чтобы люди, которые собираются жениться, ставили перед собой цель любить по-настоящему, хранить и умножать, сделать ее той Царской Любовью, которая приводит человека ко Спасению. В браке ничего другого и быть не может. Это не просто бытовая структура, где женщина – воспроизводящий элемент, а мужчина – зарабатывает на хлеб и имеет немного свободного времени, чтобы поразвлечься. Хотя сейчас именно так чаще всего и происходит.

Церковь должна охранять брак

И только Церковь сейчас еще способна говорить, как создать и сохранять семью. Существует масса предприятий, которые дают возможность брак заключать и расторгать, и рассказывают об этом.

Раньше Церковь действительно была тем органом, который брал на себя ответственность законного брака и одновременно осуществляла церковное благословение. А теперь понятие законного брака все более и более размыто. В конечном итоге законный брак будет размыт до последнего предела. Очень многие люди не понимают, чем законный брак отличается от гражданского. Некоторые священники тоже путают эти понятия. Люди не понимают смысла заключения брака в государственных учреждениях и говорят, что лучше повенчаются, чтобы встать перед Богом, а в ЗАГСе – что? В общем, понять их можно. Если они любят друг друга, то им не нужна справка, какое-то формальное свидетельство о любви.

Только вне Церкви они не получают той благодатной силы, которая преображает их любовь. Брак получает благодатную силу не только потому, что он венчан в Церкви священником, а еще и потому, что люди вместе причащаются, вместе живут единой церковной жизнью.

Многие за обрядом венчания не видят сущности брака. Брак – это союз, который сотворен Богом еще в раю. Это таинство рая, райской жизни, таинство самой природы человека.

Здесь возникает огромная путаница и психологические препятствия для людей, которые ищут себе жениха или невесту в православных молодежных клубах, потому что лишь бы православный с православным, а иначе никак нельзя.

Подготовка к браку

Церкви нужно готовить к браку и тех людей, которые приходят не изнутри церковной общины. Тех, которые сейчас могли бы прийти в Церковь через брак. Сейчас огромное количество невоцерковленных людей желают настоящей семьи, настоящего брака. И знают, что ЗАГС ничего не даст, что истина дается в Церкви.

А здесь им говорят: получите свидетельство, заплатите, в воскресенье приходите к 12. Хор за отдельную плату, паникадило за отдельную.

Перед венчанием люди должны пройти серьезный подготовительный период – и готовиться несколько месяцев как минимум. Это должно быть совершенно четко. Хорошо бы принять решение на Синодальном уровне: так как Церковь несет ответственность за нерасторжимость брака, то и допускает его только между теми, кто в течение полугода регулярно приходил в Храм, исповедовался и причащался, слушал беседы священника.

При этом гражданская регистрация в этом смысле отступает на второй план, потому что при современных условиях она дает возможность закрепить какие-то имущественные права. Но Церковь не за это несет ответственность. Она должна соблюсти совершенно четкие условия, на основания которых совершается такое Таинство.

А иначе, конечно, эти проблемы с развенчанными браками будут только расти.

Ответы на вопросы

Когда человек понимает, что он лично отвечает за каждую мысль, каждое слово, за каждый свой поступок, тогда у человека начинается настоящая жизнь

Что вы делаете в приходе, чтобы восстановить ценность брака?

Брак — ценность самой Церкви. Задача священника помогать человеку эти ценности обретать. Современные молодые люди часто дезориентированы в том, что является сущностью брака.

Когда человек начинает жить церковной жизнью, приобщаться Таинствам, все сразу становится на свои места. Христос и мы рядом с Ним. Тогда все будет правильно, тут нет специальных приемчиков, их не должно быть. Когда люди пытаются изобрести какие-то специальные приемы, становится очень опасно.

Какие существуют выходы, чтобы решить эту проблему? Что Вы посоветуете молодым людям?

Во-первых, не торопиться, успокоиться. Довериться Богу. Ведь чаще всего люди не умеют этого делать.

Освободиться от штампов и идей, что все можно сделать какими-то специальными способами, так называемые рецепты счастья. Они существуют в головах многих православных прихожан. Якобы для того, чтобы стать тем-то и тем-то, нужно сделать то-то и то-то — поехать к старцу, например, прочитать сорок акафистов или сорок раз подряд причаститься.

Нужно понять, что нет рецептов счастья. Есть личная ответственность за свою собственную жизнь, и это самое главное. Когда человек понимает, что он лично отвечает за каждое свое слово, за каждый свой шаг, за свой поступок, тогда, мне кажется, у человека начнется настоящая жизнь.

И отказаться от ненужного: внешнего, надуманного, от того, что подменяет собой внутренний мир человека. Современный христианский церковный мир сейчас сильно тяготеет к застывшим формам благочестия, не осмысляя их полезности, плодоносности. Замыкается только на самой форме, а не на том, насколько это правильно и действенно для духовной жизни человека. И воспринимается только как некая модель отношений.

А Церковь – живой организм. Всякие модели бывают хороши только постольку-поскольку. Есть только некоторые векторы направления, а идти человеку приходится самому. И уповать на внешнюю форму, которая тебя якобы приведет к спасению, не стоит.

Половина

Есть ли у каждого человека своя половина?

Господь таким образом человека сотворил, изъяв из него часть для сотворения второй половины. Это Божественный акт сделал человека неполноценным без соединения с другим. Соответственно человек поэтому и ищет себе другого. И восполняется он в Тайне Брака. И это восполнение происходит либо это в семейной жизни, либо в монашестве.

Половинками рождаются? Или все-таки половинками становятся уже после венчания?

Я не думаю, что люди таким образом сотворены: будто бы есть два таких человека, которым нужно обязательно друг друга найти. И если они друг друга не найдут — будут неполноценными. Было бы странно думать, что есть только одна единственная и один единственный, который тебе послан Богом, а все остальные должны пройти мимо. Я думаю, что это не так. Сама природа человеческая такова, что она может преображаться, и сами отношения тоже могут преображаться.

Люди ищут другого именно как мужчина и женщина, а вовсе не как два конкретных индивидуума, которые существуют на свете. Выборов в таком смысле у человека достаточно много. Все друг другу подходящие и неподходящие одновременно. С одной стороны — человеческая природа искажена грехом, а с другой — у человеческой природы такая огромная сила, что по благодати Божией даже из камней Господь себе творит детей.

Иногда люди тяжело друг другу прирастающие, вдруг становятся такими неделимыми, единством в Боге и при усилии друг друга, при желании, при огромной работе. А бывает, что вроде у людей все хорошо, но они не хотят друг другом заниматься, друг друга спасать. Тогда самое идеальное единство может распасться.

Некие люди ищут и ждут некоторого внутреннего сигнала, что это твой человек, и только после такого ощущения они готовы принять, остаться с человеком, которого Бог перед ними поставил.

Трудно такому чувству до конца доверять, с одной стороны. А с другой, нельзя ему не доверять абсолютно. Это Тайна, это всегда останется Тайной для человека: Тайной его душевных мук, сердечных терзаний, его тревоги и его счастья, радости. Нет на этот вопрос ответа ни у кого.

Читайте также: